РУБРИКИ |
Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков- в экспериментальной группе «Б» более 50% детей имеют неблагоприятный статус («пренебрегаемые» и «отверженные»), а 47,61% - благоприятный статус («лидеры» и «предпочитаемые»). Это означает, что уровень благополучности взаимоотношений можно определить как низкий. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определённого отношения со стороны других людей. Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе «А» эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе «Б». В экспериментальной группе «А» более благополучные взаимоотношения в коллективе. Дети чувствуют себя комфортно, они дружелюбны по отношению друг к другу, удовлетворены общением, в группе положительный эмоциональный фон, и, значит есть условия для самореализации и свободного самовыражения. В экспериментальной группе «Б» уровень благополучия взаимоотношений можно определить как низкий, это означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Дети чувствуют дискомфорт, эмоциональную незащищенность. В такой группе затруднено самовыражение, дети замыкаются в себе, проявляют агрессию к окружающим. Обработка данных по методике определения самооценки Т. Дембо - С. Рубинштейн. После обработки методики необходимо сделать сводную таблицу сырых данных (приложение 2.). Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом: Таблица 3. Количественные характеристики уровня самооценки при первичной диагностике экспериментальных групп «А» и «Б».
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что большинство детей (36,82%) имеют средний уровень самооценки, остальные дети поровну разделились (по 21,06%) между очень высоким, высоким и низким уровнем самооценки. Это означает, что большинство детей имеют адекватную положительную самооценку, и, следовательно, чувствуют себя уверенно и комфортно, уважают себя и окружающих людей. - в экспериментальной группе «Б» из общего количества детей: Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что большинство детей имеет высокий уровень самооценки (38,98%), немного меньшее количество детей (33,32%) имеют низкий уровень самооценки. Меньшинство детей (9,52%) имеют очень высокий уровень самооценки. Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, агрессивность, во втором – безынициативность, замкнутость, трудность общения с другими. Таким образом, по результатам исследования, в группе «Б» более нестабильная ситуация, чем в группе «А» как по уровню благополучия взаимоотношений, так и по уровню самооценки. Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы. Когда человек чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с другим человеком или с неким стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом многих человеческих несчастий. Здесь в действие вступают и другие отрицательные факторы, например гнев, соперничество и, как следствие, утрата инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение. Кроме того, человек может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс неполноценности. В группе, где большинство чувствует себя неполноценными, отверженными напряженная эмоциональная обстановка, постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Такая ситуация образовалась преимущественно в группе «Б». Исходя из результатов диагностики, было разработано коллективное творческое дело, направленное на развитие словесно-логического мышления. II.3 Теоретическое обоснование коллективного творческого дела, направленного на повышение социометрического статуса и самооценки при организации коллективного творческого дела детей среднего школьного возраста Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга. Изучение показывает, что шаблоны доминирования не обязательно принимают порядок рангов, как в «порядке клевания» среди цыплят. А доминирует над Б, который доминирует над В и Г, но В и Г доминируют над А. Чем продолжительнее период контакта, тем отчетливее оформляются такие шаблоны. В каждом конкретном случае возникает уникальная сеть взаимоотношений [47]. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно взаимное безразличие [25]. Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы [16]. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы [28]. Значение статуса для человека велико, следовательно и важность изучения данного феномена переоценить нельзя [32]. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей [48]. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации [34]. Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь [4]. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя [6]. Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей [21]. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку [34]. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка [48]. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки [14]. Низкая самооценка приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют следующие воздействия низкой самооценки [48]: 1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность. 2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия. 3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним. В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта [4]. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна самооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе [3]. Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности [4]. Именно поэтому в работе было решено создать группу и реализовать в ней коллективное творческое дело. Предложенная форма творческой деятельности наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного образования, что позволяет достичь оптимального результата. Цель коллективного творческого дела: создание условий для повышения социометрического статуса и самооценки в группах младших подростков. Задачи: § создать группу детей для реализации коллективного творческого дела; § мотивировать детей на предстоящую работу; § стимулировать самостоятельность и активность детей; § создать атмосферу доброжелательности и принятия; § улучшить психологический климат в группе; Этапы: I. Знакомство. Установка контакта с детьми. Проведение диагностических методик (см. приложения 1 и 2). II. Проведение коллективного творческого дела. III. Проведение повторной диагностики, сравнение с первичной диагностикой. IV. Формулировка выводов. Организационная часть коллективного творческого дела 1) КТД предназначено для детей среднего школьного возраста. 2) продолжительность встреч 40 минут, проводятся встречи 1 раз в неделю. 3) Форма организации коллективного творческого дела – групповая. Требования к организации коллективного творческого дела: 1) С самого начала нужно относиться к детям как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. 2) В группе необходимо создать атмосферу принятия, доверия. 3) Использовать совокупность приемов во взаимодействии с подростками – «акцент на лучшее», «про себя только положительное», «позитив важнее негатива». 4) В работе использовать принцип «Здесь и сейчас» 5) Участие в коллективном творческом деле осуществлять на добровольной основе. 6) Основной акцент при работе нужно делать на интерес в реализации своих способностей ребят с низкой самооценкой и социометрическим статусом 7) Своим личным примером (а значит ненавязчиво, незаметно) необходимо помогать ребятам находить в каждом их них что-то хорошее, делиться этим хорошим. 8) С самого начала предоставлять детям больше возможности самим быть организатором своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. 9) Создавать детям условия для проявления самостоятельности. 10) Обязательно нужно указывать подросткам на интересную информацию и особый подход к работе детей с низкой самооценкой и социометрическим статусом 11) Обязательно нужно давать слово детям с низкой самооценкой и социометрическим статусом, помочь им донести свою мысль до коллектива и отмечать положительные моменты и интересные идеи. План работы: 1. Диагностика самооценки и статуса в группе; 2. беседа с детьми о значимости дела, распределение работы между детьми; 3. обсуждение промежуточных результатов и их доработка; 4. сбор конечных результатов; 5. оформление стенгазеты; 6. повторная диагностика Ожидаемые результаты: После реализации коллективного творческого дела у детей повысится психологический климат в группе, улучшатся взаимоотношения в коллективе, низкая самооценка и социометрический статус повысятся у некоторых детей, возрастет уровень благополучия взаимоотношений между участниками эксперимента в обоих группах. Содержание коллективного творческого дела Тема: Изучение истории школы Цель: создание условий для повышения социометрического статуса и самооценки в группах младших подростков. С самого начала нужно относиться к детям как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. Работу выполнялась совместно, двумя группами (Группы «А» и «Б»). Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет, степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться. Внешним фактором, определяющим социометрический статус учащихся, являются групповые нормы и требования. Цели индивида и особенности их осуществления в группе во многом определяются групповыми нормами и требованиями, т.е. групповые ценности могут оказать влияние на развитие личности членов группы [25]. Подростки были помещены в новый коллектив, где прежние социометрические статусы не имели значения, и каждый ребенок имел возможность проявить себя так, как хочется ему. В группе необходимо создать атмосферу принятия, доверия. Любой ребенок высказывал свое мнение по любому поводу, коллектив слушал его, не перебивал и пытался найти что-то нужное для нашего дела. В работе использовать принцип «Здесь и сейчас»: оставлять все свои дела и чувства за порогом кабинета и заниматься только историей школы. Это ощущение доверия становится важным гарантом против тревоги в противостоянии окружающему миру, обеспечивая ребенку чувство базовой безопасности, необходимое при столкновении с требованиями окружения. Первый этап – подготовка к коллективному творческому делу. На данном этапе с подростками проводится беседа о коллективном творческом деле «Изучение истории школы». В ходе беседы следует найти ответы на вопросы: § Что и для кого мы будем делать? § Кому это принесет радость и пользу? § Когда мы будем это делать? § Кто будет участвовать? Участие в коллективном творческом деле осуществлять на добровольной основе. Основной акцент при работе нужно делать на интерес в реализации своих способностей ребят с низкой самооценкой и социометрическим статусом - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях. Например, можно назначить: § помощников для себя; § фотографов; § администраторов, которые занимаются согласованием времени для бесед, интервью, фотосессий. Своим личным примером (а значит ненавязчиво, незаметно) необходимо помогать ребятам находить в каждом их них что-то хорошее, делиться этим хорошим. С самого начала предоставлять детям больше возможности самим быть организатором своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создавать детям условия для проявления самостоятельности. Второй этап - мозговой штурм и коллективное планирование. Подросткам был задан вопрос: где можно найти информацию по истории школы. Дети предлагают много вариантов: поиск в интернете; опрос учителей; опрос директора школы; поиск в библиотеке; поиск в краеведческом музее. Совместными усилиями нужно поделить подростков на микрогруппы по 4-5 человек (опрос учителей – 10 человек), чтобы дети выполняли поиск информации по наиболее понравившемуся варианту. Нужно обговорить методы получения информации: § беседа; § интервью; § анализ документации. Для интервью необходимо коллективно составить вопросы (Приложение 4). Срок выполнения задания в микрогруппе определяется совместно, например, 1 неделя. Участие ребят в составлении плана работы, распределении обязанностей и контроле за их исполнением имеет важное воспитательное значение, дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, то есть формируется активная деятельность и жизненная позиция. Третий этап - обсуждение промежуточных результатов и их доработка. Весь представленный материал нужно рассматривать и обсуждать вместе. Каждый может высказаться о его необходимости в нашем деле. Далее проводится беседа, где обсуждаются вопросы: § Что получилось хорошего и почему? § Что можно сделать лучше? § Что нужно учитывать на будущее? Проводится анализ замечаний и предложений и принимается решение о доработке материала. Обязательно нужно указывать подросткам на интересную информацию и особый подход к работе детей с низкой самооценкой и социометрическим статусом, тем самым помогая им поверить в свои силы, а группе увидеть положительные стороны детей. Четвертый этап – сбор конечных результатов. Принесенные подростками доработанные материалы нужно рассматривать совместно и принимать решение об оформлении результатов: оформить стенгазету, содержащую данные по истории школы, составить альбом с фотографиями и краткой биографией педагогов, работавших ранее в этой школе, разместить фотографии школы разных лет и фотографии учителей, работающих в школе сейчас. Ребята могут высказывать свои предложения, а группа должна их слушать. Обязательно нужно дать слово детям с низкой самооценкой и социометрическим статусом, помочь им донести свою мысль до коллектива и отмечать положительные моменты и интересные идеи. Благодаря этому ребята учатся слушать и уважать мнение другого, быть толерантными и находить во всем хорошее. Пятый этап - оформление стенгазеты с результатами поиска. Планируется размещение собранных материалов на газете. В этом можно дать полную свободу подросткам, обращая их внимание (ненавязчиво) на предложения детей с низкой самооценкой и социометрическим статусом, это дает возможность детям увидеть значимость своих высказываний, а коллективу убедиться в том, что эти дети не хуже них. II.4 Оценка эффективности коллективного творческого дела В результате проведенного исследования в выборке детей среднего школьного возраста, учащихся МОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 1» села Смоленского Смоленского района Алтайского края и анализа результатов, были получены данные, представленные в рисунках 7 и 8. В результате повторного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений определяются следующие диагностические показатели: Таблица 4. Количественные характеристики статусных категорий при вторичной диагностике экспериментальных групп «А» и «Б».
В результате статусные категории каждого ребенка: - в экспериментальной группе «А»: После проведенного исследования мы видим, что социометрический статус некоторых детей изменился в сторону улучшения: детей со статусом «отверженные» в группе стало меньше, количество детей со статусами «Лидеры» и «Пренебрегаемые» не изменилось, а вот детей со статусом «Предпочитаемые» стало больше. Изучив полученные результаты по определению социометрического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе «А» эмоциональный климат группы для каждого воспитанника стал более благоприятный, теплый, так как в благоприятных («Лидеры» и «Предпочитаемые») статусных категориях находится большее количество детей. Экспериментальную группу «А» можно считать благополучной, так статусную категорию «отверженные» имеет только 1 человек. В экспериментальной группе «Б» после проведения вторичной диагностики статусные категории выглядят следующим образом: После проведенного исследования в группе «Б» также можно увидеть изменения социометрического статуса некоторых детей: количество детей со статусами «пренебрегаемые» и «отверженные» в группе стало меньше, количество детей со статусом «лидеры» не изменилось, а вот детей со статусом «предпочитаемые» стало больше. Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе «Б» после проведения вторичной диагностики эмоциональный климат группы для каждого воспитанника стал более благоприятным, теплым. Индекс изолированности в группе снизился и статусную категорию «отверженные» имеют 4 человека. Полученные результаты означают, что в обеих экспериментальных группах произошла перестройка отношений и многие дети перестали быть «отверженными», коллективы стали относиться к ним более уважительно, взаимоотношения в группах улучшились, дети чувствуют себя комфортно, уверенно, удовлетворены общением, в группах положительный эмоциональный фон. При сравнении экспериментальных групп можно отметить, что группа «А» является более благополучной, чем группа «Б». Это выражается в меньшем количестве детей со статусом «Отверженные» и больше – со статусами «Лидеры» и «Пренебрегаемые». Обработка данных по методике определения самооценки Т. Дембо - С. Рубинштейн. После обработки методики нам необходимо сделать сводную таблицу сырых данных (приложение 2.). Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом: Таблица 5. Количественные характеристики уровня самооценки при вторичной диагностике экспериментальных групп «А» и «Б».
В экспериментальной группе «А» из общего количества детей: Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что детей с низким уровнем самооценки стало меньше, а со средним уровнем – больше. Для подтверждения достоверности различий между первичной и вторичной диагностикой изучения уровня самооценки было произведено сравнение средних показателей по зависимым выборкам с использованием t-критерия Стьюдента (Приложение 5). Анализ результатов показал наличие достоверных различий между выборками при уровне значимости p<0,05. Это означает, что большинство детей имеют адекватную положительную самооценку, и, следовательно, чувствуют себя уверенно и комфортно, уважают себя и окружающих людей. Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви. В экспериментальной группе «Б» из общего количества детей: Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что в данной группе также детей с низким уровнем самооценки стало меньше, а со средним уровнем – больше. Для подтверждения достоверности различий между первичной и вторичной диагностикой изучения уровня самооценки было произведено сравнение средних показателей по зависимым выборкам с использованием t-критерия Стьюдента (Приложение 6.). Анализ результатов показал наличие достоверных различий между выборками при уровне значимости p<0,05. Следовательно дети из экспериментальной группы «Б» поверили в свои силы, у них повысилось самоуважение. Ситуация в группе стабилизировалась, отношения между детьми улучшились, они стали более инициативными и открытыми. Низкая самооценка — иногда служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе чувство неполноценности, а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности [34]. Следует отметить, что после проведения эксперимента в экспериментальных группах улучшились взаимоотношения, дети стали более открытыми, дружелюбными дети чувствуют себя комфортно, уверенно, удовлетворены общением, в группах положительный эмоциональный фон. В группе «А» более стабильная ситуация, чем в группе «Б» как по уровню благополучия взаимоотношений, так и по уровню самооценки. Это объясняется тем, что изначально в экспериментальной группе «А» были более благополучные показатели как по социометрическим показателям, так и по уровню самооценки. Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что разработанное и реализованное коллективное творческое дело способствует повышению социометрического статуса в группе и самооценки младших подростков, а, следовательно наша гипотеза подтвердилась. Самооценка, как составляющая «Я – образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция – тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие [40]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки [4]. Экспериментальной базой для реализации коллективного творческого дела было выбрано МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 села Смоленского Смоленского района Алтайского края». В работе принимали участие дети пятых классов в количестве 40 человек. Были созданы 2 экспериментальные группы: § в качестве экспериментальной группы «А» были выбраны учащиеся 5-го «А» класса; § в качестве экспериментальной группы «Б» были выбраны учащиеся 5 «Б» класса. Для реализации целей исследования были выбраны несколько методик: 1. методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено; 2. методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. После проведения первичной диагностики мы выяснили, что по результатам исследования, в группе «Б» более нестабильная ситуация, чем в группе «А» как по уровню благополучия взаимоотношений, так и по уровню самооценки. В экспериментальной группе «А» эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе «Б». После реализации коллективного творческого дела социометрический статус и самооценка некоторых детей изменились в сторону улучшения. в обеих экспериментальных группах произошла перестройка отношений и многие дети перестали быть «отверженными», коллективы стали относиться к ним более уважительно, взаимоотношения в группах улучшились, дети чувствуют себя комфортно, уверенно, удовлетворены общением, в группах положительный эмоциональный фон. Для подтверждения достоверности различий между первичной и вторичной диагностикой самооценки было произведено сравнение средних по зависимым выборкам (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок). В результате получился вывод, о том, что существуют достоверные различия между выборками при уровне значимости p<0,05. Таким образом, гипотеза экспериментального исследования подтвердилась, по результатам исследования можно сделать вывод, что разработанное и реализованное коллективное творческое дело способствует повышению социометрического статуса в группе и самооценки младших подростков. Следовательно, поставленная в начале исследования цель достигнута, основные задачи решены, наша гипотеза подтвердилась. Заключение Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам [32]. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса [28]. Каждый человек участвует в комбинации различных отношений с другими людьми. В каждом кругу он играет несколько отличные межличностные роли. Для индивида эти круги представляют собой «значимых других», чьи суждения оказываются решающими для формирования его самооценки. Оценить себя значит рассмотреть себя внутри некой иерархической системы [48]. Люди весьма различны по их самооценке и многие из этих различий обнаруживаются в повседневной жизни. Уровень самооценки человека в большой степени зависит от реакции людей связанных с ним лично, и человек не может позволить себе их разочаровывать [27]. В распространенном в психологии смысле, творчество — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [9]. Рассматривая коллективное творческое дело, как многоуровневую модель, видно, что большая часть воспитательных задач решается на уровнях подготовки и организации, поэтому при рассмотрении творческого дела следует особенное внимание уделять процессу подготовки и организации дела. Таким образом, при работе с детьми, главным педагогическим результатом является процесс подготовки и организации дела, а не его внешний результат [55]. Экспериментальной базой для реализации коллективного творческого дела было выбрано МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 села Смоленского Смоленского района Алтайского края». В работе принимали участие дети пятых классов в количестве 40 человек. Были созданы 2 экспериментальные группы: § в качестве экспериментальной группы «А» были выбраны учащиеся 5-го «А» класса; § в качестве экспериментальной группы «Б» были выбраны учащиеся 5 «Б» класса. Для реализации целей исследования были выбраны несколько методик: 1. методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено; 2. методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. После проведения первичной диагностики выяснилось, что по результатам исследования, в группе «Б» более нестабильная ситуация, чем в группе «А» как по уровню благополучия взаимоотношений, так и по уровню самооценки. В экспериментальной группе «А» эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе «Б». После реализации коллективного творческого дела социометрический статус и самооценка некоторых детей изменились в сторону улучшения. в обеих экспериментальных группах произошла перестройка отношений и многие дети перестали быть «отверженными», коллективы стали относиться к ним более уважительно, взаимоотношения в группах улучшились, дети чувствуют себя комфортно, уверенно, удовлетворены общением, в группах положительный эмоциональный фон. Для подтверждения достоверности различий между первичной и вторичной диагностикой самооценки было произведено сравнение средних по зависимым выборкам (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок). В результате получился вывод, о том, что существуют достоверные различия между выборками при уровне значимости p<0,05. Таким образом наша гипотеза подтвердилась, по результатам исследования можно сделать вывод, что разработанное и реализованное коллективное творческое дело способствует повышению социометрического статуса в группе и самооценки младших подростков. Следовательно, поставленная в начале исследования цель достигнута, основные задачи решены, наша гипотеза подтвердилась. Самооценка, как составляющая «Я – образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция – тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие [40]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки [4]. Литература 1. Андреева, Г.М. Социальная психология и сциальные изменения [Текст] / Андреева Г.М. - //Психол. журн. - 2005. - № 5. - С.5-15. 2. Берко, Д. В. Особенности восприятия родителей и сверстников в подростковом возрасте [Текст] // Психолого - педагогические проблемы образования и воспитания Материалы научной конференции "Университетская наука - региону "- Ставрополь Издательствово СГУ, 1997 3. Берко, Д. В. Концепция самоактуализации А Г Маслоу Культурологические аспекты [Текст] // Человек в контексте культуры Сборник научных статей Выпуск 3 /Под ред. проф. В А Колотаева - Ставрополь СГУ, 2000 -188 с, С 176-179 4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. -М., 1997, С.176-232. 5. Бодалев, А.А. Психология общения: избранные психологические труды [Текст] / А. А. Бодалев; ред. Д. И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 256 с. 6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2008. - 400 с. 7. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович ; ред., авт. вступ. ст. Д. И. Фельдштейн. - 3-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. - 352 с. 8. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст]: А.Валлон. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с. - ISBN 5-318-00141-6 9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с. 10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с - ISBN 5-87852-043-5 11. Выготский, Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст] / Л. С. Выготский . - 5-е издание, исправленное и дополненное - М.: Лабиринт, 1998. - 416 с. 12. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2003. - 1136 с.: ил. - ISBN 5-699-02553-7 13. Герберт, О.И. Формирование положительной самооценки подростков "группы риска": методические рекомендации [Текст] / О. И. Герберт. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 36 с. 14. Гульянова, Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха [Текст] // Вестник Московского университетата. Серия 14. Психология. № 3, 2001, с. 68-75. 15. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов педагогических институтов/ В. В. Давыдов, Т. В Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский - М.: Просвещение, 1979. - 288с. 16. Детская практическая психология [Текст]: учебник для вузов / ред. Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2001. - 255 с. - ISBN 5-7193-0080-5 17. Донцов, А.И. Психология коллектива. [Текст] - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с. 18. Драгунова, Т.В., Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. [Текст] / Драгунова, Т.В., Эльконин Д.Б. - М.: Просвещение, 1967. - 156с. 19. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок: как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие [Текст] / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл ; пер. с англ. Е. Долинская. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 295 с. - ISBN 5-17-029531-6 20. Изюрова, О. С. Коллективное творческое дело как форма развития толерантности подростков в детском доме [Текст] / О. С. Изюрова // Образование и наука. - 2008. - N 7. - С. 78-86. 21. Ильенков, Э.В.: Личность и творчество [Текст]/ ред., сост. И. П. Фарман. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 272 с.: ил. 22. Истратова, О. Н.. Большая книга подросткового психолога [Текст]/ О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/д : Феникс, 2008. - 636 с. : ил. - (Психологический практикум). - 2000 экз. - ISBN 978-5-222-13093-3 23. Карпенко, Л.А., Краткий психологический словарь [Текст]/ Петровский А. В., Карпенко Л.А. - М.: Просвещение, 1981. - 195с. 24. Кон, И.С. Ребенок и общество. [Текст] Издательство Наука, - М., 1988. 25. Кон, И. С. Социологическая психология: избранные психологические труды [Текст] / И. С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 560 с. 26. Леонтьев, А. А. Деятельный ум: деятельность, Знак, Личность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2001. - 392 с. - ISBN 5-89357-106-1 27. Липкина, А.И. Самооценка школьника. [Текст] - М.: Знание, 1976. - 64с. 28. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс [Текст] / Д. Майерс. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с. - ISBN 5-93878-011-X 29. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-91180-439-8 30. Матинова, Н.А Творчество как универсальный путь развития личности [Текст] / Н.А. Матинова // Классный руководитель 2004. - №2. – с.80-83. 31. Матюшкин А. М., Одаренные дети [Текст] / Д. А. Сиск, А. М. Матюшкин // Вопросы психол. 1988. № 4. С. 88—97. 32. Королева, А. П. Оказание психологической помощи младшим школьникам с низким социометрическим статусом [Текст] / А. П. Королева // Наука и школа. - 2006. - N 4. - С. . 31-33. |
|
© 2010 |
|