РУБРИКИ |
Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков33. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст]: Т.Н. Овчинникова – М.: Академический Проект, 2000. -2-е изд. – 208 с. - ISBN 5-8291-0073-8 34. Олийник, Л. Как помочь школьникам повысить самооценку [Текст] / Л. Олийник // Воспитание школьников. - 2007. - N 1. - С. . 29-30 35. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. [Текст]— М.: Просвещение, 1991. — 287 с - ISBN 5-09-003075-8 36. Петровский, А. В.. Психология. Словарь. [Текст]: М. Политиздат, 1990 г. 37. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. [Текст] - М.: Знание, 1982. - 179с. 38. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для вузов [Текст] / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с. 39. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / ред. А. А. Крылов. - Л. : Издательство государственного университета, 1990. - 272 с. 40. Пригожин, И. Р. От существующего к возникающему. [Текст]: М., 1985. 41. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие для вузов / Под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е издание, переработанное и дополненное - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2007. - 592 с. - ISBN 978-5-94723-870-9 42. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: [Текст] методическое пособие / ред. И. В. Дубровина. - 6-е изд. - М.: Академический проект, 2002. - 128 с. - ISBN 508291-0161-0 43. Психология эмоций. Тексты [Текст] / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер — М.: Издательство Московского университета, 1984. —288 с. 44. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]: учебное пособие / пер. с англ. - 8-е международное издание. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с. : ил. 45. Реан, А. А. Психология и педагогика. [Текст] / Н. В Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — ISBN 5-272-00266-0 46. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: Учебное пособие: В 2 кн. — 2-е издание, переработанное и дополненное — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил. - ISBN 5-691-00180-9. 47. Сейфи, С. Т. Коллективное творчество в формировании "школьного социума" и жизненных установок подростка [Текст]: из опыта нижегородской школы N 66 / Сейфи С. Т., Жукова Н. Н. // Мир психологии. - 2008. - N 1. - С. 202-211. 48. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии [Текст] / К. Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - N 2. - С. . 224-232 49. Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. - ISBN 5-7695-0878-7 50. Социальная психология личности [Текст] /Под ред. М.И.Бобнева, Е.В. Шорохова - М.: Изд-во «Наука»,1979. 51. Узнадзе, Д.Н. Психология установки. [Текст] – СПб.: Питер, 2001, 416с. - ISBN 5-318-00163-7 52. Фаворский, В.А. Литературно-теоретическое наследие. [Текст]: М., 1988 53. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. [Текст] М.: «Вопросы психологии», 1985. - 32с. 54. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка [Текст] М.: Педагогика, 1988. - 114с. 55. Филимонов, В. Опыт коллективного творчества [Текст] / В. Филимонов // Искусство в школе. - 2002. - N 2. - С. . 79-83 56. Чудновский, В.Э. О возрастном подходе к психологическим особенностям [Текст] // Вопросы психологии, №4, 1976, с. 51. 57. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: Учебное пособие, 2-е издание, переработанное и дополненное М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с: ил - ISBN 5-88439-015-7 58. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии № 4, 1971, с.6-21. 59. Яковлева, Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии 1994. № 5. с. 37— 42. 60. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст]: учебник для вузов / Ядов В.А. - М.: Добросвет, 2000. - 596 с. Приложение 1. Социометрические матрицы. Группа «А»
Группа «Б»
Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке. Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, испытуемый под номером 3 сделал выбор в пользу испытуемого под номером 1, то на пересечении третьей строки и первого столбца ставится крестик (+). Если испытуемые сделали взаимные выборы, то ставится звездочка (*). Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле: где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых. Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления: 7:9 = 0,78. В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на четыре статусные группы (см. табл. 1). Таблица 1. Классификация социометрических групп.
Приложение 2. Обработка и интерпретация результатов исследования самооценки Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам). 1. По каждой из шести шкал определить: a. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; b. высоту самооценки — от «о» до знака «—»; c. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом. 2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. Уровень притязаний Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Высота самооценки Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.). Таблица 1. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки.
Таблица 2. Уровень самооценки детей экспериментальной группы «Б». Первичная диагностика.
Таблица 3. Уровень самооценки детей экспериментальной группы «Б». Первичная диагностика
Таблица 4. Уровень самооценки детей экспериментальной группы «А». Вторичная диагностика. Приложение 3. Социометрическая карточка Фамилия____________________ 1. Кого бы ты попросил/а помочь тебе подготовиться к важному экзамену? 1-й выбор_________________________________________________ 2-й выбор_________________________________________________ 3-й выбор_________________________________________________ 2. Кого из класса ты бы пригласил/а с собой на интересную вечеринку?" 1-й выбор________________________________________________ 2-й выбор________________________________________________ 3-й выбор________________________________________________ Приложение 4. Вопросы для интервью с преподавателями 1. Давно ли вы работаете в этой школе? 2. Что вы знаете об истории этой школы? 3. Знаете ли вы педагогов, вышедших на пенсию из этой школы? 4. Что вы можете сказать про каждого из них? Приложение 5. Сравнение средних показателей по зависимым выборкам с использованием t-критерия Стьюдента в экспериментальной группе «А» Нулевая гипотеза утверждает отсутствие различий средних значений в двух выборках испытуемых. Альтернативная гипотеза гласит о существовании различий между средними показателями. Таблица 1. Результаты диагностики уровня самооценки в экспериментальной группе «А»
, где Вывод: эмпирическое значение превышает критическое (при уровне значимости p<0,05=2,101), что говорит о наличии достоверных различий между этими выборками. Следовательно, нулевая гипотеза об отсутствии различий отклоняется. Приложение 6. Сравнение средних показателей по зависимым выборкам с использованием t-критерия Стьюдента в экспериментальной группе «Б» Нулевая гипотеза утверждает отсутствие различий средних значений в двух выборках испытуемых. Альтернативная гипотеза гласит о существовании различий между средними показателями. Таблица 1. Результаты диагностики уровня самооценки в экспериментальной группе «Б»
, где Вывод: эмпирическое значение превышает критическое (при уровне значимости p<0,05=2,101), что говорит о наличии достоверных различий между этими выборками. Следовательно, нулевая гипотеза об отсутствии различий отклоняется. |
|
© 2010 |
|