РУБРИКИ

Коррекционная педагогика. Возрастная психология

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Коррекционная педагогика. Возрастная психология

8.Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.

9.Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н. Новгород, 2000.


Лекция 18. Психологические особенности умственно отсталых детей

1. Общая характеристика

Умственно отсталым называют ребенка, у которого наблюдается стойкое значительное нарушение познавательная деятельность вследствие глубокого органического поражения головного мозга (Рубинштейн С.Я., 1986). Этим умственная отсталость отличается от ЗПР, при которой имеется не нарушение, а умеренная задержка развития познавательной деятельности, причем оно носит временный характер. Кроме того, при ЗПР отмечается незначительное мелкоочаговое поражение мозга. А при умственно отсталости поражается практически вся поверхность коры головного мозга и большинства ВПФ.

Педагогическая запущенность является не только кратковременной неуспеваемостью ребенка, обусловленной социальными факторами и не связана с органическим поражением мозга Состояние обусловлено дефицитом социальной информации вследствие социально-психологической депривации (социально-депривационный дефицит).

В свою очередь, умственная отсталость подразделяется на олигофрению и деменцию. Олигофрения преобладает среди воспитанников вспомогательных школ. Переводится как "малоумие" и означает психологическое состояние интеллектуального недоразвития, возникающее в результате поражения ЦНС ребенка в в доречевом периоде. Причинами являются наследственные заболевания и внутриутробные повреждения плода, родовая травма и асфиксия, заболевания новорожденного. Характерен ранний срок возникновения интеллектуальных отклонений, отсутствие его дальнейшего прогрессирования.

Г.Е. Сухарева (1965) выделяет ряд общих психологических особенностей детьми при олигофрении: дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, недостаточность познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности; сниженная восприимчивость к новому, плохая обучаемость. Затем присоединяется малый запас слов и представлений, конкретность и поверхностность мышления, слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Второй формой умственной отсталости является деменция - это текущее заболевание ЦНС с постепенным распадом сформированных психических функций; развивающееся чаще в возрасте после трех лет (послеречевом). Наиболее часто встречаются шизофреническая, эпилептическая, а также сосудистая и травматическая формы деменции.

Традиционно по степени умственная отсталость делится на идиотию, имбецильность и дебильность. В соответствие с международной классификацией рассматривается интеллектуальная недостаточность (легкая, средняя и глубокая).

2. Ощущения и восприятие

У умственно отсталых детей отмечается замедленность и суженность зрительного восприятия. Скорость восприятия обьектов примерно в 2 раза ниже, чем у обычных детей. Значительное снижение объема воспринимаемого материала сопровождается тем, что в поле зрения они одновременно видят меньше признаков одного обьекта. Эта особенность восприятия связывают с замедлением движений взора.

Узость, замедление скорости восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой обстановке, решать новую задачу. Он плохо воспринимает связи между объектами, смысл обстановки, что приводит к дезориентации.

Умственно отсталые плохо различают выражение лица человека, сюжет картинок, не понимают перспективы, светотени и т.д. Это свидетельствует о выраженной недифференцированности восприятия. Они плохо узнают также сходные предметы, цвета, не выделяют частные признаки объектов.

В процессе познавательной деятельности умственно отсталый ребенок не стремится рассмотреть предмет во всех деталях, оценить его свойства и функции. Это связано с низкой активностью восприятия.

Поэтому они хуже воспринимают перевернутые фигуры, распознают их пространственное расположение и глубину изображения на картинке. Рассматривая картинку часто руководствуются первым случайным впечатлением, ориентируются на яркие, привлекательные свойства. При чтении стремятся угадывать смысл слова по нескольким первым буквам.

Кроме того, умственно отсталые дети хуже опознают предметы на ощупь (астереогноз). Страдает способность различать звуки речи (фонематический слух). Нарушается восприятие времени и пространства.

3. Развитие речи

Слуховое различение слов и фраз возникает значительно позже. Поэтому речь немногословная и неправильная. Это объясняется поражением коры мозга с замедленной выработкой дифференцировочных условных связей во всех анализаторах. Также замедляется динамика нервно-психических процессов и установление динамических связей между анализаторами.

Недоразвитие речи в основном связано с несформированностью условных связей в слуховом анализаторе. Поэтому ребенок долго не усваивает новые слова и словосочетания. При сохранности неречевого слуха (восприятие тонов, шумов), он плохо различает обращенную речь взрослых, воспринимая ее слитно.

Кроме того, слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими, затрудняется звуковой анализ слова. Плохо различая на слух окончания слов, он не усваивает грамматические формы.

Также замедляется темп развития артикуляции, т. е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов. Это связано нарушением формирования связей в области двигательного анализатора. Точность моторных речевых импульсов корректируется с помощью слуха и мышечного чувства. При их недоразвитии отмечается неправильное звукопроизношение. В свою очередь нечеткость произношения тормозит развитие качества слухового восприятия.

Словарный запас значительно меньше, причем имеется большая разница между пассивным и активным словарем. Кроме того, умственно отсталые мало используют прилагательные, глаголы, союзы. Нарушен грамматический строй речи, фразы односложны, упрощены и имеют конкретный смысл. Переставляя в предложении, разделяя фразы часто нарушают его смысл.

Плохо разделяя слово на буквы, пишут с ошибками. Имеются затруднения при написании самих букв, что в целом искажает почерк. При обучении письму и чтению выявляются нарушения со стороны зрительного анализатора и пространственной ориентировки.

4. Мышление

Из-за нарушений восприятия ребенок имеет небольшой запac представлений. Они отличаются фрагментарностью, упрощенностью. Мышление формируется в условиях речевого недоразвития и ограниченной игровой, практической деятельности. Особенностью мышления является его конкретность и слабость обобщений. Используя немногочисленные наглядные образы, не умеют понять скрытое за ними общие и существенные свойства обьекта.

Сравнивая предметы склонны к установлению различий, не умея определять сходство; ориентируются на случайные внешние признаки, не выделяя основных. Слабость обобщений проявляется в процессе учения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Поэтому они часто заучивают материал наизусть, - не понимая содержания.

Инертность мышления связывают с недостаточностью эмоционально-волевой сферы. Логика суждений также нарушается из-за низкой подвижности интеллектуальных процессов, склонности застревать на одних и тех же деталях. Поэтому имеется тенденция к стереотипному мышлению, когда каждую новую задачу решают по аналогии с предыдущей. Отмечаются нелогичные скачки или переходы от одной мысли к другой.

Отмечается слабость регулирующей роли мышления. В результате дети не пользуются ранее усвоенными умственными действиями. Умственно отсталый ребенок не обдумывает своих действий, не составляет плана решения задачи, не предвидит их результата.

Это сопровождается и некритичностью мышления, отсутствием сомнения в правильности своих суждений. Они не замечают своих ошибок не признают критику.

5. Память

Программу 4 классов общеобразовательной школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Это, в частности, связано с замедленностью и непрочностью процессов запоминания. Слабость развития условных связей обуславливает небольшой объем и замедленность процессов памяти. Ослабление внутреннего торможения, недостаточная концентрация очагов возбуждения ЦНС вызывает неточность запоминания и воспроизведения материала.

Кроме того, возникающие условные связи затормаживаются значительно быстрее, что обуславливает ускорение процесса забывания. В условиях внешнего торможения корковой деятельности при ответе на уроке они легко забывают материал.

У умственно отсталых преобладает механическая память, а смысловая - ослаблена. Отмечается трудность выделения существенного в запоминаемом материале. Им сложно проанализировать отдельные элементы, отделить второстепенные детали, составить схему запоминания. Поэтому они с трудом запоминают логические связи, отношения или не умеют их выделять.

Важное значение имеет эйдетическая (образная) память – страдает зрительное представление запоминаемого материала в его конкретной форме. Точность и прочность преднамеренность, произвольного запоминания ниже, но возрастает процент непреднамеренного запоминания второстепенного ненужного материала. Слабость произвольной деятельности затрудняет и припоминание заученного материала.

6. Внимание

Уровень развития внимания значительно ниже, чем в норме. Это связывают с наличием колебаний психической активности, проявляющихся кратковременными фазовыми состояниями коры (торможением или возбуждением). Кратковременность и частая смена этих процессов затрудняет развитие внимания. Оно также характеризуется повышенной истощаемостью в связи со слабостью нервно-психических процессов, низком тонусом коры.

Инертность нервно-психических процессов вызывает нарушение подвижности внимания, способности переключаться с одного объекта на другой.

7. Развитие личности

Умственно отсталые дети в связи с низким уровнем развития мышления, эмоционально-волевой сферы, слабостью усвоения общих понятий позднее начинают осознавать различные аспекты морали и нравственности, особенности социальных отношений. Они легко поддаются негативным влияниям из-за повышенной внушаемости, недостаточности логического мышления. Поэтому совершают часто неадекватные действия. Недоразвитие характера связано с вторичными нарушениями, возникающими в условиях неблагоприятных социальных отношений.

Вследствие слабости произвольной регуляции и чрезмерной возбудимости наблюдается повышенная расторможенность влечений (аппетита, жажды, сексуальной потребности). Эти особенности отмечаются в условиях недостаточности культурного, социального влияния, что формирует дисгармоничное развитие потребностей.

Кроме того, отмечается недостаток инициативы, неумение регулировать свои действия, достигать заранее поставленной цели. Незрелость личности, самоконтроля и логической оценки ситуации вызывает непосредственные импульсивные реакции на внешние воздействия. Эти спонтанные действия, которые не контролируются личностной сферой ребенка. К этим реакциям относят вспышки гнева, недержание аффекта, необдуманные действия, реакции побега и т. д.

Чувства остаются длительное время недифференцироваными, инфантильными. Они неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего миpa. Чувства не корригируются в соответствии с объективной ситуацией. Позднее формируются чувства ответственности, долга, совести и т. д.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику умственной отсталости.

2. Проанализируйте механизмы отклонений восприятия.

3. Какие особенности памяти вы знаете?

4. В чем заключаются нарушения мышления?

5. Оцените отклонения речи.

6. Дайте характеристику нарушениям внимания.

7. Проанализируйте особенности развития личности умственно отсталого.

Литература

1. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997

3. Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000

4. Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.

5.Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.


Лекция 19. Дети с задержкой психического развития


«Воспитательная запущенность ребенка дает возможность этим, казалось бы мелким отклонениям от нормы, расцвести пышным цветом и превратится в аномалии явно патологические» (В.П. Кащенко)


1. Специальное образовательное учреждение

Под ЗПР понимают наличие стойкой неуспеваемости, интеллектуальных нарушений, при отсутствии умственной отсталости. Коррекционное учреждение 7 вида предназначено для детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, а также повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Цель коррекционного учреждения 8 вида:

Обеспечение коррекции недостатков психического развития эмоционально-волевой сферы воспитанников активация их познавательной деятельности, формирование у учащихся навыков и умений учебной деятельности. Данный тип учреждения введен с 1981 г., причем кроме спецшкол существуют и специальные классы выравнивания (КРО) для детей с ЗПР при общеобразовательных школах.

Выделяют следующие ступени образования:

1. Начальное образование (3-5 лет). Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимаются во 2 класс коррекционного учреждения (срок обучения 3 года – 2,3,4 классы); начавшие обучение с 6 лет, принимаются в 1 класс (срок обучения 4 года – 1,2,3,4 классы). Дети, не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к обучению, принимаются с 7 лет в первый класс (срок обучения 4 года); с 6-летнего возраста – в подготовительный класс (срок обучения 5 лет).

2. Основное общее образование (срок обучения 5 лет).

Прием детей осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы. Наполняемость классов – до 12 человек. Вопрос о переводе воспитанников в общеобразовательные учреждения по мере коррекции отклонений в их развитии осуществляется после получения начального общего образования. С диагностической целью воспитанник может находиться в учреждении в течение 1 года.

В целях коррекции определенных отклонений в развитии воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся также индивидуальные и групповые занятия (не более трех учащихся). Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых дополнительных занятиях.

Продолжительность урока в подготовительном классе – 35 минут, после второго урока организуется перерыв в течение 40 минут, который обычно проводится на свежем воздухе в виде игры или прогулки. Продолжительность урока в 1-8 классах – 45 минут. В течение урока во всех классах отводится время для физкульт.паузы. Для учащихся начальных классов обязателен дневной сон.

По окончании начальной школы ее педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос о переводе учащихся, успешно закончивших начальное обучение, в массовую общеобразовательную. В случае глубоких, стойких форм ЗПР принимают решение о продолжении обучения в данной специальной школе. Выпускники школы сдают экзамены на общих основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы.

2. Систематика ЗПР

По патогенетической классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1973) выделено две формы ЗПР:

1) Психический инфантилизм (астенические состояния, эмоциональные расстройства);

2) Психофизический инфантилизм (цереброастенические состояния, нейродинамические нарушения).

К.С. Лебединской (1982) предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР:

1. ЗПР конституционального происхождения. Наблюдается гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития. Она во многом напоминает психологическую структуру эмоционального развития детей более младшего возраста. Отмечается преобладание эмоциональной мотивации поведения, жизнерадостность, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Неуспеваемость, в частности, обусловлена преобладанием игровых интересов. Наблюдается инфантильный тип телосложения. Гармоничность психофизических особенностей, наличие семейных случаев, непатологичность психических свойств подразумевает наличие врожденной конституциональной этиологии.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Обусловлена длительной соматической недостаточностью: хронические инфекции, аллергические состояния, пороки развития, хронические соматические заболевания внутренних органов. Замедление психического развития обусловлено стойкой астенией, снижающей не только общий, но и психический тонус. Проявления соматогенного инфантилизма усиливаются в связи с неврозоподобными нарушениями – неуверенностью, тревожностью, страхом, ощущением своей физической неполноценности.

3. ЗПР психогенного происхождения. Связано с неблагоприятными условиями воспитания. Длительные психотравмирующие воздействия вызывают нервно-психические нарушения. Формируется стойкое аномальное развитие личности. Сухарева Г.Е.(1959) выделила три группы:

А – патологические развития личности по типу психической неустойчивости. Возникает на фоне гипоопеки (гипопротекции), когда не вырабатывается чувство долга, ответственности, не отмечается торможения аффекта. Аффективная лабильность, импульсивность поведения, повышенная внушаемость сочетается с недостаточным уровнем знаний.

Б – тип “кумира семьи”. Обусловлен гиперопекой (гиперпротекцией), при которой у ребенка не формируется самостоятельность, инициативность, ответственности в различной деятельности. Отмечают недостаточность эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, отсутствие навыка к труду, установка на постоянную помощь.

В – невротический тип. Вырабатывается вследствие авторитарного или агрессивного поведения родителей по отношению к ребенку. Формируется тревожная личность со склонностью к фобиям, с наличием недостаточной самостоятельности, нерешительностью, с низкой психической активностью и инициативностью.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Характеризуется большей стойкостью, частотой встречаемости и выраженностью нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы. Выявляется умеренная органическая недостаточность центральной нервной системы резидуального (остаточного) характера. Эти изменения обусловлены патологией беременности, преждевременными или патологическими родами, нейроинфекцией и травмами ЦНС в первые годы жизни.

Одновременно с задержкой физического развития может отмечаться общая гипотрофия, гидроцефалические проявления. Инфантилизм имеет органический характер. Поэтому отсутствуют непосредственность и яркость эмоций, низкий уровень притязаний. Высокая внушаемость может сочетаться со снижением критики.

А – неустойчивый (с психомоторной расторможенностью, эйфорией, импульсивностью);

Б – тормозимый (с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, низким уровнем психической активности).

3. Общие психолого-педагогические особенности ЗПР

Наблюдается низкая работоспособность на фоне астении; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих знаний и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; не полпая сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедлененностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно- действенных задач. Страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Выявляется низкий уровень самоконтроля, они слабо ориентируются в учебной задаче, плохо используют операции анализа, синтеза, сравнения.

Отличие от умственной отсталости:

У детей с ЗПР выше обучаемость, они лучше используют помощь учителя или старших, способны выработать стереотип поведения в аналогичной ситуации. Они пытаются понять прочитанное, прибегая при необходимости к повторному чтению. Погрешности в письме, фонетико-фонематическом анализе менее выражены. Помощь учителя в освоении счета более эффективна.

Считается, что ЗПР носит временный характер, поражения ВПФ отличаются парциальностью и умеренно выражены.

4. Особенности учебно-коррекционной работы

1. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и на общеобразовательных и на специальных занятиях.

2. Важно предотвращать наступление утомления, используя для этого чередование умственной и практической деятельности. Требуется изучение материала небольшими обьемами, использование интересного и наглядного дидактического материала.

3. В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активировать познавательную деятельность детей.

4. В системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить детей общими знаниями об окружающем мире.

5. Важно отмечать все успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивая в нем веру в собственные силы и возможности.

Вопросы и задания

1.  Раскройте состояние проблемы ЗПР в современной специальной психологии и коррекционной педагогике.

2.  Приведите клинико-психологическую типологию ЗПР.

3.  Назовите характерные психологические особенности младших школьников с ЗПР.

4.  Что позволяет говорить о качественном отличии детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников?

5.  Назовите основные принципы коррекционно–воспитательной работы с детьми с ЗПР.

6.  Какова структура школы для детей с ЗПР?

Литература:

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.

2. Дети с ЗПР / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

3. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей Под ред. Т.А. Власовой и др. – М., 1981.

4. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. – М., 1987.

5. Трошин О.В., Халецкая О.В. Задержка нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1998.

6. Трошин О.В. Способ диагностики отклонений нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1999.

7. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. – Н. Новгород, 1994


Лекция 20. Психологические особенности задержки психического развития

1. Общая характеристика

Если олигофрения (психическое недоразвитие) является стойким необратимым отклонением, то ЗПР характеризуется временным замедлением темпа развития ВПФ, эмоционально-волевой сферы, нарушением поведения, снижением успеваемости. Это чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости при интеллектуальной деятельности.

Диагноз ЗПР обычно выставляется при отборе в школу и распространяется на период начального школьного обучения, в течение которого или происходит компенсация имеющейся психической недостаточности, или меняется диагноз и условия обучения (если обучение осуществлялось в общеобразовательной школе).

Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967, 1973) выделили две основные формы ЗПР:

1. Обусловленную психическим инфантилизмом с длительными астеническими состояниями (преобладание недоразвития эмоционально-волевой сферы).

2. Обусловленная психофизическим инфантилизмом с цереброастеническими состояниями.

К.С. Лебединский (1982) детализирует их, выделяя 4 варианта ЗПР:

1. Конституционального происхождения

2. Соматогенного происхождения

3. Психогенного происхождения

4. Церебрально-органического происхождения

2. Психологическая характеристика ЗПР конституционального происхождения

Г.Е. Сухарева (1965) характеризует этот вариант ЗПР как психофизический инфантилизм. При этом инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения с детскими особенностями мимики и моторики. Эмоциональная сфера ребенка находится на более раннем этапе возрастного развития с яркостью и непосредственностью эмоций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, с доминированием игровых интересов, повышенной внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети активны в игре, проявляют много творчества и одновременно быстро истощаются при интеллектуальной деятельности. Поэтому они не могут долго заниматься на уроке, и не умеют подчиняться правилам дисциплины.

В более старшем возрасте эмоциональная незрелость затрудняет социальную адаптацию и вместе с неблагоприятными условиями ни способствуют патологическому формированию личности по неустойчивому типу (Ковалев В.В., 1979).

Наличие подобных случаев в семье свидетельствует о генетическом конституциональном происхождении ЗПР. Однако возможно развитие данной ее формы и в результате негрубых обменно-трофических заболеваний перинатального периода и первого года жизни.

3. Психологическая характеристика соматогенной и психогенной форм ЗПР

А - Соматогенная форма ЗПР возникает в результате длительных, часто хронических заболеваний, пороков развития. При этом хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких свойств характера, как неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, мнительность. Эти свойства усиливаются созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов, что вызывает дополнительную инфантилизацию в условиях гиперопеки или социальной депривации.

Б - Психогенная ЗПР связана с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие изменения психологической сферы ребенка. Они обуславливают отклоняющееся развитие его личности.

В условиях гипоопеки может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумением регулировать свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности.

В условиях гиперопеки психогенная ЗПР проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевым усилиям, трудовой деятельности. В психотравмируюших условиях воспитания, где преобладают жестокое отношение или грубая авторитарность, формируется невротическое развитие личности с отсутствием инициативы, и самостоятельности, наличием повышенной тревожности.

4. Психологическая характеристика церебро-органической ЗПР

Встречается наиболее часто, отличается большей выраженностью проявлений и длительностью течения. Она требует создания специальных условий коррекционно-развивающего обучения. Вызывается патологией беременности и родов, инфекционным поражением, интоксикацией, травмами нервной системы в первые годы жизни. Более ранний срок воздействия и массивное поражение коры мозга вызывает психическое недоразвитие, а воздействия в более поздний период, когда созревание, дифференциация основных мозговых систем закончена и частичное локальные поражение коры вызывает ЗПР.

Задержка темпов развития отмечается в нескольких функциональных системах. Так, Марковская И.Ф. (1983) выявила у 32% детей с ЗПР замедление темпа физического развития, у 69% - моторных функций, у 63%-речи, 36%-энурез.

В случаях возникновения ЗПР при постнатальных воздействиях (инфекции, интоксикации, травмы), перенесенными в первые 3-4 года жизни, можно наблюдать наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость (нарушение при психологических кризисах). При более поздних сроках поражения одновременно с явлениями незрелости признаки расстройства функций ЦНС становятся практически постоянными.

Это обуславливает в целом наличие в психологической структуре ЗПР постоянных симптомов энцефалопатии: церебрастенический, неврозоподобный, психопатоподобный, эпилептический, нейродинамический и др. Часто отмечаются признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой иннервации, выраженной вегетативной дистонии. Стойкая неврологическая симптоматика резидуального характера отмечается у 50-92% таких детей (Марковская И. Ф., 1963). За рубежом эти нарушения называют минимальным повреждением мозга или минимальной мозговой дисфункцией.

Выделяют две группы церебрально-органической ЗПР (Лебединский В.В., 1983):

1. С преобладанием явлений органического инфантилизма

Энцефалопатаческие расстройства умеренно выражены и проявляются обычно в церебростенических, реже - легких неврозоподобных явлениях, повыщенной психомоторной возбудимостью. В неврологическом статусе отмечается легкая рассеянная микросимптоматика, признаки незрелости, негрубая вегетативная неустойчивость. В физическом облике часто превалируют инфантильные черты.

В отличие от ребенка более младшего возраста или конституционального инфантилизма при органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием непосредственности и яркости, отличаются примитивностью проявлений. Грубая внушаемость связана с органическим дефектом критики. При явном преобладании игровых интересов над учебными наблюдается и в игре однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения.

У детей с повышенным эйфоричным настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне иммитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках отмечаются нарушения дисциплины. Высказывают отрицательное отношение к учебе, им неинтересно и трудно, а хочется гулять и играть.

Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к страхам, повышенной тревожности, снижена общая активность, инициатива, самостоятельность. Поведение критично, адекватно. Часто тяжело переживают свою школьную дезадаптацию.

2. С преобладанием нарушений познавательной деятельности

Черты незрелости сочетаются с признаками повреждения ЦНС. Более грубую картину, близкую к психопатоподобному синдрому, представляют проявления органического инфантилизма. Одни дети отличают повышенной расторможенностью, агрессивностью, у других детей помимо повышенной тревожности, мнительности наблюдается и пассивность. Церебростенические и неврозоподобные расстройства более выражены, нередки психопатоподобные, эпилептиформные и апатико-адинамические явления. В неврологическом статусе наблюдается геми-синдром, экстрапирамидная недостаточность, нарушения черепно-мозговой иннервации.

Отмечается недостаточность не самого мышления, а его предпосылок: памяти, внимания, пространственного восприятия и других ВПФ, а также нарушение темпа, динамичности основных психических процессов. Т. к нарушаются более элементарные психические функции зрительного слухового восприятия, моторики. Отмечается замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации; неполноценность пространственной ориентировки, недостаточность памяти, отставание в речевом развитии. Наблюдается слабость познавательной активности, затруднения в навыках чтения, письма, счета.

Повышенная истощаемость (церебральная астения) лежит в основе ослабленной умственной работоспособности, снижения внимания. Познавательная деятельность также может страдать от двигательной расторможенности, аффективной возбудимости или, наоборот, вследствие нейродинамических нарушений. Неуспевающие дети оцениваются их сверстниками не только как "глупые, ленивые, но и как злые и некрасивые". Это вызывает их социальную изоляцию в классе. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Это рождает гиперкомпенсаторные реакции, направленные на фиксации своей деятельности, на игровой форме, в которой они имеют ряд преимуществ, что еще более усугубляет их школьную дезадаптацию и депривацию.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику ЗПР.

2. Какие типологии ЗПР вам известны?

3. Чем отличается конституциональная форма?

4. Проанализируйте соматогенную форму ЗПР.

5. В чем особенности психогенной формы ЗПР?

6. Дайте характеристику церебро-органической ЗПР.

7. Какие группы церебро-органической ЗПР вы знаете?

Литература

1. Гонеев А.Д. и соавт. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999

2. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред.Б.П. Пузанова.- М.,1996

3. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997

5. Трошин О.В. и соавт. Основы неврологии.- Н. Новгород, 1998.

6. Трошин О.В. Педагогическая нейропсихология.- Н. Новгород, 1999.

7. Трошин О.В. Основы детской нейропсихологии.- Н. Новгород, 2000.


Семинар 6. Классифиация задержки нервно-психического развития

Важное значение для систематизации ЗПР имеет синтологическая классификация задержки нервно-психического развития (Трошин О.В., 1998).

Предложенная нами классификация является фрагментом общей систематизации пограничных нервно-психических расстройств детского возраста (Трошин О.В., 1998). В классификации мы выделяем 4 раздела: психические, неврологические, психолого-педагогические расстройства, а также общая оценка нервно-психического здоровья; и пять диагностических осей:

1) Стратологическая (психоневрологические уровни)

2) Патогенетическая (психоневрологические сферы)

3) Патопсихологическая (психоневрологические системы)

4) Синдромологическая (психоневрологические синдромы и нозологические формы)

5) Динамическая (реакции, состояния, процессы; а также стадии, фазы)

Так как по В.М. Бехтереву нервно-психический процесс представляется единым, то правильнее говорить не о традиционном сложившемся понятии ЗПР, а о задержки неврно-психического развития (ЗНПР), в котором механизмы созревания мозга и формирования ВМФ тесно взаимосвязаны.

При этом можно выделить несколько подходов к классификации ЗНПР:

1. По степени

1) Недоразвитие (пограничные нарушения значительной степени выраженности)

2) Задержка в развитии (умеренной степени выраженности)

3) Отставание в развитии (легкой степени выраженности)

Известные классификации ЗПР не имеют степени нарушений, поэтому данный диагноз обычно символизирует тяжелые нервно-психические расстройства у ребенка, требующие обязательно специального обучения. Однако, практический опыт показывает, что ЗНПР может иметь различную степень выраженности: 1) при легкой ребенок может учится в обшеобразовательной школе; 2) при значительной степени выраженности часто встает вопрос о переводе во вспомогательную школу. Нередко динамическое наблюдение за ребенком позволяет выявить смену степени тяжести ЗНПР (но не полное выздоровление или развитие умственной отсталости).

Отставание в развитие обычно временно и парциально; может восстанавливаться в условиях класса компенсирующего обучения, наравне с учащимися группы риска. Недоразвитие как пограничная форма нарушений требует углубленной дифференциации с умственной отсталостью и динамического наблюдения.

2. По длительности

1) Временная

А-ситуативная (реакция)

Б-динамическая (состояние)

В-возрастная (развитие)

2)  Стойкая

Первоначально ЗПР рассматривалось как временная темповая задержка формирования определенных ВПФ. Однако, впоследствии оказалось, что многие случаи ЗПР (цереброорганической формы) не компенсируются в период начальной школы и требуют дальнейшей коррекционной работы. Так возникло понятие стойких вариантов ЗПР. Но в диагноз термины «временная и стойкая» ЗПР не были включены, что не позволяет дифференцировать учащихся на группы, требующие обучения в условиях общеобразовательной или специальной школ.

Кроме того, значительное число временных ЗНПР не соответствуют стереотипному пониманию ЗПР. Особенно когда они имеют ситуативный характер в виде реакции задержки (например, развития индивидуальности ребенка); или динамический характер в виде состояния задержки (например, развития личности ребенка). Обычно под ЗПР рассматриваются возрастные варианты задержки развития, в которых участвуют и уровни субьекта и индивида.

3. По обьему

1) Парциальная (1 уровень)

2) Смешанная (2 уровня)

3) Комплексная (3 уровня)

4) Общая (4 уровня)

Сначала ЗПР оценивали как преимущественное поражение определенных ВПФ ребенка, т.е. они носили парциальный (частичный) характер. Однако, современные нейропсихологические исследования выявили, что при большинстве ЗНПР страдают многие ВПФ. Только одни поражаются в большей степени, а другие - в меньшей.

Поэтому появилась необходимость рассматривать ЗНПР по количеству пораженных уровней (по глубине), ВПФ (по площади), общему нервно-психическому дефициту (по объему). Это определяет принципы дальнейшей дифференциации диагностики ЗНПР и индивидуализации коррекции отклонений развития в зависимости от конкретной формы.

4. По времени возникновения

1) Пренатальная (внутриутробное недоразвитие)

2) Натальная (недоношенность)

3) Перинатальная (до 3 мес.)

4) Ранняя (до 3 лет)

5) Детская (3-10 лет)

6) Подростковая (11-15 лет)

7) Юношеская (16-23 года)

8) Поздняя (старше 23 лет)

Традиционно диагноз ЗПР выставляется в возрасте 5-10 лет. Но позднее оказалось, что применение новых диагностических технологий коррекционной педагогике позволяет выявлять ЗНПР как в возрасте до года, так и в подростковом, юношеском возрасте.

Кроме того, в медицине хорошо известно, что причиной ЗНПР могут быть внутриутробное недоразвитие плода; недоношенность, обусловленная преждевременными родами; поражение мозга ребенка в период новорожденности. Поэтому можно говорить о пренатальной, натальной и перинатальной формах ЗНПР.

5. По механизмам девиации развития

1) Отставание развития

- недоразвитие (пограничная умственная отсталость)

- фиксированное развитие (церебрастения, неврозоподобые состояния)

- задержанное (МДМ, ряд форм ЗПР)

- регрессирующее (невротические состояния)

2) Диспропорциональное развитие

- искаженное (акцентуации личности)

- альтернирующее (МДП, соматические заболевания)

- дисгармоничное (психопатии)

- измененное (шизофрения)

3) Распад развития

- депривационное (социально-психологическая дезадаптация)

- поврежденное (пограничные формы деменции)

- изоляционное (аутизм)

-дефицитарное (аномалии анализаторов)

Механизмы девиации определяют патогенез формирования ЗНПР и способствуют дальнейшей индивидуализации коррекционной работы.

6. По уровню

1. Задержка развития индивида (нейродинамические)

1. Аффективно-моторные /конституциональные, дизонтогенетические/- F.9.

1) Эмоциональные -92-93

-психический инфантилизм (общее эмоциональное недоразвитие)

-задержка эмоционального развития

2) Сенсорные

- задержка сенсорного развития (на фоне сенсорной депривации)

3) Моторные -95

- психофизический инфантилизм (общее психофизическое недоразвитие)

- задержка моторного развития

4) Поведенческие -90-91

- обшее поведенческое недоразвитие (ядерная психопатия)

- задержка поведенческого развития

2. Коммуникативные /цереброорганические/ -F/8/

1) Речевые -80

- задержка обшего речевого развития (обшее недоразвитие речи)

- парциальная задержка речевого развития (фонетико-фонематическое недоразвитие)

2) Нейропсихологические (расстройства обучения) -81

- задержка общего нейропсихологического развития (резидуальная энцефалопатия)

- парциальная задержка нейропсихологического развития (МДМ)

3) Аутистические -84

- детский аутизм (общее коммуникативное недоразвитие) /искаженное развитие/

- парциальная задержка коммуникативного развития

3. Когнитивные -F.7.

- пограничная умственная отсталость (общее интелектуальное недоразвитие)

- задержка когнитивного развития /собственно ЗПР/

- социально-депривационный дефицит /педагогическая запушенность/ (дефекты воспитания и дефицит информации)

2. Задержка развития субьектности (психодинамические) -F.4/

1) Невротические /психогенные/

- астеноневротическая задержка психического развития -48

- регрессивная задержка психического развития (тревожно-фобическая) -40-41

- конверсионная задержка психического развития -44

2) Соматоформные -45

- соматизированная задержка психического развития (психосоматическая, ипохондрическая, депрессивная)

- соматическая задержка психического развития /соматогенная/

3. Задержка развития личности (социодинамические)

1) Специфические -60

- патохарактерологическая задержка личностного развития

2) Неспецифическая /временная ЗПР/ -62

- стрессорная задержка личностного развития

- психогенная задержка личностного развития

4. Задержка развития индивидуальности (социально-адаптационые) -43

1) Конфликтогенные (реакции)

- социально-психологическая декомпенсация

2) Дезадаптационные (состояния)

- общая социально-психологическая дезадаптация

- семейная дезадаптация

- образовательная дезадаптация

В прямых скобках представлены курсивом психолого-педагогические формулировки диагноза. Цифрами отмечен порядковый номер диагноза по МКБ-10, что уточняет его шифровку.

Говоря о возрастных особенностях поражения различных уровней нервно-психического статуса ребенка необходимо отметить следующие особенности:

1) Аффективно-моторные формы (0-1 год)

2) Коммуникативные (1-3 года)

3) Когнитивные (3-7 лет)

4) Психодинамические (7-12 лет)

5) Социодинамические (12-15 лет)

6) Социально-адаптационные (15-23 года).

В целом, данная классификация призвана обозначить все пространство исследования проблемы ЗНПР. Понятно, что каждый узкий специалист (невролог, психиатр, психотерапевт, коррекционный педагог и др.) выберет в дальнейшем из нее свой диагностический блок, который будет эффективно применять в своей практической деятельности.


НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВО ДЕТСКИХ НЕВРОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ИМЕНИ В.М. БЕХТЕРЕВА

Infantis cerebrum genimen anima

Данное общество является межвузовским научно-практическим объединением, образующимся на общественных началах как творческий коллектив, состоящий из представителей следующих специальностей: детских неврологов, психологов, медицинских генетиков и коррекционных педагогов. Местом проведения заседаний обшества является Нижегородская детская областная больница.

Цель деятельности общества: психолого-медико-педагогическая интеграция в решении проблемы ранней диагностики и коррекции нервно-психических отклонений в развитии детей.

Задачи:

1) Общество создает условия для плодотворного сотрудничества представителей медицины, детской психологии и педагогики по улучшению нервно-психического здоровья детей.

2) Способствует профессиональному росту детских неврологов, психологов, медицинских генетиков и коррекционных педагогов при решении смежных интегральных проблем детства.

3) Ведет всестороннюю научно-практическую деятельность (проводит заседания Общества, научные семинары, конференции)

4) Организует курсы обучения студентов НГПУ и НГМА, вышеуказанных специалистов по актуальным направлениям неврологии и психологии.

5) Обеспечивает методическую помощь лечебным и образовательным учереждениям по вопросам психолого-медико-педагогической интеграции.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Трошин О.В., 1998-2000)

1. По степени: 1) Недоразвитие (пограничные нарушения значительной степени выраженности); 2) Задержка в развитии (умеренной степени выраженности); 3)Отставание в развитии (легкой степени выраженности)

2. По длительности

1) Временная: А-ситуативная (реакция - недели-месяцы); Б-динамическая (состояние - месяцы-три года); В-возрастная (развитие - 3-5 лет)

2) Стойкая (больше пяти лет)

3. По обьему: 1) Парциальная (1 уровень); 2) Смешанная (2 уровня); 3) Комплексная (3 уровня); 4) Общая (4 уровня)

4. По времени возникновения: 1) Пренатальная (внутриутробное недоразвитие); 2) Натальная (недоношенность); 3) Перинатальная (до 3 мес.); 4) Ранняя (до 3 лет); 5) Детская (3-10 лет); 6) Подростковая (11-15 лет); 7) Юношеская (16-23 года); 8) Поздняя (старше 23 лет)

5. По механизмам девиации развития

1) Отставание развития: А-недоразвитие (пограничная умственная отсталость); Б -фиксированное развитие (церебрастения, неврозоподобые состояния): В-задержанное (МДМ, ряд форм ЗПР); Г-регрессирующее (невротические состояния)

2) Диспропорциональное развитие: А-искаженное (акцентуации личности); Б-альтернирующее (МДП, соматические заболевания); В-дисгармоничное (психопатии); Г -измененное (шизофрения)

3)Р аспад развития: А-депривационное (социально-психологическая дезадаптация); Б-поврежденное (пограничные формы деменции); В-изоляционное (аутизм); Г-дефицитарное (аномалии анализаторов)

6. По уровню

1. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА (нейродинамические)

1.Аффективно-моторные формы /конституциональные, дизонтогенетические/

1) Аффективные типы: А-психический инфантилизм (общее эмоциональное недоразвитие); Б-задержка аффективного развития; В-парциальная задержка аффективного развития

2) Сенсорные: А-общее сенсорное недоразвитие; Б-задержка сенсорного развития (на фоне парциальной сенсорной депривации)

3) Моторные: А-психофизический инфантилизм (общее психофизическое недоразвитие); Б-задержка психомоторного развития

4) Поведенческие: А-обшее поведенческое недоразвитие (ядерная психопатия); Б -задержка поведенческого развития

2. Коммуникативные /цереброорганические/

1) Речевые: А-задержка обшего речевого развития (обшее недоразвитие речи); Б -задержка речевого развития (фонетико-фонематическое недоразвитие); В-парциальная задержка речевого развития

2) Нейропсихологические (расстройства обучения): А-задержка общего нейропсихологического развития (резидуальная энцефалопатия); Б-парциальная задержка нейропсихологического развития (МДМ)

3) Аутистические: А-общее коммуникативное недоразвитие (детский аутизм) /искаженное развитие/; Б-парциальная задержка коммуникативного развития (синдромы аутизма)

3. Когнитивные: А-пограничная умственная отсталость (общее интелектуальное недоразвитие); Б-задержка когнитивного развития /собственно ЗПР/; В-парциальная задержка когнитивного развития; Г-социально-депривационный дефицит /педагогическая запушенность/ (дефекты воспитания и дефицит информации)

2. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СУБЬЕКТНОСТИ (психодинамические)

1) Невротические /психогенные/: А-астеноневротическая задержка психического развития; Б-регрессивная задержка психического развития (тревожно-фобическая); В -конверсионная задержка психического развития

2) Соматоформные: А-соматизированная задержка психического развития (психосоматическая, ипохондрическая, депрессивная); Б-соматическая задержка психического развития /соматогенная/

3. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (социодинамические)

1) Специфические (патохарактерологическая задержка личностного развития)

2) Неспецифическая /временная ЗПР/ : А- стрессорная задержка личностного развития; Б- психогенная задержка личностного развития

4. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (социально-адаптационые)

/группа риска или социально-психологическая дезадаптация/

1) Конфликтогенные (реакции): социально-психологическая декомпенсация

2) Дезадаптационные (состояния): А- общая социально-психологическая дезадаптация; Б -семейная дезадаптация; В- образовательная дезадаптация и др.


Вопросы и задания

1. Почему МКБ-10 имеет важное значение для диагностики ЗПР?

2. Чем различаются ЗНПР по времени возникновения и механизмам девиации?

3. Как подразделяются ЗНПР по степени и продолжительности отклонений?

4. Назовите нарушения нейродинамического уровня.

5. Дайте характеристику психодинамическому уровню отклонений.

6. Чем отличаются отклонения на социодинамическом уровне?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.