РУБРИКИ

Коррекционная педагогика. Возрастная психология

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Коррекционная педагогика. Возрастная психология

7. Какие нарушения развиваются на социально-адаптационном уровне?

Литература

1. Трошин О.В.. Халецкая О.В. Задержка нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1998.

2. Трошин О.В. Способ диагностики отклонений нервно-психического развития у детей.- Н. Новгород, 1999.

3. Трошин О.В. и соавт. Основы неврологии.- Н. Новгород, 1998.

4. Трошин О.В. Педагогическая нейропсихология.- Н. Новгород, 1999.

5. Трошин О.В. Основы детской нейропсихологии.- Н. Новгород, 2000.


ГЛАВА 2.4 ПСИХОМОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ


Лекция 21. Речевые расстройства


Любитель детей – этого мало: надо знать, а этому надо учиться. (В.П. Кащенко)


1. Отклонения речевого развития

Речевые нарушения рассматриваются как отдельная группа отклонений в развитии в том случае, если у ребенка сохранен слух, зрение, не нарушен интеллект; имеются значительные расстройства речи, которые вызывают вторичные психологические изменения. Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается логопедия.

Известно, что речевые нарушения, возникнув под влиянием какого – либо патогенного фактора, самостоятельно не исчезают и без специальной организованной логопедической работы могут оказать отрицательное влияние на дальнейшее психологическое развитие ребенка.

Принципы логопедии (Левина Р.Е., 1967)

1.  Принцип развития. Необходимо проследить в результате каких патологических факторов возникли речевые нарушения и оценить динамику их развития из одной формы в другую (возрастная трансформация).

2.  Принцип системного подхода. Отражает сложную структуру речевой функции, включающую звуковую (фонетическую) произносительную сторону речи, фонематические, семантические (смыслоразличительные процессы), лексику и грамматический строй.

3.  Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует тесной взаимосвязи со всей психической сферой ребенка.

2. Уровни общего недоразвития речи (Левин Р.Е. 1967)

1.  Характеризуется полным или практически полным отсутствием вербальны средств общения в том возрасте, когда у нормального развивающегося ребенка (5-6 лет) речь в основном сформирована. Словарный запас ребенка состоит в основном из звуковых и звукоподражательных комплексов, обычно непонятных для окружающих и поэтому сопровождающихся жестами.

2.  Отличается тем, что речевые возможности детей значительно возрастают по сравнению с ОНР-1, общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных обрывков слов, но и посредством искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

3.  Проявляется достаточно развернутая бытовая речь без грубых фонетических и лексико–грамматических отклонений, но с отдельными нарушениями в формировании данных сторон речи.

3. Классификация речевых нарушений

1.  Клинико–педагогическая классификация:

1.1  Нарушение устной речи

1.1.1 Нарушение фонационной (внешнего) оформления произносительной речи. Они подразделяются в зависимости от поражения отдела речевой системы:

А-нарушения голосообразования, Б-темпоритмической организации высказывания, В-интонационно–мелодического отдела, Г-звукопроизносительного.

При этом существует ряд определенных форм расстройств:

Дисфония (расстройство фонации или вокальные нарушения). Проявляется в отсутствии фонаций (афония), или в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Связана с патологией голосообразующего механизма на любом этапе развития ребенка.

Брадилалия (патологически замедленный ритм речи). Проявляется в замедленной артикуляции, вызванной нейродинамическими нарушениями в речевых центрах коры мозга и соответствующим типом темперамента. Речь невыразительная, вялая, монотонная.

Тахилалия (быстрая речь). Проявляется патологически ускоренным темпом речи на фоне более быстрой артикуляции. При этом могут возникать аграмматизмы, необоснованные паузы, запинки.

Заикание (темпоритмическое нарушение, обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата. По отношению к фукциональным формам его называют логоневроз. Обусловлен поражением центральных отделов речевой системы. Чаще возникает в период перехода к фразовой речи, связан с выраженной эмоциональной реакцией ребенка на какой–либо внешний раздражитель. Способствует возникновению заикания неустойчивость нервной системы, наклонность к неврозоподобным состояниям. Судорожные спазмы возникают в различных отделах речевого аппарата – дыхательном, голосовом, артикуляционном.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. К ней относятся недостатки произношения фонем – косноязычие. Проявляется в неправильном фонемном оформлении речи – искаженное произношение звуков, их замена или смешение. При этом разделяют механическую дислалию, связанную с анатомическими дефектами артикулярного аппарата, и функциональную, причины которой связаны с неблагоприятными социально-психологическими условиями развития речи.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом через расщелину в мягком и твердом нёбе воздушная струя проходит не только через рот, но и через нос. В этом случае все звуки становятся излишне носовыми, а речь - малоразборчевой, монотонной, приобретает гнусавый отттенок. Это открытая форма ринолалии. Закрытая форма развивается при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлении носовой перегородки, хронических воспалительных процессах носоглотки.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения. Следствием чего являются голосовые и артикуляционно – фонетические дефекты. При тяжелой степени (анартрия) полностью отсутствует звукопроизносительная сторона речи. В легких случаях дефект проявляется преимущественно в артикулярно – фонетических нарушениях и ее дифференцируют от дислалии. Чаще возникает при ДЦП. Отмечается при поражении различных уровней подьязычного нерва и его проводящих путей.

1.1.2 Нарушения структурно – семантического (внутреннего) оформления высказывания.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при органическом поражении коры мозга во внутриутробный или ранний период развития ребенка (ранняя детская афазия). Нарушены восприятие, операции программирования на всех этапах воспроизведения речевого высказывания. Система вербальны средств не формируется, нарушено управление речевыми движениями. При моторной форме сохраняется понимание обращенной речи и резко нарушена способность продуцирования речи. При сенсорной – наоборот нарушено понимание речи.

Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными органическими поражениями головного мозга после 3-х лет. Выделяют также моторную и сенсорную формы.

1.2  Нарушение письменной речи

1.2.1 Дислексия – нарушение чтения, связанное с повреждением или недоразвитием зоны чтения коры головного мозга. Появляется в затруднении при распознании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слове. Это приводит замедленному, часто угадывающему характеру чтения, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, неправильному пониманию даже простого текста. Алексия – полная неспособность к овладению навыком чтения.

1.2.2 Дисграфия – расстройство процесса письма. Проявляется в нестойкости образов букв, в искажениях звуко–слогового состава слова и структуры предложения. Аграфия – полная неспособность к овладению навыком письма.

2.  Психолого-педагогическая классификация

2.1  Нарушение средств общения

А-фонетико–фонематическое недоразвитие. Отмечается нарушение произносительной речи вследствие дефектов восприятия (фонетико-фонематический слух) и произношения фонем.

Б-Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковых и смысловых). Общие признаки ОНР – позднее начало развитие речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, фонемообразования от алалии до дислалии.

2.2  Нарушения в применении средства общения. Чаще заикание как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформированных средств общения.

4. Специальные учреждения

Коррекционное учреждение У вида

Коррекционное учреждение У вида осуществляется обучение и воспитание детей с тяжелой речевой патологией, оказывает им специализированную помощь, способствующую преодоление нарушений речи и связанных сними особенностей психического развития.

Состоит из двух отделений, в первое отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во второе отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Классы комплектуются из воспитанников, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их речевого развития. При этом выделяются два образовательных уровня:

I ступень – начальное общее образование (4-5 лет – 1 отделение; 4-2 отделение).

II ступень – основное общее образование (6 лет).

На I ступени обеспечивается коррекция основных проявлений речевых нарушений и обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанников, особенностей его личности, а также формирование умений и навыков учебной деятельности. Приобретаются навыки правильного разговорной речи, расширяется лексический запас; дети учатся грамматически правильно оформлять высказывания.

На II ступени развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной речи.

Прием детей в подготовительный класс осуществляется с 6-7 лет, а в I – с 7-8 лет. Наполняемость классов – до 12 человек.

2.3  Специальный детский сад и ясли.

2.4  Дошкольные логопедические группы.

2.5  Логопедические пункты в общеобразовательных школах.

2.6  Логопедические кабинеты в детских больницах.

2.7  Логопедические реабилитационные центры.

Вопросы и задания

1.  Охарактеризуйте понятие речевого нарушения.

2.  В чем заключается принцип системного подхода к речевым нарушениям?

3.  Назовите уровни речевого недоразвития.

4.  Дайте определение клинико–психологической классификации.

5.  Назовите виды речевых нарушений, используя клинико– психологическую классификацию.

6.  Дайте определение психолого–педагогической классификации и приведите примеры речевых нарушений по данной классификации.

7.  Перечислите основные виды логопедической помощи в нашей стране.

Литература:

1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.- М., 1990.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 1985.

3. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.

4. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

5. Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000

6. Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.

7. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.

8. Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н. Новгород, 2000.


Лекция 22. Нарушения опорно-двигательного аппарата


У детей исключительных в отношении характера большую роль играет не только слабая, заторможенная восприимчивость к воспитанию, но и многие другие факторы, в силу чего они не могут поступать иначе. (В.П. Кащенко)


1.  Этиопатогенез

1.1 Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных патогенных факторов, действующих в период внутриутробного развития, родов и на первом году жизни ребенка. Преобладает поражение двигательной зоны коры головного мозга, при отставании его созревания в целом. Поэтому отличается интеллектуальными, речевыми и другими расстройствами.

1.2Последствия полиомиелита.

1.3Деформации опорно - двигательного аппарата.

1.4  Ахондроплазия (врожденное отставание в росте костей конечностей).

1.5  Миопатия (наследственное заболевание, характеризующееся мышечной слабостью и атрофией мышц).

2. Проявления двигательных нарушений

2.1 Ограничение произвольных движений со снижением мышечной силы (парезы, параличи).

2.2 Нарушение мышечного тонуса (например, при ДЦП наблюдается повышение тонуса в разгибателях нижних конечностей и в сгибателях верхних).

2.3 Насильственные непроизвольные движения (гиперкинезы), что затрудняет произвольные движения.

2.4 Нарушения равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

2.5 Нарушения ощущения движения тела или его частей (кинестезия).

2.6.Изменения дыхания, кровообращения, звукопроизносительной стороны речи.

3. Направление коррекционной работы

3.1  Медикаментозное лечение. Направлено но нормализацию мышечного тонуса, уменьшение гиперкинезов, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе.

3.2  Физиотерапевтические процедуры. Обеспечивают уменьшение спастичности, улучшают кровообращение в мышцах.

3.3  Ортопедические мероприятия. Соблюдение ортопедического режима, использование приспособлений для ходьбы, коррекция положения рук, стабилизация головы.

3.4  Лечебная физкультура, массаж.

3.5  Трудовое воспитание.

3.6  Логопедическая работа.

4. Коррекционное учреждение IV вида

Принимаются дети с нарушениями опорно–двигательного аппарата, в том числе ДЦП, врожденными и приобретенными деформациями опорно– двигательного аппарата; самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода.

Задачами учреждения являются: восстановление и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития, их социально – трудовую адаптацию и интеграцию в обществе. При этом выделяется три ступени образования:

1 – начальное образование (4-5 лет)

2 - основное образование (6 лет)

3 - среднее образование (2 года).

На первой ступени образования проводится комплексное формирование функций двигательной сферы, развитие познавательной деятельности и речи. На второй ступени закладывается основа общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно–воспитательная работа, обеспечивающая социально–трудовую адаптацию воспитанников. На третьей ступени завершается общеобразовательная подготовка с учетом их возможностей, на основе дифференцированного обучения.

В первый класс принимаются дети с 7 лет. Для детей, не прошедших специализированной дошкольной подготовки, открывается подготовительный класс. Количество воспитанников в классе – до 10 человек.

Обучение основывается на специально организованном двигательном режиме. Трудовое обучение строится с учетом возможностей воспитанников, направлено на восстановление и развитие трудовых навыков. Проводятся специальные занятия по лечебной физкультуре. Совместно с органами социальной защиты осуществляется протезирование, снабжение воспитанников ортопедическими изделиями.

5. Особенности речевых нарушений

Звукопроизношение зависит от меняющегося мышечного тонуса речевой мускулатуры, внешних влияний, эмоционального состояния ребенка, положения его тела и головы пространстве. Поэтому отмечается непостоянство фонетической стороны речи. При попытке к речи наблюдается резко повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, что сопровождается своеобразные затруднения при устном ответе, страдает коммуникативная сторона речи.

Проявление гиперкинезов в речевой мускулатуре грубо искажает речь, делает ее малопонятной. Гиперкинезы отмечаются отчасти в мышцах диафрагмы, межреберных мышцах, что нарушает дыхание, плавность речи. Часто развивается дизартрия с повышением слюноотделения.

Вопросы и задания

1. Приведите типологию детей нарушениями ОДА.

2. В чем заключаются механизмы патогенеза?

3. Что такое ДЦП?

4. Какие психологические особенности детей с ДЦП вы знаете?

5.Каковы особенности обучения детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата?

6.В чем заключается особенности воспитания детей с нарушениями поведения?

Литература:

1. Бадалян Л.О. Детская неврология.- М., 1975.

2. Дефектологический словарь. – М., 1995.

3. Лапшин В.А. Б.П. Пузанов. Основы дефектологии. – М., 1991.

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – 1985.

5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.- М., 1992.

6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: 1999.

7. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н.Новгород, 1998.- Т.5.

8.Трошин О.В. и соавт. Основы неврологии.- Н.Новгород, 1998.


Семинар 7. Сложные аномалии в развитии


«Знать (ребенка) надо в норме и в отклонениях от нее, чтобы быть действительно ваятелем полноценной личности» (В.П. Кащенко)


1. Понятие. Формы

Под сложным дефектом понимаются аномалии развития сенсорных функций в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. Выделяют следующие группы детей со сложным дефектом:

-умственно отсталые глухие, или слабослышащие,

-умственно отсталые слабовидящие или слепые;

-слепоглухонемые;

-глухие слабовидящие.

Встречаются также дети с множественными дефектами - умственно отсталые слепоглухие; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением слуха или зрения.

Сложный дефект - это не просто сумма нескольких дефектов; он является качественно своеобразной психологической системой, имеющей структуру, отличающуюся от составляющих сложный дефект аномалий. Поэтому они требуют особо тщательного комплексного обследования в плане дифференциальной диагностики.

Необходимо также выделять комбинированные нарушения, когда отмечается сочетание умерено выраженных отклонений в развитии. В настоящее время у большинства детей отмечается комбинированная форма отклонений в развитии.

2.  Дети с нарушениями интеллекта и слуха

У данных детей отсутствие или снижение слуха, особенно в раннем возрасте вторично вызывает снижение интеллекта по типу олигофрении.

3.  Дети с нарушениями интеллекта и зрения

В настоящее время отмечается снижение числа детей с тяжелыми нарушениями зрения, но одновременно наблюдается увеличение слабовидящих детей. На их фоне наиболее отчетливо стала выделяться группа детей, не усваивающих программу вспомогательной школы, у которых выявляется умственная отсталость, с постепенным ростом их числа (6,5 % в 1967 году, 17,3 % в 1981 году).

У умственно отсталых слепых дополнительно затрудняется процесс овладения чтением, письмом и счетом, что объясняется тем, что на фоне органического поражения ЦНС компенсаторные возможности умственно отсталого ребенка снижены, и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются. Для формирования представлений, понятий и обобщений на уровне слова при обучении нормально видящих умственно отсталых обычно используются средства наглядности, а при обучении интеллектуально полноценных слепых - слово и специальные тифлографические наглядные пособия. Причем в обоих случаях требуется определенный уровень абстрактного мышления, который нарушен у умственно отсталых детей.

4.Слепоглухонемые дети

Это наиболее сложная категория нарушений в развитии. К ней относятся не только дети полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с частичным поражением сенсорных функций: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке. Без специального обучения, лишенные сенсорной информации, они не развиваются адекватно в интеллектуальном плане, хотя у них есть для этого потенциальные возможности. Коррекционная педагогика позволяет им закончить среднюю школу. Обучение слепоглухонемых осуществляется в специальном учреждении - детском доме г. Загорска Московской области, относящемся к системе социального обеспечения. Воспитание и обучение этих детей осуществляется тифлосурдопедагогами по специальным программам с применением необходимой аппаратуры. Занятия с воспитанниками проводятся по группам в 3-4 человека, подобранным по степени их физического, умственного и речевого развития. Каждая группа посменно обслуживается тремя педагогами. В учебных группах школы учащиеся получают образование в пределах 12 классов школы глухих или для некоторых выпускников в объеме 10 классов массовой школы. Поступив с 3-х лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19-20 летнему возрасту.

Вопросы и задания

1.  Дайте определение сложного /комбинированного/ дефекта.

2.  Какие формы выделяют?

3.  В чем особенности сочетанного нарушения слуха и интеллекта?

4.  Дайте характеристику сочетанного нарушения зрения и интеллекта.

5.  Проанализируйте особенности слепоглухонемых детей.

Литература

1. Клинико–психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: Сб. научных трудов / Под ред. М.С. Певзнер и Т.В. Розановой. – М., 1980.

2. Мещерякова А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

3. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами //Дефектология. – 1979. - №4

4.Учащиеся вспомогательной школы: (Клинико–психологическое изучение) / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. – М., 1979. – С.135-158

5.Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000

6.Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.

7.Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.


РАЗДЕЛ 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Лекция 23. Типы учреждений для детей с отклонениями в развитии


“Весьма важно для успеха дела, чтобы отсталые дети находились в приспособленном для них заведении, где к их услугам и специальные методы и специальный режим” (В.П. Кащенко, 1910)

1. Общие положения

Специальное образовательное учреждение реализует в зависимости от его структуры, типа, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. К дошкольным учреждениям относят специальные детские сады, детские дома для дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы при массовых детских садах. Кроме учреждений системы образования, существуют учреждения системы министерства социального обеспечения (детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухонемых), системы министерства здравоохранения (школы-санатории для детей с нарушениями психического развития, клиники для детей с нарушениями речи, логопедические кабинеты при поликлиниках). В настоящее время важное значение имеют также комплексные реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии.

С учетом потребностей и возможностей детей с отклонениями в развитии, интересов родителей образовательные программы могут осваиваться не только в коррекционном учреждении, но и в коррекционном классе общеобразовательного учреждения, а также индивидуально общеобразовательном учреждении или в форме семейного, домашего образования, самообразования экстерном.

2. Особенности основных типов учреждений

1. В школы для глухих принимаются дети с полным (тотальным) отсутствием слуха и речи, а также дети с остаточным слухом, который не позволяет им самостоятельно накапливать речевой материал и овладевать речью. Главной задачей этого типа школ является обучение речи. В них создаются условия для выработки у детей потребности в устной речи.

2. Слабослышащие на основе остаточного слуха в состоянии воспринимать речь окружающих и накопить ограниченный запас фонетически искаженных слов. Основная задача школы - максимальное обогащение их словарного запаса, создание условий для речевой практики. Программа и методика школы для слабослышащих предусматривает систематическую работу по практическому овладению основными лексическими, фонетическими и грамматическими категориями языка. В учебный план школ слабослышащих включены занятия по развитию навыков произношения и чтения с губ. В учебно-воспитательном процессе школ 1-2 типов используется специальная сурдотехника для компенсации слухового дефекта.

3-4. Наиболее важной в системе обучения и воспитания детей с недостатками зрения является проблема компенсации дефекта. В условиях специального обучения выявляются закономерности компенсаторного развития слепых и слабовидящих школьников, разрабатываются методы и средства коррекции нарушенной функции зрения за счет использования слухового, кожного, двигательного и других видов анализаторов. Применяются специальные тифлоприборы, позволяющие преобразовывать световые сигналы в звуковые и тактильные, доступные для восприятия слепыми детьми.

5. Дети с выраженными нарушениями речи и тяжелыми формами заикания обучаются в соответствующих типах школ. Проводимая в них образовательная, воспитательная и коррекционная работа направлена на компенсацию речевой патологии. Это обеспечивает достижение более высокого уровня познавательного и личностного развития, что, в свою очередь, позволяет им продолжить образование в среднем и высших учебных заведениях.

6. В особом типе школ обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В них преобладают дети с церебральным параличом .В этих школах учащиеся получают образование в объеме средней школы и адеатно их психофизиологическим возможностям - профессионально-трудовую подготовку. Одновременно проводится большая учебно-оздоровительная работа, которую ведут врачи ортопеды, логопеды, массажисты. Кроме того, осуществляется трудовая оздоровительная терапия.

7. Задержка психического развития редко распознается в дошкольном возрасте. Она обнаруживается в процессе предшкольной диспансеризации, а чаще всего – в начальных классах (1 – 2), когда ребенок начинает испытывать специфические трудности в овладении школьными навыками. Дети, имеющие умеренно выраженную степень ЗПР, могут обучаться в общеобразовательной школе при условии, что учитель понимает их психологические особенности и оказывает индивидуальную специальную помощь. Дети с более глубокой степенью задержки психического развития успешно могут обучаться только в школе специального типа.

8. Вспомагательная школа дает умственно отсталым детям основное образование в объеме специального учебного плана и программ по общеобразовательным предметам; осуществляет коррекционно-воспитательную работу, направленную на компенсацию нарушений их психического и физического развития, общее оздоровление; исправляет недостатки речи, вырабатывает навыки социального поведения, осуществляет профессионально-трудовую подготовку по определенной рабочей специальности.

9. В настоящее время открываются специальные учреждения для детей с девиантным поведением, у которых наблюдаются асоциальные формы поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, склонности к совершению преступных действий.

Кроме того, к системе специального образования относятся детские дома-интернаты для сирот, детей-инвалидов; открываются специальные классы КРО для детей с ЗПР и группы риска в общеобразовательных школах и т.д.

3. Общая организационная деятельность

В составе коррекционных учреждений 1-6 видов могут создаваться классы для умственно отсталых детей: во всех видах коррекционных учреждений могут создаваться специальные классы для детей с комбинированными и сложными дефектами. Наполняемость класса - до 5 человек.

По решению совета коррекционного учреждения 6 вида и при наличии необходимых условий в него могут приниматься дети с тяжелыми двигательными нарушениями (не передвигающиеся самостоятельно и требующие посторонней помоши, дополнительного ухода).

При проведении уроков трудового и профессионального обучения, занятий по социально - бытовой ориентировке класс делится на две группы: в учреждениях 1-7 вида – начиная с 5 класса, 8- с 4 класса. Наполняемость групп при проведении кружковой работы, спортивных секций – до 6 человек.

Воспитанники находятся на полном государственном обеспечении. Воспитанники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, обеспечиваются по нормам и пользуются льготами, предусмотренными законодательством.

Образовательный процесс

Коррекционное учреждение 1-7 видов осуществляют образовательный процесс по трем уровням образования, а 8 вида – реализует образовательные программы, специально разработанные для обучения умственно отсталых воспитанников.

Продолжительность учебного года в подготовительном и первом классах – 30 недель, во 2-12 классах – не менее 34 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Выпускникам 1-7 видов учреждений выдаются документы государственного образца о соответствующем образовании, а выпускникам учреждения 8 вида выдается свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Направление детей в коррекционные учреждение осуществляется органами управления образованием по заключению ПМПК с согласия родителей. В специальный класс для умственно отсталых детей коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей и заключения ПМПК после того, как в процессе обучения на протяжении не менее года установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с умственной отсталостью. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение также осуществляется на основании заключения ПМПК.

4. Учебно-оздоровительная работа

Медицинский персонал данных учреждений отвечает за создание в коррекционном учреждении охранительного режима для воспитанников со сниженной работоспособностью; организует для них индивидуальный щадящий режим (предоставление дополнительных дней отдыха в течении недели, выделение времени для проведения занятий физкультурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок ).

Медицинский персонал оказывает помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе с учетом особенностей развития детей, дает рекомендации по психолого-медико-педагогической коррекции, подбору профилей трудовой подготовки, профориентации и последующему трудоустройству.

В ходе лечебно-профилактической работы и восстановительного лечения врачи проводят:

-       изучение состояния здоровья каждого воспитанника, вновь поступившего в учреждение;

-       проведение психолого-медико-педагогических конференций, консилиумов по обсуждению психофизического состояния отдельных воспитанников, трудных, как в диагностическом, так и в лечебно-коррекционном отношении;

-       консультирование воспитанников при необходимости лечения в специализированном медицинском учреждении;

-       организует комплексные медицинские осмотры воспитанников в соответствии с существующими нормативами.

В коррекционном учреждении 1-2 вида особое внимание уделяется сохранению остаточного слуха воспитанников с динамическим аудиометрическим исследованием, наблюдением за динамикой слуховой функции каждого ребенка в процессе работы по развитию восприятия. Даются рекомендации к применению звукоусиливающей аппаратуры, лечению острых заболеваний полости носа, носоглотки и среднего уха.

В коррекционном учреждении 3-4 вида лечебная работа направлена на максимальное восстановление и охрану зрения воспитанников:

- консервативное лечение глазных болезней (медикаментозная терапия, физиотерапия…);

-       назначение очковой коррекции;

-       своевременное направление воспитанников, нуждающихся в хирургическом лечении в стационар.

В коррекционном учреждении 5 вида проводится медикаментозное и физиолечение, закаливание, лечебная физкультура, массаж, психотерапия. В учреждении 6 вида осуществляется психоневрологическое лечение, оказывается протезно-ортопедическая помощь, проводится лечебная физкультура, бальнеоклиматотерапия.

В учреждениях 7,8 видов основными задачами является коррекция астено- невротического состояния, активация интеллектуальных функций, клиническая дифференциальная диагностика форм ЗПР и умственной отсталости. Проводится медикаментозное и психотерапевтическое лечение.

Вопросы и задания

1.  Охарактеризуйте общие и специфические принципы организации системы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с отклонениями в развитии в России.

2.  Назовите типы специальных образовательных учреждений в нашей стране.

3.  Чем отличается учебно–воспитательного процесса и лечебной работы в различных типах специальных учреждений?

4.  Почему учителю начальных классов массовой школы необходимо знать особенности развития аномальных детей?

5.  Как организуется учебно-оздоровительный процесс?

Литература:

1. В помощь директору специальной школы: Сб. руководящих и инструктивных материалов /Под ред. Г.Д. Кузнецова. – М., 1982.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонения в развитии. – М., 1973.

3. Дефектологический словарь. – М., 1996.

4.Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность. Дефектология. – Киев, 1984.

5.Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П.Пузанов.- М., 1998

6.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997

7.Специальная педагогика /Под ред Н.М.Назаровой.- М., 2000

8.Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н.Новгород, 1998.


Лекция 24. Психолого – медико – педагогическая консультация

В настоящее время ведущей тенденцией коррекционной педагогики является интеграция деятельности медицины, психологии и педагогики для решения общих проблем детей с отклонениями в развитии. Это определило необходимость создания медико–психолого-педагогических консультаций /ПМПК/ районного, городского и областного уровня, а также комплексных реабилитационных центров для всестороннего лечения, например, речевых нарушений, ДЦП и т.д.

I. Общая характеристика психолого-медико-педагогической консультации

ПМПК решают проблему отбора детей с специальные учреждения и динамического контроля их за ними, а реабилитационные центры – комплексного дополнительного лечения.

Психолого–медико–педагогическая консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно–воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирование родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико–психолого–педагогической помощи детям с недостатками в развитии. Областная ПМПК осуществляется обследование детей от 0 до 18 лет.

Основными задачами ПМПК является:

1.  Проведение психолого–медико–педагогическая обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства.

2.  Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в умственном, физическом развитии и поведении для направления их в специальные учебно–воспитательные и лечебные учреждения: для детей с нарушениями зрения, для глухих детей и для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата, для детей с задержкой развития, для детей с нарушениями интеллекта, для детей со смешанными дефектами.

3.  Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно–воспитательного и лечебного учреждения и целесообразного пребывания в нем ребенка.

4.  Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершенно летним по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащим направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения.

5.  Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений образования, здравоохранения и соц.обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи.

6.  Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе образования, социального обеспечения, здравоохранения.

7.  Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для их углубленного и динамического изучения.

2. Принципы деятельности ПМПК

Деятельность специальной психологии, и в частности, ПМПК базируется на системной концепции отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев и др.). Его сочетание с тенденциями гуманистической психологии (Роджерс, Маслоу и т.д.), закономерностями психологии сознания и психологии общения позволяют говорить о синтологическом подходе как интегративной сфере современной психологии.

1. Основной принцип, которым должны руководствоваться все работники детских учреждений, - принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы во время создать каждому ребенку необходимое условие, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных посещений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

2. Обязательным является принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребенка.

Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребенке, как усиливающаяся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

3. Принципы всестороннего, системного и целостного изучения ребенка предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей.

Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не складывается из простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния. При этом уточняются первичные и вторичные признаки, ведущие симптомы, их причины.

4. Принцип многоуровневого исследования психологических систем. Позволяет выделить ведущие психологические системы и рассмотреть особенности межсистемных взаимодействий на разных по степени сложности уровнях их функциональной организации.

5. Качественный анализ особенностей деятельности при выполнении диагностических задач. Необходимо, чтобы и метод, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей.

Члены комиссии должны установить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д. Учитывается как ребенок понимает задание, насколько он самостоятелен как использует предложенную помощь.

6. Принцип структурного анализа процесса общения. Через процесс общения опосредуется психологическое развитие ребенка. Поэтому характер коммуникации позволяет судить об уровне общего развития детей.

7. Принцип проекционного анализа функций сознания. Применение современных проекционных методик (в том числе, позициометрических) позволяет оценить структурную организацию сознания ребенка, особенности развития его основных психологических функций.

8. Динамический подход с учетом процесса развития ребенка. Он означает длительное наблюдение за характером его развития, тщательный анализ истории его болезни. Позволяет открыть его потенциальные возможности, зону ближайшего развития.

9. Исследование возрастных и динамических кризисов психологического развития. Дает возможность оценить динамику психологического развития в наиболее важные периоды и фазы становления психологических систем и новообразований.

10. Индивидуальный подход к ребенку. Учитывается его эмоциональное состояние готовность идти на контакт. Принимаются меры для преодоления беспокойства, настороженности, замкнутости: создается доброжелательная, спокойная обстановка, помогающая ребенку раскрыть свои индивидуальные способности. Современная специальная психология является индивидуально-центрированной.

11. Оценка особенностей психологической адаптации индивидуальности.

12. Анализ уровня социальной интеграции

3. Состав и организация работы ПМПК

В состав ПМПК входят специалисты – консультанты (психологи, логопеды, олигофренопедагоги, врачи – детские психиатры, неврологи и др.). Для консультации привлекаются специалисты – консультанты на условиях почасовой оплаты.

ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении консультации и в учебно–воспитательных учреждениях, расположенных в зоне ее действия круглый год по определенному графику с учетом ежедневной пропускной способности не более 10 человек с нормой 40 – 60 минут на одного человека. ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с органами народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными организациями данного региона (фондами, ассоциациями и др.).

Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъявлении следующих документов:

1)  свидетельства о рождении;

2)  подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка;

3)  подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских учреждениях;

4)  тетради с работами по родному языку, математики, рисунки детей, обучающихся в школе.

На основании данных обследований ребенка специалистам - консультантам ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимает коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству.

В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляется наблюдение за динамикой развития.

4.  Психологическая диагностика

Особенности аффективно-личностной сферы:

1.  Контакт

2.  Интерес

3.  Аффективный компонент продуктивности

4.  Активность

5.  Критика

Особенности работоспособности:

6.  Динамика продуктивности

7.  Истощаемость

8.  Переключаемость

9.  Внимание

Общая характеристика деятельности:

10.  Ориентировочная деятельность

11.  Понимание обращенной речи

12.  Вербализация

13. Целенаправленность

Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности:

Непосредственная память (кратковременная)

Опосредованная память (долговременная)

Простое кодирование

Качество опосредованного запоминания

Доступность опосредования

Динамика обучения (обучающий эксперимент)

Качество переноса (обучающий эксперимент)

Конструктивный праксис

Логические построения

Простые обобщения

Усложненные обобщения

Анализ обобщения

Анализ несообразностей

По каждому из перечисленных параметров начисляются соответственно баллы, которые затем суммируются по группам показателей.

5.  Коррекционная работа с детьми

Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации, исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков само регуляции и т.д.)

Важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, поэтому в коррекционной работе на ряду со специальными упражнениями по развитию двигательной сферы ребенка следует заниматься и укреплением мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластилина, сжимание поочередно левой и правой рукой сначала не тугих, а затем более тугих резиновых предметов (груши, мяча, эспандера и т.д.), шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на проволоку пуговиц и т.д.; открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги, упражнение с пальцами, занятия с мозаикой и др.

Для развития ориентировки в пространстве можно рекомендовать следующие задания: определение правой – левой стороны у себя, на своем изображении в зеркале, на картинке; определение местоположения предметов по отношению к ребенку: ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и т.д.); симметричное дорисовывание предмета, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; составление фигур из палочек, полосок (по образцу, по памяти).

Для развития памяти полезны игры типа: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других (показать 4-5 предметов и затем выбрать их из 8-10 предметов), сказать, что изменилось. Рекомендуется выкладывать узоры по памяти, повторять, слова, цифры, а также тренировать преднамеренное запоминание, учить приемам запоминания.

Развитию всех видов мышления способствуют занятия рисование (декоративным, с натуры, по воображению, тематическим), лепкой, аппликацией, конструированием и т.п. Эти занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательные интересы.

В процессе всех занятий необходимо развивать и корригировать речь детей, формировать планирующую функцию речи. В случае, когда это необходимо проводится логопедическая работа.

Вопросы и задания

1. В чем заключаются задачи ПМПК?

2. Дайте общую характеристику ее деятельности.

3. Каковы основные принципы комплектования учреждения для детей с отклонениями в развитии?

4. Как организована работа психолого-медико–педагогической комиссии и каковы возможные пути ее совершенствования?

5. Возможности психологической диагностики в ПМПК.

6. Как осуществляется коррекционная работа?

Литература

1. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого – педагогического обследования детей в медико – педагогических комиссиях. – М.,1985.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.