РУБРИКИ |
Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенкаКризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенкаВведение Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод. Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка. В работе «Положение детей в России» отмечается, что в результате развода не только без одного из родителей остается большое количество детей, передаются в дом ребенка, под опеку и усыновление, но и фиксируется немалое количество асоциальных нарушений: дети убегают из дома, совершают различные преступления. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь самоубийством. Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящено достаточно много исследований, как отечественных, так и зарубежных психологов. В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю.Валлерштейн, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, В.А.Сысенко). Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие, на поведение практически не уделялось внимания. Данная тематика освещается лишь в психотерапии, в качестве отдельных случаев, чаще в русле невротических расстройств личности. Хотя большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное бытие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. В этой связи целью наше исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка. Предмет исследования: особенности личности ребенка, пережившего ситуацию развода. Гипотеза исследования: развод, как кризисной ситуации в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка и такие стержневые образования личности ребенка как представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды. 2. Проанализировать понятие семьи, описать ее основные характеристики. Изучить особенности семейных кризисных ситуаций, описать их феноменология. 4. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары. 5. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье. 6. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка. Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как: 1. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), которая позволяет сравнить самочувствие, активность, настроение детей из полных и семей, переживших развод. 2. Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности). 3. Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная Р.С.Пантелеевым. 4. Методика «Кинетический рисунок семьи». Объект исследования: в качестве объекта исследования выступили дети в возрасте 9 – 11 лет в количестве 46 человек: экспериментальная группа 923 человека) – дети из семей, недавно переживших развод, контрольная группа (23 человека) – дети из полных семей. Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Список литературы содержит 66 наименований. Основное содержание работы изложено на 82 страницах, включает 7 рисунков и 6 таблиц. 1. Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка 1.1 Понятие кризисных ситуаций и их виды Рассматривая понятие кризисных ситуаций, необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation - положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [52, с.217]. В словаре психолога-практика понятие «ситуация» означает систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность, где внешнее положение по отношению к субъекту означает: воспринимаемую в пространственном отношении - внеположенность ему; во временном отношении - предшествование действию субъекта; в функциональном отношении - независимость от него соответственных условий в момент действия. В данном источнике к элементам ситуации составитель относит и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обуславливают его последующее поведение; а полное описание ситуации подразумевает выделение требований, предъявленных индивиду извне или выработанных им самим, выступающих для него как исходные [52, с.218]. В словаре иностранных слов понятие ситуация рассматривается как положение, обстановка, совокупность обстоятельств [59, с.201]. У.Томас и Ф.Знанецкий понятие ситуации определяют как набор ценностей и установок, с которыми индивид или группа имеют дело в процессе активности и в соответствие с которыми эта активность планируется и ее результаты оцениваются. Причем, по их мнению, каждая конкретная активность представляет собой решение ситуации. Авторы выделяют три типа данных, которые содержит ситуация: 1. Объективные условия, в которых действуют индивид или общество. Эти условия представляют собой совокупность ценностей - экономических, социальных, религиозных, интеллектуальных и других, - которые в данный момент прямо или косвенно влияют на состояние познания индивида или группы. 2. Существующие у индивида или группы установки, которые в данный момент оказывают реальное влияние на поведение. 3. Определение ситуации, представляющее собой более или менее ясную концепцию условий и осознание установок [59, с.129]. Курт Левин считает, что понятие «ситуация» обычно используется для обозначения среды [59, с.215]. Ситуация должна рассматриваться, как предполагает Б.Ф. Ломов, соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует, и с самой его деятельностью. Б.Ф. Ломов утверждает, что ситуация, в которой осуществляется поведение, не сохраняется в неизменном виде, а, напротив, изменяется под влиянием поведения (деятельности), благодаря чему возникают новые воздействия на субъекта [цит. по 54, с.96]. По мнению Г.М.Андреевой, каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено [4, с.246]. На протяжении всего жизненного пути человеку свойственно пребывать в определенной жизненной ситуации, решать соответствующие проблемы. Весьма активно в психологических работах, по мнению А.В.Филиппова и С.В.Ковалева, используется понятие «проблемная ситуация», в которой подчеркивается момент определенной новизны для субъекта некоторых аспектов бытия внешних условий, обстоятельств, которые должен открыть для себя человек [59, с.212] или «кризисная ситуация». Кризис – это происшествие, которое причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию организации, изделия или услуги [38, с. 26]. В народе, пишет А.А.Осипова, кризисом считается негативная информация о каком-либо событии, конфликте, положении, несчастном случае и т.п. В.Г.Ромек с соавторами определяют кризисную ситуацию как ситуацию эмоционального и интеллектуального стресса, требующую значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени [47, с.116]. По мнению авторов, человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. В современно литературе выделяют следующие типы кризисов [38, с.95]: ♦ Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель человека и т.п. ♦ Возникающий кризис – он дает время для исследования и планирования, где задачей становиться проведение коррекции, до того, как кризис перейдет в критическую фазу. ♦ Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Надо отметить, что теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Ее начало принято вести от замечательной статьи Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя [45, с.9]. Среди идейных истоков теории кризисов называют также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К.Роджерса и теорию ролей. Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем: - она относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; - теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности [26, с.89]. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие как: смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса [26, с.102]: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Автор считает, что кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение. Ф.Е.Василюк выделяет два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода, считает автор, может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности - метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я [11, с.31]. Кризисные ситуации выбивают человека из привычной жизненной колеи. С одной стороны для него - это стресс и нестабильность, с другой стороны человеку дается возможность посмотреть на свою жизнь на данном отрезке времени как бы со стороны, то есть привычная жизнь представляется перед ним под иным углом зрения и происходит оценка сложившихся обстоятельств. В.Г.Ромек и В.А.Конторович называют основные направления, которые человек использует для выхода из кризиса: I. Человек не намерен мириться со сложившейся ситуацией и тогда наблюдается: 1) разрушение - неудовлетворённость, подталкивает человека избегать кризисной ситуации, через разрушение сложившихся условий. Человек полагается на то, что, поменяв жизненные обстоятельства, он тем самым выйдет из кризиса и перед ним откроются новые возможности, которые в дальнейшем дадут ему желаемое удовлетворение. 2) завершение - понимание, что кризисная ситуация указывает на то, что привычная и устоявшаяся жизненная обстановка исчерпала себя, происходит окончание одного из жизненных этапов, и не следует зацикливаться на достигнутом, а необходимо подвести итоги, что-то довести или доделать до конца, прежде чем перейти к началу нового этапа. По мнению авторов, оба варианта имеют одно направление - поиск новых возможностей, но причины, побуждающие к действию различны. II. Человек через размышление рассматривает создавшуюся кризисную ситуацию, где преобладает желание сохранить имеющееся жизненные обстоятельства, и тогда наблюдается: 1) сохранение - человек делает для себя какие-то выводы, которые помогают ему принять данную жизненную ситуацию и найти приемлемые варианты выхода из кризиса для поддержания и дальнейшего развития имеющегося. 2) удержание - страх потери и перемен заставляет человека любой ценой сохранить те жизненные условия, к которым он привык. В этом направлении, указывают авторы, человека побуждают к действию различные мотивации, ими он руководствуется и применяет противоположные методы для достижения своей цели. III. Человек подстраивается под сложившиеся обстоятельства, в этом случае наблюдается: 1) изменение - человек, принимает сложившуюся обстановку, чтобы оценить кризисную ситуацию и найти оптимальное решение для выхода из неё, он действует как стратег, который выжидает и планирует, чтобы использовать обстоятельства. 2) приспособление - человек плывёт по течению, полагаясь на принятые решения и действия других людей, преобладает нежелание принимать ответственность за последствия или неуверенность в собственных силах. В этих случаях кризисная ситуация рано или поздно приведёт человека к каким-либо жизненным условиям, которые он будет вынужден принять, тут главное почувствовать момент когда временное ожидание переходит в стадию постоянного бездействия. Авторы указывают, что каждый из вариантов не лучше и не хуже другого, любой из них имеет право на существование. Как правило, человек использует в своей жизни всевозможные сочетания данных направлений, так как жизнь многообразна и ни одна из ситуаций не может в точности повторять другую. Таким образом, анализ литературных данных и результатов собственных исследований позволил сделать следующие выводы: кризисы являются особыми моментами в жизнедеятельности человека; в качестве основных видов кризисов выделены экономический, социальный, возрастные, профессиональный, семейный, кризис лишения, экзистенциальный. Даны характеристики видов кризисов, их периодизация, возможные пути преодоления. Кризисы рассматриваются как прогресс (способствование личностному развитию и переходу на следующий этап своего развития) и регресс (жизненный тупик, личностная деградация). В большинстве случаев кризисы определяются как стресс-факторы в жизнедеятельности человека. Кризис создает кризисную ситуацию, которая характеризуется эмоциональным и интеллектуальным стрессом, требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. 1.2 Семья как единица психологического анализа Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Н.Я.Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [цит. по 64, с.10]. Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья - это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики: 1. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества. 2. Семья - важнейшая форма организации личного быта. 3. Семья - супружеский союз. 4. Семья - многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, а это, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье. В терминах общей теории систем, разработанной Людвигом ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое» [50, с.27]. По определению В.В.Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [55, с.18]. Семья как малая социальная группа, указывает И.В.Гребенников, имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее: ♦ наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи; ♦ частичное различие в интересах и установках членов семьи; ♦ наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье; ♦ включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах; ♦ отсутствие в семье связи совместной деятельностью, как в других группах; ♦ многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь; ♦ особая открытость, уязвимость членов семьи. ♦ поверхностный, или межличностный, уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость); ♦ уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (представляет ценностно-ориентационное единство семьи); ♦ уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям) [16, с.84]. Ученые указывают, что важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов [64, с.13]. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис говорят, что с течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями [65, с.24]. Например, качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождением внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Т.В.Андреева говорит, что нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций [5, с.12]. По мнению автора, способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Структура семьи – это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений [64, с.14]. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором – о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи. Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая взрослых и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей. В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем. В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры взаимоотношений указывает большая часть опрошенных. Нарушения структуры семьи, по мнению В.Н.Дружинина, – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций [20, с.54]. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку. Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья, – например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми. Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье, – например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи – этим занимается «опытная» семейная психотерапия. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности – динамики семьи. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Это, например, восемь стадий, связанных с развитием, выделенные Е.Дюваль, или шесть стадий Э.Картера и М.Макголдрика [64, с.16-17]. Большое внимание уделяется исследователями характеру внутрисемейных отношений. В этой связи, например, часто говорят о нормально функционирующей семье – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и измерениях как семьи в целом, так и каждого ее члена [22, с.41]. Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций [цит. по 13, с.64]. А.Н.Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств [цит. по 56, с.82]. Можно добавить, что стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни. В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [50, с.115]. В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье – способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации. Супружеская (демократическая) семья – это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных – родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А.Личко [30, с.13]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты: 1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). 2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья. Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии: - нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется); - деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем); - распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера). Таким образом, семья - это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт, кризис. Семья невозможна без них, но в некоторых случаях они являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. 1.3 Кризисные ситуации в семье, их феноменология Семья является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [37, с.24]. В.М.Целуйко [цит. по 36, с.115] определяет семейный кризис как ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, вытекающий в невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, сопровождающейся ослаблением семьи как союза родственников, союза родителей и детей, союза супругов, ослаблением триединства «родство – родительство – супружество» из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей. Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов. 1. Подход, основанный на изучении закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи [49, с.118]. Первый кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка. Второй кризис - начало освоения ребенком человеческой речи. Третий кризис - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу). Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст. Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом. Шестой кризис - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья. Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины. Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин. Девятый кризис - родители становятся бабушками и дедушками. Десятый кризис - умирает один из супругов. Т.е. семья проходит десять основных кризисных этапов, которые сопровождаются повышенной тревожностью, требуют перераспределения душевных и физических сил. В основе таких нормативных кризисов, фиксируемых на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы. 2. Подход, связанный с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными. Ненормативный семейный кризис - это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. 3. Подход, основанный на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Р.Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов [62, с.84]: 1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.). 2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.). 3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.). Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальных педагогов. С последствиями действия второй группы факторов имеют дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Факторы третьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области семейной психологии и психотерапии. Именно вторая и третья группа называет факторы, вызывающие ненормативные семейные кризисы. На них мы и остановимся подробнее. О.А.Карабанова считает, что в каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты [23, с.58]: 1. Кризисное событие. 2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего. 3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими. 4. Изменения в семейной системе. 5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса. Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Наиболее яркие ненормативные кризисные ситуации в семье – это: j Измена. Супружеская неверность, измена, адюльтер (фр. adultere; синоним - прелюбодеяние) рассматривается как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами [5, с.112]. Измена может носить как эпизодический, так и систематический характер. Влияние измены на супружеские отношения в значительной мере определяется тем, на какой стадии развития брака она произошла (совпадая с нормативными семейными кризисами, она тем самым усугубляет их протекание), а также ее характером, длительностью и типом: была ли эта связь продолжительной или случайной, преимущественно сексуальной или отличалась эмоциональной привязанностью. Измена, как правило, является признаком супружеских дисгармоний и свидетельствует о наличии различных противоречий и конфликтов между супругами. По мнению С.В.Ковалева, далеко не всегда измена является следствием нарушений сексуальных отношений в браке. Часто за изменой скрывается факт неудовлетворения психологических потребностей: в любви, близости, принятии, уважении [24, с.69]. Однако неверность может встречаться и в достаточно гармоничных семьях с благополучными и устойчивыми супружескими отношениями. К.Имелинский отмечает, что тенденция к измене детерминируется не только супружескими дисгармониями, но и обычным стремлением человека к поиску новых впечатлений [60, с.141]. Она наблюдается в различных областях человеческой деятельности. В частности, в сексуальной сфере это проявляется поиском новых партнеров. По мнению автора, имеют значения и такие свойства личности, как способность завязывать контакты, смелость и способность к самоотдаче. Другие личностные качества, например нерешительность, пассивность, страх, напротив, являются факторами, способствующими верности. Как указывают Н.И.Олифирович с соавторами, супружеская измена может выполнять ряд функций, представляя собой: □ способ завершения супружеских отношений и констатации факта несостоятельности брака; □ способ привлечения внимания брачного партнера и передачи ему метапослания о неудовлетворении определенных потребностей; □ способ сохранить супружеские отношения путем реализации потребностей, дефицит удовлетворения которых в браке ощущается довольно остро; □ проигрывание семейных сценариев; □ способ компенсировать чувство неполноценности, повысить самооценку [37, с.95]. К числу факторов, сопутствующих супружеской неверности, относятся: □ неадекватная мотивация брака; □ обыденность брака; □ химические зависимости одного из партнеров; □ большая разница в возрасте между супругами; □ низкий материальный достаток семьи; □ отсутствие совместного досуга супругов; □ большое количество свободного времени у одного из партнеров [31, с.56]. И.В.Гребенников называет несколько видов супружеской неверности [16, с.96]: 1. Случайный внебрачный контакт представляет собой единичный случай измены, мало связанный с конкретным лицом. Случайный контакт может возникнуть вследствие неудовлетворения сексуальной потребности в связи с вынужденной половой абстиненцией (разлука или болезнь одного из супругов). В других случаях он является способом доказать себе свою сексуальную дееспособность и др. Возможны следующие крайние варианты: (1) единичный внебрачный контакт, имевший место совершенно случайно при стечении определенных обстоятельств, и (2) частые внебрачные контакты у индивидуума промискуитетного типа, который легко меняет половых партнеров, не имея с ними эмоциональной связи. 2. Эротико-сексуальные приключения - внебрачные сексуальные эпизоды, которые основываются на стремлении к разнообразию, получению нового сексуального опыта. Помимо сексуального влечения, для изменяющего очень важна эротическая привлекательность партнера и нежность как необходимый компонент отношений. Такие контакты дарят обоим партнерам разнообразные переживания, доставляющие много удовольствия. Большое значение в таких отношениях имеют сексуальные игры, в которых партнеры экспериментируют с новым телесным опытом. Эти эротико-сексуальные приключения бывают краткими, с отсутствием взаимных обязательств и оставляют после себя приятные воспоминания. Они, как правило, не представляют опасности для супружеского союза каждого из партнеров. Внебрачные половые контакты, единичные или повторяющиеся, и эротико-сексуальные приключения иногда обозначают как «ситуационные кратковременные измены». От них следует отличать продолжительную измену, обозначаемую как «внебрачная связь». 3. Внебрачная связь характеризуется большой продолжительностью и возникновением эмоциональной привязанности. Ей, как и супружеским отношениям, свойственны определенные стадии развития. Эта связь может иметь характер длительных, преимущественно сексуальных отношений либо эмоциональной близости. Наличие внебрачной связи вынуждает изменяющего партнера вести так называемую двойную жизнь. k Развод. Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы [6, с.42]. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений сохраняются психологические последствия расставания (как правило, актуализирующиеся в связи с синдромом годовщины). Среди причин, приводящих к разводу либо увеличивающих его вероятность, Л.И.Савинов и Е.В.Кузнецова называют [48, с.112]: □ семейные сценарии, включающие конфликтные отношения либо развод родителей одного из супругов; □ поздний или ранний возраст вступления в брак; □ низкий уровень дифференциации супругов и размытые внешние границы семьи, что обусловливает постоянные вмешательства в ее функционирование третьего поколения, особенно при совместном проживании с родителями одного из брачных партнеров; □ разочарование в партнере; □ личностные особенности одного или обоих супругов, выражающиеся в склонности к конфликтному поведению; □ неравный уровень образования и социального статуса супругов; □ профессиональная занятость женщины, в том числе «бикарьерная» семья; □ вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, разъезды, так называемая «дистантная» семья); □ бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей; □ добрачная беременность (так называемые «стимулированные» браки); □ рождение ребенка в первые 1-2 года брака; □ употребление алкоголя и наркотиков; □ супружеские дисгармонии (измены, сексуальная неудовлетворенность в браке и др.). В настоящее время развод является одним из самых распространенных ненормативных кризисов, в связи с чем анализу его будет посвящен отдельный параграф данного теоретического исследования. l Тяжелая болезнь. Наличие тяжелобольного человека является нелегким испытанием для всей семьи. К категории «семья с тяжелобольным человеком» относятся семьи, где один из членов страдает каким-либо серьезным соматическим либо нервно-психическим заболеванием, алкоголизмом, патологической ревностью и т.п. [5, с.228]. Как указывает А.А.Осипова, болезнь одного из членов семьи сопровождается нарастанием эмоционального напряжения в семье и физической нагрузки у отдельных ее членов. Все трудности, с которыми сталкивается семья больного, автор разделяет на объективные и субъективные. К числу объективных относятся возросшие расходы семьи, неблагоприятное воздействие сложившейся ситуации на здоровье ее членов, нарушения ритма и распорядка жизни семьи. Среди субъективных трудностей А.А.Осипова называет разнообразные переживания и эмоциональные реакции в связи с психическим заболеванием одного из членов семьи: □ растерянность из-за полной беспомощности больного; □ замешательство, вызванное непредсказуемостью его поведения; □ постоянное беспокойство о будущем, связанное с неспособностью больного решать свои жизненные проблемы самостоятельно; □ чувство страха; □ чувство вины; □ депрессия; □ разочарование; □ фрустрация; □ ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания [38, с.263]. Такие реакции семьи нормальны и естественны, поскольку обусловлены чрезвычайной сложностью ситуации и невозможностью повлиять на нее. m Инцест. Инцестом называют интимные отношения между членами одной и той же семьи, например, между родителями и детьми, между сиблингами и т.д. [40, с.56] Можно также встретить определение инцеста как кровнородственного кровосмешения (инцест первого рода). Данный термин происходит от латинского incestum, что означает «нечистый». Инцест в его узком понимании представляет собой сексуальный акт, в более широком - грубо отклоняющееся сексуальное поведение членов одной семьи. Юридически инцест определяется как сексуальный половой акт между лицами, которые по причине кровного родства или по причине родства, проистекающего вследствие брака, не могут вступить в брак законным образом [40, с.58]. Авторами указывается, что зачастую инцест сопровождается актом прямого сексуального насилия по отношению к более слабым людям (детям), которые не могут оказать сопротивления. Сексуальное влечение матери к сыну носит название комплекса Пидэ (перевернутый Эдипов комплекс). Комплекс Арткелэ - сексуальное влечение отца к дочери (перевернутый комплекс Электры). Запрет на инцест существует достаточно давно. В африканском племени зулусов мужчина, виновный в инцесте, приговаривался к смерти. В других примитивных культурах самоубийство для такого преступника было обязательным. Библия также табуирует инцест путем включения запрета на него в Моисеевы законы. Наказаниями служили «остракизм», ритуальное публичное отлучение от Церкви. В Вавилоне инцест наказывался изгнанием или смертью. В Англии в 1650 году инцест считался преступлением и также карался смертью. Римляне считали физическую близость между членами одной семьи «противоестественной». Древние китайцы обезглавливали людей, виновных в инцесте. Законы, запрещающие инцест, вскоре стали всеобщими, распространившись в Европе и США [50, с.196]. Как пишут Н.И.Олифирович с соавторами, жертвой инцеста является ребенок или взрослый, по отношению к которому совершено: □ физическое насилие с сексуальным подтекстом или непосредственно половой акт; □ психологическое насилие, включающее моральное давление с сексуальным подтекстом; разговоры на сексуальные темы; □ демонстрация сексуальных действий в присутствии объекта инцеста [37, с.115]. n Смерть члена семьи. Смерть члена семьи - одно из самых сильных потрясений в жизни как отдельного человека, так и семьи в целом. Влияние этого события на семейную систему определяется значимостью для нее умершего, его функциональной нагруженностью, статусом, степенью эмоциональной близости с родственниками. Потеря члена семьи (особенно взрослого) может привести к появлению «функциональной пустоты» в семейной системе, приводящей к необходимости перераспределения в ней ролей и функций. При анализе данного ненормативного кризиса рассматривают: ♦ Смерть ребенка. Как указывает Н.Г.Осухова, реакция членов семьи на смерть ребенка зависит от его возраста, статуса и количества детей в семье [41, с.204]. Исключительно тяжело она может переживаться, если речь идет о единственном или «особом» ребенке. Спектр чувств, вызываемых смертью ребенка, достаточно широк: родители испытывают отчаяние, тоску, смятение, злость к тем, кто остался жив или как-то виновен в смерти ребенка и др. Чувство вины, тайные страхи и заблуждения, иррациональные мысли, возникающие во время переживания такой потери, могут оказывать пролонгированное влияние на жизнь членов семьи. Проблема часто осложняется тем, что родители, погруженные в собственные переживания, не могут поддержать других детей, способствуя таким образом возникновению у них ощущения отвержения, одиночества, наказанности и нелюбви. ♦ Смерть родителя. Смерть родителя приводит к возникновению неполной семьи и образованию «функциональных пустот», что влечет за собой необходимость реорганизации структуры семьи (прежде всего ролевой). Н.И.Олифирович описывает несколько типов реакций супруги (супруга) на смерть партнера: 1. Адекватная реакция, включающая нормативное переживание этапов горевания, поиск внутренних семейных ресурсов для преодоления горя при сохранении иерархических параметров семьи и избегании ролевых инверсий. 2. Полная концентрация на детях, поиск утешения в детско-родительских отношениях. Данная реакция может осложняться стремлением родителя найти воплощение умершего партнера в одном из детей, что впоследствии затрудняет сепарацию данного ребенка от семьи. 3. Уход родителя в собственные переживания и отстранение от семьи, от выполнения родительских функций, что приводит к появлению у детей чувства одиночества, отверженности и вины за произошедшее. 4. Быстрое включение родителя в эмоционально близкие отношения с новым партнером с целью компенсации травмы в связи со смертью супруга (супруги). В этом случае велика вероятность непонимания со стороны детей, возникновение у последних злости, агрессии, ощущения предательства умершего родителя [37, с.132]. Переживание потери ребенком родителя имеет свои особенности. Чем младше ребенок и чем менее адекватно его возрасту объяснение «ухода» родителя, тем больше риск возникновения в будущем различных личностных расстройств, проблем в построении межличностных отношений, особенно в случае внезапной трагической смерти. ♦ Суицид члена семьи. Под суицидом (самоубийством) понимают осознанное лишение человеком себя жизни [52, с.312]. В классификации основных суицидальных мотивов на первом месте стоят так называемые лично-семейные мотивы, связанные с семейными конфликтами, разводом (в том числе и родительским), болезнью, смертью близких, одиночеством, неразделенной любовью, оскорблениями со стороны окружающих. Суицид - тяжелое испытание для всей семьи. Суицид переживается с большей остротой из-за чувств стыда, вины, агрессии в адрес умершего. На индивидуальном уровне функционирования семейной системы актуализируются разнообразные защитные механизмы (отрицание, вытеснение, интеллектуализация, смещение и др.). |
|
© 2010 |
|