РУБРИКИ

Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка

Таким образом, в жизнедеятельности семьи можно выделить нормативные семейные кризисы, в основе которых обычно находится индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, который и ведет к дестабилизации семейной системы и особые кризисные ситуации, которые ненормативно могут возникнуть на любом этапе жизненного цикла семьи, угрожают функционированию семьи, приводят к резкому возрастанию внутриличностной напряженности, кризисному состоянию членов семьи. Они затрудняют функционирование семьи в связи со столкновением с ситуациями, аналогичных которым не было в семейном опыте.


1.4 Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары


Развод - это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов [6, с.112]. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы [37, с.115]. По мнению И.Ганичевой, развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары [50, с.96].

В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно - как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможным. Возрастание разводов, по мнению СИ.Голода, в определенном смысле предопределено переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избирательности [15, с.126]. По мнению автора, свобода выбора партнера с необходимостью предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения складываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях, когда семья становится помехой на пути свободного саморазвития и самореализации женщины. Отсюда, как видим, количество разводов за последнее время неуклонно растет (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика браков и разводов (тыс.чел.) в России


В семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохраняет по крайней мере одну, но важнейшую функцию - воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.

Основными причинами разводов Э.Тийт называет [12, с.85]:

1. Личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.). Традиционно фактором риска считается воспитание будущего супруга в неполной либо дисгармоничной семье. Причем особое значение приобретают эмоциональные нарушения супружеских и детско-родительских отношений - холодность, отвержение, дистантность, враждебность. Значительная разница в возрасте, равно как и дистанция в образовательном и социальном статусе будущих супругов, также выступают существенными факторами риска для семейной жизни.

2. История создания семьи - условия знакомства, особенности предбрачного периода, мотивация брака, первичная совместимость супружеской пары. Стабильность брака снижается, если период знакомства оказывается слишком коротким (менее полугода) и недостаточным для познания друг друга и установления равноправных отношений, в которых партнеры учатся взаимопониманию и сотрудничеству в решении возникающих проблем. Фактором риска успешности брака является добрачная беременность невесты, особенно когда супруги молоды. В этом случае период ухаживания сокращается и молодожены оказываются психологически, экономически и личностно не готовы к будущей семейной жизни.

Когда же распадается молодая семья без детей, т.е. речь идет о только что образовавшейся семейной паре, факторами риска выступают неадекватная мотивация брака и кратковременность знакомства, не позволяющая партнерам соотнести ценностную основу заключения брака.

Неадекватными мотивами брака могут быть стремление одного или обоих супругов выделиться из прародительской семьи либо с целью утверждения своего взрослого статуса, либо для того, чтобы избежать конфликтов, ссор, эмоциональной напряженности в отношениях с собственными родителями. Другим неадекватным мотивом может стать гипертрофированное желание найти покровительство и защиту у партнера, чтобы удовлетворить потребность в безопасности. Партнер в этом случае воспринимается инструментально - как гарант безопасности, и решение о заключении брака не основывается на отношениях любви и близости. Такая ситуация складывается, когда пара начинает встречаться или женится после значимой потери - смерти близкого любимого человека, только что состоявшегося развода, расставания с любимым человеком и т.д.

3. Неблагоприятные условия функционирования семьи. Это неблагоприятные жилищные и материально-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиантное поведение супругов (алкоголизм, наркомания), высокая конфликтность, сексуальная дисгармония.

По мнению Д.Зидера, факторами, повышающими степень готовности семьи к разводам, являются урбанизация и рост мобильности трудоспособного населения, изменение места женщины в структуре профессиональной занятости общества и дальнейшая индивидуализация жизненной концепции, в которой целям автономного личностного роста уделяется все большее значение обоими полами [50, с.185].

Наряду с факторами риска развода можно говорить и о факторах толерантности, снижающих вероятность распада семьи даже в условиях проблем семейной жизни и конфликтности отношений. По мнению С.К.Нартовой-Бочавер, наиболее существенное значение приобретает наличие в семье детей [34, с.83]. Авторы считают, что ребенок достаточно часто выступает как последний аргумент в принятии решения супругов о разводе в пользу сохранения семьи. Наличие детей снижает психологическое желание и экономическую обоснованность развода. Другим важным фактором, удерживающим супругов от развода, по мнению авторов, является неуверенность в своем экономическом положении после развода и возможности прокормить детей, обеспечить им полноценное воспитание и образование.

Напротив, указывает О.Дробот, работающие жены, которые оказываются в состоянии и после развода обеспечить материально себя и детей, обнаруживают большую склонность к разводу в проблемных семьях, чем женщины, не работающие или занимающиеся низкооплачиваемым трудом [19, с.21].

Д.Г.Скотт приводит данные о том, что низкую готовность к разводу обнаруживают жители сельских районов, неработающие женщины и группы населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума [51, с.81]. Общность внесемейных интересов и целей также повышает устойчивость семьи к деструктивным воздействиям. И главный ресурс толерантности, указывает автор, - безусловное сохранение симпатии, привязанности и любви к партнеру.

В нашей стране, согласно новейшим исследованиям, основными причинами разводов являются следующие (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):

♦ материальные, бытовые проблемы – 55 %;

♦ пьянство одного из супругов – 39 %;

♦ ослабление ценности семьи – 27 %;

♦ супружеская неверность – 19 %;

♦ психологическая несовместимость – 17 %;

♦ однообразие и скука семейной жизни – 12 %;

♦ новая любовь – 11 %;

♦ отсутствие детей – 7 %;

♦ другое – 2 [37, с. 126].

Анализ литературы показывает, что развод включает два периода - собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы - неполной семьи.

В собственно разводе К.Аронс выделяет три фазы [6, с.276]:

1. Обдумывание и принятие решения о разводе.

На протяжении этой стадии происходит нарастание деструктивности и дисгармоничности семьи. Конфронтация партнеров и ссоры становятся хроническими. Превалирует тревожность, дурное настроение, чувство разочарования, неудовлетворенности, отчуждения и охлаждения, неверия и недоверия. Снижение уровня субъективной удовлетворенности браком, чувство утраты любви приводят к возникновению холодности, враждебности и дистантности в отношениях супругов, что является индикатором начала процесса эмоционального развода. Обдумывание и принятие решения о разводе одним или обоими супругами продолжается от нескольких дней до нескольких лет и основывается на осознании ими невозможности дальнейшего существования в рамках семейной системы. Сообщение супругом партнеру о принятом решении вызывает шок, отчаяние, чувство пустоты и хаоса, амбивалентность переживания, составляющих характерный паттерн эмоционального переживания отвергнутым партнером решения о разводе. Решение о разводе либо принимается вторым супругом сразу, либо следуют переговоры и тайм-аут с отсрочкой принятия окончательного решения.

2. Планирование ликвидации семейной системы.

Эта фаза начинается с момента окончательного принятия решения о разводе одним или обоими супругами. Свойственные ей негативно-тревожный эмоциональный фон существования семьи, высокая эмоциональная напряженность и фрустрированность представляют серьезную угрозу для разумного выхода из кризиса. Ликвидация семейной системы связана с необходимостью изменения ролевой структуры семьи, перераспределением ее основных функций и построением нового образа жизни. Ее задачи:

• эмоциональный развод, предполагающий эмоциональную сепарацию супругов; трансформацию эмоциональной привязанности к партнеру;

• физический развод, включающий территориальную сепарацию и приводящий к раздельному проживанию бывших супругов;

• экономический развод - заключение соглашения и договоренностей о разделе имущества и жилища, о формах экономической поддержки бывшими супругами друг друга, о вкладе каждого из них в обеспечение материального благополучия детей и планировании в случае необходимости шагов по изменению места и графика работы каждым из супругов;

• социальный развод включает две задачи - реорганизацию отношений с расширенной семьей и перестройку отношений со значимым социальным окружением, общим кругом друзей и коллег;

• сородительский развод предполагает достижение договоренностей между супругами об ответственности и конкретных формах опеки и участии в воспитании детей; подготовку и информирование детей о предстоящем разводе и новых условиях жизни;

• религиозный развод - согласование с религиозными канонами и получение разрешения от духовника или иерархов конфессии на расторжение брака, если один из супругов или оба верующие.

Таким образом, планирование распада семейной системы осуществляется путем переговоров о решении материальных, бытовых и имущественных проблем, связанных с прекращением функционирования семьи. Если эмоциональный развод завершен либо его динамика позитивна и отражает принятое решение о целесообразности прекращения супружеских отношений, то возможен конструктивный диалог между супругами. Если же нет и эмоциональные отношения супругов окрашены чувством обиды, гнева, враждебности, то переговоры заходят в тупик и принимают деструктивный характер.

3. Сепарация.

Это завершающая фаза. Она сопровождается прекращением ведения супругами совместного хозяйства и совместного проживания. Нередко уже на этой фазе происходит физическое отделение супругов - уход в прародительскую семью или на иное место жительства. Даже если супруги продолжают жить под одной крышей, происходит раздел хозяйства, комнат, бюджет перестает быть общим и т.д. Интенсифицируется процесс эмоционального развода - происходят аффективная переоценка характера отношений с партнером и самого партнера, дифференциация границ Я и Ты и установление новых правил и норм взаимодействия. Важным компонентом сепарация является трансформация образа Мы, построение нового образа Мы, Я и Ты в будущем.

Период развода связан с юридическим оформлением нового статуса семьи, признанием прекращения действия прежних прав и обязательств супругов в связи с расторжением брака и принятием новых обязательств по сохранению родительских функций. Продолжительность этого периода определяется правовыми нормами (от 2 до 5 - месяцев в зависимости от наличия в семье детей и добровольности решения о разводе обоими супругами). Развод - не просто проставление штампа в паспорте как процедура юридического оформления нового семейного статуса, но и оформление экономического разрыва, а также соглашения об участии супругов в воспитании детей. Если родители не достигают взаимного согласия о том, с кем останутся проживать дети и как будет обеспечена реализация права одинокого родителя на воспитание детей, решение принимает суд. Именно он решает, с кем из родителей останутся дети, исходя из информации об их возрасте и поле; эмоциональной привязанности к родителям и другим членам семьи; финансово-экономических условиях, которые может предоставить детям каждый из родителей, естественно при условии финансовой поддержки второго родителя; возможности реализации родителем воспитательной функции; состоянии соматического и нервно-психического здоровья родителей и их правовом статусе. Обычно до подросткового возраста вопрос о том, с кем должны остаться дети, решается в пользу матери.

В постразводный период, когда происходит перестройка семейной системы и ее стабилизация, К.Аронс выделяет три фазы [6, с.278]:

1) послеразводную (до одного года);

2) фазу перестройки (2 года);

3) фазу стабилизации (2 года).

Все члены семьи переживают кризис, наступающий после юридического оформления развода. Семья на какое-то время может утратить способность нормально функционировать. Продолжительность этой фазы различна (от нескольких месяцев до года) в зависимости от ресурсов семьи и социальной поддержки.

По мнению автора, развод воспринимается личностью, особенно в первый момент, как доказательство ее неполноценности, что приводит к острому переживанию ею собственной несостоятельности, неуверенности в себе, депрессии, самообвинению; формирование нового образа семьи у детей - раздельное проживание все-таки ставит перед ребенком задачу адаптации к новым условиям общения и сотрудничества с каждым из родителей.

Еще одно следствие развода, пишет К.Аронс, состоит в переживании бывшими супругами чувства личностного краха [6, с.281]. В большинстве случаев развод происходит по инициативе одной из сторон. Отвергнутый партнер особенно тяжело переживает решение о разводе. Инициатор развода даже при явно негативном паттерне чувств и эмоциональных проявлений, связанных с ним, сохраняет контроль над ситуацией, в то время как для отвергнутого партнера характерным переживанием является чувство бессилия, безысходности. Особенно остро переживают тревогу и страх утраты контроля над ситуацией женщины. Постразводный синдром, включающий переживание депрессии, безысходности, утраты смысла жизни, страха и отчаяния, низкой самоценности, более характерен для женщин. Мужской вариант постразводного синдрома отличается чувством одиночества, подавленности, растерянности, нарушениями сна, аппетита, обращением к алкоголю, снижением интереса к профессиональной деятельности, сексуальными расстройствами.

Завершающей фазой послеразводного периода, по мнению автора, является фаза стабилизации. На этом этапе проблемы перестройки семьи успешно преодолены, между бывшими супругами устанавливаются ровные партнерские отношения, становится возможным их эффективное сотрудничество в воспитании детей. Психологическим критерием стабилизации семьи после развода является готовность бывших супругов принять прошлое, признать счастливые моменты своего брака и выразить благодарность партнеру за все хорошее, что им довелось пережить вместе.

Как мы видим, развод не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. А. Маслоу предложил модель распада супружеских отношений, включающую в себя семь стадий [цит. по 27, с.201].

1. Эмоциональный развод обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попытками контролировать партнера, спорами, стремлением избежать проблем.

2. Время размышлений и отчаяния перед разводом сопровождается болью, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.

3. Юридический развод - оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы либо стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный партнер может испытывать жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.

4. Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хозяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим).

5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку связано с переговорами родителей по вопросу дальнейших взаимоотношений с детьми и распределения зон ответственности. Основными задачами данного этапа являются создание новых отношений между родителем и ребенком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимости.

6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода - одиночество и наличие амбивалентных чувств: нерешительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и др. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, вырабатывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.

7. Психологический развод. На эмоциональном уровне - это принятие факта распада отношений, стабилизация эмоционального состояния, проработка негативных чувств, связанных с разводом. На когнитивно-поведенческом - готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений.

Для описания стадий развода Р.Кочюнас предлагает использовать модификацию модели переживания утраты, предложенную Э. Кюблер-Росс [27, с.215]:

1. Стадия отрицания. Первоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому ему трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии актуализируется работа защитных механизмов: рационализация («наконец пришло освобождение», «рано или поздно это все равно бы произошло»), обесценивание («на самом деле брак был ужасным», «мой муж полное ничтожество»), отрицание («ничего такого не случилось», «все хорошо») и др.

2. Стадия озлобленности. На этой стадии возникает чувство злости по отношению к партнеру. Покинутый партнер переживает состояние фрустрации, вызванное крушением его планов и надежд. Нередко он начинает манипулировать детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров. Здесь предпринимаются попытки восстановить брак. Супруги используют различные манипуляции по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов, наступает угнетенное настроение. Человек чувствует себя неудачником, его самооценка, доверие к людям падают.

5. Стадия принятия. Эта стадия связана с принятием факта развода и адаптацией к изменившимся условиям жизни. В случаях, когда в браке были дети, они тоже нуждаются в поддержке и помощи в адаптации к новой ситуации.

Учеными также уделяется внимание процессу распада эмоциональных отношений супругов. С. Даком была предложена модель, включающая четыре фазы: интрапсихическую, диадическую, социальную и фазу «отделки» [цит. по 14, с.186]. Каждая из них имеет свои специфические особенности и цели.

Цель интрапсихической фазы состоит в понимании того, что именно в данных отношениях является неудовлетворительным, идентификации своих проблем с неопределенными аспектами отношений, поиске способов повышения удовлетворенности партнером и отношениями с ним. Результатом прохождения первой фазы могут быть:

- смирение с существующими в браке проблемами;

- принятие решения о том, чтобы выразить партнеру свое неудовольствие.

Цели диадической фазы иные. Это конфронтация с партнером и перестройка или прекращение отношений с ним. Начинают преобладать негативные эмоции, все больше возрастает тревожность, появляется чувство вины. Эта фаза может длиться годами. Для нее характерны «выяснения отношений» между супругами и попытки что-либо изменить в их взаимодействии. Прохождение второй фазы могут ознаменовать:

□ перестройка и сохранение отношений;

□ принятие решения о прекращении отношений.

На социальной фазе наблюдается постоянный переход от ссор к примирениям, актуализируются волнение и тревога по поводу своего будущего, страх одиночества и т. п. На этом этапе в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья). В результате супруги добиваются принятия ближайшим социальным окружением факта прекращения их отношений.

Фаза «отделки» включает реорганизацию пережитого опыта, его реинтерпретацию с целью создания более благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером. Возможны следующие варианты исхода этой фазы:

□ примирение с фактом распада отношений, извлечение позитивного опыта, личный рост партнеров;

□ прошлый опыт воспринимается как собственная неудача.

Одна из концепций, описывающая распад эмоциональных отношений, была предложена Дж. А. Ли [цит. по 7, с.10], которым были выделены следующие фазы: 1. Осознание неудовлетворенности. 2. Выражение неудовлетворенности. 3. Переговоры. 4. Принятие решений. 5. Трансформация отношений.

Дж. А. Ли отмечает, что предложенная им очередность необязательна. Прохождение перечисленных фаз индивидуально для каждой супружеской пары. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Как полагает автор данной концепции, цикличность отношений, включающая предложенные им фазы, может повторяться всю жизнь.

По мнению Т.В.Андреевой, типы реагирования на развод зависят от ряда факторов [5, с.218]:

□ особенностей развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных в него участников);

□ отношения к нему со стороны супругов;

□ имеющихся в наличии ресурсов (материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов).

Наиболее распространенными стратегиями поведения в ситуации развода являются [48, с.176]:

1. Агрессивная, выражающаяся в желании разрушить жизнь партнера, причинить ему боль, отомстить за причиненные страдания.

2. Манипулятивная, связанная с желанием удержать, вернуть брачного партнера любым способом, даже ценой потери самоуважения и уважения партнера.

3. Принимающая, обусловленная адекватной оценкой реальности и принятием ее такой, какая она есть, что дает возможность сохранить с бывшим партнером отношения, не обесценивая совместно прожитые годы, и свести к минимуму негативные последствия для детей.

Таким образом, развод – это сложная кризисная ситуация в семье. Она затрагивает и меняет многие семейные характеристики, влияя на психологическое состояние как взрослых (бывших супругов), так и детей.


1.5 Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье


На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. Кроме того, социальное научение зависит во многом от структуры и условий жизни семьи: полная семья или нет; все ли ее члены работают; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; проживание в удобном доме или перенаселенной городской квартире.

Многие жизненные ситуации, такие как бедность, развод родителей, переезд в другой город, серьезные болезни или тяжелые травмы, а также рост в условиях, опасных для жизни, являются постоянными источниками стрессов для детей и других членов их семей. Кризисные ситуации в семье действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья.

У детей много потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой только основных [32, с.184]:

1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей.

2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.

3. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. От постоянной критики он будет склонен ощущать свою неполноценность.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности. Среди основных трудностей, с которыми сталкивается ребенок, В.А.Юницкий называет следующие [66, с.51]:

♦ Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла, – те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, внебрачный ребенок, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов.

При всем разнообразии вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых, функциональная пустота, т.е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, никем не выполняется. Например, с уходом отца из семьи его доля в воспитании уже невыполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к самому факту, события, породившему неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.) противоречивость и многослойность процессов, возникающих в связи с разводом, показаны исследователями на материале социологических исследований восприятия разведенными после разводной ситуации.

♦ К ситуационным нарушениям относятся трудности относительно кратковременные, но создающие угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.). Значительную роль в психологическом воздействии этих трудностей играет фактор внезапности (семья оказывается неподготовленной к событию), исключительности (легче переживается трудность, затрагивающая многие семьи), а также ощущение беспомощности (члены семьи уверенны, что они ничего не могут сделать для того, чтобы обезопасить себя в будущем).

Рассмотрим особенности переживания ребенком трудностей первого рода в контексте ненормативных семейных кризисов.

Измена как ненормативный семейный кризис, только с первого взгляда не затрагивает ребенка. Дети очень восприимчивы к ссорам. А измена без ссор немыслима. Сила и глубина реакции на ссору родителей зависит от их возраста, от опыта, полученного до сих пор в семье, в жизни, от их характера, темперамента, воспитанности, чувствительности. Дети младшего возраста бывают так поглощены эмоциями ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состоянии противопоставить им хотя бы слабые барьеры разума.

Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздраженная атмосфера. Замечено, что и дети дошкольного возраста реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Для них внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.

Переживание горя ребенком происходит не так, как у взрослого. Как указывает К.Лийк, ребенок, переживающий горе, часто становится более замкнутым, молчаливым, в острых случаях даже наступает мутизм - полная потеря речи на нервной почве [29, с.54] (этот сюжет довольно часто встречается в кино и в литературе, можно вспомнить фильм «Патриот» или книгу «Два капитана»). Автор указывает, что сам ребенок может не осознавать связи своего состояния с потерей. Он часто жалуется, что ему «скучно», но на предложение чем-нибудь заняться отвечает «неохота». Самым предпочитаемым обществом становятся для него маленькие дети (еще не умеющие говорить), очень старые люди, домашние животные. Их преимущества в том, что они «не пристают», но при этом избавляют от одиночества, с ними можно просто посидеть рядом, прикоснуться, поухаживать без риска вторжения в свой внутренний мир.

Н.Аккерман указывает, что часто дети в состоянии горя часами выполняют однообразные действия - расставляют рядами игрушки, раскладывают по коробкам карандаши или пуговицы [1, с.112]. Они охотно соглашаются на самую рутинную работу, например, чистят картошку. Еще одно излюбленное их занятие - натягивать повсюду веревки и нитки, обматывая ножки мебели, связывая между собой разные предметы. Таким образом, пишет автор, они пытаются как бы «связать» оборванные нити своей жизни, помочь внутреннему процессу наведения порядка и преодоления хаоса.

Выходя постепенно из стадии шока, ребенок может столкнуться с новыми аспектами горя. Один из них, пишет М.И.Буянов, - гнев [10, с.64]. Взрослые тоже испытывают гнев после потери, злясь на врачей, которые не сделали всего необходимого, на самих себя, что не предусмотрели, не спасли, на судьбу, на самого ушедшего - почему не был осторожен, почему не лечился, почему не подумал о нас. Ребенку признаться себе, что он злится на покинувшего его родителя, очень страшно. Это особенность детской психики - ребенок еще не осознает в полной мере границ между личностями и сознаниями разных людей [10, с.65].

Самому ребенку его злость кажется немотивированной, безадресной. А.Д.Андреева говорит о том, что ребенок может ни с того ни с сего, на фоне ровного настроения, вдруг пнуть ногой игрушку, стул, или ударить кулаком по чему придется [3, с.92]. Кроме вспышек ярости, могут возникать дисфории - продолжительные периоды дискомфорта, раздражения непонятно на что и на все сразу. Ребенку может разонравиться привычная еда, начинает раздражать одежда, мешают громкие звуки, сильные запахи.

По мнению Й.Лангмейер и З.Матейчик, еще одна мучительная составляющая процесса переживания горя - ощущение вины [28, с.112]. В этом отношении дети гораздо уязвимее взрослых из-за особенностей его мышления. Для ребенка все, что происходит вокруг него, происходит из-за него. «Если мамы больше нет со мной - это из-за того, что я плохой. У хороших детей мамы не умирают».

Следует отметить, что дети обладают невероятным запасом жизненных сил и способностью к адаптации, поэтому их горе не длится непрерывно, как у взрослых. Периоды горевания обычно сменяются просветами, когда ребенок, как ни в чем ни бывало, веселится, играет, смотрит любимые мультики. Дети словно делают перерывы в работе горя, справляясь с ним «по кусочкам».

Другой ненормативный семейный кризис - инцест в отношении ребенка - накладывает на его развитие немалые последствия. А.А.Осипова пишет, что ребенок, ставший жертвой насилия со стороны собственных родителей, оказывается в самом сложном положении. Он злится на них - не может не злиться, ведь из-за них он испытал боль и страх. Но сразу вслед за волной злости приходит мучительная волна вины и ужаса, что теперь они потеряны навсегда - из-за него [38, с.216]. В результате ребенок приходит в состояние крайнего стресса, у него появляются признаки аутоагрессии - гнева, направленного на самого себя. Он может до крови щипать и царапать себя, под корень сгрызать ногти, вырывать у себя волосы, или «нечаянно» каждый день получать ушибы, ожоги, порезы; подростки могут всерьез думать о самоубийстве.

Автор указывает, что приступы гнева могут чередоваться с периодами «правильности», почти пугающей послушности. Ребенок вдруг начинает аккуратно складывать свои вещи, сам садится делать уроки, вызывается помочь по дому и т.д. Он словно надеется магическим образом «все исправить», стать «хорошим ребенком, у которого все хорошо». Другой вариант «магического поведения» - ребенок намеренно делает свое положение как можно более ужасным. Он или чудовищно ведет себя, навлекая на свою голову все возможные кары, или тяжело заболевает (разом всеми хроническими заболеваниями, которые у него когда-либо были, присоединив к ним пару новых).

По мнению Н.И.Олифирович, последствия инцеста разнообразны и проявляются в эмоциональной, когнитивной и (или) поведенческой сферах личности. У детей, подвергшихся сексуальному насилию, создается повышенный риск развития следующих нарушений:

□ аддикции: имеются данные о том, что такие дети в семь раз чаще злоупотребляют алкоголем или другими веществами, изменяющими состояние сознания;

□ склонность к суициду: жертвы инцеста в 10 раз чаще совершают суицидальные попытки;

□ занятия проституцией: большое количество случаев детской и подростковой проституции сопровождается наличием в анамнезе ребенка сексуального насилия;

□ психические нарушения: у детей - жертв сексуального насилия симптомы психических нарушений возникают чаще, чем у детей, не подвергавшихся насилию;

□ посттравматическое стрессовое расстройство и сексуализированное поведение;

□ развитие в зрелом возрасте эмоциональных расстройств (фобии, депрессия), мазохистических тенденций, сексуальных и супружеских проблем;

□ в случае если жертва инцеста получает удовольствие, ее чувство стыда усиливается. У девочки может возникать характерный для многих жертв инцеста вид вины, при котором она ощущает себя женщиной, уводящей отца у матери, что затрудняет поиск поддержки и помощи у последней [37, с.116].

Среди долгосрочных опасных последствий сексуальных или развратных действий для ребёнка выделяют [50, с.118]: попытки самоубийств, страхи, депрессия, злоупотребления алкоголем и наркотиками, прерывание обучения в школе, стресс, сексуальные расстройства, психические проблемы общего характера. По данным зарубежных исследователей, из девочек, подвергнувшихся сексуальным или развратным действиям в детстве, 17 % имели мысли о самоубийстве и более 30 % сделали попытку самоубийства или выполнили другие действия самоповреждения. Соответствующие цифры среди мальчиков - 8 % и 33 % [50, с.120].

Согласно другим исследованиям [1, с.248], 70 % людей, которые в детстве имели опыт, когда их половые органы ласкали или с которыми совершали половой акт без их согласия, даже если это не сопровождалось насилием, к 21 году начинают страдать серьёзными психическими отклонениями. Эти отклонения включают маниакально-депрессивный психоз, фобии, посттравматический синдром, алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Более четверти людей пытались совершить самоубийство. При этом психические отклонения наблюдались только у 27 % людей, которые не имели подобного сексуального опыта в детстве.

Теперь о последствиях развода как ненормативного семейного кризиса.

Ребенок переживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий и повторения. Что же говорить о переживаниях, чувствах ребенка, когда он узнает о том, что родители решили развестись. Как пишет Ф.Дальто, развод для ребенка нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей [17, с.94]. Часто возникает чувство печали, потерянности, депрессии. Потрясения, гнев, грусть, страх, покинутость, подавленность – это только некоторые из тех сильных ощущений, которые, как говорят подростки, они испытали, после того, как узнали, что их родители собираются развестись. Автор пишет, что когда один из родителей наконец покидает семью, дети могут бояться того, что другой родитель тоже оставит их. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу. Он может стать подавленным или начать демонстрировать разрушительное поведение в школе или дома.

Ж.Лофас указывает, что травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка [31, с.116]. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобические и депрессивные реакции. Н.И.Олифирович указывает, что на остроту детских переживаний может оказывать влияние несколько факторов:

□ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;

□ особенности протекания процесса развода;

□ с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

□ характер взаимоотношений бывших супругов после развода [37, с.226].

Среди наиболее важных факторов, определяющих реакцию детей на развод родителей, выделяются следующие [6, с.256]:

1.      Враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и гнева, сопровождающими развод, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации. Конфликт между родителями является основной причиной снижения у них чувства собственного благополучия. Когда родители ссорятся, у детей развиваются страхи и раздражительность. Они становятся особенно уязвимы, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Затяжные судебные баталии за родительские права, скандалы при дележе имущества, решении вопросов о режиме свиданий с ребенком уходящего из семьи родителя и о материальной поддержке еще более осложняют ситуацию как для взрослых, так и для детей.

2.      Количество перемен, совершившихся в образе жизни ребенка. Если ребенок продолжает жить в том же доме, посещать ту же школу и вокруг него остались те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. И наоборот, если повседневная жизнь ребенка претерпевает большие изменения и теперь ему приходится жить то в одном доме, то в другом, расставаться со старыми друзьями, переходить в новую школу, его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни с большой степенью вероятности подвергаются потрясению. Чем больше изменений претерпевает жизнь ребенка, особенно сразу после развода, тем труднее ему приспособиться к новым условиям.

3.      Характер отношений родителей с детьми. Любовь и поддержка, которые проявляют оба родителя, существенно помогают ребенку. Некоторые исследователи наблюдали, что характер продолжающихся отношений между родителем и ребенком гораздо важнее, чем присутствие обоих родителей дома. На самом деле, иногда развод является более позитивным вариантом для ребенка, чем совместное проживание с обоими родителями, которые постоянно спорят и борются друг с другом [6, с. 288].

Е.О.Смирнова пишет, что типичной поведенческой реакцией детей младшего школьного возраста и подростков на развод является непослушание, негативизм, бунт, протест, антисоциальное поведение [53, с.164].

Исследование особенностей реагирования детей дошкольного возраста на развод показало, что дошкольники из разведенных семей испытывали существенные трудности на протяжении года после развода, но на втором году их показатели эмоционального статуса и личностного развития оказались благополучнее, чем у детей из дисгармоничных семей [29, с.92]. Первые два года после развода у дошкольников наблюдалась неблагоприятная симптоматика нарушений эмоционально-личностного развития, затем происходила оптимизация, и через 3 года при благоприятных условиях воспитания не наблюдалось никаких признаков перенесенной психологической травмы.

Замечено, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажды мести. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей, указывает И.Г.Баринова, развиваются склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе [8, с.178]. У кого-то это порождает преждевременный сексуальный интерес и преувеличенную самоуверенность. Известны случаи, когда четырехлетние дети реагировали на ссоры между родителями с отчаянием: один ребенок сорвал гардины с окна, другой просто хотел убежать.

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.П.Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери [13].

По мнению О.Дробот, развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями [19, с.21].

Как указывают Й.Лангмейер и З.Матейчек, дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна [28, с.122]. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями. Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.

Как пишет Р.В.Овчарова, дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара [36, с.128].

Исследования показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. От двух месяцев до года со времени развода они становятся неуправляемыми, агрессивными, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность, инфантильны [34]. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации.

Результаты работы Д. Баумринд изучавшей особенности реагирования и переживания детьми и подростками развода родителей [цит. по 37, с.134], позволили выделить следующие факторы, влияющие на характер переживания детьми развода: пол родителя, пол и возраст ребенка, особенности поведения родителей в постразводный период.

Ученые указывают, что пол родителя, с которым остается жить ребенок, оказывает влияние на эффективность преодоления ситуации развода. Значительно большее число поведенческих проблем констатировалось в случае, когда дети оставались в семье с родителем противоположного пола. Например, мальчики испытывали больше трудностей, чем девочки, если после развода оставались с матерью [46, с.29]. Отношения мать - сын после развода складываются наиболее сложно, возможно из-за проекции на сына негативных качеств отца - виновника распада семьи, или чувства вины, которое неосознанно принимает на себя сын, идентифицируя себя с отцом, или чувства солидарности с отцом и негативной установки в отношении матери как виновницы разрушения семьи. Аналогично девочки тяжелее переживали развод, чем мальчики, если оставались жить с отцом. Однако в семьях с подростками, независимо от их пола, всегда резко возрастало количество проблем, если дети оставались жить с отцом. Возможным объяснением тому является предположение, что в силу большей загруженности отец менее контролирует поведение детей, чем мать, а это приводит к росту поведенческих проблем.

Влияние пола и возраста ребенка на характер переживания развода и адаптацию к его следствиям находит выражение в следующих тенденциях. Дети всех возрастов реагируют резким всплеском поведенческих проблем на развод родителей. Однако характер, выраженность, степень дезадаптивности реакции имеют возрастную специфику. Е.О.Смирнова пишет, что в младенческом возрасте такое влияние неблагоприятно и сказывается опосредованно через ухудшение социальной ситуации развития, качества материнской заботы, эмоционального состояния матери [53, с.149]. У младших школьников, указывает автор, менее заметна негативная симптоматика - успеваемость, дисциплина, но эти последствия более стабильны. Максимально неблагоприятно указанное влияние в подростковом возрасте, хотя у подростка уже есть ресурсы для самостоятельного переосмысления ситуации. Очень тяжело, пишет автор, когда дети сами взрослые, - развод родителей воспринимается ими как утрата стабильности мира. И повторные браки родителей тоже, даже после вдовства.

Итак, самыми уязвимыми в ситуации развода оказываются дети предподросткового и младшего подросткового возраста. Наименьшую толерантность к ситуации развода обнаруживают мальчики предподросткового возраста. Девочки того же возраста адаптируются значительно быстрее.

Исчезновение особого интереса к ребенку после развода, нормальное отношение к нему со стороны родителя, с которым он остался, пишет Ж.Лофас, снова вызывает у ребенка потрясения, и даже кризисы [31, с.89]. Он чувствует себя разочарованным, заброшенным, особенно если мать или отец вступают в новый брак и появляются другие дети, на которых также изливается родительская любовь. Ребенок пытается сохранить родительское внимание, он становится дерзким, хвастается, разыгрывает капризного больного или, в самом деле, заболевает.

Долговременные последствия развода для психического развития ребенка зависят от поведения матери и отца. Ученые указывают, что на эффективности переживания детьми развода оказывают влияние эмоциональная стабильность родителя, с которым ребенок остался жить; возможность сохранения полноценного общения с родителем, покинувшим семью; характер отношений между бывшими супругами - родителями ребенка. Как правило, после развода дети оказываются с матерью, испытывающей стресс из-за бремени ответственности и ролевой перегруженности, умноженный на эмоциональный дистресс и чувство личностной несостоятельности. После развода матери часто меняются на глазах у детей - становятся возбужденными, напряженными, амбивалентными, неустойчивыми в своих эмоциональных проявлениях, склонными к тревоге, страхам, обвинениям, агрессии и пр. Нехватка времени приводит к росту требовательности к самостоятельности ребенка, который, как и мать, находится в состоянии эмоционального дистресса; изменению воспитательного стиля родителя в сторону большей авторитарности, директивности, жесткости, непоследовательности. Эмоциональная поддержка, общение, проявления любви и заботы становятся все реже, в результате ребенок переживает чувство отверженности, одиночества, тревоги, собственной никчемности.

А.Фромм указывает, что позитивное развитие ребенка в неполной семье определяется рядом факторов [57, с.138]:

• Хорошее функционирование родителя. Альтруистическое самопожертвование матери - пренебрежение ею своими интересами, счастьем и благополучием ради ребенка, - как правило, не порождает ответной готовности у ребенка и не делает его счастливым, поскольку подобная позиция находит выражение в искажении воспитания по типу потворствования и провоцирует искажение личностного развития ребенка, приводит к росту конфликтов и конфронтации в подростковом возрасте, в период автономизации ребенка. 3.Матейчек писал о том, что для того, чтобы ребенок был счастлив, родитель тоже должен быть счастлив [28].

• Родители в неполной семье должны сохранять позитивные отношения и возможность сотрудничества в области воспитания ребенка хотя бы на паритетных началах. Категорически должны быть исключены любые попытки искажения образа экс-супруга, нельзя уходить от разговоров об отце и избегать упоминаний о нем.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.