РУБРИКИ |
Общая психология |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Общая психология3. Эндоморфный – внутренние органы 3 психологических типа (по индексам): 1. Церебротоник 7 1 1 2. Соматотоник 1 7 1 3. Висцеротоник 1 1 7 Продолжение (см. вопрос 5) Социальный характер: Фромм escape from freedom. Свобода или страх одиночества – кооперация или господство. Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе человека – зависит от условий жизни. Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой группы. Функции х-ра – связаны с адаптацией: 1. Субъективная: - побуждение к действиям, необх с практической т.з. - обеспечение психологического удовольствия от этих действий 2. Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для решения задач данной системы. Смена х-ра при смене экон и соц условий. Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному – желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли. Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества. Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты – психологический критерий принадлежности к нации. 5. Типологии индивидуальности Индивидуальность – это совокупность психических свойств и способов поведения=х-р=широкое понимание личности. Тип – организованная совокупность, структура 3 задачи построения типологии: 1. Объяснительная, научно-исследовательская – найти для индивидуальности объективное телесное основание (Шелдон, Кречмер) 2. Описательная – выделение аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко) 3. Собственно терапевтическая – для понимания сб собственной индивидуальности (Юнг) 1. см. вопрос 4. 2. Психопатии по Ганнушкину – аномалии характера, которые: - охватывают весь психический облик человека (глобальность) - относительно неизменны при жизни (врожденность) - связаны с социальной дезадаптацией Факторы (совмещение влияния наследственности и среды + травмы): - наследственность - эндокринный - особенности нервной конституции и обмена - общие и неврологические заболевания Круги: 1) циклоидный 2) шизоидный 3) эпилептоидный и т.д. Акцентуации по Личко – крайняя степень нормы, связнная с резким подчеркиванием определенной черты х-ра. Любая индивидуальность мб оценена как акцентуированная. Личность есть иерархическая стр-ра – это предпосылка акцентуации. Акцентуация возникает, если травма адресована к слабому звену х-ра (патология – любая травма). Критерий отличия от патологии – внешний, социальный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психопатии (Ганнушкин) |
Акцентуации (Личко) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конституционно-возбужденный |
Гипертимный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Циклоидный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конституционно-депрессивный |
Сензитивный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабильный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неврастеник |
Астено-невротический |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психастеник |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параноид |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шизоид |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эпилептоид |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Истероид |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неустойчивый |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конституционно-глупый |
Конформный |
Акцентуации по Леонгарду:
1) Демонстративный – истероидность, импульсивность
2) Сверхпунктуальный – тенденция к психастении, высокая тревожность, стремление к упорядочиванию (мытью), нарушение сна, мотив избегания
3) Аффективно-застойный – суммация аффекта, непредсказуемость аффективного поведения, паранойя, карьеризм, обидчивость.
Динамика акцентуаций:
Преходящаяя
Стойкая
Острая аффективная реакция
Интрапунитивная
Экстрапунитивная
Бегство
Демонстрация
3. Типология Юнга: 3 этапа
1) выделение 2 взаимосвязанных направленностей: экстраверт – интроверт
Экстраверт: ориентировка на объект, тенденция вовне, внушаемость, типичный невроз – истерия. В б/с – интраверсия (компенсаторный х-р), энергия на вытесненных потребностях, возможен конфлик с сознанием.
Интроверт: субъект обладает большей ценностью, чем объект; гипертрофия сознательной личности. В б/с – гипертрофия объекта – защита – психастения + наделение их магической силой.
Каждый обладает обеими, но одна преобладает.
2) отделение типов направленности от доминирующих психических функций: эмоциональность – рациональность
3) расширение числа доминирующих психических ф-й:
- сенсорика (ощущение и восприятие событий, интерес к объекту как таковому)
- эмоции
- мышление
- интуиция (предвосхищение, прогнозирование)
6.Определение, классификации и функции эмоций
Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти.
Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)
Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности. Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно.
Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального.
Свойства эмоций:
1. выражет состояние сб и его отношение к объекту
2. полярность (связано с древностью)
3. субъективность
4. участие в побуждении деятельности
Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)
Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:
1) природные смыслы (полезно/вредно)
2) социальный
3) личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе)
3 аспекта изучения эмоций:
1. как психические явления
Вундт: 2 стороны любого псих.явления
Объективная
Субъективная
Связь с реальным предметом: ощущение, восприятие
Чувство – отношение к предмету. Чувство протекает во времени – аффективный процесс. Если он задержан или прекращен – волевой процесс.
Эмоция как феномен: описать значит объяснить
Сартр: феноменологическая теория эмоций. Эмоция как переход в иррациональный мир, безразличный к логике. Она объясняет индивидуальное событие, происшедшее с индивидом.
2. как психотелесные состояния: эмоции захватывают весь организм
1) поведенческие выражения – мимика, пантомимика, голос, паузы
2) физиологические и вегетативные: КГР, движения глаз. Эмоциональное предвосхищение решения: эмоция предшествует решению задач (Тихомиров) - эвристика.
3) биохимические изменения – выброс адреналина: стресс
3. как процесс (Джемс-Ланге)
Функции эмоций:
1. Функции оценки:
- следообразующая (накопление индивидуального опыта)
- предвосхищение
Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные состояния, объекты внешнего мира
2. Функции побуждения и организации
- энергетическая (активация и мобилизация организма)
- дезорганизующая – аффект (в аварийной ситуации)
- регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть)
- эвристическая (предвидение)
- синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные комплексы)
3. Функции экспрессии
- общения
- сигнальная (природный уровень)
- знаковая (социальный)
- символическая (личностный)
Классификации эмоций:
Критерии:
1) модальность
2) интенсивность
3) продолжительность
4) глубина
5) осознанность
6) генетический: первичност/производность
7) организующий/дезорганизующий х-р
8) реактивация/предвосхищение
Виды эмоций:
Рубинштейн: уровни развития эмоций
1. Органическая чувствительность: выражают состояния организма, неопредмечены (тоска, тревога, радость)
2. Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные, эстетические, моральные
3. обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония, возвышенное, трагическое
Отдельно: аффекты, страсти (четкая предметная направленность, высокая интенсивность), настроения (нет предметности, слабость, б/с компонент).
Леонтьев: 3 класса эмоций
1. Аффекты – природные, реактивные
Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция. Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению. Диагностика: через речь (метод свободных ассоциаций) и через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии).
2. Собственно эмоции=эмоции в узком смысле (более длительные, ситуационные, более слабые). Предметный х-р, направленность, возможность к обобщению и коммуникации.
3. Чувства – связаны с личностью. Это устойчивое социально и личностнозначимое эмоциональное состояния, управляемое с помощью культурных средств. Чувства внеситуативны, это ВПФ, преобразованный аффект. Ряд уровней: от непосредственных к внешним, социлаьным.
Исследования мимики и пантомимики:
1) являются ли врожденными
2) универсальными
3) социо-культурно обусловленными
Эксп-ты Лэндиса 20-е гг: спонтанные + актеры изображают
Спонтанные эмоции индивидуально типичны, а актерские не похожи на спонтанные
Фотографии, выделение групп мышц углем:
1) нет типичной мимики для тех или иных эмоций
2) у каждого свой характерный репертуар мимических реакций
2 ряда мимических схем: естественная выразительность и конвенциональная мимика
Боринг и Титченер: показ спонтанного, актерского и схематического выражений (хуже всего схема)
Гудинаф: слепорожденные дети – не формируется конвенциональная, а врожденная редуцируется
3 мимические схемы:
1) врожденная видотипичная (развивается с возрастом)
2) индивидуальная прижизненная модификация
3) социальная произвольная
Базовые эмоции – имеют культурно-универсальные схемы. Но повод – культурно-специфичен.
7. Теории эмоций.
1. Что предшествует эмоции? Джемс, Ланге: эмоции предшествует некое событие, затем КГР, затем осознание, потом эмоция (мы боимся, потому что бежим от опасности). St – висцеральное изменение – эмоция как переживание физиологических изменений. Относится к стандартным эмоциям – имеющим отчетливое телесное выражение.
Критика:
Физиологи
Психологи
Периферическая теория эмоций – необходимо вводить центральную. Кэннон:
- отделение иннервации внутр орг-ов от ЦНС – не привело к эмоц изменениям
- темпы реакций внутр орг-ов и ЦНС различны
- одни и те же внутр измен-я происходили при разных эмоциях
- одни и те же искусственные висц изм-я не порождают эмоций
Вывод: висцеральные акты участвуют в возн-и эмоций, но их роль переоценена.
Эмоции могут возникать без внешнего St и сопутствующих висц измен-й
1) Клапаред: чувства первичны, эмоции вторичны, могут быть даже вредны. Чувственная оценка всегда адаптивна.
Восприятие – чувство оценки – периферическая реакция – осознание – эмоция.
2) Шехтер: эксп-т с изменением обратной связи – лекарство, воздействующее на эмоц сферу (+пустышки) – у всех одинаковые периф изменения
2. Анохин: биологическая теория эмоций
Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб окраску.
С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более совершенным, т.к эмоции охватывают весь организм (интегральность) – являются сигналами полезного или вредного воздействия.
Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению.
2 стадии поведения живых существ:
1. формирование потребности
2. удовлетворение потребности – чувство удовольствия.
Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект.
! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности!
В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы (обратная афферентация).
Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации эфферентного возбуждения.
3. Симонов: информационная теория эмоций
Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.
Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об имеющихся ср-вах.
Другие факторы:
1) индивидуальные особенности субъекта
2) фактор времени (аффект или настроение)
3) качественные особенности потребности
Главные факторы: потребность и возможность ее удовлетворения.
Информация: вся совокупность средств достижения цели – знания, навыки, ресурсы организма, время и т.д. Низкая вероятность удовлетворения – отрицательные эмоции, высокая – положительные.
Спор с Анохиным: эмоция есть не просто сигнал о полезных или вредных воздействиях: необходимо сопоставление ценностей (отражательно-оценочная функция). Например: боль и опасность для жизни – движение может осуществляться несмотря на боль. Эмоции – универсальная мера ценностей!
Другие функции эмоций:
1) переключающая – переориентация на более достижимую цель
2) подкрепляющая (формир усл рефлекса)
3) компенсаторная (замещающая)
- гипермобилизация организма при возникновении напряжения (на всякий случай)
- принцип доминанты (голод – все кажется пищей) – снижение критериев принятия решения
Дарвин: выразительные движения.
Врожденный х-р (покраснение, усиление ритма сердца), но некоторые нуждаются в практике (плач, смех) + подражание. Ранее все выполнялись произвольно с определенной целью: произвольноть – привычка – наследственность.
Сходство выразительных движений – все расы произошли от одной древней формы. Смех, страх, страдание – есть и у обезьян.
Подавление внешних проявлений – смягчение эмоций (ср. Джемс-Ланге).
9. Тревожность и фрустрация: определения и примеры исследований.
Тревога – предвосхищение опасности, склонность переживать по поводу ожидаемого неблагоприятного хода событий. Неприятие мира, боязнь окружения.
Фрейд: 4 причины тревожности
- боязнь утраты любимого объекта
- боязнь утраты любви со стороны этого объекта
- боязнь утраты себя или части себя
- боязнь утраты любви к себе (печаль, меланхолия)
Перлз: необоснованное забегание вперед, отказ жить в актуальном опыте
Роджерс: это точка личностного роста – признак необходимости изменить себя (несоответствие представления о себе и реального Я).
Личностная: Т-диспозиция
Ситуативная: Т-состояние
Базовая черта личности
Стимульные причины
Глобально освещает всю психическую жизнь
Парциальность – связь с опред св-вами ситуации
Формируется в раннем детстве
Труднопреодолима
Ситуационно устойчива
Выражается как состояние постоянного беспокойства
Постоянная оценка ситуации как угрожающей - агрессивность
Хекхаузен: Измерение общей тревожности: опросники MMPI, MAS
Варьирование степени трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные – нетревож.
Но при изменении ситуации - применении метода занижения рез-та и сокращения времени – различия еще резче проявляются. Реактивная гипотеза – высокотревожные обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности, они ведут себя как более тревожные лишь в напряженных и угрожающих ситуациях.
Трудная задача не сама по себе усиливает тревожность, а в связи с возможной неудачей – усиление ситуативной тревожности.
Опросник Спилберга «Состояние и свойство тревожности».
Корреляции между значениями Т-диспозиции и Т-состояния, но не является жесткой: при восприятии боли или физической угрозы нет разницы в Т-состоянии между тревожными и нетревожными. Также зависимость от того, насколько данная ситуация воспринимается как содержащая угрозу, что зависит от прошлого опыта.
Высокотревожные
Низкотревожные
Задачи средней и низкой сложности
Трудные задания
Ориентированы на неуспех
Ориентация на успех
Плохо работают в условиях цейтнота и соревнования
Соревнование мотивирует
Высокие показатели сенсорной, эмоц чувств-ти
Низкие показатели
Истощаемость по отн к монотонии и стрессу
Устойчивость
Поддерживающая стратегия обучения
Критическая стратегия
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель. Ситуативна.
Левин – понятие динамического поля. Оно выходит из равновесия – вектор желания.
Тамара Дембо – исследование реакций на фрустрацию (цветок).
Источник фрустрации – препятствие, барьер:
1) ситуативный – круг на полу (внутренний барьер)
2) внешний, социальный – принятие задачи, долг выполнить ее
4 группы реакций на фрустрацию:
1. агрессия – прямая, ситуативная или косвенная.
Сила агрессии зависит от интенсивности мотива, от достижимости объекта + гентика
2. регрессия:
- эмоциональная (плач)
- инструментальная (повторение шаблонных способов поведения)
- познавательная – избегание логики, переход от понятий к комплексам
3. уход
- рационализация – попытка оправдать неуспех
- замещение (позитивная реакция) – попытка заменить исходную ситуацию сходной по:
- содержанию
- степени субъективной трудности
- связанной с теми же людьми
4. фантазирование – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым (отрицание реальности)
8. Общее представление о стрессе. Аффекты и их диагностика.
Стресс – приспособительный рефлекс организма (см. реферат- Селье). По Селье - это чисто физиологическое (биохимическое) событие в ситуации неизбежной опасности для жизни.
2 вида стресса:
1) физиологический
2) психологический
- эмоциональная напряженность – сверхмотивация (разрушает деят-ть)
- операциональный стресс – уровень оптимальной напряженность, необходимый для поддержания деят-ти
В современном понимании 3 фазы:
1. Мобилизация
2. Дестабилизация (умеренное нарушение деят-ти)
3. Деструкция – разрушение псих. стр-р
Истощение по Селье включает 2 и 3.
Любое событие – стресс. Фрустрация – разновидность стресса.
Стресс может достигать стадии аффекта.
Аффекты – природные, реактивные эмоции
Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция.
1) не поддается контролю, разрушает произвольность поведения
2) временный х-р
3) глобальность – отсутсвие поведенческой альтернативы (временное помешательство)
Аффект – сложное состояние:
1. Поведенческий аспект
2. Субъективные проявления
3. Вегетативные реакции
Аффект бывает:
1. стимульно реактивен
2. самозапуск
Фазы аффекта:
1. Подготовительная
- сохранение сознания
- нарастание эмоц. напряжения
- падение критичности мышления
- концентрация воли на одном намерении
2. Взрыв – поведенческое отреагирование:
- уменьшение ясности сознания
- снижение произвольности поведения
- усиление намерения + отмирание альтернатив
- хаотическая смена представлений
- расщепление поведенческой картины аффекта (агрессия + аутоагрессия, ступор, паника)
3. Исход
- истощение
- эмоциональное равнодушие
- сонливость
- амнезия (избирательна)
Признаки аффекта:
1. амнезия
- полная
- частичная
- смысловая инверсия
2. нетипичность поведения
3. аффектогенность ситуации (пусковой мех-м)
4. модус эмоционального реагирования субъекта
Диагностика следов аффекта:
Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению. Диагностика:
1. через речь (ассоциативный эксп-т) – замеры времени тороможения. Но здесь не учитывается периферическая деять-ть, моторная сфера + невозможность наблюдать сам процесс.
2. через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии) – связь произнесения слова с нажимом руки на рычаг – измерение времени реакции. Преимущества:
- объективность
- работает при отказе давать ассоциацию
- обнаруживает попытки скрыть ассоциацию
- количественная оценка степени аффекта
Аффект
Аффективность
Направленность на конкретный объект
Направленность на несколько объектов
Необычность
Типичность
Непреднамеренность
Преднамеренность
Амнезия
Сохранение памяти
Прием вины на себя
Обвинения других
10. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности. Структура волевого процесса.
Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации (эмоциональный процесс).
Структура волевого процесса:
1. Объективная сторона – предметное представление (мотив – вид добычи)
2. Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли
Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным действием
Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное действие
Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в интенсивности.
Джемс: проблема свободы воли
1. Если воли нет, но все поведение есть S – R
2. Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная активность (духовное Я). Развите воли есть развитие произвольного внимания.
2 класса актов:
1. автоматические (рефлекторные, первичные)
2. преднамеренные, осознаваемые (волевые)
Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически перетекать в действие.
Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса.
2 типа волевых актов:
- осуществление нежелаемого
- задержка желаемого
Типы решимости:
1) разумная – поиск привычного способа действовать
2) подчинение судьбе
3) результат случайности
4) пробуждение совести
5) чувство усилия
6) свобода воли
Современные представления о воле:
Психический процесс, формируемый при жизни и социально.
Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит селекцию между мотивами – наличие альтернативы!
Волевая регуляция нужна:
1. Слабость непосредственного побуждения
2. Мотивационная конкуренция
3. Наличие препятствия
4. Наличие сильного поведенческого импульса, от которого надо воздержаться.
Иерархия поведения:
1) импульсивное, непроизвольное
2) произвольное (осознание предшествует действию)
- осознаваемое
- намеренное
3) волевое
- осознаваемое
- планомерное
- в ситуации альтернативы
Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое – если ее нет..
Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в достижении - хотение
2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов
3. Решение
- может не выделяться в особую фазу
- констатация решения
- чувство усилия, принесение в жертву других мотивов
4. исполнение: волевое действие включает:
- отношения сб к объекту, к цели
- готовность
- намерение
- план действия
Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои импульсы сознательносму контролю.
Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении.
Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные процессы
Механизмы воли:
1. Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст
2. Изменение роли
3. Предвосхищение рез-тов своей деят-ти
4. Самопреодоление
5. Постановка самостоятельных заданий
6. Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять)
7. Подчинение рез-та более широкой цели
8. Фантазирование
Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и прогресс и регресс.
Соотношение когнитивного и эмоционального:
Вундт – эмоциональный
Рубинштейн – Эмоции + интеллект
Аристотель - разум
11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние мотивации на продуктивность деятельности.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность.
До опредмечивания
После
Общая ненаправленная активность
Появление направленной активности – деятельности
Широкий спектр возможных благ
Резкое снижение благ
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние
Аффективное положительное закрепление
Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и субъективную (эмоция) сторону (Вундт)
Объем потребности – количество необходимых благ.
Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в движение»): предмет потребности.
Потребность – Мотив – Деятельность
Функции мотива:
1. Побуждение к активности (оптимум мотивации)
2. Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях.
Мотивы образуют иерархию – ядро личности.
Деление мотивов:
1. Выделение базовой мотивации:
Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых потребностей:
- витальные
- познавательные
- в общении
1) базовые, первичные, врожденные
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью).
- избирательность восприятия
- эмоциональный импульс
- готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер)
Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность, родительский и т.д):
- спонтанность движений
- продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)
- успокоение после достижения цели
- приготовление к новой ситуации
- эффект научения
2) производные
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)
Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.
2. Выделение ситуативной мотивации:
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.
1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение
2) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия
3. Выделение потребностей по способу удовлетворения
1) редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд
2) поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)
Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются не сразу.
- иерархическая организация
- актуализируются последовательно
- нижний этаж – витальные, наверху – социализированные.
1. физиологические нужды
2. потребность в безопасности
3. в принадлежности к социальному целому
4. в самоуважении
5. в познании себя
6. в гармонии с миром
7. самоактуализация
Виды мотивов и критерии классификации:
1. социальная оценка мотива:
- обязательные
- желаемые
- запретные
2. место в иерархии
- ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл
- подчиненный (мотив-стимул)
3. источник мотивации
- внешний (неспецифический – оплата труда)
- внутренний (предметно-специфический)
Хекхаузен:
- экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж
- интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности
4. реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)
5. отношение к сознанию
1) мотивы осознаются:
- верное осознание: мотив-цель
- неверное: мотивировка
2) мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях
Влияние мотивации на деят-ть:
- активизирующее/тормозящее
- направляющее
- эмоциональная окраска
- временная динамика
- успешность деят-ти: оптимум мотивации
1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током).
В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной.
Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.
13. Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.
2 противоположные т.з:
1. Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа).
2. Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу
1. Потребности: базовые и производные
3 класса базовых потребностей:
- витальные
- познавательные
|
© 2010 |
|