РУБРИКИ

Общая психология

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Общая психология

Операциональный

Последовательно развернут во времени

Симультанное, целостное представление

Направленность на результат, успех действия

Возможность интереса к процессу, форме мышления

Хронотоп: происходит в реальном времени

Расширение хронотопа: взаимодействие с возможным опытом


2. Дооперациональная стадия


На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом (сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта – символические.

Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля представления мира. Место логических операций – интуиция.


Когнитивные схемы

Содержание

Функции

Возможность развития

Символические

2-4 года

Синкретическое обобщение (познавательный эгоцентризм, непроницаемость для опыта)

Ассимиляция сенсомоторных схем

Разрушение синкрета

Интуитивные

4-7 лет

Подражание логическим операциям (трансдукция – от частного к частному)

Пассивная аккомодация

Подражание рассуждениям взрослого, но без принятия его т.з. (эгоцентрическая речь – иллюзия понимания)

Операциональные

Сопоставление и координация разных частных св-в

Активная аккомодация

Децентрация

Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова – глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты).

Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение синкрета.


3. Конкретные операции

Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления: возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами.

Формирование операций:

-           классификация

-           сериация (упорядочивание по изменению свойства)

-           мультипликация (одновременно 1 и 2)

Конкретные операции

Формальные операции

Могут возникать спонтанно из повседневного опыта

Только путем обучения. Конечный этап социализации.

Зависит от материала

Независимость от материала – чистые операции 2-го порядка (логические)

Ограниченность реальной ситуацией

Расширение пространсва: гипотетико-дедуктивные рассуждения. Гипотеза о будущем, возможном опыте

Достоверны эмпирически

Достоверны логически


4.         Формальные операции

Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.


16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.

Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики.

Виды памяти:

1.         Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:

-           моторная (привычка Уотсон)

-           аффективная (Рибо)

-           образная (Аристотель)

-           логическая (память-рассказ Жане)

В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных, моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших.

Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и восприятием (для р-ка думать есть вспоминать).

Исследования патологии памяти:

-           утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо)

-           аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова)

-           дольше всего сохр автоматизмы и навыки

Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный процесс (не равен развитию).

Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание

2.         Бергсон: привычка и воображение.

Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана со временем, а память-образ – автобиографична.

3.         Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в ней не нуждается!) Память начинается с перессказа другому.

Реминисценция

Рассказ

Длительность

Краткость

Несоотв-е новым обст-вам

Приспособление к обст-вам

Неизменность

Возможность изменений

Несоциальное поведение

Социальное

Бесполезность

Полезность

Полное восстановление при наличии одного из сопровождавших обст-в

Неполное восстановление


4.         Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:

-           сенсорный (иконическая и эхоическая)

-           кратковременная

-           долговременная

Акт памяти – 3 фазы (Флорес):

1)        фаза запоминания

-           способ запечатления

-           х-р материала

2)        фаза сохранения

-           активный х-р

-           непрерывный

-           с разной скоростью в разных системах

3)        фаза реактивации усвоенного, воспроизведение

-           активное

-           непроизвольное (ассоциации)

-           узнавание

3 категории мнемических процессов:

-           процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях)

-           узнавание (идентификация объекта)

-           повторное заучивание

Факторы забывания:

1.         стирание временем

2.         интерференция

3.         мотивационное забывание – вытеснение

4.         в связи с завершением действия – Левин


19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.

Ассоцианизм – Эббингауз

Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность). Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов!) – бессмысленные слоги.

Особенности:

-           изучение общей мнемической способности

-           произвольное запоминание

-           непосредственное

-           нет учета активности субъекта

-           вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью

Память зависит от 2 факторов:

1)        временной режим

2)        от материала

Рез-ты эксп-тов Эббингауза:

-           значение повторений

-           значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края. Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного.

-           кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%, через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в сохранении заученного.

-           значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи)

-           степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги)

-           распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3 дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2 ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.. Трэвис: оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день)

-           внимание и интерес (странно звучащие слоги)

-           сон останавливает резкое забывание (нет интерференции)

-           слишком сильная мотивация – ухудшение памяти

Исчезание ассоциации:

1)        сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории)

2)        ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи)

Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению). Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений (феномен Бэлларда).

Методы исследования:

1.         Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-во проб и время для полного заучивания.

2.         Метод антиципации Э.: ряды материала, необх соблюсти порядок (время, число проб, число прав ответов, число ошибок)

3.         Метод парных ассоциаций

4.         Метод узнавания Э.: расположение заучиваемого среди новых однородных эл-тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень сходства

5.         Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в первоначальном заучивании.

Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение – конструктивный процесс. Влияние личностных установок.

-           общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов, цвета, сулчайные детали

-           нормализация алогичных деталей.


20. Когнитивная психология памяти

Центральное понятие – переработка инфо

1)        поэтапность переработки

2)        ограниченная емкость всех систем

3)        последовательное преобразование инфо в ходе переработки: различные формы представления инфо в различных системах памяти

Основные когнитивные процессы:

1.         Кодирование – введение в систему

-           зрительное

-           слуховое

-           артикуляционное

-           семантическое

2.         Хранение

Емкость: пространственная и временная

3.         Извлечение

3 осн. регистра памяти:

1)        сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0.1 – 0.5 сек

2)        кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение. 20 сек. Емкость7+-2 ед.

3)        долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная система кодирования.


1.         Сенсорный регистр

Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с. Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для селекции).

Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С временной задержкой – распад образа.

Извлечение: параллельное считывание.

Эффект приставки: ухудшает припоминание.

Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо.


2.         Кратковременная

В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в словесной, акустической форме.

Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие родства эл-тов.

Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции (ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального. Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП (пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след буквы).

Повторение:

-           обеспечивает удержание материала в КП

-           способствует его переводу в ДП

1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет повторения).

Забывание:

-           интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-ть близка к замещаемой.

-           стирание во времени

Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и интерференции. Отличное сохранение материала (т.к. нет интерференции). Но: память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает.

Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор). Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине 50%,  в конце 100%.

Эббингауз – эффект края.


Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП):

Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним). Узнавание синонимов – семант.кодир-е.

Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова.

Модель Аткинсона: 2 части КП

1)        буфер повторения – нет семант кодир

2)        рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется ДП)


3.         Долговременная

Тульвинг:

1)        семантическая память

-           сетевые модели

-           теоретико-множественные

-           основанные на семантическом признаке

2)        эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)


1.         Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод: проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба). Значимо время реакции: феномен величины класса.

2.         Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица, курица-птица (еда, перья, яйца).

3.         Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности. Существенность сугубо индивидуальна.

Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с хранением.

Браун, Мак-Нейл – верчение на языке.

17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного навыка. Зависит от времени:

1.         Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами

2.         Период без практики

3.         Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей. Память как ассоциация частей.

Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется.

Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка (повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть событий, а решение задачи.

Ассоцианизм (см. 19)

Когнитивная (см 20)

Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация.

Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности

-           изучение непроизвольного запоминания

-           прерывание при приближении к цели

Биренбаум: память зависит от предъявления задачи

-           подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия)

-           содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство)

-           косвенное замещение (помнить о намерении)

Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти.

Эксп-т: карточки с картинками и номерами.

Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий.

Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).

18. Развитие памяти.

Натуральная память (прапамять):

1.         Это память-восприятие (эйдетическая)

2.         Связана с движением: четкая последоват-ть операций

3.         Связь с аффектом – не смысловая

Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др.

Социальное развитие памяти:

Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т.е опираться на прежний опыт). Переход к социальной – 3 процесса:

1)        изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств

2)        изменяется функциональный состав операций памяти

3)        изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.


Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания (узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти:

1)        развитие внешних форм запоминания – письменности

2)        редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти)

Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).


Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение:

1.         постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию

2.         от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции

3.         ситуативное освобождение памяти от случайных событий

4.         иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.

Разделение памяти:

1.         непосредственная (непроизвольная)

-           мотивац значимость

-           экстремальность

-           новизна

2.         опосредованная (произвольная)

-           сознательное намерение

-           мнемическая направленность


Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное.

5 мнемических установок (произвольное запоминание):

1)        на полноту запоминания

2)        точность воспроизведения

3)        прочность (по времени)

4)        последовательность

5)        своевременность

Источники направленности:

-           цели

-           направленность на качество

-           условия

-           индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст)

-           особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)


Истомина: дети – магазин (в игре лучше)

Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре, у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет роли).

Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием.

Выводы:

-           цифры запомин хуже картинок

-           лучше основной материал

-           для взрослых – понимжение мотивации

-           снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)


21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23)

В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?

Критерии внимания:

1)        феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания

2)        продуктивный – повышение качества любой деят-ти

3)        мнемический (побочный мнемо эффект)

4)        адаптивный

5)        селективность деят-ти как рез-т В.

Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием.

2 подхода:

1.         структурный – Вундт и Титченер

2.         функциональный – Джемс


1.         Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с переживанием чувства активности (мышечное напряжение).

В. сущ-т как самостоятельная сущность.

Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной сущности).

Свойства внимания:

-           объем – от 3 до 6 элементов

-           направленность (фокусная точка), распределение В.

-           высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).

-           динамика во времени (колебания, устойчивость)

2 стадии развития:

1)        первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной, неожиданностью стимула

2)        вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт

3)        производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует волевого усилия


2.         Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:

-           избирательностью потока (селекция)

-           сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании)

«Вечеринка с коктейлем» - много потоков инфо. Внимание как психотелесное явление (приспособительные движения органов чувств), гл.ф-я – упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное.

Физиологические условия В:

-           приспособление органов чувств

-           идеационное возбуждение центра

2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор).

Виды В.:

1)        чувственное

2)        интеллектуальное

3)        непосредственное

4)        опосредованное (апперцептивное)

5)        пассивное, непроизвольное

6)        активное, произвольное – требует усилий


Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность. Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В. через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью управления движением – контроль и коррекция (ср.Ланге). В. не существует как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние.

2 формы В.:

-           непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом.

-           произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка). Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно.

3 периода развития В:

1)        естественные эмоц состояния (страх, любознательность)

2)        вторичные чувства - самолюбие, чувство долга

3)        поддерживается привычкой

Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В. целесообразно.

Виды:

1)        рефлективное – для лучшего восприятия раздражений

2)        инстинктивное – любопытство и удивление

3)        волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм – ассоциация.


Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности личности.

Критерии: наличие усилия (цели) и средств.

Стадии развития внимания:

1)        вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение объекта + привычка

2)        активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт воли. Необх. воспитывать.

3)        послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью.

Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти, кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль.

Любое действие состоит:

1)        ориентировка

2)        исполнение

3)        контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).


Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл. рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное.

Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних стимулов-средств.

Эксперименты:

1.         2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание р-ка.

2.         Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды. Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов: вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие). Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного внимания).

Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В. – переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2 типов). Направление: развитие устойчивости.


24. Исследование внимания в когнитивной психологии.

2 стороны В.: отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие).

Джемс: cocktail party: избирательность В. + распределение В (неотобранные голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и внутренней среде).

Черри (1953): бинауральное и дихотическое прослушивание. 2 сообщения: релевантное и нерелевантное. Инструкция варьируется: прислушиваться к одному (релевантному) сообщению, голосу, обнаружение целевых слов. Варьирование физических х-к стимула  и семантических (тема, язык, синтаксис).

2 вопроса:

1.         по каким данным происходит отбор инфо

2.         что происходит с неотобранными сообщениями

1)        бинауральное – проза, один диктор, релевантное чуть раньше нерелев. Итог: затруднение восприятия релев. сообщ. Роль физических признаков стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть, высота звука). Газетные штампы – смешивание.

2)        дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном. Итог: только грубые физические признаки (тон, смена голоса, но не содержание).

Модели ранней селекции Бродбент (1957)

Селекция происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр (внимание) блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании физических признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск.сек.

Опыты на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный отчет, а не реальная последовательность предъявлений.

Схема потока информации:

Инфо – сенсорная система – кратковременное хранилище – фильтр – канал ограниченной емкости – ситсема ответа и/или долговременное хранилище.

1 этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ – выделение физ признаков

2 этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от перегрузки – только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на фильтр для новой обработки.

Недостатки:

1)        не объясняет возможность разделения сообщения с идентичными физическими признаками

2)        не об-т прорыв с нерелевантного канала: эксп-т Морэя с именем испытуемого (выполнение приказа)

3)        при возм-ти семант связи связывание идет не по физическим признакам.


 Энн Трейсман (1966)

1)        Дихотическое пред-е одного текста со сдвигом в неск сек. Надо вторить релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не улавливается. 5-6 сек – узнавание идентичности. Чтение разными дикторами и на разных языках – тоже. Вывод: сообщения сравниваются на поздней стадии (выделение значений слов).

2)        Вторение текста по рел, игнорировать нерелев. В середину пробы – неожиданно меняются местами. Вторжение 1-2 слов, идущих по нерелев каналу (отбор по семантич признакам).

Модель аттенюатора:

Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут быть далее переработаны до анализа значения.

Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий, табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза, нецензурные слова).

Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше интерференция.

Сходство с Бродбентом:

-           селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия

-           происходит главным образом на ранней стадии

-           происходит путем фильтрации.


Модели поздней селекции: Дойч (1963)

Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей активации ЦНС.

Модель Нормана:

Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с памятью.

Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) – извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка (внимание).


20.  Самосознание

Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития.

Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон).

Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.

Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития

Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные

Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований)

Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие ролей).

Приобретения в 3-х сферах:

1.         Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных смыслов)

2.         Общение (расширение, углубление связей)

3.         Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты

Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания.

1)        овладение собственным телом – произвольные движения

2)        ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание других людей

3)        развитие речи – воздействие на мир

Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.

Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:

1)        физическое слияние человека и мира

2)        дифференциация собственного тела и мира

3)        познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм

4)        децентрация в познавательной сфере

5)        моральный эгоцентризм

6)        развитие коммуник и эмпатических способностей

Феномены самосознания:

-           рефлексия

-           осознание своих мотивов

-           самооценка (соотв-е соц ожиданиям)

-           сознательное Я

-           расхождение значения и смысла

-           мотивационный конфликт

-           самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке

Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой:

1)        образ Я (описательная часть) - убеждение

2)        оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности группы)

3)        конкретные действия (может ограничиваться обществом)

Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности.

Факторы:

1.         сопоставление образа реального Я и идеального Я

2.         интериоризация социальных реакций на индивида

3.         оценка через призму идентичности.

Роль Я-концепции:

1)        способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может быть невротич)

2)        определяет интерпретацию опыта (фильтр)

3)        является источником ожиданий (самореализующееся пророчество)

Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность есть сущность Я.

База для идентичности – формируется в подростковом возрасте:

-           доверие к миру

-           автономия, воля

-           целенаправленность

-           умелость, компетентность

Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в единую стр-ру разных образов Я. Идентичность:

1)        установление тождественности самому себе

2)        интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство конгруэнтности

3)        признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников)

Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром реальным.

-           обеспечение перспективы будущего

-           коллективное экспериментирование

-           этническая идентичность – образ мира

-           формирование адекватной сексуальной роли

-           профессиональное самоопределение

-           освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства

Механизмы достижения идентичности:

1.         Ролевое экспериментирование

2.         Механизм ролевого моратория

4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис):

1)        Предрешенная -  в авторитарном обществе

2)        реализованная

3)        диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные новообразования)

4)        мораторий – актуальный кризис

Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти осознает себя как такового.

Критерии:

1.         природные – выделение себя из окр серды

2.         социальные – сравнение себя с другими

3.         личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов

Стадии развития самосознания:

Критерий

Самопознание

Самоотношение

Природный

Построение схемы собств тела

Самочувствие: комфорт/дискофорт

Социальный

Построение образа Я (самовосприятие)

Самоуважение, самопринятие, саморегуляция

Культурный

Построение Я-концепции

Самооценка (понимание своего реального Я).

Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для самоактуализации.

Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды: долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию (каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации.

Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную позицию. 3 вида:

1.         наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы)

2.         наличие технологических знаний и умений

3.         наличие способов общения и правил их применения

Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее.

Мех-мы присвоения ролей:

1.         Социальное научение

2.         Самокатегоризация

3.         Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)

Стадии присвоения ролей:

1.         Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.

2.         Имитационный – полное подражание

3.         Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу

Личность

Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:

-           активность

-           развитие и саморазвитие

-           внутренние противоречия

1.         Природный – приспособление

2.         Социальный – присвоение

3.         Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных проблем

Личность – 3 варианта:

1)        в широком смысле – индивидуальность

2)        личность - социальный феномен (Адлер)

3)        личность – культурный феномен (Юнг)

Юнг:  изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы.

1)  содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):

-           воспоминания, комплексы

-           слабые по энергии псих содержания

-           остатки инстинктивной жизни

-           содержания, несовместимые с сознание

3)        коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица – архетип.

Символ – глубокая вода:

-           общее у разных людей

-           принадлежащее всему чел-ву

-           врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления

Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.

Джемс: полноразвитая личность:

1.         Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя идентифицирует

2.         Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое существо

3.         Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы науки.

Концепции личности:

1.         биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ.

2.         Гоместатические и антигомеостатические

Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности:

1)        энергетический источник изнутри – влечения

2)        раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом

3)        внутренний конфликт

4)        психо-сексуальное развитие

Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я. Между ним и б/с – конфликт.

Гуманистическая:

Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья. Условие познания себя – это познание другого (эмпатия).Человек является тем, каким себя представляет.

Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития.

Мышление в бихевиоризме:

Мышление есть поведение, двигательная активность. Это речь при скрытых мускульных движениях. При думании работает вя телесная организация индивида. Активность выражается:

1.         в скрытой деят-ти рук

2.         скрытые речевые движения

3.         скрытые эмоциональные реакции

Мышление может быть: кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным) (при заторможенности 1 или 2 доминирует 3). Весь организм вовлекается в процесс мышления. Мы могли бы мыслить, если бы не имели слов. Мы думаем всем телом. Но речевые реакции обычно доминируют. Значит, мышление есть беззвучная речь.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.