РУБРИКИ

Общая психология

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Общая психология

-           в общении

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью).

Инстинкт охватывает 3 процесса:

-           селективное восприятие (познавательный)

-           эмоциональный импульс (ядро инстинкта)

-           активность (моторный компонент)

Критерии выделения инстинктов

-           спонтанность движений

-           продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)

-           успокоение после достижения цели

-           приготовление к новой ситуации

-           эффект научения

Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт)


Мюррей: выделяет единицу «индивид-среда». Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание.

Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности:

1)        первичные (организм) и вторичные (психогенные)

2)        позитивные (поиск) и негативные (избегание)

3)        явные и латентные

Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т.д.

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)


2. Маслоу –  выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11).Противоречия являются условием развития личности.

Пути самоактуализации:

-           полное и бескорыстное переживание

-           процесс выбора

-           предоставления Я возможности проявления

-           взятие ответственности

-           смелость

-           актуализация своих возможностей

-           высшие переживания

-           отказ от защит


14.      Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения.

Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой.

1)        мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта.

2)        предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.

3)        квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз.

Опыты:

Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию.

Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя)

Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное

Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему.

Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.


Уровень притязаний:

Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.

Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач.

Для измерения важно учесть динамику.

1 этап: предшествующее достижение

2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением.

3 этап: очередное достижение – успех/неудача

4 этап: реакция на успех/неудачу

Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи

Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)

Теория результирующей валентности (Аткинсон):

1)        значимость для субъекта успеха и неудачи

2)        учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата)

+ необходим учет личностных переменных

3) мотив достижения – мотив избегания неудачи

2 тенденции:

Стремление к успеху

Избегание неудачи

Адекватный УП

Заниженный УП

Нацеленность на решение задачи

Избегание участия в решении

Активная позиция

Пассивность

Реалистические цели средней сложности

Либо слишком сложные, либо слишком простые


Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой.

Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации:

1)        м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности

2)        м-я избегания – задачи «на краях»

Варианты поведения в ситуации неуспеха:

-           резкое повышение УП

-           тыкание в одну точку

-           снижение УП

-           отказ от продолжения (защита, агрессия)

3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность

2 способа трактовки УП:

1.         индикатор самооценки

2.         репрезент мотивации достижения

Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость

Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).


15.      Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс.

Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций:

1.         Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел)

2.         Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода:

-           физический уход (бродяжничество)

-           маскировка ухода (выбор более приятных заданий)

-           обман

Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы)

3.         Положительная и отрицательная валентности одновременно.


Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу.

Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса.

Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию.

Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):

1.         Изменение поведения (бросить курить)

2.         Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение)

3.         Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)


Особенности КД:

1)        это негативное состояние

2)        стремление его редуцировать

3)        избегание событий, порождающих КД

4)        интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе

5)        редукция и избегание зависят от интенсивности КД

6)        редукция:

-           добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов)

-           изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)


Редукция КД играет роль в:

1.         конфликты после принятия решения

-           более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са

-           сожаление, попытка отменить решение

Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой.

2.         вынужденное совершение поступков – самооправдание

Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию.

Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки

3.         специфический отбор информации – подбор позитивной инфо

4.         несогласие с группой

5.         неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки


Источники КД:

1)        из логической непоследовательности

2)        из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента)

3)        из несоответствия более широкой системе представлений

4)        из несоответствия прошлому опыту


Защитные механизмы личности:

Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс.

Двоякая роль: защита психики от разрушения.

Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.

1.         Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость.

2.         Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики.

3.         Рационализация

4.         Инверсия – замена источника угрозы противоположным

5.         Проекция

6.         Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания

7.         Регрессия

8.         Сублимация – высвобождение энергии.


12.      Развитие мотивационной сферы человека

Личность сущ-т только в развитии.

3 параметра развивающейся личности:

1.         Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных мотивов)

2.         Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности)

3.         Индивидуальный профиль мотивационной сферы.


Личность рождается дважды:

1)        установление иерархии мотивов

2)        осознание собственных мотивов (самосознание)


19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития.

Выготский - 2 группы теорий развития:

1.         Механистические: развитие как процесс количественных изменений

2.         Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.


3 возможности выделения стадий:

1.         Природное развитие (формирование зубов)

2.         Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:

А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития.

Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе.

3.         Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью.


Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе.

Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности.

ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР.

Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР.

Закономерность чередования стабильных и критических возрастов.

Особенности кризиса:

1.         Особая динамическая стр-ра

2.         Относиетльная трудновоспитуемость р-ка

3.         Негативный х-р развития

4.         Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.

Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:

1.         Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий

2.         Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений

Это единый процесс формирования личности.

Различия в ведущей деятельности на разных этапах.

Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т.д.

3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти.

Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество.

Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе.


Возраст

Круг общения

Ведущая деятельность

Исходы личностного выбора

Младенчество до 1

Мать

Эмоциональное общение

Доверие/недоверие

Раннее детство 1-3

Родители

Предметно-манипулятивная

Автономия/зависимость, стыд, сомнение

Дошкольное детство 3-6

Семья, сверстники

Сюжетно-ролевая игра

Инициатива/чувство вины

Младший школьный 7-12

Школа и соседи

Учебная

Предприимчивость, умелость/неполноценность

Подростковый

11-15 (Эльконин)

12-20 (Эриксон)

Сверстники и учителя

Интимно-личностное

Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я?

Старший школьный

15-16 (Эльконин)

Ранняя зрелость

20-26 (Эриксон)

Друзья, коллеги

Учебно-профессиональная

Интимность/изоляция

Зрелость (Эриксон)

26-60

Профессиональное окружение, семья

-

Генеративность/стагнация

Старость (Эриксон)

Больше 60

Близкие люди, все человечество

-

Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние




Часть III

1.         Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.

Образы: 

1)        перцептивные

2)        неперцептивные

-           постперцептивные (образы памяти)

-           образы воображения

По степени обобщиения:

1)        индивидуально-конкретный

2)        обобщенный (визуальное понятие)

Функции образа:

1)        Изображение

2)        Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации)

3)        Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)


Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).

1.         мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения)

2.         фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз)

3.         фантомный

4.         синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей

5.         образ собственного тела

6.         гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный

7.         галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия

8.         псевдогаллюцинация – субъективное осознание

9.         сновидения

10.      эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз)

Виды образов по Петухову:

1.         Перцептивная память:

-           послеобраз (сенсорный регистр)

-           эйдетический образ

-           гипнагогический

-           галлюцинации

2.         Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда)

3.         Обобщенные образы прошлого:

-           образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм)

4.         Творческое воображение – процесс построения символов.



Построение образа:

1.         Структурализм – из элементарных ощущений

2.         Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.


Свойства образа (перцептивного):

1)        предметность – реальность

2)        объективированность – вынесенность вовне

3)        означенность – привязка к предмету с его св-вами

4)        константность – постоянство при изменении условий восприятия

5)        полимодальность


Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга.

Классификация видов чувствительности:

1.         Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей)

2.         Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото)

3.         Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн):

-           сигнально-пусковая – анализаторы

-           контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)

4.         Генетический критерий + по степени объективности:

-           протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу.

-           эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению.

Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены.

5.         Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции:

-           внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела

-           на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой

-           на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром

-           контактные

-           дистантные


2.         Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.

Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:

1.         Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие.

2.         Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление.

3.         Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.


1.         Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа.

-           наличие универсального языка для описания всех психических процессов

-           отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных)

-           выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных

Теории восприятия:

1.         Классическая психология сознания (структурализм)

2.         Гештальттеория восприятия

3.         Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)


1)        Структурализм

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).

Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации).

Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.

Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).

2)        Гештальттеория

Критика структурализма:

-           отвержение механизма ассоциаций как главного

-           отвержение прошлого опыта

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная.

Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.

3)        Перцептивная психофизика

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.


2.         Субъектно-ориентированные теории

1)        Теория б/с умозаключений Гельмгольца

2)        Теория перцептивных гипотез Грегори

3)        Теория восприятия как процесса категоризации Брунера


Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи.

1)        Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:

-           нет опоры на сознательные знания

-           непреодолимость

-           следует из прошлого опыта (по аналогии)

-           влияние привычки, тренировки

2)  Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.

3)        Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.

Процесс восприятия:

1.         Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.

2.         Поиск признаков. Если они подтверждают категорию,то

3.         Подтверждающая проверка

4.         Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам.

Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.


3.         Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности

1)        источник построения образ – контакт с объектом

2)        не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время

3)        восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами

Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср. Мюллер).

Отличие перцептивной системы от органов чувств:

-           активность

-           способнсоть к обучению и совершенствованию

-           специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов

Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др.

Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс.

Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры.


3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов.


Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного научения Гибсона.

Гибсон: 2 теории перцептивного научения:

1)        восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается

2)        как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией

Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.


Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие.

Конкретное – абстрактное

Глобальное - дифференцированное

Внешнее – сущностное

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий.

Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов).

Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке)

Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления:

-           наглядно-действенное

-           наглядно-образное

-           символическое

1)        у взрослого сохраняются все три способа решения задач

2)        сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным

3)        у маленьких детей – внутренний план сознания

Идеи Поддъякова:

1.         Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе

2.         Ранняя стадия – наглядно-действенная

3.         В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации – предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).

Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа.

1)        Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов

2)        3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет св-ва предмета, которые непосредственно  к нему обращены, остальные – глобально, нерасчлененно.

3)        2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию. Возможность перцептивного предвосхищения

4)        3-7 лет: продуктивная деятельность

Роль сенсорного обучения:

1.         Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные эталоны)

2.         Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические

3.         Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е превращается в идеальное


Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных компонентов:

-           адаптационные (конвергенция, аккотодация)

-           аутокинетические (непроизвольные)

-           предметные (всматривание, вслушивание)

Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) – воздействие мышления на организацию перцептивного действия.

Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом.

Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление перцептивного действия от практического.


7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории.

Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо от изменения условий восприятия:

-           удаленность объекта

-           освещение

-           движение объекта

-           движение наблюдателя

Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с умозаключения).

Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.

Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к интеллекту.


Эксперименты:

1.         6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей.

2.         Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов, формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним). Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке зрительного угла учитывать расстояние.

3.         Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы – точное восприятие удаленности.

4.         Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют мимо.

5.         Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины.

6.         Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у птенцов.

7.         Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение визуализации в становлении восприятия размера и формы.

8.         Зенден: восс           тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка расстояния. Точная оценка глубины – результат научения.

Виды константности:

1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на основе сетчаточного размера и удаленности.

Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер. Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности.

-           при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая переоценка удаленности) S1> So

-           при монокулярном – некоторое снижение константности S1<So

-           при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности

-           при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта (аконстантность)

Вывод: можно оценивать размер неизвестного предмета только при условии оценки его удаленности.

Коэффициент конст-ти: мера компенсаторного изменения сетчаточного размера в зависимости от удаленности.

КК=величина осуществленной компенсации/величина требуемой

КК=1 полная константность; КК=0 аконстантность

Законы перцептивного взаимодействия (S – видимая величина, D – видимая удаленность, @ - угол зрения):

1)        Закон Эммерта S=kD

2)        Закон угла зрения S=k@ если D const. При редукции признаков – тенденция к равноудаленности

3)        D=k@-1 если S const.

2. константность формы – псевдоскоп (человеческое лицо константно)


6. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины. Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения.

Восприятие пространства – функция от 2-х составляющих:

1)        сетчаточный образ

2)        признаки удаленности

-           движения глаз

-           изобразительные

-           признаки параллакса (уклонение)


1.         Монокулярное наблюдение (только сетчатка, мир неподвижен)

1)        аккомодация – изменение кривизны хрусталика

2)        изобразительные, зрительные признаки:

-           линейная перспектива: близки объекты увеличиваются по размеру

-           воздушная перспектива: изменение цветности

-           градиент: изменение плотности текстуры

-           равпределение света и тени: рельеф, глубина объекта

-           прекрытия

Также двигательный параллакс и сетчаточный размер (для знакомых объектов). В случае противоречия побеждают более сильные признаки.

2.         Бинокулярное наблюдение (мир неподвижен)

1)        конвергенция (сведение зрительных осей на определенной фиксирующей точке): зная угол сведения можно определить расстояние

2)        бинокулярный параллакс:

2 типа точек сетчатки:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.