РУБРИКИ |
Общая психология |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Общая психология- в общении Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). Инстинкт охватывает 3 процесса: - селективное восприятие (познавательный) - эмоциональный импульс (ядро инстинкта) - активность (моторный компонент) Критерии выделения инстинктов - спонтанность движений - продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) - успокоение после достижения цели - приготовление к новой ситуации - эффект научения Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт) Мюррей: выделяет единицу «индивид-среда». Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание. Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности: 1) первичные (организм) и вторичные (психогенные) 2) позитивные (поиск) и негативные (избегание) 3) явные и латентные Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т.д. Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение) 2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11).Противоречия являются условием развития личности. Пути самоактуализации: - полное и бескорыстное переживание - процесс выбора - предоставления Я возможности проявления - взятие ответственности - смелость - актуализация своих возможностей - высшие переживания - отказ от защит 14. Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения. Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. 1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта. 2) предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. 3) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз. Опыты: Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию. Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя) Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему. Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния. Уровень притязаний: Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи. Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач. Для измерения важно учесть динамику. 1 этап: предшествующее достижение 2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением. 3 этап: очередное достижение – успех/неудача 4 этап: реакция на успех/неудачу Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность) Теория результирующей валентности (Аткинсон): 1) значимость для субъекта успеха и неудачи 2) учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата) + необходим учет личностных переменных 3) мотив достижения – мотив избегания неудачи 2 тенденции: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стремление к успеху |
Избегание неудачи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адекватный УП |
Заниженный УП |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нацеленность на решение задачи |
Избегание участия в решении |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активная позиция |
Пассивность |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реалистические цели средней сложности |
Либо слишком сложные, либо слишком простые |
Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой.
Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации:
1) м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности
2) м-я избегания – задачи «на краях»
Варианты поведения в ситуации неуспеха:
- резкое повышение УП
- тыкание в одну точку
- снижение УП
- отказ от продолжения (защита, агрессия)
3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
2 способа трактовки УП:
1. индикатор самооценки
2. репрезент мотивации достижения
Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость
Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).
15. Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс.
Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций:
1. Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел)
2. Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода:
- физический уход (бродяжничество)
- маскировка ухода (выбор более приятных заданий)
- обман
Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы)
3. Положительная и отрицательная валентности одновременно.
Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу.
Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса.
Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию.
Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):
1. Изменение поведения (бросить курить)
2. Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение)
3. Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)
Особенности КД:
1) это негативное состояние
2) стремление его редуцировать
3) избегание событий, порождающих КД
4) интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе
5) редукция и избегание зависят от интенсивности КД
6) редукция:
- добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов)
- изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)
Редукция КД играет роль в:
1. конфликты после принятия решения
- более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са
- сожаление, попытка отменить решение
Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой.
2. вынужденное совершение поступков – самооправдание
Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию.
Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки
3. специфический отбор информации – подбор позитивной инфо
4. несогласие с группой
5. неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки
Источники КД:
1) из логической непоследовательности
2) из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента)
3) из несоответствия более широкой системе представлений
4) из несоответствия прошлому опыту
Защитные механизмы личности:
Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс.
Двоякая роль: защита психики от разрушения.
Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.
1. Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость.
2. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики.
3. Рационализация
4. Инверсия – замена источника угрозы противоположным
5. Проекция
6. Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания
7. Регрессия
8. Сублимация – высвобождение энергии.
12. Развитие мотивационной сферы человека
Личность сущ-т только в развитии.
3 параметра развивающейся личности:
1. Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных мотивов)
2. Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности)
3. Индивидуальный профиль мотивационной сферы.
Личность рождается дважды:
1) установление иерархии мотивов
2) осознание собственных мотивов (самосознание)
19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития.
Выготский - 2 группы теорий развития:
1. Механистические: развитие как процесс количественных изменений
2. Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.
3 возможности выделения стадий:
1. Природное развитие (формирование зубов)
2. Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:
А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития.
Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе.
3. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью.
Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе.
Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности.
ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР.
Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР.
Закономерность чередования стабильных и критических возрастов.
Особенности кризиса:
1. Особая динамическая стр-ра
2. Относиетльная трудновоспитуемость р-ка
3. Негативный х-р развития
4. Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.
Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:
1. Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий
2. Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений
Это единый процесс формирования личности.
Различия в ведущей деятельности на разных этапах.
Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т.д.
3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти.
Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество.
Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе.
Возраст
Круг общения
Ведущая деятельность
Исходы личностного выбора
Младенчество до 1
Мать
Эмоциональное общение
Доверие/недоверие
Раннее детство 1-3
Родители
Предметно-манипулятивная
Автономия/зависимость, стыд, сомнение
Дошкольное детство 3-6
Семья, сверстники
Сюжетно-ролевая игра
Инициатива/чувство вины
Младший школьный 7-12
Школа и соседи
Учебная
Предприимчивость, умелость/неполноценность
Подростковый
11-15 (Эльконин)
12-20 (Эриксон)
Сверстники и учителя
Интимно-личностное
Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я?
Старший школьный
15-16 (Эльконин)
Ранняя зрелость
20-26 (Эриксон)
Друзья, коллеги
Учебно-профессиональная
Интимность/изоляция
Зрелость (Эриксон)
26-60
Профессиональное окружение, семья
-
Генеративность/стагнация
Старость (Эриксон)
Больше 60
Близкие люди, все человечество
-
Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние
Часть III
1. Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.
Образы:
1) перцептивные
2) неперцептивные
- постперцептивные (образы памяти)
- образы воображения
По степени обобщиения:
1) индивидуально-конкретный
2) обобщенный (визуальное понятие)
Функции образа:
1) Изображение
2) Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации)
3) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)
Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).
1. мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения)
2. фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз)
3. фантомный
4. синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей
5. образ собственного тела
6. гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный
7. галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия
8. псевдогаллюцинация – субъективное осознание
9. сновидения
10. эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз)
Виды образов по Петухову:
1. Перцептивная память:
- послеобраз (сенсорный регистр)
- эйдетический образ
- гипнагогический
- галлюцинации
2. Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда)
3. Обобщенные образы прошлого:
- образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм)
4. Творческое воображение – процесс построения символов.
Построение образа:
1. Структурализм – из элементарных ощущений
2. Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.
Свойства образа (перцептивного):
1) предметность – реальность
2) объективированность – вынесенность вовне
3) означенность – привязка к предмету с его св-вами
4) константность – постоянство при изменении условий восприятия
5) полимодальность
Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга.
Классификация видов чувствительности:
1. Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей)
2. Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото)
3. Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн):
- сигнально-пусковая – анализаторы
- контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)
4. Генетический критерий + по степени объективности:
- протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу.
- эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению.
Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены.
5. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции:
- внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела
- на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой
- на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром
- контактные
- дистантные
2. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:
1. Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие.
2. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление.
3. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.
1. Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа.
- наличие универсального языка для описания всех психических процессов
- отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных)
- выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных
Теории восприятия:
1. Классическая психология сознания (структурализм)
2. Гештальттеория восприятия
3. Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)
1) Структурализм
Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).
Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации).
Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.
Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).
2) Гештальттеория
Критика структурализма:
- отвержение механизма ассоциаций как главного
- отвержение прошлого опыта
Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная.
Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.
3) Перцептивная психофизика
Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.
2. Субъектно-ориентированные теории
1) Теория б/с умозаключений Гельмгольца
2) Теория перцептивных гипотез Грегори
3) Теория восприятия как процесса категоризации Брунера
Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи.
1) Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:
- нет опоры на сознательные знания
- непреодолимость
- следует из прошлого опыта (по аналогии)
- влияние привычки, тренировки
2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.
3) Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.
Процесс восприятия:
1. Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.
2. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию,то
3. Подтверждающая проверка
4. Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам.
Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).
Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.
3. Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности
1) источник построения образ – контакт с объектом
2) не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время
3) восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами
Экологическая теория Гибсона:
Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср. Мюллер).
Отличие перцептивной системы от органов чувств:
- активность
- способнсоть к обучению и совершенствованию
- специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов
Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др.
Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс.
Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры.
3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов.
Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного научения Гибсона.
Гибсон: 2 теории перцептивного научения:
1) восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается
2) как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией
Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.
Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.
Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие.
Конкретное – абстрактное
Глобальное - дифференцированное
Внешнее – сущностное
Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий.
Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов).
Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке)
Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления:
- наглядно-действенное
- наглядно-образное
- символическое
1) у взрослого сохраняются все три способа решения задач
2) сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным
3) у маленьких детей – внутренний план сознания
Идеи Поддъякова:
1. Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе
2. Ранняя стадия – наглядно-действенная
3. В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации – предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).
Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа.
1) Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов
2) 3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет св-ва предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные – глобально, нерасчлененно.
3) 2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию. Возможность перцептивного предвосхищения
4) 3-7 лет: продуктивная деятельность
Роль сенсорного обучения:
1. Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные эталоны)
2. Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические
3. Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е превращается в идеальное
Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных компонентов:
- адаптационные (конвергенция, аккотодация)
- аутокинетические (непроизвольные)
- предметные (всматривание, вслушивание)
Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) – воздействие мышления на организацию перцептивного действия.
Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом.
Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление перцептивного действия от практического.
7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории.
Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо от изменения условий восприятия:
- удаленность объекта
- освещение
- движение объекта
- движение наблюдателя
Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с умозаключения).
Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.
Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к интеллекту.
Эксперименты:
1. 6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей.
2. Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов, формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним). Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке зрительного угла учитывать расстояние.
3. Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы – точное восприятие удаленности.
4. Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют мимо.
5. Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины.
6. Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у птенцов.
7. Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение визуализации в становлении восприятия размера и формы.
8. Зенден: восс тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка расстояния. Точная оценка глубины – результат научения.
Виды константности:
1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на основе сетчаточного размера и удаленности.
Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер. Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности.
- при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая переоценка удаленности) S1> So
- при монокулярном – некоторое снижение константности S1<So
- при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности
- при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта (аконстантность)
Вывод: можно оценивать размер неизвестного предмета только при условии оценки его удаленности.
Коэффициент конст-ти: мера компенсаторного изменения сетчаточного размера в зависимости от удаленности.
КК=величина осуществленной компенсации/величина требуемой
КК=1 полная константность; КК=0 аконстантность
Законы перцептивного взаимодействия (S – видимая величина, D – видимая удаленность, @ - угол зрения):
1) Закон Эммерта S=kD
2) Закон угла зрения S=k@ если D const. При редукции признаков – тенденция к равноудаленности
3) D=k@-1 если S const.
2. константность формы – псевдоскоп (человеческое лицо константно)
6. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины. Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения.
Восприятие пространства – функция от 2-х составляющих:
1) сетчаточный образ
2) признаки удаленности
- движения глаз
- изобразительные
- признаки параллакса (уклонение)
1. Монокулярное наблюдение (только сетчатка, мир неподвижен)
1) аккомодация – изменение кривизны хрусталика
2) изобразительные, зрительные признаки:
- линейная перспектива: близки объекты увеличиваются по размеру
- воздушная перспектива: изменение цветности
- градиент: изменение плотности текстуры
- равпределение света и тени: рельеф, глубина объекта
- прекрытия
Также двигательный параллакс и сетчаточный размер (для знакомых объектов). В случае противоречия побеждают более сильные признаки.
2. Бинокулярное наблюдение (мир неподвижен)
1) конвергенция (сведение зрительных осей на определенной фиксирующей точке): зная угол сведения можно определить расстояние
2) бинокулярный параллакс:
2 типа точек сетчатки:
|
© 2010 |
|