РУБРИКИ |
Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюОбучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет» Факультет дефектологический Заочная форма обучения Специальность 050716 (031900) Специальная психология с дополнительной специальностью 050714 (031700) Олигофренопедагогика Кафедра коррекционной психологии и педагогики Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему: «ОБУЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ» Выполнила студентка 6 курса Полевая Наталья Юрьевна Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Грачев Юрий Геннадьевич Курск 2010 Содержание Введение Глава I Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях 1.1 Игра как психолого-педагогическая категория 1.2 Развитие сюжетно ролевой игры у детей дошкольного возраста 1.3. Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии Выводы по I главе Глава II. Опытно – экспериментальная работа по обучению сюжетно - ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы 2.2 Результаты констатирующего эксперимента 2.3 Основные технологии обучение игровым действиям, направленным на формирование основ сюжетно – ролевой игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 2.4 Анализ эффективности предложенной системы занятий в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью сюжетно - ролевой игре Заключение Библиографический список Приложения Введение Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Но совершенно по иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О.П. Гаврилушкина [20], П. Ф Каптерев [35], Г. А. Мишина [54], Н.Д. Соколова[70;71], и др.). И несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский [17;18;19]), т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно— воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности. При разработке системы игр обучения сюжетно-ролевой игре детей с нарушениями интеллекта мы опирались на положения отечественной дошкольной психологии и педагогики о том, что дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования игровых навыков, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л.С. Выготский[18], Д.Б. Эльконин [82], А.В. Запорожец [31], Г.Л. Выготская [16] и др.). Игра, организованная согласно основным принципам дошкольной педагогики позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые дефекты развития у проблемных детей и подготовить их к школе. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. В сюжетно - ролевых играх содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Усвоив от старших эти игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. В сюжетно - ролевых играх игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план. Эти игры по тематике, по глубине отражения действительности у разных детей различны. Они индивидуальны и по эмоционально - выразительной характеристике и осознанию жизненного опыта. Вместе с тем в творческих сюжетных играх заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей. Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Совершенствуя воображаемые ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным, на новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности ребенка. Благоприятные предпосылки для развития отвлеченного мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия. В развернутых, повторяющимися действиями с игрушками, реалистически представляющими предметы повседневного обихода, совершенствуется типичное для младшего дошкольника наглядно-действенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и действий в игре зреет необходимость оперирования представлениями, образами, словом, что способствует развитию наглядно - образного мышления и речи. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни, из книг и других источников информации. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь. Развитие их в игре, переход на более высокий уровень—результат длительного поэтапного формирования. Игра при правильном её формировании решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов её развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми. В целом, правильно сформированная игра подготавливает благоприятную базу для дальнейшего развития детей с нарушением интеллекта, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе. Все вышеизложенное позволяет нам считать тему нашего исследования актуальной в первую очередь потому, что именно в сюжетно – ролевой игре дети приобретают навыки социальной активности. Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – игра становится незаменимым орудием интеграции в социум. Все вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему нашего исследования: каковы условия обучения игровым действиям младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в сюжетно - ролевой игре. Актуальность и проблема исследования определили целью нашего исследования: разработка системы занятий обучения сюжетно - ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе их коррекционного воспитания в специальных дошкольных учреждениях. Объектом исследования является игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями интеллекта. Предмет исследования - процесс обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников с нарушением интеллекта. Гипотеза исследования: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью будет проходить более эффективно, если: • психолого-педагогическая работа, направленная на обучение сюжетно – ролевой игры лиц с нарушениями интеллекта, будет носить комплексный характер, базирующийся на социальной направленности обучения; • процесс обучения сюжетно – ролевой игре будет протекать в специально созданной игровой обстановке (игровой зоне), с использованием разнообразного игрового материала, который будет стимулировать оречевление игровых действий ребёнком. Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач исследования: 1) проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) изучить особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии; 3) провести опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование сюжетно - ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью; 4) на основе полученных данных разработать систему занятий по обучению дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии, сюжетно – ролевой игре Методологическую основу исследования составили современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития нормально развивающегося и умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский[17], А.Н. Леонтьев [42]). Весьма значимой для нашего исследования является положения отечественной дошкольной психологии и педагогики о том, что дошкольный возраст—это сензитивный период для формирования игровых навыков, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л.С. Выготский[17;18;19], Д.Б. Эльконин[82;83], А.В. Запорожец[31] и др.). Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения №86 детский сад комбинированного вида города Курска. Практическая значимость заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научно-методическом обосновании необходимости обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных дошкольных учреждениях; в преподавании курса по педагогике, специальной психологии, коррекционной педагогике в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования по педагогическим специальностям; па курсах переподготовки и повышения квалификации учителей - дефектологов, учителей - логопедов, специальных психологов, педагогов, воспитателей ДОУи др. Цели и задачи работы нашли отражение в структуре нашего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. ГЛАВА I. ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 1.1 Игра как психолого-педагогическая категория Термин «игра» не является строго научным понятием, его связывают с различными видами деятельности и выделяют прямое и переносное значение этого слова. В современном обществе взрослых развёрнутых форм игры нет, её вытеснили и заменили, с одной стороны, различные формы искусства, а с другой - спорт. В процессе исторического развития происходит уменьшение значения развёрнутых форм игровой деятельности в жизни взрослых членов общества и увеличения её роли в жизни детей. Поэтому в нашем исследовании под термином «игра» мы понимаем игру как: «…деятельность в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» (Д.Б. Эльконин [82;с. 93] ). Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19-начале 20 века. К.Н. Вентцель [13] сформулировал первую теорию игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах в первой половине 20 века. К.Н. Вентцель [13] называет её теорией упражнения или самовоспитания. По его словам: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму , что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть.» [13, с.178] . До появления в 1933 году работы Ф. Бойтендайка теория К. Грооса оставалась господствующей [35]. Свою теорию Ф. Бойтендайк [35]строит исходя из противоположных принципов: «... детство объясняет игру: существо играет, т.к. оно молодо». Особенности игры он выводит и связывает с особенностями поведения в детстве (ненаправленность движений, двигательная импульсивность, апатическое отношение к действительностии, робость); с особенностями отношения данного вида животных с условиями их жизни; с основными жизненными влечениями (по 3. Фрейду [35]) 1) влечение к освобождению; 2) влечение к слиянию, к общности с окружающими; 3) тенденция к повторению. В более поздних исследованиях авторы Л.С. Выготский [17;18;19], А.В. Запорожец [31], А.Н Леонтьев [42;43], С.Л. Рубинштейн[65;66], Д.Б. Эльконин [82;83] и др. обращают внимание на психологические аспекты игры и её значение в развитии ребёнка. Наиболее системные исследования детской игры были проведены Российскими учеными. Работы Л.С. Выготского [17;18;19] заложили основу для дальнейшего её изучения как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Этот аспект нашел свое отражение в исследованиях А.В. Запорожца[31], А.Н. Леонтьева [42;43], С.Л. Рубинштейна [65;66], Д.Б. Эльконина [82;83] и др. В основе рассмотрения игры как особого вида деятельности лежат представления Л.С. Выготского [17;18;19] о периодизации детского возраста, получившие развитие в работах Д.Б. Эльконина [82;83]. Его критериями являются: · возрастные новообразования, т.е. тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период; · социальная ситуация развития, представляющая собой систему « отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью»; · ведущая деятельность, т.е. такая «деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Основные положения концепции игры, сформулированные Л.С. Выготским [18], Д.Б. Элькониным [82;83] были предоставлены следующим образом: · игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. · сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов; · центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии на себя роли взрослого, и осуществление её в создаваемой самим ребёнком игровой обстановке. Для «мнимой» ситуации характерны перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной формах реальные действия, которые соответствуют принятой ребенком роли взрослого; · в сякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией; · в игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии; · игра создает такие ситуации, которые требуют от ребёнка действий по непосредственному импульсу, а не по линии наибольшего сопротивления. Удовлетворение в игре связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли; · игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Она содержит в себе все тенденции развития; является источником развития и создает зоны ближайшего развития. Обеспечивает изменение потребностей и изменение сознания общего характера [17 с. 52]. Л.С. Выготский [17] подчеркивал, что под влиянием игры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия - действиями игровыми, у ребёнка развивается способность воспроизводить те или иные стороны действительности с помощью различных способов её обозначения (наглядных символов, изображений, слов). В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Дальнейшее развитие концепция игры получила в работах С.Л. Рубинштейна [65;66], А.Н. Леонтьева [42;43], Д.Б. Эльконина [82;83] и их последователей. Развитие игры проходит ряд этапов. На первом из них (2-3 года) дошкольник овладевает предметной деятельностью, на основе которой возникает сюжетно-ролевая игра. На этом этапе ребенок переходит от простых, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не рядом с детьми, а вместе с ними. На втором этапе (3-5лет) возникает образно-ролевая игра. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения. На третьем этапе (З-6 лет) появляется игра с правилами. Дошкольник научается осмыслять и воспроизводить воображаемую ситуацию. Кроме этого данный вид игры учит детей общаться. И на четвертом этапе (6-9лет), которая завершает развитие игры в дошкольном возрасте. Ребенок все действия сопровождает речью, а порой заменяют ею все действия. Сюжетно-ролевая игра как деятельность возникает на рубеже раннего дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с окружающими взрослыми, которые создают следующие предпосылки ролевой игры: 5) использование в игре предметов-заменителей и называние их в соответствии с их игровыми значениями; 6) овладение ребёнком достаточно сложной организацией действий, выстраивающихся в цепочку, в которой отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей; 7) овладение обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов; 8) наличие у ребёнка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток называть себя именем взрослого (мама, шофер); 9) приобретение ребёнком относительной независимости от окружающих взрослых и проявления стремления самостоятельно действовать как они. Предпосылки перехода от предметного действия к роли формируется к концу раннего возраста в следующей последовательности: · выполнение ребёнком действий сначала только с теми предметами, которые использовались взрослыми в процессе их формирования; · перенос сформированных действий на другие предметы; · называние используемых предметов именами замещаемых, но лишь после того; · как выполнены действия с ними, и взрослые обозначили их игровые имена; · обозначение ребёнком себя именем человека, чьи действия он воспроизводит по предложению взрослого. В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы: · мотив, · тема, · сюжет, · игровое действие, · игровая роль, · воображаемая ситуация, · игровой материал. Первоначально МОТИВОМ игры ребёнка выступает игровое действие, посредством которого он овладевает предметным миром. Постепенно в игре ребёнок начинает видеть в предмете не только то, как относится к нему человек, но и какие взаимоотношения возникают между людьми по поводу использования этого предмета. Таким образом, мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры. ТЕМА игры представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «семья», «поликлиника», «магазин»). СЮЖЕТ игры это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Внутри одной темы могут самостоятельно реализовываться разные сюжеты. Например, игра «в магазин» может быть игрой в овощной магазин, в продовольственный, универмаг и т. п. Сюжет игры зависит, в первую очередь, от близости темы личному опыту ребёнка, и от используемого в игре материала. Однако его значение по мере развития игры меняется. Так в младшем дошкольном возрасте материал определяет тему и сюжет игры, позднее, определив сюжет, дети приписывают предметам желаемые для них свойства. В зависимости от соотношения разных элементов игры Н.Я. Михайленко [53 с. 181] выделила сюжеты разной степени сложности: · Сюжеты с единственным персонажем и чётко определёнными предметами в одной или нескольких ситуациях; · Сюжеты с несколькими персонажами и подбором соответствующих действий, в которых связь между персонажами задана посредством включения детей в общую ситуацию, или через последовательность производимых действий; · Сюжеты, в которых кроме набора действии и связей между персонажами заданы и отношения между ними. · Игра имеет социальный характер, поэтому её сюжет меняется с изменением исторических условий жизни людей. · Игра осуществляется с помощью ДЕЙСТВИЙ, в которые активно включается речь. «Действие в игре всегда соответствует, хотя и своеобразно, действию людей...» [10.с.98].При этом могут быть изменены условия игры через использование предметов-заменителей, но «содержание и порядок действия обязательно должны соответствовать реальному действию» [10.с.98].Вместе с тем «игровые операции неадекватны действию, ориентированному на определённый результат. На палочке далеко не уедешь - это верно. Но в игре действие и не преследует этой задачи: ведь её мотив лежит в самом действии, а не в его результате». Изменение характера действий в игре определяет развитие игры в целом. «Путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой, кормить ложкой, кормить ложкой куклу, кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематический путь к ролевой игре.» [10.с.115 Однако эти переходы не являются результатом спонтанного развития ребёнка, а требуют особого руководства со стороны взрослых. Этому вопросу много внимания уделила Е.В. Зворыгина [32.с.131], которая выделила следующие этапы в овладении детьми игровыми действиями: 1) на первом этапе происходит овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками; 2) на втором этапе переход к игровым действиям с предметами- заместителями и с воображаемыми предметами; 3) на третьем этапе происходит обобщение, свёртывание и превращение подобных действий в указательный жест в сторону игрушки; 4) на четвёртом этапе имеет место обозначение знакомых действий словом без непосредственного их выполнения. Основные характеристики игрового действия: 1) -наличие осознанной цели; 2) -наличие способов (операций), с помощью которых оно совершается; 3) -действие определяется как целью, так и реальными предметными условиями (наличие игрушек); 4) -в процессе игры имеет место расхождение между осознаваемой целью и реальными операциями, которые выполняет ребёнок (передвигается со стулом и говорит, что едет на машине); 5) -действия с реальными предметами приобретают особый смысл (палочка-расческа, градусник, шприц), что создаёт воображаемую ситуацию, придаёт игре условный характер. Большинство авторов, занимавшихся описанием игр детей дошкольного возраста утверждают, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо РОЛИ. Без роли не существует игры. Она представляет собой воспроизводимое ребенком действие. В игровой роли ребенок берет на себя известную обобщенную социальную функцию взрослого чаще всего, функцию профессиональную, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. Роль, которую берёт на себя ребёнок, коренным образом перестраивает его действия и значения предметов, с которыми он действует; роль вносится в действия ребенка как бы извне, через сюжетные игрушки, которые подсказывают человеческий смысл действий с ними; роль является смысловым центром игры и для её осуществления служит создаваемая игровая ситуация, и игровые действия.» [14с. 143] Обязательным условием выполнения ребёнком роли какого-либо человека является выделение характерных признаков выполняемой им деятельности. Развитие роли идёт «от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого, к вычленению его отношений с другими людьми.» При этом сначала «выделяются отношения близкого взрослого к ребёнку, затем отношения взрослых друг к другу и в конце развития -отношение ребёнка ко взрослым.» ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ служит обязательным элементом игры (Л.С. Выготский [18], А.Н. Леонтьев [43], Д.Б. Эльконин [82;83]). Она не является начальным моментом игры, но возникает в процессе игры, как её результат. В основе ролевой игры лежит определенная условность, которая принимается играющими детьми, в процессе воссоздания ребёнком реальной действительности через воплощение ими роли взрослых. Развитие игры у ребёнка дошкольного возраста происходит от сюжетных игр с открытой ролью, открытой воображаемой ситуацией и скрытым правилом к играм со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытым правилом. Таким образом, игры с правилами вырастают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, а сами правила- из роли. Отличительная особенность игр с правилами состоит в том, что в них заключена определённая задача. Поэтому развитие игры с правилами выражается « во все большем выделении и осознании игровой задачи». На основе анализа многочисленных исследований Д.Б. Эльконин [83] выделил две фазы (стадии) развития игры: · 3-5 лет, характерно то, что «основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий»; · 4-7 лет, «социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми»; Детальный анализ игры как феномена в онтогенезе позволил выделить Д.Б. Эльконину [83.с.205] четыре уровня в развитии игры: Первый уровень. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя её четкое соблюдение значения не имеет. Роли определяются характером действий и не называются детьми. Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Дети играют рядом или поодиночке. Они охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Стимулом её возникновения становится игрушка или предмет-заменитель, ранее использованный ребёнком в игре. Второй уровень. Основное содержание игры составляют действия с предметами. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Правило ещё явно не вычленяется, но оно уже может победить в конфликте с непосредственным желанием. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребёнка). Основные сюжеты - бытовые. Третий уровень. Основным содержанием игры становится выполнение роли, передающей характер отношений к другим участникам игры. Роли четко обозначены и называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к партнёру по игре, но иногда проявляются и обычные в неигровые отношения. Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более развёрнутыми: дети отражают быт, труд взрослых. Четвёртый уровень. Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнёры по игре. Роли четко определены и названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер. Нарушение логики действий отвергается. Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление. Количество детей, вовлеченных в игру, увеличивается до 5-6. В условиях детства сложный механизм игры, включающий в себя на высших стадиях её развития воображаемую ситуацию, ролевое поведение, действия с воображаемыми объектами и предметами-заменителями, формируется постепенно, в тесной связи со всем ходом психического развития. Вместе с тем тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда она активно формируется и направляется взрослым. Для того чтобы игра действительно осуществляла функции ведущей деятельности, она должна достичь определенного уровня развития. Исследования психологов и педагогов показывают наличие зависимостей между игрой ребёнка и его умственным развитием. Как отмечает Д. Б. Эльконин, «функциональное развитие игровых действий вливается онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий» [82.с. 113]. Сопоставление этапов формирования умственных действий с периодами развития игровых действий дает основание полагать, что развитие мышления у ребёнка непосредственно связано с игрой. В игре впервые осуществляется переход от действий с реальными предметами к действиям в умственном плане. У детей возникает способность воспроизводить различные стороны действительности при помощи разнообразных условных способов (символов, слов и т.д.). Сформировавшись впервые в игре, функция замещения и обозначения осуществляется в более сложных формах в процессе развития словесно-логического мышления ребёнка (А.Н. Леонтьев [42], Д.Б. Эльконин [82]). Игра выступает как реальная практика не только смены позиции при взятии на себя роли, но и как практика отношений к партнёру по игре, с точки зрения той роли, которую выполняет партнер. Дело не в том, что в игре развивается или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Именно это изменение и открывает возможность и путь для перехода мышления на новый уровень и формирования новых интеллектуальных операций. Помимо мышления игра воздействует и на поведение ребёнка, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребёнком произвольными формами поведения. Под произвольным поведением понимают поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того дан ли он в форме уже выделившегося правила) и контролирования путем сопоставления с этим образцом как эталоном. А.В. Запорожец [31] первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребёнком в процессе игры и в условиях прямого задания, существенно различен. А.В. Запорожец установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Ребёнок в игре выполняет одновременно как бы две функции: 1) свою роль; 2) контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразная рефлексия, т. е. конечно, это ещё не сознательный контроль, но вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением и в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля ещё очень слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость данной рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения. Игра способствует социализации ребёнка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает, как эффективное средство познания ребёнком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей (А.В. Запорожец [31], А.Н. Леонтьев [42;43], Д.Б. Эльконин [82;83]). В психологии и педагогике подтверждены идеи широкого использования игры в процессе воспитания детей, что связано с определяющим её значением для формирования самых существенных психических образований. Их появление подготавливает переход ребёнка на новую, следующую ступень развития. 1.2 Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются взрослыми. Наиболее интенсивно предметные игры развиваются на втором году жизни ребёнка. В этот период он осваивает действия с двумя видами предметов: игрушками и предметами-орудиями (ложкой, чашкой). Действия с предметами-орудиями обладают логикой, связанной как с самим предметом, так и с условиями его использования (чашка пустая и чашка с молоком требуют разных действий). В соответствии с этим формируются два вида предметных действий: собственно предметные или орудийные и игровые. Оба вида действий формируются параллельно. Для темы нашего исследования актуальным является рассмотрение развития предметной игры, которое проходит ряд этапов. Остановимся подробнее на их характеристике. 1 этап. В совместной игре со взрослыми дети подражают его действиям с игрушками. 2 этап. Дети начинают самостоятельно выполнять усвоенные действия с игрушками (вначале с той же самой), а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы. 3 этап. Появляется изобразительная игра. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни. Классификация игр Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт [51]. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта: «...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни» [51.с.97]. П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных. В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской [40]. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами. В современной педагогической литературе и в практике игр, автором одной из самых распространенных классификаций игр является классификация С. А. Шмакова [80]: 1. Классификация игр по внешним признакам По содержанию: игры с правилами - спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.; «вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные и т.п. По форме: игры-танцы, песни, театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п. По назначению – внеутилитарные и деловые. По времени проведения. По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и т.п. По составу и количеству участников: 1) для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников; 2) для участников разного возраста; индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые. По степени регулирования, управления: 1) кем-либо организованные; 2) стихийные. По наличию инвентаря: 1) с предметами и без предметов; 2) компьютерные, игры-автоматы и т.п. 2. Классификация по внутренним признакам Под внутренними признаками понимаются умения человека и его психические функции, которые задействованы в игре, а также наличие импровизации, риска, интенсивность поведения в игре. А. Физические и психологические игры и тренинги: - двигательные (спортивные, подвижные, моторные); - экстатические, экспромтные; Экстаз (греч. ekstasis – выход из спокойствия) – состояние восторга. Экспромт (лат. expromtus – готовый, скорый) – произведение, выполненное без подготовки. - речь идет об играх-танцах, экстремальных забавах, а также детских интеллектуальных экстатических играх – гаданиях, «вызовах чертиков» т.п.); - освобождающие игры – пантомимические, юмористические забавы, фокусы и трюки, игры случайного выигрыша); - терапевтические. Б. Интеллектуально-творческие игры: - предметные забавы; - сюжетно-интеллектуальные игры; - дидактические; - строительные, трудовые, технические; - электронные, компьютерные, игры-автоматы; - игровые методы обучения. В. . Комплексные игры (коллективно-творческая деятельность, метод длительной игры). Г. Социальные игры: 1) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, игры-драматизации, игры-грезы); 2) наиболее распространенные сюжеты – созидательные (строительство, создание), поисковые (открытия), профессиональные, военные, связанные с искусством (киностудия, цирк, театр), этнические, сказочные, фантастические (по мотивам фильмов и книг); 3) деловые игры. 3. Классификация игр по социальной ориентации: игры положительного и отрицательного статуса. В нашем исследовании мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру, появление которой связано с рядом условий: 1) наличием разнообразных впечатлений от окружающего; 2) накоплением предметных игровых действий; 3) наличием игрушек, частотой общения со взрослыми. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Основным содержанием их являются разнообразные действия с предметами. Форма игры остаётся индивидуальная, или как игра «рядом». Значительный скачок в развитии игры обусловлен появлением роли. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребёнок, действуя определённым образом, ещё не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре он обозначает словом (мама, шофёр, врач), но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий. И, наконец, уже в самом начале игры ребёнок выбирает роль, называет её и начинает действовать в соответствии с ней. По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми «рядом». Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры. Коллективная игра в свою очередь создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Результаты многочисленных исследований игр, проводимых под руководством А.Н. Леонтьева [42;43], Д.Б. Эльконина [82;83], а так же их последователей, дают основания для характеристики развития игры у детей разного возраста. У детей в возрасте 2-3 лет игра возникает стихийно, под воздействием случайно попавшей на глаза игрушки или по подражанию другим детям. Её цель появляется не в начале игры, а в процессе. Основное содержание игры составляют действия с предметами. Овладев этими действиями, в конце третьего года жизни дети начинают отображать простейшие взаимоотношения между персонажами. Сюжеты преимущественно бытовые, однообразные, немногочисленные, неустойчивые. К концу третьего года дети начинают объединять в игре два-три хорошо знакомых события, иногда включают в игру этюды из сказок. В этот период некоторые дети пытаются обозначать роль словом. Дети часто разговаривают с игрушками, как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем и в небольших группах. Сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются, к четвёртому году появляются подлинно коллективные игры. |
|
© 2010 |
|