РУБРИКИ

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Одним из необходимых условий обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является процесс дальнейшего речевого развития ребенка. Данный процесс проявляется в создании мотивации общения, формировании стремления рассказать о себе, о своих действиях, о наблюдениях из жизни детского сада.

В процессе индивидуальных, подгрупповых, фронтальных коррекционных занятий, рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили бы ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями от игры, высказать свои претензии к проведению игровых действий. При этом необходимо также создавать в процессе игровых действий благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами можно сказать, что в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.

Коррекционное обучение по развитию и формированию связной речи в игровой деятельности которое мы предлагаем, включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

·                   Систематичность проведения;

·                   Распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

·                   Подчиненность заданий выбранной цели;

·                   Чередование и вариативность упражнений;

·                   Воспитание внимания к речи.

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на коррекционных занятиях, можно выделить следующие:

·                   Показ и называние нового предмета, его признаков или действия.

·                   Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета.

·                   Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально.

·                   Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст.

·                   Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

Объяснения происхождения данного слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб; кофейник - посуду, в которой варят кофе и т.д.)

Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний(громадный дом это очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

Постановка разных по форме вопросов, которые носят сначала характер подсказывающих (это забор высокий или низкий?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию.

В своём исследовании мы предлагаем воспитанникам различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данному игровому действию.

При коррекции речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи рекомендуется начинать обучение с оречевления ряда последовательно выполненных действий. Мы считаем возможным, использовать данные приемы и методы работы в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта.

На наш взгляд, первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой игровой ситуацией. Дается задание: «Подойди к набору «Чемоданчик доктора» и возьми стереоскоп» «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» Далее задания усложняются. В своей работе мы использовали следующие задания:

В самом трудном варианте – задание выполняет только один ребенок, дети внимательно следят и рассказывают об увиденном.

Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи в процессе игровой деятельности.

Можно создать игровую ситуацию, когда, например, один ребенок под руководством взрослого выполняет действия с игрушкой, а другой запоминает их и рассказывает об увиденном.

В качестве формирующего исследования нами было разработано 12 коррекционно – развивающих занятий по обучению дошкольников с нарушениями интеллекта сюжетно-ролевой игре. В эксперименте были использованы все три типа игрового материала (игрушек), было задействовано игровое оборудование, наличествующее в группе кушетки из кабинета врача, набор «Чемоданчик доктора», игровых комплектов для игрушек и комплектов медицинской униформы для детей.

Задачи формирующего эксперимента:

1.Продолжить формирование основных игровые действий сюжетно – ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;

2. С помощью специальных игровых упражнений продолжить формирование опыт оречевления дошкольниками своих игровых действий;

3. Составить систему занятий обучения игровым действиям детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью направленную на обучение сюжетно – ролевым играм.

Основная структура занятия.

Этапы, обозначенные в работе – названы условно. Их количество может меняться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.

Настройка.

Начало занятий – это настройка на игру. Задачей этого этапа является подготовка каждого участника к организованному игровому действию. На этом этапе мы использовали упражнения направленные на оречевление определённых игровых действий, а так же игры – разминки, которые подводили воспитанников к участию в сюжетно – ролевой игре. При выполнении этих упражнений происходит релаксация детей и, как результат, повышается степень их включаемости в игровое действие.

Ознакомление детей с ролевым диалогом. (Приложение №3)

Данный этап направлен на развитие интереса к сюжетно – ролевой игре. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре. Знакомит детей с речевыми стратегиям в общении между персонажами данной игры. Детям объясняются ролевые действия, принципы построение ролевого диалога, их персонажей. Предлагается запомнить несколько расхожих фраз, употребляемых в процессе игрового действия.

Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью элементам сюжетно – ролевой игры. (Приложение №2)

Дети включаются в сюжетно – ролевую игру, в специально организованном игровом пространстве, под руководством экспериментатора. Взрослый постоянно поддерживает интерес детей к игровому действию, создавая новые сюжетные повороты, задавая вопросы по ходу развития игрового действия, мотивируя детей на оречевление своих игровых действий.

а) Индивидуальная работа;

б) Обучение детей игре в парах.

Этап обсуждения игрового действия.

На этом этапе дети включаются в обсуждение прошедшей игры, пытаются формулировать свои впечатления, вспоминают развитие сюжета и правильность выполнения игровых действий друг друга.

Данный этап предполагает наличие безопасной обстановки, доброжелательных высказываний взрослого и детей, атмосферу душевной теплоты и эмпатии.

По данной структуре мы разработали цикл коррекционно - развивающих занятий;

·                   первые три занятия нашей программы – разминочные, в них мы старались выйти на максимальный контакт с детьми, подстроиться под особенности их игровой деятельности дошкольников;

·                   учитывая важность оречевления своих действий дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, в сюжетно – ролевой игре, мы ввели в свою программу – комплексное занятие на оречевление воспитанниками своих действий. (Занятие № 4);

·                   с 5-го по 12-е занятия – мы использовали сюжетно – ролевую игру «Больница», для обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью игровым действиям в соответствии с ролью и сюжетом (Таблица№5).

Представим тематический план, проведенных нами в рамках формирующего эксперимента занятий. Разработки занятий представлены в приложении.


Таблица№5

Приложение №

Название занятия

Цель занятия

Хронометраж

Примечания

1

«Подарим зайке игрушки»

Определение уровня оречевления действий

15-20 минут


2

«Кукла Катя и Зайчик Костя в гостях у детей»

Формирование опыта оречевления действий и умения произносить отдельные звукоподражания с разной силой голоса – громко, тихо.

15-20 минут

Нежелание Ларисы и Игоря включиться в игру

3

"Животные и их детёныши"

Формирование опыта оречевления действий и умения произносить отдельные звукоподражания с разной силой голоса – громко, тихо.

15-20 минут


4

«В гости к бабушке Рассказушке»

Активизировать речь детей, расширять словарный запас прилагательных.

Сформировать у детей игровые действия с фигурками домашних животных

20минут

Конфликт между детьми из-за игрушек

5

«Больница» Занятие №1

Знакомство с основными игровыми действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами

20- минут

Оксана капризничала, не желая включаться в игру. Отсутствие Вали

6

«Больница» Занятие №2

Смена игровых ролей, обживание нового игрового пространства. Привнесение в игру новых игрушек - заменителей

18- минут

Конфликт между детьми из за ролей

7

«Больница» Занятие №3

Смена игровых ролей, активизация речи в процессе игрового действия.

20- минут

Отсутствие Вали

Конфликт между детьми из за ролей

8

«Больница» Занятие №4

Первые попытки планирования игры (предварительное проговаривание своих будущий действий). Подбор игрушек – заменителей.

23- минут

Конфликт между детьми из за игрушек

9

«Больница» Занятие №5

Самостоятельная организация игрового пространства перед игрой.

20- минут

Отсутствие Вали. Нежелание детей включаться в игру

10

«Больница» Занятие №6

Формирование опыта ведения самостоятельных диалогов в парах во время игрового действия

22- минут


11

«Больница» Занятие №7

Закрепление всех полученных навыков в игре

23- минут

Отсутствие Вали

12

«Больница» Занятие №8

Контрольная игра. Фиксация достигнутых в процессе формирующего эксперимента результатов

20- минут



2.4 Анализ эффективности предложенной системы занятий в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью сюжетно - ролевой игре


После проведения формирующего эксперимента, направленного на обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью сюжетно - ролевой игре, мы провели повторное обследование экспериментальной и контрольной групп. Нашей задачей было: выявление эффективности нашей системы занятий по коррекции основных параметров сюжетно – ролевой игры экспериментальной группы. Количественные результаты формирующего эксперимента представлены нами в виде диаграммы (См. диаграмму №4)


Диаграмма №4


Как показало повторное исследование экспериментальная группа, в результате проведённой серии занятий успешно поднялась со второго уровня владения игровой деятельностью на третий. Общий рост – 1,2 балла.

В то время, как контрольная группа, повысила свой результат за тот же период на 0,21балла.

Анализируя полученные данные контрольного исследования по параметрам обследования игры (приложение №7), мы оценили динамику самых высоких значений, полученных при первичном исследовании. По экспериментальной группе были получены следующие результаты (См. Диаграмму №5;6;7):


Диаграмма №5


Диаграмма №6



Диаграмма №7


Анализ самых низких показателей (См. приложение №7)по констатирующему эксперименту в контрольном эксперименте, изменился и показал, следующие данные:

1)                сопровождение самостоятельной игры речью действий с игрушками - повысилось и дети перешли на более высокий уровень - средний балл 3,1;

2)                речевая активность во время совместной игры выросла с 1,5 балла до 2,5 балла;

3)                способность согласовывать свои действия с другими детьми выросла с 1,4 до 1,8 – такой незначительный рост мы объясняем повышенной агрессивностью в действиях лидеров экспериментальной группы Игоря и Алексея – среди мальчиков, а так же Оксаны среди девочек.

4)                проявления творчества в игре возросло с 1,4 до 2,6 баллов.

Таким образом, мы можем отметить основной рост среди таких показателей как «Сопровождение самостоятельной игры речью» и «Проявления творчества в игре» - средний прирост обоих показателей – 1,2 балла. Полученные результаты выглядят следующем образом (См. диаграмму №8 и таблицу №6):


Диаграмма№8


Таблица№6


Сопровождение самостоятельной игры речью:

Речевая активность во время совместной игры:

Способность согласовывать свои действия

Проявления творчества в игре

Констатирующий эксперимент

1,9

1,5

1,4

1,4

Контрольный эксперимент

3,2

2,8

1,9

2,8


В процессе интервью воспитатели отмечали следующие перемены в игровых действиях детей экспериментальной группы:

·                   Основным содержанием игры в процессе обучения становится выполнение роли, передающей характер отношений к другим участникам игры.

·                   Роли четко обозначены, и дети называют их до начала игры.

·                   Появляется ролевая речь, обращенная к партнёру по игре.

·                   Начинает вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.

·                   Продолжительность игры увеличивается с 5-10 минут до (максимум) – 20 минут.

·                   Сюжеты становятся более развёрнутыми: дети отражают быт, труд взрослых.

Большинство детей значительно повысили свой уровень владения игровыми действиями, лидером по положительной динамике является Лёша.

Подобные результаты мы объясняем тем, что мальчиком активно занимается его мама, которая проявила значительный интерес к нашей работе. Самый низкий прирост продемонстрировала Валя, этот факт мы объясняем тем, что девочка недавно поступила в ДОУ №86 и по ряду причин пропустила несколько наших занятий.

Оксана не оправдал наших надежд, и в контрольном эксперименте показал значительно более скромные результаты (рост 1,3 балла ), нежели надеялись мы и на которые рассчитывали воспитатели группы. Возможно, это связанно с некоторой излишней активностью ребёнка и повышенной агрессивностью. В целом динамика овладения детьми игровыми действиями выглядит следующим образом(см таблицу №7).


Таблица №7

Этапы экспериментальной работы

Показатели развития игровой деятельности у воспитанников экспериментальной группы

Игорь

Коля

Тимур

Оксана

Лёша

Лёня

Лариса

Валя

Средний балл

После проведения экспериментальной работы

4,1

2,9

2,6

3,9

4,2

2,8

3,1

2,5

Средний балл

До проведения экспериментальной работы

2,7

1,6

1,6

2,6

2,7

1,6

1,7

2

Общий рост в результате эксперимента

1,4

1,3

1

1,3

1,5

1,2

1,4

0,5


Таким образом, мы можем говорить о том, что предложенная нами система занятий подтвердила свою высокую эффективность, большинство детей, участники эксперимента, уверенно поднялись со второго уровня развития игровых действий на третий (по Б.Д. Эльконину), а двое из них - Игорь и Алексей на начальный этап четвёртого уровня.

Заключение


Процесс развития игровых действий детей в норме значительно отличается от процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми и сверстниками (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева). Но несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский), т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно — воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

При разработке системы игр обучения сюжетно-ролевой игре детей с нарушениями интеллекта мы опирались на положения отечественной дошкольной психологии и педагогики о том, что дошкольный возраст—это сензитивный период для формирования игровых навыков, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Г.Л. Выготская и др.).

Теоретический анализ проблемы позволил нам проследить развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Было установлено, что как деятельность игра зарождается в период раннего детства, когда ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром. Хорошо известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, которая является ведущей деятельностью в этом возрасте. С одной стороны, она сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.

Появление сюжетно-ролевой игры связано с рядом условий:

·                   наличием разнообразных впечатлений от окружающего,

·                   накоплением предметных игровых действий,

·                   наличием игрушек, частотой общения с взрослыми.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

·                   Систематичность проведения;

·                   Распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

·                   Подчиненность заданий выбранной цели;

·                   Чередование и вариативность упражнений;

·                   Воспитание внимания к речи.

К факторам препятствующим полноценному формированию игровой деятельности, относят следующие:

·                   воспитание в условиях социальной деривации (относителная социальная деривация присутствовала в жизни детей первой контрольной группы);

·                   несформированность навыков игры, обусловленная психическим недоразвитием, нарушениями интеллектуальной деятельности;

·                   отставанием в развитии речи;

В формирующей части исследования, мы постарались учесть все указанные факты.

В ходе проведенного нами констатирующего исследования были выявлены следующие особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта:

·                   игра не вызывает интереса,

·                   игра не носит продолжительного характера;

·                   в процессе игры эти дошкольники действуют с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий;

·                   у них нет ролевого диалога, планирования своей деятельности.

Перечисленные особенности и определили необходимость направленного педагогического воздействия, главными задачами которого стало:

·                   формирование навыков игровых действий соответствующих уровню развития детей данной группы.

·                   формирование и развитие опыта оречевления игровой деятельности.

Для решения поставленных в нашем исследовании задач нами была разработана система сюжетно ролевых игр «Больница». Данная система была выстроена с учётом всех особенностей игровой деятельности изучаемой категории детей. Задания выстраивались по степени возрастания трудностей в сюжетно – ролевой деятельности. Постепенно в игру вводились игрушки – заменители, дети активно вовлекались в освоение игрового пространства. Происходила смена ролевого поведения.

В результате проведённого контрольного измерения – все показатели владения игровой деятельностью заметно возрасли. Практически все дети перешли на новый уровень игровой деятельности. За исключением Валентины, которая пропустила слишком много занятий основного цикла.

Таким образом, мы можем говорить о доказанной эффективности нашей работы, считаем, что предложенная нами система сюжетно ролевых игр прошла успешную апробацию и может быть предложена, как вариант работы с детьми в ДОУ коррекционного вида.

В процессе нашего исследования были решены все поставленные перед нашей работой задачи, была подтверждена гипотеза и была достигнута цель исследования.

Проведенное нами исследование имеет перспективы дальнейшего развития, возможно изучение проблемы совершенствования игровой деятельности в начальных классах коррекционно—образовательных школ.

Библиографический список


1.                 Азаров ЮЛ. Радость учить и учиться. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2010.

2.                 Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) // Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2.

3.                 Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2009.

4.                 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М: Просвещение, 1987.

5.                 АникееваН.П. Воспитание игрой. - М.: МИРОС, 2006.

6.                 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в./Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985.

7.                 Апиян Т.А. Мир игры. - СПб.: Изд-во СПб.гос.ун-та, 1992.

8.                 Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М.: 1948.

9.                 Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. - М.: СОС Центр НИИ охраны здоровья детей и подростков НКЗ РСФСР, 1935.

10.            Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников -М.:2009.

11.            Балла О. Магический театр на обочине // Известия. - 2002. - 26 июля.

12.            Бурлаков И. «Воспитание игрой». - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

13.            Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. - М.: А.П.О, 1993.

14.            Воспитание детей в игре / Под ред. Д.Б. Менджерицкой, О.К. Зинченко, Л.П Бочкарёвой и др. Матусик. - 2-е изд. - М., 2000.

15.            Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детсада. / Сост. А.К. Бондаренко А.И. Матусик. - 2-е изд. - М., 2005.

16.            Выгодская Г.Л. Особенности сюжетно-ролевых игр умственно отсталых детей / В сб.: Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966.

17.            Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии, 1966, № 6.

18.            Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

19.            Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-и т. / Гл. ред. Запорожец. - М.: Педагогика (4 том) 1966..

20.            Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1991.

21.            Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2008.

22.            Гаспарова Е. М. Отображение социальных отношений в игре.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. -143-179.

23.            Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - Берлин: Книгоиздательство «Слово», 1923.

24.            Гессен С.И. Педагогические сочинения / Сост. Е.Г. Осовский. - Саранск: «Красный октябрь», 2008.

25.            Гиро П. Частная школа а Англии. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2005.

26.            Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред.Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 2003.

27.            Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. // Народное образование. - 2010. - № 9. -53-87.

28.            Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего // Народное образование. - 2010. - № 8. -244-269.

29.            Дюрант В. Жизнь Греции / Пер. с англ. В. Федорина. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2007.

30.            Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре. - М., 1999.

31.            Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. -М., 1986.

32.            Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя детсада. – М.: Просвещение. 2006.

33.            Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 2005.

34.            Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982.

35.            Каптерев П. Ф. О детских играх и развлечениях // Народное образование. -2009. -№10.-С.228-240.

36.            Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра в нравственном развитии дошкольников: Учеб. пособие: Изд. Центр «Академия», 2000.

37.            Классики игры. А.В. Луначарский // Академия игры: Ежегодник, 1998. -М., 1998.-61-63.

38.            Копылова Р.Д. Открытый экран: Телевизионные зрелища и диалог. - СПб.: РИИИ, 1992.

39.            Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника: Кн. для воспитателей детсада и родителей. - М.: Просвещение, 2006.

40.            Крупская Н.К. Пед. соч.: В 11 тт. - М.: АПН РСФСР, 1959.

41.            Ларкин В.Р. Особенности развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью воспитывающихся в семье // Дефектология. – 2006. – № 3. С. 51–54

42.            Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1990.

43.            Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. Изд. 2-е.- М., 1965.

44.            Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и предметных действий в раннем детстве. - М., 1949.

45.            Локк Д. Мысли о воспитании // Дефектология. – 2006. – № 5. С. 24–49

46.            Луговской Ю. Электронная смерть и живые дети // Дефектология. – 2007. – № 4. С. 51–54

47.            Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. В.В. Кумарин. -М.: Педагогика, 2002.

48.            Макаренко А.С. Больше активности в игре / Пед. соч.: В 7-т.- М.: Педагогика, 1984.-Т.4.

49.            Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М.: Учпедгиз, 1940.

50.            Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2007.

51.            Менджерицкая Д.Б. Игра // Дошкольная педагогика, 2006.

52.            Миллер С. Психология игры. - СПб., 1999.

53.            Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве. - СПб., 2005.

54.            Мишина Г. А. Особенности организации предметно-игровой деятельности ребёнка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология, № 5, 2009.-С. 28-40

55.            Монтень М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост. и вступ. ст., примеч. В.П. Яковлев. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2008.

56.            Неверович Я.З. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте. - М.,1948.

57.            Очерки школы и педагогики за рубежом: В 2-х ч. - М.: АПН СССР, 1988.

58.            Паулъсен Ф. Педагогика/Пер. с нем.; под ред. Г.К. Вебера.-М.: Мир, 1913.

59.            Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1981.

60.            Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения - М.: АПН РСФСР, 1953.

61.            Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / (Михайленко Н.Я., Подъяков Н.Н., Короткова Н.А. и др.): Под ред. Михайленко Н.Я., Подьякова Н.Н. - М.: Педагогика, 1987.

62.            Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2006.

63.            Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца и А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1966.

64.            Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. - М., 2003.

65.            Рубинштейн ММ. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой.

66.            Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. -М., 2006.

67.            Рудзитак Ф.А. Игры детей и их педагогическое значение. - М., 2000.

68.            Смирнова А. Н. Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы. // Дефектология. – 2008. – № 2. С. 73–97

69.            Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие: Изд. центр «Академия», 2000.

70.            Соколова Н. Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников.- М., 1993.

71.            Соколова Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М., 1973.

72.            Спивакова А.С. Игра - это серьёзно. - М.: Педагогика, 1981.

73.            Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир: Кн. для воспитателя детсада.-М.: Просвещение, 1991.

74.            УрунтаеваА.П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими // Учёные записи ЛГПИ им. Герцена. -1947.

75.            Фразина М.И. Психология игры в раннем детстве. - М.: Изд. центр «Академия», 2006.

76.            Черкасов Г.И. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. - Ростов-на-Дону, 2002.

77.       Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.

78.            Шевченко С. Г. Коррекционно – развивающее обучение. Организационно – педагогические аспекты. – М., 2001.

79.            Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб., 2004.

80.            Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М.: Новая школа, 1995.

81.       Шпек О. Люди с умственной отсталостью. – М., 2003.

82.            Эльконин Д.Б Игра, её место и роль в жизни и развитии детей //Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. С. 73–97

83.            Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1


Набор игровых материалов используемый в эксперименте

Материалы для сюжетно-ролевой игры

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи

Куклы крупные (35-50 см.)

5 разные

Куклы средние (25-35 см.)

5 разные

Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)

8 разные

Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см)

15-20 разные

Звери надувные крупные

2-3 разные

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной)

2-3

Набор кухонной посуды (крупной)

2-3

Миски (тазики)

3

Молоток пластмассовый

1

Набор врача – игрушечный стереоскоп, термометр и т.д.

1

Комплект парикмахерской; фены, помады, зеркала…

1

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

2

Тележка-ящик (крупная)

2

Звери и птицы на колёсах (каталки с палочкой или шнурком)

5 разные

Автомобили с открытым верхом (крупные, средние)

5 разные

Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)

2

Телефон

2

Ведёрки

5

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

1

Кукольный стул (крупный)

4

Кукольная кровать

2

Кукольный медицинский топчан

1

Шкафчик для кукольного белья

1

Парикмахерское место (соразмерное ребёнку)

1

Мягкий уголок (соразмерный ребёнку)

1

Ширма-остов замка

1

Складной остов машины (автомобиля)

1

Полифункциональные материалы

Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)

6

Ящик с мелкими предметами-заместителями




Приложение №2

Сюжетно-ролевая игра «Больница». Ролевые действия персонажей


Роли

Ролевые действия

Главный врач

Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.

Врач-специалист

Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.

Медсестра

Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты.

Санитарка

Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)

Регистратор

Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту.

Пациент

Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача.

Шофёр

Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования. Контролирует. Помогает больным доехать из дома до больницы



Приложение №3

Построение ролевого диалога



Главный врач

Медсестра

Пациент

Врач-специалист

Организует работу.

Контролирует.

Снабжает медикаментами и оборудованием

Выполняет указания, назначения врача.

Помогает врачу.

Приходит на приём с жалобами.

Просит назначить лечение. Благодарит.

Санитарка

Контролирует работу.

Организует работу

Принимает улов.

Раскладывает улов в ящики, упаковывает.

Контролирует работу рыбаков

Регистратор

Организует работу.

Контролирует

Приносит мед. карты больных из регистратуры

Записывается на приём к врачу.

Пациент

Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой.

Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения


Шофёр

Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования.
Контролирует поступление оборудования и лекарств.

Выполняет указания.

Помогает больным доехать из дома до больницы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.