РУБРИКИ

Ответы на экзамене по общей психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Ответы на экзамене по общей психологии

Ответы на экзамене по общей психологии

1.Место психологии в системе наук о человеке.

2.Психология как наука.Специфика психологического знания.

Психология как наука. Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии.

Психология как наука, психика и ее хар-ки.

Psuche(греч.) – душа. Logos(греч.) – смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Т.о., психология – наука о душе (психике). Другие определения: изучает псих. явления и поведение; изучает филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие (здесь психика такова какова деятельность) и функционирование психики (здесь деятельность такова какова психика) и деятельности (Леонтьев). Другой смысл слова «психология»: ЛОГОС – разумная организация (устройство). Психология – это и реальность, которую можно изучать (разумная организация психического). Отсюда синонимы слова психология – индивидуальность, характер (совокупность психических черт, способов поведения).

Определение психики (как объекта психологии): отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, а также управления своим поведением. Псих. явления - все то, что эмпирически наблюдаемо (но м.б. осознанным и нео.) иными словами = факты. 4 сферы псих. явлений: побуждения, познание, переживания, самосознание. 

Соотношение житейской и научной психологии

1. Житейские психологические знания конкретны (пр/р: различное поведение в различных ситуациях).Научная психология стремится к обобщениям. 2. Житейские знания носят интуитивный характер, а научные - рациональны и вполне осознанны. 3. Способы передачи знания - в житейских знаниях – на своих ошибках, в научных - накопление и передача. 4.  Способ получения знаний - в житейских – наблюдения и размышления, в научных + эксперимент. 5. Индивид ограничен только своими знаниями, а наука им. больший объем.

Специфика психологического знания.

Специфика психол. знания связана с ее объектом. Метод - косвенное познание и через другие св. с псих. явления - объекты через кот. отраж. психика, общение, поведение (пр.: детектор лжи - косвенное познание). Другие особенности психол. знания: 1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя.  Научное сознание человека становится его научным самосознанием. 2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь). 3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый). 4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Отрасли психологии

Психология нах. в центре наук - опирается на разн. науки, и м. сказать, что она м. б. > гуманитарна, а м.б. > научная (психофизиология). Если формально разделить, то можно выделить: 1. собственно психолог. - общая (занимается анализом психических процессов абстрактного человека. Она дает основания для отделения других ветвей), дифференциальная (индивидуальные различия, конкретными особенностями; возможности и ограничения психических процессов)., отраслевые (развитие, социальная, и др.) и 2. прикладные (военная, общения, управления)

3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

  Три парадигмы  — три методологические ориентации в  психологии .

 Экспертные психологические позиции условно могут быть разделены на три групп: естественнонаучная ориентация, гуманитарная  и  практическая.  Основанием для такой группировки служит тот исходный образ, на который ориентируется в  организации своей структуры психологическая дисциплина.   Естественно-научная  парадигма  берет в  качестве такого образца науки о природе.  Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим объектам, отражение которых в  соответствующих категориях и  понятиях, выявление сущности (закономерности) поведения исследуемых явлений составляет важнейший, а порой и  единственный смысл существования данной ориентации.  На вопрос автора этих строк, заданный одному из адептов такой ориентации, зачем изучать то или иное явление респондент ответил коротко: «Чтобы знать».  Разумеется естественно-научную  позицию не следует трактовать упрощенно, и  даже психологи, стоящие у истоков научного  метода, обращали внимание на специфику объекта исследования, отмечали его рефлексивную природу, ситуативную изменчивость.  Отчасти этим обстоятельствам мы обязаны появлению замечательного психологического инструмента — «зеркалу Гезелла».  Однако во всех естественно-научных  ориентациях неминуемо обнаруживается одно инвариантное допущение — наличие некой независимой сущности, параметры которой только искажаются неадекватным методом.  Гуманитарная  парадигма  в  психологии  ориентируется не на образы наук о природе, а на рациональность, имеющую предметом своей заботы культуру.   В  отличие от номотетической, генерализирующей тенденции натуралистического метода здесь утверждается идеографический, уникализирующий подход.  Как считают исследователи методологии психологии , гуманитарная  парадигма  обращена «к духовному миру человека, к его личностным ценностям и  смыслам жизни» (2,87).  Особенность так взятого предмета — духовной инстанции, предопределяет сущность метода — понимание в  отличие от наблюдения и  его вариаций в  естественно-научном  подходе. Поскольку и  наблюдение также связано с пониманием, различим естественно-научное  и  гуманитарное  понимание с опорой на исследования К. Яспреса.   В  своих исследованиях К Ясперс рассматривал два типа понимания: статическое и  генетическое.  Первое он связывал с задачей фиксации и  описания чувственно-воспринимаемых объектов в  их существенных связях и  отношениях.  Выстроить картину этих связей и  означает понять.


4.Психические явления и их свойства. Классификация психических явлений.

Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.
Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).
3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).



4.  Психические явления и их свойства. Классификация психических явлений.
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений.
Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.
Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в ко-
торых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это
ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение,
восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.
Вся психическая деятельность человека - это совокупность познава-
тельных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние - это временное своеобразие психической де-
ятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому
содержанию.Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией
всех психических проявлений человека при определенном его взаимодейст-
вии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей ор-
ганизованности психики. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психичес-
кой активности в зависимости от условий деятельности человека и его
личностных особенностей.Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и
устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на
явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные сос-
тояния - стресс, аффект, фрустрация).
3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решитель-
ности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного
волевого действия).
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются
в различных уровнях внимательности).

Система психических явлений
Психические процессы
целостные акты психической деятельности,
отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой

Познавательные - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память
Эмоциональные
Волевые
Психические состояния Психические свойства
текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие
деятельности (псих. процессов), его психической деятельности
обусловленное содер. (объектом) Темперамент
деят. и его личностной значим. - индивидуальные особенности псих.
деятельности, обусл. врожденным
Мотивационные типом высшей нервной деятельности,
актуализированные потребности динамика реал. психических процессов
и их модификации: установки, (сангвиники, холерики, флегматики,
интересы, желания, стремления. меланхолики)
влечения, страсти Направленность
Эмоциональные - иерархия потребностей и устойчивых
эмоциональный тон ощущений, мотивов повед., ценностных ориентаций
эмоциональный отклик, настроение, и установок
стресс, аффект, фрустрация Характер
Волевые - обобщенные способы поведения,
инициативность, решительность, тип адаптации к среде
целеустремлен., настойч. и др. Способности
Уровни организованности - психофизиологические регуляционные
психической деятельности возможности, проявляющиеся
(внимание) в конкретных видах деятельности
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторон

5.Основные категории психологической науки.

Длительный период психология определялась как наука о субъективном мире человека. И этому содержанию соотв. и набор ее методов. Согласно идеалистической концепции, отделявшей психику от всех других явлений природы и общества, предметом изучения психологии являлось изучение субъективных состояний сознания. В них явление совподало с сущностью - т.е. формы сознания, которые человек мог наблюдать на самом деле рассматривались в это время как основные св-ва духа / сущность псих. процессов. Это совпадение определило метод - субъективное описание явлений сознания, получаемое в процессе самонаблюдения (интроспекция). Но этот подход исключал объективное, причинное объяснение психических процессов.

Пересмотр самонаблюдения как метода психол. исследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, являющейся продуктом психического развития, использующий речевую формулировку наблюдаемых явлений и имеющий ограниченное применение. Последнее связано с тем, что не все псих. процессы протекают сознательно + самонаблюдение за своими псих. процессами может внести значительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработки объективных методов исследования, которые были бы обычными для всех остальных наук приемами за протеканием

деятельности + экспериментальное измерение условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях + анализ изменений, задаваемых экспериментатором. На этом этапе было создано три метода психолог. исследования: а) М. структурного анализа: психолог ставит перед испытуемым задачу и прослеживает структурное строение процессов, с пом. которых испытуемый. решает задачу. Здесь психолог не только регистрирует результат, но и внимательно прослеживает процесс решения задачи. Приемы, которые могут осуществить полный структурный анализ, могут носить прямой (изменение структуры задачи + предложение способов, помогающих решению = > происходит изменение протекания психолог. процесса) или косвенный х-р. (использование признаков, которые не являются элементами деятельности, но могут быть показателями его состояния и т.п.) б) Эксперименально-генетический метод.  ВПФ - продукт длительного развития и поэтому важно проследить как шел этот процесс и т.п. Это можно узнать как изучая выполнение задач на последовательных ступенях развития ребенка (генетические срезы), так и создавая экспериментальные условия, позвол. выявить как формируется псих. деятельность. в) М. экспериментально-патологический (синдромный анализ) - анализ изменений в поведении, которые наступают при патологических состояниях. Он часто применяет в нейропсихол. исследованиях. Но может использоваться и в общей психологии и психологии индивидуальных различий, в которых сверхразвитие к-л. стороны псих. жизни или индив. особенность может вызвать перестройку всех псих. процессов.

Наряду с описанными методами психологического исследования большое значение имеют и количественные и качественные методы оценки псих. процессов и методы измерения уровня их развития. К ним относятся психологические тесты и т.п.

В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям  диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в своей книге выделил базовые категории  психологической  науки , показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории  психологии: категория  отражения, категория  деятельности, категория  личности, категория  общения, - а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям , - это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки .

 

6.Психология как наука о поведении. (толком не то,начало точно)

 

Возможная помощь со стороны механики. Неоднократно в нашем изложении мы противопоставляли реакции частей — реакциям индивида в целом. Чтобы осветить это полнее, полезно, может быть, обратиться к миру механики, по меньшей мере, за некоторой аналогией. Морской газовый двигатель построен из большого числа частей — таких, например, как карбюратор, насос, магнето, система клапанов, цилиндры с их поршнями и кольцами, шатунами и т. д. Отдельные тесты каждой части могут показать, что она функционирует отлично, когда работает отдельно. Но кроме отдельных частей существует еще много передаточных элементов. Части не могут хорошо работать, если поверхности подшипников не имеют должной величины; магнето должно давать искру точно в момент наибольшего сжатия; система смазки и система насоса должны быть правильно соединены с какой-нибудь частью, приводимой в движение коленчатым валом. Если все части не соединены между собой надлежащим образом и не отрегулированы, то двигатель как целое не сможет выполнять свою функцию, т. е. вращать винт.
Когда мы говорим о действии индивида как целого, мы при этом подразумеваем нечто аналогичное. Но надо иметь в виду, что человеческому существу приходится выполнять не одну функцию, а тысячи их, и что при-способления частей должны видоизменяться для каждой новой службы, если только работа целого организма должна быть производительной. Только хорошо построенный биологически организм, надлежащим образом трени-рованный, может соответствовать этим требованиям. Ни одно из построенных до сих пор механических изобретений не приближается к человеческому организму по многообразию возможных функций и быстроте, с которой координации отдельных функций могут перераспределяться для каждой новой службы машины как некоего целого.

Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции, что он и пытался доказать изучая младенцев. Если вернуться к нашему младенцу, то это означало, что он был организмом, для которого основным стали "стимул" (раздражитель внешней среды), "реакция" (ответ организма на раздражение) и "связь" (ассоциация), сознание его еще спало. Малыш должен был приспособиться к среде обитания. Возможно, что это был естественный ход развития, человечества, философии и психологии.
Таким образом, цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).
Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного.
Многие психологические исследования того времени сосредотачивались на анализе ассоциаций. Ассоциациями пытались объяснить поведение с помощью связей между переживаниями. Эта идея основана на том, что при рождении наш разум — чистый лист бумаги, который заполняется по мере познания окружающей среды. Торндайк проверял ассоциативные решения с помощью экспериментов над кошками.
Уотсон считал, что основой отношений организма к среде является "стимул-реакция" и, следовательно, пользуясь различными раздражителями можно получить человека с необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества.
В этой идее чувствуется определенная направленность — получение вместо человека послушного робота, которого программируют на выполнение только набора двигательных функций, т.е. интересует только один исполнительский аспект в поведении человека.
Эти идеи очень близки фашистским или тираническим режима


 

7.Методологические принципы психологии.

Применительно к психологии следует назвать следующие принципы:

Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.       Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.


8.Принцип системности в психологии.

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного С. п. Идеи С. п. по-своему разработали представители гештальт-психологии (см. Гештальт). Представители психоанализа связывали С. п. с анализом аффективных процессов: они рассматривали в качестве основного фактора человеческой психики так называемый “комплекс”. В связи с идеей развития С. п. реализован в операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже (см. Женевская школа генетической психологии). В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида. Советские философы и психологи (В.П.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин и др.), исходя из марксистской методологии, рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системный подход как методологический регулятив не был "изобретен" философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен      На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий "по вертикали" от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи "восхождения от абстрактного к конкретному", характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий. Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма.(Петровский)

9.Категория деятельности в психологии.

Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности.

Жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект».  Словарь по психологии: деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром.

А.Н.Леонтьев (ПРП): деятельность – специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности. Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. На психологическом уровне  - это единица жизни, опосредованной психическим отражением (т.е. возможность активного отражения действительности), реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Таким образом, деятельность это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Деятельность индивида включена в систему отношений общества. Отсюда можно предположить, что эта деятельность зависит от места в обществе (неповторимость индивидуальных обстоятельств). Общество не просто внешние условия, а это источник мотивов целей деятельности индивида. Основная характеристика деятельности – предметность. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может. Предыстория человеческой деятельности начинается с приобретения жизненными процессами предметности (появление чувствительности к свойствам предметов внешнего мира).

С.Л.Рубинштейн. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении о единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика формируется в процессе жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он сам изменяется; порождая в свей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. На основе этого выдвинуто положение о единстве сознания и деятельности, которое заключатся в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения (исследования: ТППФ П.Я.Гальперина; ведущая деятельность у Д.Б.Эльконина; исследования по восстановлению чувствительности: разные задачи – разные возможности). Единство психики и деятельности в трудах по филогенезу А.Н.Леонтьева. Характеристики деятельности: 1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете; 2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл); 3. Целесообразность; 4. Опосредованный характер (орудия, социум); 5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта;

История. Басов. Благодаря деятельности организм устанавливает и выявляет свои взаимоотношения со средой. Предметом анализа становится вся реальная деятельность изучаемого объекта. Деятельность – равнодействующая, определяемая двумя факторами: социально-биологической средой и свойствами самого организма (по мнению А.Н.Леонтьева – это схема стимул-реакция). Строение деятельности: стимул реакции (организма и воздействующей среды).

Строение деятельности и строение сознания Леонтьев- Вместе с тем появляется и возможность осознания, презентации самого предметного мира, реализуемая при помощи языка, в результате чего рождается сознание в собственном смысле – как отражение действительности посредством языковых значений. Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания. Развитие производства диктует возникновение системы соподчиненных действий, т.е. сложного действия; а это означает – в плане сознания – переход от сознания цели к осознанию условий действия, появление уровней осознания. С другой стороны, разделение труда, его специализация рождает автономизацию действия, превращение его в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и новых потребностей, а отсюда – дальнейшая качественная дифференциация сознания. Другим шагом является переход к собственно внутренним психическим процессам, возникновение теоретической фазы практической деятельности. Появляются внутренние речевые действия, а впоследствии формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Но идеальная по своей форме деятельность принципиально, как мы знаем, не отделена от внешней, практической. Обе они «равно суть осмысленные и смыслообразующие процессы.


 

10.Проблема сознания в психологии.

                                                                        

Проблема сознания  в  психологии  и  смежных  науках.

Отношение бытия к С. во все времена интересовало философов. На уровне здравого смысла обычно принимается на веру, что каждый чел. наделен телом и разумом и что они взаимодействуют, образуя действующего субъекта

Монистические теории, напротив, постулируют только один вид субстанции: разум или материю. Субъективный идеализм Дж. Беркли упраздняет материю в пользу разума, материализм отрицает разум в угоду материи.

Дж. Б. Уотсон заявлял, что такой вещи, как С., просто не существует. Отзвуки подобной радикальной т. зр. в наше время можно найти в утверждениях о бесплодности С. как психол. понятия.

 Б. Ф. Скиннер и его последователи полагают, что С. — это эпифеномен мозговой деятельности и потому не обладает причинной силой. Следовательно, С. не может играть объяснительную роль в понимании поведения. Материалистическая теория центральных состояний отождествляет С. с чисто физ. процессами головного мозга. Отдельные теоретики, — напр., Фейгл, — доказывают, что С. м. б. отождествлено с определенными референтами нейрофизиологических понятий.

Материализм нового времени, в отличие от бихевиоризма, допускает возможность «внутреннего» опыта и его влияния на тело, однако не видит в сознательном опыте ничего такого, что было бы нельзя объяснить с чисто физ. позиций. Согласно Д. М. Армстронгу, опыт С. — это всего лишь одна часть мозга, сканирующая др. его часть.

На центральное место С. в челов. состоянии указывал тж и Сартр в своей экзистенциальной философии. Согласно Сартру, С. интенционально по своей природе и всегда на что-то направлено. С. не яв-ся вместилищем для чего-либо или сценой для представления вещей. Осн. его свойство — раскрытие вещи, на к-рую оно направлено. Уникальность С. заключается в том, что оно раскрывается само по мере раскрытия объекта. Т. о., и для Гуссерля, и для Сартра С. — это принцип субъективности, к-рый объясняет очевидное единство и значение феноменов нашего опыта.

1.        Понятие о сознании.

Сознание как компонент состояния человека . Сознание – особый уровень, форма, способ функционирования (состояния) человека, его психики.

СОЗНАНИЕ (сознательное) — форма отражения объективной действительности в психике человека — высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому.

2.        Характеристики сознания.

Сознание характеризуется:1) активностью;2) интенциональностью, т.е. направленностью на предмет: сознание всегда — сознание чего-либо;

3) способностью к рефлексии, самонаблюдению — осознание самого сознания;4) мотивационно-ценностным характером;5) различной степенью (уровнями) ясности.

3.        Структура и функции сознания (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко).

Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического (исторического). Деятельность предметная и ее атрибут — общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре:

1) социальным происхождением и строением — это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками;

2) разделенностью между двумя субъектами;

3) направленностью на объект.

Структура деятельности совместной порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства:

1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и символическими структурами;

2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм;

3) предметность.

Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные А. Н. Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию — «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания — смыслы и языковые значения.

Выделяют 2 слоя сознания (В. П. Зинченко).

I.  Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II.   Рефлективное сознание  (сознание  для  сознания), включающее в себя:  1) значение;  2) смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Функции сознания:  1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) и отражение мира, 2) и мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) и сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

 

11.Проблема бессознательного в психологии и  психоанализе.

Проблема бессознательного в психологии.

Бессознательное

Б. — гипотетический конструкт, используемый для описания действий, феноменов, данных, процессов и т. д., выходящих за пределы непосредственного сознавания. До Зигмунда Фрейда это понятие использовалось для объяснения разнообразных форм поведения, таких как диссоциация и «месмеризм» или легкий транс. Начало использованию формального термина «Б.» положил Фрейд. Впоследствии Милтон Эриксон и Эрнст Л. Росси уточнили содержание этого понятия, опираясь на эриксонианскую гипнотерапию, а тж на исслед. систем зависимого от состояния научения (памяти) и поведения.

Известно множество различных т. зр. на понятие Б. и большое количество его определений, зависящих от теорет. платформы их авторов. Определить Б. нелегко, и известно, напр., что Инглиш и Инглиш выявили 39 разных значений, вкладываемых в это слово.


Сознание и бессознательное

Согласно Джону Локку, С. — это рефлексия, включенная в различные умственные акты, такие как восприятие, мышление, сомнение, верование, воление и т. д. С. представляет собой внутренний, незамутненный взор ума, от к-рого практически ничто не м. б. скрыто. Представления Локка о С. оказали настолько сильное влияние на психол. науку, что до появления фрейдовского психоан. понятие бессознательного мышления или восприятия считалось внутренне противоречивым. З. Фрейд показал, насколько сложными м. б. мыслительные процессы, протекающие без их осознания, и каким образом бессознательная сфера чел. может содержать в себе представления, желания и чувства, в к-рых он не отдает себе отчета.

Фрейд разглядел в содержимом бессознательного смысл и намерение. Такие внешне безобидные и непреднамеренные акты, как оговорки, забывчивость и потеря предметов (вследствие того, что они не были положены на обычное место), м. б. мотивированы на бессознательном уровне. А коль скоро это так, ранее принятое определение С. как преднамеренной и целенаправленной психич. активности оказывается в равной мере применимым и к бессознательному.

К. Юнг пошел еще дальше в сглаживании различия между С. и бессознательным. Бессознательное, по Юнгу, есть совершенный источник нашей общности и креативность. Коллективное бессознательное — это «образ мира, на формирование к-рого ушла вечность... [Оно] состоит из совокупности инстинктов и их коррелятов, архетипов. Подобно тому как каждый из нас обладает инстинктами, он тж обладает запасом архетипических образов».

Достижения когн. психол. говорят о том, что сложная психич. деятельность, в т. ч. наша способность приобретать, хранить и извлекать информ. из памяти, в основном реализуется посредством бессознательных и недоступных для самонаблюдения операций.

Исслед. «слепого зрения» и «несознаваемой памяти» (memory without awareness) тж свидетельствуют о наличии противоречий в разграничении С. и бессознательного. Слепое зрение — это способность нек-рых людей с поврежденной зрительной корой мозга распознавать и реагировать на зрительные стимулы, не сознавая их. Вейскранц провел серию тестов с испытуемым, у к-рого была удалена правая область зрительной коры. Как и следовало ожидать, испытуемый сообщал о том, что он ничего не видит, когда стимулы предъявлялись в левой части его зрительного поля. Однако когда его попросили угадать вид стимула (X или О), этот испытуемый дал правильные ответы в 27 попытках из 30, — свидетельство того, что он все же воспринимал стимулы на каком-то уровне.

Следовательно, умственные процессы, такие как восприятие, представление, намерение, вспоминание и т. п., можно обнаружить и на бессознательном уровне, где они недоступны для интроспекции, а граница между С. и бессознательным не столь резка, как некогда считалось.

Как только исследователи осознали эти факты, обсуждение феномена С. превратилось в достаточно сложное занятие. Простота основанного на здравом смысле понимания С. как текущего знания, или сознавания (awareness), оказалась обманчивой и пустой. Если можно обоснованно указать как на сознаваемое, так и на неосознаваемое знание (awareness), полезность понятия «awareness» как дескриптора С. (consciousness) становится проблематичной. С. как одно только интроспективное сознавание (или самоотчет) становится простым качеством, накладываемым на определенные содержания опыта. В действительности это качество может оказаться всего лишь определенными корковыми процессами, так как их нарушение приводит к утрате интроспективного сознавания (awareness). Тем не менее обычно признается, что С. как определяющая характеристика психич. явлений включает нечто большее, нежели просто интроспективное сознавание




12.Принцип единства сознания и деятельности. (С.Л.Рубинштейн)

Принцип детерминизма и единства сознания и деятельности в теории Л.С. Рубинштейн (1899 - 1960).

Рубинштейном     в   1934  году  были  сформированы   два методологических принципа психологии:

1. Принцип единства сознания и деятельности (деятельностный подход).

Рубинштейн немного раньше сформулировал данный принцип ,чем Леонтьев, но их варианты были различны. Леонтьев попытался идею деятельности отнести к животным в том числе. Рубинштейн отстаивал неправомерность такого подхода, связывая деятельность только с человеком. По Леонтьеву - психика -это результат интериоризации. У Рубинштейн есть положение о том, что « человек и его психика развиваются в деятельности  изначально практической ». Данный принцип основывается на раннем положении Рубинштейна о « принципе творческой самодеятельности » , где деятельность является самостоятельной • и творческой. У Рубинштейна изначально начинал с того самого принципа, главным является идея активности. Психическая деятельность формируется в активном преобразовании среды, преобразовании мира. Именно это он имеет введу пол практической деятельностью.

2. Диалектико-материалистический принцип детерминизма. Детерминизм - это учение о причинности, т . е. что является факторами , определяющими что-либо иное. Рубинштейн поставил вопрос о том, как внешние факторы влияют на поведение.(этот вопрос обсуждался в рефлексологии , бихевиоризме и т. д.). Ответ Рубинштейна звучит следующим образом:

Внешние факторы действуют через внутренние условия. Имеется введу, что внешние воздействия определяют поведение, но   только будучи интегрированными, переработанными во внутренней системе личности и тогда это влияние осуществляется.

Собственно говоря , эти внутренние условия и есть личность по Рубинштейну. Любое внешние воздействие может повлиять на предмет только постольку, поскольку оно как-то включается в личностную среду и перерабатывается там.

Внутренние условия, составляющие основание развития , - это исходные наследственные (генетические) и врожденные задатки, мотивация , способности, весь прошлый опыт и целостная система многообразных видов активности субъекта на данный момент его жизненного пути. Эксперименты , проведенные с позиции принципа детерминизма , показали, что внешняя причина - подсказка экспериментатора или само подсказка испытуемого -поможет последнему решать мыслительную задачу лишь в меру сформированное 1 и внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза решаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не сможет адекватно использовать помощь извне, со стороны другого человека

Принцип единства сознания и деятельности — один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30–е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.
12. ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

- основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: "Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание - не 2 в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство". При этом и сознание, и деятельность понимается иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.

Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимамого как "явления" и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание "живет" в деятельности, которая составляет их "субстанцию"; сознание как образ является "накопленным движением", т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и "внешними", т. е. сознание не просто "проявляется и формируется" в деятельности как отдельная реальность - оно "встроено" в деятельность и неразрывно с ней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.