РУБРИКИ

Ответы на экзамене по общей психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Ответы на экзамене по общей психологии

При использовании метода бисекции (bisection)испытуемому дается инструкция отрегулировать величину переменного раздражителя т. о., чтобы результирующее ощущение казалось ему равноудаленным от ощущений, вызываемых двумя постоянными раздражителями, задающими границы интервала, к-рый нужно разделить пополам. Эта процедура многократно повторяется, после чего вычисляется среднее арифметическое подобранных испытуемым значений переменного раздражителя. Метод субъективно равных интервалов (equal-appearing intervals)— разновидность метода категорий — предоставляет наблюдателю возможность относить предъявляемые раздражители к одной из «равношироких» категорий, число к-рых (напр., 5) задается экспериментатором и не меняется в ходе опыта. Первыми предъявляются крайние по величине раздражители и идентифицируются как таковые, чтобы служить опорными точками для последующих суждений. После классиф. наблюдателем всех раздражителей их субъективные значения, определяемые как усредненные, или медианные, категории, представляются графически в виде функции от объективной величины раздражителя. Метод фракционирования (fractionation)требует от наблюдателя в каждой пробе создавать (путем регулировки или подстройки) новый раздражитель, составляющий заранее определенную часть (напр., половину) предъявляемого ему раздражителя. Это делается для каждого из раздражителей, входящих в стимульный набор. Метод оценки величины (magnitude estimation)широко используемая процедура, предоставляющая возможность наблюдателю оценивать величину раздражителей, приписывая им числа. Более сильные по сравнению с эталонным стимулом раздражители получают обычно большие числовые значения, а более слабые — меньшие. Для каждого раздражителя вычисляется среднее арифметическое или среднее геометрическое числовых оценок, полученных на группе испытуемых. Полученные средние субъективных оценок величины раздражителя представляются графически в виде функции от реальной величины раздражителя.


22.Эксперимент в психологии.

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем:

1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.

4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Первоначальный вундтовский эксперимент был экспериментом психофизиологическим. Он заключался по существу в регистрации физиологических реакций, сопутствующих психическим процессам, которая сопровождалась самонаблюдением.

Вундтовский эксперимент был целиком построен на дуалистической теории внешнего параллелизма психического и физиологического. Эти методические принципы легли в основу экспериментальной методики и определили первые шаги экспериментальной психологии.

Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось: 1) на искусственность эксперимента, 2) на аналитичность и абстрактность эксперимента и 3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

Искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни обусловлена не тем, что в эксперименте выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях. Искусственным эксперимент становится, лишь поскольку в нем выпадают существенные для изучаемого явления условия  Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на подлежащий изучению процесс. Поэтому искусственность традиционного лабораторного эксперимента нужно преодолевать прежде всего внутри экспериментального метода.

Известная аналитичность и абстрактность была в значительной мере свойственна лабораторному эксперименту. Эксперимент обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств.

Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на испытуемого. Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т. п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенный А. Ф. Лазурским.

Его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий — весьма ценна и значима. Конкретно эта тенденция у Лазурского в его методике естественного эксперимента реализуется следующим образом: при методе естественного эксперимента экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, самая же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании.

Рефлексологический метод в физиологии, который служит средством физиологического исследования, был построен на предварительном открытии и изучении рефлексов; он и результат и средство изучения закономерностей рефлекторной деятельности — сначала результат и лишь затем средство; точно так же ассоциативный эксперимент опирается на учение об ассоциациях.

24.Ощущения и их классификация.

Понятие об ощущении.

ОЩУЩЕНИЕ — построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними; это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение.С позиций материализма, согласно теории отражения, ощущения — действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания — в информацию. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира. Отражение в ощущении — результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия — взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов — природная основа психики в филогенезе и онтогенезе. Центральная закономерность ощущений — существование порога восприятия.

В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора.

Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости — как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды.

В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества

Физиологические основы ощущений.

Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора.

В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга. Предметы, воздействуя своими физическими свойствами на органы чувств, вызывают в окончаниях чувствительных нервов соответствующего воспринимающего органа — рецептора — нервный процесс возбуждения. Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический процесс — ощущение. Человек осознает, что то, что на него воздействует, отражает качества предметов и явлений, ощущает цвета, звуки, тепло, холод, запахи. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается, человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, прислушивается, отдергивает руку от горячего и т.д. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора.

Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.

Классификация ощущений.

Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация — например, пространственные и цветовые ощущения зрительные. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущения, или синестезии. Можно разделить ощущения на контактные и дистантные.

Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения принято делить на три группы:

1. Интероцептивные ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов

2. Проприоцептивные ощущения, рецепторы которых расположены в связках и мышцах, - они дают информацию о движении и положении нашего тела.

3. Экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

Основные свойства ощущений.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: 1.Пространственная локализация – отображение места раздражителя в пространстве. Так, например, контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более “разлитой” и менее точной, чем тактильных. 2) Пространственный порог – минимальный размер едва ощутимого раздражителя, а также минимальное расстояние между раздражителями, когда это расстояние еще ощущается. 3. Интенсивность ощущения – количественная характеристика, отражающая субъективную величину ощущения и определяющаяся силой действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора. 4. Эмоциональный тон ощущений – качество ощущения, проявляющееся в его способности вызывать те или иные положительные или отрицательные эмоции. 5. Скорость ощущения (или временной порог) – минимальное время, необходимое для отражения внешнего воздействия. 6.Дифференцированность, тонкость ощущений – показатель различительной чувствительности, способность к различению двух или нескольких раздражителей. 7. Адекватность, точность ощущения – соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя. 8. Качество (ощущения данной модальности) –  это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущения и варьирующая в пределах данного вида ощущения (данной модальности). Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. 9.Устойчивость уровня чувствительности – длительность сохранения требуемой интенсивности ощущений. 10) Длительность ощущения – его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений матери

Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и

также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны -продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн.

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов / человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба - различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.


Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

25.Основной психофизический закон.

Закон Вебера — Фехнераэмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула.

В ряде экспериментов, начиная с 1834 года, Э. Вебер показал, что новый раздражитель, чтобы отличаться по ощущениям от предыдущего, должен отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. Так, чтобы два предмета воспринимались как различные по весу, их вес должен различаться на 1/30, для различения яркости двух источников света необходимо, чтобы их яркость отличалась на 1/100 и т. д.

На основе этих наблюдений Г. Фехнер в 1860 году сформулировал «основной психофизический закон», по которому сила ощущения p пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя S:

где S0 — граничное значение интенсивности раздражителя: если S < S0, раздражитель совсем не ощущается.

Так, люстра, в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть, количество лампочек должно увеличиваться в несколько раз, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен. И наоборот, если прирост яркости постоянен, нам будет казаться, что он уменьшается. Например, если добавить одну лампочку к люстре из 12 лампочек, то мы практически не заметим прироста яркости. В то же время, одна лампочка, добавленная к люстре из двух лампочек, даёт значительный кажущийся прирост яркости.

Можно сказать и так: Отношение минимального приращения силы раздражителя, впервые вызывающего новые ощущения, к исходной величине раздражителя, есть величина постоянная, (const).

26.Восприятие как психический процесс.

Общее    понятие    о    восприятии.

ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция).

Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

В психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. Иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней — психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. Восприятие — познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, — от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной.


Отличие    восприятия    от    ощущений.

В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет — в совокупности его инвариантных свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

ПРЕДМЕТНОСТЬ — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями: членение единого поля феноменального на четко очерченные и устойчивые предметы, способностью к коему обладают уже младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, базируемых на общественно выработанных формах взаимодействия с предметами.

ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

КОНСТАНТНОСТЬ (константность восприятия) — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются.

СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории.

Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче.


27.Основные свойства восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ. ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

1.                                в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:

·                                  зрительные

·                                  осязательные

·                                  вкусовые

·                                  обаятельные

2.                                в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:

·                              восприятие пространства

·                              восприятие времени

·                              восприятие движения

Свойства восприятия:

·                              предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;

·                              целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;

·                           структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;

·                              константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;

·                              осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему  классу предметов;

·                           апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;

·                              активность;

·                              адекватность.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

ПРЕДМЕТНОСТЬ — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями: членение единого поля феноменального на четко очерченные и устойчивые предметы, способностью к коему обладают уже младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, базируемых на общественно выработанных формах взаимодействия с предметами.

ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

КОНСТАНТНОСТЬ (константность восприятия) — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются.

СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории.

Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче.

28.теории восприятия.

Теории восприятия.

1) объектный подход. Признаки: а) наличие универсального языка для описания всех психических процессов. Б) реактивность субъекта. В) сведение сложного к простому.

2) субъектный подход. Признаки: а) активный субъект. Б) активность оснащена средствами. В) источником средств является прошлый опыт субъекта (онто- и актуал- генез).

3) взаимодействие субъекта и объекта. Признаки: а) мышление и восприятие - самостоятельные процессы. Б) отрицание участия в познании прошлого опыта. В) не допускается моделирование процесса.

(1) 1) структурализм (классическая психология познания). Выделение элементов восприятия. “Чистые ощущения”. Метод: аналитическая интроспекция. Элементы образа = свойства объекта, которые можно выделить только с помощью интроспекции. Это требует активности, но активность субъекта не учитывается в анализе восприятия. Точное соответствие между особенностями стимула и ощущениями, которые он вызывает. Внешние энергии – орган – ощущение. Мюллер: принцип соответствия.

Выделение элементов восприятия – ощущений. Образ образуется путем их суммации. Образ строится, объект осознается по отдельным признакам, сложенным из отдельных элементов. Процесс восприятия – опознание объекта по отдельным свойствам. Условие опознания предмета – образы-представления.

2) гештальт психология восприятия как особо яркий пример.

Акцент на врождеенный характер перцептивных процессов

Основываеться на целом а не на единицах - пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий.

Физиологич. Г. - концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации, представляющей фон. Ионы будут диффундировать - из зоны фигуры в зону фона - вызывая эл ток вокруг контура фигуры.

Принцип изоморфизма (равенство формы) - воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре.

Зрительное поле -

Силы, действующие в з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности - тем ---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами - тем ---/--- 4) Чем меньше временной интервал ( 3-4 хорошо опис фи-феномен).

Чем сильнее противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных фигур, искажения, группировка зрительных предметов)

ЗП Имеет тенденцию к минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил - сохранение видимой локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении, которое связывает стимул.

Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость

Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность.

Критика - нет научения, все врожденное. Фигура или фон - двойственные фигуры

3) Перцептивная психофизика (ранний Гибсон). Основное положение: соответствие стимула и ощущения. Образ – функция стимула. Восприятие – функция стимуляции. Образ обогащает первичный материал. В образе существует все, необходимое для восприятия. Восприятие – процесс различения деталей в стимуле. Реальное зрение соответствует видимому миру, а изображение – видимому полю. Видимое поле – наблюдение изображений объектов. В стимуле есть все необходимое для восприятия, но субъект может не проконтактировать – не извлечь информацию.

(2) моделирование перцептивного процесса как процесса решения задачи. 1) Гельмгольц. Теория бессознательных умозаключений. Восприятие связано с неосознаваемой работой. Перцептивный процесс – бессознательное умозаключение. Первичные ощущения – материя для построения образа. БП: прошлый перцептивный опыт. МП: исходные операции. В: собственно образ. Иллюзия Мюллера - Лайера. БП: принцип линейной перспективы. МП: сетчаточный образ. В: переоценивается / недооценивается.

2) Грегори. “Разумный глаз”: восприятие как мышление. Восприятие – процесс выдвижения перцептивных гипотез в нетипичной ситуации. Любая попытка опознать объект – гипотеза. Гипотеза – промежуточная стадия решения задачи. Ситуации перцептивного конфликта: например, “мех на завтрак”.

3) Дж. Брунер. Восприятие – процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Процесс восприятия: а) первичная категоризация – поиск признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение. Если не находим признаков, то меняем категорию. Б) вторичная категоризация. Процесс принятия перцептивных решений.

Экологический подход к зрительному восприятию.

28.Экологический   подход   к   зрительному   восприятию вкратце:(не только элементарные ощущения, но и более сложные образы сознания строго детерминированы стимулами,т.е.экологическими воздействиями).

Гибсон.  Восприятие  – непосредственное извлечение информации.

Сравнение классического (субъектный, объектный) и  экологического  (взаимодействие)  подходов .

Классический  подход .  Экологический   подход .

1. Субъект. Абстракция наблюдателя. Исследователь внешнего мира. Обитатель мира, часть окружающей среды. Он включен в мир.

Мир. Набор изображений.

Гибсон: видимое поле, открывающееся глазу субъекта. Сами объекты. Внешний мир – жизненное пространство.

Наличного сенсорного материала не хватает для построения образа, обогащение прошлым опытом.

Фазы  восприятия : 1) получение первичного материала. 2) его интерпретация. Восприятие – опосредованный процесс. Восприятие – непосредственный контакт с реальностью.

2. Пространство. Идеальное протяженное 3-мерное пространство. В нем есть фигуры, обладающие свойствами. Земная поверхность, на которой живем. В нем есть сочетание объектов. Они состоят из веществ. Человек существует в мире поверхностей, имеющих текстуру. Они переходят друг в друга. Объект – встроенная часть жизненного пространства как компоновки поверхностей, встроенных друг в друга.

Время. 4 измерение пространства. Идея прошлого, настоящего и будущего. Событие во времени может рассматриваться в разном объеме. События во времени встроены друг в друга.

Источник извлечения возможности – окружающая среда.  Экологическая  оптика.  Зрительная  информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Структура светового потока постоянно меняется во времени. Восприятие инвариантов. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации.

В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности – внимание  к  объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Субъект восприятия целостен, встроен в мир..

2 теории - эмпиризм и нативизм.

Эмпирическая теория - для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Гельмгольц - нативист и критикует эмпирич. теорию: 1)она вводит лишнюю гипотезу 2)существуют пространств. перцептивн. образы, которые почти никогда не совпадают с действительностью и не улучшаются с приобретением опыта. 3)непонятно, как с помощью этих первичных пространственных ощущений можно объяснить зрительное восприятие, если они преодолеваются с приобретением опыта точного знания.

То, что представления не равны объектам, заложено в природе нашего знания. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. единственно верные представления - это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте


29.Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания.

Определение и основные свойства внимания. Классификация видов внимания

Основные определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. 2 основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс. Внимание – наличие особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с усилием субъекта. В. всегда подразумевает активность, В - активная селекция; это формирование и проявление перецептивной установки на один объект при игнорировании других.; это состояние ясности и отчетливости содержания сознания; это готовность замечать ч-т. в поведении другого и реагировать на это ; это направленность и сосредоточенность псих. деятельности. направленность (направленность - выбор и поддержание данной деятельности; сосредот. - отвлечение от др. деят. и углубление в данной деят.); это особ. деятельность контроля (идеальная, сокращенная, автоматиз); феноменальное и продуктю проявление работы вед. уровня организ.  деятельности ÞÞ в - это всегда выбор, селекция  и избирательность., а также сосредоточение и борьба с отвлеч.

Св-ва. Внимание как состояние (фиксир. полож. в кот. ч-т или к-т нах.) и как процесс (вовокупн. последоват. этапов , кот привод. к к-т. состоян)  им. разн. св-ва. У вним. как состояния 4 св-ва:

1. направленность, кот. определяется областью направленности прожектора (внутр. или внеш)

2. степень (интенсивность)

 3 объем (число простых впечатл. или идей осозн. четко в данный момент)

4. концентрация (сосред) здесь объем и степень нах. в обратн. зависимости. Вним. как процесс: 1. колебания - непроизв. изменения вним. 2. отвлечение - непроиз. измнение направленности, 3. сдвиги - непр. изм. объема, 4. перекл. - преднамеренное измен. направленности, 5 устойчивость - опред. частотой колеб. и сдвигов, 6. распределение - возм. направл. в. одноврем. на неск. объектов. 7. подвижность -  быстрое изм. напрравл, степени, объема.

Виды:

1) Джеймс выделил 3 типа: 1. по объекту сознания (сенсорное и умственное);

2 аффетивное (непоср. - если объек интересен сам по себе и производное - в связи с др. объект.);

3. пассив. (мы обраш. на него внимание скорее благодаря его природе, чем силе воздейств. на к-н. прирожденное стремление и в силу этого приобр. привлекательность)  и активн. \ произвольн.(всегда апперцептивно, мы делаем усилия для направл  в.).

Непрозв. в: главная побуд. сила не в субъекте, а в объекте и челов. вним. незав. от от сознат. целей и их частоназ. пассивн. . Типы: а. вынужденное (врожденное), выз. объектами с определ. хар-ками (интенсивность, ритмичность повторения, неожиданное); б. невольное (завис. от инд. опыта  и возн. в проц. подлаживания, а объекты попад.  во вним.  в период при актуализ. потребности); в. привычное (зав. от целенапр. и воспит.).

Произвольное: отлич. его признак - сознат. намерение обратить на ч-т. вним. а. волевое (конфликт м. выбранным объектом и тенденциями непроиз. в. Þвозник. чувство напряжения); б. выжидательное (если челов. предупр. и ждет); в. спонтанное (волевое превр. в нов. ф.) .

2) другая классиф.: 1.. селективное (анализируется в услов. действ. неск. объектов. По модальностьи - зрительное ....). Селективн. отл от фокусировки (мы приспосабл. к к-т. ответу, что надо делать с этим стимулом), тем , что мы сосред. на выходе на к-т. признаке. 2. распределоенное (одновр. вып действий); 3. непрерывное (длит. и монотон. задачи)

3) Другая классиф. 1) по предмет, 2) по функции, как процесс решения задачи; 3) по генезу.

(1) предметное содержание деятельности, требующей внимания. У. Джемс: виды внимания по связи с познанием: а) перцептивное внимание – наблюдательность (восприятие); б) интеллектуальное внимание – проницательность (мышление). Всякая деятельность непроизвольно сопровождается потоком сознания, которое позволяет контролировать исполнение действий – исполнительное внимание. (2) А. Смирнов: любая деятельность сопровождается мнемической направленностью. Задача: а) цель и усилие по ее достижению - непроизвольные и произвольные процессы; б) средства – непосредственные и опосредованные процессы; в) роль в процессе переработки информации (когнитивная информация) – П. Я. Гальперин: функция внимания – контроль. Внимание – движение психического контроля, автоматизированный контроль. (3) Н. Ф. Добрынин: функциональные критерии уровней развития: 1) наличие цели – непроизвольное и произвольное внимание; 2) наличие средств – непосредственное и опосредованное. Уровни: 1) пассивное (натуральное – вслед за объектом); 2) ВПФ (активность); 3) послепроизвольное (активность личности).


29.ВНИМАНИЕ. ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте, обеспечивающий его наиболее ясное отражение.

В нервной системе под влиянием внешней или внутренней системы возникает очаг возбуждения, который на определенное время господствует над другими участками, доминирует. Этот принцип доминанты лежит в основе физиологических механизмов внимания.

1.                                По активности человека в организации внимания различают 3 вида:

·                                  Произвольное – управляется сознательной целью, оно тесно связана с волей человека, основной функцией является активное регулирование протекания псих.процессов;

·                                  Непроизвольное – наиболее простое  и генетически исходное, оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей;

·                                  Послепроизвольное – это сосредоточивание на объекте, в силу его ценности для личности.

2.                            По местонахождению объекта:

·                              Внешнее

·                              Внутреннее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.