РУБРИКИ |
Ответы на экзамене по общей психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Ответы на экзамене по общей психологии13. Психологическая структура деятельности. Деятельность. Действия. Операции. А. Н. Леонтьев, деятельность — форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», — и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив — то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, кои вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом. Деятельность производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (-> концепция уровней построения движений), теории систем функциональных (-> акцептор результатов действия) и представлений о системной организации функций психических высших. Основные концепции деятельности в современной психологии. Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны два момента: 1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (-> психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (-> бихевиоризм; необихевиоризм); 2) введение принципов развития и историзмав которых предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического. Предметность, инструментальность и субъектность деятельности. Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности — в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и нормах социальных. Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности и др. Пpи анализе Д. выделяются тpи плана а) Генетический. В нем исходной фоpмой любой человеческой Д. является социальная, совместная Д, а механизмом pазвития психики выстyпает интеpиоpизация, обеспечивающая yсвоение опыта. пyтем Д. Пеpехода внешней Д. во внyтpеннюю. б) Cтpyктypно-фyнкциональный ypовень. В его основе pассмотpения лежит пpинцип анализа Д. "по единицам" (Выготский) Пpи котоpом та или иная pеальность pазлогается на единицы, содеpажащие в себе основные свойства, пpисyщие этой pеальности как целомy. в) Динамический ypовень. Изменяются механизмы, обеспечивающие движения самой Д. - надситyативная активность, опpеделяющая самоpазвитие Д. Строение деятельности. Внутри различных типов деятелности можно выделить отдельные деятельности. Предмет деятельности является тем, что побуждает ее = мотивом. Он переживается в виде желаний .... Эти формы переживаний - форма отражения отношения субъекта к мотиву, формы переживания смысла деятельности. По характеру мотивации деятельности можно выделить: 1)идеально-мотивированные деятельности (высшие потребности) и 2)витально-мотивированные. Сложные деятельности включают в себя действия. Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на кот. оно направлено, не совпадает с его мотивом. Осознаваемое отношение предмета деятельности к его мотиву = смысл действия; форма переживания смысла действия = осознание его цели. Действие по форме м.б. практическим, идеальным и теорет. Практическое действие = внешнее, а теор. м.б. внутренним. Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Оно характеризуется подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки. Д. - моляpная (целостная) не сyммиpованная единица жизни. У Толмена иУотсона Действие - составляющая часть любой деятельности, подчинено сознатльной цели. Действие - пpоцесс, подчиненный пpедставлению о pезyльтате, котоpый должен быть достигнyт. Действие - пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. (Задача - цель, достигаемая в yсловиях.) Действие - центpальный ypовень Деятельности. Особенности действия: 1) Действие включает в себя в качестве необходимого компанента акт сознания, в виде yстанови и yдеpжания цели.Цель pаскpывается в действии. 2) Действие неpазpывно связано с поведением. 3) Теоpия деятельности yтвеpждает, что действия зависят от внyтpенней активности. 4) Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели. Цель задает действие, действие обеспечиват pеализацию цели. Кpyпные цели дpобятся на более мелкие, соледовательно и действие подpазделяются на более мелкие, обpазyю иеpаpхическyю стpyктypy. Cпособ выполнения действия - опеpация, она хаpактеpизyет техническyю стоpонy выполнения действия. Хаpактеp действия зависит от yсловий, в котоpых они совеpшаются. Цель, данная в опpеделенных yсловиях - задача. Виды опеpаций: 1) Возникают пyтем адоптации, пpилаживания, непосpедственного подpажания. Пpактически не осознаются. (пpиспособительные) 2) Возникают из действия, пyтем доведения последнего до автоматизации. Hе осознаются, но могyт, если yсловия изменятся (сознательные). Cледyющий ypовень - психофизические фyнкции - способности к ощyщению, обpазование и фиксация следов пpошлых воспоминаний, мотоpная способность. Cюда же относятся вpожденные способности + способности, котоpые закладываются в пеpвый год жизни. Поступок - сложномотивированное действие, имеющее сложный смысл (это происх. если действие входит в двоякую деятельность, но мотивация обеих этих деятельностей, будучи различной, не является противоположной). Деятельность м. иметь цель, которая будучи данной в условиях, определяющих способ деятельности, есть задача. Содержание действия, которое определяется не самой целью, а условиями, в которых она дана, есть операция. Операция приобретает формы умения или навыка. Виды операций: Автоматизированные действия и врожденные инстинкты. В осущ. любой деятельности, действия или операции обнаруживают себя многочисленные психофизиологические р-ции, без кот. не возможно осущ. деятельности. Они явл. условием деятельности, но к ним не сводятся деятельность и др. Другими словами, в деятельности действий и операций не исчерпывается анализ деятельности. За деятельностью и регулир. ее псих. образами открывается физиологическая работа мозга.
14.Принцип целостности в гештальт психологии. Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Законы восприятия: 1. Закон фигуры и фона (Рубин) (фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон); 2. Закон прегнантности (тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к “хорошей фигуре”, к упрощению восприятия; 3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое). 14.Принцип целостности в гештальт психологии. Самый принцип целостности получает несколько существенно различных реализаций. Для В .Дильтея и его продолжателей он означает прежде всего целостность личности, которая является активным носителем определенной идеологии. Для берлинской школы гештальтпсихологии это целостность динамической ситуациии ее формальной структуры. Для лейпцигской школы принцип целостности реализуется не в структурности, а вдиффузной комплексности, и его существеннейшим выражением является "народная" целостность , поглощающая личность. Гештальтпсихология (М.Вертхаймер, В .Кёлер, К.Коффка, К.Левин), выдвинув в качестве первого основного принципа принцип целостности , противопоставила его механистическому принципу психологии элементов (Und-Verbindung, по Вертхаймёру). Под "гештальт" представители этого направления разумеют целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей. Идею целостности гештальтпсихологи первоначально развили в психологии восприятия, в которой они прежде всего попытались и экспериментально ее обосновать. Построенная гештальтпсихологией на основе принципа структурной целостности теория восприятия носит ярко выраженный феноменалистический, формалистский идеалистический характер. Принцип целостности , первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем применен гештальтпсихологами к решению исходных принципиальных проблем, прежде всего психофизической проблемы. Далее этот принцип был распространен на все остальные проблемы психологии . Применение принципа целостности за пределами психологии восприятия было обусловлено выявлением второго основного принципа гештальтпсихологии, тесно связанного с первым, – принципа динамичности. Согласно этому принципу , течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом процессе, а не зависимыми от него и определяющими его путь механистическими связями. Таким образом, каждый психофизический процесс тоже оказывается замкнутым в себе целым. Следовательно, действия человека представляются как конечная стадия саморегулирующегося динамического процесса восприятия ситуации. Поэтому поведение целиком определяется структурой ситуации. 15.Принцип детерминизма в психологии. Принцип детерминизма и единства сознания и деятельности в теории Л.С. Рубинштейн (1899 - 1960). Рубинштейном в 1934 году были сформированы два методологических принципа психологии: 1. Принцип единства сознания и деятельности (деятельностный подход). Рубинштейн немного раньше сформулировал данный принцип ,чем Леонтьев, но их варианты были различны. Леонтьев попытался идею деятельности отнести к животным в том числе. Рубинштейн отстаивал неправомерность такого подхода, связывая деятельность только с человеком. По Леонтьеву - психика -это результат интериоризации. У Рубинштейн есть положение о том, что « человек и его психика развиваются в деятельности изначально практической ». Данный принцип основывается на раннем положении Рубинштейна о « принципе творческой самодеятельности » , где деятельность является самостоятельной • и творческой. У Рубинштейна изначально начинал с того самого принципа, главным является идея активности. Психическая деятельность формируется в активном преобразовании среды, преобразовании мира. Именно это он имеет введу пол практической деятельностью. 2. Диалектико-материалистический принцип детерминизма. Детерминизм - это учение о причинности, т . е. что является факторами , определяющими что-либо иное. Рубинштейн поставил вопрос о том, как внешние факторы влияют на поведение.(этот вопрос обсуждался в рефлексологии , бихевиоризме и т. д.). Ответ Рубинштейна звучит следующим образом: Внешние факторы действуют через внутренние условия. Имеется введу, что внешние воздействия определяют поведение, но только будучи интегрированными, переработанными во внутренней системе личности и тогда это влияние осуществляется. Собственно говоря , эти внутренние условия и есть личность по Рубинштейну. Любое внешние воздействие может повлиять на предмет только постольку, поскольку оно как-то включается в личностную среду и перерабатывается там. Внутренние условия, составляющие основание развития , - это исходные наследственные (генетические) и врожденные задатки, мотивация , способности, весь прошлый опыт и целостная система многообразных видов активности субъекта на данный момент его жизненного пути. Эксперименты , проведенные с позиции принципа детерминизма , показали, что внешняя причина - подсказка экспериментатора или само подсказка испытуемого -поможет последнему решать мыслительную задачу лишь в меру сформированное 1 и внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза решаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не сможет адекватно использовать помощь извне, со стороны другого человека. 16.Культурно-исторический подход в психологии. Культурно-историческая теория развития психики. (1896-1934) Выготский в 20-30-е годы выдвинул теорию культурно-исторического развития психики. «человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания, новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения». У человека есть 2 лпнзш развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая). Натуральная - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития. Выготский разделил психику на 2 части: 1. НизшиеПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память. 2. ВысшиеПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная память, произвольное вгимание, воображение. Сознание необходимо изучать экспериментальном путем, следовательно надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения. ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления сбоим повелением и поведением других. Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре. История развития человечества - это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова). Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника. Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии. Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явления. Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизатооской точки зрения (переход от социального к индивидуальному). ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию) У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества. Оно создает ЗБР (зону ближайшего развитая), Выготский в основу своих исследований положил 2 гипотезы: 1. Гипотеза об опосредованном характере психических функций человека. 2. Гипотеза о происхождении внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической».
17.Закон в психологии. Проблема закона много раз стояла в науке. Первым закон был закон Фехнера 186…, назвал он это уравнение основным психофизическим законом. Законы не имеют широкого действия, по сранению с законами физики, химии или биологии. Вот почему одни и теже зависимости описываются разными формулами. 2 вида психофиз закона : 1)Фехнер, 2) Стивенс. Разные вещи все равно называются законами.. 18.Методы психологического исследования. Основные исследовательские методы психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и их виды. НАБЛЮДЕНИЕ Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Невмешательство — важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства —объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым — не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Недостаток метода наблюдения — значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы. САМОНАБЛЮДЕНИЕ (метод самонаблюдения) — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр. Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет — описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих — в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете. ОПРОС — метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных. АНКЕТА — Методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации — средство опроса.. ИНТЕРВЬЮ — в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различаются два вида интервью:1) интервью свободные — не регламентированные темой и формой беседы;2) интервью стандартизованные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций:1) респондент — (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;2) респонденту недостает информации о причинах своего действия;3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске нужной информации. Примеры таких методов — интервью клиническое и интервью диагностическое. ТЕСТ — система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида — объекта наблюдения. Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям — в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения: 1) по предмету тестирования — качеству, оцениваемому тестом — различаются тесты интеллекта, тесты личностные и тесты межличностные;2) по особенностям используемых задач — различаются тесты практические, тесты образные и тесты словесные;3) по характеру материала для испытуемых — различаются тесты бланковые и тесты аппаратурные;4) по объекту оценивания — различаются тесты процессуальные, тесты достижений, тесты способностей, тесты состояний и свойств. Характеристика теста — к таковым относятся: адаптированность социокультурная, валидность, достоверность, надежность, однозначность, сопоставимость, стандартизованность, точность. Кроме требований к собственно тестам, существуют определенные строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов. ЭКСПЕРИМЕНТ —Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи — корреляции — между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:1) традиционные — когда меняется лишь одна переменная независимая;2) факторные — когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство — возможность оценки взаимодействия факторов — изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. МОДЕЛИРОВАНИЕ — в психологии — исследование процессов и состояний психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — 1. Построение моделей протекания некоих психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.2. Воссоздание деятельности психической в лабораторных условиях для исследования ее структуры. Выполняется путем предоставления испытуемому различных средств, кои могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств наряду с прочим применяются различные тренажеры, макеты, схемы, карты, видеоматериал. МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ — в психологии — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности Их использование предполагает получение информации, источники коей — методики автобиографические (опросники, интервью, тесты, автобиографии спонтанные и спровоцированные), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений). АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности Самым распространенным методом данной группы является анализ документов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает также графология - метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей пишущего человека. 18/Основные методы психологических исследований Длительный период психология определялась как наука о субъективном мире человека. И этому содержанию соотв. и набор ее методов. Согласно идеалистической концепции, отделявшей психику от всех других явлений природы и общества, предметом изучения психологии являлось изучение субъективных состояний сознания. В них явление совподало с сущностью - т.е. формы сознания, которые человек мог наблюдать на самом деле рассматривались в это время как основные св-ва духа / сущность псих. процессов. Это совпадение определило метод - субъективное описание явлений сознания, получаемое в процессе самонаблюдения (интроспекция). Но этот подход исключал объективное, причинное объяснение психических процессов. Пересмотр самонаблюдения как метода психол. исследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, являющейся продуктом психического развития, использующий речевую формулировку наблюдаемых явлений и имеющий ограниченное применение. Последнее связано с тем, что не все псих. процессы протекают сознательно + самонаблюдение за своими псих. процессами может внести значительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработки объективных методов исследования, которые были бы обычными для всех остальных наук приемами за протеканием деятельности + экспериментальное измерение условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях + анализ изменений, задаваемых экспериментатором. 19.Наблюдение в психологическом исследовании. Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности и ограничения НАБЛЮДЕНИЕ Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Невмешательство — важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства —объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым — не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Недостаток метода наблюдения — значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы. . Интроспекция – это наличие ясного переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения (интроспекция=психологическое (ясное переживание – отчет). Титченер: самые большие ограничения на интроспекцию. Очистил сенсорные процессы. Отрицательные стороны: функциональная бесполезность, недостоверность. Вюрцбурская школа – систематическая интроспекция. Надо изучать мышление. Вундт считал, что мысль невозможно исследовать экспериментально. Кюльпе: можно – лишь бы были испытуемые, готовые мыслить в контролируемых условиях, а затем получить у них интроспективный отчет о своих мыслительных процессах. Уотт: чтобы сделать интроспекцию эффективнее изобрел прием дробления, разделял психологическое событие на несколько следующих друг за другом периодов и исследовал каждый из них в отдельности. Отсюда редукция памяти и заключений, которые заключались в интроспективный отчет. Систематическая экспериментальная интроспекция – дробление с хроноскопическим контролем (Ах). Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип, который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин «сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания. (расширил классическую интроспекцию – исследовал своеобразные функции сознания – что сближает его с Брентано. Сознание для него – это функции и содержание). Феноменологическое описание. Свободное беспристрастное описание опыта (видимое движение). Феноменологическое наблюдение – непосредственное, естественное описание наблюдателем своего восприятия, своего переживания. Протоколы пациентов: интервью и кушетка используются как средства особого рода интроспекции, которая тщательно исследует сознание и стремится перевести забытое через порог. Поведение животных: поведение животных рассматривалось как некий язык, говорящий о сознании. Интроспекция – прямое наблюдение. О сознании животных мы можем судить с помощью заключений по аналогии. Вербальный отчет: отчет или поведение. Интроспекция – вся тяжесть на испытуемом (это больше чем переживание). Бихевиоризм сместил локус контроля на экспериментатора. Отсюда возможность наивного испытуемого. Критика (Гиппенрейтер): 1. Бессмысленность классической интроспекции (публичная демонстрация). 2. Противоречия в результатах (несовпадения у разных авторов или у одного экспериментатора). 3. Находились новые элементы сознания. (вюрцбурская школа, гештальтпсихология, неосознаваемое). Опровержение предположений интроспекционизма: возможность раздвоения сознания (при рефлексии наши чувства бледнеют, искажаются или исчезают. Специальные исследования показали, что осуществление двух деятельностей возможно при быстром переходе от одной к другой, либо при высоком автоматизме одной из них). Возможности интроспекции ограничены: интроспекцию настоящего полнокровного акта сознания можно осуществить, только прервав его. Приходится наблюдать не сам процесс, а его затухающий след. (появление дробной интроспекции). Насколько можно увидеть причинно-следственные связи при интроспекции: если произвольный акт, то это возможно, но существуют бессознательные причины, внезапные воспоминания, озарения. Искажение опыта из-за вмешательства интроспекции. (скорее находили то, что искали). Самонаблюдение: берется наивный испытуемый; обычный отчет о себе. Наука в руках экспериментатора. Все зависит от используемого им экспериментального приема. Что и как наблюдается: интроспекция: рефлексия, или наблюдение (как вторая деятельность) за деятельностью своего ума; самонаблюдение: непосредственное постижение фактов сознания. Как используется в научных целях: интроспекция: основной способ получения научных знаний; самонаблюдение: факты сознания рассматриваются как сырой материал для дальнейшего научного исследования. Отчеты о виденном - это экстроспекция. Регистрация внешних данных.(отсутствие наблюдения за собственным наблюдением). Познание себя: 1. Типичность наблюдаемого – тогда только заключение (процессы познания себя более сложны, чем простой акт интроспекции Самонаблюдение есть, но это сырой материал, который подвергается обработке). 2. Сведения о себе есть у других. (объективные результаты наших действий, отношения к нам других людей).
20.Мозг и психика. Функциональная организация человеческого мозга. Учение о функциональной организации головного мозга создал А.Р. Лурия. Согласно его теории мозг человека состоит из 3 основных функциональных блоков: 1. Энергетический блок. Поддерживает тонус коры головного мозга. Расположен в глубине мозга, в верхних отделах мозгового ствола. 2. 2-й блок. Связан с анализом и синтезом сигналов, с приемом, переработкой, и хранением информации. Расположен в задних отделах головного мозга. 3-й блок. Осуществляет программирование, регуляцию и контроль активной человеческой деятельности. Расположен в передних отделах больших полушарий. Локализация высших психических функций — теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связи психики и мозга ставилась еще в трудах Гиппократа, Галена. В новое время ее решение было представлено в исследованиях представителей узкого локализационизма и антилокализационизма. Адекватное решение было предложено в теории системной динамической локализации высших психических функций, разработанной Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными, прежде всего речью. Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья, которые могут быть достаточно динамичными и взаимозаменяемыми. Каждое звено этой системы связано с определенной мозговой структурой, при этом у различных функциональных систем существуют общие звенья, которые могут участвовать в реализации многих психических функций. При нейропсихологических поражениях этих звеньев происходит возникновение определенных сочетаний нарушений психических функций, которые объединяются в определенные нейропсихологические синдромы. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции. 20. Мозг и психика.
Проблема локализации психических функций. 21.Психофизиологические методы в психологии. Психофизика: законы Фехнера и Стивенса. Основные положения теории обнаружения сигналов Развитие сенсорной психофизики шло по двум основным линиям. 1. В основу первой легло представление о том, что при непрерывном росте интенсивности стимула интенсивность ощущения нарастает дискретно. Так, по этому пути двигались Вебер, Фехнер, Стивенс и вся классическая психофизика. 1. Классическая психофизика. Основатель – философ и физик немец Фехнер. Условные теоретические постулаты классической психофизики: 1) возможность шкалирования ощущений. 2) существование “0” -нижнего абсолютного порога. 3) понятие психофизического закона как зависимости. Непосредственная связь между воспринимаемой стимуляцией и вызываемым переживанием (ощущением) – закон Фехнера. Любой интенсивности раздражителя и соответствующему ощущению можно приписать определенное число. Психофизический закон – количественно выраженная связь между областью воспринимаемых раздражителей и областью вызываемых ими ощущений. Ощущение – определенная функция от раздражителя. О = f (Р). Фехнер: восстанавливаем связь между телесным и духовным, вводим закон. ТОС – субъектный подход, классическая психофизика - объектный подход. Закон Фехнера. Осн. посылки – если мы не можем измерить чувствительность, то можем измерить, больше или меньше или рано одно ощущение другому. Стимулы мы измерить можем, т.е. можем измерить тот стимул, который необходим для вызова ощущения. Т.о. мы измеряем чувствительность как величину, обратную порогу. Закон Фехнера базируется на нескольких основных допущениях и законе Вебера. Закон Вебера гласит: отношение минимального приращения стимула, вызывающего разницу в ощущениях, к исходному стимулу есть величина постоянная. Т.е., DR/R=const. Первое допущение Фехнера - все едва заметные различия в ощущениях одинаковы. То есть, DS=const. Отсюда: DS= с DR/R Принимая DS, или е.з.р. (едва заметное различие) за единицу и интегрируя вышеуказанное уравнение, а также вводя допущение, что при пороговой величине R величина S равна нулю, а любое надпороговое значение можно измерять его отношением к пороговому, Фехнер получил такое окончательное уравнение: S = k ln R, или: «Величина ощущения пропорциональна логарфму величины раздражения». Закон Стивенса. Стивенс, получив экспериментальные данные, не соответствующие закону Фехнера, пересмотрел основной постулат Фехнера о равенстве е.з.р., предложив свое допущение: постоянно не е.з.р., а его отношение к исходному ощущению (по аналогии с правилом Вебера). Т.е., DS/S=const. Отсюда: DS/S=k DR/R. Из этого уравнения следует, что S = k Rn. или: «Величина ощущения является степенной функцией от величины раздражения» 2. Вторая линия развития психофизики шла по другому пути. Предполагалось, что интенсивность ощущения нарастает непрерывно с ростом интенсивности стимула. Наиболее разработанный вариант концепции в русле этого направления представляет собой теория обнаружения сигнала. Если для классической психофизики колебания в показаниях одного и того же испытуемого относились за счет погрешности измерения, являлись недостатком метода, то теория обнаружения сигнала постулировала наличие «шума», уровень которого подчиняется законам нормального распределения. И эти шумы - не только шумы в комнате, где идет эксперимент (которые присутствуют даже в полной тишине). Шумы - это неотъемлемая характеристика самого «приемника», то есть человека. Это шум крови в сосудах, шум дыхания и т.п. Таким образом, теория обнаружения сигнала имеет дело с двумя нормальными распределениями - распределением шума и распределением сигнала+шума. Ответ испытуемого на вопрос о том, был ли сигнал - это акт принятия испытуемым решения о том, можно ли считать услышанное им за сигнал или причислить к шуму. Т.е., принадлежит ли данный случай к одному или другому распределению. Теория обнаружения сигнала. Кимбл и Джарнези противопост. свой подход Фехнеру. Основные положения: 1) сигнал, подлежащий обнаружению, появляется всегда на фоне шума, ур. которого случайно меняется во времени; 2) так же меняется и эффективность сигнала (способн. сигнала вызывать процесс нервного возбуждения при возд. этого сигнала на рецептор); 3) т.к. эти два процесса случайны они м.б. представлены кривой норм. распределения. 4) при принятии решения о том, что воспринимать человек руководств. критерием (интенсивность ощущения, кот. служит основанием для принятия решения о налич\отсут. сигнала.) Предъявл. сигнал - и если интенсивн. ощущ. > этого критерия, то человек говорит, что сигнал есть. Исследование: предупрждающий сигнал, а затем либо слабую редко воспринимаемую вспышку света или «пустую» пробу без света. Задача испытуемого -указать был ли сигнал + получает 10 руб. за обнаруж. сигнал и 4 руб. за прав. ответ за ответ о его отсутствии. Но у него берут 2 руб. за ошибку. Вывод: чем выше вероятность появления сигнала, тем ниже критерий (см. выше) кот. устанавливает человек. Психофизические методы — методы, используемые при построении субъективных шкал и измерении чувствительности сенсорных систем. Самыми распространенными являются: метод вынужденного выбора, метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод оценки. Психофизические методы (psychophysical methods) Психофиз. — это наука, изучающая отношения между раздражителями (стимулами) и ощущениями (сенсорными реакциями) с помощью количественных методов. Для ответа на эти (и др.) вопросы используют П. м. В состав этих методов входят: 3 классических метода определения порогов, введенные в психофиз. Густавом Фехнером; многочисленные П. м. шкалирования надпороговых раздражителей, используемые для получения мер величины ощущения, и методы теории обнаружения сигналов (ТОС), применяемые для получения мер «номинальной» сенсорной чувствительности, минимально искаженной мотивами и установками испытуемых. Так называемые классические методы — метод границ, метод установки (или средней ошибки — Примеч. науч. ред.)и метод постоянных раздражителей — впервые были сведены вместе и представлены Фехнером в его фундаментальном труде «Элементы психофизики», опубликованном в 1860 г. Они использовались для определения абсолютных и разностных порогов. Абсолютный порог (Reiz Limen, или RL)определяется как величина раздражителя, дающего 50% случаев обнаружения. Аналогично этому дифференциальный порог (Differenz Limen, или DL)— это минимальное изменение раздражения, обнаруживаемое в 50% случаев. Ниже приводится описание этих трех методов, к-рое хотя и не касается тонкостей эксперим. процедур, варьирующих от исслед. к исслед., дает достаточно полное представление о характерных особенностях каждого из них. Метод границ При использовании этого метода наблюдателю в каждой отдельной пробе предъявляют либо монотонно возрастающую (восходящие пробы), либо монотонно убывающую (нисходящие пробы) дискретную последовательность раздражителей, величина к-рых изменяется до тех пор, пока не произойдет изменение реакции наблюдателя с «да» на «нет» (в нисходящих пробах) или с «нет» на «да» (в восходящих пробах). Уровень стимуляции, соотв. половине интервала, на к-ром происходит изменение реакции, принимается за величину порога для данной пробы. Метод установки В противоположность методу границ, этот метод дает возможность самому наблюдателю регулировать непрерывно изменяемый раздражитель, с тем чтобы уравнять его с заданным эталоном. Каждая проба заключается в корректировке наблюдателем переменного раздражителя от точки явного неравенства до точки субъективного равенства с эталоном. Восходящие и нисходящие пробы чередуются вместе со случайно изменяемым начальным отклонением переменного раздражителя от эталона. Метод постоянных раздражителей Этот метод предписывает предъявление наблюдателю в каждой отдельной пробе только одного раздражителя, выбранного из фиксированного набора, включающего от 4 до 9 раздражителей. При определении абсолютного порога (RL)наблюдатель в каждой пробе дает ответ в форме «да/нет». При определении дифференциального порога (DL) наблюдатель, сравнивая тестовый раздражитель из определенного набора с предъявляемым в каждой пробе эталоном, дает ответ в форме «больше чем/меньше чем». После предварительного опробования тестовых раздражителей их набор формируется т. о., чтобы они заключали порог в вилку и чтобы все они (в идеале) давали какой-то процент реакций обнаружения или различения, но ни один из них не воспринимался в 100% случаев. Психофизические методы шкалирования надпороговых раздражителей . м. шкалирования представляют собой собрание самых различных методов, общее у к-рых только то, что они предписывают правила, по к-рым испытуемые (прямо или косвенно) присваивают значения числовой шкалы физ. стимулам. Эти методы часто использовались для проверки нек-рых психофизических законов. Среди них — методы бисекции, субъективно равных интервалов, фракционирования и оценки величины. |
|
© 2010 |
|