РУБРИКИ

Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психоф...

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психоф...

Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психоф...

   

                                                                                На правах рукописи


 

 

      

 

                                МОСКВИН    Виктор   Анатольевич








               ПРОБЛЕМА    СВЯЗИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ

             С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ ЧЕЛОВЕКА

                            (в дифференциальной психофизиологии)

     

 

                                      19.00.02 - Психофизиология


                            

 

                                            А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

                         диссертации  на соискание ученой степени

                                       доктора психологических наук


 

 

 









                                                            Уфа  –  2002



         Работа выполнена на кафедре общей психологии Оренбургского государственного университета



 

           Научные консультанты:        -   доктор психологических наук,

                                                                 профессор Е.Д. Хомская,


-          доктор медицинских наук,

     профессор А.П. Чуприков


           Официальные оппоненты:    -    доктор психологических наук,

                                                                 профессор  А.М. Черноризов


                                                             -   доктор  медицинских наук,

                                                                 профессор С.А. Лобанов

  

                                                             -    доктор  биологических наук,

                                                                  профессор  З.А. Янгуразова  

  

            Ведущая организация            -    Психологический институт РАО



           Защита состоится    «14»   мая  2002 г.     в  10 часов

        на заседании  диссертационного   Совета  Д - 212.013.07   по защите   

        диссертаций  на соискание ученой степени доктора психологических   

        наук  при Башкирском государственном университете  по адресу:

        450074, г. Уфа-74, ул. Фрунзе, 32.



            С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского  

государственного университета.


      Автореферат разослан:   «  10  »   апреля  2002 г.





   Ученый секретарь

       диссертационного Совета, 

 кандидат психологических наук, доцент                                         Э.Г. Аминев

 


    
                      ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ

Актуальность  темы исследования. В психофизиологии в настоящее время   проведено большое число  исследований по разработке концепции об иерархической  организации  субъективной  реальности  человека (Б.Г. Ананьев, 1977; Ю.И. Александров, 1997; В.В.  Белоус, 1996; Э.А.  Голубева, 1990, 1993;  Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.Д. Небылицин, 1976; В.С. Мерлин,  1986; В.М.  Русалов,  1979; и др.).  Изучена вероятностная организации центральных механизмов речи (Г.А. Аминев, 1972),  исследованы индивидуальные различия в психофизиологии цветового зрения (Ч.А. Измайлов, Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов, 1989),  многоуровневые коды индивидуальных различий памяти (Э.Г. Аминев, 1996), индивидуальные особенности микроэлементного обеспечения в многоуровневой системе индивидуальности (Т.Б. Великжанина, 1998), проведен психофизиологический анализ жизненных ритмов иерархической индивидуальности (Р.Г. Фаизова, 1999) и др. Вместе с тем, существует необходимость дальнейшей разработки дифференциальной психофизиологии с учетом особенностей межполушарных отношений. Функциональные асимметрии мозга человека (ФАМ) давно привлекают внимание специалистов  разных научных школ (Н.Н. Брагина,  Т.А. Доброхотова, 1981, 1988;  Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, 1991, 1994;  В.М. Мосидзе, Р.С. Рижинашвили, З.В. Самадашвили, Р.И. Турашвили,  1977;  Е.Д. Хомская, 1987;  Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова,  1998; А.П. Чуприков,  А.Н. Линев,  И.А. Марценковский, 1994; и др.). Важной эта проблема  является и для дифференциальной психофизиологии (В.В. Суворова, 1975;  В.В. Суворова, М.А. Матова,  З.Г. Туровская, 1988; М.К. Кабардов, М.А. Матова, 1988;  М.К. Кабардов, 2001; С.А. Изюмова, 1995; Е.П. Ильин, 2001).

Выделение психофизиологии  как самостоятельной дисциплины было проведено основателем нейропсихологии  А.Р. Лурия (1973а).   Он  отмечал также необходимость  разработки  собственных нейропсихологических (естественнонаучных)  подходов  к проблеме  индивидуальных различий (А.Р. Лурия,  1984).  Методики  диагностики латеральных признаков (или проявлений  "парциального  левшества" по А.Р. Лурия)  позволяют  исследовать особенности мозговой локализации высших психических функций человека и использовать эти методики  по отношению   к здоровым  людям.

В последние годы был выполнен  целый ряд работ, направленных на поиск  связи разных признаков и показателей асимметрии  человека  с его  индивидуально-психологическими  особенностями (Л.Л. Шмакова,  С.Е. Волошенко, 1983;  В.Н. Клейн, В.А. Москвин, А.П. Чуприков,  1986;  Т.К. Чернаенко, Б.В. Блинов, 1988; Е.Д. Хомская,  Ф.М. Гасимов, 1994;  Е.Д. Хомская, И.В.Ефимова, Е.В.Будыка, Е.В.Ениколопова, 1997; и др.).  Особенности межполушарной организации мозга и определяемые ею индивидуальные различия в когнитивных стилях  подтверждены и зарубежными исследователями (P. Bacan, 1971; D. Galin, R. Ornstein, 1974; S. Arndt, D. Berger, 1978; L. Smokler, J. Sherwin, 1979; D. Charman, 1979; N.Sakano, 1982; C. Mascie-Tailor, 1981; E. Harburg, P.Roeper, F.Ozgoren, A.Fildstain, 1981;  W. Montgomery, G.  Jones, 1984;  J. Shattel-Nauber,  J. O'Reilly, 1983; и др). 

В настоящее время  в психологии   сложилось новое направление, которое    занимается  изучением корреляций  латеральных признаков  человека с индивидуальными  особенностями (В.А. Москвин, 1988, 1990; Е.Д. Хомская, 1996). Его  можно  рассматривать  как нейропсихологию нормы  или же, как психофизиологический подход к проблеме индивидуальных различий с учетом функциональных асимметрий   человека.

Ряд авторов  считает,  что "современная  нейропсихология,  взятая в полном  объеме  своей проблематики, ориентирована на  изучение  мозговой организации  психической  деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее  фактически  приводит  к слиянию нейропсихологии  с психофизиологией" (Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев, 1997, с. 5).  Эти авторы также отмечают, что  "современная психофизиология  как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания,  которая объединяет   физиологическую психологию,   физиологию  ВНД, "нормальную" нейропсихологию  и системную психофизиологию"      (Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев, 1997, с. 6).  Таким образом, можно считать, что нейропсихология индивидуальных различий,  дифференциальная  психофизиология   и психология индивидуальности являются  разными  сторонами  одной и той же области  знаний.  Это  позволяет говорить о том, что   данное  исследование выполнено на стыке  этих  дисциплин.

Проблема  функциональных  асимметрий  мозга (ФАМ) в настоящее время   активно  разрабатывается  специалистами  различных областей науки, в том числе она вызывает  большой  интерес  и у представителей дифференциальной  психофизиологии  (Э.А. Голубева, 1993;  Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.В.  Суворова,  1975;  В.В. Суворова, М.А. Матова, З.Г. Туровская 1988;  С.А. Изюмова, 1995; Е.П. Ильин, 2001; М.К. Кабардов, 2001; и др.).

 В  свое  время  Б.Г. Ананьев  также  указывал на наличие проблемы связи  ФАМ  с  индивидуальными  различиями  и выделял  два  класса  индивидных  свойств (возрастно-половых и индивидуально-типических).   Он считал, что "во второй класс  входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность),  нейродинамические  свойства  мозга,   особенности   функциональной  геометрии  больших полушарий (симметрии -  асимметрии,  функционирования  парных рецепторов  и эффекторов)" (Б.Г. Ананьев, 1977, с. 209).  Известный  специалист  в области  дифференциальной психофизиологии  В.М. Русалов  (1979)  также отмечает  необходимость  исследования  связи ФАМ   с индивидуальными   различиями (считая, однако,  это задачей  нейропсихологии).

Разработка  проблемы  функциональных  асимметрий  мозга   продолжается  уже не одно  десятилетие, тем не менее, она все  еще далека  от  своего  окончательного    разрешения, что  связано  с рядом   теоретических  и методических   трудностей. Несмотря на  имеющиеся   сложности, проблема  исследования  особенностей ФАМ  человека  имеет  большую  актуальность  для  дифференциальной  психофизиологии   с целью   получения  новых  данных, которые могут  быть  использованы  при решении   дифференциально-диагностических  задач,  для  решения  вопросов  профориентации  и профотбора,  для оптимизации  определенных  видов  деятельности, а также   для оптимизации  учебного процесса.

Однако, если закономерные  связи  латеральных   профилей  с некоторыми психическими  процессами (например,  когнитивными, регуляторными,  а также со стилями  эмоционального  реагирования) уже установлены (В.А. Москвин, 1990),  то индивидуальные  особенности   временной перцепции, мнестических  и  речевых  функций  человека  (в  связи  с профилями  латеральной  организации)  все  еще остаются  малоисследованными.  Если  индивидуально-психологические  особенности  праворуких  с разными  вариантами  латеральных профилей  в определенной  степени  уже изучены (В.А. Москвин, 1990; Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова,  1997), то  исследования  индивидуальных  особенностей  леворуких  с разными профилями  латеральности (в контексте   возможной их связи   с индивидуальными характеристиками)  до настоящего  времени  также   отсутствуют.  Не разработанность  указанных  проблем  и важность их решения  для дифференциальной   психофизиологии  и предопределило  их значимость и  актуальность.

Цель  исследования.  Теоретически и экспериментально обосновать взаимоотношения и взаимосвязь латеральных признаков и вариантов их сочетаний с индивидуально-психологическими особенностями, исследовать распространенность латеральных признаков в норме и в аномальных выборках, рассмотреть причины генеза латеральных признаков и факторы, влияющие на них; изучить связь  латеральных признаков  с индивидуальными особенностями эргичности у праворуких и  леворуких испытуемых,  исследовать особенности временной перцепции,  мнестических   и речевых   функций (с учетом показателей активности, произвольности - непроизвольности) у  здоровых  лиц  с разными  вариантами индивидуальных профилей  латеральности, исследовать возможную связь латеральных профилей с особенностями процессов цветовосприятия.

Задачи исследования. Для достижения  названных  целей  предполагалось решить  следующие  задачи:

1.     Исследовать особенности распространенности латеральных признаков и вариантов их сочетаний в разных профессиональных выборках (на примере нормы).

2.     Исследовать особенности распространенности латеральных признаков и вариантов их сочетаний в аномальных выборках (на примере страдающих олигофренией, у возбудимых психопатических личностей, у детей и подростков, страдающих энурезом, у детей и подростков с тиками и логоневрозами, у больных хроническим алкоголизмом, у подростков с проявлениями наркозависимости,  у цветоаномалов).

3.     Найти экспериментальные подтверждения гипотезы о гетерогенности факторов латерального предпочтения.

4.     На основе  корреляционно-факторного  анализа  выявить  статистически  значимые  связи   вариантов латеральных  профилей  здоровых  леворуких  мужчин  с  их индивидуально-психологическими  особенностями  (с учетом  возможной  связи разных показателей  пробы А.Р. Лурия «перекрест рук» с параметром эргичности).

5.     Выявить  статистически  значимые  связи  латеральных  профилей  с   особенностями  временной перцепции в норме и патологии (у больных хроническим алкоголизмом).

6.     Исследовать особенности динамики эмоциональных состояний в процессе  изменений межполушарного взаимодействия у больных хроническим алкоголизмом. 

7.     Выявить  статистически  значимые  связи  латеральных  профилей  с некоторыми особенностями   мнестических процессов (произвольного и непроизвольного видов запоминания) в норме,   опосредованного  запоминания по А.Р. Лурия.

8.      Выявить  статистически  значимые  связи  латеральных  профилей  с особенностями речевых  функций  (по  данным  дихотического  тестирования).

9.     Выявить  возможные  корреляции  мнестических  и речевых   функций  с другими  индивидуально-психологическими  особенностями здоровых испытуемых.

10. Выявить  статистически  значимые  связи  латеральных  профилей  с особенностями процессов цветовосприятия (на примере больных с цветоаномалиями).    

Объект исследования.  В экспериментах приняли  участие более трех тысяч человека разного пола, разных возрастных групп и принадлежащих к разным профессиональным выборкам, как в норме, так и при патологии. Более подробно характеристики обследованных выборок представлены в главах экспериментальных исследований. Индивидуальные  латеральные особенности исследовались  с помощью "Карты латеральных признаков". Для выявления  индивидуально-психологических особенностей использовалась  компьютерная психодиагностика. Особенности  речевой  активности исследовались  с помощью  процедуры  дихотического тестирования. Достоверность   результатов  работы  обеспечивалась  за  счет большого  объема  экспериментального   материала  и использования   современных  статистических  методов  анализа (А.П. Кулаичев, 1999).

Предмет исследования  - индивидуальные  различия  субъективной  реальности человека, обусловленные   латеральными  особенностями. Работа  является   частью системных исследований  латеральной  индивидуальности  человека, разрабатываемой  в рамках  дифференциальной психофизиологии  кафедрой  общей психологии   Оренбургского  государственного  университета  совместно  с   факультетом  психологии  МГУ  им.  М.В. Ломоносова  под общим  руководством проф.  Е.Д. Хомской. 

Гипотеза  исследования. Рабочая гипотеза  исследования  исходила  из  концепции об иерархической  организации  субъективной  реальности (Б.Г. Ананьев, 1977; Ю.А. Александров, 1997; В.В.  Белоус, 1996; Э.А.  Голубева, 1993;  Н.Н. Данилова, 1992, 1998;   В.Д. Небылицин, 1976; В.С. Мерлин, 1986;  В.М.  Русалов,  1979;   Е.Д. Хомская, 1987, 1996;   и др.)  и состояла  в том, что   в норме  разные варианты профилей  латеральной  организации должны иметь  закономерные  связи с особенностями активности реализации  ряда психических процессов  (в частности, с особенностями временной перцепции, с особенностями мыслительных, мнестических,  вербальных, речевых процессов, с индивидуальными особенностями процессов цветовосприятия).

Альтернативой гипотезы  является  представление о том, что индивидуальные  профили   латеральности  у практически  здоровых  испытуемых никак не  связаны  с индивидуальными  особенностями  реализации психических процессов, а варианты  латеральных профилей  у леворуких  мужчин  не имеют  значимых корреляций  с индивидуально-психологическими особенностями (показателями эргичности).

На  защиту  выносятся  следующие  положения:

1.     В выборках больных разных нозологий отмечается аномальное распределение латеральных признаков и вариантов их сочетаний (латеральных профилей).

2.     Латеральные признаки имеют гетерогенную природу происхождения.

3.     На примере  унилатеральных  леворуких  мужчин  показано, что     варианты латеральных профилей  леворуких  связаны   с разными   индивидуально-психологическими   особенностями (показателями эргичности).

4.     Диагностическое  значение  пробы   А.Р. Лурия  "перекрест  рук"   в  структуре  латеральной   организации унилатеральных   леворуких   аналогично  ее значению у праворуких.

5.     Индивидуальные профили  латеральности  обнаруживают статистически значимые корреляции  с индивидуальными  особенностями временной перцепции в норме и при патологии.

6.     Индивидуальные профили  латеральности  практически  здоровых  испытуемых  обнаруживают  корреляции  с индивидуальными  особенностями  произвольного и непроизвольного запоминания,  с  особенностями опосредованного запоминания.

7.     Индивидуальные профили  латеральности  практически  здоровых  испытуемых  обнаруживают  корреляции  с индивидуальными особенностями реализации речевой  деятельности -  более высокие показатели коэффициента правого уха связаны с более высокими показателями экстраверсии (эргичности).

8.      Особенности процессов цветовосприятия (в виде цветоаномалий)  связаны с индивидуальными особенностями  распределения  латеральных признаков.  

Научная новизна.  Впервые  в рамках  системно-субъектного  подхода  (Б.Ф. Ломов, 1984; А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В.Зейгарник, В.А. Петровский,  Е.В. Субботский,  А.У. Хараш,  Л.С. Цветкова, 1979; А.Г. Асмолов, 1984, 1986;  В.С. Мерлин,  1981, 1986; и др.)  и в рамках такого  направления  как  дифференциальная психофизиология экспериментально подтверждена гипотеза о гетерогенности факторов латерального предпочтения, установлена закономерная  связь вариантов   латеральных профилей с показателями эргичности, установлено диагностическое  значение пробы   А.Р. Лурия  "перекрест  рук"  в структуре  латеральной организации  как праворуких, так и  леворуких, предложена и экспериментально подтверждена психофизиологическая модель динамики эмоциональных состояний  при воздействии этанола у больных хроническим алкоголизмом, установлена  закономерная   связь  индивидуальных профилей  латеральности  человека (с учетом показателей пробы А.Р.  Лурия «перекрест рук») с индивидуальными стилями временной перцепции,  с индивидуальными  особенностями реализации  мнестических процессов  и особенностями речевой   активности  у практически  здоровых  лиц с учетом  полового  диморфизма, выявлена связь латеральных признаков с особенностями аномалий цветовосприятия. Проведена  концептуальная   разработка  такого  направления  как  дифференциальная  нейропедагогика, в рамках которого полученные  данные  могут  быть использованы  для оптимизации образовательного процесса.

Теоретическое  значение.   Полученные результаты  расширяют   теоретические  познания в    области  дифференциальной  психофизиологии  (с учетом  свойств  иерархической индивидуальности и латеральных особенностей человека).

Практическое  значение.  Разработан способ диагностики индивидуальных особенностей параметра «эргичности» у праворуких и леворуких испытуемых, способы диагностики индивидуальных стилей временной перцепции, предложен способ диагностики алкогольных постинтоксикационных состояний и устройство для его осуществления, способ диагностики индивидуальных особенностей реализации мнестической и речевой деятельности у лиц с разными профилями латеральной организации,  способ диагностики индивидуальных особенностей опосредованного запоминания; а также способ диагностики активности процессов цветовосприятия.  Методики и  полученные  данные  могут  быть  использованы  в целях профориентации  и профотбора  к соответствующим  видам  деятельности. Они также могут быть использованы  для оптимизации  учебной  деятельности  и реализации принципов дифференцированного обучения.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на рабочем совещании «Межполушарные отношения и память» в Институте биологической физики  (Пущино, 1984),  на  Всесоюзной школе-семинаре «Охрана здоровья леворуких детей» (Ворошиловград, 1985), на совещании-семинаре «Клиническое аспекты современной проблемы функциональной асимметрии мозга» (Минск, 1989),  на  IX Всесоюзной конференции «Проблемы нейрокибернетики» (Ростов-на-Дону, 1989),   на  Международных  научных конференциях «Проблемы менеджмента и рынка» (Оренбург, 1996-2000), на юбилейной конференций  «Социальная и судебная психиатрия: история и современность» в ГНЦС и СП им. В.П. Сербского (Москва, 1997), на Всероссийской конференции «Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 1997), на Международной научной конференции  «Асиметрiя мозку в нормi та при патологii» (Киев, 1997), на I-й Международной конференции памяти А.Р. Лурия (Москва, 1997), на  Международной научно-практической конференция «Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998),  на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры» (Санкт-Петербург, 2001), на IV Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе,  техникуме, школе» (Пермь, 2001), на IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояние и перспективы»  (Санкт-Петербург,  2002), на  Всероссийской научно-практической конференции  «Психология и ее приложения» (Москва, 2002).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,  9 глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации занимает 299 страниц, общий объем диссертации – 368 страниц. Список литературы включает 600 наименований,  из них 466 работ отечественных авторов и 134 иностранных.   Основной текст   диссертации содержит  28 таблиц и 28 графиков, а также 12 приложений.


                      ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во  введении обосновывается  теоретическая  и практическая  актуальность  темы  исследования, определяются  цели и задачи, обозначаются  рабочая  и альтернативная  гипотезы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая  значимость, объект исследования  и его  методическое  оснащение, формулируются  положения, выносимые на защиту. 

В первой главе дается  обзор   отечественной и зарубежной литературы по проблемам связи функциональных асимметрий человека с его индивидуально-психологическими особенностями. Анализируется значение исследования   N.Sakano (1982), который валидизировал критерии определения "парциального левшества" А.Р.Лурия на больших контингентах японской и немецкой популяций (свыше 2 тыс.) и показал, что асимметрия пробы "перекрест рук" (по данным ЭЭГ) связана в значительной степени с функциями лобных долей и отражает их относительное доминирование. Этот интересный факт  нуждается в дальнейшем изучении, он обращает на себя внимание новым подходом и диагностическому значению пробы "перекрест рук" и дает возможность по-новому оценить некоторые исследования прежних лет, в частности, работы В.Д. Небылицына (1976), считавшего лобные доли нейрофизиологическим субстратом "лобно-ретикулярного" и "лобно-лимбического" комплексов мозга. По мысли В.Д. Небылицына (1976), левая и правая лобные доли находятся в реципрокных  взаимоотношениях и определяют два основных параметра индивидуальности - "общую активность" и "эмоциональность".

Эти представления согласуются с исследованиями ряда авторов (в частности, Н.Н. Даниловой, 1985), подтвердившей наличие ретикулярной и септогиппокампальной систем активации мозга, что позволило ей предложить двухфакторную модель регуляции функциональных состояний. Первая система регулирует функциональные состояния в условиях бодрствования, повышение активации этой системы соответствует росту эффективности выполнения заданий и обозначается автором, как "продуктивная активация". Вторая система "связана с развитием эмоциональных состояний, переживания тревожности, стресса". Высокие ее уровни неблагоприятны  для выполнения заданий и она обозначается как "непродуктивная активация" (Н.Н. Данилова, 1985). С приведенными данными согласуются также результаты изучения нейрохимических различий левого и правого полушарий мозга, которые выявили отчетливую межполушарную нейрохимическую асимметрию, а именно: связь активности левого полушария с работой катехоламинергической системы, а правого - серотонинергической (В.М. Поляков, Л.С. Кораидзе, 1983; Э.Г. Симерницкая и соавт., 1986).

Эти данные позволяют сделать предположение о латеральных нейрофизиологических и нейрохимических основах индивидуальных различий, которые могут находить проявление в умственной и эмоциональной активности, а также в особенностях регуляторных процессов (с учетом имеющихся данных о связи левого полушария с произвольной функциями - А.Р. Лурия,  Э.Г. Симерницкая, 1975; Э.Г. Симерницкая, 1978, 1985; Е.Д. Хомская, 1982, 1987; и др.). 

В обзоре приведены разные подходы к проблеме поиска связей функциональных асимметрий и латеральных признаков с индивидуальными особенностями, причины неудач и недостатки первых исследований в этой области. Анализ литературы, посвященный поиску  связи  латеральных признаков  человека с особенностями организации и реализации высших психических функций, позволил выделить три основных круга проблем или три основных направления этих исследований:

1. Изучение связи функциональных асимметрий с индивидуально-психологическими особенностями человека ("когнитивными стилями", особенностями восприятия, темперамента, эмоциональной сферы и др.);

2. Изучение связи функциональных асимметрий с патологией;

3. Изучение гетерогенности природы латеральных признаков у человека.

Анализ работ, приведенных в литературном обзоре, позволил сформулировать общую проблему исследования, как проблему изучения латеральных признаков и вариантов их сочетаний  - индивидуальных профилей латеральности  (ИПЛ) - в связи с  особенностями реализации  психических процессов, как  в норме, так и при  патологии.

Вторая глава  посвящена методам экспериментального исследования. Для изучения особенностей функциональных асимметрий человека использовались методики А.Р. Лурия (1969), направленные на оценку "парциального левшества", методики определения асимметрий анализаторных систем, а также пробы других авторов, включенные в "Карту латеральных признаков" (по А.П. Чуприкову, 1985). Данная методика в настоящее время достаточно широко применяется для выявления латеральных особенностей человека.

Исходя из системы измерений "рука-ухо-глаз" для праворуких испытуемых нами  было выделено 4 варианта латеральных профилей, которые были обозначены следующим образом: ППП - праворукие с доминирующим правым ухом и глазом (унилатеральные правши), ППЛ - правши с правым доминантным ухом и левым ведущим глазом, ПЛП - праворукие с левым доминантным ухом и правым ведущим глазом, ПЛЛ - правши с сочетанием ведущего левого уха и глаза. Исходя из этой системы измерений,  аналогичным образом выделялись и латеральные профили леворуких (с учетом обратного знака асимметрии). Адекватность такого подхода ранее была подтверждена нашими  работами (В.А. Москвин, 1986, 1988, 1990).

Исследование индивидуально-психологических особенностей и индивидуальных стилей эмоционального реагирования леворуких испытуемых проводилось с помощью следующего набора психометрических опросников: ПДТ - психодиагностического теста (Ш.А. Губерман, Л.Т. Ямпольский, 1983; В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985), ШРЛТ - шкал реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1976) и опросника Айзенка.

Исследование индивидуальных особенностей студентов вуза проводилось с использованием  батареи методик, включающих такие известные тесты как ММРI,  «16-ФЛО»  Р.Кеттела, опросник Леонгарда-Шмишека,  опросник Т.Элерса, опросник Краунда-Марлоу, УСК,  «Цветовой тест» Люшера и ряда других. Выбор указанных методик был обусловлен тем, что данная работа  проводилась в рамках более широкого исследования корреляций профилей латеральной организации человека с индивидуально-психологическими особенностями, проводимого кафедрой общей психологии Оренбургского государственного университета совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Поэтому набор данных методик был обусловлен рамками указанного исследования.   В целом, индивидуальные особенности испытуемых исследовались с помощью 80  психодиагностических параметров (шкал). Проводилось исследование показателей непроизвольного и произвольного запоминания (Н.К. Киященко и соавт., 1975), показателей опосредованного запоминания с помощью методики «пиктограмма» (по А.Р.Лурия) и слухо-речевых функций с помощью методики дихотического тестирования.

Статистическая обработка ряда данных  исследования проводилась   с использованием непараметрических критериев: метода углового преобразования выборочных долей по Фишеру и критерия Вилкоксона-Манна-Уитни (Е.В. Гублер, 1978).  Выбор указанных методов был обусловлен тем, что показатели распределения латеральных признаков не подчиняются закону нормального распределения (Г.Г. Шургая и соавт., 1987). При подсчете достоверности различий средних значений в ряде случаев использовался t-критерий Стьюдента. Одним из основных методов статистической обработки данных в диссертации являлся метод факторного анализа, который проводился с использованием базовой программы "STADIA" (А.П. Кулаичев, 1999). При анализе полученных результатов использовался также метод построения регрессионных моделей по Брандону.

Во втором разделе главе излагаются данные по изучению распространенности латеральных признаков и вариантов ИПЛ. Изучение распределения латеральных признаков и латеральных профилей в разных   выборках населения (с учетом возраста, пола, профессиональной принадлежности и т.п.) представляется достаточно важным не только в научном плане, а также и для того, чтобы иметь нормативные данные  при исследовании аномальных выборок.

Для исследования распространенности латеральных признаков в норме  с помощью «Карты латеральных признаков» было обследовано 606 практически здоровых испытуемых. В первую выборку вошло 330 студентов-однокурсников медицинского вуза (г. Луганск, Украина), из них 124  юноши и 206 девушек  в возрасте от 20 до 30 лет. Аналогичное исследование было проведено во второй выборке, в которую вошло 276 здоровых молодых мужчин (г. Луганск, Украина),  в основном демобилизованных из армии и проходящих медкомиссию в связи с оформлением в органы УВД,  также в возрасте от 20 до 30 лет и с одинаковым образовательным уровнем (со средним или средним специальным образованием). Распространенность латеральных признаков изучалась в соответствии с описанной методикой, вариации латеральных профилей рассматривались в системе «рука-ухо-глаз».

Среди студентов-мужчин  группа ППП составила 54,0 %, что свидетельствует о факте большей распространенности унилатеральных правшей в системе измерений «рука-ухо-глаз».  В группу ПЛП студентов-мужчин вошло 14,5 %, в группу ППЛ – 13,7%, в группу ПЛЛ – 6,5%. Леворукие среди студентов-медиков составили 11,3  %, что существенно превысило процентное содержание леворуких во второй выборке мужчин (4,0 %,  р < 0,01) и что может отражать особенности данной профессиональной выборки.

Среди 206 студенток максимально также была представлена группа ППП – 48,5%, что свидетельствует о большей распространенности унилатеральных правшей и среди женщин. В группу ПЛП у них вошло 15,5 %,  в группу ППЛ – 26,7 %, в группу ПЛЛ – 8,3%. Леворукие среди  студенток-медиков составили всего 1,0 %.  Достоверным оказалось увеличение левоглазых женщин в группе ППЛ по сравнению с мужчинами (26,7 % и 13,7%, р <  0,002), а также накопление леворуких среди мужчин по сравнению с женщинами – 11,3 % и 1,0% (р < 0,001) что может отражать особенности обследованной выборки.

Исследование 276 мужчин второй выборки показало, что максимальную распространенность в ней также обнаружили лица с унилатеральными признаками ППП (праворукие с ведущим правым ухом и глазом), которые составили 47,8%. В группу ПЛП («левоухие» правши с правым ведущим глазом) вошло 13,4 %, в группу ППЛ («левоглазые» правши с правым ведущим ухом) – 23,9%, в группу  ПЛЛ -  8,7%. Леворукие в данной выборке составили 4,0%, амбидекстры – 2,2 %.  При анализе полученных данных интересным оказался тот факт,  что нарастание леволатеральных признаков в системе измерений «рука-ухо-глаз» также сопровождается увеличением процентного соотношения левого доминантного локтя  в пробе «перекрест рук». Во второй выборке мужчин в группе ППП левый показатель этой пробы составил 51,5%, в группе ПЛП -  54,1 % (р > 0,05), в группе ППЛ – 62,5 %  (р < 0,03), а в группе ПЛЛ -  75,0 % (р < 0,01). По мере нарастания леволатеральных признаков парциального доминирования также снижается и общий показатель «рукости» (по данным сенсибилизированного опросника по А.П. Чуприкову). В группе ППП он составил  «+ 20,6» балла, в группе ПЛП -  «+ 20,4» балла, в группе ППЛ  -  «+19,8» балла, а в группе ПЛЛ – «+ 18,5» балла, в группе амбидекстров -  «+7,2»  балла, у леворуких -  «- 13,9» балла. В целом во второй выборке усредненный показатель «рукости» составил «+ 18,5» балла.

Интересным оказался тот факт, что, несмотря на ведущий левый глаз у испытуемых группы ППЛ,  тем не менее,  74,2 %  из них при пользовании винтовкой (по данным пробы «прицеливание»)   предпочитали целиться все же правым глазом. У «правоглазых» леворуких в ряде случаев наблюдается обратная зависимость. Очевидно, что этот факт связан с особенностями зрительно-моторной  координации при пользовании винтовкой и, таким образом, свидетельствует о малой валидности пробы «прицеливание» для определения ведущего глаза. Более эффективной в данном  случае оказывается проба «дырочка в карте». Этот факт свидетельствует о том, что необходимо дифференцировать природу генеза латеральных признаков, которые могут быть обусловлены как генетическими, так и функциональными факторами, связанными с научением или особенностями сенсомоторной координации. Это подтверждают и результаты обследования леворуких (n = 74)   –   по нашим данным только  4 из них (5,4%) могли писать левой рукой, остальные 70 человек (96,4%) были переучены и писали правой рукой. Вместе с тем, большинство  других операций (рисование, бросание камня, пользование ложкой или вилкой при еде и т.п.) они осуществляли левой рукой.

Было проведено сравнение распространенности вариаций латеральных профилей среди праворуких мужчин двух выборок. Распространенность  латеральных признаков анализировалась без учета леворуких.  Среди мужчин первой и второй выборок  группа ППП составила 60,9 %  и 51,0 % соответственно (р < 0,04), группа ПЛП – 16,4 % и 14,6 %  (р > 0,61), группа ППЛ – 15,4 % и 25,5 %  (р < 0,014), группа ПЛЛ -  7,3 %  и  9,2 %  (р > 0,54). Достоверным оказался факт уменьшения процентного соотношения  «левоглазых» (группы ППЛ) среди студентов по сравнению с данными второй выборки мужчин и некоторого увеличения показателей унилатеральной группы ППП в первой выборке мужчин.

Нами  была исследована распространенность латеральных признаков  в выборке студентов факультета экономики и управления университета  (г. Оренбург). Общий объем выборки составил 310 человек, из них – 101 юноша и 209 девушек в возрасте 20-25 лет.  Разбивка  испытуемых  на латеральные группы в системе измерений «рука-ухо-глаз» показала, что в данной выборке максимально  представленной также была латеральная группа ППП – 53,1 % , далее следовала группа ПЛП –   16,1 % , группа ППЛ составила 17,7 % ,  ПЛЛ  - 8,2 %  и смешанная группа амбидекстров и леворуких составила 4,9 % .   При учете фактора пола распределение аналогичных латеральных групп в выборке юношей составило: ППП – 47,5 % , ПЛП – 16,8 % , ППЛ –25,7 %  ,  ПЛЛ – 5,0 % , группа леворуких составила 5,0 % .  В выборке девушек  распределение латеральных групп было следующее: ППП – 58,8 % , ПЛП – 15,3 % ,  ППЛ – 9,6 % , ПЛЛ – 11,4 % ,  леворукие и амбидекстры составили также 4,8 % . Результаты подтвердили  полученные ранее данные о том, что группа унилатеральных праворуких ППП характеризуется максимальной представленностью в общей популяции населения (В.А. Москвин, 1990). Данные исследования студентов университета  были сопоставлены с результатами исследования другой профессиональной выборки – студентов медицинского вуза ( n =330). Две указанные выборки сравнивались как в целом, так и с учетом фактора пола.

Нами также была исследована распространенность латеральных признаков  в выборке  мужчин  в возрасте  20-40 лет (со средним, средним специальным и высшим образованием), оформляющихся на работу во вневедомственную охрану одного из крупных промышленных предприятий  г. Оренбурга. Общий объем выборки составил  896 человек. Разбивка испытуемых  на латеральные группы в системе измерений «рука-ухо-глаз» показала, что в данной выборке максимально  представленной также  оказалась  латеральная группа ППП – 49,4 % , далее следовала группа ПЛП – 16,2 % , группа ППЛ составила 18,8 % ,  ПЛЛ  - 8,0 %  и смешанная группа амбидекстров и леворуких составила 7,6 % . Результаты исследования  этой выборки были сопоставлены с  данными исследования  распространенности латеральных профилей в выборке студентов университета    и  в выборке мужчин  (n =  276)  г. Луганска.  

 Анализ распространенности латеральных признаков и вариантов их сочетаний в разных профессиональных выборках (с учетом фактора пола), а также применение при статобработке данных метода углового преобразования выборочных долей по Фишеру,  позволило в ряде случаев выявить достоверные отличия. Это  совпадает с результатами исследований, в которых были выявлены неодинаковые латеральные особенности в разных профессиональных выборках  (J. Shattel-Nauber,  J. O'Reilly, 1983). Анализ полученных данных также  показал, что в норме распределение правых и левых показателей пробы "перекрест рук" не связано с фактором пола или с мануальным предпочтением (праворукостью или леворукостью). 

Третья глава посвящена изучению распределения латеральных признаков и вариантов ИПЛ при тех нозологиях, происхождение которых преимущественно связывается с пренатальной патологией (олигофрении и психопатии возбудимой формы), у детей и подростков, больных энурезом, у детей с проявлениями логоневроза и тиками (где предполагается наличие "минимальной мозговой дисфункции") и экспериментальному анализу гипотезы о гетерогенности генеза латеральных признаков.

В первом разделе главы описываются результаты исследования отдельных латеральных признаков в выборке умственно отсталых детей вспомогательной школы в возрасте от 12 до 15 лет с диагнозом "олигофрения" (92 человека). Контрольную группу испытуемых составили 118 учеников обычной массовой школы того же возраста.

Анализ результатов исследования показал, что в выборке олигофренов (при сравнении с нормой) отмечается тенденция к снижению праволатеральных признаков в моторных пробах "переплетение пальцев" (44,6 % и 50,8 %) и "перекрест рук" (42,4 %  и 52,5 % соответственно), хотя и не достигающая уровня достоверности различий. С помощью опросника А.П. Чуприкова (1987) среди умственно отсталых было выявлено 14,1 % леворуких - по сравнению с 2,5 % левшей среди здоровых школьников (p < 0,001). В слуховом анализаторе правосторонняя асимметрия составила 55,4 % и 79,7 % (р < 0,001), в зрительном анализаторе - 48,9 % и 70,3 % (р < 0,001). Таким образом, в слуховом и зрительном анализаторах у олигофренов обнаруживается относительная симметрия в распределении левых и правых признаков, не наблюдаемая в контрольной группе. Достоверных различий по моторным функциям ноги выявлено не было.

Приведены данные о распространенности латеральных профилей среди умственно отсталых и здоровых школьников, также отмечены девиации в их представленности. В выборке олигофренов наблюдается значительное уменьшение группы с унилатеральным сочетание ведущих правой руки, уха и глаза (ППП) - с 56,8 % до 20,7 % (р < 0,001) и увеличение соотношения группы праворуких с сочетанием доминирующего левого уха и глаза (ПЛЛ) - с 8,5 % до 21,7 (р < 0,01).

Во втором разделе главы приведены результаты изучения структуры латеральных признаков у возбудимых психопатических личностей (мужчины в возрасте от 17 до 47 лет, n = 56). Распространенность латеральных признаков и их сочетаний сравнивалась с данными обследования здоровых мужчин (n = 276). Показано достоверное уменьшение праволатеральных признаков у возбудимых психопатических личностей по сравнению со здоровыми испытуемыми: по преобладанию слухового анализатора это соотношение было 55,4 % и 72,1 % соответственно (р < 0,01). Правый ведущий глаз в первой группе составил 44,1 %, в норме - 64,9 % (р < 0,003). Отмечено накопление леворуких среди возбудимых психопатических личностей по сравнению с нормой -12,5 % и 4,0 % (р < 0,015) и увеличение числа леворуких среди их родственников (как первой, так и второй степени родства, р < 0,001). При анализе распространенности вариантов ИПЛ в выборке возбудимых психопатических личностей достоверным оказалось значительное сокращение "чистых" правшей   (ППП) по сравнению со здоровыми мужчинами: 17,9 % и 47,8 % соответственно (р <  0,001). Для группы праворуких с сочетанием левого доминантного уха и глава   (ПЛЛ) это соотношение составило 19,6 % и 8,7 % (р < 0,015).

В целом, данные обследования возбудимых психопатических личностей свидетельствуют о "накоплении" в этой выборке леволатеральных признаков по моторным функциям ("рукости") и по функциям слухового и зрительного анализаторов (отмечено относительно равномерное распределение правых и левых признаков, как и в выборке умственно отсталых).

Третий раздел этой главы посвящен больным энурезом. Как известно, латеральные особенности у больных с проявлениями энуреза  пока  изучены недостаточно. Приводятся результаты   исследования структуры латеральных признаков у 72 подростков,  страдающих энурезом, из них 24 девочки и 48 мальчиков в возрасте 9-14 лет (без выраженных нарушений урогенитальной сферы). Данные сопоставлялись с контрольной выборкой здоровых детей (n  = 118).

В группе больных энурезом левые показатели в пробе "переплетение пальцев" у девочек составили 41,7 %, у мальчиков -52,1 %, в пробе "перекрест рук" - 29,2 % и 41,7 % соответственно, ведущий левый глаз - 37,5 % и 41,7 %. Левое доминантное ухо в моноауральных поведенческих тестах отмечено у 25,0% детей в обеих подгруппах. У девочек имелось 4,2 % леворуких родственников первой степени родства и 4,2 % амбидекстров среди родственников второй степени родства. У мальчиков - 4,2 % леворуких родственников первой степени родства и 6,3 % синистральных (левшей и амбидекстров) среди родственников второй степени родства. Леворуких девочек в выборке не было, среди мальчиков леворукие составили 4,2 %, что согласуется с нормативными данными. Вместе с тем, по сравнению с контрольной группой, в обеих подгруппах больных с энурезом (как среди мальчиков, так и среди девочек) наблюдалось 12,5 %  амбидекстров, у здоровых детей - 2,2 % (р < 0,01). При подсчете показателей распределения латеральных признаков в обеих выборках (без учета фактора пола) среди больных энурезом отмечалась тенденция к накоплению испытуемых с левым ведущим глазом - 40,3 %, у здоровых - 30,4 %  (р = 0,093). Разность в распределении этого признака составила около 10 %, хотя и не достигала степени достоверности различий.

Особенности структуры латеральных признаков обследованной группы больных свидетельствует о наличии тенденции к увеличению среди них испытуемых с левым ведущим глазом и о "накоплении" лиц со слабо дифференцированной "рукостью" – амбидекстров.

В четвертом разделе нами   изложены данные исследования структура латеральных признаков у больных с тиками и логоневрозами (всего 42 детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет, которые находились на лечении в дневном детско-подросткового стационаре психиатрической больницы), в контрольную группу вошло 92 здоровых детей. 

Значимых различий между больными  и здоровыми детьми по таким признакам, как «переплетение пальцев» и «перекрест рук» выявлено не было. Достоверные отличия были обнаружены при определении бинокулярной функции зрительного анализатора. В норме ведущий правый глаз составил 70,З%, у больных с невротическими тиками – 50,0% (р < 0,01). Леворукие среди здоровых составили 2,5%, среди больных – 10,0%. У больных также обращает на себя внимание «леворукий» или «амбилатеральный» тип аплодирования, который составил 31,6%. Леворуких и амбидекстров среди родственников больных подростков было выявлено 13,6%, среди здоровых детей на наличие леворуких родственников указало только 8,5%. 

Выявленная относительная симметрия в распределении левых и правых признаков асимметрии зрительного анализатора совпадает с данными 3. Г. Туровской и В. В. Суворовой (1984), которые другими методиками установили, что заикающиеся отличаются большей симметрией во всех исследованных функциях зрительного анализатора (процессах фузии, бификсации и гаплоскопического зрения).

В пятом разделе обсуждается гипотеза о гетерогенности факторов латерального предпочтения. Для экспериментального подтверждения данной гипотезы были использованы материалы о преимуществе испытуемых с левым ведущим глазом в решении зрительно-пространственных задач (ЗПЗ) в норме и данные о накоплении испытуемых с левым ведущим глазом в выборках, характеризующихся наличием умственной отсталости или невысоким уровнем развития интеллектуальных способностей (среди олигофренов и у возбудимых психопатических личностей). Эти факты, на первый взгляд, находятся в противоречии, однако объяснение может заключаться в разной природе генеза ведущего левого глаза в норме и среди больных.

Была исследована способность к решению ЗПЗ с помощью "прогрессивных матриц" Равена у 350 мужчин в возрасте от 20 до 35 лет со сходными латеральными профилями, отличающихся только доминантностью зрительного анализатора. Были взяты испытуемые с двумя вариантами ИПЛ: унилатеряльные правши (ППП) и правши с правым доминантным ухом, но левым ведущим глазом (ППЛ). В первую контрольную группу (203 человека) вошли испытуемые с высокими показателями выполнения "прогрессивных матриц", из них 120 было с вариантом индивидуального профиля латеральности ППП и 83 - с вариантом ППЛ. Во вторую группу (147 человек) вошли испытуемые с низкими показателями по Равену, с профилем ППП было 80 испытуемых, а с профилем ППЛ - 67. Большинство испытуемых второй группы по заключению психиатра имели диагноз "пограничная умственная отсталость" или же "недостаточный уровень развития интеллектуальных функций по олигофреническому типу" (в виде дебильности различных степеней выраженности).

В первой контрольной группе 56,6 % испытуемых с профилями ППЛ обнаружили более высокие показатели выполнения "матриц" Равена по сравнению с 12,4 % испытуемых с профилями ППП (р < 0,001). Во второй группе это соотношение было обратным: более высокие показатели были отмечены у 82,5 % испытуемых с профилями ППП, по сравнению с 55,2 % испытуемых с профилями ППЛ. Эти данные свидетельствуют о том, что, в отличие от нормы, для лиц с умственной недостаточностью  левый ведущий глаз является фактором, обусловливающим менее успешное решение зрительно-пространственных задач.

Усредненные показатели успешности выполнения ЗПЗ в первой группе для испытуемых с профилями ППП составили 42,6 балла, а для испытуемых с профилями ППЛ - 47,8 балла. Во второй группе это соотношение было обратным: для латеральных профилей ППП этот показатель был равен 29,1 балла, а для ППЛ - 24,7 балла (p < 0,01). Таким образом, ведущий левый глаз испытуемых первой группы является фактором, способствующим более успешному решению ЗПЗ, во второй группе такой закономерности выявлено не было, напротив, испытуемые с левым ведущим глазом этой группы обнаружили более низкие показатели. Разнородность показателей выполнения ЗПЗ испытуемыми с левым ведущим глазом в этих двух группах рассматривается в качестве подтверждения гипотезы о гетерогенности природы латерального предпочтения. 

Для выявления возможной связи пробы "перекрест рук" с продуктивностью решения ЗПЗ показатели обеих групп были также проанализированы с учетом признака "локтя". Результаты показали, что во всех выборках мужчин (как с левым ведущим глазом, так и с правым; как в норме, так и при патологии) более высокие показатели обнаружили испытуемые с правым признаком в пробе "перекрест рук", что отражает значимость этого показателя у мужчин в процессе решения ЗПЗ и анализе перцептивного материала.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.