РУБРИКИ

Психологическое исследование политической культуры молодежи Крыма

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологическое исследование политической культуры молодежи Крыма



1.3. Детерминанты и механизмы политической культуры



Отечественные и зарубежные ученые выделяют ряд внешних и внутренних факторов, связанных с формированием и трансформацией политической культуры. К внешним факторам относятся окружение определенного политического сообщества и обусловленное им влияние политических, социально-экономических и культурных систем граничащих государств, события мировой истории и общая логика развития цивилизации, современная социальная ситуация развития и институционные условия. В то же время, более детального анализа требуют внутренние факторы, обусловливающие развитие политической культуры. Вся совокупность внутренних факторов может быть представлена тремя группами детерминант: социально-психологическими, групповыми и индивидуально-психологическими.

Среди социально-психологических  детерминант можно отметить целый ряд социокультурных феноменов и связанных с ними процессов, таких как этническое самоутверждение и самоопределение тенденции к этническому или региональному «капсулированию»[13], проявление хроничеcких социальных моделей поведения, кризисе социальной идентичности [8]. К числу факторов, обусловливающих особенности политической культуры определенного общества, можно отнести и некоторые бессознательные аспекты коллективной психики, что  предопределяет склонность данного социума к принятию конкретного стиля власти, идеологии, морально-ценностных приоритетов, доминированию специфических массовых настроений и  поведенческих патерналистских установок [16].

Ко второй группе детерминант, определяющих особенности политической культуры, относятся социально-демографические характеристики социальной группы (возраст, пол, этническая принадлежность), а также  образовательный, профессиональный и  социально-экономический   статусы. Третья группа индивидуально-психологических детерминант включает  мотивационно-смысловые образования, особенности социальной идентичности, некоторые личностные характеристики.


Наряду с выделенными социально-психологическими детерминантами формирования политической культуры следует учитывать и психологические механизмы развития ее развития. Современными учеными выделяются общепсихологические и частные механизмы. Рассмотрим более детально некоторые из них.

1. Механизма обновления реализуется через межпоколенческую передачу политической культуры, радикальную трансформацию и плавное  преобразование  политической культуры.

Воспользуемся метафорическим представлением политической культуры в виде ядра - устойчивого компонента, объединяющего  терминальные ценности, нормы социально-политической жизнедеятельности, типовые способы политической деятельности и др., и  периферии – более подвижного компонента, включающего в себя  инструментальные ценности, установки, стереотипы.  Варианты изменения политической культуры могут быть такими. Прежде всего – это межпоколенчатая передача содержания ядра политической культуры. Вторым вариантом изменения политической культуры является радикальная трансформация содержания периферии и ядра в результате накопления в обществе мощных изменений. Воздействие этих изменений на психику людей способно преодолеть их обычное инерционное сопротивление внедрению новых образцов и норм политического поведения. И, наконец, еще одним вариантом  является накопление количественных и качественных изменений в периферии политической культуры, которые обусловливают качественные изменения ядра.

2. Механизм установления различия и сходства является универсальным механизмом процесса социального познания и заключается в способности  различать объекты на основании несовпадения их черт, а также устанавливать в этих объектах нечто общее. Специфически человеческой характеристикой функционирования механизмов различия и сходства является умение придавать определенное значение (положительное либо отрицательное) и смысл  установленным отношениям, что приводит к потенциальной поливариантной интерпретации социальной реальности. С одной стороны, это позволяет извлекать важные преимущества, с другой, – может стать причиной потенциального непонимания, агрессии и деструктивного поведения.  В  ряде случаев  функционирование механизмов различия и сходства основывается на стереотипах, что приводит к заметному искажению  социальной картины мира [15] . Вариантами проявления такого искажения  может быть как  устойчивая тенденция акцентировать свое внимание только на отрицательных сторонах оппонента при нежелании увидеть его сильные стороны, так и нетерпимость к малым различиям  Нарушения функционирования механизмов различия и сходства ведет к целому ряду негативных последствий - интолерантности, конфликтности, ригидности субъекта политической деятельности,  а также к препятствованию в развитии демократической политической культуры.

  Среди частных механизмов формирования и развития политической культуры выделяются следующие:

1. Политическая идентичность – результат процесса политической идентификации. Под данным механизмом понимается осознание человеком своих социально-экономических интересов и достаточно четкое представление о том, каким именно политическим силам (политическим партиям, лидерам) он готов делегировать полномочия представлять свои интересы в структурах власти. Чем выше уровень политической идентичности населения, тем более благоприятный фон формирования   рациональной модели демократической избирательной системы идентификации.

При стихийном способе формирования политической культуры определенные слои населения неосознанно идентифицируют себя с определенными политическими сообществами  или их лидерами и тем самым заимствуют те образцы поведения, которые демонстрирует им объект идентификации.

Для реализации интегративной функции политической культуры важное значение имеет не только политическая идентичность, но и напрямую связанные с ней различные составляющие социальной идентичности – региональной, этнической, гражданской, транснациональной. Именно на основе сформированной социальной идентичности проявляется чувство национальной гордости, выбор конкретной страны своей родиной и желание активно принимать участие в политических процессах.

2. Социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений и влияющие на стратегию социального поведения. По мнению некоторых специалистов (Л.Войтасик, А.Н.Лебедев-Любимов, Т.Мадржицкий, Л.Марголин, Г.С.Мельник,  Ю.А.Шерковин и др.), стереотипы можно считать главным фактором, влияющим как на процессы восприятия политической пропаганды, так и на выбор стратегии политического поведения. Вместе с тем,  социальные стереотипы приводят  к упрощенным и искаженным оценкам и суждениям, что влечет за собой  не столько  возможность  понимания информации, сколько возникновение иллюзии такого понимания. Наряду с адаптивной и ориентирующей функцией стереотипа, они также могут обуславливать инертность, косность деятельности и затруднять выбор новых способов поведения в новых условиях.

3. «Астенический синдром» субъекта политической деятельности, проявляется в психологической усталости, неверии в возможность влиять на развитие политической системы, в устойчивом переживании безразличия ко всему происходящему. Возникновение данного синдрома обусловлено накопившимся негативным опытом взаимодействия с политической системой, крушением прежних идеалов и надежд, острым переживанием социальной несправедливости, негативным отношением к коррупции на всех уровнях политического аппарата и сформировавшейся на этой основе выученной беспомощности электората как субъекта политической деятельности. Кроме этого, явление массовой психологической усталости является благоприятным фоном для внезапной инверсии политических стереотипов.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ КРЫМА



2.1. Описание методов исследования и выборки испытуемых



Экспериментальная часть данной дипломной работы направлена на исследование особенностей политической культуры молодежи Крыма.

Конкретизация задач экспериментальной части работы заключалась в том, чтобы определить:

 - особенности смысложизненных ориентаций молодежи Крыма;

- уровень гражданской ответственности молодежи Крыма;

- уровень самоактуализированности молодежи Крыма;

 - уровень политической толерантности молодежи Крыма;

- особенности социальной идентичности молодежи Крыма;

- уровень популярности среди молодежи Крыма отдельных политических деятелей;

 - особенности политических установок и стереотипов.

Для сбора данных в соответствии с задачами исследования были использованы следующие методики:

1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста “Цель в жизни” ( Purpose-in-Life Test , PIL) Д. Крамбо и Л. Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации :

 - цели в жизни

 - локус контроля-Я

 - локус контроля-жизнь.
Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление об факторах осмысленности жизни личности. Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале в соответствии с бланком-ключом к тесту.

2. Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха. Данная методика разработана авторским коллективом под руководством Ю.З. Гильбуха и направлена на выявление уровня личностной зрелости испытуемого. В исследовании использовалась шкала данной методики «Уровень гражданской ответственности». Высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о таких качествах личности, как патриотизм, интерес к событиям общественно-политической жизни общества, чувство профессиональной ответственности, коллективизм и т.д.

3. Тест «САМОАЛ» использовался для выявления уровня самоактуализированности молодежи Крыма. Данная методика является адаптированной версией опросника POI (Personal Orientation Inventory). Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации Н.Ф. Калиной. Первый вариант САМОАЛ создан в 1994 г., в его стандартизации и валидизации принимал участие А.В.Лазукин. в процессе исследования использовались следующие шкалы данной методики:

 - шкала ориентации во времени показывает, насколь­ко человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на "потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом. Вы­сокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни "здесь и теперь", способных наслаждаться актуальным моментом, не сравни­вая его с прошлыми радостями и не обесценивая пред­вкушением грядущих успехов. Низкий результат показыва­ют люди, невротически погруженные в прошлые пережи­вания, с завышенным стремлением к достижениям, мни­тельные и неуверенные в себе.

 - шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале сви­детельствует, что человек разделяет ценности самоактуа­лизирующейся личности, к числу которых А.Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания ма­нипулировать ими в своих интересах.

 - синергия, или взгляд на природу человека может быть положитель­ным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шка­ла описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретиро­ваться как устойчивое основание для искренних и гармо­ничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, добро­желательность.

4. Для исследования особенностей толерантного поведения молодежи Крыма использовалась методика исследования политической толерантности, разработанная И.В.Жадан. Данный опросник содержит 77 вопросов и позволяет выявить уровень следующих показателей толерантности:

 - общая толерантность;

 - уважение к правам и свободе выбора других;

 - активность, самоконтроль;

 - адаптивный тип поведения;

 - конструктивность стратегий коммуникативного взаимодействия;

 - жизненный оптимизм;

 - осознанность и критичность в восприятии общественной жизни.

5. Для изучения   социальной идентичности и ее составляющих была использована методика «Социальная идентичность». С целью определения сформированности отдельных компонентов социальной идентичности  респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: «В какой степени вы считаете себя представителем указанных ниже общностей? Оцените, пожалуйста, по 10-ти балльной шкале.

 - житель своего города;

 - крымчанин;

 - украинец;

 - россиянин;

 - европеец;

 - человек мира;

 - представитель своей национальности.

6. Выявление существующих политических установок и стереотипных представлений студенческой молодежи осуществлялась на основе методики «Реальный-идеальный политик». Участникам исследования необходимо было выделить по 10 качеств, соответствующих обобщенному образу реального и идеального политика современной Украины.

Для определения популярности среди молодежи Крыма некоторых политических деятелей применялся метод анкетирования. Испытуемым было предложено оценить политическую деятельность той или иной личности от 1 до 10. предлагался следующий список известных политических деятелей:

М. Тетчер

А.Гитлер

Д.С. Лихачев

Ф Кастро

А.Д. Сахаров

Дж. Буш младший

При обработке данных учитывался и тот факт, что отдельные личности из приведенного списка могут быть незнакомы респонденту.

Для статистической обработки данных исследования использовался компьютерный пакет статистических программ Statistica for Windows 2.0.1.

Выборка состоит из 63 человек в возрасте от 18 до 25 лет. 34 из них проживают в Севастополе (17 человек мужского пола, 17 – женского), 29 являются жителями Симферополя (15 человек женского пола, 14 – мужского).

Испытуемые в процессе исследования проявляли достаточно выраженный  интерес, в некоторых случаях незначительно угасающий по мере столкновения  с трудностями. Контакт с испытуемыми устанавливался легко и на протяжении всего исследования носил формальный характер. Большинство испытуемых инструкции понимали сразу, особенно простые (необходимо согласиться, либо не согласиться с утверждением; необходимо выбрать наиболее подходящий вариант: А или Б, и т.д.). Некоторые испытуемые задавали вопросы и понимали задание после дополнительных разъяснений. Многие респонденты интересовались целями исследования.

Исследование проводилось на базе Севастопольского городского гуманитарного университета, Севастопольского Национального технического университета, Севастопольского филиала Московского государственного университета и Симферопольского национального университета в период с 15.03.06 по 20.04.06.

Был проведен констатирующий эксперимент. Исследование носило срезовый характер.

Очередность проведения процедур (как по Севастополю, так и по Симферополю):

1. Отбор групп методов и методик, позволяющих изучитьособенности политической культуры молодежи.

2. Подготовка инструкций, материалов и заданий для испытуемых, определение даты и времени исследования.

3. Инструктирование и мотивирование испытуемых.

4. Проведение эксперимента (последовательность предъявления):

 - тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;

 - тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха;

 - тест «САМОАЛ»;

 - методика исследования политической толерантности И.В.Жадан;

 - методика «Социальная идентичность»;

 - методика «Реальный-идеальный политик»;

 - анкетирование.

5. Количественная обработка и качественный анализ полученных данных.



2.2. Интерпретация и анализ полученных данных


Для исследования смыложизненных ориентаций молодежи Крыма была использована методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А, Леонтьева.

Индивидуальные данные по исследованию особенностей смысложизненных ориентаций молодежи Севастополя представлены в табл. 2.1 (см. приложение 1).





 

Рис. 2.1. Выраженность уровня осмысленности жизни среди молодежи Севастополя по методике СЖО


Данные, представленные на рис. 2.1, свидетельствуют о том, что для 15 респондентов из 34 (34%) характерен высокий уровень осмысленности жизни. Как правило, такие люди умеют ориентироваться в жизненных ситуациях, имеют четкие цели в жизни и планируют их достижение. Для 18 респондентов (53%) характерен средний уровень. Для таких людей характерна постановка легко достижимых целей, которые придают жизни осмысленность 1 испытуемому (3%) присущ низкий уровень осмысленности жизни. Можно предположить, что данный испытуемый не имеет в данный момент никаких жизненных целей и неудовлетворен своим положением жизни в целом. Среднее значение по шкале наличия цели в жизни у молодежи Севастополя равно 28,2 и соответствует среднему уровню.

Индивидуальные данные по исследованию особенностей смысложизненных ориентаций молодежи Симферополя представлены в табл. 2.2. (см. приложение 2).


Рис. 2.2. Выраженность уровня осмысленности жизни среди молодежи Симферополя по методике СЖО


Данные, представленные на рис. 2.2, свидетельствуют о том, что 2 респондентам из 29 (7%) присущ высокий уровень осмысленности жизни. Такие люди умеют ориентироваться в жизненных ситуациях, имеют четкие цели в жизни и планируют их достижение. Для 18 респондентов (62%) характерен средний уровень. Для них характерна постановка легко достижимых целей, которые придают жизни осмысленность. 9 испытуемых (3%) характеризуются низким уровнем осмысленности жизни. Можно предположить, что эти испытуемые не имеют в данный момент никаких жизненных целей и неудовлетворены своим положением жизни в целом. Средняя показатель по шкале осмысленности жизни у молодежи Симферополя равен 17,1 и соответствует среднему уровню.



Рис. 2.3. Выраженность у молодежи Севастополя субъективной локализации контроля по методике СЖО


Данные, представленные на рис. 2.3, свидетельствуют о том, что 5 из 34 испытуемых (21%) связывают успех своей деятельности с воздействием внешних обстоятельств, удачи. Такие люди часто не уверены в своих силах, эмоционально нестабильны и стремятся отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок. Низкие показатели по данной шкале у этих испытуемых могут свидетельствовать об убеждении в невозможности сознательного контроля над жизнью, неспособности к свободе выбора, и планированию на будущее. У 7 из 34 испытуемых (21%) интернальная локализация контроля. Эти люди последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены и независимы, в случае неудачи предпочитают брать ответственность на себя. Высокие показатели этих испытуемых могут свидетельствовать об их уверенности в способности контролировать свою жизнь, принимать решения и осуществлять задуманное. 22 из 34 испытуемых (64%) имеют смешанную локализацию контроля. У этих испытуемых субъективная локализация контроля не является устойчивым свойством личности. Средний индекс по шкале «Локус контроля – Я» у молодежи Севастополя равен 15,4 и соответствует смешанному типу локализации контроля.



Рис. 2.4. Выраженность у молодежи Симферополя субъективной локализации контроля по методике СЖО

 

Данные, представленные на рис. 2.4, свидетельствуют о том, что 2 из 29 испытуемых имеют интернальную локализацию контроля. Они склонны приписывать результаты своей деятельности себе и своим усилиям. Наиболее выраженными чертами характера таких людей являются уверенность в себе, последовательность и настойчивость в достижении поставленной цели, склонность к самоанализу. 9 из 29 испытуемых характеризуются экстернальной локализацией контроля, то есть склонны приписывать результаты своей деятельности внешним обстоятельствам, и не считают себя ответственными за происходящее. 18 из 29 испытуемых имеют смешанную локализацию контроля. Субъективная локализация контроля у этих испытуемых не является устойчивым свойством личности. Средний показатель локализации контроля у молодежи Симферополя равен 13,2 и соответствует смешанной локализации контроля.

Для выявления уровня гражданской ответственности молодежи Крыма была использована методика «Тест-опросник личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха (шкала «Уровень гражданской ответственности»).

Индивидуальные данные молодежи Крыма по методике «Тест-опросник личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха представлены в в табл. 2.3 (см. приложение 3).



Рис. 2.5. Выраженность чувства гражданской ответственности у молодежи Севастополя


Данные, представленные на рис. 2.5, свидетельствуют о том, что 2 из 34 испытуемым (6%) присущ очень высокий уровень гражданской ответственности. Можно предположить, что эти респонденты активно участвуют в политической жизни города и страны, осознают свою ответственность, как граждан за события, происходящие в стране.

15 из 34 испытуемым (44%) присущ высокий уровень гражданской ответственности. Удовлетворительным уровнем гражданской ответственности характеризуются 13 из 34 испытуемых (38%). По видимому, эти испытуемые интересуются отдельными аспектами политической жизни страны, но интерес к участию в ней отсутствует, либо обусловлен какими-либо факторами (материальное вознаграждение, популярность и т.д.). Уровень гражданской ответственности 4 из 34 испытуемых (12%) оценивается как неудовлетворительный. Можно предположить, что эти люди не заинтересованы в общественно-политических событиях, им не присущи патриотические чувства. Среднее значение по группе испытуемых, проживающих в Севастополе равно 6,4, и соответствует удовлетворительному уровню гражданской ответственности. Можно предположить, что молодежь Севастополя в целом индифферентна к событиям в общественно-политической жизни, а такие качества, как чувство гражданского долга, патриотизм, чувство профессиональной ответственности могут проявляться ситуативно.

Индивидуальные данные молодежи Крыма по методике «Тест-опросник личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха представлены в в табл. 2.4 (см. приложение 4).



Рис. 2.6. Выраженность чувства гражданской ответственности у молодежи Симферополя


Данные, представленные на рис. 2.6, свидетельствуют о том, что 6 испытуемым из 29 (21%) присущ высокий уровень гражданской ответственности. 12 из 29 испытуемых характеризуются удовлетворительным уровнем гражданской ответственности. Можно предположить, что эти испытуемые компетентны в отдельных вопросах современной политики, но уровень их политической активности зависит от сложившейся ситуации. 11 испытуемых характеризуются неудовлетворительным уровнем гражданской ответственности. Такие люди, как правило, аполитичны, не осознают роли личности в политической жизни страны и не интересуются сложившейся общественно-политической ситуацией. Среднее значение по шкале гражданской ответственности равно 4,2 и соответствует среднему уровню. Молодежь Симферополя можно охарактеризовать в целом, как политически пассивную, хотя в отдельных ситуациях и интересующуюся отдельными аспектами современной политики.


Для изучения мотивационно-смыслового компонента политической культуры молодежи Крыма использовались 3 шкалы методики САМОАЛ:

- шкала ориентации во времени;

- шкала ценностей;

- шкала «взгляд на природу человека» («синергия»).

Индивидуальные данные молодежи Севастополя по методике САМОАЛ представлены в табл. 2.5 (см. приложение 5).






Рис. 2.7. Выраженность показателя ориентации во времени среди молодежи Севастополя по методике САМОАЛ


Данные, представленные на рис. 2.7, свидетельствуют о том, что 13 испытуемым из 32 (38%) присуща высокая степень ориентации во времени. По видимому, эти респонденты в своей жизни следуют принципу «здесь и теперь», при оценке политической ситуации понимают экзистенциональную ценность жизни и имеют адекватный уровень стремления к достижениям. 21 испытуемый (62%) характеризуется средней степенью ориентации во времени, что может свидетельствовать о том, что эти респонденты иногда не способны адекватно оценить ситуацию, опираясь на прошлый опыт. В таких случаях их деятельность, как правило, направлена на удовлетворение ситуативных потребностей. Также можно предположить, что эти люди бывают неуверенны в себе, тяжело переживают прошлый негативный опыт и  могут испытывать тревогу из-за возможных предстоящих трудностей.

Среднее значение у молодежи Севастополя по шкале ориентации во времени равно 8,7 и соответствует среднему уровню.

Индивидуальные данные молодежи Симферополя по методике САМОАЛ представлены в табл. 2.6 (см. приложение 6).




Рис. 2.8. Выраженность показателя ориентации во времени среди молодежи Симферополя по методике САМОАЛ


Данные, представленные на рис. 2.8., свидетельствуют о том, что 3 испытуемых из 29 (10%) имеют высокий показатель по шкале ориентации во времени. Такие люди при оценке политических событий пытаются спрогнозировать последствия, опираясь на прошлый опыт и, как правило не испытывают тревоги перед возможными трудностями. 17 испытуемым из 29 (59)% присущ средний уровень ориентации во времени. Этим испытуемым, по видимому, не всегда удается адекватно оценить ситуацию и спланировать свою деятельность с прогнозом на будущие события. 9 испытуемых (31%) характеризуются низким уровнем ориентации во времени. Такие люди не осознают закономерностей общественной жизни, и их деятельность, как правило, направлена на удовлетворение насущных потребностей. Среднее значение у молодежи Симферополя по шкале ориентации во времени равно 6,9 и соответствует среднему уровню.






Рис. 2.9. Выраженность показателей по шкале ценностей среди молодежи Севастополя по методике САМОАЛ


Данные, представленные на рис.2.9, свидетельствуют о том, что 8 испытуемых из 34 (24%) характеризуются высоким уровнем ценностей, что может свидетельствовать о том, что эти люди, принимая участие в общественно-политической жизни ориентированы на традиционные духовные ценности, стремятся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. 24 испытуемых (70%) имеют средний уровень ценностей, что позволяет предположить, что система ценностных ориентаций у данных респондентов не сформирована и зависит от ситуации. Низкий уровень ценностей присущ 2 испытуемым (6%). Можно предположить, что данные испытуемые не признают вышеуказанных ценностей и склонны к манипулятивным действиям в отношении других людей.

Среднее значение по шкале ценностей среди молодежи Севастополя равно 8,3 и соответствует среднему  уровню.




Рис. 2.10. Выраженность показателей по шкале ценностей среди молодежи Симферополя по методике САМОАЛ


Данные, представленные на рис. 2.10, свидетельствуют о том, что 5 испытуемых из 29 (17%) характеризуются высоким уровнем ценностей. Такие люди, как правило, в оценке политической жизни ориентированы на духовные и морально-этические ценности, стремятся к установлению прочных контактов с людьми. 13 испытуемым (45%) присущ средний уровень ценностей. Можно предположить, что личностная система ценностей у данных испытуемых находится в процессе формирования. 11 испытуемых характеризуются низким уровнем  ценностей. Такие люди, как правило, заинтересованы удовлетворением ситуативных потребностей и склоны к манипулятивным действиям в отношении окружающих. Среднее значение по шкале ценностей среди молодежи Симферополя равно 7,3 и соответствует среднему  уровню.






Рис. 2.11. Степень выраженности взглядов на природу человека среди молодежи Севастополя по методике САМОАЛ


Данные, представленные на рис.2.11, свидетельствуют о том, что 29 из 34 испытуемых (85%) имеют неопределенный взгляд на природу человека. Можно предположить, что отношение этих респондентов к окружающим определяется ситуацией и внутренним состоянием. 5 испытуемым (79%) присущ негативный взгляд на природу человека. По-видимому у данных респондентов отсутствует доверие к людям, нет уверенности в потенциальных возможностях общества. Средний показатель среди молодежи Севастополя по шкале синергии равен 5,5 и соответствует неопределенному значению.



Рис. 2.12. Степень выраженности взглядов на природу человека среди молодежи Симферополя по методике САМОАЛ


Данные, представленные на рис. 2.12, свидетельствуют о том, что 2 испытуемых (7%) характеризуются позитивным взглядом на природу человека. Можно предположить, что испытуемым присущи такие качества, как открытость, искренность, добродушие. Такие испытуемые, как правило имеют изначально позитивную установку на большинство окружающих людей. 17 испытуемых из 29 (59%) не имеют сформированного взгляда на природу человека. По-видимому, их отношение к окружающим определяется ситуацией и внутренним состоянием. 10 испытуемых (34%) характеризуются негативным взглядом на природу человека. Такие люди, как правило, изначально негативно относятся к окружающим, и рассматривают их как средство для достижения своих целей. Средний показатель среди молодежи Симферополя по шкале синергии равен 5,5 и соответствует неопределенному значению.

Для исследования особенностей толерантного поведения молодежи Крыма использовалась методика исследования уровня политической толерантности И.В. Жадан. Индивидуальные данные по исследованию уровня политической толерантности молодежи Севастополя представлены в табл. 2.7 (см. приложение 7).



Рис. 2.13. Выраженность политической толерантности среди молодежи Севастополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.13., необходимо отметить, что 7 испытуемым из 34 (21%) присущ высокий уровень политической толерантности, что может свидетельствовать о их осведомленности о значимости своего места и роли в системе политических взаимодействий, уверенности в своей способности влияния на политическую жизнь страны, осуществлять компетентный политический выбор и нести ответственность за его последствия. 27 испытуемых характеризуются средним уровнем политической толерантности, что свидетельствует о том, что восприятие себя и окружающих в социально-политической сфере носит ситуативный характер. Среднее значение суммарного показателя толерантности молодежи Севастополя равно 50,2, что соответствует среднему уровню.




Рис. 2.14. Выраженность политической толерантности среди молодежи Симферополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.14, свидетельствуют о том, что высокий уровень политической толерантности присущ 1 испытуемому (3%). Данный респондент, по-видимому, осознает свою роль, как личности в системе общественно-политических отношений, способен осуществить компетентный политический выбор и осознает свою ответственность за него. 21 испытуемый из 29 (73%) характеризуются средним уровнем политической толерантности, что может свидетельствовать о том, что система политических взглядов у данных людей находится в процессе формирования, либо является ситуативной. 7 испытуемым (24%) присущ низкий уровень политической толерантности, что позволяет предположить, что данные респонденты не осознают себя объектом политики, обладают малым объемом знаний об общественно-политической жизни страны. Среднее значение суммарного показателя толерантности молодежи Симферополя равно 39,4, что соответствует среднему уровню.


Рис. 2.15. Выраженность уровня уважения к правам и свободе выбора других среди молодежи Севастополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.15, свидетельствуют о том, что 2 из 34 испытуемых (6%) имеют низкий уровень уважения к правам и свободе выбора других. Можно предположить, что данные испытуемые имеют сформированную установку относительно общественно-политической жизни, и при столкновении с противоречащими данной установке мнениями способны на агрессивные реакции. 27 из 34 испытуемых (79%) характеризуются средним уровнем, что свидетельствует о том, что эти испытуемые либо не имеют сформированных установок относительно общественно-политической жизни, либо эти установки носят временный характер. Высокий  уровень присущ 5 из 34 испытуемых (15%), что свидетельствует о том, что данные респонденты способны принять точку зрения другого человека, если даже она противоречит их убеждениям. Среднее значение уровня уважения к правам и свободе выбора других среди молодежи Севастополя равно 6,2, что соответствует среднему уровню.




Рис. 2.16. Выраженность уровня уважения к правам и свободе выбора других среди молодежи Симферополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.16, свидетельствуют о том, что 4 испытуемым из 29 (14%) присущ высокий уровень уважения к правам и свободе выбора других. Такие испытуемые толерантны по отношению к людям, мировоззрение которых противоречит жизненным установкам испытуемых. В таких случаях данные респонденты ориентированы на диалог, дискуссию. Средний уровень уважения к правам и свободе выбора других присущ 12 респондентам (41%), что свидетельствует о том, что жизненные установки данных испытуемых, возможно, не сформированы, либо носят временный характер. Низким уровнем уважения к правам и свободе выбора других характеризуются 12 испытуемых (41%). Такие люди категорически не приемлют точку зрения, противоречащую каким-либо их жизненным установкам. Среднее значение уровня уважения к правам и свободе выбора других среди молодежи Симферополя равно 4,2, что соответствует среднему уровню.





Рис. 2.17. Выраженность уровня активности и самоконтроля среди молодежи Севастополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.17, свидетельствуют о том, что 16 из 34 испытуемых (47%) имеют высокий уровень активности и самоконтроля. Можно предположить, что данные испытуемые обладают высоким уровнем самоконтроля в сфере проявления эмоций. 12 из 34 испытуемых (35%) имеют средний уровень активности и самоконтроля. Такие испытуемые способны контролировать эмоции, в большинстве жизненных ситуаций. Низким уровнем активности и самоконтроля характеризуются 6 из 34 респондентов (18%). По видимому, для этих респондентов не имеет значения ситуация, выражение эмоций для них является приоритетным. Среднее значение по шкале «Активность и самоконтроль» среди молодежи Севастополя равно 6,6 и соответствует высокому уровню.



Рис. 2.18. Выраженность уровня активности и самоконтроля среди молодежи Симферополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.18, свидетельствуют о том, что 6 испытуемым присущ высокий уровень самоконтроля в сфере проявления эмоций. 9 (31%) испытуемых характеризуются средним уровнем самоконтроля, что обуславливает проявление эмоций в ситуациях уместных для этого. Для 14 испытуемых (48%) приоритетным является процесс выражения эмоций, независимо от ситуации, что соответствует низкому уровню активности и самоконтроля. Среднее значение по шкале «Активность и самоконтроль» среди молодежи Симферополя равно 5,06 и соответствует среднему уровню.







Рис. 2.19. Степень выраженности уровня адаптивности поведения среди молодежи Севастополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.19, свидетельствуют о том, что 15 из 34 испытуемых (44%) обладают высоким уровнем адаптивного поведения. Возможно, данные респонденты легко устанавливают контакт в любых ситуациях, независимы в постановке и реализации жизненных целей, и им свойственны такие качества, как спокойствие, деликатность, отзывчивость и тактичность. 15 испытуемых (44%) характеризуются средним уровнем адаптивного поведения. Такие испытуемые способны реализовать жизненные цели и установить контакт в новой для себя социальной группе, затратив определенные усилия. Низкий уровень адаптивности поведения присущ 4 из 34 испытуемых (12%). Можно предположить, что эти испытуемые не испытывают потребности в самовыражении, не чувствуют собственной социальной значимости и с трудом устанавливают контакт в новой для себя социальной группе. Среднее значение у молодежи Севастополя по шкале «Адаптивный тип поведения» равно 17 и соответствует среднему уровню.




Рис. 2.20. Степень выраженности уровня адаптивности поведения среди молодежи Симферополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.20, свидетельствуют о том, что 6 респондентам из 29 (21%) присущ высокий уровень адаптивности поведения. Можно предположить ,что данные испытуемые независимы в постановке и реализации жизненных целей, им не составляет устанавливать полноценный контакт с людьми, и им присущи такие качества, как спокойствие, деликатность, отзывчивость и тактичность. Средний уровень адаптивности поведения присущ 13 испытуемым (45%). Постановка жизненных целей, их реализация и установление контакта с другими людьми могут вызывать у данных респондентов ситуативно определенные затруднения. 10 испытуемых (34%) характеризуются низким уровнем адаптивности поведения. Можно предположить, что этим людям присущи такие качества как замкнутость, непостоянство, неудовлетворенность собой и т.д.; либо данные респонденты не испытывают потребности в самореализации и установлении социальных контактов. Среднее значение у молодежи Симферополя по шкале «Адаптивный тип поведения» равно 13 и соответствует среднему уровню.


Рис. 2.21. Степень выраженности уровня конструктивности коммуникативного взаимодействия среди молодежи Севастополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.21, свидетельствуют о том, что высокий уровень конструктивности коммуникативного общения присущ 3 испытуемым из 34 (9%). Как правило, такие люди в общении ориентированы на субъект-субъектное взаимодействие, склонны к компромиссам. Средним уровнем конструктивности характеризуются 26 испытуемых (76%). Конструктивность взаимодействия для этих испытуемых определяется рядом факторов, таких как симпатия к собеседнику, самочувствие и т.д. Низкий уровень присущ 5 испытуемым (15%). Можно предположить, что эти испытуемые в процессе общения склонны к манипулированию и не ориентированы на сотрудничество. Среднее значение уровня конструктивности коммуникативного взаимодействии среди молодежи Севастополя равно 6,3 и соответствует среднему уровню.



Рис. 2.22. Степень выраженности уровня конструктивности коммуникативного взаимодействия среди молодежи Симферополя по методике И.В. Жадан


Данные, представленные на рис. 2.22, свидетельствуют о том, что 2 испытуемым из 29 (7%) присущ высокий уровень конструктивности коммуникативного взаимодействия. По-видимому данные испытуемые в деятельности ориентированы на сотрудничество и продуктивное общение. 17 испытуемым (59%) присущ средний уровень конструктивности коммуникативного взаимодействия, что позволяет предположить, что данные респондентам необходимо приложить определенные усилия для установления полноценного контакта с окружающими. Низкий уровень конструктивности коммуникативного взаимодействия присущ 10 из 29 испытуемых (34%). Такие люди, как правило не заинтересованы в обмене информацией с окружающими и склонны к манипулированию людьми. Среднее значение уровня конструктивности коммуникативного взаимодействии среди молодежи Симферополя равно 5,3 и соответствует среднему уровню.


Рис. 2.23 Степень выраженности жизненного оптимизма среди молодежи Севастополя по методике И.В. Жадан.


Данные, представленные на рис. 2.23, свидетельствуют о том, что 29 испытуемым из 34 (85%) присущ высокий уровень жизненного оптимизма. Можно предположить, что данные респонденты уверены в своем будущем, независимо от возможной социально политической ситуации. 5 из 34 испытуемых (15%) присущ средний уровень жизненного оптимизма. По-видимому эти респонденты, прогнозируя свое будущее, учитывают роль как социальных, так и общественно-политических изменений. Среднее значение по шкале «Жизненный оптимизм» среди молодежи Севастополя равно 8,1 и соответствует высокому уровню.



Рис. 2.24. Степень выраженности жизненного оптимизма среди молодежи Севастополя по методике И.В. Жадан.


Данные, представленные на рис. 2.24, позволяют предположить, что 11 респондентов из 29 (38%) уверены в реализации своих жизненных планов независимо от социально-политических изменений. 17 испытуемых (59%) по-видимому перед постановкой каких-либо жизненных целей, по возможности пытаются спрогнозировать возможные трудности. 1 испытуемый (3%) не уверен в своем будущем, и, по-видимому, испытывает чувство тревоги. Среднее значение по шкале «Жизненный оптимизм» среди молодежи Симферополя равно 5,9 и соответствует среднему уровню.


 

Рис. 2.25. Степень выраженности осознанности и критичности в восприятии общественной жизни среди молодежи Севастополя по методике И.В. Ждан


Данные, представленные на рис. 2.25, свидетельствуют о том, 5 испытуемым из 34 (15%) присущ высокий уровень осознанности и критичности в восприятии общественной жизни. Можно предположить, что эти респонденты активно участвуют в политической жизни общества, склонны анализировать и прогнозировать социально-политические изменения, происходящие в стране.

15 испытуемых из 34 (44%) имеют показатели, соответствующие среднему уровню. Такие испытуемые, по-видимому, интересуются общественно-политической жизнью на бытовом уровне. Уровень осознанности и критичности в восприятии общественной жизни 14 испытуемых (41%) характеризуется, как низкий. По-видимому эти респонденты не интересуются событиями общественно-политической жизни, политически пассивны. Средний показатель осознанности и критичности в восприятии общественной жизни среди молодежи Севастополя равен 5,8, что соответствует среднему уровню.



Рис. 2.26. Степень выраженности осознанности и критичности в восприятии общественной жизни среди молодежи Симферополя по методике И.В. Ждан


Данные, представленные на рис. 2.26, свидетельствуют о том, что 7 из 29 испытуемых (24%) обладают высоким уровнем осознанности и критичности общественной жизни. Можно предположить, что данным испытуемым присущ высокий уровень осведомленности об особенностях общественно-политической жизни общества, что они политически активны и склонны к анализу и прогнозу политических событий в стране. 11 испытуемым (38%) присущ средний уровень осознанности общественной жизни. По-видимому данные респонденты интересуются отдельными аспектами политической жизни и их знания в этой области поверхностны. 11 респондентов, по видимому не заинтересованы общественно-политической жизнью, следствием чего может являться их некомпетентность в данном вопросе. Средний показатель осознанности и критичности в восприятии общественной жизни среди молодежи Севастополя равен 5,7, что соответствует среднему уровню.


Для изучения социальной идентичности молодежи Крыма была использована методика «Социальная идентичность».

Индивидуальные данные по методике «Социальная идентичность» представлены в табл. 2.9 и 2.10 (см. приложение 9,10).



Рис. 2.27. Выраженность социальной идентичности молодежи Крыма


Из данных, представленных на рис. 2.27, видно, что наиболее выраженной среди молодежи Крыма является локальная идентичность – средний показатель по шкале «житель своего города» («севастополец», «симферополец») равен 9,4 балла. На втором месте по степени выраженности стоит региональная идентичность («крымчанин»). Эти данные могут свидетельствуют о тенденции кррымской молодежи к капсулированию. Далее по рангам следуют этническая («представитель своей нации») и национальная («украинец») идентичность. Средний показатель выраженности транснациональной идентичности («европеец») равен 4,4 балла, что можно интерпретировать как степень осознания человеком своей свободы вследствие разрушения «железного занавеса» закрытой советской системы, освобождение из-под тотального контроля, а также как выражение его стремления к познанию достижений мировой культуры. С другой же стороны, выбор этой позиции может свидетельствовать о пренебрежении национальными достижениями, ценностями, традициями. Следующий ранг был получен для макроидентичности («человек мира»). Менее всего выражена российская идентичность, что может свидетельствовать о том, что мнения и стереотипы о пророссийской направленности населения Крыма и, прежде всего, Севастополя, являются ошибочными.

Для определения популярности среди молодежи Крыма некоторых политических деятелей применялся метод анкетирования.

 

Рис. 2.28. Рейтинг популярности политических деятелей среди молодежи Севастополя


Данные, представленные на рис. 2.28, свидетельствуют о том, что наиболее популярен среди молодежи Севастополя Ф. Кастро. Однако необходимо отметить, что большинство испытуемых аргументировало свой выбор сотрудничеством Ф.Кастро с Э. Геварой, который в свою очередь является популярным рекламным брендом. Наиболее популярен среди молодежи Симферополя А. Гитлер, что некоторые испытуемые объясняли своей неприязнью к татарскому этносу; сопоставляя эти данные с выраженностью этнической идентичности, можно сделать предположение о националистических настроениях среди молодежи Симферополя. Далее по уровню популярности среди молодежи Севастополя следует А.Д. Сахаров, несмотря на то, что 23 испытуемых (68%) оказались незнакомы с именем данного политика. Испытуемые объясняли свой выбор значительным вкладом А.Д. Сахарова в отечественную науку. Из симферопольской выборки с именем А.Д. Сахарова оказались незнакомы 23 человека (79%). На следующем месте по популярности среди молодежи Симферополя следует М. Тетчер. Третий по значимости ранг молодежь Севастополя отдает А.Гитлеру, из чего можно сделать предположение о тенденции к появлению националистических настроений в среде севастопольской молодежи. С именем Д.С. Лихачева оказались незнакомы 20 испытуемых (59%) из Севастополя и 24 испытуемых из Симферополя(83%). Наименьший рейтинг популярности у Дж. Буша младшего - 0,6 по Севастополю и 0,5 – среди симферопольской молодежи, что позволяет предположить об антиамериканских настроениях среди молодежи Крыма.


Выявление существующих политических установок и стереотипных представлений молодежи Крыма осуществлялась на основе методики «Реальный-идеальный политик».

Наиболее часто встречающимся качеством реального политика являются следующие:

- алчность: «жадность», «корыстолюбие», «думает о том, как больше украсть», «потворствует коррупции» и т.д. (данную  характеристику выделили 91% процент испытуемых);

- эгоизм: «не заботится о народе», «думает только о себе» и т.д.»(85%);

- стремление к власти «на все готов, ради власти», «властолюбие» и т.д.(82%);

- личностные характеристики: «наглый», «добрый», «агрессивный», «справедливый», «ленивый» и т.д.(56%);

- интеллектуальные качества: «недальновидный», «тугодум» и т.д.(44%)

- внешность: «хорошо одевается», «носит косу», «холеный», «страшный» и т.д.(25%).

Кроме этого, среди перечисленных встречались такие качества как «не следует принципам демократии», «не соответствует занимаемой должности», «уголовник». В отдельных случаях испытуемые употребляли нецензурные выражения. 98% перечисленных качеств носили негативную окраску.


Среди качеств идеального политика были выделены:

- интеллектуальные качества: «мудрый», «интеллектуальный», «умный» и т.д. (97%);

- альтруизм: «работает на благо Родины», «щедрый», «бескорыстный» и т.д (91%);

- личностные качества: «честный», «добрый», «справедливый», «нравственность» и т.д. (85%);

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.