РУБРИКИ

Психологическое исследование политической культуры молодежи Крыма

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологическое исследование политической культуры молодежи Крыма

Кроме этого были указаны такие качества, как «законопослушность», «ориентация на сближение с Россией». В отдельных случаях испытуемые указывали на качества прямо противоположные, которые перечислили  выше.

100% перечисленных качеств носили позитивную окраску.



Полученные данные могут, с одной стороны,  отражать существующие представления респондентов о действующих политиках и о политике в целом, а с другой стороны, свидетельствовать о существовании жестко негативных стереотипов относительно способов организации политической деятельности. Разрыв между  полярными характеристиками образов реального и идеального политика может свидетельствовать  об устоявшихся группоцентрических установках молодежи, как  субъекта политической деятельности.


Табл ХХ

Данные статистической обработки полученных результатов t-критерием Стьюдента



.Сопоставляемые аспекты.

Эмпирическое значение (t).

Уровень значимости (р).

1.

Шкала осмысленности жизни

(Севастополь/Симферополь)

2,89

0,011859

2.

Шкала гражданской ответственности (Севастополь/Симферополь)

14,15

0,000000

3.

Взгляд на природу человека(Симферополь/Севастополь)

17,82

0,000000

4.

Шкала уважения к правам и свободе выбора других (Севастополь/Симферополь)

16,205

0,000000

5.

Шкала адаптивности поведения (Севастополь/Симферополь)

3,18401

0,011113

6.

Шкала жизненного оптимизма(Севастополь/Симферополь)

-2,58492

0,029458


Статистическая обработка полученных данных t-критерием Стьюдента позволила выявить следующие статистически значимые различия:

 - уровень осмысленности жизни у молодежи Севастополя значительно выше, чем у молодежи Симферополя;

 - молодежи Севастополя присущ более высокий уровень гражданской ответственности;

 - у молодежи Симферополя существенно выше взгляд на природу человека;

 - уровень уважения молодежи Севастополя к правам и свободе выбора других значительно выше, чем у молодежи Симферополя;

 - показатели по шкалам адаптивного поведения и жизненного оптимизма также значительно выше у молодежи Севастополя;

 - молодежи Севастополя присущ более высокий уровень жизненного оптимизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Политическая культура является сложным психолого-политическим феноменом, на природу которого существует множество взглядов. В данной работе мы опираемся на следующее понятие понятие: «Политическая культура – исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориента­ции, навыки, влияющие на политическое поведение». Следуя из этого, отметим, что субъектом политической культуры может быть индивид, группа, партия, регион, население страны в целом и т.д. Среди объектов, на которые направлена установка, принято выделять политическую систему в целом, текущий политический процесс, политический режим, отдельные партии, политических лидеров, политические ценности, наконец, самого субъекта.

Ценность понятия «политическая культура» состо­ит в том, что оно позволяет выявить глубинные причи­ны специфики политического поведения различных социальных общностей и индивидов при близких условиях их существования.

Формирование политической культуры личности происходит в процессе политической социализации. Политическая социализация является чрезвычайно сложным и разнонаправленным психолого-политическим процессом, занимающим важное место в процессе формирования политической культуры общества. Благодаря политической социализации личность становится гражданином; не только объектом, но и субъектом политики.

Также выделены внутренние детерминанты политической культуры: социально-психологические, социально-демографические (групповые) и индивидуально-психологические; описана совокупность психологических механизмов формирования и развития  политической культуры, в числе которых механизмы обновления, установления различий и сходства, стереотипизации, политической идентичности, «астенического» синдрома.

Исследование проводилось на базе Севастопольского городского гуманитарного университета, Севастопольского Национального технического университета, Севастопольского филиала Московского государственного университета и Симферопольского национального университета в период с 15.02.06 по 20.03.06.

Был проведен констатирующий эксперимент. Исследование носило срезовый характер.

В исследовании использовались следующие методики:

- тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;

 - тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха;

 - тест «САМОАЛ»;

 - методика исследования политической толерантности И.В.Жадан;

 - методика «Социальная идентичность»;

 - методика «Реальный-идеальный политик».

Кроме этого были использованы методы анкетирования и интервью.


Кроме подтверждения рабочей гипотезы в результате исследования получены следующие данные:

1.       Уровень осмысленности жизни молодежи Крыма соответствует среднему уровню, кроме этого молодежи Крыма присущ смешанный тип локализации контроля

2.       Уровень гражданской ответственности в целом по выборке соответствует среднему уровню;

3.       Молодежи Крыма присуща средняя степень ориентации во времени, средний уровень  ценностей и неопределенный взгляд на природу человека;

4.       Молодежь Крыма характеризуется средним показателем политической толерантности. Кроме этого молодежи Севастополя присущ высокий уровень самоконтроля в сфере проявления эмоций и высокий уровень жизненного оптимизма;

5.       Наиболее выраженными среди молодежи Крыма являются локальная, региональная и этническая идентичность. Наименее выражена российская идентичность.

6.       Наиболее популярным политиком среди молодежи Севастополя являются Ф. Кастро, вследствие использования в коммерческой и политической рекламе его соратника Э. Гевары. Молодежь Симферополя отдала предпочтение А. Гитлеру, объясняя свой выбор неприязнью к татарскому этносу. Сопоставляя этот результат с уровнем этнической идентичности, можно сделать предположение о тенденции к росту националистических настроений среди молодежи Симферополя; наименее популярен среди молодежи Крыма Дж. Буш младший, что позволяет сделать предположение об антиамериканских настроения среди молодежи Крыма;

7.       Среди групп качеств реального политика наиболее часто встречались следующие:

- алчность: «жадность», «корыстолюбие», «думает о том, как больше украсть», «потворствует коррупции» и т.д. (91%);

- эгоизм: «не заботится о народе», «думает только о себе» и т.д.»(85%);

- стремление к власти «на все готов, ради власти», «властолюбие» и т.д.(82%);

- личностные характеристики: «наглый», «добрый», «агрессивный», «справедливый», «ленивый» и т.д.(56%);

- интеллектуальные качества: «недальновидный», «тугодум» и т.д.(44%)

- внешность: «хорошо одевается», «носит косу», «холеный», «страшный» и т.д.(25%).

Кроме этого, среди перечисленных встречались такие качества как «не следует принципам демократии», «не соответствует занимаемой должности», «уголовник». В отдельных случаях испытуемые употребляли нецензурные выражения. 98% перечисленных качеств носили негативную окраску.

Среди качеств идеального политика были выделены:

- интеллектуальные качества: «мудрый», «интеллектуальный», «умный» и т.д. (97%);

- альтруизм: «работает на благо Родины», «щедрый», «бескорыстный» и т.д (91%);

- личностные качества: «честный», «добрый», «справедливый», «нравственность» и т.д. (85%);

Кроме этого были указаны такие качества, как «законопослушность», «ориентация на сближение с Россией». В отдельных случаях испытуемые указывали на качества прямо противоположные, которые перечислили  выше.

100% перечисленных качеств носили позитивную окраску.

Полученные данные могут, с одной стороны,  отражать существующие представления респондентов о действующих политиках и о политике в целом, а с другой стороны, свидетельствовать о существовании жестко негативных стереотипов относительно способов организации политической деятельности. Разрыв между  полярными характеристиками образов реального и идеального политика может свидетельствовать  об устоявшихся группоцентрических установках молодежи, как  субъекта политической деятельности.

Кроме этого, статистическая обработка полученных данных t-критерием Стьюдента позволила выявить следующие статистически значимые различия:

- уровень осмысленности жизни у молодежи Севастополя значительно выше, чем у молодежи Симферополя;

 - молодежи Севастополя присущ более высокий уровень гражданской ответственности;

 - у молодежи Симферополя существенно выше взгляд на природу человека;

 - уровень уважения молодежи Севастополя к правам и свободе выбора других значительно выше, чем у молодежи Симферополя;

 - показатели по шкалам адаптивного поведения и жизненного оптимизма также значительно выше у молодежи Севастополя;

 - молодежи Севастополя присущ более высокий уровень жизненного оптимизма.

Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в качестве исходного материала для создания программ по формированию политической культуры молодежи, а также могут использоваться психологами и педагогами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ажаев В.С. , Е.В. Ананьев , К.С. Гаджиев. Политическая культура , теория и национальные модели. - М.: Интерпракс ,1994.

2. Алмонд Г.А. Верба С. Гражданская культура и ста­бильность демократии//Политические исследования. - 1992. № 4.

3. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение//Социально-политический журнал. - 1992. № 8.

4. Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии //Социология и политология. - 1997. №3.

5. Балл Г.О. Сучасний гуманізм і освіта. – Рівне: “Ліста-М”.

6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002.

7. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М.: Наука, 1994.

8. Газман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

9. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.

10. Дилигенский г.г. Социально-политическая психология. – М.: Наука, 1996.

11. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология М., 1994.

12. Жадан И.В. Методика исследования политической толерантности//Практична психологiя та соцiальна робота. - 2004. № 6.

13. Иванова Н.Л.Структура социальной идентичности личности: проблема анализа// Психологический журнал. – 2004. - №1.

14. Кейзеров Н.М. - О соотношении гражданской и политической культур// Социолого-политические науки. - 1991. №7.

15. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника и слухи. Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2001

16. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи К.Г.Юнга. - СПб.: Речь, 1996.

17. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – М.: Деловая книга, 2001.

18. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.

19. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

20. Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1981.

21. Рябов А. В., Чистяков В.О. - Политическая культура//Вестник МГУ. - 1994. №1.

22. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. - Л., 1979.

23. Семиченко В.А. Психология личности. – К.: Магистр-S, 1997.

24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.:Речь, 2000.

25. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Шорохова. М., 1998

26. Словарь-справочник по психологической диагностике /Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. – Киев., 1989.

27. Теоретическая культурология. – М.: Деловая книга, 2005.

28. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983.

29. Эфендиев А.Г. - Основы социологии. – М.: Наука, 1993.

30. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1998.





ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1


Табл. 2.1.


Индивидуальные данные молодежи Севастополя по методике СЖО

 

Пол и возраст испытуемых

Осмысленность жизни

Локус контроля - Я

1

М, 20

25

15

2

М, 20

38

6

3

М, 21

41

21

4

Ж, 19

25

12

5

М, 23

37

26

6

М, 21

29

24

7

М, 20

35

14

8

Ж, 22

15

8

9

Ж, 19

28

19

10

Ж, 20

34

13

11

М, 19

15

14

12

М, 24

38

17

13

Ж, 22

23

9

14

Ж, 20

41

11

15

М, 21

24

21

16

М, 19

37

14

17

Ж, 19

36

10

18

Ж, 19

18

27

19

М, 23

12

19

20

Ж, 18

17

8

21

М, 23

39

16

22

М, 21

23

17

23

М, 20

27

13

24

Ж, 21

31

11

25

Ж, 20

19

9

26

Ж, 20

21

15

27

Ж, 19

26

21

28

М, 22

22

18

29

Ж, 19

19

12

30

Ж, 21

38

19

31

Ж, 21

31

25

32

М, 19

41

12

33

М, 20

34

16

34

Ж, 20

20

13

Mx

среднее арифметическое значение

28,2

15,4



Приложение 2


Табл 2.2.

 

Индивидуальные данные молодежи Симферополяпо методике СЖО

 

пол и возраст испытуемых

Осмысленность жизни

Локус контроля - Я

1

М, 19

10

7

2

М, 21

12

15

3

Ж, 18

8

5

4

М, 24

18

10

5

Ж, 20

16

12

6

Ж, 23

30

21

7

М, 21

16

12

8

Ж, 23

12

16

9

Ж, 20

21

18

10

Ж, 19

17

17

11

М, 23

20

19

12

М, 21

16

9

13

Ж, 23

12

11

14

М, 20

18

19

15

М, 23

16

14

16

Ж, 19

20

13

17

Ж, 22

14

15

18

М, 21

26

21

19

М, 25

30

14

20

М, 19

15

9

21

М, 19

17

17

22

Ж, 18

8

9

23

Ж, 18

11

4

24

Ж, 21

18

16

25

Ж, 23

12

11

26

М, 24

19

8

27

М, 21

16

10

28

Ж, 20

20

12

29

М, 20

29

20

Мх

среднее арифметическое значение

17,1

13,2

 

Приложение 3


Табл. 2.3.


Индивидуальные данные молодежи Севастополя по шкале гражданской ответственности

 

Пол и возраст испытуемых

Уровень гражданской ответственности в баллах

1

М, 20

7

2

М, 20

5

3

М, 21

3

4

Ж, 19

8

5

М, 23

4

6

М, 21

6

7

М, 20

3

8

Ж, 22

7

9

Ж, 19

4

10

Ж, 20

7

11

М, 19

2

12

М, 24

9

13

Ж, 22

8

14

Ж, 20

6

15

М, 21

7

16

М, 19

5

17

Ж, 19

5

18

Ж, 19

2

19

М, 23

5

20

Ж, 18

14

21

М, 23

5

22

М, 21

8

23

М, 20

4

24

Ж, 21

9

25

Ж, 20

11

26

Ж, 20

4

27

Ж, 19

7

28

М, 22

12

29

Ж, 19

9

30

Ж, 21

4

31

Ж, 21

7

32

М, 19

5

33

М, 20

9

34

Ж, 20

7

Mx

среднее арифметическое значение

6,4

 

Приложение 4


Табл. 2.4.

 

Индивидуальные данные молодежи Симферополя по шкале гражданской ответственности

 

Пол и возраст испытуемых

Уровень гражданской ответственности в баллах

1

М, 19

6

2

М, 21

7

3

Ж, 18

5

4

М, 24

3

5

Ж, 20

0

6

Ж, 23

8

7

М, 21

4

8

Ж, 23

3

9

Ж, 20

9

10

Ж, 19

5

11

М, 23

3

12

М, 21

4

13

Ж, 23

9

14

М, 20

3

15

М, 23

3

16

Ж, 19

1

17

Ж, 22

4

18

М, 21

9

19

М, 25

6

20

М, 19

7

21

М, 19

5

22

Ж, 18

3

23

Ж, 18

2

24

Ж, 21

6

25

Ж, 23

5

26

М, 24

6

27

М, 21

3

28

Ж, 20

1

29

М, 20

4

Мх

среднее арифметическое значение

4,6

 

Приложение 5


Табл 2.5.


Индивидуальные данные молодежи Севастополя по методике САМОАЛ

 

Пол и возраст испытуемых

шкала ориентации во времени

шкала ценностей

шкала синергии

1

М, 20

6

8

4,5

2

М, 20

7,5

4

4,5

3

М, 21

9

6

3

4

Ж, 19

4,5

7

4,5

5

М, 23

9

12

9

6

М, 21

12

14

6

7

М, 20

4,5

7

6

8

Ж, 22

7,5

8

6

9

Ж, 19

12

7

4,5

10

Ж, 20

4,5

9

6

11

М, 19

10,5

12

4,5

12

М, 24

12

8

7,5

13

Ж, 22

8

13

6

14

Ж, 20

13,5

6

9

15

М, 21

10,5

8

6

16

М, 19

12

4

4,5

17

Ж, 19

7,5

9

6

18

Ж, 19

6

9

4,5

19

М, 23

12

6

6

20

Ж, 18

7,5

8

3

21

М, 23

6

3

7,5

22

М, 21

6

10

4,5

23

М, 20

12

5

9

24

Ж, 21

7,5

9

6

25

Ж, 20

12

9

6

26

Ж, 20

4,5

6

3

27

Ж, 19

4,5

12

0

28

М, 22

13,5

8

7,5

29

Ж, 19

7,5

9

4,5

30

Ж, 21

6

10

6

31

Ж, 21

12

8

4,5

32

М, 19

4,5

5

3

33

М, 20

9

9

7,5

34

Ж, 20

13,5

13

6

Mx

среднее арифметическое значение

8,7

8,3

5,5

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.