РУБРИКИ |
Психология деятельности и способности человека |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психология деятельности и способности человекаОбщая характеристика и классификация познавательных и психомоторных способностей Определение способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, позволяет подойти к их классификации на основе традиционного разделения познавательных психических процессов. Способности ощущения (сенсорные процессы). Классификация ощущений по их источникам (свойствам раздражителей), предложенная В.Вундтом еще в XIX в, включает физические (зрительные, слуховые и др.), механические (осязание) и химические (вкус, обоняние) ощущения. В дальнейшем С.Л. Рубинштейн, уточняя эту классификацию, выделил механические, акустические, термические и оптические виды ощущений. В классификации по свойствам рецепторов, отнесенности рецепторного органа к определенному рецепторному полю ощущения делятся на интероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) и экстероцептивные, подразделяющиеся в свою очередь по пространственному признаку на контактные, характеризующиеся непосредственным воздействием на органы чувств, и дистантные. В классификации по качественной специфике (модальности) выделяются зрительные ощущения, включающие хроматические и ахроматические; слуховые, подразделяющиеся на ощущения тембра, высоты и силы звука; статико-кинетические, или вестибулярные, свидетельствующие о положении тела, его отдельных частей и движений; тактильные; болевые; температурные; мышечно-суставные, или кинестетические; осязательные, представляющие собой совокупность функций четырех предыдущих анализаторов; обонятельные; вкусовые и органические. Кроме того, существуют так называемые интермодальные ощущения: вибрационные, занимающие промежуточное положение между слуховыми и тактильными. Каждому виду ощущений присущ ряд характеристик, основными среди которых большинство авторов считают следующие: — пространственная локализация, характеризующая отображение места раздражителя в пространстве, его стабильные координаты, расстояние и направление, в котором находится объект; — длительность — временная характеристика ощущения; — интенсивность ощущения — количественная характеристика, отражающая субъективную величину ощущения и определяющаяся силой действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора; — эмоциональный тон ощущений, выделяемый как дополнительная характеристика. В качестве показателей продуктивности применяются скорость возникновения ощущения, определяемая минимальным временем, необходимым для отражения внешнего воздействия; дифференцированность, тонкость ощущений, характеризующая способность к различению двух или нескольких раздражителей; скорость различения; точность ощущений как соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя; устойчивость уровня чувствительности как длительность сохранения требуемой интенсивности ощущения. Способности восприятия (перцептивные процессы). Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Наиболее распространенными из восприятий являются два: по преобладающей роли того или иного анализатора в отображаемой действительности и по формам существования материи. По первому параметру различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятия. В зависимости от формы существования материи выделяются восприятие времени как отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности; восприятие движения как отражение изменения положения объекта в пространстве; восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его размеров (протяженности), глубины и удаленности от субъекта, а также направления, в котором находится объект восприятия. Восприятие пространства представляет собой "сложную интермодальную ассоциацию", а протяженность и направление как наиболее общие параметры пространства своеобразно отражаются в деятельности каждого анализатора. Следует заметить, что одной из существенных особенностей восприятия является сопоставление, сличение перцептивных образов. В связи с этим важным видом восприятия пространства считается глазомер, определяемый как развивающаяся в результате опыта способность сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя" и подразделяющийся на линейный, плоскостной и трехмерный (глубинный, объемный). В частности, в исследованиях Дж. Тибсона было обнаружено, что человек способен видеть не только окружающее его пространство, но и собственное положение и движение. В качестве ведущих свойств восприятия большинством авторов выделяются следующие: — предметность, выражающаяся в отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира; — константность — способность перцептивной системы сохранять относительное постоянство формы, размеров и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях восприятия, компенсировать эти изменения; — целостность — свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств; — осмысленность — истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смыслового значения; — обобщенность — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку; — избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия. Индивидуальные различия в процессе восприятия: — объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации; — точность — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; — полнота — степень такого соответствия; — быстрота — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; — эмоциональная окрашенность. Способности памяти (мнемические процессы). Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта. Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное еще П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей предмета, материала запоминания и воспроизведения: двигательный, определяемый как память на различные движения и их системы и представляющий собой основу формирования практических и трудовых навыков; эмоциональный (аффективный), определяемый как память на чувства; образный, включающий зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логический (вербальный). В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершаются запоминание и воспроизведение, активности субъекта память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, но при обязательном условии взаимодействия субъекта с предметами, и произвольную. По способу запоминания выделяются механическая, не опирающаяся на понимание, и смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Кроме того, относительно недавние исследования позволили выделить оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия. Особое внимание следует обратить на так называемые процессы памяти, каждый из которых имеет свою специфику и подчиняется особым закономерностям- К их числу относятся: — запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала* предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание — сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) — запоминание с целью сохранения материала в памяти; — сохранение — более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений, имеющее две стороны: собственно сохранение и забывание; — воспроизведение, представляющее собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание как воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия. Индивидуальные различил в процессах памяти выражаются в следующих особенностях: — объем памяти — количественный показатель продуктивности мнемических процессов (количество материала, которое может быть воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия); — точность запоминания и воспроизведения — способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующаяся степенью соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом; — прочность запоминания — максимальная длительность сохранения запоминаемого материала; — скорость запоминания — время, необходимое для полного запоминания материала; — мобилизационная готовность памяти — умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо. Первые четыре показателя могут выступать критериями продуктивности памяти. Способности представления. Обычно представление определяется как образ предмета или явления, в данный момент не воздействующего на органы чувств. По происхождению выделяют представления, возникающие на основе восприятий как результат деятельности памяти, воспроизводящей прежде воспринятое; на основе воображения, формирующиеся или возникающие безотносительно к прежнему восприятию, хотя и использующие его; на основе мышления, реализующиеся в графических моделях, схемах. Некоторые исследователи определяют представление как процесс оживления следов прошлых восприятий, а воображение — как создание нового образа на основе замыкания новых связей между следами прежних восприятий. Наиболее распространенной является классификация представлений в зависимости от анализатора, с которым главным образом связано их возникновение. Так, выделяются зрительные, слуховые (речевые и музыкальные), двигательные, или кинестетические (о движении тела и его частей, а также речедвигательные), осязательные, обонятельные и др. В качестве одного из важнейших видов выступают пространственные представления как отражение формы и размещения объектов (сами объекты при этом представляются весьма неопределенно), которые в свою очередь включают плоскостные и трехмерные (стереометрические) представления. По содержанию деятельности, в которой они функционируют, выделяют художественные, математические, технические, географические и другие представления. В свете проводимого нами анализа следует упомянуть и классификации образов. В частности, на основе обобщения экспериментальных данных Ж. Пиаже предложил следующую классификацию образов по их структуре: репродуктивные, отражающие уже известные предметы и события, подразделяющиеся в свою очередь на статические (отражающие неподвижные предметы), кинетические (отражающие различные формы движения) и преобразующие (отражающие уже известные преобразования объектов); антиципирующие, воспроизводящие новые события и предметы, включающие кинетические и преобразующие (отражающие как конечный результат преобразований, так и все этапы трансформации образа). В отечественной психологии образы различаются по степени обобщенности способам формирования и функционирования. В качестве показателей продуктивности представлений могут выступать яркость — четкость, указывающая на степень приближения вторичного образа к результату визуального отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивностных); точность образов, определяемая степенью соответствия образа объекту, воспринимавшемуся ранее; полнота, характеризующая структуру образа, отражение в нем формы, размеров и пространственного положения объектов; детальность представленной в образе информации. Способности воображения (имажинитивные процессы). Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание. Отличительной чертой воображения - оно обязательно протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности, причем эти образы невозможно получить ни эмпирическим, ни логическим путем. В качестве материала воображения обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представление, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его». Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс. Традиционно видами воображения считают пассивное и активное, различающиеся по степени сознательного и активного отношения человека к действительности. Пассивное воображение в свою очередь делится на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное, проявляющееся, как правило, в пограничных состояниях), а активное — на творческое, представляющее собой создание новых, оригинальных образов и идей, и воссоздающее, основанное на создании образов, соответствующих описанию. Особенность собственно творческого воображения заключается в том, что «оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче — научной, художественной, практической». По временной направленности виды воображения можно разделить на ретроспективное (воображение - воспоминание); воображение, непосредственно включенное в совершаемую деятельность, и воображение, направленное на будущее. По характеру возникновения образов воображение может подразделяться на конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов, схем. В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное и другие виды воображения. Выделяется сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное), включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и, вероятно, другие виды воображения, словесно-логическое (концептуальное), выступающее как элемент мышления; эмоциональное. Как особый вид выделяем оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности. Как показатели продуктивности воображения отмечаются новизна, оригинальность и осмысленность переработки данных опыта; широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнять преобразования различного материала; тип оперирования (доступный способ преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований. Способности мышления (мыслительные процессы). Мышление обычно определяется как опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредовании — и обобщенное познание объективной реальности, процесс сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. В процессе мышления объект вступает в языковые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы "вычерпывается" все новое содержащие. Традиционная классификация мышления связана с разделением его на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Основные признаки наглядно-действенного мышления: - неразрывная связь с восприятием, оперирование только непосредственно воспринимаемыми вещами и их связями, которые даны в восприятии; - неразрывная связь с прямым манипулированием вещами принципиальная невозможность реализовать поставленную задачу без участия практических действий; - направлено прежде всего на выявление свойств предметов и явлений, наиболее близко лежащих "к поверхности", но скрытых от непосредственного восприятия. Наглядно-образное мышление: - мыслительная деятельность осуществляется на образном материале; - наиболее значительную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные образы; - оперирование образами, возникающими при опоре на различные сенсорные системы; - слова используются только как средство выражения выполненных в образах преобразований. По характеру связи с практикой выделяются практическое мышление, совершающееся в практической деятельности и направленное на решение частных конкретных задач, и теоретическое, связанное в основном с нахождением общих закономерностей. По роду связей и отношений, отражаемых мышлением, выделяются эмпирическое мышление, характеризующееся отражением объектов со стороны их внешних связей и проявлений, и теоретическое, «отражающее внутренние связи объектов и законы их движения». В качестве специфического вида мышления в зарубежной психологии рассматривается эмоциональное мышление, вызываемое не с познавательной целью, а побуждениями чувств и включающее аффективное (эстетическое и религиозное) и волевое мышление. По параметру содержания труда, в который включено мышление, выделяется такой его специфический вид, как техническое мышление, имеющее трехкомпонентную понятийно-образно-действенную структуру, где каждый из компонентов занимает равноправное место. В качестве свойств мышления, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов и обеспечивающих продуктивность умственной деятельности, выделяются следующие: — гибкость (подвижность) мыслительных процессов, связанная с изменением аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, с умением изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала, проявляющаяся в активном переструктурировании исходных данных, понимании и использовании их относительности; — темп развития мыслительных процессов, определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения; — быстрота — скорость протекания мыслительных процессов; — самостоятельность — умение увидеть и доставить новый вопрос, а затем решить его своими силами; — экономичность мышления, определяемая числом логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность; — широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики; — глубина — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений» предвидеть последствия; — последовательность мысли — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса; — критичность — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Способности внимания (аттенционные процессы). Обычно под вниманием понимают определенную сторону психических процессов — направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Основными функциями внимания являются отбор релевантных воздействий, удержание деятельности до момента достижения цели, регулирование и контроль протекания деятельности. По объекту психической активности выделяются сенсорно-перцептивный, связанный с раздражителями разных модальностей, интеллектуальный, двигательный и эмоциональный виды внимания. В зависимости от активности личности в организации внимания можно выделить непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. По характеру направленности внимание можно разделить на внешненаправленное (перцептивное), объект которого находится во внешнем мире, и внутреннее, направленное на собственные ощущения, мысли, переживания. Внимание характеризуется рядом свойств: — сосредоточенность, концентрированность, проявляющаяся в отвлечении от всего постороннего, в торможении побочной деятельности и тесно связанная с интенсивностью внимания, являющейся основой помехоустойчивости - На наш взгляд, целесообразно представление этих характеристик как двух сторон одного свойства: концентрированности как выражения сущности, избирательности внимания и интенсивности как степени выраженности направленности внимания на объект, степени его сосредоточенности; — объем внимания, характеризуемый количеством объектов, на которое может быть направлено внимание при условии их одновременного восприятия. Некоторыми авторами объем внимания рассматривается не как самостоятельное свойство, а как показатель концентрированности внимания; — распределение внимания — свойство, обусловливающее возможность одновременного выполнения двух или более видов деятельности (или нескольких действий в процессе одной деятельности); — переключение (гибкость) внимания — способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям, проявляющаяся либо в переходе от одного объекта к другому, либо от одной деятельности к другой. Показателями продуктивности переключения внимания являются время переключения, объем работы, выполненной в единицу времени, точность переключения; — устойчивость внимания — длительность сосредоточения на объекте или явлении; — оперативная подвижность, являющаяся специфической динамической характеристикой внимания и возникающая в ситуациях, требующих быстроты ориентировки в изменяющихся условиях, а также предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения. Психомоторные способности. Под психомоторикой, как правило, понимается "объективация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями". Были выделены следующие особенности психомоторики взрослого человека: статическая координация (дрожание пальцев и колебания рук); динамическая координация (одной руки или обеих рук); моторная активность (скорость реакции, быстрота установки и скорость движений); соразмерность движений, определяющая ориентацию человека в пространстве; направление движения; составление формул (энграмм) движений и автоматизированные движения; одновременные движения; ритм движений; темп движений; мышечный тонус; сила, энергия движений. Попытка классификации психомоторных процессов была предпринята К.К. Платоновым, который подразделил психомоторику на сенсомоторные процессы (основная подструктура), идеомоторные процессы и произвольные моторные действия. Идеомоторные процессы связываются различными авторами с представлениями о движениях, что, по нашему мнению, скорее относится к особенностям памяти и воображения. В сенсомоторных процессах выделяются три группы: 1) простые сенсо-моторные реакции, характеризующиеся возможно быстрым ответом, заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но тоже заранее известный сенсорный сигнал; 2) сложные сенсомоторные реакции, включающие реакции различения, выбора, переключения и реакции на движущийся объект; 3) сенсомоторная координация, характеризующаяся динамичностью и раздражителя, и двигательного ответа, включающая реакцию слежения и собственно координацию движений. Показателем продуктивности 1-й группы реакций является время, в качестве показателей реакций 2-й и 3-й групп выступают скорость, точность и вариативность (степень изменения скорости и точности). Основными характеристиками рабочих движений считаются траектория, описываемая формой, направлением и объемом движений; скорость, обусловливающая в сочетании с ускорением равномерность движений; темп и сила движений. Комплексное рассмотрение двигательной активности на нескольких уровнях; целостной деятельности, отдельного акта, макро- и микродвижений — позволило включить в число психомоторных характеристик самые различные двигательные особенности: локомоторную функцию, обеспечивающую динамичность поведения человека в окружающей среде; мышечный тонус как энергетическую характеристику двигательной активности; особенности статического и динамического тремора как показатель степени координации движений и регулятор успешности их выполнения; силу мышечного напряжения (ручную и становую) как показатель общего физического развития; статическое мышечное напряжение (усилие); точность движений рук и ног; особенности графических движений. Качественную сторону двигательной деятельности, зависящую от степени развития двигательного анализатора, эти авторы характеризуют с помощью таких свойств, как сила, скорость, выносливость, точность, ритмичность движений. Е.П. Ильин выделил несколько групп качеств, характеризующих психомоторику. Первая группа качеств включает в себя координационные способности, а именно: способности к сохранению равновесия тела и устранению статического и динамического тремора; проприоцептивные функции, включающие оценку, отмеривание, воспроизведение и дифференциацию пространственных, силовых и временных параметров движений, а также кратковременную и долговременную память на указанные параметры движений. Во вторую группу психомоторных характеристик, определяющих скоростно-силовые особенности и выносливость человека, входят показатели, характеризующие быстродействие (время реагирования на различные сигналы, максимальная частота движений, быстрота одиночного движения); показатели мышечной силы, степени напряженности (тонуса) мышц и подвижности суставов; скоростно-силовые качества (взрывная сила); выносливость при статических усилиях и при динамической работе. Выделяют также сложные способности, такие, как меткость, ловкость и т.д. А.А. Толчинский предложил шесть основных свойств психомоторных функций: меткость, ловкость, координацию, ритмичность, скорость и силу движений. Наконец, С.Л. Рубинщтейн, рассматривавший движения как способы, механизмы осуществления действий, выделял следующие свойства движений; скорость (быстрота прохождения траекторий); сила; темп (количество движений за определенный промежуток времени); ритм (временной, пространственный и силовой); координированность; точность и меткость; пластичность и ловкость. Зарубежные психологи предлагают иную классификацию факторов психомоторики: точность контроля; одновременная координация нескольких конечностей; ориентация ответа; время реакции; скорость движений руки; управление темпом; ловкость руки; ловкость пальцев; устойчивость руки и кисти; скорость движений кисти и пальцев; точность наводки. Анализ и преобразование критериев классификаций способностей (психических процессов). Анализ литературы позволил выявить основания классификаций различных познавательных психических процессов и внимания, в качестве которых выступают: свойства раздражителя и модальность — при классификации ощущений; преобладающая роль анализатора и форма существования материи — при классификации восприятий; предмет, материал запоминания, активность субъекта, продолжительность процесса, ведущий анализатор — при классификации особенностей памяти; ведущий анализатор, степень обобщенности образа и содержание деятельности — при классификации представлений; степень сознательности и активности субъекта, временная направленность активности, характер возникновения образов, вид деятельности, особенности материала психической деятельности — при классификации воображения; предмет, материал деятельности, характер связи с практикой характер отражаемых связей и отношений, содержание труда — при классификации особенностей мышления; активность субъекта в организации внимания, направленность внимания на внешний мир и внутренний мир человека, объект внимания, ведущий анализатор — при классификации особенностей внимания. В результате преобразований в число критериев классификаций познавательных процессов и внимания были включены следующие: ведущий анализатор, предмет отражения, форма существования материи, активность субъекта, направленность отражения в пространстве и во времени, продолжительность протекания процесса, вид деятельности (содержание труда) и характер связи с практикой. Состав свойств психических процессов далеко не однороден: некоторые из этих свойств отражают сущность тех или иных особенностей психики, другие характеризуют продуктивность познавательных процессов, третьи определяют продуктивность умственной деятельности в целом. Исторически ведущие свойства процесса восприятия (предметность, константность, целостность, осмысленность, обобщенность, избирательность) были выделены прежде всего с той целью, чтобы отличить ощущение как более элементарную, простейшую форму отражения от восприятия — психического процесса более высокого уровня. Особое положение занимает свойство памяти, обозначенное как мобилизационная готовность. Многие авторы характеризуют его как сложное психическое образование, результат интеграции мнемических и мыслительных, волевых и эмоциональных свойств личности. Ощущение. В качестве показателя продуктивности ощущения можно использовать скорость отражения действующего раздражителя (в стандартных условиях). Как показатели качества выступают следующие характеристики: адекватность, правильность отражения отдельных свойств предметов и явлений (точностной показатель ощущения); его пространственная локализация, понимаемая как расположение раздражителя в пространстве интенсивность как субъективная величина ощущения; дифференцированность — показатель различительной чувствительности. Устойчивость уровня чувствительности, т.е. длительность сохранения требуемых точностных и скоростных особенностей ощущения, является характеристикой его надежности. Восприятие. В качестве показателя продуктивности восприятия используется количество объектов, отраженных (воспринятых) в единицу времени (объем восприятия), и минимальное время, необходимое для восприятия данного количества объектов (скорость восприятия). Точность восприятия — соответствие образа особенностям воспринимаемого объекта — будем рассматривать как качественный показатель этого психического процесса. Полнота, характеризующая один из аспектов точности — степень соответствия, не включена в число самостоятельных свойств продуктивности, а может использоваться как дополнительный показатель качества. Показателями надежности восприятия могут служить длительность восприятия с требуемой степенью точности и скорости, а также вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени. Память. Продуктивность памяти можно охарактеризовать количеством запомненного и воспроизведенного в единицу времени материала (объем памяти) и скоростью запоминания и воспроизведения данного количества объектов. Показателем качества памяти может служить точность, т.е, соответствие актуализированного образа запомненному объекту. В качестве показателей надежности этого процесса могут выступать прочность памяти как длительность сохранения материала с последующим его воспроизведением и вероятность быстрого и точного запоминания и воспроизведения. Представление. В качестве показателей продуктивности представления выступают количество образов объектов, представленных в заданный интервал времени, и скорость возникновения заданного количества образов. Качественным показателем представления может служить точность как соответствие образа особенностям представляемого предмета. Показатели полноты, детальности и яркости, характеризующие отдельные аспекты представления, входят в число дополнительных. В качестве показателей надежности будем использовать длительность формирования образов с требуемой степенью точности и скорости, а также вероятность возникновения заданного числа образов в заданный интервал времени. Воображение. Показателями продуктивности воображения могут служить число выполненных преобразований образов (число решенных образных задач) и скорость выполнения этих преобразований. Качество воображения будем характеризовать адекватностью выполненных преобразований заданным условиям. Как дополнительный показатель качества может использоваться яркость образов, возникающих в результате преобразований. Показателями надежности могут выступать длительность выполнения заданных преобразований образов (решения образных задач) и вероятность выполнения точных преобразований образов в заданный интервал времени в заданных условиях. Мышление. В качестве показателей продуктивности мышления могут выступать количество решенных в единицу времени задач и скорость решения заданного числа задач. Темп мыслительной деятельности, касающийся одного из аспектов скорости решения задач, используем как дополнительный показатель. Качество мышления будем характеризовать правильностью решения поставленных задач. Показателями надежности могут служить длительность правильного решения задач и вероятность правильного решения заданного числа задач в заданный интервал времени. Внимание. Показателями продуктивности внимания будем считать скорость переключения внимания (минимальное время, необходимое для переключения внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую) широту распределения внимания (количество объектов или видов деятельностиf одновременно находящихся в зоне внимания). Как показатели качества выступают ошибки распределения и переключения внимания и интенсивность, т.е. степень сосредоточения внимания на объекте. В качестве показателя надежности внимания будем использовать длительность концентрации внимания, понимаемую как вероятность безошибочного сосредоточения внимания в заданный интервал времени, и устойчивость внимания — длительность сосредоточения внимания на объекте. Следует заметить, что кроме рассмотренных выше в число характеристик продуктивности воображения и мышления включен еще ряд показателей, определяющих качественную специфику» творческий характер данных психических процессов* В связи с этим они будут рассматриваться как спемифические качественные показатели продуктивности мышления и воображения. К ним относятся новизна, оригинальность, тип и широта оперирования образами — для характеристики воображения; гибкость, экономичность, последовательность и критичность для характеристики мышления. Анализ свойств психомоторики. Анализ показал крайнюю неоднородность используемых различными авторами показателей: к числу психомоторных относят мышечную активность, особенности и свойства простых и сложных движений, виды реакций и даже некоторые функции опорно-двигательного аппарата (например, локомоторные). Проприоцептивные функции следует отнести к особенностям сенсорно-перцептивного уровня, а двигательную память — к мнемическим процессам. Поэтому в наших исследованиях мы ограничимся следующими видами движений и реакций: — сенсомоторные реакции, понимаемые как реакции человека на внешнее воздействие, в которых осуществлена связь восприятия и ответного движения; — сенсомоторная координация, определяемая как сенсомоторный процесс, при котором динамично не только сенсорное поле, но и сама реализация двигательного акта, включающая координацию движений руки, обеих рук и рук и ног. В качестве свойств продуктивности нами будут использоваться следующие характеристики движений и реакций: скорость реакции — типичное для данного человека в данных условиях латентное время его реакции, т.е. время от момента появления раздражителя до начала ответного движения; скорость движений — быстрота прохождения траекторий; точность движений — соответствие заданной траектории и направлению; координированность движений — способность преодоления избыточных степеней свободы движущегося органа, т.е. превращение его в управляемую систему; темп движений — количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями; ритм движений — периодическая повторяемость движений (в пространственном, временном и силовом аспектах); надежность — вероятность длительного выполнения движений с заданной скоростью, точностью, координированностью, темпом и ритмом. В теоретическом и практическом планах уже в конце 20-х годов Л.С. Выготский четко выделил органические (биологические) и культурные процессы развития высших психических функций, показал их тесную взаимосвязь и слитность в процессе онтогенетического развития. В концепции механизма психических функций, разработанной Б.Г. Ананьевым, сделана попытка решить проблему соотнесения биологических и социальных основ психической деятельности. Функциональные механизмы «детерминированы онтогенетической эволюцией и природной организацией человеческого индивида». Операционные механизмы не содержатся в самом мозге — субстрате сознания, они усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в общей его социализации и носят конкретно-исторический характер. Функциональные механизмы относятся к характеристикам человека как индивида, операционные — к характеристикам человека как субъекта деятельности, мотивационные — к характеристикам человека как индивида и личности. Любую конкретную деятельность можно дифференцировать на отдельные психические функции. Психические функции реализуют наиболее общие, родовые формы деятельности, которые выступают в качестве исходных при ее анализе. Описать структуру психических функций можно только как психологическую структуру деятельности, а развитие способности — как развитие системы, реализующей эти функции, как процесс системогенеза. Архитектоника этой системы в основных компонентах должна совпадать с архитектоникой функциональной системы трудовой деятельности, однако содержание каждого компонента будет специфичным для каждой способности так же, как и для каждой предметной деятельности. Специфическая особенность рассматриваемой системы состоит в том, что она обладает природным свойством, направленным на реализацию определенной психической функции и проявляющимся через функциональные механизмы. Структура способностей в виде формальной схемы, отражающей представленные выше положения, дана на рис. 3.11. Предложенное понимание структуры отдельных способностей позволяет выдвинуть гипотезу, основанную на том принципе, что эта структура едина для всех способностей и аналогична структуре деятельности. Понимание структуры отдельной конкретной способности позволяет наметить пути решения проблемы структуры способностей. Центральным моментом в ее решении является понимание взаимодействия функциональных и операционных механизмов отдельных способностей. Рассмотрим этот вопрос на примере мыслительных способностей. Обычно под мышлением понимают систему "сознательных операций, направленных на разрешение задач посредством раскрытия объективных связей и отношений". В данном подходе к определению мышления отражен только один аспект — операционный, но полностью отсутствует функциональный аспект характеристики мышления. Как отмечал А.Р. Лурия, операционная сторона мышления характеризуется использованием "готовых кодов (языковых, логических, числовых), сложившихся в процессе общественной истории и пригодных для того, чтобы реализовать идеальную схему или гипотезу. Процесс использования соответствующих операций является уже не столько творческим, сколько исполнительным этапом мышления, сохраняя, однако, иногда большую сложность. Рис. 3.11 Функциональная система способностей В общем виде процесс выработки гипотезы можно описать как формулирование научно обоснованного высказывания вероятностного характера относительно сущности взаимосвязей и причин явлений объективной реальности. Слова С.Л. Рубинштейна "поставленная проблема во всем многообразии своих объективных свойств и признаков" указывают, что одно из условий успешного решения — видение проблемы во всем многообразии свойств и признаков. С одной стороны, это видение определяется знаниями, опытом субъекта, а с другой — выступает как проблема ассоциативного когнитивного научения. Успешность решения проблемы в некоторой мере определяется свойствами восприятия. Слова "во всем многообразии" предполагают как открытие нового в проблеме, так и актуализацию связанных с ней знаний. Здесь значительную роль играет такое свойство личности, как открытость интеллекта, т.е. свойство принимать и преломлять в сознании новые идеи под углом зрения какой-либо проблемы. Существенное значение имеют и неосознаваемые процессы, которые заключаются в неконтролируемом подключении новых информационных сетей. Как проблема "включается" и в какие связи? Здесь многое зависит от способности человека находить аналогии, устанавливать ассоциации, проявлять независимость мышления, быть способным посмотреть с новой стороны на нечто давно и хорошо известное. Эти способности и есть собственно мыслительные. Обнаружение новых свойств включается в деятельность, и процесс мышления следует рассматривать не изолированно, а включая его в деятельность, направленную на решение задачи, на принятие решения. Выявленные свойства и качества не всегда фиксируются в понятиях. Можно даже предположить, что чаще они не фиксируются в понятиях, а отражаются как нечто полезное для решения проблемы. Процесс решения задачи протекает в тесном единстве чувственного познания, представляющего собой цикл взаимодействий субъекта с объектом, и логического мышления. Неосознаваемый опыт часто содержит в себе ключ к решению проблемы. Механизм решения проблемы в своих структурных характеристиках близок к механизму речи с ее глубинными "порождающими грамматиками". Эти глубинные механизмы в значительной мере и определяют мыслительные способности. Функциональные механизмы мышления пока недостаточно изучены, операционные механизмы мышления односторонне представлены логическими операциями и методом мышления. «Исследования психических процессов (или функций) показывают их неразрывную связь и взаимопереходы. Когда изучается, например, восприятие,— отмечал Б.Ф. Ломов,— то обнаруживается, что в принципе невозможно создать условия, которые позволили бы отпрепарировать его от памяти, мышления, эмоций и т.д. В реальный процесс восприятия включается и память, и мышление, и т.д.» Способность, понимаемая с позиций системного подхода как свойство функциональной системы, есть одна из "клеточек", та единица диагностического анализа, на основе которой можно построить всю систему познавательных способностей как систему свойств функциональных систем мозга, реализующих отражательную функцию. Такое понимание способностей позволяет сделать значительный шаг в направлении целостности анализа психики при любых акцентах и любом уровне ее рассмотрения. В психологии наиболее распространена точка зрения, согласно которой способности понимаются как продукт прижизненного формирования. Определяющая роль в этом процессе принадлежит обучению, которое ведет за собой развитие. Диалектико-материалистическую основу решения вопроса о детерминации развития психики последовательно отстаивал С.Л.Рубишшгейн, который утверждал, что все внешние воздействия на человека проявляются, лишь преломляясь через его внутренние условия. Можно сказать, что генезис способностей — это комплекс вопросов о соотношении биологического и социального в способностях, о задатках и способностях, о движущих силах развития способностей. Рис. 3.12 Структура познавательных способностей (на примере восприятия, памяти и мышления) Развитие способности — это развитие системы, реализующей ту или иную функцию; это процесс системогенеза. Понимание развития способностей как системогенеза функциональной системы позволяет проанализировать изменения способностей с точки зрения выделенных выше признаков развития. Общие и специальные способности Стремление показать уникальность отдельных профессий с точки зрения их обусловленности личностными качествами привело к многочисленным исследованиям в области педагогических, музыкальных, организаторских способностей, но это не прояснило ситуации. Феномен специальных способностей как отличных от общих является фантомом. Человек от природы наделен общими способностями. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Принципиальным моментом, оставшимся вне поля зрения большинства исследователей, является оперативный характер развития способностей, характеризующийся тонким приспособлением свойств личности к требованиям деятельности (как и противоположный процесс — приобретения деятельностью индивидуального лица). Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Второй важный момент проблемы способностей — системность проявления отдельных способностей в деятельности. В результате формирования функциональной системы деятельности она приобретает новые качества. Одаренность индивидуальна: у различных лиц, занятых одной и той же деятельностью, одаренность различна. Для одной и той же деятельности характерны различные одаренности. В большинстве упомянутых исследований одна из центральных выдач, стоящих перед авторами, заключалась в выявлении профессионально важных качеств. В результате анализа были выявлены перечисленные ниже особенности психических процессов, выступающие как профессионально важные. Из-за отсутствия единого подхода к пониманию содержания профессиональных способностей в профессиограммах наряду с характеристиками психических процессов в качестве профессионально важных качеств нередко приводятся особенности темперамента (эмоциональная устойчивость, тревожность, нейротизм), черты характера (аккуратность, хладнокровие, усидчивость), свойства нервной системы и их жизненные показатели, а также такие сложные психические образования, как способность выполнять монотонную работу, способность усилием воли продолжить (завершить) работу, способность к быстрой выработке и переработке сенсомоторных навыков и т.д. Выполненное исследование профессиональных способностей подтверждает высказанную гипотезу о специальных способностях как об оперативной форме общих способностей. Природная сущность человека направлена на отражение природных компонентов, природной среды. В своем развитии человек поднимается до духовных творений. Создание и освоение этих духовных творений требует духовных способностей. Духовные творения — это творения человеческого разума, накопление знаний, значений и смыслов- Природные свойства человека, связанные с освоением природных явлений, можно назвать природными способностями, а свойства человека, развившиеся на базе биологических, природных и связанные с созданием и освоением духовных творений, будем называть духовными способностями. Духовные творения — это прежде всего творения, относящиеся к самому человеку и осмыслению его роли и назначения в истории. Способности, которые позволяют совершать это восхождение, этот акт постижения, и будут духовными способностями, т.е. это способности к самопознанию, самоосознанию, самопереживанию, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми. Стремясь к познанию самого себя, человек развивает свои духовные способности, развивается в своих сущностных моментах. Духовные способности развиваются на базе биологических, и в определенной мере они являются продолжением биологических способностей, завершением биологической природы человека. Существуют два различных способа научного мышления, являющихся функциями (конечно, не равных стадий развития человеческого разума) двух разных стратегических уровней, на которых природа подвергается атаке со стороны научного познания. Один способ основывается на восприятии и воображении, он весьма близок к чувственной интуиции, другой основывается на абстрагировании от чувственного восприятия, в силу этого он более свободен, расторможен и позволяет раскрывать более отдаленные связи и отношения. Первобытное мышление в большей мере направлено на практическое знание и технологию, но в процессе познания оно использует те же мыслительные операции: анализ и синтез, систематизацию и классификацию. Характерной особенностью первобытного мышления является то, что качества, которыми оно оперирует, непосредственно входят в переживаемый субъектом опыт, а следовательно, они всегда личностно значимы. Мышление ребенка конкретно, как и мышление первобытного человека, оно базируется на чувственном опыте и чувственной интуиции. Не должно быть разрыва между чувственным познанием и рациональным познанием. И переходным мостом здесь выступают методы мышления. Истоки этнического мышления. Изучение туземной культуры показывает, что почти вся деятельность коренных народов требует истинной непринужденности в обращении с местной флорой и точного знания ботанических классификаций. Туземцы, по данным Conklin, используют до 93 % местной флоры. Интеграция с природой явилась следствием ее длительного и интенсивного познания, которое осуществлялось на основе природных способностей с помощью специальных приемов, часто соединенных с магическими обрядами. Фактически можно говорить об этнической ментальности, этническом мышлении. Передаваясь из поколения в поколение формы этнического мышления составляют одну из наиболее сущностных черт этноса. Но уже в период первобытной культуры человек стремится познать высшие силы, определяющие законы мирового порядка, природы и человека в этой природе. Человек создавая мифы, которые в своей сущности являются творениями, их цель — передача наиболее важных сведений, определяющих существование человека. Велико уважение к людям, владеющим тайнами мифа. Но миф передает лишь самые важные сведения. Письменность позволяет в более доступных формах фиксировать индивидуальный и коллективный опыт, достояние истории и культуры. Интеллект и духовность. Создавая "вторую природу", человек как бы освобождается от жесткой связи с природой, гарантируя свою жизнь от случайностей, бед и невзгод. При этом духовные способности направлены на сохранение культурной истории, на ее усвоение и воспроизводство, на ее развитие. Данные нейрофизиологии показывают, что и сегодня до 90 % объема головного мозга "молчит", и ученые еще не выяснили, в чем его предназначение. Это тот потенциал, который еще не раскрыт. Можно предположить, что субстанциональные возможности и лежат в основе завершения природы человека, они свидетельствуют о потенциальной незавершенности человека и огромных возможностях завершения, восхождения к духовным вершинам. Несомненно пока только одно: чем выше общий духовный уровень, тем более высоки будут вершины, возвышающиеся над этим уровнем. Здесь ярким примером является вычислительная техника. Для того чтобы пользоваться компьютером на уровне средства, не надо знать, как он устроен, но для того чтобы создать компьютер, необходим прорыв к информационным технологиям. Настоящим прорывом в духовной жизни явилось развитие идей гуманизма и социальной справедливости. При всех издержках реализации этих идей Россия, несомненно, оказала глубокое влияние на общественную и политическую мысль Запада, на реальную жизнь широких слоев населения. Духовность времени — это совокупность идей, творений, образов, которые создаются выдающимися личностями, но которые доступны каждому, кто способен воспринимать и понимать. Своеобразие духовного мироотражения отдельных народов характеризуется своеобразием их интеллекта, своеобразием духовной мощи я духовных способностей. Здесь проходит граница тонкого разделения интеллекта и духовных способностей. Интеллект выступает как общее качество, он проявляет себя в любой культуре, интеллект более близок к природной сущности способностей, отнесенной к творениям в области науки и техники. Корни духовных способностей — в духовной сущности народа, осмысленной, соотнесенной с религиозным мировосприятием. В индивидуальном развитии духовные способности формируются на основе природных, отражая духовную сущность народа, систему ценностей, значений и личностных смыслов (рис. 1.15). Вершиной духовного постижения является раскрытие человеческой сущности, прежде всего ее таинственности и непознанности. Язык вмещает в себя все познание, все духовные достижения, но в застывшей форме, личностно не соотнесенной, эмоционально не насыщенной. Только личностное знание является духовным знанием. Понятие "духовные способности". Духовность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает дух, душа. В этом случае под духовными способностями понимают свойства духа, некоего идеального познающего начала. Духовные способности можно понимать как единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, и способностей человека как субъекта деятельности и отношений, выступающих в единстве с нравственными качествами человека как личности. Духовные способности — это качество индивидуальности, определяющее качественную специфику поведения. Духовное поведение безгрешно и добродетельно. Оно определяется добродетелями личности. Добродетель всегда нравственна. Вера — это как раз такой парадокс, согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит выше всеобщего, единичный оправдан перед всеобщим, не подчинен ему, но превосходит его, правда таким образом, что единичный индивид, после того как он е качестве единичного был подчинен всеобщему, теперь посредством этого всеобщего становится единичным, который в качестве единичного превосходит всеобщее; вера — это парадокс, согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолюту. Понятие "духовные способности" трактуют как синоним понятия "душевные способности". Здесь этимология понятия объясняется пониманием способностей как свойств духа или души. В духовных способностях индивид возвышается над обычными способностями. Обычные способности выступают в роли того всеобщего, не постигнув которого, не развив их в себе, индивид не может подняться до духовных способностей. Духовные способности вырастают из общих способностей. В духовном состоянии — секрет творчества. Духовное состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений. Духовное состояние повышает направленную проницательность ума индивида, выделяя те свойства объектов, которые позволили разрешить проблему раскрыть истину. Генетически обусловленные предпосылки должны раскрываться в индивидуальной жизни путем постоянных упражнений. Но для того чтобы привести свой ум в духовное состояние, требуется длительный путь подвижничества. И ведущую роль здесь играют теоретические и нравственные размышления. Через историю отдельных культур проходят безличностные, общезначимые знания и умения, присущие сознанию как таковому. В противоположность безличностному знанию выступают личностные знание и умение. Духовные способности и духовные состояния. В ходе дальнейшего рассмотрения духовных способностей остановимся на трех положениях, из которых первые два сформулированы еще Уильямом Джемсом: — худшее что может сделать психолог — это начать истолковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности. Мысли разъединены между собою барьером личности; — мы нимало не объясняем природы мысли, устанавливая зависимость между физическим и психическим. Нужно поработать нескольким поколениям психологов, чтобы установить с надлежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явлений от телесных; — третье положение связано с тем, что у ребенка в отличие от животного при рождении еще не завершено формирование функциональных систем психологической деятельности. Становление головного мозга как функциональной системы осуществляется прижизненно, под влиянием внешней культурной среды. Функциональные системы мозга изначально формируются как окультуренные. Способности человека изначально являются свойством окультуренной функциональной системы; они не исчерпываются свойствами самой системы; решающим моментом в их развитии является их детерминированность индивидуальными ценностями. Духовные способности определяются и регулируются духовными ценностями. Следовательно, проблема переводится в плоскость ценностей. Если деятельность определяется верой или стремлением сделать благо, мы можем говорить о духовных способностях. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу — умственному, нравственному — и духовному в узком смысле слова, В духовных способностях проявляются умственные способности в их единстве, консолидированные и направляемые духовными ценностями. Духовное состояние характеризуется: — расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и, следовательно, резким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической активизацией. переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энергетической подпитки; — гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности» Я; — переходом к образному мышлению, что со своей стороны способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме. Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, рассмотреть старые отношения на новом уровне интеграции; — высокой продуктивностью воображения, что в свою очередь расширяет информационную емкость человеческого сознания. В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, что способствует включению процессов воображения. Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации. Проницательность тесно связана с продуктивностью мышления. Это объясняется тем, что если суметь выделить определенные свойства вещи, то они наталкивают человека на определенные выводы и следствия. Проницательность — одно из качеств, которое определяет продуктивность мышления. Другим важным фактором, определяющим продуктивность мышления, является запас знаний или умений, так как он позволяет быстрее установить связи выделенных свойств вещи с другими свойствами, формулировать определенные выводы из выделенного свойства. Духовное состояние способствует расширению информационной базы, подключает информационные ресурсы подсознания, тем самым оно способствует повышению продуктивности мышления. Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу. К духовным следует отнести интеллектуальные, моральные и религиозные стремления, а также добросовестность. Важную роль в определении духовного состояния играет чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты или чувство вины. Духовные способности в системе интеллектуальных качеств. Будем понимать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. В определенной мере способности наследуемы и передаются по наследству; это можно сказать о функциональных механизмах. Одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности. Интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений. Операционные схемы, программы обработки данных — для интеллекта то же самое, что операционные механизмы для способностей. Уровень интеллекта определяется уровнем развития отдельных способностей, наличием знаний, планов и программ и их связями и целостным характером функционирования. Операционные схемы, программы обработки данных, решающие правила, критерии достижения цели, играющие в интеллекте ведущую роль, в современных подходах к диагностике, к сожалению, остаются за скобками. Талант есть проявление интеллекта в отношении конкретной деятельности, познания природы. Определяемые качества направлены и проявляются в деятельности. Помимо деятельности есть сложнейшая сфера познания — человек и его отношения. Чтобы понять человека, требуются особые способности. Духовные способности — это способности понять, оценить и изобразить других людей. Духовные способности — это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. В своем высшем проявлении духовные способности характеризуют гения. «Понять человека значит иметь в себе этого человека и его противоположность». Определив высшее проявление духовных способностей как гениальность, добавим, что гений может проявляться в сфере духовного предвидения, в познании природы, в создании техники и технологий. Духовные способности ярче всего проявляются в творчестве философов, художников, музыкантов, поэтов, скульпторов, великих творцов религиозных догм. Но духовные способности не менее важны и в деятельности конструктора и ученого. Таким образом, гений универсален, он проявляется в различных областях в виде конкретного таланта. Духовность проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания. Для духовно богатого человека все значимо, все находит чувственный отклик. Мнемические способности Представляемые далее результаты были получены нами совместно с Л.В. Черемошкиной. В частности, можно высказать предположение, что конкретные операционные механизмы мнемических способностей носят общий (генерализованный) характер и, по всей вероятности, с разной мерой полноты их можно наблюдать и при изучении других познавательных способностей. Понятие "шгемические способности". Психология памяти имеет богатую историю. Ретроспективный анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о многочисленных попытках определить их сущность под разными углами зрения. Л.С. Выготскому принадлежит мысль о том, что память означает использование и участие предыдущего опыта в поведении человека в настоящем времени. Этот перспективный тезис экспериментально развит Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия. Понятие памяти как действия или как деятельности — самое значительное достижение психологии памяти 30-х — 40-х годов. Благодаря новым взглядам появилась возможность исследовать не только результаты запоминания (как, например, Г. Эббингауз), но и саму деятельность запоминания, ее внутреннее строение. Память рассматривалась как продукт исторически развивающейся предметной деятельности, т.е. был сформирован новый методологический подход, суть которого состоит в том, что память превратилась в предмет исследования, а деятельность выступила в качестве объяснительного принципа ее развития и функционирования. Введение в структуру памяти "стимула-средства" привело к пересмотру не только структуры процесса памяти в целом, но и его состава, что повлияло на проблематику дальнейших исследований. В экспериментальных работах, посвященных процессу памяти, достаточно четко выделяются два главных подхода: изучение памяти как следа (Г. Эббингауз и др.) и памяти как действия. Говоря о деятельностном подходе к проблемам психологии памяти, оказавшем сильное влияние на отечественную и европейскую психологию, анализируя многочисленные исследования, выполненные в его рамках, нельзя не отметить, что по существу здесь выделяются две проблемы; память и деятельность и память как деятельность. Ряд авторов отмечает, что проблематика психологии памяти к началу 60-х годов растворилась в изучении других психических процессов или различных деятельностей: игровой, учебной, трудовой, спортивной, благодаря чему выяснились многие закономерности функционирования памяти. А.А. Смирнов указывал, что роль понимания при запоминании общеизвестна, и подчеркивал связь запоминания и процессов мышления, которые в этом случае выступают как средство более глубокого и отчетливого понимания материала. Более того, мыслительная деятельность "в ее самых разнообразных и сложных проявлениях" составляет психологическое ядро воспроизведения. Экспериментальные исследования влияния эмоций на запоминание различного материала выяснили, что события, оцениваемые испытуемым как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, нежели нейтральные. Эксперименты по изучению влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала подтверждают эту связь. Результаты изучения памяти в таких направлениях, как память и мотивация, память и установка, влияние социальных условий на ее развитие в онтогенеае, данные исследований продуктивности памяти в зависимости от вида и характера деятельности, характера и строения экспериментального материала (последнее направление имеет наиболее богатую историю), а также исследований интерфункциональных связей с другими психическими процессами дают основание для системного анализа процессов памяти. Память — психический процесс, в котором выделяют мнемические операции, этапы запоминания, переходные процессы памяти, описывая память процессами запоминания, воспроизведения, узнавания, сохранения и забывания. Память — психическая функция запоминания, сохранения и воспроизведения информации, при этом фиксируется и анализируется результативная сторона: объем запоминания и воспроизведения, скорость запоминания и т.д. Память — свойство личности, которое связано не с самими по себе задачами накопления и сохранения опыта, а с организацией систем деятельности во временных отношениях — соотношением плана актуализируемых действий с предшествующим и предстоящим. Память — развивающаяся, многоуровневая система хранилищ (сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище). Функциональные и операционные механизмы мнемических способностей. Экспериментальные исследования показывают, что интеллект и отдельные способности на 40-75 % определяются генетическим фактором и на 60-25 % — средой. Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы: запоминание, сохранение и воспроизведение. В наибольшей степени изучены механизмы запоминания, значительно слабее — механизмы сохранения и воспроизведения. Для закрепления внешнего воздействия в памяти необходимо определенное время, т.е. нужно, чтобы циркуляция нервных импульсов, вызванная стимулом, продолжалась некоторое время. Опыты со стрихнином показывают, что закрепление информации проходит в два этапа: первый этап — образование следа раздражителя, второй этап — формирование механизма воспроизведения. Пока точно не известно, как происходит формирование этого механизма и что он собой представляет, но тем не менее установление данного факта имеет большое значение, В опытах по лечению больных с помощью электрического тока выявлено, что они всегда помнят происходившее за час-полтора до процедуры, а то, что было за одну-две минуты до включения тока, они обычно прочно забывают. Можно предположить, что зависимость эффективности запоминания от темпа подачи раздражителя в опытах на людях также в значительной степени связана с необходимостью формирования именно механизма воспроизведения. В настоящее время наиболее вероятными считаются гипотезы о химической и биоэлектрической природе механизма памяти. Теория химической природы механизмов памяти состоит в следующем. Установлено, что длительное сохранение внешних сигналов осуществляется на основе немутационных изменений локусов молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), т.е. процесс запоминания реализуется непосредственно в ядре клетки. Реализация содержания памяти, считывание и воспроизведение на уровне клетки предполагают участие рибонуклеиновой кислоты (РНК) и специфических белков в качестве преобразователей информации. Результаты известных исследований дают основание для предположения, что память нейрона связана с изменением чувствительности постсинаптической мембраны к действию медиатора. Внешнее раздражение кодируется совокупностью химических сигналов (путем изменения чувствительности к отдельным сигналам). Среди психологов и физиологов, работающих в области памяти, широкое распространение получила реверберационная теория памяти. Суть ее заключается в том, что в качестве следовых механизмов памяти принимаются ''остаточные" токи действия, которые возникают в той или иной группе нейронов при действии раздражителя, а в дальнейшем продолжают "обегать" те же нервные клетки, образуя так называемые реверберационные круги. Почему они по закону электрических цепей не затухают? Ответ надо искать в сверхпроводимости органических молекул. Что такие молекулы могут быть, экспериментально доказано. В процессах запоминания участвуют различные механизмы памяти. Предполагают, что в основе кратковременной и оперативной памяти лежат биоэлектрические процессы, а в основе долговременной памяти — биохимические. Переход информации из непосредственной памяти в долговременную опосредуется сложным взаимодействием биоэлектрических и химических процессов. Мнемические действия или приемы обусловлены индивидуальным развитием и жизненным опытом и формируются в тех или иных видах научения. Мнемические действия не заданы функциональной системой мозга, осуществляющей запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Анализ развития мнемических способностей и их строения позволяет сделать вывод, что в принципе все приемы организации информации, ее обработки или кодирования могут выступать в качестве операционных механизмов мнемических способностей. Развитие системы функциональных и операционных механизмов мнемических способностей, как динамичного и открытого по отношению к возникновению новых операционных механизмов образования, определяется уровнем развития составляющих ее компонентов, степенью их взаимодействия, набором возможных операционных механизмов. Изучение мнемических способностей, анализ литературы по психологии памяти позволяют выделить следующие способы обработки информации: Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.). Опорные пункты — выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые или малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта и т.д.). Мнемический план — совокупность опорных пунктов. Классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков. Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого. Систематизация — установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними. Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации. Аналогии — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в делом различных. Мнемотехнические приемы — совокупность готовых известных способов запоминания. Перекодирование — вербализация или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т.д. Достраивание запоминаемого материала — привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников; объединение и привнесение чего-либо ло ситуативным признакам; распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест). Сериационпая организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение ло времени, упорядочение в пространстве и т.д. Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т.д. Повторение как сознательно контролируемые или неконтролируемые процессы циркуляции информации целесообразно выделить в качестве отдельного способа запоминания, учитывая его универсальность и фундаментальность. Развитие мнемических способностей. Системогенез мнемических способностей в общем виде можно представить следующим образом: развитие функциональных механизмов; появление и развитие операционных механизмов; развитие связей между операционными и функциональными механизмами; появление и развитие регулирующих механизмов; развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Развитие мнемических способностей нельзя представить как линейный процесс последовательного прохождения перечисленных этапов. Формируясь, операционные механизмы создают условия для развития функциональных механизмов, которые в свою очередь, поднимаясь на новый качественный уровень возможностей, стимулируют новые проявления операционных механизмов, их совершенствование и развитие. Когда личность становится способной владеть своей памятью, это не означает, что функциональные механизмы перестают развиваться. Процесс развития механизмов мнемических способностей непрерывен, но он неравномерен и гетерохронен. Этапкость развития памяти А.Н.Леонтьев назвал предварительной схемой, подчеркивая тем самым сложность реального процесса развития памяти. Действительно, неправомерно представление о том, что появление опосредованного запоминания в процессе развития памяти приводит к прекращению развития естественной способности к запечатлению и воспроизведению. Способность к запечатлению с развитием личности не исчезает и не перестает развиваться. Внешние средства запоминания — это не столько компенсация возможностей памяти, сколько компенсация недостаточной мотивации памяти. Развитие операционных механизмов, представляющее собой формирование системы действий, происходит в двух направлениях: во-первых, увеличение возможного набора способов обработки материала и, во-вторых, умение их использовать. Сущностью обоих направлений является усложнение операционных механизмов; от перцептивной обработки запоминаемого к обработке на уровне представлений, памяти, воображения, к мыслительной обработке. Выделенные мнемические приемы осуществляются на разных уровнях. Появление обработки запоминаемого на уровне мышления обусловливает интегрированность системы функциональных, операционных регулирующих механизмов. Одновременно с процессом интеграции протекает процесс дифференциации памяти как многоуровневой иерархически организованной системы. Процессы интеграции и дифференциации, являющиеся следствием формирования ФСМС, имеют свою феноменологию: многообразие видов памяти с различной эффективностью. С появлением операционных механизмов мнемических способностей на уровне мышления характер запоминания становится более осмысленным и произвольно управляемым, т.ею менее "механическим". Анализ развития операционных механизмов в обоих направлениях свидетельствует о неравнозначности различных мнемических приемов. Развитый операционный механизм представляет собой познавательную деятельность, цель которой — реализация определенного мнемического приема. Следовательно, мнемический прием становится заключительным звеном сложной перцептивно-представленческо-мнемическо-мыслительно-воображательной деятельности. Характер этой деятельности, уровень ее функционирования предопределены уровнем развития познавательных способностей субъекта, а виды мнемических приемов, их разнообразие в значительной степени заданы действительностью, требованиями деятельности, т.е. извне. Развитие операционных механизмов мнемических способностей есть результат действия разнонаправленных тенденций: со стороны субъекта и со стороны деятельности. Взаимодействие внешней и внутренней регуляции приводит к формированию регулирующих механизмов мнемических способностей. Формирование функциональной системы мнемических способностей. Этапы развития операционных, регулирующих механизмов и, следовательно, этапы формирования ФСМС, а также характер запоминания связаны между собой определенным образом, что находит выражение в конкретном уровне функционирования мнемических способностей. Первый уровень — этап додеятельностной памяти. На этом этапе ФСМС не сформирована- Запоминание совершается с опорой на функциональные механизмы, так как операционные механизмы еще не появились. Осуществляется перцептивная обработка запоминаемого, но этот процесс нецеленаправленный, слаборегулируемый. На первом уровне развития мнемических способностей регулирующие механизмы еще не сформированы. Существует внешняя регуляция со стороны мотивационной сферы личности, что выражается в желании личности запомнить, в стремлении сосредоточиться, быть внимательным. Второй уровень развития мнемических способностей характеризуется рядом существенных особенностей, отличающих его от предыдущего уровня. Главная, определяющая качественно иную специфику этого уровня особенность — появление операционных механизмов в структуре памяти- Операционные механизмы мнемических способностей функционируют преимущественно на перцептивном уровне. В качестве этих механизмов выступают ассоциации, группировка, распределение по объему, по времени, в пространстве, перекодирование, выделение опорного пункта по внешним признакам и другие способы обработки запоминаемого. Третий уровень развития мнемических способностей — этап, на котором можно процесс запоминания рассматривать как деятельность, так как сформированы все компоненты ФСМС, операционные механизмы представляют собой системы действий: ориентировочных, программирующих, контролирующих, корректирующих, принятия решения и оценки, антиципирующих. Это создает основу для возникновения и развития регулирующих механизмов, поскольку внутренний контроль формируется как результат взаимодействия функциональных и операционных механизмов. Сущность развития мнемических способностей на третьем уровне заключается в появлении внутреннего контроля процесса запоминания благодаря формирующейся системе функциональных и операционных, механизмов. Четвертый уровень развития мнемических способностей характеризуется завершением формирования ФСМС. При этом операционные механизмы представляют собой развитые системы действий. Субъект умеет обрабатывать материал на любом уровне анализа запоминаемого, причем при доминировании мыслительной обработки. На этом этапе наиболее заметна интегрирующая роль мышления- Но доминирующая регуляция запоминания "сверху11 не исключает интеграции уровней запоминания "снизу". На первом этапе субъект не оперирует образом запоминаемого, он оперирует объектом. На втором этапе появляется возможность оперировать образом, но совершаемые действия направлены на то, чтобы запомнить материал таким, какой он есть. На третьем этапе субъект способен структурировать, копировать, достраивать и т.д. запоминаемое, т.е. манипулировать содержанием материала о целью запоминания. На высшем уровне развития мнемических способностей субъект использует все имеющиеся у него способы обработки запоминаемого при регулирующем воздействии мышления. Этот этап характеризуется появлением регулирующего механизма мнемических способностей, выражающегося в том, что контролирующие, программирующие действия уже не представлены так выпукло, как на предыдущем этапе. Движущие силы развития мнемических способностей связаны с противоречиями между требованиями деятельности и жизнедеятельности и невозможностью выполнить эти требования при наличном уровне мнемических способностей. Психологической сущностью, предметом психологического изучения деятельности является функциональная психологическая система деятельности, формирующаяся на основе индивидных качеств и реализующая цель деятельности. В проведенных исследованиях получены следующие важные результаты. ♦ Установлено, что основными моментами системогенеза являются неаддитивность главных компонентов системы, а также неравномерность, гетерохронность и достаточность их развития. ♦ Экспериментально изучены закономерности, характеризующие специфику формирования отдельных компонентов психологической системы деятельности. ♦ Раскрыта динамика развития и трансформации мотиваци-онной структуры субъекта деятельности; показано, что развитие происходит в двух направлениях: во-первых, общие мотивы находят свой предмет в деятельности, во-вторых, наблюдается динамика мотивов деятельности, которая выражается в появлении новых и инволюции ряда ранее действовавших мотивов, в изменении абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов, в изменении структуры мотивов. ♦ Уточнено понятие цели профессиональной деятельности; при этом выделены два аспектаt в которых цель выступает, во-первых, как идеальный результат, во-вторых, как уровень достижений, к которому стремится человек; рассмотрен процесс формирования качественных и количественных параметров цели, а также выявлены некоторые факторы, существенно влияющие на процесс целеобразования; значительное внимание уделено формированию критериев достижения цели и критериев предпочтительности целей. ♦ Раскрыта картина формирования информационной основы деятельности, показана ее качественная специфика для разных уровней» Исследование подтвердило перспективность дальнейшей разработки концепции оперативности отражения, сформулированной Д.А. Ошаниным. ♦ Выделен предмет психологического изучения процессов принятия решения, соотнесены процессы принятия решения и решения задачи, доказана эффективность изучения процессов принятия решения в совокупности с процессами подготовки решения; показано, что процессы принятия решения пронизывают всю деятельность, включены во все блоки психологической системы деятельности, при этом психологическая картина принятия решения для каждого блока специфична вследствие разной представленное волевых, интеллектуальных и эмоциональных компонентов, качественной специфики критериев достижения цели и критериев предпочтительности; выделен ряд факторов, определяющих специфику принятия решения в зависимости от их места в структуре деятельности. ♦ Уточнено понятие научения и показано, что его сущностью является формирование психологической системы деятельности. Изложенная в настоящей работе точка зрения на сущность деятельности дает ответ на вопрос о соотношении способностей, умений и навыков, учитывая, что архитектура способностей близка архитектуре действия, а последняя близка архитектуре деятельности. Остановимся на взаимосвязи способности и одаренности. В этом плане интересной представляется мысль С.Л. Рубинштейна о соотношении одаренности и психологической функции: «Одаренность неотождествляема с качеством одной функции — хотя бы даже и мышлением. Функции являются продуктом далеко идущего анализа, выделяющего отдельные психологические процессы, соотнесенные с предметами, их свойствами, отношениями, качествами, с их сущностью — вообще с миром, определенным в общих категориях диалектической логики. Одаренность так же, как и характер, определяет более синтетические, комплексные свойства личности. Она характеризует личность в соотношении с более конкретными условиями деятельности человека, которые сложились в результате исторического процесса, создавшего определенные формы разделения труда.» Развитие способностей происходит в двух направлениях: во-первых «пригнанности» отдельных способностей к системе деятельности, их интеграции и, во-вторых, приспособления отдельных способностей к предметному миру, к требованиям деятельности, т.е. «восхождение» к конкретным, частным проявлениям общих способностей. Отмеченные аспекты тесно взаимосвязаны, я развитие способностей осуществляется в единстве этих двух аспектов. До начала деятельности можно говорить только о наличии общих способностей и, следовательно, для диагностики общих способностей можно использовать определенный стандарт. Проблема профессиональных способностей — это скорее проблема трансформации общих способностей в специальные, проблема обучения. Можно отметить и другие частные проблемы, вытекающие из общих положений, изложенных в настоящей работе. Но уже рассмотренные следствия свидетельствуют о продуктивности избранного пути изучения деятельности и способностей как в общетеоретическом плане, так и в эмпирических приложениях.
|
|
© 2010 |
|