РУБРИКИ

Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)

А. С. Белкину удалось объединить вышеперечисленные признаки в три группы и этим самым построить систему диагностики отклонений в той или иной сфере отношений [13].

Все три группы отношений на разных уровнях общения легли в основу разработанных нами опросников для определения социальной направленности личности школьника и выявления типологических личностных свойств.

Следует заметить, что нарушение, или точнее сказать гипертрофированное развитие одной из трех сфер отношений, отмеченных выше, приводит к трем типам социальной направленности, название и содержание которых может быть различным.

А. С. Белкин отмечает, что на формирование того или иного типа социальной направленности оказывают влияние нарушения в сфере отношений [29]. Вероятно, здесь лучше говорить не о нарушениях в сфере отношений, а о своеобразном неправильном, искаженном восприятии окружающего мира и вследствие этого взаимодействия в нем. Нарушение в одном из видов деятельности тут же отражается и на определенной форме взаимоотношений. Поэтому определенный вид социальной направленности у школьника есть не причина, а следствие нарушений в сфере отношений.

Так, например, личность с эгоистической направленностью имеет свою определяющую жизненную позицию, заключающуюся в склонности к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями. Способы утверждения выбираются самые негативные, а в общественно-полезной деятельности проявляется тяга к укреплению иждивенческой потребительской жизненной позиции.

Принадлежность к тому или иному социальному типу — явление не только закономерное, но и по своему характеру весьма серьезное. Принадлежность к определенному социальному типу накладывает печать на характер ребенка, вместе с тем обязывает его, заставляет в силу внутренней логики, групповых интересов и психологии вести себя именно так, а не иначе.

Люди, принадлежащие к одному социальному типу, могут быть добрыми и злыми, веселыми и угрюмыми, но решающие поступки они совершают примерно одинаковые, именно в силу этой самой логики интересов и требований психологического стереотипа.

Без изучения типических свойств личности нет науки о личности. Лишь исследование типического в личности вводит нас в сферу законов, а выявление закономерностей всегда есть венец научного познания. Исследуя особенности того или иного социального типа личности, мы тем самым получаем возможность понять поведение не только отдельного представителя того или иного типа, но и социальной группы, а, следовательно, предвидеть развитие событий, оказывать определенное воздействие на поведение детей. Особенно это важно в условиях обучения и воспитания больших групп учащихся.

2.4 Методические требования к диагностике личности школьника


Применяемые в психолого-педагогической практике методы изучения личности школьника обладают рядом существенных недостатков, так как механически переносят психологические методы исследования в педагогическую деятельность. Эти недостатки заключаются в следующем:

1. Отсутствует целостный подход к изучению личности, через который можно было бы проследить динамику внутренних противоречий ее развития. Все изучение личности школьника ограничивается описанием внешних признаков и подсчетом отрицательных и положительных свойств ребенка.

2. Отсутствует изучение личности ученика в реальных соотношениях проявляемых им наследственных особенностей и приобретенных в результате неправильного семейного воспитания.

3. Отсутствует изучение социальной системы отношения личности к окружающей среде.

4. Отсутствует учет значимых ситуаций, в которых раскрывается внутреннее содержание личности школьника.

5. Отсутствуют индивидуальные программы изучения личности ученика в соответствии со структурной моделью возрастных особенностей их личности, что приводит к шаблонизации применяемых исследовательских методик.

Для правильного изучения личности школьника необходимо вскрыть специфические и типические особенности личности, на основе которых возможно было бы проследить динамику изменений в структуре личности.

Мы полагаем, что изучение личности учащегося должно включать:

— выявление его интересов и склонностей, положительных качеств, на которые можно опереться в перевоспитании;

— выявление воспитательных возможностей семьи и окружения по месту жительства;

— выявление причин и условий, мешающих успешному воспитанию, поиск путей их устранения;

— установление источников отрицательного влияния:

характер и степень этого влияния;

— выявление круга лиц, на которых можно опереться в перевоспитании;

— определение на основе выявленных особенностей условий, возможностей, основных задач индивидуальной коррекционной воспитательной работы.

По-видимому, надо сразу оговорить, что относится к изучению причин, способствующих формированию нормальной или отклоняющейся в поведении личности школьника, а что касается изучения самой личности со всеми ее достоинствами и недостатками. Тогда появится реальная возможность для последовательного построения программ изучения личности ребенка и использования знаний как фактора, одновременно влияющего на условия, способствующие формированию ее позитивных и негативных сторон.

Поэтому была предпринята попытка создания диагностики, которая учитывала хотя бы частично вышеотмеченные недостатки в подходах к изучению личности школьника.

Применяя для изучения личности предлагаемые нами способы, нужно прежде всего помнить то, что исследуются только тенденции, наметившиеся в изменении личности, которые не всегда могут быть отклонением от нормы, но могут свидетельствовать о нарушении в отдельных сферах личностной структуры человека.

В настоящее время появились работы, связанные как с психологической диагностикой личности школьника, так и с педагогической диагностикой [13, 33]. Такие два подхода к изучению личности школьника вполне правомочны, так как структура личности представляется не только в виде проявления психических свойств, но и личностных качеств, формирующихся в процессе педагогического воздействия. Следовательно, изучать одно и то же явление (личность школьника) можно с двух сторон: с психологической и педагогической.

Если психологическая диагностика изучает результаты деятельности самой личности и тех психологических процессов, которые протекают в субъекте, изменяя внутреннюю сущность человека, то педагогическая диагностика изучает результативность воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и нравственных стереотипов поведения. Поэтому педагогическая диагностика строится на изучении воспитанности личности школьника, сформированности типов характерологических свойств и социальной направленности ученика. В силу этого изучение характерологических моделей поведения личности школьника становится основой для создания психолого-педагогической диагностики как инструмента познания результатов педагогических воздействий, объясняющих причинно-следственные связи появления соответствующего уровня воспитанности ребенка и предоставляющих основания для определения перспектив дальнейшего становления личности в условиях педагогического влияния.

Разработанная нами психолого-педагогическая диагностика, хотя и носит вероятностный, приблизительный характер, вскрывающий лишь тенденции, проявляемые в поведении определенных типов характерологических свойств личности школьника и видов их социальной направленности, тем не менее в отличие от диагностики, предлагаемой авторским коллективом книги «Педагогическая диагностика в школе» под ред. А. И. Кочетова, позволяет изучить более постоянные компоненты в структуре личности, составляющие сущность школьника как субъекта воспитания. Если авторы книги придерживаются пессимистической позиции в том, что «непрерывно изменяется субъект воспитания», и поэтому его невозможно познать, то мы, напротив, оптимистичны в этом вопросе и считаем, что личность ребенка, частично сформированная к семилетнему возрасту, обладает сложившимися типами характерологических свойств личности, которые можно изучить на уровне достижений современной науки с долей, конечно, относительной глубины знания. Более того, сформировавшиеся характерологические свойства оказывают существенное влияние на поведение детей и носят стереотипный характер в одних и тех же ситуациях. Поэтому в последующие годы развития и становления личности сформированные характерологические свойства будут определять поступки и действия, но их выражение будет носить отрицательный или положительный характер в зависимости от тех условий и обстоятельств, которые будут предоставлять семья, учитель, школьный коллектив и общество в целом. Поэтому последующий процесс воспитания заключается в искусстве и мастерстве педагога создавать благоприятные условия для раскрытия положительных характерологических свойств личности и устранять неблагоприятные ситуации и обстоятельства, где могли бы проявляться отрицательные. Для правильной выработки стратегии и тактики воспитания личности учащихся педагогу необходима диагностика как способ, позволяющий дифференцировать учащихся по уровню их воспитанности и по ожидаемым поступкам и действиям.

Диагностика, естественно, строится на основе общего понятия «диагностика», получившего распространение в области медицины, техники и психологии.

В энциклопедическом значении термин «диагностика» обозначает способность к распознанию. Диагностика основывается на всестороннем и систематическом изучении человека. В медицине такое изучение строится на нескольких поэтапных операциях:

1) анамнез — целенаправленный опрос о жалобах, истории заболевания и истории жизни больного;

2) объективное исследование состояния организма, которые включает осмотр, ощупывание, выстукивание и т. д.;

3) анализ лабораторных исследований.

Получаемая информация сличается с признаками болезни, что позволяет поставить диагноз и наметить пути лечения.

Психологическая диагностика, как представляет ее Ю. 3. Гильбух [90], состоит из теоретической и практической частей, связанной с деятельностью по постановке диагноза.

Диагност-психолог стремится к установлению имеющегося неблагополучия путем подведения конкретного случая под определенное явление общего характера, под тот или иной тип. К. М. Гуревич [36] считает задачей психологической диагностики дать информацию о различных сторонах человеческой психики. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам.

2.5 Диагностические методики изучения социально-психологического типа личности


Психолого-педагогическая диагностика строится на поэтапности операций, как и в медицине, и, в отличие от психологии, на признаках, которые строго относятся к результатам, связанным с педагогическим воздействием воспитателя, и представляют нравственную картину проявлений личности.

Так как объектом изучения диагностики является характерологические свойства личности, то можно предположить, что она имеет свою структуру, которая представлена в виде социально-педагогических типов личности.

На первом этапе психолого-педагогической диагностики личности школьника используется метод опроса, который может быть в форме стандартизированного интервьюирования или анкеты, направленной на изучение системы воспитания ребенка с констатацией форм, методов, средств и условий педагогического воздействия на ребенка в дошкольный период воспитания.

На данном этапе необходимо выявить жалобы родителей в системе взаимоотношений с ребенком, определить, какие качества пытались сформировать родители и кто этим занимался конкретно; что удалось воспитать у ребенка положительное, а что, наоборот, получило отрицательное развитие. Необходимо выяснить, какой стиль воспитания превалировал у родителей и кто в большей мере занимается воспитанием ребенка. А самое главное — выяснить у родителей, каким способом они продолжают воспитывать своего ребенка, удовлетворены ли результатами, что предполагают еще использовать в своем арсенале педагогического воздействия, как оценивают они успехи ребенка в учебной, игровой деятельности, в общении, чем объясняют причины успешной или безрезультативной деятельности школьника (см. карту беседы).

КАРТА БЕСЕДЫ

1. Ф.И.О. родителей (учителя, воспитателя).

2. Сколько лет ребенку?

3. Кто больше всех занимался воспитанием ребенка от (0—7 лет)?

4. Трудности, наблюдаемые в процессе воспитания ребенка, и проявления их в поведении.

5. Условия, в которых протекал процесс воспитания ребенка.

6. Наиболее распространенные способы, применяемые в процессе воспитания ребенка.

7. Какие качества Вы пытались воспитать в своем ребенке?

8. Что удалось сформировать положительного или отрицательного в личностных качествах ребенка?

9. Меры, применяемые к устранению сформировавшихся отрицательных качеств личности.

10. Что не удовлетворяет Вас в вашей системе предыдущего воспитания?

11. Как Вы расцениваете успехи вашего ребенка в дошкольном возрасте в различных видах деятельности (играх, общении, познании)?

12. Как Вы считаете, в чем успешность и безуспешность вашего ребенка в системе отношений (в семье, дошкольном учреждении, со взрослыми, товарищами, чужими людьми и т.д.)?

13. Какие виды заболеваний перенес ребенок? Второй этап психолого-педагогической диагностики предполагает углубление знаний учителя об учащемся методом наблюдения. В педагогической практике широко применяется этот метод, основанный на фиксировании личностных качеств, проявляемых в деятельности (см. карту наблюдений).

Третий этап изучения личности ребенка предусматривает получение тестовой информации, где указываются отклонения от нормативного поведения. Этот этап психолого-педагогической диагностики предполагает использование тестов, экспертных оценок, самооценок, позволяющих определить природу характерологических свойств личности, образующихся в силу применения различных моделей педагогического воздействия, которые в свою очередь оказывают влияние на психологическое состояние характера, нравственную позицию ребенка и его социальную направленность.


КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Виды отношений


Наблюдаемые проявления личностных качеств


Наиболее часто проявляемые качества

1 Отношение к природе и животным




2 Отношения с коллективом




3 Отношение к трудовой деятельности




4 Отношения в игровой деятельности




5 Отношение к учебной деятельности




6 Отношения с родителями




7 Отношение к самому себе




8 Отношения с друзьями




9 Отношение к чужим





На этом этапе исследования личности школьника диагностика устанавливает типы характерологических свойств личности и виды социальной направленности, которые показывают на поведенческом уровне отклонение школьника от нормы (см. тест по определению социальной направленности и тест по определению социально-психологического типа личности и способы их обработки).

ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Фамилия__________класс____школа ____

1. Какова успеваемость ученика? Учится на:

а) 5 и 4;

6) 4;

в) 4 и 3;

г) 3;

д) 3 и 2.

2. Выполняет ли ученик общественные поручения?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) нет.

3. Выполняет ли ученик трудовые обязанности в классе, школе?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

в) нет.

4. Готовит ли ученик уроки?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

в) нет.

5. Как выполняет ученик общественные поручения?

а) без напоминания,

б) по просьбе, с желанием,

в) без особого желания,

г) по принуждению,

д) отказывается от поручений.

6. Как выполняет ученик трудовые обязанности?

а) без напоминания, с желанием,

б) по просьбе, с желанием,

в) без особого желания,

г) по принуждению,

д) отказывается выполнять.

7. Как воспринимает ученик требования учителя?

а) выполняет все требования,

б) принимает к сведению и стремится выполнить,

в) принимает к сведению, но не всегда согласен,

г) раздражается,

д) безразличен.

8. Считается ли ученик с мнением других учеников?

а) всегда,

б) часто,

в) когда как,

г) иногда,

д) не считается.

9. Любит ли ученик радовать учителя своими полезными делами?

а) да,

б) часто,

в) сомневаюсь,

г) не знаю,

д) нет.

10. Оказывает ли ученик помощь своим товарищам?

а) с удовольствием,

б) по просьбе,

в) без особого желания,

г) не обращаются за помощью,

д) нет.

11. Как часто ученик оказывает помощь своим товарищам?

а) постоянно,

б)часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) не помогает.

12. Помогает ли ученик другим ученикам в выполнении полезных дел?

а) постоянно,

б)часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) не помогает.

13. Как часто ученик помогает в выполнении полезных дел?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) не помогает.

14. Как поступит ученик: выполнит общественное поручение или обещанное товарищу дело?

а) выполнит общественное поручение,

б) скорее выполнит общественное поручение,

в) скорее выполнит обещанное товарищу дело,

г) выполнит обещанное товарищу дело,

д) не знаю.

15. Как поступит ученик: выполнит полезные дела класса, школы или посетит спортивную секцию?

а) выполнит полезные дела,

б) скорее выполнит полезные дела,

в) скорее посетит спортивную секцию,

г) посетит спортивную секцию,

д)не знаю.

16. Любит ли ученик пользоваться чужими вещами?

а) нет,

б) скорее нет,

в)скорее да,

г) да,

д)не знаю.

17. Если вы поручите какую-либо работу, то ученик выполнит ее сам или передаст своему

однокласснику?

а) выполнит сам,

б) скорее выполнит сам,

в) скорее перепоручит,

г) перепоручит,

д) не знаю.

18. Любит ли ваш ученик драться?

а) нет,

б) скорее нет,

в) скорее да,

г) да.

19. Любит ли ваш ученик пошалить?

а) нет,

б) скорее нет,

в) скорее да,

г) да.

20. Как предпочитает показать свое превосходство над другими ваш ученик?

а) добротой и вниманием,

б) умом,

в) хитростью,

г) силой,

д) не знаю.

Инструкция по обработке результатов опроса. Выбранный ответ на каждый вопрос следует обвести кружком. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на вопрос. По выбранным ответам баллы суммируются. Все 20 вопросов имеют по пять вариантов ответа: а, б, в, г, д. Ответы по их значимости оцениваются условными баллами по следующей схеме: «а» — 5 баллов, «б» — 4 балла, «в» — 3 балла, «г» — 2 балла,«д» — 1 балл.



Если сумма баллов получается:

от 100 до 80 — ребенок обладает созидательной социальной направленностью;

от 79 до 60 — коммуникативной социальной направленностью;

от 59 и ниже — эгоистической социальной направленностью.


ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Условия заполнения теста

1. Из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно.

2. Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следует отметить отрицательное.

3. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.

4. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.




По отношению к людям


1


Чуткий, внимательный


2


Равнодушный, холодный


3


Правдивый, честный


4


Нечестный, лживый


5


Искренний, откровенный


6


Замкнутый


7


Вежливый


8


Грубый


9


Уравновешенный, спокойный


10


Вспыльчивый, резкий


11


Властолюбивый, любит командовать, распоряжаться


12


Не властолюбивый


13


Стыдливый, скромный, стеснительный


14


Горделивый


15


Непримиримый к недостаткам и безнравственным поступкам


16


Безразличный


17


Простодушный, простой


18


Хитрый, изворотливый


19


Неуверенный, нерешительный


20


Самоуверенный, хвастливый


21


Униженный, подавленный, чванливый


22


Спесивый, высокомерный


23


Желает понравиться коллективу, педагогу


24


Равнодушен к мнению коллектива, педагога


25


Самостоятельный (достигает все своими силами)


26


Беспомощный


27


Доверчивый


28


Подозрительный


29


Человеколюбивый


30


Самолюбивый, эгоистичный


31


Терпеливый


32


Нетерпеливый


33


Без подхалимажа


34


Подхалим




По отношению к различным видам деятельности


35


Добросовестный


36


Недобросовестный


37


Исполнительный


38


Неисполнительный


39


Активный


40


Пассивный


41


Больше любит физический труд


42


Больше любит умственный ТРУД


43


Соблюдает правила игры


44


Нарушает правила спортивной этики


45


Ответственный


46


Безответственный




Оценка своих возможностей


47


Заниженная


48


Завышенная, преувеличенная




По отношению к коллективу


49


В деятельности руководствуется личной выгодой


50


Во всех действиях руководствуется интересами коллектива


51


Нет чувства превосходства

над другими


52


Желает быть выше других, превосходить их


53


Оказывает помощь товарищам


54


Злорадствует по поводу чужой неудачи


55


Скупой, жадный


56


Бескорыстный


57


Любим учителями, воспитателями


58


Не любим


59


Защищает своих товарищей


60


Ябедничает, сплетничает


61


Любим товарищами


62


Не любим товарищами




По отношению к себе


63


Требовательный к себе


64


Требовательный к другим


65


Самокритичен


66


Не самокритичен


67


Верен слову


68


Не верен слову


69


Уверенный в себе


70


Не уверен в себе


71 ^


Не обращает внимания на свою одежду


72


Обращает внимания на

одежду




 Отношение к критике, замечаниям


73


Положительное


74


Отрицательное




Волевые проявления


75


Организованный


76


Не организованный


77


Дисциплинированный


78


Не дисциплинированный


79


Настойчив в достижении цели


80


Не настойчивый


81


Инициативен


81


Безынициативен


Код

Нормальный (16) 1, 3, 5, 7, 9,12, 15, 17, 25, 29, 33, 39, 49, 63, 67, 69

Конформный (16) 2,4,7, 8,16,18, 24, 34, 36, 50, 55,57,60,62,64,66

Доминирующий (16) 10,11, 14, 20, 22, 23, 30, 39, 44, 48,52,54,68,72,74,79

Сензитивный (16) 5,15,25,27,39, 42,43,51,53,56,59,61,65,71,73,81

Инфантильный (10) 2, 13, 16, 26, 38, 40, 46, 70, 76, 80

Тревожный (10) 10,19,28,32,47,58,64,66,74,78

Интровертивный (16) 1,6,13,21,31,35,37,41,45,47,65,73,75,77,79,82

Инструкция к обработке результатов

1. Если нет кодификатора, то можно обработать результаты теста вручную. Для этого следует на заполненном вами массиве цифр проставить условные обозначения кода.

Например:

И К И К Д Н К Н Ин К И С Д Т К

2,4,6,8,10,12,16,17,21,24,26,27,30,32,36,

Ин И Д И Н С К Т К К Т Д Д И Ин

37, 40, 44, 46, 49, 51, 57, 58, 62, 64, 66, 72, 74, 76, 79

2. Подсчитать количество буквенных обозначений кода (X), например, для кода «К» Х=8, для кода «И» Х=6 и т. д.

3. Полученное количество чисел (X) следует подставить в числитель формулы каждого характерологического свойства.

Н = Х/16-100% К =Х/16-100%

Д= Х/16-100% С =Х/16-100%

И = Х/10-100% Т = Х/10-100%

Ин= Х/16-100%

4. Результаты, представленные в процентном соотношении, следует использовать для построения графика. Наиболее ярко выраженное характерологическое свойство свидетельствует о преобладании социально-психологического типа личности.

Четвертый этап педагогической диагностики наиболее сложен, так как требует от учителя аналитической деятельности и проявления гностических способностей. Задачей данного этапа становится установление причинно-следственных связей, получаемых с помощью разных методик на всех трех этапах, и постановка диагноза путем сравнения полученных признаков в виде личностных качеств с описываемыми характерологическими свойствами, составляющими в конечном счете социально-психологический тип личности.

Как показала практика, применение психолого-педагогической диагностики в школе имеет свои ограничения: учитель может ставить диагноз только в пределах отклонения от нормы, где нет психических изменений в структурных компонентах личности. В остальных случаях необходимо проводить психологическую диагностику учащегося с помощью школьного психолога или обращаться в психдиспансер.

На третьем этапе применялись тесты, с помощью которых определялись социально-психологический тип личности и его социальная направленность в зависимости от глубины получения информации об учащемся.

На четвертом этапе диагностики проводится итоговый анализ полученной информации по всем методикам, интерпретируются полученные результаты по тестам, что требует от исследователя проявления диагностического мышления для определения социально-психологического типа личности.

2.6 Методы изучения семьи и семейных отношений


Кроме предложенных мною методов изучения социально-психологического типа личности важное значение для практики имеет изучение семьи и тех отношений, которые в ней выстраиваются на различных этапах становления личности учащихся. Для этого существуют другие методы, которые ранее были описаны Р. В. Овчаровой2.

ТИПОВОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ

Каждый взрослый член семьи по специальной шкале-опроснику оценивает эмоционально-психологическую атмосферу в семье с помощью набора суждений. Ответ оценивается по каждому из 10 вопросов слева направо от 1 до 7 баллов. Инструкция: мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувство, с которым вы открываете дверь дома. Припомните чувство, с которым вспоминаете домашние дела на работе. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь и ваши ощущения, связанные с семьей.

Бланк ответов

№ п/ п


Суждения


Оценка в баллах


Суждения


Индекс состояния


1


Доволен


01234567


Недоволен


У


2


Спокоен




Неспокоен


Т


3


Напряжен




Расслаблен


Н


4


Радостен




Огорчен


У


5


Нужен




Лишний


Т


6


Отдохнувший



Усталый


Н


7


Здоровый



Больной


У


8


Смелый



Робкий


Т


9


Беззаботный



Озабоченный


Н


10


Плохой



Хороший


У


11


Ловкий



Неуклюжий


Т


12


Свободный



Занятый


Н



Обработка. Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна по У (общая неудовлетворенность) — 26 баллам; по Н (нервно-психическое напряжение) — 27 баллам, по Т (семейная тревожность) — 26 баллам.

КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее:

при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».

Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся члены семьи?

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи);

3) анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь нескольких членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрргрупп. Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация,

2) тревожность,

3) конфликтность в семье,

4) чувство неполноценности в семейной ситуации,

5) враждебность в семейной ситуации.


Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

Симп-томо-

комп-лекс



Симптом


Балл


I. Благоприятная семейная ситуация


1


Общая деятельность всех членов семьи


0,2


2


Преобладание людей на рисунке


0,1


3


Изображение всех членов семьи


0,2


4


Отсутствие изолированных членов семьи


0,2


5


Отсутствие штриховки


0,1


6


Хорошее качество линии


0,1


7


Отсутствие показателей враждебности


0,2


8

Адекватное распределение людей на листе

0,1

9


Другие возможные признаки




II.Тревожность


1


Штриховка


0,1


2


Линия основания — пол


0,1


3


Линия над рисунком


0,1


4


Линия с сильным нажимом


0,1


5


Стирание


0,1


6


Преувеличенное внимание к деталям


0,1


7


Преобладание вещей


0,1


8


Двойные или прерывистые линии


0,1


9


Подчеркивание отдельных деталей


0,1


10


Другие возможные признаки




III. Кон-фликт-ность в -семье


1


Барьеры между фигурами


0,2


2


Стирание отдельных фигур


0,1


3


Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур


0,2


4


Выделение отдельных фигур


0,2


5


Изоляция отдельных фигур


0.2


6


Неадекватная величина отдельных фигур

0,2

7


Несоответствие вербального описания рисунка


0,1


8


Преобладание вещей


0,1


9


Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи


0,2


10


Член семьи, стоящий спиной


0,1


11


Другие возможные признаки




IV. Чувство неполноценности в семейной ситуации


1


Автор рисунка непропорционально маленький


0,2


2


Расположение фигур на нижней части листа


0,2


3


Линия слабая, прерывистая


0,1


4


Изоляция автора от других


0,1


5


Маленькие фигуры


0.1


6


Неподвижная по сравнению с другими фигура автора


0,1


7


Отсутствие автора


0,2


8


Автор стоит спиной


0,1


9


Другие возможные признаки




V. Враждебность в семейной ситуации


1


Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа


0,2


2


Агрессивная позиция фигуры


0,1


3


Зачеркнутая фигура


0,2


4


Деформированная фигура


0,2


5


Обратный профиль


0,1


6


Руки раскинуты в стороны


0,1


7


Пальцы длинные, подчеркнутые


0,1


8


Другие возможные признаки




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.