|
|
|
|
Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)
39
|
Деловитый,
практичный
|
|
|
|
|
|
40
|
Любит
соревноваться
|
|
|
|
|
|
41
|
Стойкий и
упорный,
где надо
|
|
|
|
|
|
42
|
Неумолимый, но
беспристрастный
|
|
|
|
|
|
43
|
Раздражительный
|
|
|
|
|
|
44
|
Открытый,
прямолинейный
|
|
|
|
|
|
45
|
Не терпит, чтобы
им командовали
|
|
|
|
|
|
46
|
Скептичен
|
|
|
|
|
|
47
|
На него трудно
произвести впечатление
|
|
|
|
|
|
48
|
Обидчивый,
щепетильный
|
|
|
|
|
|
49
|
Легко смущается
|
|
|
|
|
|
50
|
Неуверенный в
себе
|
|
|
|
|
|
51
|
Уступчивый
|
|
|
|
|
|
52
|
Скромный
|
|
|
|
|
|
53
|
Очень почитает
авторитеты
|
|
|
|
|
|
54
|
Часто прибегает к
помощи других
|
|
|
|
|
|
55
|
Охотно принимает
советы
|
|
|
|
|
|
56
|
Доверчив и
стремится радовать других
|
|
|
|
|
|
57
|
Всегда любезен в
обхождении
|
|
|
|
|
|
58
|
Дорожит мнением
окружающих
|
|
|
|
|
|
59
|
Общительный,
уживчивый
|
|
|
|
|
|
60
|
Добросердечный
|
|
|
|
|
|
61
|
Добрый, вселяющий
уверенность
|
|
|
|
|
|
62
|
Нежный,
мягкосердечный
|
|
|
|
|
|
63
|
Любит заботиться
о
других
|
|
|
|
|
|
64
|
Бескорыстный,
щедрый
|
|
|
|
|
|
65
|
Любит давать
советы
|
|
|
|
|
|
66
|
Производит
впечатление значительного человека
|
|
|
|
|
|
67
|
Начальственно-повелительный
|
|
|
|
|
|
68
|
Властный
|
|
|
|
|
|
69
|
Хвастливый
|
|
|
|
|
|
70
|
Надменный,
самодовольный
|
|
|
|
|
|
71
|
Думает только о
себе
|
|
|
|
|
|
72
|
Хитрый,
расчетливый
|
|
|
|
|
|
73
|
Нетерпим к
ошибкам других
|
|
|
|
|
|
74
|
Корыстный
|
|
|
|
|
|
. 75
|
Откровенный
|
|
|
|
|
|
76
|
Часто
недружелюбен
|
|
|
|
|
|
77
|
Озлобленный
|
|
|
|
|
|
78
|
Жалобщик
|
|
|
|
|
|
79
|
Ревнивый
|
|
|
|
|
|
80
|
Долго помнит
обиды
|
|
|
|
|
|
81
|
Самобичующийся
|
|
|
|
|
|
82
|
Застенчивый
|
|
|
|
|
|
83
|
Безынициативный
|
|
|
|
|
|
84
|
Кроткий
|
|
|
|
|
|
85
|
Зависимый,
несамостоятельный
|
|
|
|
|
|
86
|
Любит подчиняться
|
|
|
|
|
|
87
|
Предоставляет
другим принимать решения
|
|
|
|
|
|
88
|
Легко попадает
впросак
|
|
|
|
|
|
89
|
Легко поддается
влиянию друзей
|
|
|
|
|
|
90
|
Готов довериться
любому
|
|
|
|
|
|
91
|
Благорасположен
ко всем без разбора
|
|
|
|
|
|
92
|
Всем
симпатизирует
|
|
|
|
|
93
|
Прощает все
|
|
|
|
|
94
|
Переполнен
чрезмерным сочувствием
|
|
|
|
|
95
|
Великодушен,
терпим к недостаткам
|
|
|
|
|
96
|
Стремится к
успеху
|
|
|
|
|
97
|
Ожидает восхищения
от каждого
|
|
|
|
|
98
|
Распоряжается
другими
|
|
|
|
|
99
|
Стремится
покровительствовать
|
|
|
|
|
100
|
Деспотичный
|
|
|
|
|
101
|
Сноб, судит о
людях по рангу и достатку, а не по личным качествам
|
|
|
|
|
102
|
Тщеславный
|
|
|
|
|
103
|
Эгоистичный
|
|
|
|
|
104
|
Холодный,
черствый
|
|
|
|
|
105
|
Язвительный,
насмешливый
|
|
|
|
|
106
|
Злой, жестокий
|
|
|
|
|
107
|
Часто гневлив
|
|
|
|
|
108
|
Бесчувственный,
равнодушный
|
|
|
|
|
109
|
Злопамятный
|
|
|
|
|
110
|
Проникнут духом
противоречия
|
|
|
|
|
111
|
Упрямый
|
|
|
|
|
112
|
Недоверчивый,
подозрительный
|
|
|
|
|
113
|
Робкий
|
|
|
|
|
114
|
Стыдливый
|
|
|
|
|
115
|
Отличается
чрезмерной готовностью подчиняться
|
|
|
|
|
116
|
Мягкотелый
|
|
|
|
|
117
|
Почти никогда и
никому не возражает
|
|
|
|
|
118
|
Навязчивый
|
|
|
|
|
119
|
Любит, чтобы его
опекали
|
|
|
|
|
|
120
|
Чрезмерно
доверчив
|
|
|
|
|
|
121
|
Стремится
снискать расположение каждого
|
|
|
|
|
|
122
|
Со всеми соглашается
|
|
|
|
|
|
123
|
Всегда дружелюбен
|
|
|
|
|
|
124
|
Всех любит
|
|
|
|
|
|
125
|
Слишком
снисходителен
|
|
|
|
|
|
126
|
Старается утешить
каждого
|
|
|
|
|
|
127
|
Заботится о
других в ущерб себе
|
|
|
|
|
|
128
|
Портит людей
чрезмерной добротой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛЮЧ
Тенденция
|
Номера
утверждений
|
1.Доминантность
|
1-4
|
33-36
|
65-68
|
97-100
|
2. Уверенность в
себе
|
5-83
|
37-40
|
69-72
|
101-104
|
3.
Требовательность
|
9-12
|
41-44
|
73-76
|
105-108
|
4. Скептицизм
|
13-16
|
45-48
|
77-80
|
109-112
|
5. Уступчивость
|
17-20
|
49-52
|
81-84
|
113-116
|
6. Доверчивость
|
21-24
|
53-56
|
85-88
|
117-120
|
7. Добросердечие
|
25-28
|
57-60
|
89-92
|
121-124
|
8. Отзывчивость
|
29-32
|
61-64
|
93-96
|
125-128
|
Адаптивный вариант по каждой шкале
составляет от 1 до 5—6 баллов; промежуточный вариант — от 6—7 до 10—11 баллов;
дезадаптивный вариант — 10—11 баллов.
На основе проведенного исследования
путем наложения можно графически построить полигон идеальных и реальных
представлений о себе и друг о друге всех членов семьи, который позволит
психологу сделать выводы о причинах разногласий в требованиях родителей к
ребенку, их взаимных ожиданиях и состоятельности тех и других. Важно показать
родителям, какими хотел бы их видеть ребенок в идеале и какими он их
представляет сегодня.
Таким образом, видно, что
взаимоотношения супругов существенно влияют на формирование и развитие ребенка,
создают благоприятный микроклимат в семье. Близость, взаимопонимание супругов
обеспечивают более тесный контакт с детьми. Если же у родителей существуют
какие-либо сложности во взаимоотношениях, то для ребенка у них не хватает
времени, они заняты решением своих собственных проблем.
ПРОБА НА СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(критерии оценки)
1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО
ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Серия А
|
Серия Б
|
|
|
явно выражено
|
неявно выражено
|
отсутствует
|
явно выражено
|
неявно выражено
|
отсутствует
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
1. Кто в диаде
«ведущий» и «ведомый»
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Особенности
регуляции деятельности ведущим:
|
|
|
|
|
|
|
|
целенаправленность
|
|
|
|
|
|
|
|
планирование
|
|
|
|
|
|
|
|
пошаговое
выполнение действия
|
|
|
|
|
|
|
|
наличие контроля:
|
|
|
|
|
|
|
|
итогового
|
|
|
|
|
|
|
|
по ходу
выполнения
|
|
|
|
|
|
|
|
уровень
активности:
|
|
|
|
|
|
|
|
высокий
|
|
|
|
|
|
|
|
средний
|
|
|
|
|
|
|
|
низкий
|
|
|
|
|
|
|
|
особенности речи:
|
|
|
|
|
|
|
|
развернутая
|
|
|
|
|
|
|
|
фрагментарная
|
|
|
|
|
|
|
|
адекватная
содержанию деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
степень
социализирован-ности (понятности)
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Особенности
поведения ведомого, наличие инициативных актов в отношении:
|
|
|
|
планирования
|
|
|
|
|
|
|
|
содержания
выполняемых операций
|
|
|
|
|
|
|
|
контроля и
коррекции
|
|
|
|
|
|
|
|
степень
зависимости от ведущего: (пол-частичная, независимая, берет на себя функции
лидера)
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Типичные
приемы воздействия на ребенка: невербальное-вербальное приказание,
инструктирование
|
|
|
|
|
|
|
|
советы
|
|
|
|
|
|
|
|
развернутые
объяснения
|
|
|
|
|
|
|
|
предупреждение,
предостережение
|
|
|
|
|
|
|
|
негативная
оценка, осуждение
|
|
|
|
|
|
|
|
обзывание,
насмешка
|
|
|
|
|
|
|
|
похвала,
позитивная оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
интерпретация
поведения ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
диагноз
|
|
|
|
|
|
|
|
утешение,
успокаи-вание, обесценивание неудачи
|
|
|
|
|
|
|
|
«расследование»,
поиск причин неудач
|
|
|
|
|
|
|
|
отвлечение
внимания, развлечение
|
|
|
|
5. Реакция
ребенка на замечания:
|
|
|
|
|
|
|
|
адекватная
коррекция поведения
|
|
|
|
|
|
|
|
отказ от
дальнейших действий
|
|
|
|
|
|
|
|
эмоциональные
реакции:
|
|
|
|
|
|
|
|
плачет
|
|
|
|
|
|
|
|
волнуется
|
|
|
|
|
|
|
|
индифферентен
|
|
|
|
|
|
|
|
спокоен
|
|
|
|
|
|
|
|
защищается
|
|
|
|
|
|
|
|
агрессивен (в
отношении предметов, действий партнера по общению)
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Учет родителем
индивидуальных особенностей ребенка:
|
|
|
|
|
|
|
|
полный,
адекватный
|
|
|
|
|
|
|
|
переоценка
возможностей ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
недооценка
возможностей ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Уровень критичности
родителя:
|
|
|
|
|
|
|
|
к продуктивности
совместной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
к особенностям
коммуникации с ребенком
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Кто берет
ответственность в случае неудачи:
|
|
|
|
|
|
|
|
характер реакции
на фрустрацию
|
|
|
|
|
|
|
|
экстрапунитив-ный.импунитивный,
|
|
|
|
|
интропунитивный,
|
|
|
|
|
|
|
|
препятственно-до-минантный,
самозащитный,
|
|
|
|
|
|
|
|
«разрешающий»
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Особенности
реагирования на успех:
|
|
|
|
|
|
|
|
яркие проявления
пр.
|
|
|
|
|
|
|
|
спокоен
|
|
|
|
|
|
|
|
индифферентен,
безразличен
|
|
|
|
|
|
|
|
неадекватная
реакция на успех
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Тревожность
|
|
|
|
|
|
|
|
высокий
|
|
|
|
|
|
|
|
средний
|
|
|
|
|
|
|
|
низкий уровень
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Уверенность в
своих силах: высокая
|
|
|
|
|
|
|
|
средняя
|
|
|
|
|
|
|
|
низкая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|
|
|
|