РУБРИКИ |
Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологииТаким образом, на констатирующем этапе эксперимента было определено, что у учащихся сформированы стимулы, определяющие развитие профессионального самоопределения, а на контрольном этапе зафиксировано использование испытуемыми мотивов другой направленности. При этом процесс изменения мотивов и склонностей школьников сопровождается положительной мотивационной установкой, значение которой усиливается при специальной организации уроков по общей биологии и занятий элективного курса “Твои возможности, человек”. Динамика изменения мотивов и склонностей учащихся в рамках профессионального определения в ходе опытно-экспериментальной работы графически может быть отражены на следующей диаграмме: Диаграмма 16.Развитие профессионального самоопределения учащихся
Основываясь на результатах диагностики контрольного этапа эксперимента и сравнения их с данными констатирующего этапа, был сделан вывод: апробированные методики развития профессионального самоопределения учащихся при определенной организации уроков по общей биологии и элективного курса “Твои возможности, человек” повышают у них мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса биологии), уровень познавательных мотивов и стимулов, что способствует успешной адаптации и развитию профессионального самоопределения гимназистов. Выводы по главе 3 На основе изучения психолого-педагогической литературы был составлен план опытно-экспериментальной работы, определены ее цели и задачи. На контрольном этапе была осуществлена психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика выбора индивидуальной образовательной траектории учащимися, был обобщен и систематизирован собранный материал. Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке заданий профориентирующей направленности, реализованных на уроках общей биологии в 9 (III четверть 2006-2007 учебного года) и 10 классах (I четверть 2007-2008 учебного года). Параллельно составлена программа элективного курса “Твои возможности, человек”, способствующая самореализации и самоопределению учащихся. Занятия по разработанной программе были проведены в сентябре-ноябре 2007 года (I и II учебные четверти). На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная психолого-педагогическая диагностика, подведены итоги. В результате опытно-экспериментальной работы был сделан следующий вывод: апробированные методики развития профессионального самоопределения учащихся при определенной организации уроков по общей биологии и элективного курса “Твои возможности, человек” повышают у них мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса биологии), уровень познавательных мотивов и стимулов, что способствует успешной адаптации и развитию профессионального самоопределения школьников. Мы убедились, что процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении общей биологии происходил эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении; учете психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей; использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся. Заключение Проблема профессионального самоопределения в современной школе - одна из значимых проблем для учащихся, педагогов, психологов и родителей. Особенно острой эта проблема выступает в условиях перехода к профильной школе, что требует перестройки всего учебного процесса на ступени основного образования. Именно поэтому требуется специальная организация индивидуального профессионального выбора, оказание помощи школьникам в самоопределении и выборе профилирующего направления. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции». В настоящее время показана возможность решения данной проблемы на примере разработанной методики развития профессионального самоопределения при выполнении самостоятельных работ и заданий различного рода по биологии и дополнительных занятий. В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Именно эти аспекты деятельности помогли определить понятия: ÞПрофессиональное самоопределение - это степень самооценки себя, как специалиста определенной профессии: содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации. ÞСодержание образования школьной биологии - важный элемент в развитии профессионального самоопределения школьников. В ходе опытно-экспериментальной работы на базе МОУГ №4 города Тулы проверено использование специально разработанных и организованных уроков по общей биологии и занятий элективного курса “Твои возможности, человек”. Сформулированная гипотеза исследования подтвердилась. На основе опытно-экспериментальной работы мы действительно убедились в том, что применение профессиональноориентированного подхода при изучении биологии, учет индивидуальных особенностей учащихся оказывает положительное влияние на формирование мотивации и развитие профессиональных ориентиров у школьников. Процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении общей биологии происходил эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении; учете психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей; использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся. Можно надеяться, что разработанная методика, в том числе программа элективного курса по биологии “Твои возможности, человек”, будут использованы в качестве методического пособия студентам и практикующим учителям биологии в их деятельности. Список литературы и источников 1. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего образования. / М., 2001. 2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. / М., 2003. 3. Федеральный закон “Об образовании” от 10.07.1992 N 3266-1 (последние изменения от 24.04.2008 N 50-ФЗ) 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. / М., 2002. 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002-го), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002 г.) 6. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2000. 7. Абраменко, А.И. Практикум по общей психологии. / А.И. Абраменко. - М.: Просвещение, 1999. 8. Андреева, Н.Д. Профессиональная ориентация для обучения биологии в старших классах. / Н.Д. Андреева, Н.В. Малиновская. – М.: Мнемозина, 2003. 9. Андреева, Н.Д. Профессиональная ориентация учащихся. / Н.Д. Андреева. – М.: Биология в школе, 2003. № 1. 10.Артемова, Л.А. Профиль обучения диктует региональный рынок труда. / Л.А. Артемова. – М.: Народное образование. 2003. №4. 11.Африна, Е.С. Готовимся к профильному обучению. / Е.С. Африна. – М.: Народное образование, 2004. № 8. 12.Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. 13.Бодалев, А.А. Рабочая книга практического психолога: пособие для спец. работающих с персоналом. / Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Ин-т психотерапии, 2001. 14.Болотов, В.В. Перспективы перехода школы на профильное обучение. / В.В. Болотов. – М.: Воспитание школьников, 2004. № 1. 15.Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности. / Т.М. Буякас //Вопросы психологии, 2002.-№ 2. 16.Верзилин, Н.М., Корсунская, В.М. Общая методика преподавания биологии. учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1996. 17.Воронин, А.Т., Маш, Р.Т. Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психологии. / А.Т. Воронин, Р.Т. Маш. - М.: Просвещение, 1982. 18.Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. / Е.И. Головаха. – Киев: Наук.думка, 1988. 19.Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: - Воспитательная концепция профессиональной ориентации. / А.Е. Голомшток. - М.: 1979. 20. Горностаева, З.Я. Проблема профессиональной консультации в школе. / З. Я. Горностаева. - М.: Открыт. школа. – 1998. - №2. 21.Гриншпун, С.С. Роль классного руководителя в профориентации учащихся. / С.С. Гриншпун. - М.: Школа и производство. - 1984. - № 11. 22.Дик, Ю.И. Профильное обучения в условиях модернизации школьного образования. / Ю.И. Дик. – М., 2003. 23.Драгунова, Т.В. Подросток. / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1988. 24.Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы. / В.Г. Евстратов. - Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999. 25. Есипов, Е.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. / Е.П. Есипов. – М.: Дрофа, 2001. 26. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. - Л., - 1982. 27. Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии. / В. И. Жуковская. - Минск: Народная весть, 1997. 28.Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988. 29.Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Вопросы организации и управления. / Н.Н. Захаров. М.: Просвещение, 1987. 30.Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии. / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1980. 31.Йоваша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. / Л.А. Йоваша. - М.: Педагогика, 1983. 32.Калугин, Н.И., Сазонов, А.Д., Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся. / Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1983. 33.Кленова, Я.Н. Как подготовить школу к профильному обучению. / Я.Н. Кленова. – М.: Народное образование, 2003. № 7. 34.Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. / Е.А. Климов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 35.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 36.Климов, Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990. 37.Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. / Е.А. Климов. - М.: Знание, 1983. 38.Колесников, Н.А. Профориентация и предпрофильная подготовка. / Н.А. Колесников. – М.: Народное образование, 2004. № 1. 39.Кралевич, И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. / И. Кралевич. - Мн.,1989. 40.Кричевский, В.Ю. Как построить профильную школу. / В.Ю. Кричевский. - М.: Просвещение, 2005. 41.Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособ. для студентов вузов. / А.А. Крылов. - Спб.: Питер, 2003. 42.Крылова, Н.Б. Культурология образования. / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. 43.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 44.Левиева, С.Н. Мир профессий. / С.Н. Левиева. - М.: Молодая гвардия, 1985. 45.Левин, В.М. Рутенбург, Э.С. Профессиональная ориентация и врачебная медицинская консультация подростков. / В.М. Левин. - М., 1974. 46.Леонтьев, Д.Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. / Д. Е. Леонтьев. – М.,2001. 47.Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991. 48.Майерс, Д. Социальная психология. / Д. Майерс. – СПб: Питер, 1999. 49.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. 50.Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Л.М. Митина. -М.: 1998. 51.Мухина, В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1998. 52.Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. / О.А. Нильсон. - Тал., 1976. 53.Новикова, Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. / Т.Г. Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2003. 54.Новожилова, Н.А. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения. / Н.А. Новожилова. – М.: Народное образование, 2004. № 2. 55.Орлов, Н.С. Открыть детям мир профессий. / Н.С. Орлов. – М.: Педагогика, 1996. 56.Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1995. 57.Ословский, В.Л. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / В.Л. Ословский. – Киев: Наукова Думка, 1989. 58.Охотский, Е.В. Служебная карьера. / Е.В. Охотский. – М.: Экономика, 1998. 59.Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1978. 60. Пидкасистый, П.И., Горячев, Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. / П.И. Пидкасистый, Б.В. Горячев. - М., 1991. 61.Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. / П.И. Пидкасистый. - М, 1980. 62.Пинский, А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. / А.А. Пинский. - М., 2004. 63.Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. / К.К. Платонов. - М., 1998. 64.Полонскийт М. Словарь по образованию и педагогике. / В.М. Полонский. - М., 2004. 65.Поляков, В.А. Технология карьеры. / В. Поляков. – М.: Дело ЛТД, 1995. 66.Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. / Н.С. Пряжников. – М.: Институт практической психологии, 1997. 67.Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. / Н.С. Пряжников. – М.: Институт практической психологии, 1997. 68.Пряжникова, Е.Н. Профконсультация: планирование жизненного пути. / Е.Н. Пряжникова. – М.,2002. 69.Рохлов, В.С. Школьный практикум. Биология человека. / В.С. Рохлов. - М.: Дрофа, 1998. 70.Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. / М.Ю. Савченко. - М.: Вако, 2005. 71.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко. - М.: Март, 1998. 72.Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация. / Л.Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 73.Сухова, Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения. / Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2001. 74.Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора. / О.Н. Сухотенко. – М.: Школа и производство, 2004. № 3. 75.Филиппов, В.М. Модернизация российского образования. / В.М. Филиппов. - М.: Просвещение, 2003. 76.Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990. 77.Хлопова, Т.А. Эксперимент считается жизненно важным. / Т. А. Хлопова. – М.: Народное образование, 2004. № 1. 78.Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников (методическое пособие). / С.Н. Чистякова. - М.: Асадема, 2005. 79.Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. / П.А. Шавир. - М., 1981. 80.Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. / В.М. Шепель. – М.: Культура спорт, ЮНИТИ, 1994. 81.Якокка, Л. Карьера менеджера. / Л. Якокка. – Тольятти: Довгань, 1995. ПРИЛОЖЕНИЯ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1.1. План беседы с учителем биологии Цель: 1. Выявление отношения педагогов к организации занятий с элементами профессионального самоопределения в процессе обучения; 2. Выявление степени организации обучения с элементами профессионального самоопределения учащихся, в том числе и на уроках биологии. 3. Определение оценки учителем уровня сформированности профессиональных предпочтений учащихся. План беседы 1. Нужно ли способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников? 2. Каково Ваше отношение к организации профессионального самообразования в гимназии в целом? В процессе обучения биологии? 3. Целиком ли реализованы возможности гимназии по оказанию помощи в профессиональном самоопределении учащимся? На ваших уроках? 4. Помогаете ли Вы своим учащимся сделать верный выбор будущей профессиональной деятельности? Каким образом? 5. Занимаетесь ли Вы самосовершенствованием, читаете ли современную литературу по проблеме профессионального самоопределения? 6. Как Вы считаете, насколько осознанно Ваши ученики делают свой профессиональный выбор? 7. Включаете ли в процессе обучения элементы, способствующие профессиональному самоопределению старшеклассников? Какие это элементы? 8. Используете ли Вы внеурочное время для того, чтобы способствовать профессиональному самоопределению учащихся? Какие методы, формы Вы используете? 1.2. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова Цели методики: выявление профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий. Инструкция: В каждом и пунктов вам предложены по два утверждения, выберите то из них, которое больше соответствует вам, и обведите кружком соответствующий значок. 1. а) ухаживать за животными б) обслуживать машины и приборы 2. а) помогать больным б) составлять таблицы, схемы, программы для вычислительной техники 3. а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток б) следить за состоянием, развитием растений 4. а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. д.) б) доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать 5. а) обсуждать научно-популярные книги, статьи б) обсуждать художественные книги, пьесы, концерты 6. а) выращивать молодняк (животных какой-то породы) б) тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7. а) копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) б) управлять какими-либо грузовыми средствами — подъемным краном, трактором, тепловозом и т. д. 8. а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) б) оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) 9. а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище б) искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках 10. а) лечить животных б) выполнять вычисления, расчеты 11. а) выводить новые сорта растений б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. д.) 12. а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) 13. а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности б) наблюдать, изучать жизнь микробов 14. а) обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты б) оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. 15. а) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или вымышленные) б) составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 16. а) делать лабораторные анализы в больнице б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 17. а) красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий б) осуществлять монтаж и сборку машин, приборов 18. а) организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.д. б) играть на сцене, принимать участие в концертах 19. а) изготавливать по чертежам детали изделия (машины, одежду), строить здания б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты 20. а) вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере и т. д.) Оценка результатов: подсчитать количество выборов по индексам: “Ч-П” (“человек-природа”): 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а. “Ч-Т” (“человек-техника”): 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а. “Ч-Ч” (“человек-человек”): 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а. “Ч-З” (“человек-знак”): 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б. “Ч-Х” (“человек-художественный образ”): 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б. Количество выборов более четырех говорит о выраженности интересов в этой области. [7] 1.3. Анкета на выявление преобладающих мотивов личности Цель методики: определить у учащихся преобладающий мотив в обучении. Инструкция: из предложенных вариантов мотивов выбрать наиболее значимый и подчеркнуть его. Какие мотивы для тебя преобладают в обучении? - социальные: “быть полезным обществу”, “занять соответствующее место в мире”; - познавательные: “интересно учиться”; - моральные: “не огорчать”, “не подводить”; - самовоспитания: “расширить кругозор”, “развивать волю”? Оценка результатов: для определения группового результата подсчитать процентное отношение выбранных видов мотивов к общему количеству учащихся. [25] 1.4. Анкета для учащихся 9 классов, выявляющая их дальнейшие жизненные планы (составлена администрацией гимназии) Ф.И. Дата заполнения Класс Не торопись! Прежде чем ответить, хорошо подумай! 1. В каком образовательном учреждении ты хочешь учиться после окончания 9 класса? (Нужное подчеркни и допиши название учебного заведения, в котором думаешь учиться): а) в 10 классе дневной школы; б) в городском профессионально-техническом училище; в) в техникуме (каком?) г) среднем специальном училище (медицинском, педагогическом); д) в сельском профессионально-техническом училище; е) на курсах (каких?) 2. Если ты хочешь после 9 класса учиться в 10 классе дневной школы, то каковы твоидальнейшие жизненные планы ? (Нужное подчеркни или допиши). а) окончить среднюю школу и пойти работать; б) окончить среднюю школу и совмещать работу с учебой; в) окончить среднюю школу и продолжать учиться 3.Какую профессию тебе хотелось бы получить в результате учебы? (выбери ту из групп профессий, которая ближе всего для тебя): · учитель, врач, продавец, социальный работник, психолог, библиотекарь (профессии сферы “человек-человек”) · художник, скульптор, архитектор, музыкант, дизайнер (профессии сферы “человек-художественный образ”) · машинист, крановщик, водитель, слесарь, инженер (профессии сферы “человек-техника”) · программист, бухгалтер, ученый, научный сотрудник (профессии сферы “человек-знак”) 4.В каком примерно классе возник интерес к избранной профессии? 5.Укажи, изучение каких учебных предметов поможет тебе подготовиться к дальнейшему обучению по выбранной профессии. 6.Насколько ты уверен в выборе своей будущей профессии (подчеркни): абсолютно уверен; скорее неуверен, чем уверен; скорее уверен, чем неуверен; абсолютно неуверен.
1.5 Анкета для учащихся 10 классов, выявляющая их дальнейшие жизненные планы (составлена администрацией гимназии) Ф.И. Дата заполнения Класс Не торопись! Прежде чем ответить, хорошо подумай! 1. Каковы твои дальнейшие жизненные планы ? (Нужное подчеркни или допиши). а) окончить среднюю школу и пойти работать; б) окончить среднюю школу и совмещать работу с учебой; в) окончить среднюю школу и продолжать учиться (где?) 2. Какую профессию ты хочешь получить в результате учебы? · учитель, врач, продавец, социальный работник, психолог, библиотекарь (профессии сферы “человек-человек”) · художник, скульптор, архитектор, музыкант, дизайнер (профессии сферы “человек-художественный образ”) · машинист, крановщик, водитель, слесарь, инженер (профессии сферы “человек-техника”) · программист, бухгалтер, ученый, научный сотрудник (профессии сферы “человек-знак”) 3. Укажи, изучение каких учебных предметов поможет тебе подготовиться к дальнейшему обучению по выбранной профессии. 4. Насколько ты уверен в выборе своей будущей профессии (подчеркни): абсолютно уверен; скорее уверен, чем неуверен; скорее неуверен, чем уверен; абсолютно неуверен. 5. Помогли ли тебе определиться с выбором профессии уроки по общей биологии и посещение элективного курса “Твои возможности, человек”? (нужное подчеркни): уроки определенно помогли определиться с выбором профессии; уроки никак не повлияли на выбор профессии; уроки в какой-то степени помогли определиться с выбором профессии. 2. Результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
2.1 Результаты диагностики профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Результаты диагностики профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова на контрольном этапе эксперимента
3. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
3.1 Конспекты уроков по биологии (9 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Идея развития органического мира в биологии. Цели урока: 1) образовательные: ознакомить учащихся с различными взглядами на проблему развития органического мира в биологии, изменяющимися в течение веков, продолжить формирование знаний об эволюционном процессе как о необратимом процессе развития органического мира. 2) воспитательные: сформировать понятие о разнообразии взглядов и идей развития органического мира в биологии, значении этих разработок для общего развития науки в тот или иной исторический период, важности познания эволюционного процесса для изучения живого мира на планете и определения биологической роли того или иного объекта (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения). 3) развивающие: сформировать умение сравнивать и анализировать идеи развития органического мира, существовавшие на том или иной историческом этапе, выявляя в них прогрессивные и регрессивные черты; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы. Задачи урока: · в ходе изучения новой темы актуализировать знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. · сформировать понятия: эволюция, эволюционное учение, эволюционная теория, взгляды ученых Древности на идеи эволюции, идеи Средневековых ученых и исследователей эпохи Возрождения, эволюционная теория Ламарка и ее значение и т.д. · подчеркнуть значимость исследований в рамках развития эволюционных взглядов как основополагающих для понимания всех процессов, происходящих в живой природе. · раскрыть понятие о многообразии взглядов на идею развития органического мира. · акцентировать внимание на разнообразии взглядов и теорий развития органического мира, их сходствах и отличиях. · закрепить сформированные в течение урока понятия. Оборудование: портреты ученых и философов, которые рассматривали идеи развития органического мира; опорный конспект “Эволюционная теория Ламарка”. Методы: беседа, рассказ, метод работы с учебной книгой. Ход урока: 1. Организационный момент.(1 мин.) · приветствие учителя · проверка готовности детей к уроку · проверка отсутствующих (Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя) 2. Изучение нового материала. (35 мин.) Сегодня на уроке мы познакомимся с различными взглядами на идею развития органического мира. Запишите тему сегодняшнего урока: “Идея развития органического мира в биологии”. Живой мир на Земле огромен. Он представлен уникальным разнообразием живых существ: в нем более 2 млн видов эукариот (более 500 тысяч видов растений, около 1,5 млн видов животных) и примерно столько же видов прокариот. Как вы думаете, при таком разнообразии форм жизни, есть ли у всех этих организмов что-то общее? (Ученики отвечают) Действительно, все живые организмы состоят из одних и тех же химических элементов, все сходным образом осуществляют биосинтез и обмен веществ с окружающей средой, используют похожим образом энергию в процессах жизнедеятельности, способны одинаково размножаться и т.д. |
|
© 2010 |
|