РУБРИКИ

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии

Как же объяснить многообразие видов при таком сходстве свойств у живых организмов? Каким образом возникли сложные организмы? (Дети предлагают свои варианты) На самом деле, ответы на эти вопросы дает нам учение об эволюции. Каким образом можно дать определение этому научному направлению? (Ученики предлагают свои версии) Давайте запишем определение: учение об эволюции — это наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы.

Всем вам известно, что современное эволюционное учение базируется на идеях Чарльза Дарвина. Однако, современное представление об эволюционном процессе базируется не только на его положениях, но и на мыслях и идеях множества других ученых, философов, практиков-естествоиспытателей, живших в разное время. Дома вы самостоятельно подробно познакомитесь с этими взглядами. А сейчас на уроке мы рассмотрим взгляды Ж.-Б. Ламарка — первого в истории ученого, кто специально обратился к исследованию эволюции живых организмов.

(параллельно с рассказом учителя и беседой его с учениками составляется опорный конспект, который дети записывают в свои тетради):


Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Жан Батист Ламарк (1744-1829)

труд “Философия зоологии” (1809)


изменения окружающий среды à изменение видов животных и растений

внутренне стремление организмов к совершенствованию

Законы эволюции


“закон упражнения и неупражнения органов” (примеры)

“закон наследования благоприобретенных признаков”

не преодолела господствующий креационизм

является ценной для понимания сущности развития организмов


Жан Батист Ламарк — французский естествоиспытатель (1744-1829), свою эволюционную теория он изложил в труде “Философия зоологии” (1809), объяснил возможные пути развития животных и растений.

Главными в его теории были следующие положения:

·     изменения в окружающей среде ведут к изменению видов растений и животных

·     все организмы стремятся к совершенствования (это внутреннее строение самих организмов к прогрессу)

Данные положения Ламарк обобщил в виде двух законов: “Закон упражнения и неупражнения органов” и “Закон наследования благоприобретенных признаков”. На стр. 143 вы можете познакомиться с примерами, которые приводил Ламарк в подтверждение своим законам. Впишите их в свои схемы. (через 3 мин.) Итак, приведите примеры, которыми Ламарк доказывал каждый из сформулированных им законов. (Ученики отвечают)

Теория Ламарка не смогла противостоять господствующему тогда креационизму, также не принималось как истина внутреннее стремление организмов к совершенству. Однако, Ж.-Б. Ламарк — первый естествоиспытатель, сформулировавший достаточно стройную эволюционную теорию.

3. Закрепление и обобщение. (5-7 мин.)

Давайте вспомним, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Ответьте на вопросы:

·     Что выражает собой термин “эволюция”? Что он обозначает?

·     Какие “законы” эволюционного процесса сформулировал Ж.-Б. Ламарк?

·     Почему в биологии считают ценной теорию Ж.-Б. Ламарка о развитии организмов, хотя она не объяснила суть и механизм эволюции?

(Ученики отвечают на вопросы)

4. Задание на дом (2 мин.)

§36 читать, знать основные положения;

в зависимости от ваших склонностей выполните одно из предложенных заданий:

·     задание естественно-математического характера: представьте изменение мнений об устройстве живого мира на протяжении веков в виде схемы с конкретными и четкими комментариям;.

·     задание гуманитарного плана: познакомьтесь на стр. 141-142 с мнениями о развитии мира разных философов; проанализируйте, в каком направлении шла эволюция их мысли, какие из ныне отвергнутых положений кажутся вам адекватными и на сегодняшний день.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Современные представления об эволюции органического мира.

Цели урока:

1) образовательные: ознакомить учащихся с современными взглядами на проблему развития органического мира в биологии, продолжить формирование знаний об эволюционном процессе как о необратимом процессе развития органического мира.

2) воспитательные: сформировать понятие о существовании современных взглядов и идей развития органического мира в биологии (синтетической теории эволюции), значении этих разработок для общего развития науки, важности познания эволюционного процесса для изучения живого мира на планете и определения биологической роли того или иного объекта (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения).

3) развивающие: сформировать умение сравнивать и анализировать эволюционные идеи, выявляя в них прогрессивные черты; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Задачи урока:

·     актуализировать знания учащихся, полученные на предыдущем уроке.

·     сформировать понятия: эволюция, эволюционное учение, эволюционная теория, популяция, элементарный эволюционный материал, элементарные факторы эволюции, естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляция и т.д.

·     подчеркнуть значимость исследований в рамках развития эволюционных взглядов как основополагающих для понимания всех процессов, происходящих в живой природе.

·     раскрыть понятие о существовании современных взглядов на идею развития органического мира.

·     закрепить сформированные в течение урока понятия.

Оборудование: таблица “Представители различных популяций”, “Элементарные факторы эволюции” и т.д.

Методы:   беседа, рассказ, метод работы с учебной книгой.

Ход урока:

1. Организационный момент.(1 мин.)

·     приветствие учителя

·     проверка готовности детей к уроку

·     проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Повторение и проверка ранее изученного 7-10 мин.)

         Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Ответьте на вопросы:

·     Какие выводы являются главными в эволюционной теории Ч. Дарвина?

·     Раскройте механизм действия естественного отбора и борьбы за существование?

(Ученики отвечают на вопросы, учитель и другие дети комментируют их ответы)

Докажите свое мнение: почему учение Дарвина оказалось более убедительным, чем учение Ж.-Б. Ламарка? (Ученики высказывают свои мнения)

Учитель комментирует ответы детей и выставляет отметки.

3. Изучение нового материала.(25 мин.)

Сегодня на уроке мы поговорим о современных представлениях об эволюции органического мира. Запишите тему урока в свои тетради (параллельно тема урока записывается на доске): “Современные представления об эволюции органического мира”.

Современное эволюционное учение часто называют синтетическим. Как вы думает, почему так происходит? (Ученики отвечают) Действительно, современное эволюционное учение включает в себя не только дарвинизм, но и открытия генетики, систематики, морфологии, биохимии, физиологии, экологии и других наук.

(составляется схема на доске):


ДАРВИНИЗМ                                                   генетика   

                                                                                             

                                                синтетическая                              систематика

теория эволюции

морфология                                                                          биохимия

                            физиология                                                                

                                                                  экология


Современное учение об эволюции основано на популяционной концепции. Популяция — элементарная эволюционная единица, способная реагировать на изменения среды перестройкой своего генофонда. Вспомните или посмотрите на стр. 149 учебника и дайте определение термину “популяция”. Запишите его в свои тетради. (через 3 мин.) Итак, какое определение вы записали. (Ученики зачитывают записанные ими определения) В синтетической теории эволюции принято выделять такие понятия, как элементарные явления эволюции, элементарный материал эволюции, элементарные факторы эволюции. Пользуясь учебником (стр. 150), заполните следующую схему:

(через 5-7 минут) Давайте проверим, каким образом следовало заполнить схему. (один ученик заполняет ее на доске, остальные — проверяют записи в своих тетрадях).


Основные элементы синтетической теории эволюции


элемент. явления эволюции

элемент. материал эволюции

элемен. факторы эволюции

(изменения, происхо-дящие в популяциях)

(наследств. изменчивость (комбинат.и мутационная)

ест. отбор

волны жизни

изо-ляция

мутац процесс

4. Закрепление и обобщение. (5-7 мин.)

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с основными положениями синтетической теории эволюции. Ответьте на вопросы:

·     В чем отличие современного учения об эволюции от эволюционной теории Дарвина?

·     Почему изоляцию называют структурной единицей эволюции?

·     Каким образом естественный отбор направляет ход эволюции?

(Ученики отвечают на вопросы)

5. Задание на дом (2 мин.)

§38 читать, знать основные положения;

в зависимости от ваших склонностей выполните одно из предложенных заданий:

·     задание естественно-математического характера: предположите, какие изменения в системе органов человека или другого млекопитающего позволят ему преодолеть возникающие в организме мутации. Представьте ответ в виде схемы строения организма с указанием точных изменений.

·     задание гуманитарного плана: напишите эссе, в котором предположите, каким образом естественный отбор может в будущем направить ход эволюции, в том числе и человека.

 

3.2. Конспекты уроков по биологии (10 класс)

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Практические аспекты биологии

Цели урока:

1) образовательные: сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества.

2) воспитательные: сформировать понятие о единстве живого мира на планете и их биологической роли (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения), а также о значении биологических знаний в жизни человека.

3) развивающие: сформировать умение анализировать значение биологических знаний для нормального существования человека и всего общества в целом, выявлять практические аспекты биологической науки и их значение; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Задачи урока:

·     актуализировать знания, полученные учащимися на предыдущем уроке.

·     сформировать понятия: живая природы как источник незаменимых питательных веществ для человека, культурные и дикие растения, процесс окультуривания, генная инженерия, биотехнология, бионика, значение биологии для охраны окружающей среды.

·     подчеркнуть значимость биологии, биотехнологии и бионики в жизни человека.

·     раскрыть понятие о многообразии современных методов биологии и их значении в теоретической и практической науке, а также разнообразии профессий, связанных с биологической наукой.

·     акцентировать внимание на значении практических аспектов биологии, их равенстве с общими теоретическими положениями.

·     закрепить сформированные в течение урока понятия.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями для проверки домашнего задания, таблицы по ботанике и зоологии, отражающие многообразие сортов и пород организмов; изображения растений и животных, полученных в результате биотехнологических экспериментов.

Методы:   беседа, рассказ, метод работы с учебной книгой.

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 мин.)

·     приветствие учителя

·     проверка готовности детей к уроку

·     проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Повторение и проверка ранее изученного    (5-7 мин.)

Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке. Троих из вас я попрошу выполнить короткие задания на карточках (трое учащихся получают задания на карточках):


Вариант 1.

1. Охарактеризуйте ос-новные компоненты и процессы, происходящие на молекулярном уровне биосистемы.

2. К какому уровню био-системы можно отнести такие компоненты, как клетки, ткани и органы многоклеточного орга-низма? Опишите основные процессы, характерные для данного уровня организации живой материи.

Вариант 2.

1. К какому уровню био-системы можно отнести такие компоненты, как группы родственных особей? Опишите основные процессы, характерные для данного уровня организации живой материи.

2. Охарактеризуйте ос-новные компоненты и процессы, происходящие на клеточном уровне биосистемы.

Вариант 3.

1. Охарактеризуйте ос-новные компоненты и процессы, происходящие на популяционно-видовом уровне биосистемы.

2. К какому уровню био-системы можно отнести такие компоненты, как биогеоценозы и антропо-генное воздействие? Опишите основные про-цессы, характерные для данного уровня организации живой материи.


После того, как дети получили карточки с индивидуальными заданиями, у доски учитель предлагает учащимся осветить следующие вопросы:

·     что понимают под уровнями организации жизни? каковы их общие характеристики?

·     назвать уровни организации жизни и охарактеризовать их

         Ответы учащихся при необходимости дополняются комментариями одноклассников. Учитель комментирует ответы учеников и называет отметки за ответы. После чего учитель собирает карточки с выполненными заданиями.

3. Изучение нового материала. (25 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами попробуем понять, нужна ли биология как наука современному обществу и каждому человеку в отдельности. Тема нашего урока (записывается на доске): “Практические аспекты биологии”.

Как вы думаете, какова роль биологии в современной жизни? Какова роль биологических знаний в нашей жизни? (Ученики отвечают)

Согласны ли вы с утверждением, что биология — ведущая наука XXI века? (Ученики отвечают)

Вспомните, какие крупные биологические открытия были сделаны за последние годы (клонирование, генная инженерия, расшифровка ДНК и т. д.)? (Ученики отвечает)

Как вы думаете, для решения каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии? (Ученики отвечают)

Вспомните, люди каких профессий связываю свою жизнь с биологическими исследованиями? (Дети отвечают) Действительно, практически любая профессия может быть связана с биологическими исследованиями. Так, например, инженеры могут разрабатывать специальные устройства для проведения биологических исследований, врачи используют новые разработки в области биологии для спасения человеческих жизней, фармацевты синтезируют новые лекарственные препараты и т. д.

Действительно, современная наука биология незаменима в жизни общества и каждого человека в частности. Как вы думаете, какой из разделов биологии наиболее полно охватывает все стороны практической деятельности человека? (Ученики отвечают) Действительно, речь идет об общей биологии. Именно поэтому мы с вами изучаем ее, уже имея большой запас знаний. Химия и физика, ботаника и зоология, история и география, анатомия и математика — нельзя отделить эти науки друг от друга. Эти и многие другие науки помогут нам разобраться в вопросах общей биологии и выяснить, каково практическое значение биологии. Вспомните, какие задачи общей биологии вы знаете? (Ученики отвечают) Действительно, основной задачей общей биологии является выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов, нахождение общих закономерностей в живой природе.

Сегодня мы с вами попробуем более подробно познакомиться с вопросом о практическом значении биологии. В течение 8-10 минут я предлагаю вам выполнить задания по группам, в первую группу попадают те ребята, которые сидят на первом ряду, во вторую — на втором, в третью — на третьем. Ваша задача, воспользовавшись материалом §5, кратко и четко ответить на вопросы, посвященные определенной проблеме и составить краткую и четкую схему по вашему вопросу. Через 10 минут каждая из групп представит свою схему и прокомментирует ее. Таким образом, у вас полностью будет отражен вопрос о назначении практической биологии и истории становления практической биологии.

Задание для группы 1: История становления знаний человечества о выращивании и культивировании растений. Значение культивирования растений в историческом контексте. Какие профессиональные сферы непосредственно занимаются этой проблемой? В чем заключается их деятельность?

Задание для группы 2: Явление интродукции (акклиматизации), его значение; конкретные примеры интродукции.

Задание для группы 3: Понятия генной инженерии и бионики, их значение для развития современной биологии и медицины, примеры растений и животных, полученных в результате биологических экспериментов. Какие профессиональные сферы непосредственно занимаются этой проблемой? В чем заключается их деятельность?

(Через 7-10 мин. каждая группа представляет свою схему, при необходимости она дополняется учителем; после обсуждения всех трех схем ученики записывают их в тетради)

4. Закрепление и обобщение. (7-10 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами узнали, каково практическое значение биологии. Какие сферы профессиональной деятельности непосредственно связаны с биологическими исследованиями? Приведите примеры. Как выдумаете, используются ли знания биологии для охраны окружающей среды? Приведите примеры. (Ученики отвечают)

Вспомните материал сегодняшнего урока и ответьте, что понимают под интродукцией? Приведите примеры. (Ученики отвечают)

5. Задание на дом (2 мин.)

§5 читать, знать основные понятия, согласно составленному конспекту в тетрадях; напишите в тетрадях небольшое эссе на тему “Благодаря знанию основ биологии я могу...”

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Подведем итоги по теме “Введение в курс общей биологии”.

Цели урока:

1) образовательные: систематизировать у учащихся знания об значении биологических знаний, связи биологии с другими научными дисциплинами и прикладными отраслями, основных свойствах жизни и живого, уровнях организации живого, методах биологических исследований.

2) воспитательные: сформировать понятие о значении биологических знаний и необходимости их применения при занятии другими смежными дисциплинами (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения).

3) развивающие: сформировать умение анализировать значение различных отраслей биологической науки, соотносить биологические понятия с понятиями из смежным естественных дисциплин, выявлять основные особенности того или иного уровня организации жизни, характеризовать практические аспекты биологической науки и их назначение; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Задачи урока:

·     актуализировать знания, полученные учащимися при изучении данного раздела.

·     актуализировать и систематизировать понятия: биология, отрасли биологического знания (ботаника, зоология, микология, микробиология, антропология, морфология, анатомия, физиология, систематика, палеонтология, цитология, гистология, эмбриология, генетика, селекция, экология, эволюционное учение, молекулярная биология, биофизика, биохимия, биокибернетика, биометрия, радиобиология, бионика, биотехнология, генная инженерия, космическая биология, биогеография), основные свойства жизни и живого, уровни организации жизни.

·     подчеркнуть значимость биологического знания для современной науки, для многих сфер профессиональной деятельности.

·     раскрыть понятие о многообразии современных биологических дисциплин и их значении в теоретической и практической науке.

·     акцентировать внимание на значении практических аспектов биологии, их равенстве с общими теоретическими положениями.

·     охарактеризовать работу учащихся при изучении темы.

Оборудование: таблицы по общей биологии, таблица с перечислением комплекса биологических дисциплин, индивидуальные карточки-бланки для отчета по теме (раздаются каждому учащемуся).

Методы:   беседа, рассказ, метод работы с учебной книгой.

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 мин.)

·     приветствие учителя

·     проверка готовности детей к уроку

·     проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Постановка задачи. (3 мин.)

На сегодняшнем уроке нам предстоит вспомнить все то, о чем мы говорили на протяжении изучения темы. В течение урока мы будем выполнять различного рода задания, ваша задача — заносить решение каждого из заданий в бланк отчета, который лежит у вас на столе. В конце урока мы проверим правильность выполнения всех заданий, сравним ваш бланк с ключом, и каждый из вас сам оценит себя и поставит себе отметку, характеризующую, каким образом вы занимались на притяжении этих 12 уроков.


Образец бланка (у каждого учащегося он лежит на столе)

Фамилия, имя ____________________

Итоговый бланк-отчет по теме “введение в курс общей биологии”

Задание 1. Вспомним определения.

|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__| Оценка:___баллов

Задание 2. Поговорим о жизни и ее свойствах.

 1 1 —

2 2 —

3 3 —

4 6 4 —

5 5 —

6 —

Оценка:____баллов


Задание 3. Методы биологических исследований.

(изображена сетка кроссворда и записаны вопросы к кроссворду, см. далее текст конспекта)

Ключевое слово: ______________

Оценка:____баллов

Задание 4. Поговорим о значении биологических знаний.




Оценка:___баллов

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Общее количество баллов: _____+_____+_____+_____= _______ баллов

(перевод баллов в отметку: 40-35 баллов — “5”,

34-29 балл — “4”,

29-20 баллов — “3”,

менее 20 баллов — “2”)

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: __________

Учитель по биологии __________ Ивольская А. А.

3. Выявление ведущей идеи.  (5 мин.)

Вначале давайте вспомним, что изучает наука общая биология? Какое определение этому термину можно дать? (Дети отвечают)

Действительно, общая биология изучает жизнь и живое во всех его проявлениях.

Как вы думаете, какие проблемы науки о жизни представлены в курсе общей биологии? (Ученики отвечают)

4. Повторение и обсуждение главных вопросов темы.     (5-7 мин.)

Теперь давайте перейдем к основной части нашего урока. Возьмите свои бланки, сейчас мы будем выполнять задание №1, оно называется “Вспомним определения”. Я прочту вам семь определений, ваша задача — определить, какое из них верное, а какое нет. На числовой оси, которая изображена в ваших бланках, отметьте дугой номера верных высказываний. Итак, будьте внимательны и аккуратны:

1) Биология — наука и растениях и животных.

2) Рост — это процесс увеличения массы и линейных размеров особи. (+)

3) Раздражимость — это особый вид движения организма.

4) Развитие — это процесс качественных изменений, происходящих в живом организме. (+)

5) Жизнь — это особая форма движения материи, выражающаяся в совокупном взаимодействии универсальных свойств организма. (+)

6) Адаптация — это процесс утраты организмом черт и качеств, не используемых в данных условиях окружающей Среды.

7) Обмен веществ — это способность поддерживать постоянство внутренней сред и сохранять свой состав и свойства независимо от меняющихся условий обитания. (+)

Давайте подведем итоги, возьмите цветную ручку, отметьте сколько предложений вы определили верно. Посмотрите на ключ (учитель зарисовывает ключ на доске, ученики сравнивают его со своими ответами) Если вы выполнили верно все задание, то можете поставить себе 10 баллов, если вы допустили 1-2 ошибки, то задание оценивается в 8 баллов, если у вас 3-4 ошибки, то поставьте себе 6 баллов, если у вас более 4 ошибок, то ваша оценка — 1 балл. (Ученики оценивают выполненное ими первое задание)

Теперь переходим к заданию №2, которое называется “Поговорим о жизни и ее свойствах”. Перед вами схема с изображением шести окружностей, подпишите название каждой из них, учитывая, что перед вами схематическое изображение уровней организации жизни. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

(Через 3 минуты) Давайте проверим правильность выполнения задания. Как вы думаете, как нужно было обозначить все цифры на схеме? (Ученики отвечают, параллельно характеризуя каждый из уровней организации жизни) Оцените свою работу: если вы не допустили ни одной ошибки, то можете поставить себе 10 баллов, если 1 ошибка — 8 баллов, 2 ошибки — 6 баллов, 3 ошибки — 4 балла, 4 или 5 ошибок — 3 балла, 6 ошибок — 0 баллов.

Переходим к выполнению третьего задания. Вам нужно решить кроссворд, вспомнив основные методы биологических исследований. На выполнение задания вам дается 5-6 минут.


Кроссворд “Методы биологического исследования”

Э

К

С

П

Е

Р

И

М

Е

Н

Т









Н

А

Б

Л

Ю

Д

Е

Н

И

Е












С

И

С

Т

Е

М

А











Т

А

К

С

О

Н















М

О

Д

Е

Л

И

Р

О

В

А

Н

И

Е


Вопросы к кроссворду

1) Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.

2) Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.

3) Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, определенная целостность.

4) Группа организмов, связанных друг с другом определенной степенью родства.

5) Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

(Через 5-6 минут) Давайте подведем итоги. Перед вами ключ (учитель вывешивает ключ на доску) Какое итоговое слово у вас получилось? (Ученики отвечают) Выставите себе оценку за это задание: если у вас нет ошибок — 10 баллов, 1 ошибка — 7 баллов, 2 ошибки — 5 баллов, 3 ошибки — 3 балла, более 3 ошибок — 0 баллов.

Наконец, мы переходим к выполнению последнего задания. Вам нужно перечислить как можно больше отраслей биологического знания и дать им определения. На выполнение задания отводится 10 минут. (Через 10 минут) Давайте перечислим, какие отрасли знания вы назвали. (Ученики отвечают, учитель комментирует ответы учеников) Давайте оценим ваши ответы. Те, кто назвал более 8 отраслей и верно определил их получает 10 баллов, 6-7 отраслей — 8 баллов, 4-5 отраслей — 6 баллов, 3 отрасли — 2 балла и менее двух отраслей — 0 баллов. (Ученики выставляют себе промежуточную оценку.)

5. Подведение итогов. (2 мин.)

Итак, мы с вами выполнили все задания. Подсчитайте все заработанные вами баллы, сопоставьте их с итоговой таблицей перевода баллов в оценку, выставите себе оценку и подайте мне на подпись. (Ученики совместно с учителем подводят итоги)

Я рада, что вы успешно справились со всеми заданиями, надеюсь, что в будущем изучение общей биологии будет таким же успешным.

3.3. Конспекты занятий элективного курса

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (введение)

Тема урока: Физиология высшей нервной деятельности как научная дисциплина.

Цели занятия:

1) образовательные: познакомить учащихся с особенностями физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, ее связью с другими науками.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать задачи, которые ставит перед собой курс “Физиология высшей нервной деятельности”, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: портреты И. П. Павлова и И. М. Сеченова, плакат с написанной на нем цитатой, таблица “Основные формы проявления психики и их взаимосвязь”.

Методы:   беседа, рассказ.

Ход урока:

1. Организационный момент. (5 мин.)

·     приветствие учителя

·     проверка готовности детей к уроку

·     проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

Перед тем, как начать наше занятие, мы познакомимся со структурой элективного курса. Сегодня у нас вводное занятие, далее все последующие занятия объединены в 3 блока. каждый из блоков включает в себя лекцию, практическое занятие и завершающее семинарское занятие. После изучения всех трех блоков состоится заключительное занятие, на котором будет подведены итоги изучения данного элективного курса.

2. Изучение нового материала. (25 мин.)

Сегодня мы начинаем изучение нового курса, который называется “Твои возможности, человек”. Эпиграфом для нашего курса я выбрала слова Сенеки младшего: “Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их”. Как вы считаете, что хотел сказать этим Сенека? (Ученики предлагают свои версии)

Действительно, понять себя и друг друга мы можем только изучив свой организм, а точнее тайны, которые хранит наш мозг.

Людей постоянно волновала и волнует загадочная жизнь мозга, продуктом которого является мысль. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Что такое память, каковы ее основы? Эти и сотни других вопросов требовали раньше научного ответа. Эти вопросы во многом блестяще были разрешены отечественной наукой. Общепризнанно, что науку о мозге создали русские ученые.

Вспомните из курса анатомии, кого из русских ученых можно назвать основателями науки о мозге? (Ученики отвечают) Действительно, это И. П. Павлов и И.М. Сеченов (портреты на доске). На сегодняшний день оформилось стройное научное направление “физиология высшей нервной деятельности”. Как мы можем дать определение этой научной дисциплине? (Ученики предлагают свои версии) Запишем: “Физиология высшей нервной деятельности — наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой”.

Как вы думаете, с какими науками тесно связана физиология высшей нервной деятельности? (Параллельно с ответами учеников на доске изображается схема):


Связь физиологии ВНД с другими науками.

Биология                                                                     Медицина

                                                       

                                      Генетика   

                                                                  Физиология

ФИЗИОЛОГИЯ ВНД

                   Психология                                                      Педагогика


Итак, физиология ВНД связана со многими науками, но наиболее тесная взаимосвязь — между физиологией ВНД и психологией.

Какое определение науке психологии вы можете дать? (Ученики отвечают) Запишем: “Психология — наука, изучающая внутренний мир человека, возникший в результате отражения внешнего мира”. В дословном переводе психология — наука о психике (от греч. “psyche” — душа).

Психика — совокупность психических процессов и состояний, возникающих при работе мозга.

Как вы думаете, какие психические процессы могут быть объединены термином “психика”? (Ученики отвечают, параллельно составляется схема на доске):


Основные формы проявления психики и их взаимосвязь

Процессы

Состояния

Свойства личности

Познавательные:

- ощущения

- восприятие

- память

- мышление

- воображение

- речь

- внимание

Эмоционально-волевые:

- чувства

- воля

- устойчивый интерес

- творческий подъем

- убежденность

- сомнения

- апатия

- угнетенность и др.

- темперамент

- характер

- способности


Итак, все формы психической деятельности человека обусловлены огромным множеством самых разнообразных биологических и социальных потребностей, которые возникают в процессе взаимодействия организма с окружающей средой. Человек обладает чрезвычайно высокой приспособляемостью и изменчивостью поведения, что связано с высоким развитием головного мозга.

3. Закрепление и обобщение. (5-7 мин.)

Итак, давайте подведем итог нашего занятия. Ответьте на вопросы:

·     Кого из русских ученых считают основоположниками наук о мозге?

·     Что на сегодняшний день изучат физиология ВНД?

·     С какими научными дисциплинами связана физиология ВНД?

·     Чем отличается психология от психики?

·     Какие основные формы проявления психики вам известны?

4. Задание на дом        (2 мин.)

записи читать, знать основные понятия и определения.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (лекция)

Тема урока: Типы высшей нервной деятельности.

Цели занятия:

1) образовательные: познакомить учащихся с особенностями физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, раскрыть особенности классификации типов высшей нервной деятельности.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать особенности того или иного психического типа высшей нервной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: рисунки-изображения представителей различных темпераментов, схема “Соотношение типа ВНД и темперамента”.

Методы: рассказ.

Ход урока:

1. Организационный момент. (5 мин.)

·     приветствие учителя

·     проверка готовности детей к уроку

·     проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Изучение нового материала. Лекция. (25 мин.)

Итак, сегодня мы посвятим наше занятие лекции по теме “Типы высшей нервной деятельности”.

Во время лекции вы в своих тетрадях должны составить конспект по следующему плану:

·     введение, понятие сигнальной системы

·     типы ВНД по И.П. Павлову

·     типология Гиппократа

Итак, сегодня мы познакомимся с типами высшей нервной деятельности. Характер высшей нервной деятельности человека в значительной мере обусловлен врожденными свойствами нервной системы.

Мозг человека реагирует на две системы сигналов:

1) 1-ая сигнальная система — это система раздражителей, в качестве которых выступают конкретные свойства предметов и явлений, воспринимаемые человеком и животными посредством разнообразных сенсорных систем.

2) 2-ая сигнальная система — это система словесных раздражителей, с помощью которых человек может обозначить любое конкретное свойство и явление, а также абстрактные понятия.

В восприятии явлений действительности значение 1 и 2 сигнальных систем у человека может быть неравнозначным: одна из систем может преобладать. В связи с этим И. П. Павлов выделил два типа ВНД, характерные только для человека, и назвал их “художественный” и “мыслительный”. Для людей художественного типа характерна ведущая роль 1-ой сигнальной системы и связанное с ней конкретно-образное мышление. Для людей мыслительного типа характерна ведущая роль 2-ой сигнальной системы и связанное с ней абстрактно-логическое мышление. Людей, у которых трудно выделить преобладание одной из сигнальных систем, И.П. Павлов отнес к “смешанному” типу ВНД. Вы уже, наверное, поняли, что для представителей каждого типа ВНД по И.П. Павлову будут свойственны свои профессиональные предпочтения, тот или иной вид деятельности. Совершенно очевидно, что для людей художественного типа подойдут профессии гуманитарного плана (художник, поэт, декоратор, дизайнер, литературный критик, писатель и т.д.), а для людей мыслительного типа — деятельность, требующая точности и четкости в операциях (инженер, врач, строитель, конструктор и т.д.)

Существует и другая классификация типов ВНД, которая соотносится с типами темпераментов, предложенных в IV в. до н. э. древнегреческим врачом Гиппократом. На приведенной схеме вы можете видеть, как соотносится тип ВНД и темперамент.


Тип нервной системы

Сильные

Слабые


безудержный

живой

инертный


особенности нервных процессов

сила

уравновеше-нность

подвижность

сильный

неуравнове-шенный

подвижный

сильный

уравновешен-ный

подвижный

сильный

уравновешен-ный

инертный

слабый

неуравнове-шенный

подвижный или инертный

темперамент


холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик


Сангвиник — живой, подвижный тип. Его характеризуют сильные, т.е. устойчивые к внешним воздействиям, подвижные и уравновешенные процессы возбуждения и торможения. Флегматик — сильный, спокойный, малоподвижный тип. Процессы возбуждения и торможения у него отличаются от первого застойностью, инертностью. Холерик — безудержный тип. Он отличается большой силой и подвижностью нервных процессов, но процессы возбуждения у него преобладают над торможением. Меланхолик - слабый тип, для него характерны слабые процессы торможения и возбуждения, быстрая утомляемость и истощение нервной системы.

Среди литературный героев типичными чертами сангвиника наделен Стива Облонский из романа Л.Н. Толстого “Анна Каренина”, холерический темперамент просматривается у старого князя Болконского из романа “Война и мир” Л.Н. Толстого. Типичными холериками были Петр I, А.В. Суворов. Типичный флегматик — герой романа И. С. Тургенева “Накануне” Увар Иванович Стахов. У другого героя того же романа — Берсенева мы находим отчетливые проявления меланхолического темперамента.

В завершении лекции мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что у каждого человека тот или иной тип ВНД и, следовательно, собственные склонности и особенности. Мы уже говорили о том, что людям с определенным типом ВНД предпочтительна та или иная сфера профессиональной деятельности. На практическом занятии вы сможете определить индивидуальные особенности психики, поняв таким образом, к какой профессиональной области вы больше склоняетесь.

Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы по материалу лекции, учитель отвечает на них)

3. Задание на дом        (2 мин.)

записи читать, знать основные понятия и определения.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (практика)

Тема урока: Типы высшей нервной деятельности.

Цели занятия:

1) образовательные: познакомить учащихся с особенностями физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, раскрыть особенности классификации типов высшей нервной деятельности, помочь освоить учащимся способы и методы лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать особенности того или иного психического процесса, определять свой тип высшей нервной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: инструктивные карточки с заданиями для проведения практической работы.

Методы: беседа, рассказ, метод работы с раздаточным материалом, наблюдение.

Ход урока:

1. Организационный момент.(5 мин.)

·     приветствие учителя

·     проверка готовности детей к уроку

·     проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Вводная беседа.       (7-10 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами выполним практическую работу на тему “Типы высшей нервной деятельности”. Как вы думаете, какую цель можно поставить перед собой при выполнении данной работы? (Ученики отвечают) Действительно, сегодня нам предстоит овладеть методами определения типа высшей нервной деятельности, а также каждый из вас сможет оценить свои собственные психические процессы, что может помочь вам выбрать сферу своей будущей деятельности.

Хочу напомнить вам, каким образом следует оформить в своих тетрадях ход практической работы (учитель записывает и комментирует план на доске):          Практическая работа № ____, тема, цель,       оборудование, ход работы, результаты, выводы.

3. Выполнение практической работы учащимися.  (25-30 мин.)

Ученики выполняют практическую работу, пользуясь инструктивными карточками. Учитель при необходимости помогает в работе ученикам.

Инструктивная карточка для выполнения практической работы по теме

“Типы высшей нервной деятельности”

I. Проведение теста “Художник или мыслитель”

1) цель: научиться тестировать доминантное полушарие и тип ВНД, связанный с преобладанием одной из сигнальных систем в оценке явлений действительности.

2) вам предлагается оценить 10 утверждений, пользуясь 11-балльной шкалой, на соответствие своим собственным представлениям о себе. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10 баллов:

а) У меня преобладает хорошее настроение.

б) Я помню то, чему учился несколько лет назад.

в) Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

г) Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

д) Я считаю: эмоции в разговоре мешают.

е) Мне трудно дается алгебра.

ж) Я легко запоминаю незнакомые лица.

з) В группе приятелей я первым начинаю разговор.

и) Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

к) У меня преобладает плохое настроение.

3) подведите итоги: подсчитайте отдельно сумму баллов за вопросы 1,2,5,8,9 (ЛП — левополушарные ответы) и вопросы 3,4,6,7,10 (ПП — правополушарные ответы)

4) если ЛП>ПП на 5 баллов и более — преобладание мыслительного типа ВНД; если ЛП<ПП на 5 баллов и более — преобладание художественного типа ВНД; если же ЛП=ПП — наличие смешанного типа ВНД.

5) сделайте вывод о вашем доминантном полушарии и соответственном типе ВНД, сопоставьте тип ВНД и свои профессиональные предпочтения.

II. Определение типа темперамента.

1) цель: научиться определять тип темперамента.

2) перед вами четыре блока, в которых по двадцать особенностей поведения человека. Начиная с первого блока, внимательно читайте каждое положение и, если оно определенно вам подходит, обведите кружком соответствующий номер.

ХОЛЕРИК

1  — неусидчив, суетлив

2— невыдержан,          вспыльчив — нетерпелив

3 — резок и прямолинеен в отношениях с людьми

4 — решителен и инициативен

5 — упрям

6 — находчив в споре

7 — работает рывками

8 — склонен к риску

САНГВИНИК

1  — весел и жизнерадостен

2  — энергичен и деловит

3  — часто не доводит начатое дело до конца

4  — склонен переоценивать себя

5  — способен быстро схватывать новое

6  — неустойчив в интересах и привязанностях

7  — легко переживает неудачи и неприятности

8  — легко приспосабливается к разным обстоятельствам

ФЛЕГМАТИК

1  — спокоен и хладнокровен

2  — последователен и обстоятелен в делах

3  — осторожен и рассудителен

4  — умеет ждать

5  — молчалив и не любит попусту болтать

6  — обладает спокойной, размеренной речью

7  — сдержан и терпелив

8 — доводит начатое дело до конца

МЕЛАНХОЛИК

1  — стеснителен

2  — теряется в новой обстановке

3  — затрудняется установить контакты с незнакомыми людьми

4  — не верит в свои силы

5  — легко переносит одиночество

6—чувствует подавленность и растерянность при неудачах

7  — склонен «уходить в себя»

8  — быстро утомляется

3) после окончания работы подсчитайте количество обведенных кружков в каждом блоке и их общее количество. Процентное отношение каждого из четырех темпераментов (обозначенных Х, С, Ф, М) считается по формуле:

КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ В БЛОКЕ 100 %

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ


Не забудьте, что в сумме у вас должно получиться 100%, то есть Х+С+Ф+М=100%.

4) сделайте выводы о собственном типе темперамента и сопоставьте определенный с помощью теста тип с предполагаемой сферой будущей профессиональной деятельностью.

III. Определение направленности профессиональных интересов.

1) цель: оценить собственную направленность профессиональных интересов.

2) внимательно прочитайте приведенные ниже предложения. Подумайте, прежде чем ответить на каждый вопрос, и дайте по возможности более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что вам ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ то, о чем написано, то поставьте против этого пункта два плюса “++”. Если ПРОСТИ НРАВИТСЯ, — ставьте один плюс “+”. Если сомневаетесь, ставьте 0. Если предложенное дело ПРОСТО НЕ НРАВИТСЯ, ставьте “-”, если ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ — поставьте себе 2 минуса “- -”.

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?

1.      Уроки по физике.

2.      Уроки по математике.

3.      Уроки по химии.

4.      Читать книги и статьи по астрономии.

5.      Читать об опытах и животных.

6.      Читать о жизни и работе врачей.

7.      Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

8.      Читать о лесе.

9.      Читать произведения классиков мировой литературы.

10.    Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

140.  Постоянно общаться со многими людьми.

141.  Проектировать строительные объекты.

142.  Посещать выставки легкой промышленности.

143.  Выполнять чертежи, проектировать машины.

144.  Разбираться в радиосхемах.

3) чтобы определить, направленность ваших интересов, следует подсчитать количество плюсов и минусов по следующим сферам:

ФИЗИКА: 1, 25, 49, 73, 97, 121;

МАТЕМАТИКА: 2, 26, 50, 74, 98, 122;

ХИМИЯ: 3, 27, 51, 75, 99, 123;

АСТРОНОМИЯ: 4, 28, 52, 76, 100, 124;

БИОЛОГИЯ: 5, 29, 53, 77, 101, 125;

МЕДИЦИНА: 6, 30, 54, 78, 102, 126;

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: 7, 31, 55, 79, 103, 127;

ПЕДАГОГИКА: 18, 42, 66, 90, 114, 138;

РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 19, 43, 67, 91, 115, 139;

СТРОИТЕЛЬСТВО: 21, 45, 69, 93, 117, 141;

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: 22, 46, 70, 94, 118, 142;

ТЕХНИКА: 23, 47, 71, 95, 119, 143;

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА: 24, 48, 72, 96, 120, 144.

Теперь посмотрите, в какой строчке вы набрали наибольшее число плюсов. Это и есть область, в которой вам можно работать. Точно также наибольшее количество минусов говорит об обратном.

4) сделайте вывод о собственной направленности профессиональных интересов, сопоставьте результаты тестирования с собственными планами.

IV. Сопоставьте результаты, полученные вами после выполнения всех трех тестов.

V. Оформите результаты и выводы работы.

4. Обсуждение результатов работы.(5-7 мин.)

Итак, сегодня вы выполнили практическую работу по теме “Типы высшей нервной деятельности”. Какие выводы к работе вы сделали. (Ученики читают свои выводы, учитель при необходимости корректирует их)

5. Задание на дом.       (2 мин.)

На следующем занятии состоится семинар по теме “Типы высшей нервной деятельности”. Ваша задача — выучить материал, рассмотренный на лекции, а также познакомиться с дополнительной литературой, которая есть в кабинете биологии по данной тематике.

К семинарскому занятию, пользуясь лекционным материалом и дополнительной литературой, вам следует подготовить сообщения по следующим темам:

·     Понятие о сигнальной системе. Сравнение первой и второй сигнальных систем.

·     Типы ВНД, основанные на знании о сигнальных системах (типология И. П. Павлова)

·     Характеристика основных свойств и типов нервной системы человека. Типы темперамента человека (типология Гиппократа)

·     Историческая справка о формировании знаний о темпераментах, учение Гиппократа.

·     Каким образом следует учитывать темперамент в выборе сферы профессиональной деятельности в будущем.

Список литературы: (есть в кабинете биологии и школьной библиотеке)

1. К.В. Васильченко. Путешествие в страну “Я”. - Донецк: Сталкер, 1998.

2. В.А. Крутецкий. Психология. - М.: Просвещение, 1989.

3. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. Уч. пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл. - М.: Просвещение, 1977.

При подготовке сообщений учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии каждого вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином типе ВНД помогают определить выбор профессиональной сферы деятельности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (семинар)

Тема урока: Типы высшей нервной деятельности.

Цели занятия:

1) образовательные: закрепить знания учащихся об особенностях физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, раскрыть особенности типологии высшей нервной деятельности.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать особенности того или иного психического процесса, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: схемы, отражающие особенности тех психических процессов, о которых шла речь на лекции, материал, подготовленный учащимися.

Методы: беседа, рассказ.

Ход урока:

1. Организационный момент.(3 мин.)

·     приветствие учителя

·     проверка готовности детей к уроку

·     проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Углубление, повторение и обобщение знаний учащихся по теме, рассмотренной на лекции. (30-35 мин.)

На сегодняшнем занятии нам предстоит повторить и проработать тему, которой мы уже посвятили лекционное и практическое занятия. Речь сегодня пойдет о типах высшей нервной деятельности. В течение урока мы вспомним материал, который рассматривали на лекциях, а также познакомимся подробнее с изученными психическими процессами, используя материал сообщений, которые вы подготовили. В конце урока мы подведем итоги, и каждый из вас сможет оценить свои знания по данной теме.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению типологии высшей нервной деятельности. Вспомните, что мы называем высшей нервной деятельностью? (Ученики отвечают) Действительно, ВНД — это нейрофизиологическая основа, внутренние механизмы поведенческих реакций и психических функций. Кого из ученых считают основоположниками физиологии ВНД? (Ученики отвечают) Действительно, основы учения о ВНД были заложены И.П. Павловым и И.М. Сеченовым. Теперь давайте обратимся к вопросу о сигнальной системе. К семинарскому занятию вы готовили сообщение на тему “Понятие о сигнальной системе. сравнение первой и второй сигнальных систем.”. Пока один из вас будет делать сообщение, задача остальных — записывать основные положения. Делая сообщение, учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином психическом процессе помогают определиться с выбором профессиональной сферы деятельности.(Ученики выполняют задание) Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы, если они возникают)

Теперь давайте поговорим о типологии высшей нервной деятельности. К семинарскому занятию вы готовили сообщение на тему “Типы ВНД, основанные на знании о сигнальных системах. (типология И.П. Павлова)”. Пока один из вас будет делать сообщение, задача остальных — записывать основные положения. Делая сообщение, учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином психическом процессе помогают определиться с выбором профессиональной сферы деятельности. (Ученики выполняют задание) Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы, если они возникают)

Теперь давайте обратимся к другой типологии высшей нервной деятельности — классификации, которая берет свое начало в глубокой древности. К семинарскому занятию вы готовили сообщение на тему “Характеристика основных свойств и типов нервной системы человека. Типы темперамента человека (типология Гиппократа)”. Пока один из вас будет делать сообщение, задача остальных — записывать основные положения. Делая сообщение, учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином психическом процессе помогают определиться с выбором профессиональной сферы деятельности. (Ученики выполняют задание) Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы, если они возникают)

Мы уже говорили о том, что типология Аристотеля берет свое начало с древних времен. К семинарскому занятию вы готовили сообщение - историческую справку на тему “Формирование знаний о темпераментах, учение Гиппократа”. Пока один из вас будет делать сообщение, задача остальных — записывать основные положения. Делая сообщение, учтите результаты, полученные вами в ходе практической работы. При раскрытии вопроса обратите внимание на то, каким образом знания о том или ином психическом процессе помогают определиться с выбором профессиональной сферы деятельности. (Ученики выполняют задание) Есть ли у вас вопросы? (Ученики задают вопросы, если они возникают)

В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по вопросу, над которым вы работали дома: “Каким образом следует учитывать темперамент в выборе сферы профессиональной деятельности в будущем?” (Ученики высказывают свои мнения)

3. Подведение итогов.(5-7 мин.)

Итак, сегодня мы рассмотрели особенности высшей нервной деятельности человека, познакомились с типологией ВНД. Чтобы проверить, насколько хорошо вы подготовились к семинару и усвоили материал, выполните следующее задание. В своих тетрадях начертите отрезок длиной 10 см и пронумеруйте его (параллельно учитель рисует пример на доске):


|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|


Я прочитаю вам 10 утверждений, если утверждение верное, то поставьте над соответствующим номеров вопроса “дугу”, если же неверное — пропустите этот номер и ничего не ставьте.

Итак, будьте внимательны:

1. Физиология ВНД — наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой.

2. Типология ВНД по Гиппократу основана на преобладании ведущей сигнальной системы.

3. И.П. Павлов выделил три типа ВНД: мыслительный, художественный и смешанный.

4. К сильным типам нервной системы можно отнести холерический, сангвинический и флегматический темпераменты.

5. Для слабого типа нервной системы характерны уравновешенные слабые процессы.

6. Исторические основы учения о темпераменте заложил древнегреческий ученый Гераклит.

7. Для людей художественного типа определенно подойдет профессии технического плана.

8. Характер высшей нервной деятельности обусловлен врожденными свойствами нервной системы.

9. По силе типы нервной системы делятся на сильные и слабые.

10. Сильный тип нервной системы с преобладанием возбуждения называется неуравновешенным.

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Посмотрите на ключ (вывешивается на доске):

 


|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|


Если вы не сделали ни одной ошибки, то поставьте себе “5”, если вы верно выполнили 8-9 заданий — “4”, 5-7 заданий — “3”, менее 5 заданий — “2”. (Ученики проверяют правильность выполнения задания) Не забудьте выставить себе отметку и подать на подпись.

В заключении мне хотелось бы спросить, как вы думаете, помогут ли знания об особенностях физиологии ВНД выбрать свою будущую профессию, найти свое место в жизни? Каким образом? (Ученики высказывают свои версии) Действительно, знания об особенностях собственной высшей нервной деятельности, особенности собственных психических процессов могут очень многое сказать о человеке и помочь ему сделать один из самых главных в жизни выборов - определить свою будущую сферу деятельности.

Вы уже выполнили практическую работу по рассматриваемой сегодня теме. Изучая психические процессы, вы пытались выяснить, какая из профессиональных областей вам больше подходит. Соответствуют ли выявленные вами закономерности вашим изначальным планам и желаниям? Что нового о себе вы узнали? (Ученики высказывают свои мнения)

На следующем занятии мы заканчиваем изучение курса, подведем итоги нашей работы, определив таким образом, узнали ли вы больше о собственной высшей нервной деятельности и помогло ли это вам определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Повторите материал, который мы рассматривали на занятиях элективного курса.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (заключительное занятие)

Тема урока: Подведем итоги.

Цели занятия:

1) образовательные: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях физиологии высшей нервной деятельности как особой научной дисциплины, ее связью с другими науками, основными психическими процессами и типами высшей нервной деятельности.

2) воспитательные: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть для каждого ученика его потенциальные возможности (таким образом продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать самореализации и самоопределению школьников).

3) развивающие: сформировать умение определять и анализировать задачи, которые ставит перед собой курс “Физиология высшей нервной деятельности”, устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику основным психическим процессам; продолжить отрабатывать умение анализировать текст и рисунки, выявлять существенные факты и закономерности и представлять их графически в виде таблицы или схемы.

Оборудование: портреты И.П. Павлова и И.М. Сеченова, плакат с написанной на нем цитатой, таблица “Основные формы проявления психики и их взаимосвязь”, таблицы и схемы.

Методы:   беседа, рассказ.

Ход урока:

1. Организационный момент.(5 мин.)

·     приветствие учителя

·     проверка готовности детей к уроку

·     проверка отсутствующих

(Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя)

2. Постановка задачи. (5 мин.)

Сегодня мы заканчиваем изучение курса, который называется “Твои возможности, человек”. Напомню вам, что эпиграфом для нашего курса были слова Сенеки младшего: “Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их”. Я спрашивала вас на первом занятии и хочу узнать сейчас, как вы считаете, что хотел сказать этим Сенека? Изменилось ли ваше мнение? (Ученики предлагают свои версии) Действительно, понять себя и друг друга мы можем только изучив свой организм, а точнее тайны, которые хранит наш мозг. Людей постоянно волновала и волнует загадочная жизнь мозга, продуктом которого является мысль. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Что такое память, каковы ее основы? Эти и сотни других вопросов требовали раньше научного ответа. Лишь на малую часть этих вопросов мы постарались ответить. И если вас заинтересовала эта тема, то, я надеюсь, вы обязательно будете самостоятельно заниматься и дальше. Итак, наша задача сегодня — вспомнить все то, о чем мы говорили на прошлых занятиях, что нового вы узнали.

3. Выявление ведущих идей. (5 мин.)

Итак, давайте вспомним, какие науки составили основу изученного нами элективного курса? (Ученики отвечают) Действительно, основу нашего курса составили физиология высшей нервной деятельности и психология. Вспомните, какие определения данным научным дисциплинам мы можем дать? (Ученики отвечают) Действительно, физиология высшей нервной деятельности — наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой. Психология — наука, изучающая внутренний мир человека, возникший в результате отражения внешнего мира.

4. Повторение главных вопросов темы. Обсуждение наиболее существенного материала.(20 мин.)

Давайте вспомним, кого из ученых считают основоположниками физиологии ВНД как научной отрасли? (Ученики отвечают) Посмотрите, перед вами (на доске) портреты этих ученых - И. П. Павлова и И.М. Сеченова.

На занятиях мы говорили о многих психических процессах. У вас на столах лежат карточки. Чтобы еще раз вспомнить их, сопоставьте термин, записанный в левом столбике, и его определение, записанное в правом столбике. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в карточках):

Мы уже говорили, что у каждого человека рассмотренные нами психические процессы работают по-разному. От их взаимодействия зависят наши предпочтения и способности. Почему? Приведите примеры. (Ученики высказывают свои мнения, приводя примеры)

Еще один вопрос, о котором мы говорили на элективном курсе, касался типов высшей нервной деятельности. Чтобы еще раз вспомнить их, выполните следующее задание. Перед вами на доске изображения четырех людей и карточки с записанными на них характеристиками и названиями темпераментов. Поставьте под каждым рисунком необходимые подписи и обоснуйте свой выбор. (Один ученик делает задание на доске, остальные — в карточках.

1. Холерик, сильный, неуравновешенный.

Я рада, что вы с легкостью справились с заданием.

Как вы думаете, существует ли какая-либо взаимосвязь между темпераментом человека его склонностями и интересами? Приведите примеры. (Ученики высказывают свое мнение и приводят соответствующие примеры)

5. Подведение итогов. (5-7 мин.)

Итак, сегодня мы завершаем изучение курса “Твои возможности, человек”. Я надеюсь, что вы узнали много нового интересного и полезного о себе.

В конце итогового занятия мне хотелось бы, чтобы вы сказали, помог ли этот курс лично вам сделать свой выбор, определиться с направлением дальнейшей деятельности. Что нового вы узнали? Пригодятся ли вам полученные знания о себе в дальнейшем? (Ученики высказывают свои мнения)

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.