РУБРИКИ

Развитие самосознания студентов-психологов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Развитие самосознания студентов-психологов

Развитие самосознания студентов-психологов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие  самосознания студентов - психологов»

 

 

 

 

 

 

 







                                                                                           










Новокузнецк, 2007

Содержание


Введение


3

Глава 1

Проблема самосознания студентов-психологов

5

1.1

Самосознание личности

5

1.2

Развитие самосознания в студенческом возрасте

14

1.3

Возможности развития самосознания студентов-психологов


25

1.3.1

Требования профессии к развитию уровня самосознания

25

1.3.2

Возможности развития самосознания в учебно-профессиональном процессе


28

Глава 2

Экспериментальная работа по исследованию развития самосознания студентов-психологов


32

2.1

Методы и методики исследования самосознания студентов-психологов



32

2.2

Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов в НФИ КемГУ




35

2.3.

Анализ развития самосознания студентов-психологов


40

Заключение


58

Список литературы


61

Приложение


62


Введение

Профессия психолога относится к тем профессиям, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность психолога обуславливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов-психологов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению наибольшего результата в обучении, а это в свою очередь будет способствовать достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.

Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором на первый план выходит личностное развитие, а не обучение, т.е. качественное преобразование всех психических сфер сознания, а не формирование знаний, умений и навыков.

И.В. Вачков отмечает, что истинное развитие личности – это, прежде всего саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания. Актуальность данной проблемы определила тему исследования: Развитие самосознания  студентов – психологов.

Объект исследования: самосознание личности.

Предмет исследования: развитие самосознания студентов-психологов.

Целью данной работы являлось изучение развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования средствами акмеологического сопровождения.

Гипотеза: акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития, будет способствовать развитию самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования, если оно будет учитывать развитие следующих личностных характеристик: субъектность, рефлексивные способности, образ Я, ценностные ориентации и мотивацию к обучению. 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.     Рассмотреть особенности самосознания личности в студенческом возрасте.

2.     Проанализировать возможности развития самосознания студентов-психологов.

3.     Проанализировать возможности акмеологического сопровождения в  развитии самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования.

4.     Проверить экспериментальным путем эффективность 1 этапа акмеологического сопровождения как средства развития самосознания студентов-психологов.

Методы исследования:

-       теоретический анализ литературы;

-       эмпирические: психодиагностическое тестирование, эксперимент;

-       методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных, математико-статистическая обработка (анализ первичных статистик, оценка достоверности отличий).

Методики исследования:

1.     Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» (престижности профессии, материального благополучия, делового характера, творческой реализации в труде);

2.     Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний»;

3.     Методика М. Рокича для определения ценностных ориентаций (этические, индивидуалистические, ценности принятия других людей, ценности дела);

4.     Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработана в НИИ им. Бехтерева (интернальность общая, в области достижений, неудач, производственных отношений, здоровья и болезни);

5.     Методика исследования степени развития рефлексивных способностей личности;

6.     Проективная методика Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»;

7.     Методика В.В. Синявской, Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские способности».

Глава 1. Проблема самосознания студентов-психологов

1.1 Самосознание личности

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов:

²   в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте проблемы развития личности.

²   в другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата – эти вопросы присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, одной из его важнейших характеристик является – рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию явлений окружающего мира и самого себя, в последнем случае мы имеем дело с самосознанием личности.

Самосознание по С.Л. Рубинштейну – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, оно включается в этот процесс развития личности.

В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, – это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.

В.С. Мерлин считает, что самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя следующие основные компоненты:

²   сознание своей тождественности;

²   сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала;

²   осознание своих психических свойств и качеств;

²   систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения, осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г. Спиркин дает следующее определение: «Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни» [2, 50]. А.Г. Спиркин считает, что благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание нередко определяется как «знание самого себя» в отличие от сознания, которое при этом представляется как знание других. Самосознание, таким образом, сближается с рефлексией. Р.А. Сатыбалдиева отмечает, что рефлексия – «это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни» [10, 75]. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире, рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его социальной природе, рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Самосознание имеет уровневое строение:

²   на уровне организма – активность субъекта определена системой «организм – среда», самосознание имеет двигательный характер и вызывается потребностями в физическом благополучии организма, формируется самочувствие субъекта. Самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.

²   на уровне социального индивида активность подчинена потребности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержении ими.

²   на уровне личности активность субъекта вызывается, прежде всего, потребностью в самореализации – в труде, спорте, любви и т.д. Реализуется потребность с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь является потребность в самоактуализации; собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются, как ее условие.

Самосознание как осознание себя может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самоконтроль, самооценка и «Образ Я» (см. Рис.1).

Рис.1 Структура самосознания

 


Самопознание. Его сущность составляет нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается:

²   в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами;

²   при осознании отношения других (оценок результатов деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств личности);

²   в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения и общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различия самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может констатирующим, внеоценочным.

Самооценка – это компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию посвящено много психологических работ. Установлено, что самооценка может быть адекватной (объективной) и неадекватной (заниженной или завышенной). Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека. Завышенная самооценка приводит к формированию таких особенностей личности как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Заниженная формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и т.д. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельности, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.

«Образ Я» является результатом самопознания человека и выработки им системы представлений о самом себе. Он определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.

В психологических исследованиях «Образа Я» выделяют несколько характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути.

Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств, при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень его самосознания.

Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав «Образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различаться и по направленности на свое Я: у одних «Образ Я» в центре сознания, у других на периферии; и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие – социальным, третьи – духовным.

В-третьих, это степень внутренней цельности, последовательности образа Я. Он может отличаться внутренней согласованностью, либо включать в себя противоречивые представления субъекта о самом себе. Противоречивость и непоследовательность образа Я вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.

В-четвертых, это степень устойчивости образа Я во времени. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям.

В содержании «Образа Я» выделяют следующие составляющие:

²   «Я» настоящее – то, каким видит себя человек в данный момент, эта составляющая является центром самосознания;

²   «Я» динамическое – то, каким человек планирует стать в будущем, эта составляющая имеет большое значение для самосовершенствования и личностного роста;

²   «Я» идеальное – то, каким человек хочет быть, исходя из моральных норм и ценностей, это внутренний эталон, по которому человек оценивает себя и других;

²   «Я» ретроспективное – представления о себе в прошлом, необходимый компонент для осмысления и оценки своей жизни;

²   Функционально-ролевое «Я» – представление о себе в контексте той или иной социальной роли, необходимо для оценки и коррекции своего поведения в разных ситуациях;

²   Изображаемое «Я» – то, каким человек демонстрирует себя перед другими, это «маска» человека;

²   «Я» социальное – то, каким, по мнению человека, его видят окружающие;

²   «Я» физическое – то, каким человек воспринимает свою внешность. Эта составляющая играет важную роль в межполовых отношениях, особенно важна в подростковом возрасте;

²   «Я» духовное – то, как человек представляет себя со стороны высших духовных ценностей, выступает как духовный центр личности.

Интегральным измерением «Образа Я» выступает:

²    самопринятие: благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей;

²   самоуважение личности: соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности, У. Джемс вывел «формулу самоуважения»: самоуважение = успех/ притязания, чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Особую роль в развитии человека, как субъекта труда играет становление профессионального самосознания. С.А. Дружилов рассматривает профессиональное самосознание как процесс и результат осознания себя в профессиональной сфере, целенаправленного регулирования на этой основе своего поведения, деятельности и отношений. В структуру профессионального самосознания по А.К. Марковой входят:

²   осознание норм, правил выполняемой профессиональной деятельности;

²   формирование профессионального кредо;

²   соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном;

²   оценка себя другими, профессионально референтными людьми;

²   самооценка, в которой выделяются когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности и эмоциональный аспект.

Таким образом, самосознание – процесс осознания себя, своих качеств, потребностей, мотивов; это особый структурный компонент личности, выражающийся в способности выделять самого себя из окружающей действительности как некую реальность. Самосознание имеет социальное происхождение и возникает в ситуациях совместной деятельности. Содержанием самосознания являются всевозможные качества человека, как индивида, субъекта, индивидуальности, таким образом, туда входят черты характера, способности, особенности внешности, поступки и др. Субъективно самосознание переживается как чувство «Я». Наличный уровень развития самосознания личности существенно влияет на процесс формирования профессионального самосознания.



1.2. Развитие самосознания в студенческом возрасте

Студенчество – важный период в жизни человека, когда завершается подготовка к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей, мировоззрения. Возрастные границы студенчества условны: от 16/17 до 21/22 лет.

Для понимания особенностей студенческого возраста, обратимся к периодизации психического развития человека, предложенной В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым. Специфика данной периодизации заключается в том, что она представляет собой: карту человеческих общностей (ступеней развития), внутри которых могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, тех способностей, которые необходимы для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых.

В построении новой общности выделяют две фазы:

²   период становления со-бытийности, когда образуются способности, позволяющие индивиду входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры;

²   период становления само-бытийности, что позволяет человеку выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы.

Вхождение в новую общность подобно рождению и сопровождается сдвигом, преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и с собой, поэтому период вхождения в новую общность назван «кризисом рождения». Разрыв, противоречие между сложившейся формой совместного бытия и деятельности и возможностью нового, более высокого уровня со-бытия и создает явление кризиса. Кризис рождения, таким образом, это всегда поиск новых форм со-бытийности.

На фазе со-бытийности человек учится жить по законам данной общности, принимает предъявленные ему ожидания и старается им соответствовать. Поскольку в любой общности участвуют, по крайней мере, двое, то задача партнера – включить в общность другого со всей его индивидуальностью, что можно сделать, изменяя себя и свои способы соединения с людьми. Этот этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятельств назван стадией принятия («Мы – вместе!»). Когда ребенок становится достаточно инициативным в поддержании и построении общности, когда его самостоятельность по построению совместного действия становится вполне очевидной, взрослый начинает работать «на разрыв» уже сложившегося типа совместности.

Если на стадии принятия усилия ребенка и взрослого были направлены на общее дело – на созидание новой общности, то в момент кризиса развития образуется разрыв и разнонаправленность инициатив партнеров. Так, усилия взрослого направлены на ориентирование ребенка на поиск новых способов самоопределения, на освоение нового слоя своей самости. И хотя усилия ребенка все так же направлены на продолжение совместного status quo, однако незаметно для себя, он восстанавливает и осуществляет прежнюю систему отношения на новой предметности – им самим для себя открытой.

Именно с восстановления совместности на новой, ребенком принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности – стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности («Мы вместе, но ты – свое, а я свое!»). Само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее даров есть предпосылка и основа перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но уже в другом пространстве, в новой форме со-бытийной общности. В таблице 1 обозначены базисные общности или ступени развития человека.

Таблица 1 Периодизация психического развития человека

Ступени развития

Период становления

со-бытийности

Период становления

 само-бытийности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

Оживление

Родовой кризис

2 мес. – +3 нед.

Новорожденность

0,5 – 0,4 мес.

Кризис новорожденности

3,5 – 7 мес.

Младенчество

6 – 12 мес.

Одушевление

Кризис младенчества

11 – 18 мес.

Раннее детство

1,5 – 3 года

Кризис раннего детства

2,5 – 3,5 года

Дошкольное детство

3 – 6,5 лет

Персонализация

Кризис детства

5,5 – 7,5 лет

Отрочество

6,5 – 11,5 лет

Кризис отрочества

11 – 14 лет

Юность

13 – 18 лет

Индивидуализация

Кризис юности

17 – 21 год

Молодость

19 – 28 лет

Кризис молодости

27 – 33 года

Взрослость

32 – 42 года

Универсализация

Кризис взрослости

39 – 45 лет

Зрелость

44 – 60 лет

Кризис зрелости

55 – 60 лет

Старость

62 – …

Можно заметить, что период студенчества (от 16/17 до 21/22 лет) приходится на пору юности, начало молодости. Остановимся более подробно на данных возрастных периодах развития человека.

Юность (стадия освоения) располагается на третьей ступени развития, которая называется персонализация. Данное слово, соединяющее в себе значение «личины» (роли, маски) и духовного «лика», акцентирует, с одной стороны важнейший момент личностного развития – появление способности к самоопределению и саморазвитию, с другой – ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигнувшей внутренней свободы от ближайшего социального окружения.

На ступени персонализации, в юности – реальным партнером по общности, с которым каждый отождествляется лично и по-своему, становится общественный взрослый – Учитель, Мастер, Наставник. Взрослый ценен и значим, прежде всего, своей реальной взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила, понятия, принципы, способы организации деятельности во всех сферах социально-культурного бытия – в ремесле, науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно через приобщение к деятельным формам взрослости человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы своей самотождественности внутри совместного бытия с другими (см. Рис. 2).

Рис.2 Стадия персонализации
















Юность – завершающая стадия ступени персонализации. Основные результаты развития на этой стадии:

²   саморефлексия;

²   окончательное формирование образа своего Я, осознание собственной индивидуальности, само-бытийности;

²   становление мировоззрения;

²   появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия своего Я к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности. В качестве главного результата развития на этой стадии выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Одно из достижений ступени – новый уровень самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Отсюда желания утвердиться среди окружающих людей – тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явлений быта, произведений литературы и искусства; в особых выражениях; в неприятии некоторых общепринятых положений.

Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Отсюда – само-рефлексия, способность замечать проявления характера, свойств воли, особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений.

Центральный психологический процесс в самосознании – формирование личной идентичности, индивидуальной самотождественности, единства. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны и многие жизненные планы юноши.

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать свои недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается.

Важный компонент самосознания – самоуважение. В юности молодой человек принимает сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие – важнейший признак становления личностного способа бытия.

Юность – период окончательного формирования образа своего Я, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в кризисе отрочества. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юношам и девушкам свойственно повышенное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений. Они склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызвать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Однако общее эмоциональное самочувствие юношей и девушек становится более ровным, нет резких аффективных вспышек, которые возникали в подростковом возрасте из-за общей повышенной возбудимости.

Период юности – период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовное – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социально и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связано с формированием мировоззрения. Юность – решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни у человека появляется потребность построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в мире. Юноша ищет формулу, которая осветила бы ему и смысл собственного бытия, и перспективы всего человечества.

Характерное приобретение юности – формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере социального продвижения и материального благополучия, их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно конкретны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. В этом проявляется недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что юность является стадией консолидации сил для выхода в самостоятельную жизнь, для формирования психологической установки на взрослую, серьезную жизнь.

Начало ступени индивидуализации (см. Рис. 3) связано с кризисом юности (кризис рождения): 17 – 21 год, который охватывает практически весь период обучения в вузе. Исходные условия развития кризиса – выход в самостоятельную жизнь и реализация личных планов.

Рис.3 Стадия индивидуализации



Основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждения профессионально выбора. Юноши и девушки начинают действовать, реализуют жизненные планы, утверждают выбранный образ жизни, осваивая профессию или включаясь в трудовую деятельность.

Нередки разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения. Среди тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом – кризисом смыла жизни. Отсутствие внутренних и внешних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм, крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду.

Важное место в развитии самосознания молодых людей занимают вопросы профессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных вопросов, в избранной профессии в первую очередь вычленяются вопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной и социальной ценности, профессиональных норм и ценностей, самоопределения и самопознания.

Ступень индивидуализации связана с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Центральной проблемой является нахождение человеком индивидуального, подлинно свободного собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени.

С началом ступени индивидуализации связана рефлексия всех своих способностей как действительно своих способностей. Юноша должен быть не только носителем своих способностей, не просто актуализировать их, но и стать их субъектом. На данной ступени впервые начинается авторство в становлении своих способностей, сознательно и целенаправленное саморазвитие. Мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование, и позволяет квалифицировать этот период как критический и назвать – кризисом юности.

Кризис юности как всякий критический период в психическом развитии имеет свои негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с людьми, способов и форм учебной деятельности и т.п.; с вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

В кризисе юности происходит изменение формы со-бытийности молодых людей с другими. Впервые партнером для молодого человека становится все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных идеалов и ценностей. Это – отношения в производственном и студенческом коллективе, с преподавателями, с родителями, с самим собой.

Кризис юности знаменуется существенными личностными перестройками, которые могут пройти бесконфликтно, если человек будет подготовлен к крупным переменам в его жизни, будет способен самостоятельно принимать решения и осуществлять их, намечать жизненные перспективы. Это возраст реализации потребности в конкретном жизненном самоопределении. С формированием жизненных планов, соответствующих уровню притязаний, собственным возможностям и индивидуальным особенностям, кризис юности преодолевается.

Начало молодости (стадия принятия), возрастные границы которой 19-28 лет приходится как раз на студенческие годы. Молодые годы – это время овладения профессией, приобретения экономической ответственности, полное включение во все виды социальной и общественной жизни страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится свой образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе развиваются профессиональны роли и позиции, продолжается профессиональная подготовка, в первую очередь через самообразование.

В этот период ведущей становится профессиональная деятельность, на первый план выходи развитие профессионального самосознания. В ситуации, когда выбор уже сделан, профессиональная деятельность ставит перед каждым молодым человеком задачу движения и специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В некоторых случаях, молодой человек, попробовав себя в практической деятельности, может принять решение изменить жизненный выбор и поменять профессию.

Первое место работы, вступление в профессию являются большим творческим достижением в общественной сфере. То обстоятельство, что молодые люди с опозданием включаются в сферу реальной профессиональной и социальной деятельности, связано с тем, что фаза юности искусственно продлевается за счет длительных сроков обучения. Впоследствии это может привести к замедлению темпов профессионального, социального и психологического развития.

Большую помощь молодому человеку может оказать наставник, он способен вселить в него уверенность, разделяя или одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений «родитель-ребенок» к отношениям в мире взрослых сверстников. Наставник должен в достаточной степени обладать родительскими качествами, олицетворяя высокий уровень достижений, но в то же время проявлять к ученику сочувствие и симпатию, чтобы суметь преодолеть разрыв между поколениями и установить отношения на «равных».

Б. Ливехуд указывает, что в молодые годы внутренняя душевная жизнь впервые приобретает личные формы – возникает собственный уникальный внутренний мир. Появляется знание о собственной жизни как особой задаче, о добровольно выбираемой ответственности в отношении людей и общественных институтов. Ощущение себя личностью, находящейся в стадии становления, вначале является неустойчивым, что проявляется в сильном колебании чувств и стремлении испытать собственные способности в более близких человеческих отношениях и  профессиональной жизни.

Самооценка человека в этой фазе еще зависит от реакции на его действия и деятельность. Молодой человек стремиться проявить себя в различных ситуациях, чтобы понять и познать себя и свои способности, найти свое признание, стремится к самостоятельности, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным.

Подводя итог, можно заметить, что в студенческие годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я-образ и т.п.; в молодости преимущественно – профессиональное самосознание.

Обратимся теперь к тем возможностям, которые предоставляет высшее учебное заведение для развития самосознания студентов-психологов.

1.3. Возможности развития самосознания студентов-психологов

1.3.1 Требования профессии к развитию уровня самосознания

Профессия психолога относится к тем профессиям, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность психолога обуславливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов-психологов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению наибольшего результата в обучении, а это в свою очередь будет способствовать достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.

Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором на первый план выходит личностное развитие, а не обучение, т.е. качественное преобразование всех психических сфер сознания (физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной, духовной), а не формирование знаний, умений и навыков.

И.В. Вачков отмечает, что истинное развитие личности – это, прежде всего саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. В.И. Слободчиков, Л.М. Митина указывают на тот факт, что становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания. Поэтому реализация любых образовательных программ, ставящих своей целью личностно-профессиональное развитие, подразумевает специальную работу по развитию самосознания.

Развитие самосознания происходит в результате преодоления разнообразных трудностей, поисков выхода из проблемных ситуаций, разрешения жизненных противоречий, совершения смыслоопределяющих выборов. Таким образом, среди важнейших источников развития самосознания студентов в первую очередь следует назвать формирование у них субъектной позиции, в процессе которой происходит становление Я, обретение личностных смыслов и самопознание.


Сформированная субъектная позиция позволяет студентам стать активными участниками планирования и реализации своих образовательных траекторий, как в содержательном плане, так и во временном аспекте. Это означает освоение студентами важнейших компонентов самосознания личности: умения целеполагания, проектирования и конструирования, выбора индивидуального стиля своей деятельности (сначала учебной, затем – трудовой, профессиональной), становление мировоззрения, саморефлексии, самооценки и самоконтроля. При этом студенты должны стать активными участниками процессов управления качеством процесса образования и оценки получаемых результатов.

Критерии, которые позволяют фиксировать и анализировать субъектную позицию студента:

²   осознанный выбор профессии;

²   стремление к личностной и профессиональной самореализации;

²   отношение к себе как к субъекту собственной жизнедеятельности, субъектные связи между студентами и преподавателями, между студентом и учебной группой,

²   умение самостоятельно ставить цели, планировать и прогнозировать свою  жизнедеятельность;

²   умение контролировать, анализировать и оценивать себя, свою деятельность и поведение;

²   умение осуществлять коррекцию своей жизнедеятельности в интересах стремления к самообразованию и самовоспитанию.

И.И. Пчелин выделяет следующие характеристики субъектной позиции:

²   самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего «Образа Я», самопознанием и самоконтролем;

²   самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным основаниям;

²   самоопределение, которое связано с обозначением границ своего «Я»;

²   самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в «Я» человека;

²   самодеятельность, которую осуществляет субъект;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.