РУБРИКИ |
Развитие самосознания студентов-психологов |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Развитие самосознания студентов-психологов² самостроительство, которое связано с развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности; ² самоидентификация, связанная с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом. Стимулирование и поддержка субъектной позиции студента осуществляется через: проведение самодиагностики (опросники, тестирование, интервью), методы самоанализа, самооценки; разработку студентами мероприятий, направленных на становление жизненной субъектности. Этапы становления субъектной позиции будущего специалиста: 1. нулевая (объектная) стадия, на которой формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания; 2. объектно-субъектная стадия, предполагает овладение основами субъектного жизнетворчества, методологией субъектного обучения, субъектной позиции, создается информационно-субъектный фон, овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной деятельности, усиливается работоспособность в личностной и профессиональной самореализации; 3. субъектно-объектная стадия, предполагает готовность к самостоятельному решению задач, преобразующему отношения к учебному труду и жизни, развитие регулятивных механизмов поведения и общения, индивидуальных способов творческого выражения, расширяющих поиск своеобразного почерка профессиональной деятельности; 4. субъектная стадия - практическая реализация индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, осуществляется необходимая коррекция самоанализа учебно-профессиональных и жизненных достижений, точек роста, актуализация потребности в самосовершенствовании. Государственный образовательный стандарт указывает на то, что выпускник вуза должен обладать такими характеристиками, как высокий уровень профессиональной образованности, высокоразвитый интеллект, творческий потенциал, знание новейших методов и технологий в соответствующей сфере деятельности, стремление к самообразованию, навыки самостоятельной работы, высокая адаптивность. Все эти качества формируются успешнее, если студент занимает при обучении субъектную позицию, т.е. является активным участником процесса образования. Сформировавшаяся субъектная позиция студентов позволяет оптимально организовывать учебный процесс, грамотно управлять им и добиваться успехов. Еще раз отметим, что формирование субъектной позиции студентов играет важную роль в развитии самосознания человека. 1.3.2 Возможности развития самосознания в учебно-профессиональном процессе Одним из способов развития самосознания в учебно-профессиональном процессе является сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов. Личностно-профессиональное развитие будущего психолога может быть исследовано в рамках акмеологической науки, которая, занимаясь изучением специалистов системы «человек-человек», выявляет важнейшие факторы достижения вершин в профессиональной деятельности. С акмеологических позиций личность студента-психолога рассматривается как субъект познания, развития, профессиональной деятельности и общения и анализируется как многомерное, многоуровневое, целостное образование, гетерохронное по признакам развития и функционирования. Л.В. Темнова предлагает рассматривать личность студента-психолога в качестве открытой системы, функционирование которой возможно при наличии обратной связи между системой и средой, под средой в данном случае понимается: весь образовательный процесса в вузе, межличностные отношения (в вузе, семье), отношения в обществе в целом и др. Л.В. Темнова указывает на то, что личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования - это поэтапный и динамичный процесс вхождения студента в профессию. Он включает в себя следующие личностные циклы: ² адаптация к системе образования, профессиональному образу мыслей и образу действий; ² идентификация обучающегося с требованиями и нормами профессиональной деятельности; ² творческое саморазвитие и самореализация в осуществлении своих профессиональных ролей и функций. Рассмотрим личностно-профессиональное развитие с точки зрения двух аспектов: организационного и содержательного. В организационном аспекте личностно-профессиональное развитие: ² происходит в процессе обучения, воспитания, деятельности, общения, познания и самопознания студентом-психологом функциональных задач профессии при осознании своего места в ней; ² связано с совершенствованием умственных и физических возможностей, формированием способностей и психических структур, которые позволяют психологу осуществлять разнообразные виды деятельности, определяемые избранной профессией. Процесс личностно-профессионального развития становится наиболее эффективным при условии, если он переходит в самоформирование качеств будущего специалиста и если обеспечиваются взаимосвязи с внешними организационными воздействиями на него. Следовательно, личностно-профессиональное развитие психолога в вузе преломляет в себе, с одной стороны, процессы целенаправленного его формирования в системе высшего образования, с другой стороны, - процессы само-созидания личностно-профессиональных свойств. В содержательном аспекте личностно-профессиональное развитие психолога можно представить как процесс формирования профессионального самосознания и профессиональной готовности к профессиональной деятельности: ² профессиональное самосознание рассматривается как процесс осознания студентом своих личностных задач в системе профессионального образования, тех требований, которые предъявляются избранной профессией к его личностным качествам, необходимым знаниям, умениям, навыкам и способностям; ² профессиональная готовность выступает как направленность на профессиональную деятельность, включает в себя определенный уровень овладения специальными знаниями, умениями, навыками, профессиональными позициями и акмеологическими инвариантами, а также уровень саморазвития тех способностей, которые позволяют эффективно осуществлять профессиональные функции. Система личностно-профессионального развития психолога в условиях вуза представляет собой совокупность взаимодействующих образовательных программ, моделей, алгоритмов и технологий, а также реализующих их субъектов и органов управления (см. Рис.4); эта система предполагает совокупность взаимосвязанных структур и функций, обеспечивающих выполнение социального заказа на подготовку психологов-профессионалов. Рис.4 Составляющие системы личностно-профессионального развития психолога в вузе
Л.В. Темнова выделяет основные требования, которым должна удовлетворять система личностно-профессионального развития психолога в вузе: ² эффективность овладения системообразующим компонентом личностно-профессионального развития, в качестве которого выступает модельно-предметное присутствие цели труда психолога; ² использование педагогических принципов разработки содержания личностно-профессионального развития психолога, оптимальной модели, алгоритма и технологии достижения его целей; ² системность и органическая взаимосвязь личностно-профессионального развития психолога со всеми компонентами его труда; ² оптимизация информационного, социально-психологического и организационного обеспечения изучаемого процесса. Таким образом, личностно-профессиональное развитие психолога можно определить как непрерывный процесс индивидных, личностных, деятельностных изменений, происходящих под влиянием обучения, воспитания, социализации и самосовершенствования, обеспечивающих не только усвоение знаний, специальных технологий, но, прежде всего, формирование профессионально важных качеств. В процессе обучения в вузе закладываются и развиваются основы личностных ценностей, профессионального самосознания и те личностно-профессиональные качества, которые обеспечивают компетентное выполнение профессиональной деятельности. Личностно-профессиональное развитие психолога в высшей школе зависит от социальных условий обучения, воспитания, образования, особенностей организации педагогического процесса в высшей школе (его программно-целевой направленности, субъектно-деятельностных образовательных технологий, особенностей образовательной развивающей среды), личностного потенциала (мотивационных, ценностных и профессиональных компонентов личности) студента. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания научно обоснованной программы личностно-профессионального развития психолога и внедрения ее в вузовскую практику. Целью создания такой программы могло бы быть содействие личностно-профессиональному развитию студентов-психологов. Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию развития самосознания студентов-психологов 2.1.Методы и методики исследования развития самосознания студентов-психологов В целях проверки эффективности программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ посредством 4 этапов (4 семестра) планируется провести формирующий эксперимент. 1 этап эксперимента: сентябрь-март 2006-2007 уч. года. В эксперименте приняло участие 30 студентов-психологов: ² экспериментальная группа: 15 человек. ² контрольная группа: 15 человек. Схема эксперимента: 01 х 02 03 04 Где х – реализация программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов. В работе был использован квазиэкспериментальный план (с отступлением от схемы истинного эксперимента) для двух неэквивалентных групп с тестированием «до» и «после» воздействия. Независимая переменная: программа акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ. Зависимая переменная: самосознание студентов-психологов. Методы исследования - теоретический анализ литературы; - эмпирические: психодиагностическое тестирование, эксперимент; - методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных, математико-статистическая обработка (анализ первичных статистик, оценка достоверности отличий). Методики исследования Для комплексного исследования развития самосознания студентов-психологов, применялись следующие методики. 1. Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» Цель исследования: исследовать причины выбора профессии студентами-психологами. Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка. Методику С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» см. в Приложении №3. 2. Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний» Цель исследования: определить характеристики учебной мотивации студентов: ² познавательный мотив – характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности; ² мотив избегания – свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия; ² мотив к смене текущей деятельности – раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент; ² мотив самоуважения – выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности; ² придание личностной значимости результатам деятельности; ² проявление волевого усилия – выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием; ² оценка своего потенциала; ² намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности; ² ожидаемый уровень результатов деятельности; ² закономерность результатов – выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей. Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка. Методику В.К.Гербачевского «Определение уровня притязаний» см. в Приложении №4. 3. Методика М.Рокича «Определение ценностных ориентаций» Цель исследования: определить содержание системы ценностей личности (этические, индивидуалистические, ценности принятия других людей и т.п.). Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка. Методику М.Рокича для определения ценностных ориентаций см. в Приложении №5. 4. Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработана в НИИ им. Бехтерева Цель исследования: оценка сформированности уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка. Методику исследования уровня субъективного контроля см. в Приложении №6. 5. Методика исследования степени развития рефлексивных способностей личности Цель исследования: оценка степени развития рефлексивных способностей. Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка. Методику исследования рефлексивных способностей личности см. в Приложении №7. 6. Проективная методика Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек» Цель исследования: изучение Образа Я. Материал и оборудование: бумага, простой карандаш. 7. Методика В.В. Синявской, Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские способности» Цель исследования: оценка степени развития коммуникативных и организаторских способностей человека. Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка. Методику исследования коммуникативных и организаторских способностей личности см. в Приложении №8. 2.2 Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов в НФИ КемГУ Применительно к личностно-профессиональному развитию психолога в процессе его подготовки в вузе наиболее продуктивными являются принципы акмеологии, поэтому с целью содействия личностно-профессиональному развитию студентов-психологов в НФИ КемГУ заместителем декана по воспитательной работе гуманитарного факультета Е.С. Манюковой была разработана программа воспитательной работы: «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ». Методологической основой данной программы является акмеологическая концепция развития профессионала (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.). Задачи программы: 1. Развитие профессионального самосознания студентов-психологов 1–2 курсов. 2. Формирование у студентов позиции «субъекта учебно-профессиональной деятельности». 3. Развитие личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. 4. Создание благоприятного социально-психологического климата студенческой группы как условия полноценной самореализации студентов. 5. Создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Субъектом реализации программы является куратор студенческой группы, помощником – куратор-студент. Средства реализации программы: ² создание акмеограммы студента – как документа, отражающего наличный и потенциальный уровень личностно-профессионального развития студента-психолога; ² кураторские часы; ² тренинг профессионального самоопределения; ² тренинг целеполагания; ² тренинги личностного развития: тренинг уверенности в себе, коммуникативный тренинг, тренинг лидерских качеств; ² занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы. Тематический план программы «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ» представлен в Приложении №1. Содержание программы. 1 семестр ² Создание акмеограммы студента. Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Содержательно ее можно представить как индивидуальный срез потенциального субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценку компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма в первую очередь высвечивает то, над чем необходимо работать субъекту труда, что необходимо развивать, чтобы достичь большего профессионализма (см. в Приложении №2). ² Кураторские часы: №1: Знакомство с НФИ КемГУ. №2: Социально-организационная специфика обучения в вузе. №3: Рекомендации студентам по организации учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения: правила поведения на учебных занятиях, правила конспектирования на лекциях, правила самостоятельной работы с литературой, правила написания научных текстов, правила подготовки к зачетам и экзаменам. №4: Рекомендации студентам по организации учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения: как планировать свою деятельность, как развивать ум и решать мыслительные задачи, как совершенствовать свои способности, как развивать память. №5: Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студента. №6: Особенности построения взаимоотношений студента с преподавателями и администрацией вуза. №7: Особенности построения отношений студентов друг с другом. №8: Преодоление затруднений в ходе учебно-профессиональной деятельности. №9. Анализ состояния учебно-профессиональной деятельности студентов за 1 семестр. ² Тренинг профессионального самоопределения. Осмысление восприятия специальности, по которой обучается студент. Рефлексия и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов. Факторы будущей профессиональной деятельности. Рефлексия образа профессионала. Возможности реализации профессиональных целей. ² Тренинг целеполагания. Соотношение мотивов и целей деятельности. Эффективное целеобразование. Внешние и внутренние цели. Фиксация промежуточных результатов деятельности. Анализ препятствий и возможных трудностей на пути достижения цели. Перспективы, связанные с достижением цели. Регламентация во времени (установление срока достижения цели). ² Оптимизация социально-психологического климата группы. Принадлежность к группе. Умение вступать в контакт. Дружелюбие. Самооценка. 2 семестр ² Кураторские часы: №1: Планирование деятельности группы на 2 семестр. №2: Место и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов учебно-профессиональной деятельности. №3: Меры и способы предотвращения учебно-профессиональных затруднений. №4: Экскурсия в учреждения возможного будущего трудоустройства. №5: Экскурсия в учреждения возможного будущего трудоустройства. №6: Анализ учебно-профессиональной деятельности студентов за 1 курс. ² Тренинг профессионального самоопределения. Правила составления профессионального резюме. События и люди, повлиявшие на профессиональный выбор. Развитие навыков биографического мышления. ² Тренинг уверенности в себе. Типы межличностного поведения: уверенное, агрессивное и неуверенное. Ситуационная проблема неуверенности. Основные категории уверенного поведения. ² Оптимизация социально-психологического климата группы. Развитие новых взглядов друг на друга, формирование лучшего взаимопонимания. Умение слушать других. Доверие к людям. Развитие внутренней компетентности. 3 семестр ² Кураторские часы: №1: Планирование деятельности группы на 3 семестр. №2: Решение текущих задач жизни группы. №3: Экскурсия в учреждения возможного будущего трудоустройства. №4: Решение текущих задач жизни группы. №5: Анализ учебно-профессиональной деятельности студентов за 3 семестр. ² Коммуникативный тренинг. Вербальное и невербальное общение. Пространство и его организация в межличностном общении. Доверие и общение. Особенности восприятия и выражения эмоций. Способы эмоциональной саморегуляции. Осознание и вербализация чувств. ² Оптимизация социально-психологического климата группы. Сотрудничество. Повышение самоуважения. Решение проблем и конфликтов. 4 семестр ² Кураторские часы: №1: Планирование деятельности группы на 4 семестр. №2: Решение текущих задач жизни группы. №3: Решение текущих задач жизни группы. №4: Анализ учебно-профессиональной деятельности студентов за 2 курс. ² Тренинг лидерских качеств. Базовые техники личной и командной эффективности. Проработка элементов имиджа. Технологии принятия решений. Способность быть влиятельным человеком. ² Оптимизация социально-психологического климата группы. Техники работы с коммуникативными проблемами. Приемы аргументации собеседника. Техники снятия напряжения. ² Акмеограмма студента: анализ личностно-профессионального развития студента в течение 1-2 курсов обучения. Таким образом, сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов осуществляется следующими акмеологическими технологиями: ﻼ создание акмеограммы студента; ﻼ акмеологическое информирование, осуществляемое посредством кураторских часов; ﻼ тренинг профессионального самоопределения; ﻼ тренинг целеполагания; ﻼ тренинги личностного развития: тренинг уверенности в себе, коммуникативный тренинг, тренинг лидерских качеств; ﻼ занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы. Вышеперечисленные технологии направлены на развитие у студентов-психологов следующих характеристик: ² уровень субъективного контроля; ² коммуникативные способности; ² организаторские способности; ² рефлексивные способности; ² ценностные ориентации; ² учебная мотивация; ² Образ Я. 2.3 Анализ развития самосознания студентов-психологов Результаты экспериментальной группы Уровень субъективного контроля Первичные статистические данные, полученные при исследовании уровня субъективного контроля (УСК) в экспериментальной группе, приведены в таблице 2. Таблица 2 Анализ первичных статистик по характеристике: уровень субъективного контроля (срзнач±стандотклон)
Качественный анализ результатов показал, что до эксперимента такие характеристики как: общая интернальность, интернальность в области достижений (Ид), в области производственных отношений (Ип), в отношении здоровья и болезни (Из) находились на высоком уровне развития; интернальность в области неудач (Ин) – на среднем. После эксперимента, позитивной динамики не наблюдается (см. Рис. 5). Проверка результатов на достоверность различий средних значений двух групп (до и после эксперимента) по t-критерию Стьюдента, значимых различий не показала. Рис. 5 Уровень субъективного контроля студентов экспериментальной группы Коммуникативные и организаторские способности Первичные статистические данные, полученные при исследовании коммуникативных и организаторских способностей, приведены в таблице 3. Таблица 3 Анализ первичных статистик по характеристике: коммуникативные и организаторские способности (срзнач±стандотклон)
Баллы по параметру «коммуникативные способности» в диапазоне от 0,56 – 0,65 указывают на средний уровень развития данных способностей, который выражается в том, что студенты охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают своё мнение, однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Баллы по параметру «организаторские способности» в диапазоне от 0,56 – 0,65, указывают, на то, что уровень проявления вышеназванных способностей – ниже среднего (слабое проявление инициативы и общественной активности, избегание принятия решений). Можно заметить, что качественных изменений в ходе эксперимента не произошло, коммуникативные и организаторские способности остались на том же уровне развития (см. Рис. 6). Значимых различий между средними значениями двух групп по t-критерию Стьюдента не обнаружено. Рис. 6 Коммуникативные и организаторские способности студентов экспериментальной группы Рефлексивные способности Первичные статистические данные, полученные при исследовании рефлексивных способностей, приведены в таблице 4. Таблица 4 Анализ первичных статистик по характеристике: рефлексивные способности (срзнач±стандотклон)
Проверим полученные результаты на достоверность различий средних значений по t-критерию Стьюдента. Имеется различие средних значений (t (st) = 2,34, p = 0,05), следовательно, уровень развития рефлексивных способностей студентов экспериментальной группы, повысился (см. Рис. 7). Следует отметить, что до эксперимента уровень развития рефлексивных способностей был средним (14,07), после эксперимента отмечается высокий уровень (17,73). Рис. 7 Рефлексивные способности студентов экспериментальной группы
Ценностные ориентации Проанализировав ценностные ориентации студентов-психологов, было выделено 4 группы инструментальных ценностей: ² этические: воспитанность, образованность; ² ценности дела: аккуратность, исполнительность, ответственность, рационализм, самоконтроль, эффективность в делах; ² ценность других людей: чуткость, честность, терпимость, широта взглядов; ² индивидуалистические: твердая воля, смелость в отставании своего мнения, независимость и др. В структуре ценностей студентов экспериментальной группы за период эксперимента произошли следующие изменения: ² до эксперимента лишь для 31% студентов ценность дела (а именно ценность таких качеств личности как аккуратность, исполнительность, ответственность, рационализм, самоконтроль, эффективность в делах) была значимой, после эксперимента таких студентов становится на 18% больше; ² уменьшается значимость для студентов индивидуалистических ценностей: независимость, отстаивание своего мнения и др. (см. Рис. 8). Рис. 8 Ценностные ориентации студентов экспериментальной группы Анализ терминальных ценностей показывает, что доминирующей ценностью у студентов экспериментальной группы на сентябрь месяц (до эксперимента) были - «любовь», «наличие хороших и верных друзей», в марте (после эксперимента), наблюдается появление в структуре ценностей такого компонента самосознания, как «уверенность в себе», по прежнему значимой ценностью остается «любовь» (см. Таблицу 5). Таблица 5 Терминальные ценности студентов экспериментальной группы
Учебная мотивация Первичные статистические данные, полученные при исследовании компонентов учебной мотивации, приведены в таблице 6. Таблица 6 Анализ первичных статистик по характеристике: учебная мотивация (срзнач±стандотклон)
Значимых различий между средними значениями двух групп по t-критерию Стьюдента не обнаружено. Наблюдается тенденция к повышению уровня различных компонентов мотивации (см. Рис.9). Рис.9 Учебная мотивация студентов экспериментальной группы Образ Я («Дом. Дерево. Человек») Результаты, полученные до и после эксперимента, были сопоставлены и условно разделены на три группы: «Положительная динамика изменения» Образа Я, «Отсутствие динамики», «Отрицательная динамика» (см. Рис. 10). Рис. 10 Динамика изменения Образа Я студентов экспериментальной группы
У большинства (60%) студентов-психологов произошли позитивные изменения Образа своего Я, в рисунках это проявилось следующим образом: ² появление «дороги» - нахождение пути в деятельности (средств и способов реализации цели); ² увеличение числа окон, дверей, которые символизируют открытость для социальных контактов; ² появление (акцентирование) солнца – символ авторитетной фигуры, тепла и силы; ² изменение расположения дома (символ безопасности, надежности) – вблизи (открытость, доступность); ² появление на дереве плодов, что говорит о желании человека быть продуктивным; ² уменьшение числа острых углов, которые свидетельствуют о плохой адаптации, агрессивности; ² более четкая прорисовка туловища человека: руки (степень контактности с окружающим миром), ноги (основа, стабильность); ² появление ушей – готовность принимать критику, выслушивать общественное мнение; ² размещение рисунка в правой части листа, что говорит о планах человека на будущее, перспективность и т.д. У 20% студентов наблюдаются негативные изменения Образа Я, которые проявляются в появлении закрытых дверей – отчуждение, скрытность; дыма – тревожность; уменьшении числа окон; уменьшении фигуры человека – снижение уверенности в себе, чувство отверженности, отчужденности; появлении деталей, которые указывают на повышение агрессивности человека. У 20% студентов-психологов не произошло никаких изменений, т.е. в их рисунках не наблюдалось каких-либо элементов, которые указывали бы на изменение Образа Я. На рис.11 приведен рисунок студента из экспериментальной группы, чья динамика развития Образа Я оказалась положительной. Рис.11 Рисунок «Дом. Дерево. Человек»
Результаты контрольной группы Уровень субъективного контроля Первичные статистические данные, полученные при исследовании уровня субъективного контроля приведены в таблице 7. Таблица 7 Анализ первичных статистик по характеристике: уровень субъективного контроля (срзнач±стандотклон)
Качественный анализ результатов показал, что до эксперимента такие характеристики как: общая интернальность, интернальность в области достижений (Ид), в области производственных отношений (Ип), в отношении здоровья и болезни (Из) находились на высоком уровне развития; интернальность в области неудач (Ин) – на среднем (см. Рис. 12). Проверка результатов на достоверность различий средних значений двух групп (до и после эксперимента) по t-критерию Стьюдента, значимых различий не показала. Рис. 12 УСК студентов контрольной группы Коммуникативные и организаторские способности Первичные статистические данные, полученные при исследовании коммуникативных и организаторских способностей, приведены в таблице 8. Таблица 8 Анализ первичных статистик по характеристике: коммуникативные и организаторские способности (срзнач±стандотклон)
Можно заметить, что уровень развития коммуникативных способностей студентов контрольной группы повышается: в сентябре – средний, в марте – высокий, а уровень развития организаторских способностей понижается: в сентябре – средний, в марте – ниже среднего, однако значимых различий по t-критерию Стьюдента не обнаружено (см. Рис. 13). Рис. 13 Коммуникативные и организаторские способности студентов контрольной группы Рефлексивные способности Первичные статистические данные, полученные при исследовании рефлексивных способностей, приведены в таблице 9. Таблица 9 Анализ первичных статистик по характеристике: рефлексивные способности (срзнач±стандотклон)
Уровень развития рефлексивных способностей студентов контрольной группы, как в сентябре, так и в марте – высокий (см. Рис. 14), значимых различий между средними значениями двух групп по t-критерию Стьюдента не обнаружено. Рис. 14 Рефлексивные способности студентов контрольной группы Ценностные ориентации На рис. 15 показаны инструментальные ценностные ориентации студентов-психологов контрольной группы. Рис. 15 Ценностные ориентации студентов контрольной группы Можно заметить, что в период с сентября по март 2006-2007 уч. года у студентов контрольной группы существенно снижается значимость этических ценностей (воспитанность, образованность), несколько повышается значимость ценности дела, других людей. Анализ терминальных ценностей показывает, что значимых изменений за период эксперимента не произошло (см. Таблицу 10). Таблица 10 Терминальные ценности студентов контрольной группы
Учебная мотивация Первичные статистические данные, полученные при исследовании компонентов учебной мотивации, приведены в таблице 11. Таблица 11 Анализ первичных статистик по характеристике: учебная мотивация (срзнач±стандотклон)
Проверим полученные результаты на достоверность различий средних значений по t-критерию Стьюдента. Имеется различие средних значений по параметру «закономерность результатов» (t (st) = 2,65, p = 0,05), это означает, что снижение показателей по этой шкале подтверждается на уровне статистической значимости (см. Рис.16). Закономерность результатов выражает понимание студентами собственных возможностей в достижении поставленных целей, снижение данного показателя означает, что студенты стали меньше понимать пути решения поставленных задач. Рис.16 Учебная мотивация студентов контрольной группы Образ Я («Дом. Дерево. Человек») На рисунке 17 приведены результаты исследования динамики изменения Образа Я студентов контрольной группы. Рис. 17 Динамика изменения Образа Я студентов контрольной группы
У большинства (47%) студентов-психологов контрольной группы отсутствуют изменения Образа своего, у 33% студентов наблюдаются позитивные изменения Образа Я, и, наконец, у 20% студентов-психологов – негативные изменения. На рис.18 приведен рисунок студента из контрольной группы, где динамика развития Образа Я отсутствует. Рис.18 Рисунок «Дом. Дерево. Человек»
Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп Мотивы выбора профессии Первичные статистические данные, полученные при исследовании мотивов выбора профессии в экспериментальной и контрольной группе, приведены в таблице 12. Таблица 12 Анализ первичных статистик по характеристике: уровень субъективного контроля (срзнач±стандотклон)
|
|
© 2010 |
|