РУБРИКИ |
Развитие самосознания студентов-психологов |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Развитие самосознания студентов-психологовКачественный анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что для студентов в обеих группах ведущим мотивом выбора профессии был мотив делового характера, суть которого состоит в стремлении к самосовершенствованию и развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности, сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной. Наименее значимым мотивом является – получение престижной профессии (см. Рис. 19). Проверка результатов на достоверность различий средних значений двух групп по t-критерию Стьюдента, значимых различий не показала. Рис 19 Мотивы выбора студентами-психологами профессии Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента По всем изученным параметрам полученные результаты были проверены на достоверность различий средних значений по t-критерию Стьюдента. До эксперимента (см. Рис. 20) Имеется различие средних значений в экспериментальной и контрольной группах: 1. по параметру «Волевое усилие» (мотивационная сфера) (t (st) = 2,34, p = 0,05). В контрольной группе студенты на начало эксперимента показывали более высокий уровень проявления волевого усилия в ходе учебы; 2. по параметру: «Рефлексивные способности» (t (st) = 2,45, p = 0,05). У студентов контрольной группы уровень развития рефлексивных способностей был выше, чем у студентов первой группы. Стоит отметить, что после эксперимента значимых различий между группами по данным параметрам не установлено, это указывает на то, что в экспериментальной группе произошло изменение таких параметров как «Волевое усилие» и «Рефлексивные способности», причем по последнему параметру наблюдаются статистически значимые различия (см. Рис. 7). Рис. 20 Различия экспериментальной и контрольной групп до эксперимента После эксперимента (см. Рис. 21) Имеется различие средних значений в экспериментальной и контрольной группах: 1. по параметру «Оценка уровня достигнутых результатов» (мотивационная сфера) (t (st) = 2,68, p = 0,05). У студентов-психологов экспериментальной группы наблюдается более высокая оценка результатов своей учебной деятельности. Рис. 21 Различия экспериментальной и контрольной групп после эксперимента Выводы Проведенный эксперимент (1 этап) позволил выявить эффективность акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ. На данном этапе эксперимента были проведены занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы, акмеологическое информирование, осуществляемое посредством кураторских часов, тренинг профессионального самоопределения. Применяемые акмеологические технологии были направлены на развитие у студентов-психологов следующих характеристик: ² уровень субъективного контроля; ² коммуникативные способности; ² организаторские способности; ² рефлексивные способности; ² ценностные ориентации; ² учебная мотивация; ² Образ Я. По параметрам: «уровень субъективного контроля», «коммуникативные и организаторские способности», «учебная мотивация» у студентов экспериментальной группы позитивной динамики не наблюдается, это может быть следствием того, что не все акмеологические технологии были реализованы или свидетельствовать, о необходимости введения дополнительных средств и способов акмеологического сопровождения. В контрольной группе произошло снижение показателей по параметру «закономерность результатов» - студенты стали меньше понимать пути решения поставленных задач, снижение показателей по этой шкале подтверждается на уровне статистической значимости (t (st) = 2,65, p = 0,05). В контрольной группе студенты на начало эксперимента показывали более высокий по сравнению со студентами экспериментальной группы уровень проявления волевого усилия в ходе учебы, после эксперимента это различие не обнаруживается, у студентов контрольной группы снизились показатели по данному параметру. У студентов-психологов экспериментальной группы после эксперимента наблюдается более высокая оценка результатов своей учебной деятельности (параметр «Оценка уровня достигнутых результатов», t (st) = 2,68, p = 0,05). Имеется статистически значимое различие (t (st) = 2,34, p = 0,05) по параметру: «рефлексивные способности», после эксперимента наблюдается повышение уровня развития рефлексии у студентов экспериментальной группы. Причем, если до эксперимента уровень развития рефлексивных способностей у студентов экспериментальной группы был ниже, чем у студентов контрольной группы, то теперь статистически значимых различий не обнаружено. Следует отметить, что в контрольной группе не произошло изменения уровня развития рефлексивных способностей В ценностной структуре студентов-психологов экспериментальной группы так же наблюдаются изменения, для студентов становятся более значимыми ценности дела (связаны с развитием таких качеств личности как аккуратность, исполнительность, ответственность, самоконтроль и др.), наблюдается появление в структуре ценностей такого компонента самосознания, как «уверенность в себе». У студентов контрольной группы существенно снижается значимость этических ценностей (воспитанность, образованность), несколько повышается значимость ценности дела, других людей. Кроме того, у студентов-психологов экспериментальной группы положительная динамика наблюдается в изменении Образа своего Я, у большинства студентов-психологов контрольной группы отсутствуют изменения Образа своего Я. Мотив выбора профессии в данной работе рассматривался как дополнительная переменная, которая оказывает существенное влияние на развитие профессионального самосознания студентов-психологов, проанализировав полученные данные, можно сказать, что по этому параметру экспериментальная и контрольная группы, были эквивалентными, в обеих группах ведущим мотивом выбора профессии был мотив делового характера, менее значимым – мотив престижности профессии. Заключение Целью данной работы являлось изучение развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования средствами акмеологического сопровождения. Самосознание – процесс осознания себя, своих качеств, потребностей, мотивов; это особый компонент личности, выражающийся в способности выделять самого себя из окружающей действительности как некую реальность. Наличный уровень развития самосознания личности существенно влияет на процесс формирования профессионального самосознания. Студенчество является важным периодом в жизни человека, когда завершается подготовка к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей. Возрастные границы студенчества условны: от 16/17 до 21/22 лет: это конец юности, начало молодости. В связи с возрастными особенностями данных периодов, можно сказать, что в студенческие годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я-образ и т.п.; в молодости преимущественно – профессиональное самосознание. Одним из способов развития самосознания в учебно-профессиональном процессе является сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов, которое может быть исследовано в рамках акмеологической науки. С акмеологических позиций личность студента-психолога рассматривается как субъект познания, развития, профессиональной деятельности и общения, а личностно-профессиональное развитие психолога зависит от социальных условий обучения, воспитания, особенностей организации педагогического процесса в высшей школе. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания научно обоснованной программы личностно-профессионального развития психолога и внедрения ее в вузовскую практику. Поэтому с целью содействия личностно-профессиональному развитию студентов-психологов в НФИ КемГУ была разработана программа воспитательной работы: «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ». Средства реализации программы: создание акмеограммы студента; акмеологическое информирование, осуществляемое посредством кураторских часов; тренинг профессионального самоопределения; тренинг целеполагания; тренинги личностного развития: тренинг уверенности в себе, коммуникативный тренинг, тренинг лидерских качеств; занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы. Все вышеперечисленные технологии направлены на развитие у студентов-психологов следующих характеристик: уровень субъективного контроля; коммуникативные и организаторские способности; рефлексивные способности; ценностные ориентации; учебная мотивация; Образ Я. С целью проверки эффективности программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ посредством 4 этапов (4 семестра) планируется провести формирующий эксперимент. После 1 этапа эксперимента, у студентов-психологов экспериментальной группы наблюдаются позитивные изменения по параметрам: рефлексивные способности; ценностные ориентации; Образ Я, отдельным характеристикам мотивации к обучению. По параметрам: уровень субъективного контроля, коммуникативные и организаторские способности, характеристики учебной мотивации, у студентов позитивной динамики не наблюдается, это может быть следствием того, что не все акмеологические технологии были реализованы или свидетельствовать, о необходимости введения дополнительных средств и способов акмеологического сопровождения. Таким образом, гипотеза о том, что акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития, будет способствовать развитию самосознания студентов-психологов, частично подтверждена. Результатом первого этапа стало развитие такой характеристики самосознания как рефлексивность, отсутствие положительной динамики других характеристик самосознания объясняется проведением только одного этапа из четырех. Кроме того, по результатам исследования могут быть внесены изменения в программу, направленные на развитие этих характеристик. Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: Педагогика. Т.1. 2. Альбуханова К.А. Психология и сознание личности – М.: Логос, 1999. 3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 4. Зеер Э.Ф. Психология профессий – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 5. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология – М.: Логос, 1996. 6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования – М.: ИЦПКС, 2001. 7. Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Знание, 1996. 8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: «Академия», 2001. 9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека – М.: Школьная пресса, 2000. 10. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Монография – М., 2000. 11. Темнова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки практического психолога в вузе – М.: МОСУ, 2000. 12. Темнова Л.В. Основы личностно-профессионального формирования будущих практических психологов в вузе – М.: МОСУ, 2000. 13. Темнова Л.В. Субъектный подход как способ построения структуры личности практического психолога – М.: МОСУ, 1999. 14. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. Приложение Приложение №1 Тематический план программы «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ»
Приложение №2 Акмеограмма №_______________________ «_____»____________200__г. Ф.И.О.__________________________________________________________________________ Пол_______________ Возраст____________ Специальность________________________________Группа_____________________________ Переподготовка и повышение квалификации (в том числе за счет самообразования)________ Дополнительная информация_______________________________________________________ 1. Подструктура способностей и потенциала:
Примечание: в данном разделе даются описания, основанные на результатах психологического тестирования с выделением уровней развития. 2. Подструктура индивидуальности:
3. Подструктура направленности:
4. Подструктура характерологических особенностей и нравственных качеств: · целеустремленность;
5. Подструктура профессиональных характеристик:
6. Акмеологические инварианты профессионализма:
Приложение №3 Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» Инструкция: Вы выбрали профессию. Каковы причины, определяющие Ваш выбор? Из перечисленных ниже выберите наиболее значимые для Вас. В бланке ответов напротив соответствующего номера отметьте выраженную в баллах степень значимости для Вас того или иного мотива: 4 балла - очень значим; 3 балла - имеет значение; 2 балла - скорее значим, чем незначим; 1 балл - скорее незначим, чем значим; 0 балла - не имеет значения. «Причинами выбора мною профессии являются…» 1. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе. 2. Влияние семейных традиций. 3. Желание руководить людьми. 4. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности. 5. Возможность получить профессию без длительного обучения. 6. желание работать в престижном месте. 7. Желание иметь модную профессию. 8. возможность быть в центре внимания, путешествовать, носить специальную форму одежды и т.п. 9. Желание приобрести материальную независимость от родителей. 10. Возможность индивидуальной трудовой деятельности. 11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности. 12. Возможность предпринимательской деятельности. 13. Необходимость материально обеспечить семью. 14. Желание приобрести экономические знания. 15. Стремление найти удачный способ зарабатывать. 16. Интерес к материальной стороне профессии или должности. 17. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии. 18. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности. 19. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере трудовой деятельности. 20. Мечта заниматься любимой работой. 21. Уверенность, что избранная профессия соответствует моим способностям. 22. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной. 23. Возможность проявить самостоятельность в работе. 24. Желание приносить пользу людям. 25. Желание попробовать различные варианты решения профессиональной задачи. 26. Возможность привлечь свои разнообразные знания, напрямую с профессией не вязанные. 27. Стремление узнать новое о давно известном и возможность усвоить трудное. 28. Возможность выдвигать свои идеи, предлагать новые проблемы для решения, реализовывать их независимо от работающих рядом. 29. Желание заниматься несколькими делами одновременно или переключаться с одного дела на другое. 30. Стремление решать профессиональные задачи самому, а не следовать указаниям других. 31. Возможность самовыражения, проявления своих способностей. Приложение №4 Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний» Инструкция: прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени Вы согласны или не согласны с ним. Обведите кружком соответствующую цифру в бланке ответов. Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите от Вашей учебной деятельности.
Приложение №5 Методика М.Рокича «Определение ценностных ориентаций» Инструкция: внимательно изучите таблицу и, выберите ценность, которая для Вас наиболее значима. Поставьте «1» в колонке «Ранг». Затем выберете вторую по значимости ценность и поставьте «2». Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная ценность останется последней и займет 18 место.
Приложение №6 Методика исследования уровня субъективного контроля Инструкция: внимательно прочитайте каждое высказывание, напишите в бланке ответов только те высказывания, с которыми вы полностью согласны. 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий. 2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу. 3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. 4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. 5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. 6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. 7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше чем отношения супругов. 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. 9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. 10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий. 11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их. 12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. 13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. 14. Если люди не подходят друг другу то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут. 15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. 16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. 17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. 18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. 19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности. 20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. 21. Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств. 22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать. 23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. 24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. 25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают 26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье. 27. Если очень захочу я смогу расположить к себе любого. 28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. 29. То, что со мной случается, дело моих рук. 30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. 31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий. 32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу. 33. В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам. 34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. 35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой. 36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. 37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. 38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. 39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. 40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. 41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые не возможно разрешить даже при самом сильном желании. 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. 43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. 44. Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Приложение №7 Методика исследования степени развития рефлексивных способностей личности 1.Стремитесь ли вы записать по возможности полнее все или большинство лекционных курсов? а)да; б)нет. 2.При подготовке к экзаменам полагаетесь ли вы целиком на свою память или работаете с карандашом в руке? а)да, целиком полагаюсь на свою память; б)нет, работаю с карандашом. 3.Свойственно ли вам в процессе подготовки к экзамену контролировать, проверять себя, чтобы выяснить, насколько хорошо усвоен материал? а)да; б)нет. 4.Готовясь к экзаменам, доверяетесь ли вы целиком своей памяти или стремитесь записать основные положения, схемы, закономерности, факты? а)да, целиком доверяюсь своей памяти; б)нет, стремлюсь записать основное. 5.Если вы не успели подготовить материал, идете ли вы сдавать экзамен со своей группой или откладываете (при возможности) на 2-3 дня? а)да, иду на риск; б)нет, откладываю. 6.Стремитесь ли вы по каждой вынесенной на экзамен теме подготовить основные положения, тезисы для ответа? а)да; б)нет. 7.Напишите ваше мнение, полезны ли экзамены? а) да, я люблю экзамены, они помогают заново осмыслить материал; б) нет, для меня они тяжелы. 8.Обычно вы идете на экзамен подготовленными по всем вопросам? а)да; б)нет. 9.Если вы беретесь за выполнение неинтересного для вас поручения, то обычно: а)стараетесь его выполнить как можно быстрее, не вдаваясь в подробности, лишь бы от вас отвязались; б)для вас результат собственных усилий слишком значим, чтобы что-то делать кое-как. 10.При выполнении значимого и интересного дела для вас главное: а)оценка окружающими того, что вы делаете; б)ваше собственное мнение. 11.Приступая к важному для вас делу, вы: а)стараетесь все заранее спланировать, составляете развернутый план предстоящих действий; б)скорее действуете по обстоятельствам. 12.Вы думаете, что: а)не все надо делать одинаково тщательно; б)затрудняетесь сказать; в)любую работу следует выполнять тщательно, если за нее взялся. 13.Вы настолько осторожны и практичны, что с вами случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми? а)да; б)трудно сказать; в)нет. 14.В большинстве дел вы: а)предпочитаете рискнуть; б)не знаете, как поступить; в)предпочитаете действовать наверняка. Приложение №8 Методика «Коммуникативные и организаторские способности» Инструкция: Вам необходимо ответить на все вопросы, которые будут предложены. Свободно выражайте свое мнение и отвечайте на них так: если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте против соответствующей ему цифры в бланке ответов знак «+», если отрицателен - то «-». 1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли вам удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения? 3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми? 6. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми? 8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений? 9. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? 10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 11. Трудно ли для вас включиться в новые компании? 12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? 13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашими мнениями? 15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств? 17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомым человеком? 18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному? 20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? 21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? 22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело? 23. Испытываете ли вы затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? 27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? 28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию? 30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в институте? 31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых не большим количеством людей? 32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? 33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? 34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, то вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 36. Часто ли вы опаздываете в институт, на встречи, свидания? 37. Верно ли, что у вас много друзей? 38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуя неловкость при общении с малоизвестными вам людьми? 39. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей? 40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой 41. группы своих товарищей? Ваши вопросы по работе присылайте на elena_s-r@mail.ru |
|
© 2010 |
|