РУБРИКИ |
Самосознание подростков с ограниченными возможностями |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Самосознание подростков с ограниченными возможностямиКон считает [12;300], что периодом формирования самосознания является подростковый возраст. Самосознание подростков с ограниченными возможностями формируется под влиянием имеющегося дефекта, а так же под воздействием следующих негативных факторов: социальной изоляции, неправильного воспитания, от отношения окружающих к такому подростку. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: Первая гипотеза исследования, которая заключалась в предположении, что в экспериментальной группе испытуемые имеют неадекватную самооценку (или очень высокую или очень низкую), а в контрольной группе - адекватную самооценку, частично подтвердилась. Анализ полученных данных показывает, что большинство здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями имеют неадекватную низкую самооценку и очень высокий уровень притязаний. Исследование фрустрационной толерантности показало, что по типу реакции обследуемые: в экспериментальной группе у 53,9 % испытуемых в ответах преобладал тип реакции «с фиксацией на самозащите», в контрольной группе данный тип реакции продемонстрировали 36,2%. Таким образом подтвердилась вторая гипотеза: в ответах подростков инвалидов чаще всего встречаются самозащитные реакции, что означает слабость и уязвимость личности, и так же служит признаком неадекватной самооценки, тем самым косвенно подтверждая первую гипотезу. 56 Так же было выявлено, что степень социальной адаптации у подростков с ограниченными возможностями выше, чем у их здоровых сверстников. Интерпритация теста фрустрационной толерантности Розенцвеига сводилась к выявлению среднего значения коэффициента социальной адаптации (GCR), которое у подростков с ограниченными возможностями составило 38,7% и достоверно отличается (р~0,2) от здоровых подростков 36,6%. При этом низкое значение коэффициента GCR (до 35,7%) выявлено у 47,6% испытуемых из экспериментальной группы и у 51,7% испытуемых из контрольной группы. Для этих подростков характерны разного типа конфликты с окружающими людьми, они недостаточно адаптированы к своему окружению. На основе методики личностный дифференциал было выявлено следующее: Уровень развития у себя волевых качеств подростки с ограниченными возможностями оценивают ниже, чем их здоровые сверстники. В программе по дальнейшему саморазвитию рекомендуется обратить повышенное внимание психолога к развитию у подростков уверенности в себе, независимости, обучению самоконтролю. По уровню направленности личности подростки с ограниченными возможностями практически не отличаются от здоровых сверстников. И в контрольной, и в экспериментальной группах, примерно равное количество интроверсированных и экстраверсированных подростков. Полученные данные не подтвердили выдвинутую третью гипотезу. В качестве практических рекомендаций предлагается расширение социальных контактов подростков с ограниченными возможностями. Среди проблем, выявленных в ходе исследования, наиболее значимой для подростков с ограниченными возможностями являются трудности в общении. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте общение является ведущей формой деятельности, а у подростков с ограниченными возможностями микросреда значительно уже, чем у здоровых сверстников. 57 В связи с этим, рекомендуется интегрировать подростков с ограниченными возможностями в среду здоровых подростков. Таким образом полученные данные не подтверждают основную гипотезу: самосознание подростков с ограниченными возможностями не отличается от самосознания их здоровых сверстников. Чтобы предотвратить формирование у подростка с ограниченными возможностями негативной Я-концепции, психологу, ведущему психокоррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие практические рекомендации: - развивать у подростков с ограниченными возможностями активный познавательный интерес; - добиться удовлетворения у подростков с ограниченными возможностями от преодоления трудностей; - соизмерять нагрузки с умственными и физическими возможностями подростка; расширять социальные контакты подростка с ограниченными возможностями; - способствовать развитию самостоятельности, меньшей зависимости от окружающих; - укреплять веру в свои силы, обеспечив возможность, проявлять себя в практической деятельности. Из выше сказанного вытекает, что человек должен понять себя не только как объект, но и осознать себя изнутри с позиции своего существования. Таким образом, самосознание становится одним из ключевых понятий в психологии человеческого бытия. 58 Список литературы 1. Акопов Г.В.
Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа 2.
Белобыркина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки 3.Берне Р. Развития Я-концепции и воспитание. Под общ редакц. Пилиповского В.Я. - М.: Прогресс, 1986. - 420с. 4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? - Психологический журнал. 1992. - 5. Гордеева О.В Представления Выготского Л.С. о самосознании.
- 6. Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности, М.,1991-132с. 7. Джеймс У. Психология. - Л.: Мысль, 1975. -260с. 8.
Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших 9. Если ваш ребенок не такой как другие. Книга для родителей детей с 10.
Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и «образ Я» у 11.
Карцева К.Л. Социальная работа с семьей: психолого-педагогический 12.
Кон И.С, В поисках себя, личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 13. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978. -367 с. 14.
Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология - 2-е изд„ перераб. И 59 15.
Латова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной 16. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992. - 285с. 17.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитиию 18. Менделевич В.Д. Клиническая психология. - М.: МЕДпресс, 1998. - 588с. 19. Немов Р.С. Психология Кн.1. Общие основы психологии. -
М.: 20.
Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. - 21.
Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования/ пер. с 22. Психология / Под. общ. ред . Дружинина В.Н. - СПб.: Питер, 2ОО.-672с. 23.
Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с
англ. Т. 24.
Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в 25. Романова О. Л. Экспериментально-психологическое
исследование 26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: 27.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303с. 28. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Просвещение, 1983 - 284с. 29.
Цукерман Г.А., Мастер Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 60 30.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Прогресс, 1997. 31.
Шильштейн Е.С.
Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте. - Приложение 4. Методика Дембо-Рубинштейн (здоровые подростки) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№/№ |
Здоровье |
Ум, способ. |
Характер |
\вторитарносп |
Терпиливость |
Внешность |
Уверен, в себе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоо ценка |
Уров.п ритяз. |
Самоо ценка |
Уров.пр итяз. |
Самоо ценка |
Уров. притя |
Самоо ценка |
Уров.пр итяз. |
Самоо ценка |
Уров.пр итяз. |
Самоо ценка |
Уров.п ритяз. |
Самооц енка |
Уров.при тяз. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
75 |
90 |
60 |
65 |
80 |
80 |
80 |
80 |
70 |
70 |
85 |
100 |
70 |
80 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
30 |
100 |
50 |
70 |
70 |
70 |
50 |
65 |
64 |
64 |
80 |
96 |
84 |
90 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
70 |
80 |
30 |
100 |
28 |
90 |
50 |
50 |
48 |
54 |
40 |
100 |
40 |
90 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
100 |
100 |
60 |
90 |
40 |
100 |
30 |
100 |
90 |
30 |
90 |
90 |
60 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
60 |
100 |
70 |
80 |
70 |
74 |
30 |
100 |
30 |
100 |
60 |
99 |
30 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
98 |
100 |
80 |
100 |
30 |
100 |
45 |
100 |
30 |
100 |
78 |
100 |
40 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
60 |
100 |
60 |
80 |
30 |
99 |
20 |
100 |
90 |
60 |
40 |
99 |
30 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
48 |
98 |
90 |
98 |
80 |
80 |
54 |
60 |
20 |
80 |
40 |
99 |
30 |
90 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
39 |
97 |
20 |
90 |
40 |
90 |
20 |
99 |
20 |
99 |
54 |
99 |
20 |
99 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
20 |
90 |
65 |
100 |
50 |
90 |
54 |
100 |
30 |
90 |
60 |
90 |
70 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
70 |
100 |
90 |
100 |
60 |
100 |
60 |
100 |
75 |
100 |
40 |
100 |
40 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
90 |
99 |
70 |
100 |
84 |
90 |
80 |
100 |
90 |
99 |
60 |
100 |
60 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
80 |
91 |
80 |
90 |
40 |
100 |
40 |
100 |
20 |
100 |
90 |
100 |
40 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
100 |
100 |
90 |
60 |
100 |
100 |
80 |
80 |
90 |
99 |
60 |
100 |
90 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
80 |
100 |
30 |
100 |
50 |
100 |
65 |
100 |
40 |
100 |
60 |
70 |
69 |
99 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. |
80 |
100 |
80 |
100 |
60 |
90 |
99 |
100 |
99 |
99 |
100 |
100 |
99 |
99 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. |
90 |
99 |
70 |
90 |
60 |
70 |
80 |
100 |
70 |
99 |
90 |
90 |
98 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. |
90 |
100 |
90 |
100 |
90 |
99 |
100 |
100 |
40 |
100 |
99 |
100 |
100 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. |
100 |
100 |
20 |
100 |
60 |
100 |
60 |
100 |
10 |
100 |
80 |
80 |
100 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. |
90 |
100 |
100 |
100 |
97 |
100 |
100 |
100 |
95 |
100 |
100 |
100 |
99 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. |
20 |
100 |
60 |
100 |
70 |
100 |
40 |
100 |
100 |
100 |
80 |
100 |
60 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. |
50 |
100 |
50 |
100 |
40 |
100 |
20 |
100 |
50 |
100 |
50 |
100 |
30 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. |
60 |
60 |
50 |
60 |
80 |
84 |
70 |
85 |
30 |
100 |
70 |
70 |
90 |
92 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. |
84 |
100 |
30 |
100 |
54 |
89 |
60 |
99 |
84 |
84 |
60 |
90 |
60 |
90 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. |
90 |
99 |
90 |
80 |
100 |
100 |
90 |
100 |
80 |
85 |
85 |
85 |
90 |
99 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. |
100 |
100 |
60 |
90 |
80 |
90 |
90 |
99 |
60 |
60 |
100 |
80 |
90 |
90 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. |
60 |
100 |
90 |
90 |
90 |
99 |
80 |
100 |
99 |
99 |
50 |
70 |
99 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. |
80 |
100 |
30 |
30 |
90 |
100 |
90 |
100 |
30 |
60 |
90 |
84 |
99 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. |
100 |
100 |
60 |
60 |
70 |
70 |
70 |
100 |
54 |
64 |
90 |
90 |
100 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. |
60 |
100 |
66 |
96 |
60 |
100 |
90 |
90 |
44 |
100 |
90 |
90 |
89 |
90 |
Приложение 5. Методика Дембо-Рубинштейн (подростки с ограниченными возможностями)
№/№
Здоровье
Ум,способности
Характер
Авторитарность
Терпиливость
Внешность
Уверен, в себе
Самоо
ценка
Уров.п ритяз.
Самооц енка
Уров.пр итяз.
Само оценк а
Уров.п ритяз.
Самооц енка
Уров.при тяз.
Самоо ценка
Уров.пр итяз.
Самоо ценка
Уров.при тяз.
Самоо ценка
Уров.п ритяз.
1.
60
80
70
75
50
60
70
70
40
60
50
80
40
70
2.
40
100
30
80
50
60
30
100
40
45
30
90
30
70
3.
60
100
40
90
60
90
60
100
30
90
40
100
30
100
4.
50
90
50
60
60
70
40
50
45
50
60
100
60
90
5.
80
86
47
55
60
60
30
70
70
90
80
100
90
100
6.
70
85
50
50
60
45
70
60
50
90
80
100
90
90
7.
30
90
40
90
80
100
66
84
40
81
30
100
40
80
8.
60
80
90
100
80
100
80
100
70
100
85
100
90
99
9.
55
100
84
90
80
91
90
90
90
100
80
100
84
99
10.
30
80
79
100
46
69
60
100
30
98
60
85
60
60
11.
90
100
40
95
70
84
95
100
95
99
100
100
95
99
12.
60
90
48
98
44
54
54
60
90
99
70
90
60
98
13.
40
90
46
56
80
100
74
94
40
98
60
99
44
100
14.
65
70
60
100
60
84
90
90
51
100
84
100
77
91
15.
90
90
|
© 2010 |
|