РУБРИКИ |
Специфика ценностных ориентаций молодежи |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Специфика ценностных ориентаций молодежиГлава II. Характеристика ценностных ориентаций молодежиЧтобы рассматривать проблемы молодёжи, необходимо представлять себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения — с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы. В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое — признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества. Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Резкий слом общественно-политической системы привел к существенным изменениям в социокультурной преемственности поколений. Такие важнейшие составляющие механизма преемственности, как образование и воспитание за последнее время заметно потеснены в системе социализации молодежи институтами и ценностями культуры массового общества. В системе жизненных ценностей, отмечает К. Мяло, «образовался феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченные равнозначным стремлением эти блага создавать»[42, с. 200]. Этот феномен определяющим образом повлиял на основной вектор ценностных изменений у поколений, выросших в условиях рыночных реформ. Об этом за последние годы убедительно свидетельствуют многочисленные социологические опросы различных категорий молодежи. Многие из них выявили общий ценностный и нормативный кризис, выразившийся у определенной части молодежи в дегуманизации и аморализме жизненных установок. Например, по результатам общероссийского репрезентативного социологического исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в 1997 г., ставившего целью выявить социальный портрет современной российской молодежи, 43,8% молодых людей, т.е. почти половина опрошенных, готовы драться за место в жизни и преступить ради своего благополучия через моральные нормы. Так общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру мотивации и жизненных потребностей молодых людей. Разумеется, одно исследование не может дать исчерпывающего представления о процессах в молодежной среде. Но ряд определенных тенденций оно все-таки выявляет. В этом можно убедиться, проанализировав результаты других социологических опросов. В частности, в апреле 1997 г. социологами НИИКСИ Санкт-Петербургского государственного университета был проведен опрос молодежи 14 городов России. По итогам опроса обработаны 1577 анкет. Две трети опрошенных - студенты вузов, учащиеся старших классов (курсов) школ, ПТУ, лицеев, техникумов и колледжей, остальные - молодые рабочие и служащие. Это - представители поколения, чье взросление пришлось на годы перестройки в Советском Союзе, распада СССР и последующих реформ в России. Этот период сформировал мировоззрение нового поколения. Ведущую роль в этом, судя по данным исследования, играли семья, средства массовой информации и лишь затем изучение истории, литературы. На вопрос: «Что, по Вашему мнению, оказало основное влияние на формирование Ваших гражданских представлений?» респонденты отвечали, что, во-первых, семья - 34,4%, во-вторых, телевидение — 31,1%, в-третьих, учебное заведение - 24,2% опрошенных. На вопрос: «Что Вы предпринимаете для обогащения и укрепления своей гражданской позиции?» ответы были такими: слежу за прессой, смотрю соответствующие передачи по телевидению - 31,6% опрошенных; изучаю русскую историю, культуру - 23,3% опрошенных. Если учесть, что влияние семьи на формирование взглядов молодых людей проходит на фоне передач телевидения и публикаций в газетах, которые, как правило, служат первоначальным импульсом в обмене мнениями, то приоритет средств массовой информации несомненен. Какие же мировоззренческие представления, полученные под влиянием СМИ, семьи и учебного заведения, характерны сегодняшней молодежи? С каким государством молодежь себя сегодня идентифицирует? На вопрос «Какой, по Вашему мнению, станет Россия в ближайшие 10-15 лет?» более половины опрошенных (51,7%) ответили: среднеразвитой региональной страной, членом мирового сообщества. 31% опрошенных считают, что Россия станет сильным, важным, независимым членом мирового сообщества[25]. К сожалению, большая часть молодых людей не видит себя потомками великого народа, великого государства, имеющего великую историю, только в этом столетии сломавшего германский фашизм, проложившего дорогу в космос, добившегося приоритетов в промышленности, науке, культуре. При этом молодежь, по данным опроса, симпатизирует демократическим партиям в первую очередь (52,2%); 20,9% опрошенных отдают предпочтение социал-демократическим и коммунистическим течениям. С каким образом жизни идентифицируют себя молодые люди? На вопрос «Какие жизненные ценности являются для Вас приоритетными?» ответы были такие: любовь - 62,6% опрошенных, семья - 54,8%, здоровье - 38,5%, материальный достаток - 35,9%, любимая работа - 23,9%, образование - 22,6%, чистая совесть - 13,8%, полезность людям - 9%, творчество - 5,3%, служение России - 2,6%. Из этих данных видно, что превалируют личные приоритеты, заботы о себе и семье. Около 30, 20 и 10 лет тому назад в СССР приоритеты были иные. В 1963-1966 гг. В.Т. Лисовским было проведено исследование среди ленинградской молодежи. Подавляющая часть опрошенных (70%) на вопрос «Что прежде всего Вам нужно для того, чтобы быть счастливым?» ответили: самое главное – «иметь интересную, любимую работу», «пользоваться уважением окружающих», «любить и быть любимыми». В 1971-1975 гг. социологической лабораторией Харьковского университета проводилось исследование, которым было охвачено 6349 студентов ХГУ и 3135 студентов пяти вузов Харькова. На вопрос «Что вы считаете для себя главным в жизни?» 93,5% всех опрошенных ответили: «интересная, любимая работа», 65,9% - «работа, приносящая пользу обществу, коллективу», 64% - «убежденность в правоте идей нашего общества». Только 1-3% считали, что главное в жизни «достижение лишь собственного благополучия». По данным исследования, проведенного Академией общественных наук в 1982 г. В Москве и Московской области, на первом месте среди жизненных ценностей опрошенных (среди которых 50% составляла молодежь) отмечали «интересную работу» - 75,3%, «семейное счастье, счастье в любви, дети» отмечали 66,4%, «уважение людей» - 43,6%, «полное материальное благополучие» среди жизненных ценностей отмечали 31,6% опрошенных. Хотя сегодня молодые люди на первое место ставят личные приоритеты, заботу о себе и семье, отметим, что процесс становления жизненных ценностных позиций не так однозначен и прямолинеен. Он протекает в борьбе взглядов и мнений, многие из которых через семью и общественные отношения, еще оставшиеся от прошлого, оказывают влияние на формирование мировоззренческих установок молодежи. Впрочем, так же, как и сегодняшняя экономическая действительность. Исследование показало, что считают себя скорее коллективистами - 50,9%, а скорее индивидуалистами - 49,1%. По этому признаку налицо расслоение молодежи. Этот вывод корреспондируется с мнениями по вопросу: «Сейчас бросается в глаза имущественное неравенство в обществе. Как Вы относитесь к этому явлению?». 39,8% опрошенных ответили, что неравенство оправдано только тогда, когда соответствует понятиям о равных стартовых возможностях для всех, кто вступает в самостоятельную жизнь, 28,9% опрошенных считают, что имущественное неравенство не страшно, но государство должно его смягчить. Противостояние коллективистских идеалов идеалам индивидуализма в среде молодежи подтверждается мнениями молодых людей о том, как можно добиться успеха в сегодняшней жизни, 55,6% опрошенных считают: «на Бога надейся, а сам не плошай», а 36,8% опрошенных разделяют позицию: «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Культ американской мечты, личного успеха любой ценой постепенно вытесняет у молодежи ценности коллективизма и солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. По данным вышеприведенного социологического опроса РНИСиНП, если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел в жизни, должны заботиться и помогать тем, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами. Для них бедность - это справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие. Подобная модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа противоположна традициям российской ментальности, для которой характерен коллективистско-патерналистский тип сознания, восходящий к русской общине. Результаты опросов показывают более успешную экономическую и социокультурную адаптированность молодого поколения к новым условиям жизни. По данным исследования[25], 41,9% опрошенных хотели бы открыть свое дело. В то же время более трети из них (33,5%) полагают, что богатство не может быть приобретено честным путем; обратного мнения придерживаются 54,2% опрошенных. Молодежь интересуется политическими вопросами, но более половины из опрошенных (58,2%) жалуются на трудность их понимания, 49,5% полагают правильным обвинение молодежи в гражданской пассивности. 37,7% опрошенных отрицательно ответили на вопрос «Достаточен ли Ваш культурный уровень для нормальной жизнедеятельности (работы, учебы, общения, творчества)?» и 17,1% ответили на этот вопрос положительно. С 1992 г. готовность молодежи подрабатывать не опускалась ниже 80%. Согласны сменить профессию на новую, если старая утратила свое значение от 47 до 64% опрошенных. Заработали такие регуляторы рынка труда, как служба занятости, ведущая профессионально-квалификационную подготовку и переподготовку кадров[45, с. 24]. Явно уменьшился страх перед безработицей. Если в 1992-1993 гг. боялись безработицы 77% московских студентов, то в настоящее время их не более 52%. За то, чтобы иностранные фирмы вкладывали средства в нашу экономику наравне с отечественными, высказались 61% московских студентов, 50% - ивановских и 46% - калужских. В 1992-1993 гг. так считали 74% московских студентов. 62% респондентов перестали презирать богатых; 52% опрошенных ставят коммерсанта в социальном положении выше рабочего (по городам сильных различий нет). Не хотят стоять в очередях, чтобы купить дешевле, 65% москвичей, 48% ивановцев, 59% калужских студентов (в 1992-1993 гг. таких было 33%). Сомневаются в том, что если помогать бедным, то бедных станет меньше, 53% москвичей, 50% ивановцев, 44% калужских студентов. Если в 1992-1993 гг. роль бизнеса высоко оценивали 62% респондентов, а сегодня - 41%. В пользу свободной продажи земли выступили в целом 14% опрошенных. Если в 1992-1993 гг. 50% студентов согласились, что армию и военно-промышленный комплекс надо сократить, то теперь подобных взглядов придерживались 31%. Если в 1992-1993 гг. за разрешение забастовок выступили 52% студентов, то сегодня 52% опрошенных высказались за их запрещение. Таким образом, растет желание студентов дополнительно подработать и при необходимости сменить профессию, уменьшился страх перед безработицей. Большинство студентов пятого курса (51,8 %) не знают, где они будут работать по окончании вуза. Практически половина из этих студентов определяет для себя цель учебы как «по возможности изучить учебные дисциплины». Почти треть – мотивирует учебу в вузе стремлением только получить диплом. И всего 23,3 % намерены получить прочные знания по изучаемым предметам для использования их в дальнейшей карьере. Пятикурсники отмечают, что производственная практика на предприятии (которую проходили 65,5 % респондентов) не поможет им решить проблему трудоустройства. Большинство студентов (70,7 %) не связывают свои профессиональные планы с работой на данном предприятии. Основная причина, по которой студенты отдают предпочтение другому месту работы, – низкая зарплата (52,9 %). Затем по значимости следуют: плохие условия труда (10,6 %), задержка выплаты зарплаты и нерентабельность предприятия (по 7,1 %), отсутствие перспектив карьерного роста (5,9 %), «нет необходимости в новых специалистах» и «неинтересное содержание работы» (по 3,5 %). Однако, ко второму курсу у большинства студентов уже сложились представления о будущей профессиональной деятельности. На первом месте среди предпочтений студентов – практическая деятельность по специальности (50,6 % – 2002 г., 45,0 % – 2003 г. и 44,8 % – 2004 г.). Исследование зафиксировало установку студентов на предпринимательскую деятельность (26,5 % – 2003 и 2004 г. г.), которая занимает второе ранговое место среди профессиональных предпочтений студентов. Этот факт, вероятно, можно объяснить стремлением молодежи к независимости, самостоятельности и благополучию, которые являются ценностями современной молодежи. В установке студентов на предпринимательство находит отражение позитивное отношение молодежи к рыночным реформам. В ходе исследования установлен настораживающий факт: 24,2 % студентов в 2004 г. отметили, что им «все равно, чем заниматься, лишь бы деньги платили», что на 3,2 % больше, чем в 2003 г. Эта проблема представляет собой опасный социально-психологический феномен, противостоящий процессу формирования профессиональной идентичности будущего специалиста. Ценностные ориентации в профессиональной сфере направлены на успешную адаптацию в условиях трансформирующегося общества любыми средствами. Социальные и экономико-политические изменения затрагивают профессиональную сферу. Статус же профессиональной идентичности зависит от объективной роли института профессии, которую он играет в нашем обществе, и от ценности конкретной профессии, фигурирующей в общественном сознании. Данные исследования говорят о том, что уверенность в трудоустройстве по специальности влияет на профессиональные планы молодежи. Тот факт, что многие молодые люди не уверены в возможности найти работу по специальности, и подталкивает их к мысли о любом оплачиваемом виде деятельности. В итоге, это свидетельствует о девальвации ценностей образования у определенной части молодежи. Исследование показало, что 17,0 % студентов пятого курса в 2004 г. намеревались заняться административно-управленческой деятельностью по окончании вуза. Иерархия ориентаций молодежи в сфере будущей профессиональной деятельности с 2002 по 2004 г. г. практически не изменилась и обращает внимание на низкую популярность преподавательской и научно-исследовательской работы (в 2004 г. – 4,0 % и 7,2 % соответственно), а также политической и общественной деятельности (2,2 %). Это обратная сторона коммерциализации и политизации современного общества, которое молодежь воспринимает абсолютно адекватно. Исследование отметило интересный факт: существует зависимость между типами профессиональной мотивации молодежи и их установкой на различные виды профессиональной деятельности. Так, студенты с доминантным типом профессиональной мотивации – те, которые намерены получить прочные знания по изучаемым предметам для использования их в дальнейшей карьере – прежде всего, ориентированы на практическую деятельность по специальности (62,7 %). Студенты с ситуативным типом профессиональной мотивации – те, которые определяют цель учебы как «по возможности изучить учебные дисциплины для вероятного их использования в дальнейшей карьере» – на предпринимательство (50,8 %) и административно-управленческую деятельность (47,4 %), а студенты, ставящие перед собой цель только получить диплом, готовы заниматься «чем угодно, лишь бы деньги платили» (37,0 %), либо административно-управленческой деятельностью (31,6 %). Профессиональные планы студентов обусловлены системой ценностей и ценностных ориентаций. Установки студентов на предпринимательство, административно-управленческую деятельность и любую работу, приносящую доход, не противоречат ценностным ориентациям, которые направлены на материальное благополучие, занимающее прочное второе место в системе ценностей студентов. Первое и третье места занимают такие традиционные ценности, как здоровье и семья. Исследование показало, что весьма значимыми ценностями для молодежи являются личная свобода, независимость и самореализация. В системе ценностных ориентаций в 2003 и 2004 г. г. данные ценности занимают четвертое и пятое ранговые места. Этот факт свидетельствует о трансформации в сознании молодежи советизированных ценностных систем и поиске новых мировоззренческих, смысловых жизненных ориентиров через «обращенность» на самого себя. Такие ценности, как карьера и высокий социальный статус являются весьма значимыми для молодежи и по количественным показателям лишь немного уступают вышеперечисленным ценностям. Эти ценности занимают шестое и девятое ранговые места. Такова самооценка молодежи собственных качеств и социальной роли, которая ей предназначена в современной действительности. Приведенные данные, на наш взгляд, являются социологическими индикаторами процессов самоидентификации молодежи. Они свидетельствуют о том, что рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций, и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций. В то же время осуществление этих возможностей для подавляющей части молодежи как бы далеко ни простирались ее амбиции, подогретые идеологами режима, является весьма проблематичным. И прежде всего по причинам имущественного положения как самих молодых людей, так и их родителей. Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей внешней идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная внешняя идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, то есть в самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль. Суть самоидентификации заключается в понимании себя как целостности в процессе определения границ собственной культурной идентичности. Чаще всего этот процесс носит характер полного или частичного отождествления себя с той или иной культурой (массовой, классической, конфессиональной и т.д.) или, наоборот, в случае возникновения субкультур (идентификация от обратного) осуществляется не по признаку общности, а отторжения от сложившихся культурных норм. У молодежи культурная идентификация зачастую носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается на ближайшую среду, а ищет в меняющемся социуме новые формы. Рассмотрим некоторые особенности процесса культурной самоидентификации молодежи в современных условиях. В результате перестройки нарушился традиционный механизм социальных регуляций в виде государственных и общественных институтов, которые обеспечивали процесс социализации и духовно-идеологической преемственности поколений. Под воздействием нарастающей дезинтеграции монолит государственной культуры стал распадаться на множество национально-культурных образований, автономий, субкультур и т.д. Получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Например, универсальный, почти магический характер, по наблюдениям социологов, имеет у многих молодых людей акт купли-продажи хорошо разрекламированных товаров. Приобщение к миру престижных и красивых вещей становится самоцелью существования, смыслом бытия. Средство становится целью, отчуждая личность от мира духовных ценностей, деформируя саму структуру их освоения. По данным вышеприведенного опроса молодежи (1997 г.) на вопрос «Есть ли у Вас идеал?» дали утвердительный ответ только 19,6% опрошенных. Эта самооценка, на наш взгляд, является индикатором наиболее полной и плодотворной культурной идентичности. Уже само наличие идеала в структуре ценностных ориентаций личности свидетельствует о ее духовном потенциале, способном противостоять прагматизму общества потребления и напору массовой культуры. Но есть и другая опасность - превращение идеала, сакральной символики в объект потребления. По точному замечанию Б. Ерасова, «десакрализация отношений к миру и обществу, упадок идеальной, возвышенной, романтической стороны жизни сопровождаются ее банализацией, обуржуазиванием, подчинением законам рынка, превращением в товар. Прежняя символика и образность, выражавшие высокие и часто недостижимые идеалы, превращаются в продукт массового духовного освоения, но освоения мнимого, ограниченного аудиовизуальным знакомством. Идеалы превращаются в продукт массового духовного потребления, но не освоения» [Ерасов Б. Социальная культурология. Ч. 2. - М.: МИР, 1994. С. 217]. Мировоззрение молодежи, идеалы в виде продуктов массового духовного потребления формируются во многом телевидением. По данным исследования, молодые люди отдают предпочтение прежде всего художественным телефильмам (34,5% опрошенных), затем выпускам теленовостей (30,5% опрошенных) и телеиграм, викторинам, конкурсам («Поле чудес», «Угадай мелодию» и др.) - 15,2% опрошенных. Изучение форм проведения досуга молодежи позволило условно разделить их на три группы: наиболее привычные формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто большинством студентов (суммарно более 60% ответов); встречающиеся формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто (40 - 60% опрошенных); редко используемые формы досуга (сумма ответов редко или практически не используется - не менее 60%). Результаты представлены в приложении 2. Приведенные данные свидетельствуют о том, что досуг большинства студентов сориентирован на потребление так называемой «массовой культуры»: прослушивание аудиозаписей, радио - 90,9%, просмотр телевизионных передач, видеозаписей - 71,9% студентов. В то же время для довольно большого количества студентов характерно использование досуга для формирования профессиональной культуры будущего специалиста (участие в общественной жизни - 47,9%; изучение литературы по специальности, участие в научном кружке - 38%; посещение лекций, докладов, занятий вне института - 22,3%). Однако необходимо дальнейшая работа по развитию творческой индивидуальности студентов, развитие форм досуга, противостоящих «массовой культуре» и способствующих развитию общей культуры будущих специалистов[33, с. 62]. Таким образом, массовая культура стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на культурную самоидентификацию молодежи. Произведения классического искусства становятся предметами исключительно потребления, но не освоения, превращаются тем самым в «придаток рыночно-технологической регуляции человеческих отношений». В обществе потребления, благодаря СМИ и аудиовизуальным технологиям, массовая культура становится товаром массового спроса, регулируемого рекламой. Идя навстречу непритязательным духовным потребностям «спонтанного потребителя», рынок культурной продукции ставит ее на поток, гибко реагируя на малейшие изменения в конъюнктуре спроса. Как пишет К. Разлогов, для того, чтобы по-настоящему насладиться произведениями массовой культуры, лучше быть художественно необразованным человеком – «художественная образованность здесь не оптимум, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа» [Разлогое К. Феномен массовой культуры / Культура, традиции, образование. - М.: Мысль, 1990. Вып. 1. С. 141]. Разумеется, массовая культура не хуже и не лучше элитарной культуры, а объективно в силу сложившейся системы разделения труда и общественных отношений это – «другая» культура, в основе которой не столько освоение, сколько потребление духовных ценностей. В рамках диспозиции «освоение-употребление» духовно-творческая мотивация поведения уступает место потребительской, направленной на обладание во что бы то ни стало престижными в массовом сознании, а потому и хорошо разрекламированными товарами и услугами шоубизнеса. Человек становится объектом манипуляции со стороны им же созданной индустрии досуга и развлечений. Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Так же становятся чуждыми у определенной части молодежи понятия «родина», «Россия», «родной дом, город». Только 37,1% опрошенных отметили как духовно близкое им понятие «Россия», 36,3% - идентифицируют себя с соотечественниками по признаку «единая культура», 27% - по признаку «историческое прошлое». На вопрос «Ощущаете ли вы себя гражданами России?» утвердительный ответ получен у 70,9% опрошенных молодых людей, остальные ответили или отрицательно (9,3%) или согласились с тем, что не задумывались об этом (19,8%). Анализ результатов исследований показывает: молодежь отчетливо осознает безразличное отношение к себе государства, более того, чувствует себя брошенной и оскорбленной, поскольку о ней вспоминают лишь тогда, когда возникает потребность в пушечном мясе для очередной «миротворческой» операции. Может быть, поэтому так близки молодежи нормы и ценности массовой культуры, где на первом плане элементарные ценности с безоглядным гедонизмом и беспроблемностью. Отсюда неопределенность жизненных позиций молодежи, постоянный поиск новых форм идентичности, что, впрочем, вполне естественно для периода ее становления. Но отсюда и обострившаяся проблема одиночества, стресса, выход из которых все больше и больше молодых людей находят в девиантном поведении, наркотиках. Потеря укорененности в прошлом и настоящем, привязанности к родному месту приводит к смыслоутратам. Прогностическая модель поведения в жизненных планах молодежи уступает место сиюминутной прагматике. Ощущение бесперспективности и общественной невостребованности устраняют в сознании, мотивациях молодых свойственную юности жажду романтики, самоограничения и аскетизма во имя достижения высших духовных ценностей. Глава III. Исследование специфики ценностных ориентаций молодежи3.1 Организация и методы исследованияТеоритическо-методологической базой эксперимента послужила теория ценностных ориентаций личности и методика измерения ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем, теория самоактуализации А. Маслоу, самоактуализационный тест, созданный в 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загикой и М.В. Кроз, теория самоотношения В.В. Столина, тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, шкала оценки потребности в достижениях и методика «Уровень притязаний» Шварцландера. Для изучения специфики ценностных ориентаций молодежи мы организовали и провели исследование. В исследовании приняли участие 50 молодых людей (25 студентов ВУЗов и 25 учащихся профессионально-технических училищ). Из них 33 – девушки, 17 – юноши. Цель исследования: Изучить специфику ценностных ориентаций молодежи. Гипотеза исследования: Возможно, существует отличие ценностных ориентаций студентов ВУЗов и учащихся профессионально-технических училищ. Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи эксперимента: 1. Провести диагностику. 2. Проанализировать результаты диагностики. 3. Разработать рекомендации по коррекции ценностных ориентаций молодежи. Основные тенденции развития современного общества, как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию всех его сфер. Поэтому психология все чаще обращается к теориям, развивавшимся в русле экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Одной из наиболее широко известных теорий в рамках данного подхода является концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу[Maslow A. Motivation and personality. - N.Y., 1954. – 268 с.]. Популярность этой теории связана, с одной стороны, с эвристичностью понятия самоактуализации и возможностью его операционализации и использования в эмпирических исследованиях. С другой стороны, данная модель личности, подчеркивает положительные проявления человеческой природы, такие как творчество, альтруизм, любовь, дружба и т.д., которые служат эталоном в процессе воспитания, формирования личности. В нашем исследовании мы используем понятие самоактуализации, предложенное А. Маслоу. Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как «...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать». При рассмотрении ценностных ориентаций молодежи мы основываемся на теории М. Рокича. Он различает два класса ценностей: а) терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться: б) инструментальные — убеждения в том, что какой то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. При рассмотрении самоотношения, мы опираемся на теорию В.В. Столина, в которой он разрабатывает положение об иерархической модели структуры самоотношения. В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Исследуя мотивацию достижения, мы понимаем под ней стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Анализируя уровень притязаний мы основываемся на определении его, как желаемом уровне самооценки личности. Уровень притязаний определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Для исследования системы ценностных ориентаций молодежи нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (см. приложение 3). Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей - целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни. В нашем исследовании, для изучения степени самоактуализации молодых людей мы использовали самоактуализационный тест (САТ) (приложение №4). Самоактуализационный тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста. Базовые шкалы теста: 1. Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. 2. Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. В нашем исследовании, нас интересовали особенности ценностных ориентаций молодежи. Поэтому, в дополнение к основным шкалам теста САТ, мы использовали дополнительную шкалу – Шкалу Ценностных ориентаций. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации). Для того, чтобы проанализировать структуру самоотношения молодых людей, мы использовали тест-опросник самоотношения (авторы опросника В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) (приложение №5). Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1. глобальное самоотношение; 2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Опросник включает следующее шкалы: Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. Шкала I – самоуважение. Шкала II –аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью стандартизированного теста-опросника «Шкала оценки потребности в достижениях» (приложение №6). Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ). Для изучения уровня притязаний молодежи мы использовали тест «Уровень притязаний». Методика разработана Шварцландером. (приложение №7.) 3.2 Результаты исследованияВ ходе исследования всем молодым людям – участникам эксперимента были выданы бланки методик. Участникам эксперимента были даны инструкции по заполнению каждого теста. На заполнение бланков молодым людям давался 1 час. Результаты диагностики в приложении №8. По тесту Рокича мы получили списки проранжированных испытуемыми инструментальных и терминальных ценностей. Каждой ценности испытуемыми был приписан ранг от 1 до 18 (1 - наиболее ценная при любых обстоятельствах, 18 – наименее ценная). Из полученных ответов нами были выбраны самые популярные ответы по инструментальным и терминальным ценностям отдельно для студентов ВУЗов и учащихся ПТУ. На следующем этапе обработки массивов была реализована процедура кластерного анализа. Поскольку в аналитическом исследовании при наличии целевой выборки одномерные распределения представляют небольшую «ценность», постольку в качестве дескриптивной статистики и был использован кластерный анализ, репрезентирующий не «количественные» распределения, а «качественные» связи и зависимости между наблюдаемыми переменными. Кластерный анализ был осуществлен при помощи компьютерной программы «Пакет обработки статистических данных Stadia 7.0». Он был выполнен с метрикой вычисления расстояний по Эвклиду и объединяющей Уорда. В таблице результатов диагностики, в графе «Тест Рокича» проставлен первый ранг инструментальных ценностей участников эксперимента. В результате кластерного анализа, мы можем сделать вывод о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для учащихся ПТУ являются: высокие запросы, жизнерадостность, независимость, чуткость. Наиболее значимыми инструментальными ценностями для студентов ВУЗов являются: воспитанность, высокие запросы, независимость, образованность, ответственность, широта взглядов, эффективность в делах. По тесту САТ, шкале ориентации во времени, результаты выше у студентов ВУЗов. Высокий балл по этой шкале у студентов свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкие баллы по шкале у учащихся ПТУ означают ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. По тесту САТ, по шкале поддержки результаты выше у студентов ВУЗов. Это говорит о том, что они относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность). Низкий балл по шкале у учащихся ПТУ свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности учащихся ПТУ («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. По тесту САТ, по шкале ценностных ориентаций результаты выше у студентов ВУЗов. Это говорит о том, что студенты в высокой степени разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Это свидетельствует о высокой степени самоактуализации. Низкие результаты учащихся ПТУ говорят о том, что они не достигли высокой степени самоактуализации. По тесту-опроснику самоотношения (ОСО), по всем факторам результат выше у студентов ВУЗов. Это говорит о том, что у учащихся ПТУ общий показатель самоотношения ниже. Показатель самоотношения включает в себя самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес, ожидаемое отношение от других. По результатам диагностики, уровень притязаний выше у студентов ВУЗов. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Таким образом, студенты ВУЗов готовы преодолевать большие трудности на пути к желаемым целям. По тесту «Потребность в достижениях» результат также выше у студентов ВУЗов, что свидетельствует о более высоком уровне у них мотивации достижения. Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Таким образом, исследовав основные компоненты ценностно-мотивационной сферы молодых людей, мы выявили существенные различия в ценностных ориентациях, самоотношении, уровне самоактуализации, уровне потребности в достижениях и уровне притязаний студентов ВУЗов и учащихся ПТУ. На основании данных диагностики нами были разработаны следующие рекомендации. 3.3 Рекомендации по коррекции ценностных ориентаций молодежиЦенностные ориентации - общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми стоится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании ориентации личности, выраженной социально-детерминированным отношением личности к обществу. Ценностные ориентации выполняют регулирующую функцию поведения личности и задают ее направленность. Для коррекции ценностных ориентаций молодежи необходимо создание условий для роста и совершенствования личности. Это предполагает знание всей современной ситуации жизнедеятельности человека, включая социально-психологическую специфику группы, в которую он входит, психологические личностные особенности молодого человека. Определяя задачи, формы и методы коррекционной работы, психологу или педагогу необходимо владеть информацией об интересах, потребностях, проблемах молодых людей, благоприятности климата в группе. Поскольку ценностные ориентации личности зависят от того, в какую социальную группу она входит, в целях коррекции ценностей необходимо проанализировать характеристики референтной группы личности. Направления анализа возможны следующие: 1. кто лидер в группе, их краткая характеристика, входят ли они в официальную структуру группы; 2. кто «отверженные» в группе, их краткая характеристика, причины их положения; 3. каков характер взаимоотношений группы с другими группами; 4. в каких городских молодежных объединениях (секциях, клубах и т.д.) участвуют молодые люди; 5. в какие неформальные группы вне учебного заведения входят участники группы; 6. какие нормы и ценности существуют в группе; 7. каковы традиции, ритуалы, символика, сленг группы; 8. какие конфликты наиболее часто встречаются в группе; 9. какие виды деятельности предпочитают в группе – познание, общение, труд, игра; 10. каковы мотивы участия молодых людей в деятельности группы - подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремлении выделиться, в получении поощрений, подчинение требованиям педагогов, другие; 11. отношение группы к учебной деятельности университете; 12. отношение группы к внеучебной деятельности. Проанализировав основные характеристики группы, можно приступать к коррекционной работе. Для коррекции ценностных ориентаций личности можно использовать методы коллективных творческих дел, бесед, диспутов, встреч с интересными людьми и т.д. Кроме того, необходима коррекция аморального поведения. В нашем исследовании помимо различий в ценностях студентов ВУЗов и учащихся ПТУ, мы выявили недостатки структуры самоотношения учащихся ПТУ. Для коррекции структуры самоотношения, можно рекомендовать молодым людям участие в следующей коррекционной программе (см. приложение 9). ЗаключениеИтак, ценностное «ядро» российского общества составляют такие ценности, как материальное благополучие, законность, безопасность, семья, достаток. Семью можно отнести к интеракционистским ценностям, остальные три – к витальным, самым простейшим, значимым для сохранения и продолжения жизни. Эти ценности выполняют интегрирующую функцию. В структурном «резерве» оказались свобода, духовность и демократия; на «периферии» ценностного сознания – равенство как признак старой, административно командной системы и собственность как одно из непременных условий общества с рыночными отношениями. Такие неотъемлемые для демократического общества ценности, как свобода и собственность, еще не достаточно актуализировались в сознании российской молодежи. Прежние идеи и ценности претерпели изменения и потеряли свой прежний бытийный смысл. Но ценностная система, свойственная современным обществам, еще не сформировалась. В этом и заключается ценностный конфликт. Ценности - это глубинные основы общества, то насколько однородны или, если хотите, однонаправлены они станут в будущем, насколько гармонично смогут сочетаться ценности разных групп, определит во многом успешность развития нашего общества в целом. Коренные преобразования в обществе невозможны, неокончательны без изменения ценностного сознания людей это общество составляющих. Представляется чрезвычайно важным изучение и полноценный мониторинг процесса трансформации иерархии потребностей и установок, без чего невозможно настоящее понимание и управление процессами общественного развития. В нашей работе мы теоретически проанализировали проблемы ценностных ориентаций в психологии, рассмотрели характеристику ценностных ориентаций молодежи, а так же организовали и провели исследование специфики ценностных ориентаций молодежи. |
|
© 2010 |
|