РУБРИКИ

Специфика ценностных ориентаций молодежи

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Специфика ценностных ориентаций молодежи

В исследовании приняли участие 50 молодых людей (25 студентов ВУЗов и 25 учащихся профессионально-технических училищ). Из них 33 – девушки, 17 – юноши.

В результате нашего исследования мы выяснили, что существуют значительные различия ценностных ориентаций студентов ВУЗов и учащихся ПТУ. Существуют также различия в уровне самоотношения и самоактуализации, уровне притязаний и мотивации достижения участников эксперимента.

Таким образом, нашу гипотезу о том, что ценностные ориентации современной молодежи имеют специфические черты можно считать доказанной, а цель, поставленную в исследовании достигнутой.


Список литературы


1.                                   Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1993. - № 3.

2.                                   Агафонов А.Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. – 336 с.

3.                                   Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. – 1998. – № 7. – С.170 - 178.

4.                                   Айви А.Е. , Айви М.Б. , Саймек- Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Психотерапевтический колледж, 1999. – 487 с.

5.                                   Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С.131 - 142.

6.                                   Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. – С.118 - 125.

7.                                   Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.

8.                                   Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. - 1990. - № 10.

9.                                   Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Прогресс, 1947. – 242 с.

10.                               Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

11.                               Братусь Б.С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999. – С. 285 - 298.

12.                               Воробьев Г.Г. Тест «Рыночное мышление» //Наше время (Тюмень). – 1995. - 4.02.1993.

13.                               Воробьев Г.Г., Павлова В.В. Россияне все больше думают по-рыночному // Экономика и коммерция. - 1994. - № 9.

14.                               Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.

15.                               Голубкова О.А. Ценностные ориентации в системе высшего образования // Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.293-300.

16.                               Голубкова О.А. Качество образования и профессиональная адаптация выпускников ВУЗа. // Материалы межвузовской научно-практической конференции: Организация и содержание образовательного процесса учебного заведения в электронной среде, ВСОК ВМФ. - СПб., 2004. – 518 с.

17.                               Голубкова О.А., Клыгина А.В. Выбор ВУЗа и профессиональная карьера. // Материалы научно-практической конференции: Актуальные проблемы современного менеджмента в России: перспективы на будущее. - СПб.: СПбФ ГУ-ВШЭ, Деметра, 2004. – 492 с.

18.                               Горлов О.А. Анализ использования студентами свободного времени в дни самостоятельных занятий // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Экспериментальная, профилактическая и тропическая медицина. - 1995. - №2.

19.                               Дианова З.В. Самоотношение в структуре самосознания студентов // Вопросы общей и дифференциальной психологии : сб. науч. тр. — Б. м., 1997. — Вып.1. С.73-78.

20.                               Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа // Ярославский Педагогический Вестник. - сентябрь 2005.

21.                               Доброрадных М.Б. Здоровье и имидж в ценностных ориентациях современных студентов // Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд. РГАФК, 2004. С. 274.

22.                               Долженко В. Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: Дис. …канд. психол. наук. – Барнаул, 2001. – 153 с.

23.                               Зубов О.Е. Общественно-политические и национально-культурные ориентации студенчества // Вестник Мордовского университета. - 1995.

24.                               Иудин А., Макробайт М. Студенты России и Канады (сходство и различие жизненных установок) // Высшее образование в России. - 1995. - № 4.

25.                               Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социология молодежи. – 1998. - №5. С. 29.

26.                               Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. – Барнаул. – 1995. – № 3 – 4. – С. 104 - 113.

27.                               Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. – Томск. – 1998. – № 8 – 9. – С. 7 – 15.

28.                               Клочко В.Е. , Галажинский Э.В. Самоорганизация личности: системный взгляд. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. – 154 с.

29.                               Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. - 1995. - № 1.

30.                               Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. - 1996. - № 3.

31.                               Коллонтай А.М. Студенты лохматые и студенты красные // Alma Mater. - 1992. - № 1. С.65-69.

32.                               Корнилов Т.Е., Григоренко Б.А. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. - 1995. - №5.

33.                               Красуля А.В. Ценностные ориентации и отношение современных студентов к физической культуре // Материалы научно-практической конференции. – Харьков.: Изд. ХГУ, 2004. – 380 с.

34.                               Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 228 с.

35.                               Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие для студентов вузов / В.Т.Лисовский ; С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. - СПб., 2000. - 508 с.

36.                               Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцвания В.В. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.232.

37.                               Мерзлякова С. В. Здоровье как приоритетная ориентация в системе ценностей современных студентов. // Тезисы докладов XXXI научной конференции студентов и молодых ученых. – Краснодар, 2004. – 410 с.

38.                               Мерзлякова С. В. Ценностные ориентации современных студентов // «Психология образования: проблемы и перспективы» Материалы Первой международной научно-практической конференции. – М., 2004. – 456 с.

39.                               Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. - 1995. - № 9.

40.                               Михайлова В.П., Осипова Т.Ю., Хорошилова Е.А. Особенности рефлексированности и эрудированности студентов // Вестник МГУ. - №7. – 2004.

41.                               Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. - 1994. - №11.

42.                               Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. - М.: Политиздат, 1991. – 438 с.

43.                               Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. - 1994. - Т. 19. - №3.

44.                               Павлова В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи // Социология молодежи. – 1998. - №7. С. 24.

45.                               Павлова В.В. К рыночному мышлению // Человек и труд. - 1994. - № 7.

46.                               Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян; Под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

47.                               Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

48.                               Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Мысль, 1987. С. 105.

49.                               Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. - 1996. - № 2.

50.                               Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

51.                               Семенов М.Ю. Экономические ожидания студентов как показатель экономико-профессионального самосознания // Вестник ОГТУ. - №3. – 2005.

52.                               Скилбек М. Потребности студентов в эру массового высшего образования // Высшее образование в Европе. - Т. 19. - 1994. - № 3.

53.                               Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ.; Под общ. ред. А.А. Алексеева – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 384с.

54.                               Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М.: Политиздат, 1991. – 414 с.

55.                               Стародубец О.Д. Особенности становления личной идентичности студентов вуза // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. - Благовещенск, 2004. - Вып. 24. С. 16-18.

56.                               Стойлик А.Ю. Сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте: 70-80-е г. ХХ в. И начало XXI в. // ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. - СПб., 2002. С. 117.

57.                               Ферапонтова О.И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала // Вестник СамГУ. - №1. – 2002.

58.                               Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). –СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.

59.                               Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования// Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. - № 3. С. 32-49.

60.                               Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.

61.                               Цапкин В.Н. Личность как группа - группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 4.

62.                               Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.

63.                               Человек и его работа. Социологическое исследование /Под ред. А.Г. Здравомыслова. - М.: Наука, 1967. С. 64.

64.                               Чубенко Д.С. Ценности современной России // Сборник научных статей. – Нижний Новгород: Изд. НГУ, 2004. С. 129.

65.                               Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.

66.                               Щанов Д. М. Исследование ценностных ориентаций современных студентов // Вестн. Сыктывк. ун-та. Сер. 14. Психология. Педагогика. Соц. работа. - 2003 . - Вып. 3. С. 98-113.

67.                               Элинберг Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинникова. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс. – С. 201 – 237.

68.                               Эриксон Г. Эрик. Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, 1996. – 592 с.


Приложение 1.


Уровневая организация системы личностных смыслов

Уровни

Сферы приложения

Функции

Представленность в структуре личности.

Уровень когнитивной сложности

Временная перспектива

Идентичность

Смысложизнен

ный

Социум

Генерализация смыслов нижележащих уровней. Дифференциация смыслов ситуации, целей и опыта. Интенциональность

Ценностностно-смысловая сфера

Сложная, многоуровневая система конструктов, метафоры

Непрерывность между прошлым опытом и будущим, тождественность ситуациям, обусловленных факторами культуры и ходом исторического развития

Полная идентичность

Личностный

Личность

Ценностные ориентации, интернализация ценностных отношений. Интеграция в новые условия окружающей действительности

Когнитивная сфера

Гибкие конструкты, определяющие категорию значимости.

Синхронизация смыслов прошлого, настоящего и будущего в контексте ситуации

Дифференцированная идентификация своей личности

Индивидный

Индивид

Первичная интерпретация ощущений, формирование мотивов

Потребностно-мотивационная сфера

Жесткие конструкты. Соотношение двух-трех элементов в форме конкретных значений.

Взаимосвязь двух временных локусов под воздействием ситуации

Ощущение себя субъектом сознательных действий

Биологический

Организм

Реакция на предметный мир

Сенсомоторная и аффективная зоны

Отсутствие конструктов. Наличие отдельных элементов

Неконстантность. Ситуативная локализация в настоящем

Разделения «Я» и «не Я»

Приложение 2.


Формы досуга молодежи

Наименование

% ответов

постоянно, регулярно

Часто

редко

практически не используется

Наиболее привычные

1. Прослушивание аудио записей, радио

 

62,8

 

28,1

 

8,3

 

0,8

2. Просмотр телевизионных передач, видеозаписей

32,2

39,7

25,6

2,5

3. Занятие физкультурой, спортом, туризмом

24,8

42,1

30,6

2,5

4. Посещение вечеров отдыха, дискотек

23,1

41,3

30,6

5,0

Встречающиеся

5. Игра на компьютере

 

21,5

 

31,4

 

28,1

 

19,0

6. Участие в общественной жизни

19,8

28,1

43,0

9,1

7. Чтение газет, общественно-политических журналов

18,2

38,0

38,0

5,8

8. Посещение ресторанов, пивных баров, кафе

18,2

24,8

37,2

19,8

9. Чтение художественной литературы

17,4

31,4

42,1

9,1

10. Пассивный отдых

15,7

33,9

31,4

19,0

11. Посещение кинотеатров

15,7

29,8

47,1

7,4

Редко используемые

12. Игра в карты, домино и пр.

 

14,0

 

15,7

 

40,5

 

29,8

13. Изучение литературы по специальности, участие в научном кружке

11,6

26,4

33,9

28,1

14. Рыбалка, охота, собирание грибов и ягод

9,9

13,2

44,7

32,2

15. Посещение лекций, докладов, занятий вне института

9,9

12,4

37,2

40,5

16. Участие в художественной самодеятельности

9,1

13,2

30,6

47,1

17. Занятия и игры с детьми

8,3

13,2

43,0

35,5

18. Игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, занятие живописью

8,3

17,3

28,1

46,3

19. Посещение театров, выставок, музеев

7,4

13,2

55,4

24,0

20. Коллекционирование, фотографирование, киносъемка

5,8

21,5

30,6

42,1

21. Работа в саду, на огороде, на даче, на приусадебном участке

5,8

15,7

38,8

39,7

22. Техническое конструирование, рационализаторская работа

5,0

5,0

21,4

68,6

23. Посещение спортивных зрелищ, соревнований

5,0

19,8

46,3

28,9

24. Отправление религиозных обрядов, посещение церкви

1,7

9,9

33,9

54,5

25. Изготовление поделок, рукоделие

1,6

5,0

38,0

55,4


Приложение 3.


Методика М. Рокича

Инструкция для ранжирования инструментальных ценностей:

«Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».

Список инструментальных ценностей:

[ ] АККУРАТНОСТЬ, ЧИСТОПЛОТНОСТЬ [ %]

(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

[ ]ВОСПИТАННОСТЬ [ %]

(хорошие манеры)

[ ] ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ [ %]

(высокие требования к жизни и высокие притязания)

[ ] ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ [ %]

(чувство юмора)

[ ] ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ [ %]

(дисциплинированность)

[ ] НЕЗАВИСИМОСТЬ [ %]

(способность действовать самостоятельно, решительно)

[ ] НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ [ %]

[ ] ОБРАЗОВАННОСТЬ [ %]

(широта знаний, высокая общая культура)

[ ] ОТВЕТСТВЕННОСТЬ [ %]

(чувство долга, умение держать слово)

[ ] РАЦИОНАЛИЗМ [ %]

(умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

[ ] САМОКОНТРОЛЬ [ %]

(сдержанность, самодисциплина)

[ ] СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ [ %]

[ ] ТВЕРДАЯ ВОЛЯ [ %]

(умение настоять на своем, не уступать перед трудностями)

[ ] ТЕРПИМОСТЬ [ %]

(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

[ ] ЧЕСТНОСТЬ [ %]

(правдивость, искренность)

[ ] ЧУТКОСТЬ [ %]

(заботливость)

[ ] ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ [ %]

(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

[ ] ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ [ %]

(трудолюбие, продуктивность в работе)

Инструкция для ранжирования терминальных ценностей:

«Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из предложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».

Список терминальных ценностей:

[ ] АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ [ %]

(полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

[ ] ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ [ %]

(зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

[ ] ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) [ %]

[ ] ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА [ %]

[ ] КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА [ %]

(переживание прекрасного в природе и искусстве)

[ ] ЛЮБОВЬ [ %]

(духовная и физическая близость с любимым человеком)

[ ] МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ [ %]

(отсутствие материальных затруднений)

[ ] НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ [ %]

[ ] ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ [ %]

(уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

[ ] ПОЗНАНИЕ [ %]

(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

[ ] ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ [ %]

(максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

[ ] РАЗВИТИЕ [ %]

(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование

[ ] РАЗВЛЕЧЕНИЯ [ %]

(приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)

[ ] СВОБОДА [ %]

(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

[ ] СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ [ %]

[ ] СЧАСТЬЕ ДРУГИХ [ %]

(благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

[ ] ТВОРЧЕСТВО [ %]

(возможность творческой деятельности)

[ ] УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ [ %]

(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)


Приложение 4.


Самоактуализационный тест (САТ)


Инструкция: «Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения».


Методика

1. а. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

2. а. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

3. а. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.

4. а. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

5. а. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

6. а. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.

б. В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения.

7. а. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.

б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.

8. а. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.

б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.

9. а. Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.

б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.

10. а. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.

б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.

11. а. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.

б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.

12. а. Человек должен оставаться честным во всем и всегда.

б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.

13. а. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.

б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.

14. а. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

15. а. Я всячески стараюсь избегать огорчений.

б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

16.а. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

17. а. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.

б. Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.

18. а. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.

б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.

19. а. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.

б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.

20. а. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.

б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

21. а. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.

б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.

22. а. Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.

б. Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.

23. а. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

24. а. Главное в нашей жизни – это создавать что-то новое.

б. Главное в нашей жизни – приносить людям пользу.

25. а. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские.

б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера.

26. а. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.

б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.

27. а. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.

б. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.

28. а. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

29. а. Я уверен в себе.

б. Я не уверен в себе.

30. а. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.

б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.

31. а. Я никогда не сплетничаю.

б. Иногда мне нравится сплетничать.

32. а. Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.

33. а. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.

б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему

34. а. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.

б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.

35. а. Меня редко беспокоит чувство вины.

б. Меня часто беспокоит чувство вины.

36. а. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

б. Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

37. а. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.

б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.

38. а. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».

б. Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».

39. а. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.

б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.

40. а. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

41. а. Я предпочитаю оставлять приятное «на потом».

б. Я не оставляю приятное «на потом».

42. а. Я часто принимаю спонтанные решения.

б. Я редко принимаю спонтанные решения.

43. а. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.

б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.

44. а. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь.

45. а. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.

б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.

46. а. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими.

б. Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими.

47. а. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

48. а. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого.

б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

49 а. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей.

б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.

50. а. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.

б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.

51. а. Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования.

б. Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.

52. а. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.

б. Достижение счастья – это главная цель человеческих отношений.

53. а. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам.

б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.

54. а. При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек.

б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.

55. а. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.

б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.

56. а. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.

б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.

57. а. Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.

б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.

58. а. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.

б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.

59. а. Я очень увлечен своей работой.

б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой.

60. а. Я недоволен своим прошлым.

б. Я доволен своим прошлым.

61. а. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

62. а. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться

б. Существует множество ситуаций, когда я могу позво- лить себе дурачиться.

63. а. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.

б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.

64. а. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

65. а. Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.

б. Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.

66. а. Интерес к самому себе всегда необходим для человека.

б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

67. а. Иногда я боюсь быть самим собой.

б. Я никогда не боюсь быть самим собой.

68. а. Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие.

б. Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

69. а. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках.

б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.

70. а. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.

71. а. Человек должен раскаиваться в своих поступках.

б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках.

72. а. Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.

б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.

73. а. В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам.

б. В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.

74. а. Я стараюсь никогда не быть «белой вороний».

б. Я позволяю себе быть «белой вороной».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.