РУБРИКИ

Тревожное состояние больных при различных гинекологических заболеваниях

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Тревожное состояние больных при различных гинекологических заболеваниях

Тревожное состояние больных при различных гинекологических заболеваниях

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВОООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КУРСОВАЯ РАБОТА

по: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ БЛОКУ

НА ТЕМУ: «ТРЕВОЖНОЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬНЫХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»



Выполнила:

студентка 4 курса группы 461

Попова Н.Н.


Проверила:

руководитель Новгородцева

Ирина Владимировна

2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие – огорчают или вызывают отвращение, третьи – оставляют равнодушным.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. В своей работе мы будем придерживаться определения Изарда, что “эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности” (Израд К. Эмоции человека, 2000).

Они выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Любое заболевание является для человека настоящим стрессом. Хотя любая болезнь имеет определенную общую схему своего «развития», конкретное течение болезни зависит от индивидуальных особенностей физиологии и психики каждого конкретного человека. Обусловливается это многими обстоятельствами как врожденного (наследственного), так и приобретенного характера.

Сегодня довольно актуальным является исследование такой личностной особенности, как тревожность. Актуальность темы определяется тем, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

В настоящее время существует масса исследований, посвящённых тревожности, что создает достаточно четкие основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С. Спиваковская, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, О.А. Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и др.

В 1970 г. Ч. Спилбергер с коллегами опубликовал опросник, который может быть использован для эмпирического исследования различия между тревожностью как чертой характера и тревожностью как состоянием.

Однако, несмотря на давнюю, уходящую корнями в античность предысторию, проблема тревожности в психологии стала активно разрабатываться сравнительно недавно. В 1927 г. в журнале Psychological Abstracts в обширном своде научных публикаций упоминались всего 3 статьи на эту тему. Тридцать лет спустя эта цифра уже превысила две сотни, а в 1995 г. достигла 600.

Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. При этом необходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора. Эта близость особенно интересна в понимании тревоги и страха. И Кьеркегор, и Фрейд признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх - реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность - реакция на опасность, неизвестную и неопределяемую.

Несмотря на то, что в наши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны в психологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности. Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма.

В работах Хорни особый акцент делается на роль неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, он оценивает тревогу, как основное противодействие этой тенденции. Наиболее значимым в работах Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности - прежде всего для детей.

Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации он считал самые различные формы любви между людьми. Недаром одним из первых в своей книге "Искусство любви" он назвал "Любовь - разрешение проблемы человеческого существования".

Существенное влияние на изучение тревожности оказала "концепция влечения" К.Л. Халла. Она легла в основу работ по тревожности, относящихся и к социальной школе научения, являющейся попыткой синтеза бихевиоризма и психоанализа, и к относящимся к другому крылу теории научения исследованиям

Р. Спенс и Дж. Тейлор. Последняя рассматривала тревожность (отличая ее от страха) как приобретенное влечение, имеющее стойкий характер. Дж.Тейлор была разработана так называемая Шкала проявлений тревожности для диагностики индивидуальных различий в предрасположенности к переживанию тревожности, получившая широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране.

В сфере акушерских и гинекологических состояний и патологии психические факторы имеют особое значение при беременности, бесплодии, различных доброкачественных опухолях, при которых требуется оперативное вмешательство и др. Именно при перечисленных состояниях и процессах отмечается тесное переплетение психологических и акушерско-гинекологических факторов. Психическое состояние женщин имеет специфические особенности, отличающиеся от типичных реакций мужчин на заболевания иных сфер.

Проблема тревожности у женщин, которым необходимо оперативное лечение имеющихся гинекологических заболеваний, мало изучена как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Поэтому, опираясь на имеющиеся данные в медицинской и психологической литературе, мы проведем исследование тревожного состояния пациенток в предоперационный период.

Цель исследования: изучить тревожное состояние женщин с гинекологическими заболеваниями, требующими оперативного вмешательства.

Гипотеза: тревожное состояние женщин с гинекологическими заболеваниями, требующими абдоминального оперативного вмешательства, имеет свои особенности при различных видах хирургического доступа (лапаротомный и лапароскопический):

- депрессия при лапаротомии выше, чем при лапароскопии;

- тревожность (личностная и реактивная) выше при лапаротомном хирургическом доступе, чем у пациенток с лапароскопическим хирургическим доступом;

- настроение, активность, самочувствие ниже у пациенток с лапаротомным доступом оперативного вмешательства, чем у пациенток с лапароскопическим хирургическим доступом.

В соответствии с поставленной целью в работе выделяются и решаются следующие задачи:

1.                 Изучить психологическую медицинскую литературу по проблеме эмоциональных состояний и тревожности у больных с гинекологическими заболеваниями, видов гинекологических заболеваний и операций.

2.                 Провести экспериментальное изучение тревожных состояний женщин, которым необходимо оперативное лечение.

3.                 Предложить рекомендации женщинам с гинекологическими заболеваниями, требующими оперативного вмешательства по стабилизации эмоциональных состояний.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: сравнительный метод, эксперимент, методы первичной и вторичной обработки результатов исследования.

Методики:

1.                 Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.

2.                 Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения.

3.                 Методика (шкала) самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

Объект исследования: женщины с гинекологическим заболеваниями, требующими оперативного вмешательства путем лапароскопических операций в количестве 10 человек в возрасте 25 – 40 лет и вторая группа требующими оперативного вмешательства путем лапаротомных операций в количестве 10 человек в возрасте 35 – 50 лет.

Предмет исследования: эмоциональные состояния, такие как:

- личностная тревожность;

- ситуативная тревожность;

- депрессия;

- самочувствие;

- активность;

- настроение.

Методы:

- анализ медицинской психологической литературы;

- тестирование

Теоретическая значимость работы: обобщены данные зарубежной, отечественной медицинской и психологической литературы об эмоциональных состояниях, тревожном состоянии пациенток с гинекологическими заболеваниями, требующих оперативного вмешательства.

Практическая значимость работы: проведено экспериментальное исследование тревожного состояния женщин.

Работа состоит из введения, 2 глав, практической части, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Анализ медицинской и психологической литературы по проблеме эмоциональных состояний и тревожности у больных с гинекологическими заболеваниями

1.1 Гинекологические заболевания, требующие оперативного вмешательства


В последнее время, к сожалению, растёт количество женщин с гинекологическими заболеваниями. Здесь большую роль играют стрессы, понижение иммунитета, повышение количества различных инфекций, различные гормональные нарушения.

Женские болезни изучаются специальной медицинской наукой - гинекологией. Официально она становится наукой уже с середины XIX в. [28, с. 11-112]. К женским болезням относятся разнообразные патологические изменения внутренних и наружных женских половых органов. В развитии женских болезней немаловажную роль играют менструации, беременность, роды, послеродовый период, различные инфекционные воздействия.

Женщины страдают тревожными расстройствами в 2 раза чаще мужчин, и у них более вероятна хронизация психических нарушений. Такие нарушения характерны для ряда гинекологических заболеваний – синдром предменструального напряжения, климактерический синдром с преобладанием психо-эмоциональных нарушений, миома, фиброма, мастопатия, воспаление придатков матки, кистозные изменения яичников, эрозия шейки матки, эндометриоз и др.

Теснейшим образом гинекология связана с акушерством, изучающим явления в женском организме, относящиеся к беременности и родам, от момента зачатия до конца послеродового периода; близко стоит она так же к хирургии и другим отделам практической медицины.

В отличие от терапевтической патологии, при которой патогенным для психической деятельности становится состояние длительного хронического заболевания и изменение системы отношений личности происходит постепенно, в рамках хирургической патологии отмечается значимость психологического предоперационного и постоперационного стресса, Основными проявлениями стресса выступают различные эмоциональные феномены, чаще других - тревога.

Рассмотрим некоторые из гинекологических заболеваний, при которых требуется оперативное лечение.

Миома матки

Миома матки - доброкачественная, весьма разнообразная и, как правило, множественная опухоль, растущая из незрелых миоцитов сосудистой стенки матки.

До настоящего времени недостаточно известно, относится ли миома матки к истинной доброкачественной опухоли или это так называемое опухолевидное образование по типу «регенераторного пролиферата», который образуется в участках поврежденного миометрия.

Миома матки развивается из мышечной ткани, которая в своей структуре содержит соединительно-тканные компоненты, кровеносные сосуды, поэтому в зависимости от соотношения паренхимы (мышечная ткань) и стромы (соединительная ткань) эта опухоль ранее имела различные названия: миома, фиброма, фибромиома, лейомиома [29, с.5-7].

Миома матки имеет свои характерные особенности [30, с.135-150]:

•      Это самая распространенная опухоль у женщин, особенно позднего репродуктивного (35-45 лет) и пременопаузального возраста (46-55 лет).

•      Способна к росту, регрессии и даже полному исчезновению в менопаузу (естественную и искусственную).

•      Может долго сохранять стабильные размеры или увеличиваться в размерах медленно, быстро и очень быстро («скачок роста»).

•      Характерно многообразие клинических вариантов (симптомная и бессимптомная).

•      Миома весьма неоднородна:

—   по локализации (подбрюшинная, межмышечная, подслизистая), имеет много промежуточных вариантов;

—   по размерам (небольшие, средние, большие узлы);

—   по расположению (дно, тело, перешеек, шейка матки);

—   по характеру роста (ложный, обусловленный нарушением кровоснабжения, отеком зла, и истинный - за счет процессов пролиферации гладкомышечных клеток);

—   по морфо-гистохимическим особенностям (простая, пролиферирующая).

Ведущим методом лечения миомы матки на сегодняшний день остается хирургический - гистерэктомия. При выборе доступа, метода и объема оперативного вмешательства определяющую роль играют возраст, размеры и мобильность матки, локализация миоматозных узлов, наличие сопутствующей патологии, опыт хирурга и технические возможности клиники.

В начале позапрошлого столетия врачи не знали, как лечить миому матки и если, при лапаротомии, производимой по поводу предполагаемой кисты яичника, обнаруживали миому матки, то брюшную полость зашивали наглухо, не оказав больной никакой помощи [31, с.5-7].

В 1843 году Хиз впервые произвел ампутацию матки по поводу миомы. Исход операции был неудачным, больная погибла от кровопотери. В последующем надвлагалищные ампутации матки стали производить все чаще, в России такая операция впервые выполнена в 1866 году в городе Харькове доктором Грубее [29, с.4-9].

Почти одновременно с надвлагалищной ампутаций матки был разработан и внедрен другой вид радикального вмешательства, а именно - полное удаление матки, выполненное впервые В.А. Караваевым в 1846 году.

Киста яичника

Киста яичника – это доброкачественное полое образование яичника с жидким содержимым. Причин развития кисты яичника - великое множество, а вот симптомов болезни как таковых нет, поэтому при всей его распространенности, выявить его самостоятельно невозможно. Поэтому киста яичников обычно обнаруживается случайно во время ультразвукового обследования. При УЗИ возможно определить характер кисты. Образование кисты зависит от ее вида [32, с.326-341].

·                   Функциональные кисты (киста желтого тела и фолликулярная киста) являются следствием гормонального дисбаланса. Под руководством гипоталамо-гипофизарной системы здоровый яичник вырабатывает гормоны, которые регулируют созревание фолликула и образование желтого тела. До 14-16 дня менструального цикла фолликул растет, продуцируя эстроген, после чего происходит его разрыв и выход яйцеклетки (овуляция). Если разрыв фолликула не происходит, на его месте образуется фолликулярная киста. На месте лопнувшего фолликула образуется желтое тело, которое продуцирует прогестерон. Если же желтое тело не претерпевает обратного развития, образуется киста желтого тела яичника. Она может достигать размеров до 10-12 см. Такие кисты при правильном лечении (обычно для этого применяют оральные контрацептивы) рассасываются сами. Однако если они не исчезают через 3 месяца, прибегают к оперативному лечению. Муцинозные кисты заполнены слизистым содержимым, часто состоят из нескольких камер и могут достигать больших размеров.

·                   Эндометриоидные кисты характеризуются наличием эндометриоподобных очагов. Они часто сопровождаются бесплодием.

·                   Муцинозные и эндометриоидные кисты способны перерождаться в злокачественные опухоли яичников.

·                   Дермоидные кисты содержат в своем составе части эмбриональных зародышевых листков.

Такие кисты, каково бы ни было их происхождение (эндометриоидные, дермоидные – неправильная эмбриональная закладка, и т.п.) подлежат обязательному оперативному лечению. После удаления кисты возможны нормальная беременность и роды. При наличии функциональных кист необходима нормализация гормонального фона [32, с.326-341].

Особую опасность представляют кисты «на ножке», расположенные в отдалении от тела яичника. При перекруте ножки возникает некроз кисты, что требует срочной операции.

Мы кратко рассмотрели наиболее часто встречающиеся гинекологические заболевания, требующие оперативного метода лечения. Существуют несколько видов хирургического вмешательства. Прежде, чем выполнять хирургическое вмешательство у больных с доброкачественными опухолями и опухолевидными образованиями яичников, необходимо решить вопрос хирургического доступа – лапароскопический или лапаротомический.


1.2 Лапароскопия и лапаротомия. Сравнительная оценка


Гинекология бывает консервативной и оперативной. В консервативной гинекологии применяется медикаментозный способ лечения. Как следует из названия, оперативная гинекология подразумевает собой хирургическое вмешательство.

Лапаротомия и лапароскопия - это различные виды доступов, посредством которых можно выполнить оперативное вмешательство. Лапаротомия - это доступом, при котором проводится разрез на передней брюшной стенке. При лапароскопии оперативное вмешательство выполняется через проколы на животе.

Лапаротомия (полостная операция) - разрез на передней брюшной стенке с последующим выполнением объема операции. При проведении полостной операции образуются спаечный процесс, приводящий в дальнейшем к бесплодию.

Лечение миомы матки - оперативное единственное радикальное решение проблемы. В ряде случаев лечение миомы матки осуществляется комбинированно.

Объем операции при миоме зависит от возраста больной, желания иметь детей, расположения, количества миоматозных узлов и т.д. Объемы хирургических вмешательств, при миоме матки, предполагают:

1.                Консервативная миомэктомия (удаление миомы с сохранением матки) - принципиальный вопрос для женщин репродуктивного возраста.

2.                Удаление только тела матки, пораженного миоматозными узлами (ампутация). Шейка матки при этом сохраняется.

3.                Удаление матки (экстирпация матки).

Лапароскопия - это осмотр брюшной полости через отверстие в брюшной стенке при помощи оптической системы лапароскопа. Операция осуществляется под контролем эндовидеокамеры, изображение с которой транслируется на цветной монитор с шестикратным увеличением, при помощи специальных инструментов, вводимых внутрь через небольшие отверстия – проколы диаметром около 5 мм. на передней брюшной стенке. В брюшную полость вводятся инструменты, видеокамера, увеличенное изображение выводиться на экран монитора, с последующим выполнением объема операции. Лапароскопия бывает трех видов.

1.                 Диагностическая лапароскопия - визуальный осмотр органов брюшной полости с применением дополнительного манипулятора (обычно переходит в оперативную).

2.                 Оперативная лапароскопия - выполняется практически весь объем гинекологических операций, включая экстирпацию матки.

3.                 Контрольная лапароскопия - проводится для контроля за эффективностью ранее проведенного хирургического лечения.

По времени осуществления лапароскопия делится на плановую и экстренную. Лапароскопия может быть как самостоятельной операцией, так и сочетаться с гистероскопией или влагалищными операциями.

Преимущества лапароскопической техники несомненны. Большинство больных после проведенной операции лапароскопическим доступом выписываются домой на следующий день, выздоровление и восстановление после операций наступает значительно раньше.

Больные отмечают менее выраженный симптом послеоперационной боли по сравнению с больными после лапаротомии, частота образования спаечного процесса в брюшной полости и малом тазу минимальна, отдаленные результаты значительно лучше, поскольку лапароскопия в сочетании с интраоперационным ультразвуковым исследованием позволяет удалять невидимые невооруженным глазом образования (миома, кисты яичника), что приводит к снижению количества рецидивов[33. с 135-385].

Считается, что лапароскопический доступ легче переносится больными и может быть использован в любом возрасте. Действительно, в настоящее время имеется четкое увеличение лапароскопического доступа во всех возрастных группах. В то время, как лапаротомический доступ во всех возрастных группах уменьшается.

Итак, каждый хирургический доступ имеет свои достоинства и недостатки. И все-таки, во всем мире, эндоскопические операции в гинекологии начинают занимать лидирующее положение. У женщин, выполнивших свою детородную функцию, эндоскопическое удаление кист и миом позволяет значительно улучшить качество жизни. У молодых женщин, планирующих беременность, диагноз миомы матки не является приговором. Благодаря новым эндоскопическим технологиям возможно полное восстановление детородной функции.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Любая операция сопровождается предоперационной тревогой, которая является типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции. Тревога проецируется в будущее, отражая ожидания от качества операции, будущего состояния, удовлетворенности тем, что согласился на операцию.

1.3 Характеристика эмоциональных состояний

1.3.1 Эмоции

Как отмечает Вилюнас В.К, эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её».

В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д.» [7, с.44-57].

Перейдем к рассмотрению существующих теорий эмоций:

1.                 Теория эмоций В. Вундта - теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Но Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами.

2.                 Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это - теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п. Хотя данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, слезы).

3.                 Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это - объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность).

4.                 Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это - теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

5.                 Потребностно-информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

6.                 Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.

7.                 Двухкомпонентная теория С. Шехтера говорит о том, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

1.3.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности

В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления.

В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности. Представительница психодинамического подхода К. Хорни под тревожностью понимала эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями (дрожь, учащенное дыхание и т.д.).

Приверженец теории дифференциальных эмоций К.Е. Изард определяет тревожность как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес - возбуждение. Может включать потребностные состояния и биохимические факторы.

Н.Ю. Синягина под тревожностью понимала сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т.д.

А.И. Захаров считает, что тревожность - это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.

В словаре «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дано следующее определение тревожности - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Ч.Д. Спилбергер исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность.

По Ю.Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу).

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени, с другой - это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации [14, с.420-422].

В «Психологическом словаре» под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [15, с.420-421].

Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением [16, с.207].

Спилбергер считает что, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. [17,с.309-312].

Сидоров П.И. отмечает, что деление тревожности на ситуативную и личностную прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической и экспериментальной практике.

Относительно соотношения двух названных форм тревожности, генетически первичной следует считать ситуативной тревожность, вторичной – личностной тревожность. Жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование тревожности как черты личности; личностной тревожность же определяет особенности функционирования ситуативной тревожность, при ее актуализации и, значит, выступает базовой в подобном случае [18, с.81 – 89].

Важным результатом исследований Кэттела и его коллег (1961, 1972) явилось выделение собственно феномена тревожности, в отличие от сходных явлений депрессии, склонности пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей [20, с.467-478].

Я. Рейковский рассматривая влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение или завышение), концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов в структуре личности и, прежде всего, в нарушении механизмов саморегуляции, проявляющихся в переживании незащищенности, в снижении чувства безопасности [19, с.185-189].

Таким образом, на современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях [16, с. 12-24].

«Психологический словарь» (1999) определяет тревогу как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога - это переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы». В этом же источнике указывается и на другое существующее определение понятий «тревога» и «страх», когда под страхом понимается «комплекс ощущений, испытываемых при «витальной» угрозе (целостности и существованию человека как живого существа, человеческому организму в целом), а тревога - это то, что испытывается личностью при социальной угрозе (при угрозе самой личности, ее представлению о себе, ее потребностям, межличностным отношениям или положению в обществе)».

Если понятия «тревога» и «страх» могут использоваться (особенно в быту, в обиходном разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная тревога (состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность (как относительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.

На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и снижении порога чувствительности.

 На психологическом уровне тревога проявляется как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и т.д. Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность). Чрезмерно высокий уровень тревожности, как и чрезмерно низкий, называются дезадаптивной реакцией, которая проявляется в общей дезорганизованности поведения и деятельности.

В 1967 г. психолог Ф.Б. Березин, который определил феномен явлений тревожного ряда как эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги. К 1988 году Березиным были сформулированы основные градации явлений тревожного ряда и дана исчерпывающая их классификация, в которой психолог выделил 6 уровней [15, с.385-386]:

·                   Первый уровень явлений тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которому свойственна наименьшая интенсивность тревоги и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней напряженности выражается в переживаниях напряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.

·                   На втором уровне гиперстезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается появление у человека недифференцированного реагирования, определяемого как раздражительность.

·                   Третий уровень – собственно тревога – проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности.

·                   Четвертый уровень – страх – возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу.

·                   Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревога.

·                   Шестой уровень явлений тревожного ряда – тревожно-боязливое возбуждение – выражается в «потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума».

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда, возникшая в середине 20 века, предполагает, что тревожность, как она типично описывается, состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом [22, с.33].

Человек в процессе своей деятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).

·                   Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек в таком состоянии способен на многие свершения.

·                   Астенические эмоции характеризуются пассивностью, скованностью.

Активность

Активность повседневной жизни – это действия и виды деятельности, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни. То есть к активности в повседневной жизни относятся все действия и виды деятельности, которые каждый из нас совершает, начиная с того момента, когда мы встаем с кровати утром и до того времени, когда вечером мы снова ложимся в постель [11, с.143]. Абульханова-Славская К.А. активность повседневной жизни условно разделяет на персональную и инструментальную. Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение задач, связанных с самообслуживанием – прием пищи, одевание, туалет и другие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной мобильности, коммуникация. Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе. Например, такая инструментальная активность как ведение домашнего хозяйства включает в себя уборку, приготовление еды, покупку продуктов, использование денег, следование правилам техники безопасности, и прочее.

Активность в повседневной жизни это не одна какая-то функция или навык, а акты и виды деятельности, которые объединяют использование сразу нескольких функций. Навыки, характеризующие активность в повседневной жизни, характеризуют функционирование и функциональность человека.

Настроение

Настроение - эмоциональное состояние, придающее окраску переживаниям и деятельности человека, оно имеет причину, не всегда осознаваемую человеком. Настроение может изменяться под впечатлением каких-либо событий, фактов, людей, окружающей природы, здоровья, выполняемой работы, учебы. В управлении настроением сказывается развитие личности.

Н.Д. Левитов понимал настроение как общее эмоциональное состояние, которое в течение известного времени окрашивает переживания и деятельность человека; причина такого состояния человеком не всегда сознается, и в этих случаях настроение переживается как «безотчетное». Настроение имеет тенденцию иррадиировать: человеку, переживающему радостное настроение в связи с какой-то жизненной удачей, все кажется милым и приятным. Левитов уточнял, что настроения, как и все психические состояния обусловлены и личностью, и ситуацией. В одних случаях они более предметны, а в других - беспредметны; в одних случаях они более личностны, в других - менее личностны. Настроение может превратить человека из угрюмого замкнутого неудачника в бодрого энтузиаста, из ленивого философа в человека действия. Плохое настроение может стать причиной болезни, а хорошее – подвигнуть человека на неожиданные и, вполне возможно, добрые дела.

Самочувствие

Самочувствие человека – это общее физическое и моральное состояние человека, которое, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.

Перейдем к рассмотрению эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние. Оно может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, от самочувствия, музыкального произведения, просмотренного фильма, спектакля и т.п. А самочувствие человека, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.

Эмоциональные состояния преходящи, но в них отражаются индивидуальные особенности личности: у меланхолика - минорное настроение, холерика - возбужденное. Но в основном, абсолютное большинство людей при любых индивидуальных особенностях имеют усредненные, смешанные показатели активности, которое напрямую зависит от самочувствия человека и его настроения.

Ситуативная тревожность

Основные фундаментальные эмоции по К. Изарду [24, с.464] можно разделить на положительные и отрицательные.

·                   положительные эмоциональные состояния - интерес и радость;

·                   отрицательные эмоциональные состояния - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд;

·                   удивление - не имеет четко выраженного отрицательного или положительного знака эмоциональной реакции на внезапно появившиеся обстоятельства.

При соединении фундаментальных эмоций могут появиться такие комплексные состояния, как тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Эмоциональные переживания неоднозначны, многое зависит от черт характера человека.

Состояние постоянной тревожности может переходить в стрессовые ситуации, а, следовательно, может привести человека к неврозу и другим заболеваниям, поэтому желательно вовремя выявить наличие высоких показателей тревожности и принять соответствующие меры.

Депрессия

Означает подавленное настроение. Точнее триаду явлений в состоянии человека: замедление физической, умственной и психической деятельности [2, с.56]. Набор симптомов, на которые жалуются пациенты: нет сил ничего делать; ничто не радует; самые привычные дела и обязанности превращаются в непосильный труд; вызывает раздражение то, что раньше радовало; участились вспышки гнева и агрессии к окружающим; утром чувствуешь себя так, будто на тебе всю ночь воду возили; хочется весь день лежать в темной комнате, лицом к стенке и т.д. Естественно, к этому «букету» активно подключается и физиология, добавляя к вышеуказанному перечню свои симптомы: бессонницу, неглубокий, с тяжелыми кошмарами сон, головную боль, скачки давления, боли в сердце и в желудке, и далее по индивидуальному списку всех хронических болячек.

Депрессия, или болезненно пониженное настроение, может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением многих других. Пониженное настроение может быть и у совершенно здоровых людей. Депрессия является одним из наиболее распространенных душевных расстройств. Необходимо знать, что депрессия во всех своих проявлениях - заболевание, которое необходимо лечить, иначе оно примет затяжное течение, при этом расстройстве у больных нередко возникают мысли о самоубийстве [4, с.368]. Но несмотря на такие мысли больные бывают настолько ослаблены, что не находят достаточно физических сил, чтобы лишить себя жизни. Осуществить они это могут тогда, когда депрессия у них несколько ослабевает. Своевременное лечение депрессии в большинстве случаев приводит к полному выздоровлению.

Стресс

Стресс - совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

Это нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Дистресс

Дистресс - форма стресса, которая в основе которого лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредное влияние на здоровье[3, с.145].

Стрессовый синдром

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами [4, с.368]. В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

·                   Стадия нарастания тревоги - при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т. п.

·                   Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.