РУБРИКИ

Тревожное состояние больных при различных гинекологических заболеваниях

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Тревожное состояние больных при различных гинекологических заболеваниях

·                   Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то, в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются, и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

Являясь эмоциональной реакцией на стресс, тревожность существенным образом влияет на поведение, оказывая либо активизирующее, либо дезорганизующее воздействие. Поэтому большое значение приобретает изучение тревожных состояний у женщин, которым предстоит оперативное лечение.

В поведении одного и того же человека в различных условиях обнаруживается резко различные динамические особенности. Эти различия зависят от временных состояний высшей нервной деятельности [23, с.22].

Эмоциональное состояние женщин, которым предстоит операция мало изучено. Можно в качестве примера привести работы психологов О.В. Овчинниковой, Э.Ю. Пунга [27, с.12-46], А.О. Прохорова [9, с. 21-36], которые выяснили, что состояние человека в стрессовой обстановке характеризуется той или иной степенью психологического дискомфорта, уровнем тревожности. Введение в качестве индикатора психической напряженности, показателей тревожности позволяет количественно измерить эмоционального психического состояния.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, методика САН, шкала тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбергером и получившая широкое распространение (в отечественной психологии ее развил в 1967 г. В.Ф. Березин [40, с.385-386], являются одним из возможных методов изучения состояния тревожного самочувствия.

С помощью этих методик можно количественно измерить как личностную и реактивную тревожность, так и состояние тревожности, для которого характерны субъективно переживаемые неприятные эмоции напряжённости, озабоченности, неудовлетворённости, беспокойства и дурного предчувствия.

Это состояние является эмоциональной реакцией на различные стрессоры (операцию), связанные в той или иной мере с угрозой престижу, самоуважению и самооценке человека.

Проведем экспериментальное изучение тревожного состояния женщин, которым необходимо оперативное лечение.

Глава 2. Экспериментальное исследование эмоционального состояния женщин при различных гинекологических заболеваниях

2.1 Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования, методы исследования, диагностический инструментарий

Цель исследования: изучить тревожное состояние женщин с гинекологическими заболеваниями, требующими оперативного вмешательства.

Гипотеза – Тревожное состояние женщин с гинекологическими заболеваниями, требующими абдоминального оперативного вмешательства, имеют свои особенности при различных видах хирургического доступа (лапаротомный и лапароскопический):

- депрессия при лапаротомии выше, чем при лапароскопии;

- тревожность (личностная и реактивная) выше при лапаротомном хирургическом доступе, чем у пациенток с лапароскопическим хирургическим доступом;

- настроение, активность, самочувствие ниже у пациенток с лапаротомным доступом оперативного вмешательства, чем у пациенток с лапароскопическим хирургическим доступом.

В соответствии с поставленной целью в работе выделяются и решаются следующие задачи:

4.                 Изучить психологическую медицинскую литературу по проблеме эмоциональных состояний и тревожности у больных с гинекологическими заболеваниями, видов гинекологических заболеваний и операций.

5.                 Провести экспериментальное изучение тревожных состояний женщин, которым необходимо оперативное лечение.

6.                 Предложить рекомендации женщинам с гинекологическими заболеваниями, требующими оперативного вмешательства по стабилизации эмоциональных состояний.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: сравнительный метод, эксперимент, методы первичной и вторичной обработки результатов исследования.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики:

1. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

1.                Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения.

Цель методики САН: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

2.                Методика (шкала) самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

Тест, разработанный Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптированный Ю.Л. Ханиным. Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Объект исследования: женщины с гинекологическим заболеваниями, требующими оперативного вмешательства путем лапароскопических операций в количестве 10 человек в возрасте 25 – 40 лет и вторая группа требующими оперативного вмешательства путем лапаротомных операций в количестве 10 человек в возрасте 35 – 50 лет.

Предметом исследования являлись такие эмоциональные состояния:

- личностная тревожность;

- ситуативная тревожность;

- депрессия;

- самочувствие;

- активность;

- настроение.

2.2 Результаты и анализ исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГЛПУ Кировского перинатального центра в 1-ом гинекологическом отделении, специализирующемся на гинекологических операциях проводимых как лапаротомным, так и лапароскопическим методами. Объектом для исследования были выбраны две группы пациентов в возрасте 25-40 лет и 35-50 лет, которым необходима операция по таким диагнозам: миома матки, киста яичника. Тестирование проводилось до проведения операции.

Экспериментальное исследование началось с изучения депрессии по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. Сводные результаты представлены в приложении 5-7, таблицах 1, 2, рис.1

Таблица 1 - Результаты исследования депрессии у женщин с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

Уровни депрессии

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Без депрессии

2

20%

52,1

Легкая депрессия

7

80%

Субдепрессивное состояние (маскированная депрессия)

0

0

Истинное депрессивное состояние

0

0


Из результатов таблицы 1 видно, что в выборке преобладает уровень легкой депрессии (80%), т.е. отмечается выраженная эмоциональная реакция на предстоящую операцию. Субдепрессивного и истинно депрессивного состояния не наблюдается.


Таблица 2 - Результаты исследования депрессии у женщин с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

Уровни депрессии

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Без депрессии

4

40%

50,1

Легкая депрессия

6

60%

Субдепрессивное состояние (маскированная депрессия)

0

0

Истинное депрессивное состояние

0

0


Из результатов таблицы 2 следует, что в выборке преобладает уровень легкой депрессии (60%), т.е. выявлена незначительная эмоциональная реакция на предстоящую операцию. 40% пациентов которые не испытывают депрессивного состояния.

Сравним средние значения уровня депрессии пациентов по видам доступа оперативного вмешательства.

Рис. 1 - Сравнительные результаты средних значений уровня депрессии пациентов по видам доступа оперативного вмешательства


Из рис. 1 следует, что в выборке исследуемых уровень легкой депрессии преобладает у пациенток с лапаротомным хирургическим доступом оперативного вмешательства.

Экспериментальное исследование было продолжено изучением самочувствия, активности, настроения по методике САН. Сводные результаты представлены в приложении 8-13; в таблице 3-8; рис.2.


Таблица 3 - Результаты исследования самочувствия у женщин с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

Уровни самочувствия

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Благоприятное состояние

4

40%

4,19

Не благоприятное состояние

6

60%


Из результатов таблицы 3 видно, что в выборке преобладает не благоприятное состояние самочувствия (60%) у пациенток с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства.

Таблица 4 - Результаты исследования самочувствия пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

Уровни самочувствия

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Благоприятное состояние

6

60%

4,24

Не благоприятное состояние

4

40%


Из результатов таблицы 4 видно, что в выборке преобладает благоприятное состояние самочувствия (60%) у пациенток с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства.


Таблица 5 - Результаты исследования активности у женщин с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

Уровни активности

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Благоприятное состояние

5

50%

4,18

Не благоприятное состояние

5

50%


Из результатов таблицы 5 видно, что в выборке равномерно распределены благоприятное и не благоприятное состояния активности пациенток (по 50%) с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства.


Таблица 6 - Результаты исследования активности пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

Уровни активности

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Благоприятное состояние

6

60%

4,57

Не благоприятное состояние

4

40%

Из результатов таблицы 6 видно, что в выборке преобладает благоприятное состояние самочувствие (60%) у пациенток с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства.


Таблица 7 - Результаты исследования настроения пациенток с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

Уровни настроения

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Благоприятное состояние

5

50%

4,23

Не благоприятное состояние

5

50%


Из результатов таблицы 7 видно, что в выборке нет преобладания не благоприятного состояние настроения пациенток над благоприятным состоянием пациенток с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства.


Таблица 8 - Результаты исследования настроения пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

Уровни настроения

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Благоприятное состояние

6

60%

4,49

Не благоприятное состояние

4

40%


Из результатов таблицы 8 видно, что в выборке преобладает благоприятное состояние самочувствие (60%) у пациенток с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства.

Сравним средние значения уровня самочувствия, активности, настроения пациентов по видам доступа оперативного вмешательства.

Рис. 2 - Сравнительные результаты средних значений уровня самочувствия, активности, настроения пациентов по видам доступа оперативного вмешательства


Из рисунка 2 следует, что уровень самочувствия, активности, настроения ниже у пациенток с лапаротомным доступом оперативного вмешательства.

Исследование продолжено изучением уровня реактивной тревожности по методике самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина.

Сводные результаты представлены в приложении 14-17, таблицах 9, 10, рис. 3.


Таблица 9 - Результаты исследования уровня реактивной тревожности пациенток с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

Уровни тревожности

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Низкая тревожность

0

0%

47,4

Умеренная тревожность

6

60%

Высокая тревожность

4

40%


Из результатов таблицы 9 видно, что в выборке, у пациенток с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства, преобладает умеренная тревожность (60%) и присутствует высокий уровень тревожности (40%).

Таблица 10 - Результаты исследования уровня реактивной тревожности пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

Уровни тревожности

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Низкая тревожность

0

0%

31,4

Умеренная тревожность

9

90%

Высокая тревожность

1

10%


Из результатов (таблица 10) следует, что в выборке, у пациенток с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства умеренная тревожность (90%) преобладает над высоким уровнем тревожности (10%).

Сравним средние значения уровня реактивной тревожности пациентов по видам доступа оперативного вмешательства.


Рис. 3 - Сравнительные результаты средних значений уровня реактивной тревожности пациентов по видам доступа оперативного вмешательства


Из рис. 3 видно, что реактивная тревожность выше при лапаротомном виде хирургического вмешательства.

Исследование продолжено изучением уровня личностной тревожности по методике самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина.

Сводные результаты представлены в приложении 4, в таблицах 11, 12, рис. 4.

Таблица 11 - Результаты исследования уровня личностной тревожности пациенток с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

Уровни тревожности

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Низкая тревожность

0

0%

49,2

Умеренная тревожность

4

40%

Высокая тревожность

6

60%


Из результатов таблицы 11 видно, что в выборке, у пациенток с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства, высокий уровень тревожности (60%) преобладает над умеренным (40%) уровнем тревожности и отсутствует низкий уровень личностной тревожности.


Таблица 12 - Результаты исследования уровня личностной тревожности пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

Уровни тревожности

Количество человек

Процентное распределение

Среднее значение

Низкая тревожность

1

10%

40,6

Умеренная тревожность

7

70%

Высокая тревожность

2

20%


Результаты таблицы 12 показывают, что в выборке у пациенток с лапароскопическим видом доступа хирургического вмешательства, преобладает умеренный уровень личностной тревожности (70%), так же присутствуют низкий уровень (10%), что не выявилось при предыдущем опросе и высокий уровень(20%), но реже.

Сравним средние значения уровня личностной тревожности пациентов по видам доступа оперативного вмешательства.

Рис. 4 - Сравнительные результаты средних значений уровня личностной тревожности пациентов по видам доступа оперативного вмешательства


Из рис. 4 следует, что личностная тревожность преобладает при лапаротомном виде хирургического вмешательства.

Нами предложены рекомендации женщинам с гинекологическими заболеваниями, требующими оперативного вмешательства по стабилизации эмоциональных состояний. В основу положены рекомендации разработанные в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названные «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).

А.В. Алексеевым создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т.п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А.Ц. Пуни и Ф.А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

Рекомендации представлены в приложении 18,19.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важных психологических проблем является проблемы реакции личности на болезнь. От того, как больной относится к своему заболеванию, зависит общий успех лечения.

1.                 Анализ современного состояния проблемы на основании изучения психологической медицинской литературы по проблеме эмоциональных состояний и тревожности у больных с гинекологическими заболеваниями, видов гинекологических заболеваний и операций позволил предположить, что особенности личностного реагирования больного на операцию наиболее ярко представлены в эмоциональной сфере. Что отношение к своей болезни зависит от эмоционального состояния больного, на которое влияет вид доступа хирургического вмешательства.

2.                 Проведено экспериментальное изучение тревожных состояний женщин, которым необходимо абдоминальное оперативное лечение гинекологических заболеваний в зависимости от видов хирургического доступа. Из эксперимента следует:

·                   уровень легкой депрессии, преобладает у пациенток с лапаротомным хирургическим доступом оперативного вмешательства;

·                   уровень самочувствия, активности, настроения ниже у пациенток с лапаротомным доступом оперативного вмешательства;

·                   личностная и ситуативная тревожность преобладает при лапаротомном виде доступа хирургического вмешательства.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Библиографический список


1.       Социальная психология. Словарь. под общей ред. Петровского А.В., редактор-составитель Карпенко Л.А., под ред. Венгер А.Л., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005.

2.       Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, Эксмо, Москва, 2005.

3.       Клиническая психология. Словарь. Под ред. Творогова Н.Д., ПЕР СЭ, Москва, 2007.

4.       Психиатрия и наркология: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / В.Д. Менделевич, С.Я. Казанцев, Е.Г. Менделевич, Р.Г. Садыкова; под ред. проф. В.Д. Менделевича – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.

5.       Вишнякова А.М. / Новые внедрения в гинекологии / «Сестринское дело». ООО издательский дом «Медицинский вестник» Москва №11 – 2004, с. 32-34.

6.       Абрамова Г.С., Юдчес Ю.А. «Психология в медицине» [Текст] / Учебное пособие М.; Издательство «Кафедра – М», 1998 – 272 с.

7.       Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.

8.       Ищенко А.И. / «Новые технологии малоинвазивная хирургия в гинекологии». М. ГЭОТАР – МЕД, 2004 – 136 с.

9.        Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания.

/ Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999, с. 442-453.

10.   Творогова Н.Д. / «Страх и тревожность» [Текст], Психология, Лекции для студентов медицинских ВУЗов. М.: Педагогика – Пресс, 1998 – 380 с.

11.   Клинические лекции по акушерству и гинекологии, М: Медицина, 2004 – 624 с.

12.         Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М, 1980. С. 143.

13.        Хохликов В.И. / «Энциклопедия психических тестов. Личность, мотивация, потребность», М: ТЕРРА», Книжный клуб 1999 – 400 с.

14.        Косарева Н.П. / Сестринское дело в гинекологии «Медицинская сестра», Медицина, Москва №5, 2007 – с. 21-23.

15.        Кулакова Н.Н. / Стандарты Сестринского Дела «Медицинская сестра», Москва №2, 2004 – с13-14.

16.        Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001, 215 – 223 с.

17.        Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006, 479 с.

18.        Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983, 12 – 24 с.

19.        Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006, 528 с.

20.        Сидоров К.Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психологический журнал, 2006, Т.27, №6, с. 81-89.

21.        Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979, 392 с.

22.        Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.

23.        Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988, 270 с.

24.        Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. /Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988, с.246-262.

25.        Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореферат, М., МГУ, 1977.

26.        Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000, 464 с.

27.        Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Эксперементальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. // Психологические исследования. - М., 1985, № 4, с.112-119.

28.        Многотомное руководство по акушерству и гинекологии. Т. 1. - М., Медгиз, 1961 - с. 11-112.

29.        Дикке Г.Б., Евтушенко И.Д. Исторические и современные аспекты учения о миоме матки // Сибирский мед.журн. – 2002.-Т.17, №4. – С.5-7.

30.        Савицкий Г.А., Савицкий А.Г. Миома матки (проблемы патогенеза и патогенетической терапии). – СПб.: ЭЛБИ, 2000. –235 с.

31.        Дикке Г.Б., Евтушенко И.Д. Исторические и современные аспекты учения о миоме матки // Сибирский мед. журн. – 2002.-Т.17, №4. – С.5-7.

32.        Серов В.П., Прилепская В.Н., Жаров Е.В и др. Практическое руководство по гинекологической эндокринологии. – М.:РУСФАРММАМЕД, 1995. 426 с.

33.        Эндоскопия в гинекологии. Под редакцией академика РАМН, д.м.н., профессора В.И. Кулакова, член-кор. РАМН, Д.м.н., профессора Л.В. Адамян – 1999 – с. 623.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге


Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг- диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин.

Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

- где пр - сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

- сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.

Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму один балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и Менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

Бланк для ответов по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге


Никогда

 или изредка

Иногда

Часто

Почти всегда или постоянно

1

Я чувствую подавленность





2

Утром я чувствую себя лучше всего





3

У меня бывают периоды плача или близости к слезам





4

У меня плохой ночной сон





5

Аппетит у меня не хуже обычного





6

Мне приятно смотреть на привлекательных женщин(мужчин), разговаривать с ними, находиться рядом





7

Я замечаю, что теряю вес





8

Меня беспокоят запоры





9

Сердце бьется быстрее, чем обычно





10

Я устаю без всяких причин





11

Я мыслю также ясно как всегда





12

Мне легко делать то, что я умею





13

Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте





14

У меня есть надежды на будущее





15

Я более раздражителен, чем обычно





16

Мне легко принимать решения





17

Я чувствую, что полезен и необходим (а)





18

Я живу достаточно полной жизнью





19

Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру





20

Меня до сих пор радует то, что радовало всегда.






ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения (САН)

 

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие - сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность - сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение - сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 - о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Типовая карта методики САН

Фамилия, инициалы_______________________________

Пол____ Возраст_____

Дата_________________________ Время____________


1

Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4

Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5

Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6

Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

7

Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8

Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9

Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10

Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11

Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12

Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13

Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14

Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15

Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16

Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17

Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18

Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19

Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20

Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21

Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23

Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24

Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25

Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомленный

26

Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27

Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

28

Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29

Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30

Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.