РУБРИКИ

Тревожное состояние больных при различных гинекологических заболеваниях

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Тревожное состояние больных при различных гинекологических заболеваниях

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)


Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда - тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

PT=∑1 - ∑2 + 50,


где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);


ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,


где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.

Для диагностики реактивной тревожности используется первая часть из методики самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л. Ханина:


Бланк для ответов

Фамилия______________________________

Дата________________________


Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершено верно

1

2

3

4

5

6

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я неврвничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Для диагностики личностной тревожности используется вторая часть из методики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1

2

3

4

5

6

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Сводные результаты исследования по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

2

1

1

2

3

2

1

1

1

2

2

2

1

1

1

3

1

1

1

2

3

3

4

2

2

1

1

3

3

3

2

3

3

4

2

4

4

2

4

3

3

1

2

1

1

1

2

2

3

1

1

1

2

2

2

1

1

1

2

1

1

4

1

2

2

2

1

2

1

3

2

2

3

1

3

2

3

2

2

2

1

3

5

3

3

2

3

4

4

3

2

2

3

4

4

3

3

3

4

4

3

2

2

6

3

2

3

4

2

3

3

4

2

2

3

3

3

2

2

2

3

2

3

2

7

1

2

1

1

2

2

2

1

1

1

2

2

2

3

2

1

2

1

1

1

8

1

2

2

2

1

1

1

2

2

1

2

3

2

1

1

1

2

2

2

1

9

1

2

1

1

1

2

2

2

3

1

1

1

2

2

1

1

1

2

2

1

10

1

2

2

3

3

3

1

1

2

3

3

4

2

3

3

1

1

1

2

2

11

3

3

3

4

4

2

3

3

3

4

1

3

3

3

4

3

2

3

2

2

12

3

3

3

2

2

3

3

3

4

4

4

3

3

3

2

2

3

3

3

3

13

1

3

3

2

2

3

3

2

2

1

1

1

2

2

3

3

2

2

1

1

14

3

2

3

3

2

3

4

4

3

2

4

2

3

4

3

3

2

2

1

3

15

2

2

1

1

2

3

3

1

1

2

2

3

1

1

1

2

3

2

1

1

16

3

2

2

1

1

2

3

3

3

1

1

2

2

4

2

2

2

1

1

3

17

3

3

3

2

3

4

2

2

2

3

3

3

4

4

1

3

1

2

2

3

18

2

3

3

2

2

3

1

1

3

3

2

2

3

2

3

2

2

2

3

3

19

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

20

4

3

3

4

4

2

2

3

3

4

4

4

3

3

3

1

1

2

2

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Результаты исследования депрессии у женщин с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

Баллы

Уровни депрессии

1

45

без депрессии

2

50

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

3

49

без депрессии

4

50

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

5

58

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

6

55

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

7

53

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

8

50

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

9

52

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

10

59

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Результаты исследования депрессии у женщин с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

Баллы

Уровни депрессии

11

57

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

12

49

без депрессии

13

51

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

14

52

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

15

53

без депрессии

16

51

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

17

45

без депрессии

18

51

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

19

49

без депрессии

20

43

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

ПРИЛОЖЕНИЕ 8


Результаты исследования самочувствия у женщин с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства


№ п/п

баллы

Уровень самочувствия

1

4,9

Благоприятное состояние

2

3,8

Не благоприятное состояние

3

5,9

Благоприятное состояние

4

3,9

Не благоприятное состояние

5

4,2

Благоприятное состояние

6

4,1

Благоприятное состояние

7

3,5

Не благоприятное состояние

8

3,9

Не благоприятное состояние

9

4,0

Не благоприятное состояние

10

3,7

Не благоприятное состояние

ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Результаты исследования самочувствия пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

баллы

Уровень самочувствия

11

4,8

Благоприятное состояние

12

4,4

Благоприятное состояние

13

4,1

Благоприятное состояние

14

3,5

Не благоприятное состояние

15

5,3

Благоприятное состояние

16

3,6

Не благоприятное состояние

17

4,2

Благоприятное состояние

18

3,2

Не благоприятное состояние

19

5,3

Благоприятное состояние

20

4,0

Не благоприятное состояние

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Результаты исследования активности у женщин с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

баллы

Уровень активности

1

5,3

Благоприятное состояние

2

3,5

Не благоприятное состояние

3

4,4

Благоприятное состояние

4

4,2

Благоприятное состояние

5

3,6

Не благоприятное состояние

6

4,0

Не благоприятное состояние

7

5,0

Благоприятное состояние

8

3,8

Не благоприятное состояние

9

4,1

Благоприятное состояние

10

3,9

Не благоприятное состояние

ПРИЛОЖЕНИЕ 11


Результаты исследования активности пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

баллы

Уровень активности

11

4,1

Благоприятное состояние

12

5,2

Благоприятное состояние

13

3,9

Не благоприятное состояние

14

4,0

Не благоприятное состояние

15

4,6

Благоприятное состояние

16

5,1

Благоприятное состояние

17

5,6

Благоприятное состояние

18

3,8

Не благоприятное состояние

19

5,9

Благоприятное состояние

20

3,5

Не благоприятное состояние

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Результаты исследования настроения пациенток с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

баллы

Уровень активности

1

4,3

Благоприятное состояние

2

3,9

Не благоприятное состояние

3

4,1

Благоприятное состояние

4

4,2

Благоприятное состояние

5

4,0

Не благоприятное состояние

6

4,0

Не благоприятное состояние

7

5,9

Благоприятное состояние

8

3,9

Не благоприятное состояние

9

4,1

Благоприятное состояние

10

3,9

Не благоприятное состояние

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Результаты исследования настроения пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

баллы

Уровень активности

11

4,5

Благоприятное состояние

12

5,0

Благоприятное состояние

13

3,2

Не благоприятное состояние

14

4,0

Не благоприятное состояние

15

5,7

Благоприятное состояние

16

5,1

Благоприятное состояние

17

4,9

Благоприятное состояние

18

3,2

Не благоприятное состояние

19

5,5

Благоприятное состояние

20

3,8

Не благоприятное состояние

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Результаты исследования уровня реактивной тревожности пациенток с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

Баллы

Уровень

1

67

Высокая тревожность

2

59

Высокая тревожность

3

38

Умеренная тревожность

4

35

Умеренная тревожность

5

45

Умеренная тревожность

6

55

Высокая тревожность

7

52

Высокая тревожность

8

38

Умеренная тревожность

9

41

Умеренная тревожность

10

44

Умеренная тревожность

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Результаты исследования уровня реактивной тревожности пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

п/п

Баллы

Уровень

11

37

умеренная тревожность

12

40

умеренная тревожность

13

33

умеренная тревожность

14

33

умеренная тревожность

15

41

умеренная тревожность

16

45

умеренная тревожность

17

31

умеренная тревожность

18

54

высокая тревожность

ПРИЛОЖЕНИЕ 16


Результаты исследования уровня личностной тревожности пациенток с диагнозом миома матки с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

Баллы

Уровень

1

53

Высокая тревожность

2

69

Высокая тревожность

3

40

Умеренная тревожность

4

35

Умеренная тревожность

5

51

Высокая тревожность

6

47

Высокая тревожность

7

45

Умеренная тревожность

8

52

Высокая тревожность

9

45

Умеренная тревожность

10

55

Высокая тревожность

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Результаты исследования уровня личностной тревожности пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства

№ п/п

Баллы

Уровень

1

37

Умеренная тревожность

2

41

Умеренная тревожность

3

41

Умеренная тревожность

4

36

Умеренная тревожность

5

50

Высокая тревожность

6

39

Умеренная тревожность

7

46

Высокая тревожность

8

42

Умеренная тревожность

9

45

Умеренная тревожность

10

29

Низкая тревожность

ПРИЛОЖЕНИЕ 18


Рекомендации женщинам с гинекологическими заболеваниями, требующими оперативного вмешательства по стабилизации эмоциональных состояний (Лобзин В.С. Решетников М.М./ Аутогенная тренировка)


1. Не старайтесь оставаться наедине со своими неприятностями.

У каждого человека бывают не только радости, но и неприятные переживания, конфликтные ситуации, на которые люди реагируют по-разному.

Как же смягчить тягостные переживания, остро развившееся отчаяние? В десяти из десяти случаев в подобных ситуациях помогает рассказ о травмирующих обстоятельствах другому лицу - другу или знакомому и рассудительному человеку, которому доверяешь. Рассказ о переживаниях и полученный рациональный совет приводит к разрядке эмоциональной напряженности, позволяют посмотреть на «больной вопрос» другими глазами. Наиболее квалифицированный совет в трудных случаях может, конечно, дать профессионально подготовленный специалист, врач-психоневролог.

При необходимости врачи располагают достаточно эффективными медикаментами, прием которых способствует смягчению и даже устранению тягостных депрессивных состояний, обусловленных отрицательными эмоциями. Откровенный разговор дает возможность человеку с помощью другого сочувствующего ему лица преодолеть, переоценить свои проблемы и способы их решения.

2. Неуклонно совершенствуй себя (о «комплексе неполноценности»).

Некоторые люди часто испытывают недовольство собой, живут в постоянной напряженности, считая, что они хуже других. У одних - недовольство своими часто весьма преувеличенными физическими недостатками (внешностью, формой строения отдельных частей тела), у других - своими психологическими качествами (чрезмерной стеснительностью, робостью). На этой почве нередко создается выраженная эмоциональная напряженность. Такие переживания называют «комплексом неполноценности».

Как нейтрализовать, снизить эмоциональную напряженность, связанную с недовольством собой?

Задача непростая. Многое зависит от психологических особенностей личности и характера переживаний. Лучшей психологической защитой, способствующей разрядке такого напряжения, является постоянное стремление направлять свою энергию на общественно полезный труд. Добросовестное выполнение основной работы, постоянное совершенствование профессионального мастерства, отличное знание своей специальности создают авторитет, повышают чувство собственного достоинства, как в физическом, так и в психологическом отношении.

Не всем, конечно, удается найти полное удовлетворение в своей повседневной и даже творческой работе. Очень важно научиться мириться с разными профессиональными запретами, ограничениями, скучностью и монотонностью отдельных видов труда. Проще всего, казалось бы, переменить работу, но это далеко не всегда надежный выход из положения. И другая работа, повторяясь изо дня в день, может наскучить. Полезно владеть несколькими специальностями или трудовыми навыками, чтобы, переключаясь с одного вида работы на другой, рационально предотвращать утомление.

В свободное от основной работы время очень полезно найти любимое занятие, увлекаясь которым, можно забыть обо всем остальном. Но это занятие нужно подбирать умело. Человеку с сидячим образом жизни полезно общаться с природой, участвовать в подвижных спортивных играх. Увлечения - это и отдых и своеобразное лечение. Оно особенно полезно людям с неустойчивой нервной системой. Любимое занятие помогает им преодолеть неблагоприятные черты характера, навязчивые переживания, тонизирует, отвлекает от неприятных мыслей лучше любого лекарства.

Разрядке эмоционального напряжения, обусловленного недовольством собой, в значительной степени способствует развитие у себя чувства альтруизма, стремление помочь другим, особенно в трудные для них минуты. Щедрость и великодушие не только способствуют уважению окружающих, но и дают минуты удовлетворения, отвлекают от неприятных мыслей, в то время как эгоист по-настоящему никогда не бывает счастлив.

3. Не ожидай «манны с небес».

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Существенный момент в социальном благополучии - место, занимаемое человеком в коллективе, обществе.

Нередко можно встретить людей, которые многие годы настраивают себя на то, что их недооценили, и они очутились не на том месте, на котором хотелось бы быть. Конечно, судьба человека может зависеть от многих обстоятельств, в том числе и от случайностей. И все же многое зависит от нас самих. Необходимо проявлять активность, целеустремленность в росте своего профессионального мастерства, разумную инициативу в устройстве жизни.

Многие десятки тысяч людей на производстве, в учреждениях, ведомствах добиваются успеха в деле, стремятся к признанию, более интересной и лучше оплачиваемой работе. Это стремление не подлежит осуждению, оно естественно и закономерно.

Наше социалистическое общество всем предоставляет равные условия для роста профессионального мастерства, но для продвижения по службе, работе приходится выдерживать определенного рода конкурс, соревнование, своего рода борьбу за успех. Здесь одно несомненно, что для успеха, повышения по работе необходимо проявлять инициативу, повышать постоянно свое профессиональное мастерство, стремиться активно адаптироваться к меняющимся условиям жизни, конкретной обстановке.

4. Избегай односторонних суждений, умей посмотреть на себя со стороны.

Встречаются, однако, люди и иного склада характера. Часто после конфликтных ситуаций в сфере их мышления развиваются стойкие навязчивые представления. Не учитывая разрыва между желаемым и возможным, они начинают демонстративно подчеркивать свои, по существу призрачные, особые права и предъявлять претензии. Мышление этих лиц часто характеризуется ортодоксальностью суждений, эгоцентричностью. Такие люди склонны к переоценке собственной личности, они обычно самоуверенны, напористы, у них легко возникают приступы обиды, гнева, злобы.

Можно привести немало примеров, когда односторонность мышления, повышенная впечатлительность, эмоции заслоняют здравый смысл. Таковы случаи патологической ревности, когда один из супругов обвиняет другого в измене, основываясь не на фактах, а исключительно на субъективном мнении, «логическом» предположении. Разубедить таких людей в ложности их суждений зачастую бывает невозможно. На этой почве в семьях создается крайняя напряженность, порою бурные сцены ревности с грубыми оскорблениями и даже физическими воздействиями. Такие семьи часто распадаются. Проходит время, эмоции, чувства утихают. И то, что раньше казалось неоспоримо верным, теперь оказывается предвзятым суждением. Те же факты начинают оцениваться по-другому.

В подобных обстоятельствах необходимо найти в себе силы и посмотреть на создавшуюся ситуацию и на самого себя со стороны, как бы глазами другого человека. Хотя это сделать нелегко, однако при желании можно найти рациональный выход из создавшейся трудной обстановки, так как в подобных случаях на этой почве может развиться стойкое психическое расстройство, и тогда уже потребуется помощь врача-специалиста.

5. Не удерживайте в своем сознании противоречивые мысли о своем здоровье.

По образному выражению одного из психологов, при нервном переживании, сильных отрицательных эмоциях (особенно повторных) «плачет мозг», а «слезы» - в сердце, желудке, других органах, «слезы» в виде тягостных, труднообъяснимых разнообразных болезненных ощущений в теле.

Эти расстройства обусловлены нарушением регулирующего влияния центральной нервной системы на функции внутренних органов. Многолетние наблюдения за такими больными показывают, что опасности для жизни эти расстройства не представляют.

Периодами состояние таких больных под влиянием различных причин ухудшается - появляется чувство внутренней тревоги, учащается сердцебиение, появляются боль в области сердца, потливость, внутренняя дрожь. Человек нередко ошибочно расценивает свое состояние как сердечный приступ. Однако все эти болезненные проявления обусловлены не структурно-анатомическими изменениями сердца, а повышением активности симпатического отдела нервной системы и часто без всякого вмешательства врача сами собой происходят.

Если же болезненные ощущения неправильно оцениваются больными, то это нередко ведет, особенно у впечатлительных, мнительных людей, к неверным представлениям о характере их заболевания.

Поскольку болезненные ощущения при функциональных нарушениях похожи на признаки действительных заболеваний внутренних органов, то нелегко бывает убедить больных с невротическими расстройствами в отсутствии у них тяжелых заболеваний сердца, желудка, кишечника и других органов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 19

Методы психической саморегуляции, используемые в повседневной жизни


Усталость, стрессы, связанные с проблемами в семье и на работе, в личной жизни, отрицательно влияют на самочувствие, на настроение и на работоспособность человека.

Для того, чтобы избавиться от негативных последствий переутомления и нервно-эмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются:

1. Сон

Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания.

Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, - явление весьма распространенное.

2. Водные процедуры

Горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости.

3. Хобби

Для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка - является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы.

4. Физические упражнения и спорт

Активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели.

5. Смена обстановки

Для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил.

Хотя перечисленные выше методы психической саморегуляции достаточно легки и общедоступны, однако у них есть один недостаток - требуется довольно много времени для того, чтобы добиться требуемого результата. Не для всех ситуаций эти методы одинаково эффективны. Например, горячий или холодный душ не избавит человека от переживаний, связанных с неприятностями на работе или в личной жизни.

6. Аутогенная тренировка.

Аутогенная тренировка представляет собой наиболее известный и распространенный в Европе метод снятия напряжения. На начальной стадии занятий аутогенной тренировкой человек успокаивает себя с помощью самоинструктажа. Он может добиться заметных эффектов в различных частях тела, давая себе простейшие команды, например, вызвать чувство тяжести, тепла в руке, ноге и т.д. Таким образом, можно достичь весьма ощутимых изменений в организме, например расширения кровеносных сосудов. Эффект усиливается, если все это сопровождается специальными дыхательными упражнениями. На последующих стадиях занятий аутогенной тренировкой человек может вызывать в сознании те или иные картины, позволяющие расслабиться в стрессовых ситуациях.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.