РУБРИКИ |
Визуально-коммуникативные характеристики представителей готической культуры |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Визуально-коммуникативные характеристики представителей готической культурыВизуально-коммуникативные характеристики представителей готической культурыСодержание Введение 1 Визуально – коммуникативные характеристики представителей молодежных субкультур 1.1 Сущность субкультуры 1.2 Визуально-коммуникативные характеристики субкультур 1.3 Готы – как разновидность субкультур России 2 Эмпирическое исследование визуально-коммуникативных особенностей готов города Владивостока 2.1 Описание контрольной группы 2.2 Методика Кеттелла 2.3 Сравнительный анализ контрольных групп по полученным результатам 2.4 Расчеты ранговой корреляции по Спирмену 2.5 Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) 2.6 Исследование молодежных субкультур г. Владивостока (готы) методом фокус-групп Заключение Список использованных источников и литературы Приложение А 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла Приложение Б Коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена Приложение В Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Приложение Г Блоки для анализа фокус-групп Приложение Д Проективный метод «Рисунки человечков Введение Актуальность данной работы обусловлена тем, что в процессе своей жизни и профессиональной деятельности многие сталкиваются с людьми, ставшими членами различных сообществ, организаций, движений, субкультур, и т.д. Возникает множество вопросов по поводу того, как правильно устанавливать с ними контакт, и проводить беседу, чем мотивированны члены субкультур, каковы стереотипы, свойственные их мироощущению, какова их идеология и на каком языке они говорят. Различные аспекты поведения, визуально-коммуникативные характеристики, а также психологические особенности личностного восприятия влияют на решение человека следовать определенным правилам и нормам в коллективе. Это в свою очередь определяет тенденцию общества, к которому причисляет себя личность. Зная характерные особенности этих обществ, можно найти подход к любому их члену. Целью данной работы является выявление визуально-коммуникативных особенностей представителей данной субкультуры. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1) Исследовать предпосылки возникновения, развития и глобализации субкультуры, а также основные идеи и особенности; 2) Определить визуальные особенности представителей молодежных субкультур; 3) Проанализировать коммуникативно-психологические и поведенческие особенности представителей данной субкультуры. Объектом исследования данной работы являются субкультуры. Предметом исследования выступают представители готической субкультуры города Владивостока. Гипотеза: одной из коммуникативных характеристик готов является чувствительность, перерастающая в драматичность, замкнутость внутри группы, зависимость, что определяет тенденцию всей субкультуры. Практическая значимость: данная работа раскрывает основные поведенческие и психологические характеристики членов субкультур. Она является «путеводителем» по миру готики и заключает в себе всю информацию о готах, известную на данный момент, и служит опорной точкой для более глубокого изучения феномена субкультурной причастности молодежи. Методы исследования: сбор информации, анализ, систематизация, цитирование, анкетирование. Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения. С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас[1], так и за рубежом[2]. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий (например, к такому пути по мотивам вполне практическим склонны исследователи НИЦ «Регион» Ульяновского госуниверситета, руководимого проф. Е. Л. Омельченко[3]; внимание к субкультурам молодежи на региональном уровне проявляют исследователи Санкт-Петербурга[4]). Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации[5]. Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С. И. Левиковой[6], опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов»[7]. Автор настаивает на том, что молодежная субкультура — характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению»[7]. Надо думать, эта точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений З. В. Сикевич в учебном пособии Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова и др. «Социология молодежи»[8]. С нашей точки зрения, трактовать субкультурные феномены как присущие (хотя бы в смысле их «ядра») всем молодым россиянам — значит стать на путь абстрактных схем. В действительности более плодотворна и реалистична позиция М. Фуко, который настаивал: во имя методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с общностью рассеянных событий[9]. В применении к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен — по большей части именно как рассеянные события, общность которых устанавливается исследовательским конструированием реальности. Если исходить из ожидания, что в России молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают эту тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни, то материалы исследований последних лет покажутся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле едва заметны. Их известность в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации. Однако, наряду с авторами научных трудов, большой вклад в изучение субкультурных традиций внесли независимые журналисты и авторы различных статей в интернете. Основная часть работы была основана именно на данных из интернет – источников, именно они являются наиболее ценными, так как содержат мнения не только «наблюдателей», но и людей, непосредственно состоящих в изучаемой субкультуре. 1 Визуально – коммуникативные характеристики представителей молодежных субкультур 1.1 Сущность субкультуры Начиная эту тему, необходимо дать определение понятия «Субкультура». Здесь есть определенная сложность, так как определений, что такое «Субкультура», очень много. Приведу различные (не очень много)- от энциклопедических до определений участников различных форумов: 1) «Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.»[10] 2) «Субкультура - Прежде всего приставка «суб-» в современном контексте подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собою самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума (ее мы и обозначаем словом «культура»). Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и обеспечивающей их взаимопонимание), а кроме того, ориентированы на постоянный диалог с нею. Этот диалог может принимать формы «обновления культуры», ее «развития», «восстановления традиций» – или «противостояния», «разрушения» и проч., но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Каждая из них определяется прежде всего по отношению к культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм.»[11] 3. «Субкультура – это культура различных социальных групп, которая существует в рамках официальной культуры. Традиционалистская субкультура не противоречит традиционным ценностям социума. Субкультуры, противоречащие традиционной культуре, называются иновационно-авангардными. В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности.»[12] 4. «Субкультура - это понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры и не противоречит ей, или же является частью ее и противоречит ей (контркультура). Итак, субкультура - это система ценностей, принадлежащая некоторой социальной группе. Разновидности субкультур не ограниченны, пока существует человечество, развивается наука и социальная инфраструктура, будут возникать сообщества связанные одними интересами, профессиональными навыками и просто условиями жизни. Внутри каждой такой ячейки, как следствие, возникают свои правила, нормы и законы, регулирующие взаимоотношения между людьми данного «подвида» субкультуры.»[13] Определения, данные на различных форумах (авторская редакция сохраняется): 5. «Субкультура! «Суб» - латинская приставка, означает «под», с культурой всем понятно. В итоге получается подкультура, недокультура...! По высказываниям некоторых представителей (форума) эмо - самые лучшие, самые душевные люди в мире... это мое ИМХО и мне е_ть на ваши мнения… становится ясно, что представители субкультуры - это быдло, не имеющее ни малейшего представления об элементарной культуре общения, не уважающее никого вокруг. Субкультура - продукт, зачастую, юношеского максимализма, глубокого невежества, отрицания культурного наследия человечества, ведущее к деградации личности. Чаще всего такое вызывающее поведение связано с психопатией, что есть суть патология характера и дефекты воспитания, приводящие в итоге к социальной дезадаптации, подобные люди способны на общение только в своей субкультуре.»[14] 6. «Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Любая субкультура это просто тупик, ибо развитие личности в рамках субкультуры идет до определенного «потолка», т.к. развиваться разносторонне или выше оного «потолка» личности не дают какие-то рамки, стандарты, обычаи, если здесь применимо это слово, такой субкультуры.»[15] 7. «Я не согласен, что гопы- это субкультура. Любая, даже самая паршивенькая, культура имеет своё мирровозрение и абстрактные идеалы. Но разве можно назвать интересы гопов (Попить пивка, заразится трипером, набить абигору морду в подворотне, погрызть семечек и жить по понятиям) мирровозрением. Они вообще о мире и жизни думают? Они способны мыслить абстрактно? Я думаю нет. Каждая субкультура имеет ряд чётких правил ( Невсегда, правда, чётких). Для гопанов, я думаю, это ПОНЯТИЯ. Кто знает чё такое ПОНЯТИЯ? Я вот уже полгода бегаю и спрашиваю (ответом мне служит нечленораздельное мычание, смешанное с матом). Если нет основы, каркаса, идеалов, то никакая это не субкультура.»[16] 8. «Субкуль… типа тусовка нах…»[17] 9. «Культура - это есть система общепринятых норм и правил. Субкультура - это все, что не принимается общественным большинством. Вокруг нее начинают собираться люди, формируется общий набор начальных ценностей (базис). И понеслась Бурёнка в чисто поле чисто задом... Начинается либо жесткий «отбор», либо реклама и принятие всех и вся. Разрабатывается новая система, правила, атрибутика, места общения с себе подобными, и вся остальная Байда…»[18] 10. «В субкультурах в принципе тоже ничего сложного. Просто сейчас терминология кривая. Из субкультур я могу выделить тока хиппи, растаманов, готов и сатанистов. Потому что у них есть стержень - начиная от собственного искусства, и заканчивая именно собственной культурой. История готики вообще сростается с давней французской модой и ещё более ранним архитектурным стилем. Хотя слово «культура» тут сегодня принимает меньшее значение. В основном можно назвать это «субмодой»…»[19] 11. «Для многих тру в этом - вся жизнь. Воспринимают культуру, не как метод жизни, а как смысл...»[20] Как видно из выше представленного материала, существуют серьезные различия и противоречия в различных определениях понятия «Субкультура», что само по себе говорит о сложности и неопределенности этого явления. Понятие «субкультуры» постигла судьба большинства других наиболее употребимых понятий социальных наук: оно получило множество не вполне четких определений, которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве «правильного» и отмести остальные как «неверные». Введение когнитивистского определения, которое будет предложено несколько ниже, обусловлено желанием автора рассмотреть их связь с социальными движениями, неформальными организациями и общностями. «Все понимания культуры могут быть довольно грубо разделены на две группы. Первая, к которой относится, в частности, определение, использовавшееся конфигурационалистами, описывает культуру как «абстракцию поведения», совокупность воспроизводимых образцов, выделяемых исследователем из наблюдаемого бесконечного разнообразия. Вторая включает определения культуры как «абстракции для поведения» — представлений, на которые ориентируются сами члены общества, когда планируют свои действия.»[21] «Когнитивная антропология, опиравшаяся на определения второго типа, видела своей целью изучение именно культурной «компетенции», абстрактной теории культуры, хранящейся в головах ее представителей, а не конкретных «исполнений», в которых эта теория воплощалась. С этой точки зрения, чтобы ответить на вопрос, что представляет собой культура данного общества, надо перечислить все, что необходимо знать, чтобы существовать в нем. Есть несколько способов определить отношения культуры и субкультур некого общества, опираясь на изложенную выше концептуальную схему, которые также делятся на два обширных класса. К первому относятся дефиниции, приравнивающие культуру ко всей совокупности ментальных структур, приобретаемых, по крайней мере, частью его представителей. Субкультуры, исходя из этого, представляют собой возможные выборы, которые делают группы или индивиды из культурного целого. Действительно, ни один человек в современных западных обществах не может похвастаться тем, что он обладает всеми знаниями, составляющими их культуру. (Отождествление же некоторыми группами своих вариантов культуры с «культурой вообще» надо признать чисто идеологическим). Другая точка зрения приравнивает культуру к тем признакам, которые разделяются всеми членами общества, и обеспечивают возможность для их взаимопонимания. Культура в этом случае — это символическое ядро, проявляющееся через множество субкультурных реализаций. Приставка «суб-» здесь указывает на вторичное положение вариаций по отношению к базовому единству. В дальнейшем мы будем использовать термин «культура» в первом из этих значений — как синоним для «множества всех существующих субкультур», а «субкультуру» — как синоним для «одного из возможных культурных выборов». Существование субкультур является неизбежным следствием культурной дезинтеграции, ситуации, когда каждый может — и вынужден — относительно свободно выбирать из множества вариантов правил мышления и поведения. Вопрос о том, насколько культуры вообще, и культуры современных обществ, в частности, представляют собой единое целое, был одним из центральных для антропологов двадцатого столетия. В конечном счете, возобладала компромиссная точка зрения, далекая и от представления культуры как несвязанного набора разрозненных элементов, и от другой крайности, видевшей в ней идеально скоординированную систему, каждый элемент которой полностью детерминирован совокупностью других. Бесспорно, что культура любого современного общества, по крайней мере, отчасти, находится в состоянии беспорядка, а любой ее член вынужден время от времени выбирать, какой из норм мышления или поведения ему следовать. Иногда он сталкивается с тем, что имеется несколько «теорий» и, соответственно, несколько способов ориентироваться в одной и той же ситуации, и из них можно выбрать только один, а иногда — что по поводу какой-либо другой ситуации вообще нет никаких указаний, и пробелы приходится восполнять самостоятельно. Аспект, который когнитивные науки прибавили к нашему пониманию человека, заключает в себе непрерывную борьбу за ясность и определенность, в которой участвуют все люди. Каждый стремится к тому, чтобы расширить пределы своей компетентности и к тому, чтобы имеющиеся знания были интегрированы в компактную и непротиворечивую структуру. Последнее требование оказывает огромное влияние на процессы развития субкультур, которые возникают в большой степени как следствие противоречий в «большой» культуре. Действительно, требование непротиворечивости подразумевает, что каждая субкультура включает набор правил, позволяющих принимать решения по поводу всего, что может быть выбрано - подходит это для них, или нет, и если нет ни одного удовлетворительного варианта - изобретать что-то свое. Возможно, система принципов, по которым осуществляется подобный отбор - это самая важная характеристика субкультуры. Правдоподобное предположение состоит в том, что принципы, организующие развитие субкультуры могут рассматриваться как «сценарий» или «скрипт» - когнитивная структура, организующее поведение в некоторых типах ситуаций. Типичный скрипт - например, сценарий посещения ресторана — описывается как программа действий, в том числе ментальных, выполняемая автоматически, как нечто, само собой разумеющееся. Следуя данному выше определению, мы приходим к тому, чтобы считать развитие субкультуры определяемым чем-то вроде такой программы, только регулирующей отношения с нормами культуры, часть которых интериоризируется, а остальные — отвергаются. (Кроме всего прочего, это предлагает новую методологию исследования субкультур, отличную от преобладавших ранее процедур сбора информации).»[22] Принципиальное отличие субкультуры от культуры касается степени произвольности в их выборе. Собственно, говорить о выборе культуры невозможно: приобщение к ней начинается без согласия ребенка. Но приобщение к одной из субкультур во всех случаях подразумевает принятие решения (или нескольких последовательных решений), осуществляемое сознательно. Это — один из редких моментов, когда человек волен решать, через какие очки ему смотреть на мир. Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. Правдоподобное предположение состоит в том, что самоидентификация и символика появляется лишь вместе с необходимостью быстро и эффективно отличать своих от чужих. Исходя из этого, можно выдвинуть гипотезы относительно связи организационных факторов и проведения символических границ. Эмпирические данные в целом подтверждают это предположение, так, есть очевидная связь между субъективной важностью субкультурной самоидентификации и степенью, с которой группа распылена в большей по размерам популяции. Основное методологическое следствие, которое имеет эта точка зрения, состоит в требовании характеризовать субкультуру именно через используемые ею принципы выбора, то есть, не через то, что отвергают (как это чаще всего происходит на уровне здравого смысла), а через то, почему это делают. Выше было высказано предположение, что одни нормы культуры всегда отвергаются для того, чтобы следовать другим. В отношении возрастных субкультур такой линии рассуждения придерживался, например, Толкотт Парсонс, объясняя Молодежную революцию 60-х. Он утверждал, «что выступления студентов были результатом вовсе не неудачи социализации, а ее излишнего успеха: послевоенное поколение не могло приспособиться к тому, что идеалы, на которых оно воспитывалось, надо оставить в детской, чтобы жить в обществе взрослых.»[23] Молодежь занимает особенное место в процессе формирования субкультур: в юности на человека в западных обществах обрушивается львиная доля культурных конфликтов, и именно в этот период он должен выбрать сценарий разрешения всех будущих проблемных ситуаций. Однако, в более позднем возрасте, когда выбор в пользу одной из субкультур уже сделан, состояние определенности не наступает: мы сталкиваемся с новыми фактами, требованиями, перспективами, из которых надо непрерывно выбирать правильные. Постоянным источником неопределенности являются социальные движения. «Интерес к субкультурам возник среди социологов общественных движений главным образом в связи с той ролью, которую они играли в рекрутировании новых членов: социальные сети субкультур были основным источником пополнения рядов активистов. В дальнейшем предметом пристального внимания стали коммуникативные процессы и определение политической ситуации в малых группах, главным образом объединяющих представителей одной субкультуры. Именно субкультурным социальным сетям отводилась основная роль в нескольких недавних попытках соединить микро- и макроподходы к изучению социальных движений. Было признано, что выживание возникшего движения зависит от того, удастся ли ему вписать свои новые схемы в сценарий хотя бы одной из ранее возникших субкультур. Многократно отмечалось, например, что новые социальные движения, возникшие в 60-х, по сути, опираются на одну субкультуру. В качестве признаков конституируемых ею стилей жизни перечисляются демократизм, антитехнократизм, стремление к автономии и доминирование постматериальных ценностей над материальными (последнее Рональд Инглехарт считает основной отличительной чертой).»[22] Как и в случае с психологическими чертами активистов, наибольший интерес исследователей привлекали те особенности субкультур, которые позволяли объяснить успех или неуспех движений в мобилизации массовой поддержки. В своей обобщающей статье Макадам, Маккарти и Зальд указывали, что «до недавнего времени внимание социологов было сосредоточено на ранних стадиях развития движения, и удивительно мало интереса вызывали результаты их деятельности. Действительно, мы можем предположить, что субкультуры не только влияют, но и подвергаются влиянию со стороны тех трансформаций социального сознания, которые несут движения.»[24] Новые схемы социального мышления, которые они предлагают как альтернативу старым, и видения мира, возникшие как результат применения этих схем, вносят диссонанс в с трудом созданные непротиворечивые частные вселенные. Движения порождают субкультуры, создавая ситуации, требующие делать выбор — прежде всего, между разными социальными теориями. Те, кто принимает их перспективу, вынужден тем самым отвергнуть старые концепции, нередко вместе с нормами мышления и поведения, которые с ними связаны. Из всего сказанного следует, что когнитивная практика движений способна порождать целые шлейфы субкультур — как это и сделали молодежные движения 60-х — принимающих или не принимающих полностью или частично их инновации в теориях социального порядка. Субкультурам, ассимилирующим предлагаемые идеологии, приходится воссоздавать целостные мировоззрения за счет отказа от норм, связанных с отброшенными теориями. Требование непротиворечивости, на которое мы ссылались как на принцип, играющий ключевую роль в ситуации культурного выбора, воплощается в попытках создать такой стиль жизни, который связывал бы положения новой теории общества со всеми другими аспектами практики активистов. «Сценарий» субкультуры гарантирует переводимость ее теории социального порядка на язык искусства, науки политики, семейной жизни — в целом, на язык любой другой деятельности, в которой участвуют ее представители. Мы возвращаемся в этом пункте к тому, что обозначили как одну из основных проблем для концепций социологии общественных движений, опиравшихся на определение движений как формы коллективных действий. Субкультуры преобразуют альтернативные социальные теории, оперирование которых мы обозначили термином «социальное движение» в целостные стили жизни. Благодаря субкультурам, борьба между движениями и порядком, которому они бросают вызов, протекает не только в политическом, но и во всем культурном пространстве. 1.2 Визуально-коммуникативные характеристики субкультур Каждая субкультура имеет свои особенные визуальные и коммуникативные характеристики. Они как неотъемлемые правила и неизменные аспекты поддерживаются членами общества, придавая субкультуре идеализированность и поддерживая определенную тематику, свойственную каждому социальному движению. Рассмотрим отдельно значение визуальных и коммуникативных характеристик, для идентификации их с субкультурными традициями. «Особенности внешнего облика и экспрессии человека могут стать «знаками», которые будут вовлечены в жизнь личности. Как это происходит? По нашему мнению, знаки внешнего облика человека функционируют в общении опосредованно активностью самого субъекта, который выбирает из порожденных полем культуры те знаки, которые отвечают его Я-концепции, соответствуют условиям общения и целям его деятельности. В этом плане все семиотические проявления человека вольно или невольно есть его самоутверждение. Психосемиотика внешнего облика обращается к знакам «внешних характеристик поведения и облика человека», «невербального поведения человека», «языка тела». Другими словами, она изучает все визуальные знаковые системы, образованные семиотическими проявлениями внешнего облика человека и несущие информацию в общении. Соответственно зрительно воспринимаемая информация о человеке и от человека передается визуальными знаками трех визуально-коммуникативных систем: габитуса (физический облик, анатомические особенности лица, других частей тела, конституция и пр.), костюма (социальное оформление внешности: одежда, обувь, украшение, аксессуары, прическа, очки и пр.), кинесики (любые значащие движения: мимика, жестикуляция, походка, позы).»[25] Так как в данной главе рассматриваются роль и функции знаковых элементов внешнего облика человека в общении, в отношении субкультур можно сказать, что визуальный аспект является главным «опознавательным элементом» в среде приверженцев. Таким образом они отождествляют себя с группой и находят себе подобных в основной культуре. «Визуальные знаки внешнего облика человека играют особую роль в общении и межличностном познании. Они являются важным средством (инструментом) невербального общения, реализующим аффективно-коммуникативную, регуляторно-коммуникативную и информационно-коммуникативную функции, становятся главными источниками визуальной информации о человеке, индикаторами его личности. Значения отдельных визуальных знаков интерпретируются взаимосвязано: пополняя друг друга, либо порождая новую информацию, либо оказываясь малозначимым нюансом общения. Кинетические знаки чаще всего являются психосемиотической определяющей в визуальном тексте общения. При нейтральной или позитивной информации, передаваемой ими, эту роль выполняют знаки «габитуса» или «костюма». Визуальные средства невербального общения, репрезентируясь в функции индикации социально-психологических характеристик человека, становятся инструментом самоподачи образа Я в общении.»[25] Коммуникативная сторона – неотъемлемая часть каждого общества. Коммуникативные характеристики это те особенности общения, которые дают группе возможность обособления внутри основной культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Такие субкультуры, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. «Более узким понятием, близким к субкультуре, но не подменяющим её, является фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточеными только вокруг предмета своего интереса. Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби — увлечения человека каким-либо занятием. Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах). Как правило, говоря о субкультурах, подразумевают молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки или другими увлечениями. Их разнообразие и является непосредственным фактором такого широкого спектра самих субкультур.»[10] В рамках данной работы будет рассмотрена субкультура, базирующаяся на музыкальном направлении «Готика», и тот факт, что сама сущность движения не ограничивается лишь музыкальными предпочтениями, кроется в самом слове «готика», и его исторических предпосылках. Для более детального анализа в дальнейшем, для начала углубимся в суть визуально-коммуникативных характеристик данной субкультуры. Готика является феноменально эклектичной и сложной эстетической формой, за несколько десятилетий, она обрастала всё новыми и новыми ассоциациями с какими-то художественными течениями прошлого, и в итоге превратилась в многогранное, и сложное явление, заимствующее символы и идеи у эпохи нового времени, обращаясь к средневековью, и даже к древнеегипетской цивилизации. Такое соседство, что самое интересное, не разрушает субкультуру, но развивает её — границы всё больше расширяются. Для начала, стоит рассмотреть основные моменты и художественные течения, повлиявшие на эстетику и символику субкультуры. «Уходя вглубь веков, многие, говоря о современной субкультуре, вспоминают племена готов. Целесообразно проследить исторические предпосылки термина «готика». Первоначально, готы это германский народ, сыгравший значительную роль в истории Европы, и падении Римской Империи. На готском языке, название племени, звучит как «gutans». Гутаны-готы, не имеют абсолютно никакого — даже косвенного отношения к субкультуре. Не имеют они отношения ни на синтаксическом уровне, ни на символическом. В период возрождения (14-16 вв.) в Европе, средневековую архитектуру стали называть «Готика» («gothic»), в силу того, что она сильно контрастировала с классицизмом, вошедшим в моду именно в это время. Слово происходит от итал. «gotico» — непривычный, варварский, и сначала использовалось в качестве бранного.»[26] Здесь хорошо видно, что «готы» как племя и «готическая архитектура» это не однокоренные слова, то есть архитектуру не называли в честь племени. А назвали её «варварской», потому что она казалась во времена классицизма именно такой — страшной, мрачной, не свойственной культурным традициям того времени. Потому что строилась она в поистине страшные времена — тёмные века. «В городах развернулось, возникнув в Северной Франции, широкое строительство. Новый архитектурный стиль, получил название готики. Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы.»[27] Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый). Однако, название «стрельчатый», не прижилось. Ирония последующего употребления слова «готы» в плане сегодняшней субкультуры состоит в том, что далее оно обозначало скорее вкусовых интеллектуалов от мира сего. Поистине вековому шествию способствовала литература. «Далее был готический роман и поэзия - Байрон, Волпоул, Анна Райс, и другие. Роман и поэзия, где наравне с мрачно-романтической и мистической стилистикой поднимаются темы познания своих скрытых сторон, своей сущности. В последствии такие авторы как Эдгар По, Кафка, Густав Майринк успешно продолжили развитие этого жанра и примешали к мистике и романтике немного философии и внутренних человеческих изысканий. Один из наиболее читаемых готами авторов - Лавкрафт. Далее готика стала еще более философской, и к современной литературной готике «второй волны» можно отнести литературу «мрачной», последней романтики или же футурологической правды - Ремарк («Триумфальная Арка», «Черный Обелиск»), Оруелл («1984»), Хемингуей («Острова в океане», «По ком звонит колокол»). И так называемую екзистенциальную литературу - Сартр («Стена»), Камю («Чума»). Начало отсчета готического кино - 1930-тые. Когда появились первые фильмы как мистического плана – «Носферату», «Дракула», и т.д., так и абстрактно - экспресионнистского плана – «Метрополис». Вскоре, как и в литературе к готическим фильмам стали относить и более психологическое, «непонятное» кино. Поэтому на данный момент готическое кино - это как экзистенциальное, психологическое кино, так и мистика, ужасы, триллеры. Готическое кино затрагивает все интеллектуальные сферы и аспекты бытия человека - поиск себя, проникновение в глубочайшие сферы сознания, баланс эмоций, знаний и мрачной романтики. Среди наиболее известных - «Ворон», «Потерянное шоссе» (реж. Дэвид Линч), «Одиссея 2001» (реж. Кубрик Кусторица). Культовым готическим фильмом является «Ворон». В «Вороне» выражена суть готики - вечная боль, не сгоревшая в пепле смерти любовь, холодная правда и кровавая ложь.»[28] Современная готика как явление молодежной культуры является логическим продолжением панкизма, а точнее пост-панка, который в конце 90-х годов ХХ ст. постепенно приходит в упадок. Благодаря активной рекламной раскрутке СМИ, движение «готов», «готики», привлекло в свои ряды многих сторонников. Готика как музыка является тем, что стало ключевым элементом для входа в субкультуру совершенно разных элементов и основой для создания готической субкультуры, для появления понятия «готы». Готическая музыка - эмоционально-сильная и одновременно утонченно-романтическая как своей музыкальной структурой так и текстами. Впервые термин «gothic» по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для характеристики произведений King Crimson и Van Der Graaf Generator). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления «готики») в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо сильнее), а, скорее, «готический» («черный») роман и стихи эпохи романтизма (Мэри Шелли, Волпоул, Бодлер, и др.) со всей их холодной и необычной романтикой, вампирско-вурдалакской образностью, эстетикой кошмара и психологических изысканий. И в то же время различные произведения философии индивидуализма (Сартр, Камю) оказали также решающее действие. Те группы, которые в последствии, в начале 80-тых, стали фактическими основателями готики – The sisters of mercy, Bauhaus, Fields of the Nephilim, The cure, уже гармонично сочетали в своем творчество элементы как философии, так и мистики, при этом подавая данную смесь, высоко-эмоционально привлекали совершенно нестандартным, невиданным колоритом и тотальной инновативностью идей сочетания музыки, имиджа, эротики, философии. Характерным следствием интереса групп к пограничным сторонам сознания и жизни стало воссоздание в готической музыке всего комплекса элементов различных философий, жанрово - стилевых особенностей культово - ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах, необычном имидже и сценическом действе. Если пытаться отследить эволюцию развития такого мультижанрового культурного пласта как готика, то нужно отметить, что в своем развитии «готика» прошла несколько этапов - от прото-готики рубежа 70-80-х к готик-року и начала волны dark wave, goth electronics середины - второй половины 80-х, и, далее, к многообразию «готических» направлений 90-х и до тотальной интеграции во все пограничные жанры на данный момент - 2000-ные. В результате, к началу второго тысячелетия «готика» - это стиль, диапазон саб-жанров которого, простирается от тяжелых готик-металлических и готик-роковых разновидностей, всех видов электроник и танцевальной музыки (dark wave, synth pop, dark electro, future pop) до чистой акустики, поп-готики, а также нео-классики - оркестровой, оперной и камерной готики, и в том числе - фолковой и этнической готики. Все саб-жанры готики равны по своей роли и важности для формирования готики, как музыки так и субкультуры. Повторно и более детально можно остановиться на том, почему же группы называли именно «готическими». И это произошло, по всей видимости, по следующим причинам. Во-первых, мощный, зычный «готический» («варварский») вокал вызывал сравнение с мощным старинным, мрачным и энергическим зовом племени готов. А во-вторых, одеты были группы «под Средневековье» : черный бархат и старая средневековая черная одежда, сапоги, сугубо серебряные украшения, длинные буйные и хаотические волосы (часто кстати смешивалась различная стилистика, так, например, много групп выглядели как средневековые ковбои - готы ( ковбойские сапоги, средневековые шляпы, старинная стилистика,) например Fileds of the Nephilim и The Sisters of Mercy (на определенном этапе) (на сегодня большинство готов преимущественно объединяют в одежде черную кожу и обыкновенную черную одежду)). В-третьих, в текстах групп (особенно The Sisters of Mercy и The Mission) звучали такие элементы как познание, вера, индивидуализм, вера в себя, бог, душевная боль, мистика, борьба против догм общества, призыв дойти к себе через преграды общества и т.д. И, в-четвертых, их композиции несли так называемую «готическую» атмосферу - настроение мрачного пафоса, возвышенности, искренней боли, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности, и общая атмосфера и тексты были насыщены мотивами познания себя, бесконечного поиска истины, псевдосуицидальной экзальтации, вечного сочетания любви-смерти, ухода в иные миры. При этом музыка оставалась достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности, хотя и весьма минималистичной в темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до последней ноты с помощью «бесчеловечных» синтезаторов и драм-машин. Тогда и появился символ готов (философских готов) - звезда, которая символизирует знание, к которому идет человек, и обгорелая кожа на человеке, как символ того, что он должен продираться через общество и его принципы, чтобы дойти до своей цели. Этот символ создан лидером готической группы The sisters of mercy- Andrew Eldritch'ом, которого считают крестным отцом готики, человеком, который создал этот стиль. Про него достаточно мало известно, кроме того, что он знает 8 языков, объездил весь мир, жил в Индии и Саудовской Аравии; никто никогда не видел его глаз, потому что он всегда носит черные очки, он не любит журналистов, издает один альбом в течение 10 лет, восемь видео, которые считаются одними из наилучших в этой области, все релизы его стали «золотыми», и о текстах песен его пишут книги, настолько они сложны и одновременно грамотны. В то же время появился другой символ готов (мистических готов)- кельтский крест именуемый «Анкх». Он, кроме своего старинного значения, еще символизирует объединение мистики с философией в готике. Одно из значений Анкха - вечная жизнь. Но большинстве своем символика и точки зрения разделились - одни считали, что готика - это более «темная», мрачная, музыка и субкультура, связанная с сугубо темными сторонами жизни - мистикой, оккультизмом, и т.д. Другие же считали, что готика - это больше философия и мировоззрение, базирующееся на самопознании путем музыки и прилегающих областей. На сегодня в готике есть и те и другие. Общая же концепция, что--то сочетающие различные элементы. Нужно отметить, что на сегодняшний день Анкх является международным символом всех готов. Кроме этого среди символов, которые готы носят на теле, есть много символики старинного происхождения - египетская, фракийская, средневековая. Но готы в том виде, которые известны сейчас, появились примерно в 1983 году, после выхода фильма «Жажда», где все свелось к тому, что как раз таки можно назвать Vampire gothic. В этом фильме двух главных героев вампиров-убийц играли Девид Боуи и Катрин Денев. Кровожадные, беспечные, красивые и коварные искусители, они стали «пионерами» мистико-готического имиджа. Египетский крест Анкх, которым они прокалывали горло своей жертвы, поистине верно вписался как символ тогда уже будущих готов. Заунывная музыка с депрессивными текстами о смерти, мраке и зле мгновенно стала бешено популярной. А сингл к фильму "Bela Lugosi’s Dead" сразу же прославил Bauhaus, как поистине готик-рок группу. Композиция длилась около девяти минут – причем вокал вступал только через три минуты после ее начала – и не была похожа ни на что из того, что было доселе известно. Это приводило в неистовый восторг как раз ту публику, которая так и не могла дать название ни себе, ни своему образу жизни. Многие люди, еще не называвшиеся «готами», но реально ощущающими себя такими личностями, бросились с ревом к черным знаменам Великой Богини Луны. И вот тогда движение стало развиваться в мрачно-романтическом стиле: люди изводили кучу косметики на депрессивно-агрессивный макияж, перекрашивали одежду в угольный цвет, а по ночам выли на луну и мечтали о смерти. Столкновение идеалов привело к тому что приверженцы субкультуры начинали замыкаться, редко выходили из дома при свете дня. Общение с единомышленниками происходило только ночью. Места для таких сборищ подбирались весьма мрачные: заброшенные здания, старинные кладбища, полуразваленные склепы, где вся атмосфера пропитана античностью, мистикой и грустью. Постепенно ассимиляция новой культурной ветви подошла к финалу и психологическое напряжение внутри субкультуры приняло более реалистичные формы. Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен чтобы его можно было описать в общих чертах. Он был сформирован задолго до того, как субкультура обрела идеализированные рамки и стилистические закономерности. Для более глубокого анализа необходимо описать элементы, из которых создается готический имидж. Готическая одежда, используемая каждым конкретным готом по большей части зависит от общего стиля индивидуума, ниже перечислены наиболее распространенные виды. «Корсеты – бывают двух видов: близкие по виду к «историческим» корсетам прошлых эпох (создаются из бархата, парчи, могут быть различных цветов) и корсеты близкие к фетиш эстетике (создаются с использованием современных материалов – латекса, винила и кожи, преимущественно черный цвет). В cybergoth эстетике иногда используются корсеты из фосфорицирующего пластика. Часто изготавливаются на заказ или приобретаются в специальных готических/фетиш бутиках. Платья, юбки – самые разнообразные, иногда созданные по мотивам «исторических» платьев – с использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда используются двойные юбки. Создаются преимущественно из бархата, шелка, парчи, шифона, гипюр, цвета различные, но доминируют черный, бардовый, фиолетовый. Иногда платья делаются из современных материалов – латекс, винил, могут быть как короткими, так и длинными, в основном узкие, иногда низ юбки и верх платья могут быть оторочены искусственным мехом или перьями, преимущественно черный цвет, часто в декоративных целях украшаются цепочками, пряжками, кольцами. Иногда юбки носят и лица мужского пола. Кофты, топы – если используется в сочетании с «исторической» юбкой, то кофта выдержана в той же эстетике и цветовой гамме что и юбка, используются те же материалы (бархат, шелк, парча), часто рукава и вырез украшаются кружевами. Кроме исторических из бархата изготовляются кофты с более модернистским дизайном – с разрезами на рукавах, разнообразными шнуровками (рукава, спина, лиф), с использованием колец, цепочек. Топы встречаются как бархатные, так и латексные/виниловые – доминирующие цвета черный, фиолетовый, также украшаются кольцами, цепочками, шнуровками, пряжками. Распространенный вид готической одежды – кофты-сетки, носимый обеими полами, бывают как с рукавами, так и без, часто со шнуровкой спереди или на рукавах, преимущественно из искусственных материалов, различных типов фактуры, обычно черного цвета. Иногда используются «меховые» кофты, искусственный мех, длинный ворс, преимущественно черный цвет. Хотя бывают и других, часто экстравагантных цветов: белый, розовый, салатовый. Колготки и чулки – их могут носить лица обоих полов, часто рваные, обычно с рисунком, в сетку или цветные. Брюки, Штаны – разнообразие покроев и тканей от «исторических» панталон (парча, бархат, шелк) до латексных штанов с юбочками. Также штаны изготавливаются из кожи, кожзаменителя, винила, часто используются декоративные элементы в виде шнуровки по бокам, дырок, колец, иногда шнуруются от колен. Существуют как свободного покроя, так и обтягивающие, так называемые лосины, легинсы (из различных материалов, носятся представителями обоих полов). Рубашки – изготавливаются в основном из бархата (преимущественно черный цвет, хотя бывают и других – алого или фиолетового) или хлопчатобумажной ткани, шелка (белого или черного цвета) чаще всего с кружевами на рукавах, иногда с жабо, часто используются шнуровки (спереди или на рукавах). Иногда изготавливаются из прозрачного кружева (черный цвет). Часто со свободными, широкими рукавами. Камзолы, жакеты – обычно изготавливаются из парчи, бархата, шелка, женские могут оторачиваться мехом или перьями. Плащи, накидки – от исторических до стиля модерн. Изготавливаются из бархата, шелка, бывают как односторонние, так и двусторонние, чаще всего с подкладкой другого цвета (алого, фиолетового, черного), иногда бывают с капюшонами. Верхняя одежда – в странах с суровым климатом используются пальто, шинели, кожаные утепленные плащи, преимущественно черного цвета.»[29] Неизменным атрибутом имиджа гота является обувь. Она как и одежда имеет свои неизменные характеристики. «Combat Boots – ботинки в армейском стиле – круглые мыски, высокое (иногда очень высокое) голенище, чаще всего черного цвета, производители – Shellys, Doc. Martins, Grinders. В России – Camelot (те же Shellys с другим названием). |
|
© 2010 |
|