РУБРИКИ

Визуально-коммуникативные характеристики представителей готической культуры

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Визуально-коммуникативные характеристики представителей готической культуры

Готические остроносые ботинки – часто без ярко выраженных каблуков и подошвы (мужские). Основной производитель – Underground Shoes.

Fetish Boots – ботинки с экстремально высокими голенищами, платформами, высокими каблуками, часто отороченные мехом или перьями, иногда различных (не черного) цветов. Основные производители – Underground shoes, New Rock.»[30]

Основной металл - серебро, изделия из желтого металла никогда не используются. Могут быть также железные (с посеребрением или без), используются камни, оникс, агат, гранат, в сложных украшениях могут встречаться практически любые камни.

«Руки — различные виды колец — обычные, на фалангу, на ноготь, на весь палец, «сестринские кольца», и т.д., отличаются от обычных «готическим» дизайном и эффектностью. Браслеты — любых форм и размеров — от тоненьких серебряных колечек до массивных серебряных цепей.

Голова — диадемы, камешки во лбу (с большой долей уверенности можно утверждать, что основная заслуга в популяризации данного вида украшений принадлежит готам).

Уши — серьги обильно применяются, естественно серебряные, часто достаточно внушительные по размеру.

Шея — самые различные подвески, кулоны — кресты, Анкхи, магические символы, различные символы смерти, летучие мыши, и др.

Большая часть аксессуаров ассимилирована готами из фетиш и S&M культуры, а также из субкультуры панка и пост-панка, которые впоследствии стали прародителями готики. Самым распространенным аксессуаром являются ошейники — могут быть любого вида, кожаные, латексные, даже металлические, с шипами или без, часто с кольцами или с подвесками в виде цепочек. Также встречаются шипованные браслеты, пояса, ремни.

Сумки — часто украшены эзотерическими символами, бывают различных форм, от маленьких саквояжиков до рюкзачков в форме летучих мышей или из резины (с шипами).

Перчатки — чаще всего бархатные, кружевные или сетчатые, как короткие, так и длинные (до или даже выше локтя). Часто используются «рукава на шнуровке» — определенный вид перчаток не закрывающий пальцы, большой длинны (выше локтя) — из латекса, винила или кожи.

Зонты — по большей части черного цвета (хотя иногда встречаются и белые), кружевные или бархатные, основная цель — защита от солнца (а не от дождя).

Шляпы — чаще всего цилиндры черного цвета — чаще всего носятся лицами мужского пола.

Очки — обычно круглые, модели как у слепого Пью.

Зубы — клыки вампирского вида часто имплантируются, удлиняются или используются накладные, в духе Дракулы или Носферату.

Линзы — самые разнообразные, с кошачьим разрезом глаз, разных цветов (белого, красного, черного, желтого, зеленого и т.д.).

Часто используются шарфы, боа из перьев, черного цвета.

Лицо — обычно лицу придается бледный вид, путем использования белого грима, тонального крема и белой пудры.

Глаза — часто накладываются черные тени для усиления контраста с лицом, глаза подводятся «кошачьим разрезом» - с удлиненными стрелками. Ресницы накрашиваются черной тушью или используются самые различные накладные ресницы (от цветных до черных). Брови чаще всего выбриваются или выщипываются и линия бровей может быть естественной или рисуются прямые брови вверх к вискам. От фантазии каждого конкретного гота зависит и стиль макияжа глаз — часто рисуются различные узоры на лбу, скулах, висках, начинающиеся от разреза глаз, линии бровей — в виде сложных узоров, паутинок, и т.д.

Губы — чаще всего подводятся по естественной линии губ черным, хотя иногда используется помады красного цвета (обычно темного красного или алого оттенка).

Ногти — самый часто используемый цвет лака для ногтей — черный. Зачастую могут использоваться самые различные цвета — бордовый, фиолетовый, зеленый, белый, и т.д. Иногда на ногтях рисуются узоры.

Один из основных видов самовыражения готов — создание оригинальной прически. Самый часто встречающийся цвет волос — черный, хотя иногда пряди выделяются другими цветами — фиолетовым, красным, зеленым, синим, серебряным. Встречаются и осветленные (белые) волосы, хотя бывают и готы натуральные блондины. Отметим, что подавляющее большинство готов красит волосы. Готы с естественными — русыми, каштановыми, и даже очень светлыми, волосами крайне редко встречаются, конечно, черный цвет волос не обязателен, но все же очень распространен. И если волосы красятся не в черный цвет, то, скорее всего в один из неестественных цветов. Основные стили прически – это прическа, соответствующая стилю ранней готики, то есть зарождению (стиль группы The sisters of mercy, Cure); «pony tail»; и «ирокез», а также просто распущенные или собранные в хвост волосы. Важным моментом является то, что подавляющее большинство готов забривает голову «по кругу», не просто выбривая виски, а оставляя волосы сзади только до затылка. Соответственно это отражается определенным образом во внешнем виде причесок:

Прическа в стиле ранней готики — прическа из времен 80-х, волосы ставятся торчком в хаотическом беспорядке.

Pony tail — прическа из мира fetish эстетики — волосы, собранные в хвост на макушке - обычно не сочетается с выбритыми висками и делается из очень длинных волос. Преимущественно женская прическа.

Ирокез— в связи с тем, что готы достаточно далеко ушли от панков, ирокезы бывают самых необычных видов — не только простые гребни, но и различные «пучки» волос направленные вверх, или волосы торчащие вверх, но не собранные в гребень или двойные ирокезы.»[29]

Таким образом, можно сказать, что Готы имеют характерный, вызывающий имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы не развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: тотально черный цвет одежды (иногда с элементами красного), носят только серебро (как знак презрения к золоту, символу стандартных, зажеванных ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови). У девушек ярко-выразительный стиль Вамп - тяжелая черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей - от ярко-красного (кровавого) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Девушка-гот (готесса) каждый день выглядит как искусительная монахиня или средневековая королева.

У готов работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот»: черная деловая одежда, ограниченные украшения.

Почему именно черный цвет? Для многих черный цвет - как щит, барьер, защита от повседневной банальной псевдо-разноцветной, и в то же время, тотально серой жизни. Для некоторых, черный цвет - это возможность показать, что можно выразить в одном цвете больше, чем другие не могут выразить, используя все цвета жизни. Черный цвет и серебро - единственные два элемента, общие для совершенно разных людей, называемых себя готами. Единственные два элемента, в которых готы сознательно разрешают себе быть похожими друг на друга и путем которых они жертвуют частью своей индивидуальности, ради объединения и укрепления субкультуры готов.

Готы - абсолютные индивидуалы, возрождающие романтику. Чужаки общества в черном, у которых есть своя философия, музыка и мировоззрение, литература, арт и, которые начали называться готами («другими»), потому что исторически не было иного, лучшего слова, сочетающего силу и красоту. Категория «готов» является защитной границей между миром романтики и лавиной усредненнго общественного мировоззрения.

Готы - всегда смотрят на темные стороны жизни, не закрывая на них глаза. Готы берут энергию и жизненную силу из той музыки, литературы, арта и философии, которая других просто депрессирует и кажется слишком мрачной.

Готика - тяга к большему во всем - жизни, любви, музыке. Стиль «не-простой» жизни, дорога к красоте, к моменту отчаянного понимания самого себя и стиль, который защищает нас от зажеванных и догматических общественных ценностей, потому что готы - формация индивидуалов.

Готы закрепили следующий постулат в своих кругах: «Нам не обязательно быть вместе, чтобы быть готами, но когда мы собираемся вместе, мы создаем себе отдельный мир.

Готика - это индивидуализм и романтика как стиль жизни. Знание того, кто мы есть. Мы знаем, что мы - готы и называем себя так. Готы - защитная категория, с помощью которой мы отделили себя от канонов и постулатов дешевого и закоммерциализированного общества, от всего стандартного и простого. Для того чтобы быть готом, нужно лишь быть самим собой и не открещиваться от своих «слишком» мрачных, «заумных», нестандартных, нетрадиционных, депрессивных, меланхолических вкусов и стиля жизни.»[28]

Готы имеют так называемое готическое мировоззрение или, в других словах, - «жизненную философию» сочетающие два основных элемента: абсолютный индивидуализм и необычная романтика (neo/dark romantics). «Всегда стремиться к большему (в жизни, музыке, арте), искать красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотреть на все (негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза. Пытаться изменить каждый серый, банальный день - внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. Знать правду и мрачно иронизировать над ней (принцип таков – «Die laughing!» (умирай улыбаясь). Переплавлять все свои эмоции, как позитивные, так и негативные - боль, отчаяние и подобные, в жизненную энергию. Чувствовать себя нормально со своими «отклонениями»: мрачным настроением, иронией, странными взглядами на жизнь - и брать из всего этого силу.

Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, арта и философии, которые других просто «грузят», депрессируют, кажутся слишком мрачными, «заумными» или слишком сложными. Готы живут тем (музыка, книги), что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон, к примеру - только позитивных и радостных). Им хватает 4 цветов. Остальные - боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и другие для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки и краски эмоций - полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серой реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств, печаль. Радость и грусть - два измерения. Готы - посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет силы для готов, так как радость - проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Для сохранения своих эмоций нужен постоянный поиск чего-то настоящего - в жизни, музыке, арте... Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир.»[28]

Если человек прошел через сложный (тяжелый) период жизни - он слушает ту музыку, которая дает силу, энергию. В этот период познается то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие человека обострено и способно тонко чувствовать разницу между искренней, вкусовой музыкой и «конвеерной». Поэтому к готике часто приходят через «черную» полосу жизни, которая заставляет отделить фальшь от истинных эмоций, а искусственно созданную, исходно «коммерческую» или же однобокую тотально-радостную музыку от той, которая несет эмоции.

«Также готы обычно исповедуют достаточно серьезные жизненные принципы, которые сочетают две несочетаемые грани: carpe diem, сегодняшний день последний, а потому его нужно соответственно прожить и обще-зажеванных-тривиальных: настоящая вера в себя, в настоящую дружбу и любовь. «She always said simple, trivial things - I used to say it was kinda trivial - Believe me nothing is trivial!»[31] (The Crow)». Таким образом, в большинстве своем, готы переплавляют два этих подхода в один: жить каждый день как последний и при этом придерживаться своей философии (жить в своем мире) и выглядеть так, как это соответствует состоянию души (обычно - с преобладанием черного цвета).

Если мировоззрение готов можно более или менее четко описать (жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики), то с конкретными примерами или источниками дело обстоит сложнее, так как у каждого они свои. Можно сказать, образно и в общем, что гот живет по принципам Виктора Цоя (максимально выраженых в фильме «Игла» и альбоме «Звезда по имени солнце»), духовных идеалах романов Ремарка («Триумфальная Арка», «Черний обелиск», «Три товарища») и верит в истины основоположные для фильма «Ворон» («The Crow»). Жить сейчас и здесь и, чтобы это стоило того. Попытка сделать так, чтобы все было красиво или не было. Любить - так до конца, выглядеть - так сексуально и индивидуально, говорить - так правду. Как ни парадоксально, но то же время в реальной жизни и работе некоторые корпоративные готы живут по принципу ордена иезуитов – «цель оправдывает средства». Итак: сочетать банальное и высокое. Загонять примитивные инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций.

Далее, это неприятие конформизма, а также бытовых обывательских ценностей, материальных удобств. Речь, конечно, не идет о стоицизме, но, тем не менее – это преобладание духовного над материальным, что уже немало. Конечно, жизнь диктует свои законы, очень часто такая позиция изматывает, загоняет в тупик или просто оказывается нежизнеспособной. Все-таки, конформизм куда выгоднее и удобнее, он является жизненным кредо обывателей, и от этого факта никуда не деться. Поэтому «готы-романтики» сознательно либо несознательно оказываются в отрыве от общества или даже в конфронтации с ним (с его ценностями и социальной системой). Многие это не только чувствуют, но и всячески подчеркивают это.

Готам свойственен специфический черный юмор и соответствующее отношение к жизни. Помимо этого, им свойственны ирония и самоирония. Первое – для высмеивния обывателей (что можно проследить не только в пост-панке и готике, но и у Гофмана, По, Майринка). Второе – для самокритики и в целях защиты – иногда это единственное средство не сойти с ума. Плюс, ироничное отношение к окружающим и к себе компенсирует эпатажное, нсколько пафосное поведение людей в субкультуре.

Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. «В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых). В исходном смысле «танатос» не есть стремление к смерти или стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти более развитый у мужчин, чем у женщи.»[32]

Важно, однако, иметь в виду, что все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам. Более того, можно даже сказать, что такие проявления готического мировоззрения, как состояние постоянной депрессии и тотальная замкнутость, встречающиеся довольно редко. Такое положение вещей породило условное разделение готов на два типа. Часть готов (как правило, меньшая), часто называемая на западе «Mopey Goths», характеризуются подчёркнуто серьёзным отношением к «готическому мировоззрению», однако большая часть (так называемые «Perky Goths») относятся к субкультуре менее «серьёзно». Их привлекает эстетическая сторона субкультуры, возможности самовыражения, определённые аспекты готического мировоззрения, однако они не ставят его «во главу угла». Между данными взглядами на готическую субкультуру существует определённое противоборство, которое, впрочем, не приводит к каким-либо существенным изменениям структуры готической субкультуры.

«Среди этой субкультуры часто можно найти общее с культурой БДСМ, хотя причастие к одной совершенно не означает какое-либо участие в другой.»[33]

Эстетика готической субкультуры, своими корнями уходит в готический роман и романтические представления о готическом искусстве средневековья. Готическую эстетику достаточно сложно описать, из-за её эклектичности, глубины и экспрессивности, причём некоторые её части находятся в противодействии.

Эстетика выражена при помощи готической музыки, моды и прочих аспектов субкультурной группы.

Существенная черта готики — театрализованность и манерность, берущая своё начало в готическом романе XVIII и XIX века, который, в свою очередь, вдохновлялся готической архитектурой.

Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, а значит к магии и оккультизму. Интерес этот имеет различные проявления, от примитивного использования магических символов как элементов украшения у тех, кто не занимается оккультизмом серьезно, до готов посвятивших свою жизнь изучению магических таинств. Традиция пытающаяся возродить кельтские магические ритуалы, или оккультная традиция базируются на скандинавском паганизме. Поэтому среди готов очень много язычников и даже сатанистов, но по большей части это люди привлеченные мрачной религиозной эстетикой – внешними проявлениями, не являющиеся «реальными» сатанистами. Также встречаются готы, изучающие самую различную древнюю философию: от египетской и иранской до Вуду и Каббалы. Но в целом, большая часть готов в той или иной степени – христиане. Как видно, единой готической традиции, не существует.

Таким образом, понятие «готическое мировоззрение» отнюдь не взято с потолка, а содержит ряд достаточно специфических, четко выделяемых черт. Конечно, в сообществе нет модели разделения на «панк-готов», «романтик-готов» и т.д., все эти черты свойственны членам субкультуры в разной степени и достаточно индивидуально.


1.3 Готы – как разновидность субкультур России


Зародившись в далекой Англии, готическая субкультура проникла практически во все уголки мира. В России, уже в начале XX-го века возникла странная ситуация, названная Декадансом. Предчувствие революции, надвигающихся катастроф побуждала людей к растерянности, беспокойству, одиночеству. Человек того времени становился перед «лицом» Вечности. Вечность – субъективное понятие, отражающее взгляды человека на смерть, жизнь, Бога и Вселенную. Это приводило к декадансу, упадочническому настроению. Интеллигенция того времени испытывала ощущение внутреннего хаоса и душевной дисгармонии. Таким образом, большая часть поэтов, писателей и прозаиков были убеждены в том, что они участвуют в духовном обновлении России. Впоследствии это зародило новое движение, коренным образом меняющее мировоззрения людей. Личностей, пытавшихся заявить о себе, подлиться своим видением этого мира, выделиться из массы, «обратить» себя против всех. Но как оно всегда бывает, этих «выскочек» было очень мало, и они вынуждены были прятаться, скрываться. Такие ситуации возникали в нашей стране на протяжении всего прошлого столетия, что породило культуру андеграунда.

Говоря о готах в России, мы имеем в виду, конечно же, субкультуру и ее развитие в течение последних 30-ти лет. Без сомнения в России богатые корни культуры декаданса, но четко проследить путь развития gothic-субкультуры очень тяжело. Иначе говоря, dark wave течение «перетекло» из пост-панка. Именно оно породило выше упомянутую субкультуру, которая всегда пользовалась большим приоритетом в идеологических, философских и культурных явлениях, ибо это было более чем близко и важно для неординарных личностей. Но в нашей стране важнейшим приоритетом пользовались тексты, в которых было сосредоточено мрачное настроение, утонченные и возвышенные чувства, насквозь «пропитанные» декадансом.

«Скорее всего, первыми российскими «готами» следует считать музыкантов постпанк волны 80-х: Кино, Наутилус Помпилиус, Алиса, Агата Кристи, а позже и Сплин, часть их композиций вообще является характерным gothic-rock, да и по имиджу они старались не отставать от своих западных коллег «по цеху». К сожалению ни одна из этих групп никогда не проводила параллели между своим творчеством и мировой gothic-субкультурой, хотя сейчас нам известно, что музыканты упомянутых групп имели доступ к записям их современников Sisters of Mercy, The Cure, Joy Division и других.»[34]

Различия данной субкультуры есть в каждой стране, и даже в Европе. Субкультура в Германии имеет свои нюансы, отличные от субкультуры в Англии, но в действительности, эти отличия несущественны. Если побывать на западных фестивалях, обычно длящихся несколько дней, то становится понятно, что особого диссонанса нет даже у российских готов. Здесь, скорее, другая проблема, продиктованная жизнью, еще пока, в дикой России. Где все странное и необычное встречает агрессивную реакцию и неприятие. На западе народ реагирует куда спокойнее даже на самые немыслимые и экстравагантные наряды, на любые объективные мнения, на самовыражение индивида в каком бы то ни было контексте.

Так же, как и на Западе, готы в России возникли благодаря «вампирской» эстетике.

Период появления готов соответствует примерно второй и третьей волне готики на Западе.

В то же время первая волна западной субкультуры готов – сформированной на наиболее «темной», социально-негативной «вампирской» этике (образы Дракулы в голливудских фильмах), в Россию не попала.

Основная часть существующих в стране групп готов имеет хиппи-ориентированный вектор, хотя имеются различные ответвления, обладающие притяжением к иным субкультурам. Элементы субкультуры готов проявились в трех уже существующих базовых субкультурах, вследствие чего нормы поведения и этика входящих в них движений автоматически перешли в субкультуру готов.

«В крупных городах имеются три ответвления готов, имеющих притяжение к трем разным базисным субкультурам, на почве которых начала формироваться субкультура готов:

1) Ролевому сообществу: анимэшникам, неагрессивным крыльям движения «ролевиков» (в том числе маргинальным слоям, сформировавшим маргинальные слои готов). Опосредованно панкориентированным маргинальным слоям третьей волны ролевиков.

2) Некрофетишистам: движениям металлистов, сатанистов, дьяволопоклонников и «темных» энергетов.

3) Панкориентированному сообществу: панкам (неандеграундные крылья) и «левым» алисоманам.

Зафиксирован также заметный поток в готы, идущий из маргинальных слоев общества, имеющий выраженные черты агрессивных дворовых полисубкультурных групп.

Произошел некоторый отток к готам из сообщества панков. При этом следует учесть, что незадолго до этого произошел значительный отток агрессивной части панков в скинхеды, отчего в субкультуре готов оказались малоагрессивные панки, типа «кишат» (фанатов «Короля и Шута»). Однако именно панки активнее всего привносят в среду готов антисоциальные нормы.

В составе сообщества готов имеется собственный маргинальный (с позиции готов) слой, который пополняется за счет:

• части роле-готов (из «третьей волны» ролевиков)

• малоагрессивных неандеграундных панков

• неагрессивных низкостатусных представителей дворовых полисубкультурных групп, имеющих притяжение к субкультуре гопников.

В 2004 – 2005 годах несколько усилилась ассимиляция готами контактирующих с ними мальчиков-металлистов (металлеров). Подобные контакты происходят в клубах во время «готических вечеринок», куда металлисты приходят из-за непропорционально большого присутствия среди готов девочек. Уже то, что влияние оказывается со стороны не просто обычных субкультур, а сразу несколькими базовыми субкультурами, одновременно происходит взаимодействие с полисубкультурными сообществами, конгломератами различных движений, выделяет готов среди других движений.

Самое крупное подобное движение – это неагрессивная часть движения ролевых игр, которая привнесла нормы поведения, ранее принятые среди хиппи.

Очень большой поток в готы идет из движения анимэшников (к сожалению, анимэшники, как неагрессивное движение, были исследованы достаточно слабо).

Пока не ясно, какое количество готов пришло из движения энергетов.

Наиболее близким к нормам западной субкультуры готов оказался незначительный поток из местных сатанистов. При этом основная масса сатанистов представляет собой агрессивных атеистов, не верящих в высшие и потусторонние силы, что существенно отличает их от западных собратьев. Вместе с тем, в среде готов оказался распространен буддизм и, спорадически, различные ветви христианства.»[34] Именно на почве вышеперечисленных субкультур начала формироваться субкультура, которая с западными готами имеет только общую внешнюю атрибутику и музыкальные пристрастия.

Атрибутика различных направлений российских готов сильно перемешалась. Она сейчас не соответствуют западному стилю готов. Более распространен некий унифицированный образ, близкий к «готу-вампиру».

В настоящее время группы готов имеют относительно небольшую численность. Но формирующееся движение очень быстро растет. Одним из заметных индикаторов достижения достаточно большой численности является сформированная вокруг движения коммерческая инфраструктура (ателье, система организации клубных мероприятий, коммерческие СМИ).

Анализ отслеженной переписки готов в России показал, что понимание сущности субкультуры готов сильно рознится в зависимости от их места нахождения. За исключением некоей очень общей канвы, у каждой группы свой взгляд на то, что такое гот.

«В настоящее время можно выделить четыре самостоятельные категории готов:

1) Готы–адвенты – самая первая малочисленная волна готов, сделавшая «кальку» с западной субкультуры готов. Это уже старые готы, которые чаще всего занимаются шоу-бизнесом и оказывают слабое влияние на основной состав готов (в силу специфического про-сатанистского снобизма). Собственная субкультура данной волны 3-4 уровня, однако реализуемая ими коммерческая деятельность в рамках готической «сцены» повышает численность представителей слоев для которых характерен 1-2 уровень развития субкультуры.

2) Хиппи-подобные готы-декаденты – клубная субкультура. Это вторая волна субкультуры, адаптированная к культурным условиям и социально-культурной специфике России и особенно крупных городах. Дорогая одежда и атрибутика. Это многочисленный слой готов, определяющих в настоящее время нормы готов. Субкультура 2 – 4 уровня.

3) Маргинальные слои готов (про-московская субкультура готов). Состоят, прежде всего, из подростков из плохо обеспеченных слоев общества. Преимущественное нахождение на уличных тусовках. Субкультура 1 – 2 уровня. Имеется склонность к вандализму.

4) Химозники (или «херки») – фанаты окологотической ассимилированной субкультуры, возникшей вокруг группы «HIM». Относятся к низкокультурным сообществам, близким к маргинальным. Субкультура 1 – 2 уровня. Имеется склонность к вандализму.»[34]

Из-за отсутствия единого движения и развитых каналов коммуникации, единая субкультура готов в городах страны еще не сложилась.

Используемая в качестве прототипа западная субкультура готов, при всем своем многообразии, в России проявилась в очень обедненном варианте. С другой стороны, формирование групп готов происходило не на пустом месте, а в составе, как минимум, восьми состоявшихся разных молодежных движений с развитой субкультурой.

Кроме того, субкультура готов с самого начала имела признаки неагрессивной и интеллектуализированной. Она во многом базируется на характерном для хиппи богемном образе жизни и эстетических принципах декаданса.

В этих условиях процессы, идущие в среде готов, напоминают плавильный котел, в котором с трудом формируется новая субкультура из огромного количества малосвязанных компонентов, нередко с взаимоисключающими нормами поведения. Этим объясняется длительность формирования субкультуры готов.

Прослеживается сильное, но опосредованное влияние субкультуры хиппи, в первую очередь, это касается эстетических и морально-этических аспектов. В то же время субкультура хиппи присутствует у данного ответвления готов в урезанном варианте. Подростки только в общих чертах знают о хиппи, скорее об их мифологизированном образе, хотя и симпатизируют им.

Социальный институт «системной родни» прослеживается от хиппи через движение ролевых игр, в урезанном виде, более характерном для ролевого сообщества, со слабыми горизонтальными связями («братья», «сестры»). В еще более слабом виде этот социальный институт сохранился у панков. В связи с наличием сильной стратификации в сообществе готов (иерархического расслоения, где иерархия строится от готов – представителей дворовых полисубкультурных групп, до представителей интеллектуального направления – готов-декадентов), восприятие субкультуры представителями данного сообщества сильно рознится: от поверхностного до достаточно глубокого. Возникают локальные варианты, «редакции» субкультуры, ее элементами становятся новые нормы, ценности и т.д. Воздействием этих факторов объясняется имеющаяся тенденция к самоопределению, постоянное муссирование вопроса о том, что есть готика, и каков должен быть «настоящий» гот («true goth»).

Этим же объясняется стремление готов к детальной проработке субкультурных норм и ценностей, вследствие чего у многих готов индивидуальное видение субкультуры имеет целостный характер.

У готов присутствует болезненный и навязчивый страх оказаться унифицированным: нежелание сливаться с толпой, даже если это толпа себе подобных. Подобная позиция приводит в действие механизм размывания субкультуры, так как искусственно увеличивает диапазон норм поведения, этики и эстетики.

Эстетика готов базируется на околосатанистской, панковской, ролевой и оккультной атрибутике.

Готы используют большое количество шокирующей внешней атрибутики: обильной косметики под «трупы», «вампиров», «чертей», «ведьм-колдунов». Однако эта атрибутика предназначена для посещения клубов и пребывать на улице в таком виде готы обычно опасаются.

Одежда в стиле «унисекс» и декларируемая андрогинность готов иногда не дает возможность определить пол подростка-гота.

Заметной частью субкультуры является «фетиш - эстетика», взявшая внешние атрибуты у садомазахистов (SM), а для готов-вампиров – бисексуальное поведение. При этом гомосексуализм может выступать как в качестве декларируемого, так и в качестве реального поведения.

Практикуются прогулки по кладбищам и поклонение всему, что связано со смертью, причем сами готы рассматривают это как наиболее существенное отличие своего движения от остальных молодежных субкультур.

Девочки – готы часто одеваются под ведьм. Мальчики – готы чаще - под вампиров.

Приведенное сравнение субкультур хиппи и готов очень условное. В настоящее время из неагрессивных интеллектуализированных субкультур с богатыми культурными проявлениями известна только субкультура хиппи. Имеются все признаки того, что данная ниша начинает заниматься готами. Поэтому из этой области, кроме движения хиппи, готов более не с кем сравнивать.

Информационные каналы между группами не развиты, либо развиты слабо. Тусовки (как место встреч) в качестве подобных каналов, фактически, не выступают. В основном общение происходит в рамках хорошо знакомых друг другу представителей субкультуры.

«Самостоятельным атрибутом принадлежности к готам, как к неагрессивной интеллектуализированной субкультуре, является демонстрирование отсутствия накачанных мышц и астеническое телосложение у мальчиков.

 В данном случае имеет место хорошо видимый внешний атрибут, противопоставляемый значимым аналогичным атрибутам в среде гопников, скинхедов и иных агрессивных формирований.

Наличие астенического телосложения может быть визуально усилено за счет соответствующего подбора одежды, которая бы дополнительно скрадывала горизонтальную составляющую. Обычно для этих целей используются длинные безразмерные свитера, ранее распространенные в среде хиппи.»[34]

Данные черты готов становятся особенно заметны в присутствии представителей агрессивных формирований, с их предпочтениями плотного телосложения, развитой мускулатуры.

«В гендерном плане имеется полное равноправие мальчиков и девочек. Причем влияние девочек сильно превалирует, что характерно для хиппи-ориентированного движения.

Особенностью субкультуры готов является то, что там комфортно чувствуют себя именно девочки. В настоящее время в России ощущается сильный дефицит подобных неформальных движений, так как в агрессивных движениях отсутствует равноправие девочек и мальчиков, а в неагрессивных ответвлениях различных движений («анимэшники» и «неагрессивное крыло ролевого сообщества»), в которых также превалируют девочки, комфортность отсутствует в силу ряда специфических причин, характерных именно для данных движений.

В силу указанных факторов, происходит большой приток девочек в среду готов. В данном потоке весьма заметную часть будут составлять девочки, которые не столько желают стать адептами субкультуры готов, сколько пытаются найти референтную среду с комфортными для себя условиями.

В этих условиях ожидается существенное размывание субкультуры готов, появление новых ответвлений (в том числе находящихся в противоречии с исходной субкультурой готов), возникновение конфликтов на данной почве.»[34]

Противодействие, наличествующее в рядах, скорее всего, относится к отношению готов к самой готике. Некоторые считают, что не разумно делить готов на «mopey» и «perky», по такому принципу можно разделить любую группу людей. Mopey Goths- это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно», хотя многие считают что Mopey Goths и есть 100% готы и именно они представляют собой саму суть субкультуры. В свою очередь, Perky goths (часто пишут PerkyGoff) называют тех, кто относится к готике более "расслабленно", они любят появляться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них, они считают Mopey Goths замкнутыми в себе занудами.

Вопросами самоопределения, как правило, задаются не разбирающиеся в предмете люди. Возьмём, к примеру, текст с популярного в России готического сайта: «Темная эстетика — это то, что дает смысл жизни людям, уставшим от телевидения, желтой прессы, музыки, рассчитанной на примитивные инстинкты приматов,… она дает пищу для интеллекта, для созидания, ее могут понять и принять лишь избранные. Она не ограничивает себя какими-то рамками, кроме тех, которые каждый налагает на себя сам». Прежде всего, необходимо отметить, что уход в глубину внутреннего мира и «другая» музыка — это было и остаётся в готической музыке и эстетике. Где же здесь ошибка? Ошибка в том, что изначально, и впоследствии, в отдельных случаях, «готика» не воспринималась как что-то мрачное, она являла собой противопоставление мейнстриму — чёрный цвет использовался в качестве пассивного протеста, но не провозглашения мрака: «В радостной музыке нет силы для готов, так как радость — проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков.»[35]

Налицо — грубая фактическая ошибка. Во-первых, кто сказал что радость — проста? «Пионеры» готической сцены понимали, что важна эмоциональная глубина в принципе — потому что мейнстримовая музыка не может предоставить слушателю всю гамму, чуть больше сложности — и уже не тот формат.

В чём заключается пассивный протест? Вероятно, в том, что нет явной борьбы с мейнстримом — творчество ставится на первый план, творчество создаётся для определённой группы людей, которая совершенно не взирает на вкусы масс. Отсюда идёт имидж — противопоставление, альтернатива повседневности. Отсюда идёт интерес к загадкам истории. Чёрный цвет здесь, разумеется, не важен — и это подтвердят любые фотографии с готического фестиваля — люди одеты в совершенно разную одежду, совершенно разных цветов. Основа всего — экстравагантность и непохожесть. «Другая» музыка, «другой» имидж. Поэтому, по определению, готика не может быть популярной.

Это альтернативная субкультура, с альтернативной музыкой. «Альтернатива (от лат. alter — один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей.»[36]

Уход от повседневности, противопоставление себя обществу иногда выглядят как подростковые капризы, вероятно из-за того, что в готических кругах достаточно много детей такого возраста. Но это очень важный момент — здесь, кстати, хорошо видны оттенки глэм-рока — именно поэтому готическая субкультура до сих пор жива — благодаря своему подлинному многообразию и развитию. Рамки у этого развития только одни — противовес «официальной» культуре и общественным вкусам. А на этом поприще — бесконечное раздолье.

Готический стиль идёт наперекор общественным ценностям — к свободе самовыражения и уничтожению всяческих табу. Именно поэтому в стиле подчёркнут эротизм. Вероятно, первоначально, отголоски вампирского стиля из старых ужастиков, имели аллегорическое значение — выбеленное лицо, чёрные тени — как анти-жизнь. Анти-жизнь в общественном понимании, но на самом деле — просто иная жизнь, которую не поймёт обыватель. Интерес к тайнам истории, отразился во внешнем виде. Многие вдохновились образами знаменитой актрисы немого кино — Теды Бары.

«Уход от повседневности во всём, через обращения к прошедшим эпохам и образам, через облачение в странную одежду, разумно сопровождается модификациями тела — в готической среде особо распространён пирсинг. Это ответ на общественно признанный стиль. В контексте общества, стремящегося на обложках глянцевых журналов к «натуральной» и «природной» красоте, готика это анти-натуральная, анти-мода и в частных случаях — анти-красота. Отсюда идёт тяга к андрогинности и смешению полов — если общество коренным образом поделено на мужское и женское, то готы стремятся разрушить и эту грань. Тем не менее, практически в каждом человеке есть убеждения из серии, «что должен делать настоящий мужчина», или, «какой должна быть идеальная женщина». Поэтому, такое утверждение — в силе.»[34]

«В Европе, в начале 90-х годов, в готической субкультуре появилась мода на одежду викторианской эпохи. Почему именно викторианская? Викторианская эпоха, это эпоха правления в Англии королевы Виктории. Длилась с 1837 по 1901. Неоготика, или новая жизнь готической архитектуры пришлась именно на этот период — не без участия королевы, само собой. Это возвращение повлекло за собой моду на готические романы, в которых повествовалось об ужасном средневековье с позиции человека времён второй половины XIX столетия. Неоготика началась в 1840-х. На данный момент, существует огромное количество разных готических стилей — люди тщетно пытаются классифицировать чью-то фантазию. И здесь я, само собой, не буду приводить традиционные «типы» готов — их нет. Есть люди, постоянно придумывающие что-то новое, есть люди, которые слушают совершенно разную музыку и выглядят экстравагантно, но, в то же время красиво и изысканно. Поэтому крепить подобные ярлыки — как минимум некомпетентно.

Тогда почему вокруг сплошное однообразие и безвкусие? Если все такие разные и все говорят о своей уникальности? Вероятно, потому что люди боятся заявить о себе — в чём бы то ни было. Практически, на каком-то рефлекторном уровне, люди боятся быть вне общества, и идти по своему пути, подчёркивая индивидуальность. Просто так ли, типичный слоган гота на вопрос о его одежде — «это отражение моего внутреннего мира»… Отнюдь. Человек может сам не понимать, ввиду большого количества низкокачественной информации — что его экстравагантная одежда — противовес «обыкновенной». Многие статьи о готах пестрят заявлениями о «тёмной душе», «мрачном взгляде на вещи» и вроде как тёмная одежда есть олицетворение этого мрака. Нет никакого мрака. Есть лишь анти-мода, где «мода» это общепринятый радужный глянец.

Возможно, авторы этих статей искренне пытались показать обособленность и самобытность субкультуры, но сковали себя рамками «мрака».

«Пытаться изменить каждый серый, банальный день — внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников». А вот этот текст — скорее всего, правда. Отголоски подобной позиции, слышатся ещё в футуризме начала XX-го века: «Создание особой атмосферы, своего рода дереализация реальности, внедрение ритмов, энергии искусства в повседневное течение жизни — эти устремления авангарда требовали трансформации традиционных способов существования искусства. Футуристический «грим» и мода во многом опирались на схожие механизмы действия в культурном и социальном пространстве, использовали близкие приёмы преодоления границ картинного пространства для создания новых форм искусства, распыленного в повседневной жизни» (Екатерина Бобринская «Русский Авангард»).»[34]

И подобные взгляды преобладают — скорее всего, во многих молодёжных субкультурах, где подчёркнут внешний вид. Но в отличие от панка, уничтожающего моду — готика создаёт свою моду. В отличие от панка, уничтожающего и упрощающего музыку, готика создаёт свою — сложную музыку. Сложную не технически, а вероятно — в плане восприятия.

Важно не только созерцать свою уникальность, но и делать, прикладывать усилия к личностному развитию — а личностное развитие отразится в том числе на внешности. В ином случае «пассивной уникальности», это будет обыденным бездействием, и движению по проторенной тропе общества.

Таким образом, мы рассмотрели основные характерные черты понятия субкультуры и исследовали визуальные характеристики представителей субкультуры готов. Для того, чтобы полностью проанализировать проблему субкультурных течений необходимо рассмотреть также психологические аспекты, которые влияют на субкультуру изнутри.

2 Эмпирическое исследование визуально-коммуникативных особенностей готов города Владивостока


2.1 Описание контрольной группы

молодежный субкультура визуальный коммуникативный

В рамках данной работы были отобраны представители субкультуры готов и составлена контрольная группа для проведения эмпирического исследования. Данное исследование направлено на выявление психологических особенностей членов субкультуры, посредством которых формируются визуально – коммуникативные и поведенческие характеристики людей, а также определяются мотивы вступления в изучаемое движение.

Исследование проводилось в рамках города Владивостока путем использования следующих методик: методика Кэттелла (16 факторный опросник личности), методика выявления коммуникативных и организаторских особенностей (КОС), а также анкетирование. Данные методики необходимя для подтверждения или опровержения гипотезы о том, абсолютное большинство людей, принадлежащих готической субкультуре, слишком поверхностны по отношению к ней, относят себя к готике ввиду своих собственных желаний, обусловленных удовлетворением потребности в самовыражении. Главной особенностью готов является чувствительность, перерастающая в драматичность, замкнутость внутри группы, зависимость.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Владивостокского Государственного университета экономики и сервиса среди студентов факультета домоведения 3 курса.

Общей объем выборки составил 10 человек. Половозрастная структура: тестируемые в возрасте от 18 до 22 лет, 2 мальчика и 8 девочек. В гендерном отношении ярко выражено преобладание лиц женского пола в субкультуре готов, что отражено в выборке. Это обусловлено ассимиляцией субкультур с запада на российские модели поведения, а также тем фактором, что эстетическая сторона причастности к субкультуре принимается в большей степени девушками, чем парнями.

Визуальные характеристики контрольной группы разнятся в зависимости от индивидуальных предпочтений каждой личности. Однако, как и в большинстве субкультур, здесь можно проследить основные тенденции, указывающие на принадлежность к своей культуре: одежда представлена в гамме цветов от черного и серого, до красного и фиолетового; тяжелая кожаная обувь; соответствующая атрибутика; достаточно агрессивный макияж у девочек. Следует отметить, что эстетика готических традиций не соблюдается. Это выражается, в первую очередь, стиле одежды, которая ограничивается повседневными вещами имеющими черный цвет (джинсы, кофты, футболки, рубашки). Специфические атрибуты – корсеты, платья, перчатки, и др. – надеваются только для определенных мероприятий. То же можно сказать и о прическе. Больше половины тестируемых из контрольной группы на момент опроса имели «грязные, немытые» волосы, распущенные или собранные в хвост. Отмечается, что основная часть готов контрольной группы причисляет себя к субкультуре «анимэшников», любителей и фанатов японской мультипликации. Этот факт нашел отражение как во внешних, так и во внутренних характеристиках. Тестируемые с такой тенденцией отличаются инфантильностью поведения, добавляют в свой стиль более яркие цвета (розовый, желтый, голубой и др.), внешне не проявляют агрессии.


2.2 Методика Кеттелла


Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.

В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является рассмотренный выше факторный анализ личности.

В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.

Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Формы опроса С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой.

Исследование в группе позволяет, во-первых, применять данную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при применении групповых тестовых методик субъективный фактор исследования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.

Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа(Приложение А). В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1–3 и 8–10 (учитывая биполярность каждого фактора).

Для данного описания форма С выбрана потому, что она по сравнению с другими формами, в частности с формой А, обладает рядом преимуществ. Во-первых, она проводится за более короткое время (30-40 мин), что делает ее удобной для группового эксперимента. Во-вторых, сами вопросы в этой форме составлены более обобщенно. Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых. В-третьих, преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности. В-четвертых, адаптация методики, проверка ее валидности и надежности, о чем будет сказано ниже, показали возможность использования этой формы с людьми, имеющими высшее образование. В-пятых, исследователь может работать с так называемыми сырыми оценками.

Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов(Приложение Б). В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.

Результаты анализа контрольной группы приведем в виде таблицы (данные представлены в стенах):


Таблица 1 - Общие значения по методике Р. Кеттелла (16PF-опросник)

Факторы

Результаты контрольной группы (в стенах)

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

MD

4

1

5

2

3

1

3

3

3

4

A

3

1

10

5

4

1

3

1

1

3

B

8

7

7

5

7

10

8

8

8

7

C

6

2

7

2

5

6

4

6

6

3

E

7

3

7

5

9

5

7

4

4

6

F

5

4

10

7

8

6

3

3

4

3

G

7

1

7

6

10

1

3

5

5

1

H

9

5

10

6

10

4

5

2

3

3

I

8

6

7

5

9

6

6

9

9

6

L

4

9

7

8

7

10

9

4

8

9

M

9

8

4

7

5

6

8

10

9

10

N

7

8

4

5

4

6

8

2

6

8

O

4

10

8

6

6

7

9

9

10

10

Q1

3

7

8

8

10

5

9

5

2

8

Q2

6

8

1

7

5

8

10

6

4

5

Q3

5

4

5

5

5

3

4

3

6

6

Q4

6

5

6

6

6

4

5

6

6

5

F1

3

5,4

3,2

5,2

3,6

4,8

5

4,8

4,8

5,2

F2

6,9

2,5

11,8

5,4

9,6

3,4

3,3

1,3

2,6

3

 

F3

4,9

5,5

4,3

5,1

4,9

7,1

5,7

2,9

4,1

4,9

 

F4

7

8,9

3,2

8,2

8,9

7,5

11,1

7,5

5,2

9,1

 

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.