РУБРИКИ

Визуально-коммуникативные характеристики представителей готической культуры

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Визуально-коммуникативные характеристики представителей готической культуры


Итак, сформулируем гипотезы:

H0: Корреляция между иерархиями признаков индивидуального профиля личности, состоящей в готической субкультуре, и профиля субкультуры ЭМО не отличается от нуля.

H1: Корреляция между иерархиями признаков индивидуального профиля личности, состоящей в готической субкультуре, и профиля субкультуры ЭМО статистически значима отличается от нуля.

Перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции внесем поправки на одинаковые ранги Ta=32 и Tb=8,5.

Итак, рассчитаем ранговую корреляцию, согласно полученным результатам:


.


Таким образом, H0 подтверждается. Корреляция между иерархиями признаков индивидуального профиля личности, состоящей в субкультуре готов, и профиля субкультуры ЭМО не отличается от нуля. Тем более корреляция стремится к -1. Это значит, что субкультуры не имеют схожих признаков. Они существенно отличаются друг от друга.

Можно заключить, что все представленные выше субкультуры не имеют четко выраженные сходства. Каждая культура имеет свою тенденцию, настолько же ярко выраженную, насколько ярким будет каждый приверженец субкультуры. Также можно подтвердить главную гипотезу данной работы: характерные черты субкультуры готов сформировались в результате влияния каждого индивида на внутреннюю среду рассматриваемого общества. Исходя из проведенного качественного анализа, можно утверждать, что, зная коммуникативные особенности субкультуры в целом, можно узнать, насколько коммуникабельным является каждый ее член.


2.5 Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)


Опросник КОС применяется для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту) (Приложение В). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Организаторские способности — в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в "ситуативном" взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.

Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.

Таким образом, полученные результаты представим в виде таблицы данных для последующего количественного анализа (Таблица 3).


Таблица 9 - Результаты контрольной группы по методике КОС

№ опроса

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

1

6

13

2

5

11

3

8

11

4

8

10

5

6

9

6

8

11

7

8

10

8

3

9

9

5

9

10

8

11

Среднее

значение

6,5

10,4


Анализ коммуникативных и организаторских способностей позволяет рассмотреть их структуру, вычленив в ней такие компоненты, которые могут быть индикаторами соответствующих способностей. Для этого представим баллы в виде коэффициента К. Используя средние значения по контрольной группе, определим оценочный критерий К, который выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений.

Таким образом, мы получаем следующие данные: коммуникативные склонности имеют коэффициент равный 0,325; организаторские склонности имеют коэффициент равный 0,52. На основе представленных результатов можно сделать вывод о том, что склонность к коммуникации на самом низком уровне, представители данной субкультуры не считают нужным или имеют трудности в установлении контактов с внешней средой, внутри группы имеют установленные связи на уровне малых групп. Зачастую не взаимодействуют с другими «себе подобными» в рамках субкультуры. Что касается организаторских способностей, то очевидно, что они практически не проявляются, имеют крайне низкий уровень выраженности. Внутри готической субкультуры нет лидеров, каждый преследует свои собственные интересы и идеи, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.


2.6 Исследование молодежных субкультур г. Владивостока (готы) методом фокус-групп


Объект исследования: молодежные субкультуры г. Владивостока на примере готов.

Предмет исследования: механизмы формирования образа и стиля жизни в рамках молодежной субкультуры.

Цель исследования: выявление и описание механизмов влияющих на формирование стиля и образа жизни в конкретной молодежной субкультуре.

Задачи исследования:

1) Описание субкультуры как культурного поля, его элементы.

2) Описание субкультуры как сообщества.

3)Описание потребностей, удовлетворяемых через субкультуру.

Метод исследования: малая фокус-группа (численность участников 10 человек). Использование качественных методов в данной работе объясняется следующим:

·                   Недостаточная разработанность проблемы, делающая практически невозможным применение методов количественных.

·                   Направленность исследование на изучения молодежной субкультуры как культурного явления, а, следовательно, изучение области значений участников субкультуры, что делает нецелесообразным применение количественных методов. В данном случае мы изучали именно качественные характеристики субкультуры, и сама постановка проблемы предполагает качественный подход.

·                   Использование групповых методов работы обусловлено тем, что субкультура, как культурное явление является областью групповых значений. Групповые формы работы в данном исследовании кроме того, что являются более экономичными, являются и более целесообразными с точки зрения целей исследования.

Было выявлено 11 смысловых блоков, заданных 11 направлениями поиска интересующей нас информации (Приложение Г). На основании этих блоков был построен качественный анализ внутренней структуры субкультуры как общества.

Описание исследования: были сформирована фокус-группа людей, являющихся приверженцами субкультуры готов. Обработка полученной информации производилась по выбранным направлениям, и, затем, описывалась по этим же критериям.

Кроме того, в ходе фокусированного интервью применялся проективный метод «Рисунки человечков» для более глубокого проникновения в стилевые особенности участников субкультур, области их значений, символику (Приложение Д). Участникам предлагалось нарисовать образ идеального гота, отражающего основные особенности самой субкультуры исходя из личных представлений. Участникам давалась возможность пользоваться любыми средствами изображения. Анализ этих рисунков дал дополнительную информацию, также использованную в описании характеристик субкультуры.

Из анализа результатов были получены следующие данные. Согласно Блоку 1, представители готической субкультуры не располагают достаточной базой знаний о возникновении и развитии самой субкультуры. Основное понятие о ней сводится к стилю и музыке; факторы, повлиявшие на вступление в неформальную общность, ограничиваются понятиями свободы личности и наличием специфического мироощущения. Также было выявлено мнение о том, что сущность движения готов не изменяется в рамках географических величин.

Согласно Блоку 2, большая часть группы уверена, что готика и готическая субкультура не имеет ничего общего с историческими данными, мифологией и преданиями. По их мнению, готика является продуктом реального мира, они отрицают связь субкультуры с архитектурным стилем и варварами, но согласны что вампиризм - это мистическое явление, которое самостоятельно проникло в готику и не было основополагающим.

Согласно Блоку 3, в группе возникли трудности с описанием и иерархией черт, характерных для готики. Основными признаками были названы: черный цвет, готическая музыка, готическое мировоззрение, депрессивность, а также в некоторых случаях было указано искусство во всех его проявлениях. Эти данные являются поверхностными, и можно сказать, что готы не придают этому значения, не принимают «ядро» субкультуры, и придерживаются лишь внешних признаков, что делает их вступление в готическую субкультуру процессом безболезненным. Описание стиля жизни сводится к свободе личности, к соблюдению «неких» готических идеалов, к всевозможному творчеству, а также посещению кладбищ, концертов и мест общего скопления представителей данной субкультуры.

Согласно Блоку 4, музыка имеет одно из первых мест в субкультуре и является базисом для развития готики. По мнению группы, готическая музыка это отдельный пласт в истории музыкальных направлений. Хотя на самом деле, настоящую готическую музыку слушают единицы; большая часть группы предпочитает готический метал, готический рок, deth метал, J-рок и т.д., что подчеркивает несознательность выбора субкультуры и искаженное представление участников о ее сущности. Также, четко выражен негатив по отношению к массовой музыке, и к музыке таких субкультур, как скинхеды, скейтеры, эмо, и ненависть к шансону.

Согласно Блоку 5, готическая субкультура является дезорганизованной общностью, отсутствует лидер, иерархия сводится к настоящим готам и херкам. По мнению самих готов, последние просто наследуют атрибуты готик-культуры, часто не понимая их сути и смысла. Однако, даже из вышесказанного видно, что большая часть всех готов города Владивостока может быть причислена именно к херкам, согласно осведомленности приверженцев о субкультуре как таковой. Наряду с этим существует иная иерархия готов, представленная в большом количестве стилей, отличительные черты которых не достигли завершения в рамках данной местности, и перечислить полностью весь список не смогли даже члены фокус-группы. Можно сказать, что в рамках города Владивостока сформировался единственные подвид готики – романтическая готика, который подразумевает традиционность в образе гота и его жизни. Также существует кибер-готика, но в последнее время, испытывая давление востока, она трансформируется в аниме-культуру с яркими цветами (яркие кислотные цвета) и атрибутами, не характерными для готики.

Согласно Блоку 6, субкультура является открытой общностью, люди по собственному желанию могут приобщиться к ней, принять стиль жизни и идеологию готики. Большая часть тестируемых фокус-группы считает, что основная культура является извращенной, неправильной, в отличие от готики. Также было выявлено отношение готов к другим субкультурам: они нейтрально относятся к металлистам, сатанистам, ролевикам, толкиенистам, анимешникам, рокерам, байкерам и т.д. Ярко выражен негатив по отношению к скинхедам, гопникам, эмо-культуре. Приверженцы готики считают, что их субкультура возникла отдельно от основных норм массовой культуры, она практически не затрагивает материальность мира, скорее обратную сторону реальности – мистику, и мир образов и фантазий. Была выявлена агрессия по отношению к людям, не разделяющим принципы готов, отрицающим существование готики как единицы субкультурного пространства. Также можно добавить, что стилевые особенности носителей субкультур сводятся к искаженному трактованию идей готики, к почитанию загробного мира, культу смерти и мистики.

Согласно Блоку 7, вступление в субкультуру характеризуется наличием определенных желаний, стремлений, и пристрастий. Причем описание производится поверхностно, исключая возможность глубокого анализа факторов, подталкивающих людей на приобщение себя к субкультуре. Фокус-группа отметила, что большинство членов готик-культуры не принимают характерное для готики мировоззрение, но и не отрицают его существование. Происходит ассимиляция своих идеалов под стандарты, принятые в субкультуре, что ограничивает разностороннее развитие личности, навивая однообразность и стереотипность мышления. По мнению членов фокус-группы, становясь членом готик-культуры, человек не обязан придерживаться стиля и определенной атрибутики. Однако, на практике, отступление от этих норм влечет осуждение со стороны остальных членов движения. Большинство тестируемых в фокус-группе склонны считать, что главной функцией субкультуры является объединение людей с общими интересами и мнениями. Этот факт делает субкультуру всего лишь «кружком по интересам».

Согласно Блоку 8, вступая в субкультуру, человек не обязан быть ее приверженцем на протяжении всей жизни. В основном это зависит от того, какие причины подтолкнули человека сделать выбор в пользу именно данной субкультуры. Символика готической субкультуры искажена и трансформирована под личностные приоритеты каждого ее члена. В основном, символизм проявляется в тех образах, которые изначально были определены индивидом, как основополагающие. Поэтому возникновение истинных символов и появление характерных черт субкультуры известно только тем, кто самостоятельно изучает эти данные, открывая для себя новую сущность готики.

Согласно Блоку 9, готическая субкультура предполагает ношение определенных туалетов, но не каждый член общества может себе позволить покупку платьев 18-19 веков, настоящих корсетов, обуви, аксессуаров и т.д. поэтому основной стиль выражен в повседневной одежде черного, белого, красного цветов. Естественно этот факт искажает то, что должен выражать смысл стиля. Соответственно, сам стиль начинает отождествлять лишь субкультурные различия членов различных групп. Согласно анализу фокус-группы, субкультурная среда достаточно скудна, дезорганизована; любое творчество выражает не общие, а личностные идеи индивидов. Стремление людей к самовыражению своего эго приводит к тому, что готическая субкультуры теряет статус общности. Она теряет свои идеи, становится очередным способом для человека показать миру свою важность и востребованность своего существования.

Согласно Блоку 10, субкультурные события имеют значение эмоциональной и физической разрядки, а также способа проявления себя, как истинного представителя готики. Традиционность и ритуальность таких событий является утерянной, забытой, не соблюдается и расширяет свои рамки вплоть до проникновения вовнутрь приверженцев массовой субкультуры.

Согласно Блоку 11, любое массовое событие в мире готической субкультуры исключает заинтересованность в новых знакомствах и контактах. Это подчеркивает тот факт, что готическое общество полностью личностно-ориентированное. По мнению членов фокус-группы, живое общения является более эффективным, однако различная информация о жизни субкультуры черпается из интернета, что говорит о сознательном закрытии членов общества друг от друга. Также было выявлено, что межличностные коммуникации в рамках готик-культуры не име6ют определенной смысловой или функциональной нагрузки. Это подчеркивает разобщенность, замкнутость готов внутри субкультуры.

В ходе анализ проективного метода «Рисунки человечков» была выявлена следующая тенденция: у парней образ гота представлен в виде члена музыкальной группы (аналогичные сходства внешнего вида и определенной позы), либо человека-вампира; у девочек готесса ассоциируется с образом ведьмы или также девушки-вампира. Стоит отметить, что образ напрямую зависит от осведомленности личности о самой субкультуре. Цветовая гамма: от белого, красного, черного, фиолетового у девочек, до черного у парней. Из поведенческих и психологических характеристик девушки выделяют меланхоличность, замкнутость, погруженность в свои мысли; парни выделяют эмоциональность и протест (скрытый), о чем свидетельствует поза героев (в застывшем движении). У девушек акцентируется внешняя красота, стройность, даже хрупкость образа готессы. В образе гота парни не выделяют достаточно мужественности, прослеживается нескладность фигуры, что связано с движением анимэ, проникающим в субкультурную среду готов. На некоторых рисунках присутствуют элементы вампиризма и жертвоприношения, поклонения: ножи, амулеты, пентаграммы, кровь и агрессивность в выражении лица фигуры. Такие методы изображения себя показывают, что индивиды стремятся оградить себя от влияния извне, подчеркивается характер их коммуникативной стороны общения, как подозрительность, осторожность в выборе партнера по общению, скрытность. Различные атрибуты связанные со смертью лишь подчеркивают направленность субкультурных традиций, однако, сам индивид зачастую не придает этому слишком важное значение, личность таким образом показывает свою осведомленность в рамках своей субкультуры, а также принятие идей и мировоззрения остальных членов готического общества.

Заключение


Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Согласно проведенному исследованию, было выявлено, что психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного.

Второе слагаемое психологии неформальности – зарождение и поддержание. Он начинает подрожать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и это его маскарад. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделение из окружающей среды - ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

Третье слагаемое – стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп.

Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.

Еще одна особенность – завышение притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

Таким образом, неформальное общество, как субкультура, имеет свои определенные принципы существования, традиции и идеалы, заложенные временем и наложением различных аспектов других культур. Как бы не изменялась визуальная сторона субкультуры, внутренняя, психологическая структура остается настолько личностно-ориентированной, что стираются все рамки идеализации неформального общества.

Список использованных источников и литературы


1 Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988;

2 Pilkington, H. Russia's Youth and its Culture: A Nation's constructors and Constructed. Routledge, 1994; Pilkington, H. (ed.) Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. Routledge, 1996.

3 Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; ее же. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004; Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики; Часть 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации» /Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск, 2005.

4 Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб., 2001.

5 Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.

6 Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.

7 Социология молодежи: Учебник /Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 335.

8 Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001. С. 165.

9 Foucalt, M. L’archéologie u savoir. Paris, Gallimard, 1969.

10 Википедия. Субкультура [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия. Режим доступа: #"1.files/image012.gif">;


2 «Интроверсия — экстраверсия» (F2) вычисляется по следующей формуле:


;


3 «Чувствительность» (F3) вычисляется по следующей формуле:


;


4 «Конформность» (F4) вычисляется по следующей формуле:


.

Приложение Б

Коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена


Назначение рангового коэффициента корреляции:

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями {иерархиями) признаков.

Описание метода:

Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:

1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;

2) две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков (например, личностные профили по 16-факторному опроснику Р. Б. Кеттелла, иерархии ценностей по методике Р. Рокича, последовательности предпочтений в выборе из нескольких альтернатив и др.);

3) две групповые иерархии признаков;

4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.

Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.

Во всех четырех случаях значимость полученного коэффициента корреляции определяется по количеству ранжированных значений N. В первом случае это количество будет совпадать с объемом выборки п. Во втором случае количеством наблюдений будет количество признаков, составляющих иерархию. В третьем и четвертом случае N - это также количество сопоставляемых признаков, а не количество испытуемых в группах. Подробные пояснения даны в примерах.

Если абсолютная величина rs достигает критического значения или превышает его, корреляция достоверна.

Гипотезы

Возможны два варианта гипотез. Первый относится к случаю 1, второй - к трем остальным случаям.

Первый вариант гипотез

H0: Корреляция между переменными А и Б не отличается от нуля.

H1: Корреляция между переменными А и Б достоверно отличается от нуля.

Второй вариант гипотез

H0: Корреляция между иерархиями А и Б не отличается от нуля.

H1: Корреляция между иерархиями А и Б достоверно отличается от нуля.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена rs.

1. Определить, какие два признака или две иерархии признаков будут участвовать в сопоставлении как переменные А и В.

2. Проранжировать значения переменной А, начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занести ранги в первый столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.

3. Проранжировать значения переменной В, в соответствии с теми же правилами. Занести ранги во второй столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.

4. Подсчитать разности d между рангами А и В по каждой строке таблицы и занести в третий столбец таблицы.

5. Возвести каждую разность в квадрат: d2 . Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.

6. Подсчитать сумму квадратов ∑d2.

7. При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки Та и Тb:


,

,


где а - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А;

b - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду В.

8. Рассчитать коэффициент ранговой корреляции г5 по формуле:

а) при отсутствии одинаковых рангов



б) при наличии одинаковых рангов


,


где ∑d2 - сумма квадратов разностей между рангами*

Та и Tb, - поправки на одинаковые ранги;

N - количество испытуемых или признаков, участвовавших в ранжировании.

9. Определить критические значения гs для данного N. Если rs превышает критическое значение или по крайней мере равен ему, корреляция достоверно отличается от 0.

Приложение В

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)


( Цель: изучение коммуникативных и организаторских способностей)

При положительном ответе на вопрос ставьте знак «+», при отрицательном «-».

При затруднениях представляйте типичную для вас ситуацию и не задумывайтесь над деталями.

1.                   Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2.                   Часто ли вам удается склонить большинство ваших товарищей к принятию вашего решения?

3.                   Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших друзей?

4.                   Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся трудной ситуации?

5.                   Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6.                   Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7.                   Верно ли, что приятнее проводить время с книгами, чем с людьми?

8.                   Если возникают некоторые помехи в осуществлении некоторых намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9.                   Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10.              Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.              Трудно ли вам включатся в новую для вас компанию?

12.              Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно совершить сегодня?

13.              Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

14.              Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15.              Трудно ли вам освоиться в новом коллективе?

16.              Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?

17.              Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым человеком?

18.              Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19.              Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли в таком случае побыть одному?

20.              Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21.              Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22.              Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23.              Испытываете ли чувство затруднения, неудобства, стеснения, если приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.              Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.              Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26.              Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей, друзей?

27.              Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

28.              Правда ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.              Полагаете ли вы, что вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30.              Принимаете ли вы участие в общественной работе в своем коллективе?

31.              Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32.              Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищем?

33.              Чувствуете ли вы себя непринужденно в незнакомой для вас компании?

34.              Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.              Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходиться говорить что-то большой группе?

36.              Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.              Верно ли, что у вас много друзей?

38.              Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39.              Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.              Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?


Подсчитайте совпадения ваших баллов. Нечетные - коммуникативные, четные - организаторские.

Коммуникативные

Организаторские

 низкий

 Менее 11

 2-9

 12

 Ниже среднего

 13

 10-11

 14

 Средний

 15

 12-13

 16

 высокий

 17

 14-15

 20

 Очень высокий


 16-20





Дешифратор (коммуникативные способности)

Дешифратор (организаторские способности)

1

11

21

31

2

12

22

32

3

13

23

33

4

14

24

34

5

15

25

35

6

16

26

36

7

27

27

37

8

18

28

38

9

19

29

39

10

20

30

40


Приложение Г

Блоки для анализа фокус-групп


Основные направления поиска и анализа информации – блоки.

Блок 1. Введение в проблему.

·                   Введение в проблему.

·                   Получение общих сведений о субкультуре.

·                   Структурирование, выделение главного.

·                   Выделение области объекта.

Блок 2. История.

·                   Мифология

·                   Знание об истории - часть культуры.

·                   Перечень субкультурных субъективно значимых моментов.

·                   Представление о субкультуре как определенном социальном мифе.

·                   Типические, отличительные, общие моменты в становлении субкультур.

·                   Закономерности становления.

·                   Степень распространения, массовость.

Блок 3. Субкультура как стиль жизни.

·                   Выделение и описание характерных для данной субкультуры черт.

·                   Иерархия этих черт.

·                   Характеристика стиля жизни.

Блок 4. Музыка в субкультуре.

·                   Место музыки в субкультуре.

·                   Соотнесение направлений с определенной субкультурой.

·                   Сравнение музыкальных пристрастий в различных субкультурах.

·                   Сравнение области субкультурной и массовой музыки.

Блок 5. Внутренняя структура субкультуры как сообщества.

·                   Описание внутренней структуры.

·                   Выделение элементов и связей.

·                   Иерархия (лидерство).

·                   Сравнение структур: выделение общего и специфического.

·                   Место традиций свободного структурного творчества в субкультуре (степень жесткости).

·                   Система ролей.

Блок 6. Отношения общества и субкультуры.

·                   Степень открытости субкультуры.

·                   Отношение к внешнему миру и внешнего мира к субкультуре.

·                   Роль культуры в обществе.

·                   Выяснение перечня известных субкультур.

·                   Картина внешнего мира как общества характерная для данной субкультуры.

·                   Стилевые особенности носителей субкультур.

Блок 7. Потребности, удовлетворяемые субкультурой.

·                   Какие побуждения личности реализуются в субкультуру.

·                   Взаимообусловленность психологических особенностей и субкультурных черт.

·                   Зачем человек приходит в субкультуру.

·                   Что получает.

·                   Субъективный смысл существования субкультуры.

Блок 8. Идеология, ценности, их отражение в символике.

·                   Описание идеологии.

·                   Иерархия ценностей.

·                   Выяснение установок.

·                   Описание символики.

·                   Значение символики и ее смысл.

 Блок 9. Субкультура как область проявления культурного творчества.

·                   Описание материальной и духовной культуры.

·                   Роль творчества в субкультуре.

·                   Представление о стиле как образе мысли.

·                   О стиле как о поведении.

·                   Каким образом образуется субкультурная среда, из чего она состоит.

·                   Какие идеи выражает культурное творчество.

·                   Способом достижения каких целей является.

Блок 10. Субкультурное событие.

·                   Эмоциональное значение субкультурного события.

·                   Смысл для участников.

·                   Событие как ритуал.

·                   Совместное переживание; каким образом создается культурная общность.

·                   Цель субкультурного события, чему оно служит.

Блок 11. Коммуникации в субкультуре.

·                   Источники информации.

·                   Роль СМИ в становлении культуры.

·                   Предпочтение каналов СМИ.

·                   Роль межличностных коммуникаций.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.