РУБРИКИ

Введение в психолого- педагогическую деятельность

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Введение в психолого- педагогическую деятельность

6.4. Индивидуальный стиль деятельности и его формирование

Путь к мастерству лежит через самосовершенствование, осознание себя как творца в педагогическом процессе. Каждый специалист проходит этот путь, опираясь на свои индивидуальные особенности. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности», - писал знаменитый психолог Б.М. Теп лов. В данном случае речь идет об индивидуальном стиле работы. Что же это такое?

Обобщенной характеристикой индивидуально-психологических особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его работе, является индивидуальный стиль деятельности. Если мы хотим выявить индивидуальный стиль (ИС) работы педагога или психолога, то прежде всего необходимо изучить индивидуальную структуру личности. Современная психология уделяет много внимания изучению отдельных подструктур личности, которые определяют индивидуальность человека. Чаще всего выделяют две категории черт: биологически обусловленные, т. е. те, с которыми человек рождается и которые прослеживаются на протяжении всей его жизни, и социально обусловленные, т. е. те, которые он приобретает в процессе своего социального развития (общения, деятельности).

К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности:

1. Подструктуру направленности, включающую в себя те идеалы и ценности, сквозь призму которых учитель подходит

119




к своей работе и детям, отношения и моральные черты личности. Педагогу важно осознавать идеалы и ценности, которые лежат в основе его работы, и уметь опираться на них в общении с учащимися. О людях, осознанно использующих идеалы и ценности в жизни и работе, говорят: «целостная личность, сильный человек». В развитии и воспитании детей эти особенности выходят на первое место. Данная подструктура не включает в себя, по мнению автора, непосредственных природных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание.

2. Подструктуру опыта, включающую знания, умения и привычки, приобретенные личностью. Действительно, знания, которые накапливает в течение жизни специалист, привычки, которые у него формируются, формы и методы, которые он использует в работе, являются непосредственным отражением особенностей его личности. Немалую роль при этом играют биологически обусловленные темперамент и черты характера.

3. Подструктуру форм отражения, представляющую собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, особенностей мышления и способностей. Она формируется путем упражнения и связана с биологически обусловленными особенностями. Для формирования индивидуального стиля работы педагогам и психологам следует обратить особое внимание на изучение своих способностей. Успешность работы во многом зависит от наличия целого ряда способностей:

• коммуникативных - общительности, взаимодействия с детьми в классе, доброжелательности и расположенности в общении;

• организаторских - способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, способности к волевому действию и убеждению, владению собой;

• творческих - чувства новизны, критичности мышления, способности преобразовывать структуру объекта, направленности на творчество, интереса к педагогическому творчеству, стремления к лидерству и к получению высокой оценки со стороны как учащихся, так и коллег;

• гностических, дающих педагогам и психологам возможность приобретать знания и умения, в том числе и на основе анализа собственного опыта;

120


• конструктивных, позволяющих выработать стратегическую линию в работе с классом, решать повседневные задачи с учетом общих целей, устанавливать необходимые взаимосвязи с задачами воспитания и уровнем развития ребенка.

4. Биологически обусловленную подструктуру, включающую в себя типологические свойства личности, важнейшим из которых является темперамент, половые и возрастные особенности, которые в основном обусловлены природными свойствами человека.

Таким образом, структуру личности, лежащую в основе выработки индивидуального стиля, можно представить в виде иерархической пирамиды.


Как и в любой иерархии, особенности низшего уровня влияют на поведение человека больше, чем подструктуры высших уровней. В любой ситуации, особенно требующей быстрой реакции или решения, действия педагога импульсивно будут отражать особенности его темперамента и биологически обусловленные черты. И лишь по мере анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней: вспомнит, как действовал в аналогичных случаях в прошлом, перепроверит свои действия, будет использовать накопленные знания и опыт, анализировать ситуацию, исходить из направленности и т. д. Так обычно происходит у педагогов, не достигших высокого уровня профессионального развития.

121




Опытные и профессионально грамотные учителя и психологи, знающие и использующие особенности индивидуального стиля, не находятся в столь полной зависимости от особенностей своего темперамента. Например, они могут проанализировать возможный исход события задолго до его возникновения или спрогнозировать направления развития какой-либо ситуации. В результате их реакции становятся менее спонтанными и они больше опираются в работе на высшие подструктуры.

Понимание своих особенностей дает опытным педагогам возможность компенсировать нежелательные личностные особенности за счет использования других свойств личности. Например, учитель или психолог знает, что он - натура увлекающаяся и стремится все дела выполнять сам. Эти качества мешают ему формировать у детей самостоятельность и ответственность. Зная за собой такую особенность, он может скомпенсировать ее за счет развития конструктивных и организаторских способностей, развития коллективистской и воспитательной направленности.

Следует отметить, что природные и сформированные в течение жизни свойства личности образуют сложные динамические структуры. Именно благодаря им человек может регулировать свое поведение и не находиться в полной зависимости от биологически обусловленных особенностей. Также благодаря им каждый человек обладает глубоко инди- j видуальной личностной структурой, что проявляется в его поведении и работе.

Как определять индивидуальный стиль? Вопрос этот непростой, и ответов на него существует множество. При всем многообразии ответы можно свести к одному слову - «диагностика». \ Возникает следующий вопрос: «Как разобраться в огромном море диагностических методик?» Действительно, даже для специалистов выбрать методики, простые в применении и наи-более точно отвечающие на поставленные вопросы, — трудная задача. Еще более сложной может оказаться задача примене- j ния полученных результатов в жизни и работе. Поэтому диаг- J ностику лучше проводить постепенно, каждый раз увязывая полученный итог с реальной жизнью и находя ответ на вопрос: 1 «Как это помогает или мешает мне в работе?»

1. Диагностика биологически обусловленных особенностей, j С этой целью можно использовать методику Г. Айзенка. Описа- I

122


ние получившегося в результате диагностики типа темперамента можно найти в книге P.M. Грановской «Элементы практической психологии»

2. Диагностика опыта.

Для изучения особенностей своего опыта (знаний, навыков, форм и методов работы) учитель может применять и диагностические методики, и рефлексию. О рефлексии подробнее будет сказано далее.

Важным способом работы по диагностике и развитию подструктуры опыта является участие специалиста в работе методических объединений и различных формах повышения квалификации.

3. Диагностика форм отражения.

Для диагностики особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления существует огромное количество методик. Применяя их, важно понимать, как вы будете использовать полученные результаты.

4. Диагностика направленности.

Данная подструктура наиболее сложна для изучения, поскольку она затрагивает наиболее глубинные и важные для человека особенности личности. Кроме психодиагностических методик, хорошо использовать технику на самоописание и рефлексию. Например, можно использовать методику «Я через десять лет».

Инструкция: Выберите спокойное время и место, где вас никто и ничто не может потревожить. Представьте, что прошло десять лет. Как вы выглядите? Где вы живете (в городе или деревне, в какой части Земли, в каком жилище и т. д.)? Кто вас окружает (представьте конкретных людей или опишите характеры людей, которых вы еще не знаете в реальности)? Какие слова и образы лучше всего отражают вашу личность? Опишите свою работу. Какими словами можно описать ее? Для чего вы работаете? Цепь вопросов можно продолжить.

Не расстраивайтесь, если сначала у вас ничего не получится или возникающие образы абсолютно нереальны. Данную технику можно выполнять в несколько этапов, обсуждая полученные образы с людьми, которым вы доверяете. Для выяснения направленности важнее всего последние вопросы, поэтому постарайтесь конкретизировать возникающие образы.

Существенное влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности оказывают приемы стимулирова-

123




ния самоутверждения и приемы стимулирования самореализации. Приемы стимулирования самоутверждения направлены на преодоление психологических барьеров, которые связаны с неуверенностью в своих силах и сформированы еще в детстве. Чаще всего они возникают при организации творческой работы и, соответственно, легче всего преодолеваются также в ходе творческой деятельности. Приемы стимулирования самореализации должны быть направлены на то, чтобы вызвать у специалиста, уже включенного в рабочий процесс, стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Приемы предполагают прежде всего создание необходимых условий для свободного выбора способов решения задач, для внесения в процесс творчества чего-то своего, индивидуального.

Интегративным показателем эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является профессиональная творческая активность учителя. Творчество - свойственная человеку целенаправленная работа, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, который бы способствовал творческой работе педагогов и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил отношений:

- отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;

- совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления сложностей и достижения цели;

- должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотива-

124


ционную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критической оценке своих возможностей;

- необходимо стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.

Итак, занимаясь выработкой индивидуального стиля деятельности, необходимо помнить:

• поскольку индивидуальный стиль деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, то он не может быть ошибочным;

• индивидуальный стиль вырабатывается под влиянием общих целей деятельности и представлений субъекта о ее успешности;

• наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному индивидуальному стилю деятельности.

Предпосылками выработки индивидуального стиля являются:

а) наличие зоны неопределенности деятельности, благодаря чему одна и та же деятельность может выполняться по-разному;

б) желание человека сделать свою деятельность более успешной;

в) желание человека сделать свою деятельность более приятной, приносящей эмоциональное удовлетворение.

Индивидуальный стиль вырабатывается на протяжении длительного времени. Скорость его формирования у разных людей может быть разной, но в целом надо учитывать общие закономерности формирования индивидуального стиля. Например, по данным, полученным в рамках возрастной психологии, стабилизация в карьере, предполагающая стабилизацию собственных стилей работы, происходит с 27 до 32 лет.

Таким образом, индивидуальный стиль любой деятельности, в том числе и педагогической, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям деятельности.

Основные пути формирования индивидуального стиля могут заключаться:

а) в максимальном использовании профессионально важных качеств человека и их структур;

б) в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.

125




В заключение несколько советов по практической организации самостоятельной работы, способствующей выработке индивидуального стиля деятельности:

1. При анализе профессионального педагогического развития следует сделать акцент на глубоком осмыслении двух процессов - передачи знаний и усвоения их детьми (важно и то, что педагог-психолог говорит ученику, и то, что ученик запоминает) - и понимании детей, с которыми работает педагог-психолог.

2. В профессиональном развитии педагог-психолог всегда выступает в двух ролях: обучающего и ученика. В своем развитии не останавливается только тот, кто постоянно учится сам. Важно прочувствовать обе роли, только тогда формирование профессионала будет эффективным.

3. В основе развития лежит собственная активность специалистов, их самостоятельность в приобретении нового опыта, знаний и включения их в свою практику.

4. Эффективнее развивается педагог-психолог, имеющий не одну, а несколько возможностей для этого (например, совершенствование в нескольких методических приемах, различных дидактических и воспитательных технологиях и др.). С одной стороны, не найдя в какой-то момент источников информации или коллег-единомышленников для развития в одном направлении, он может переключиться на другое. С другой стороны, развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.

5. Огромную помощь оказывает кооперирование с коллегами при приобретении нового опыта. Только при объединении с другими педагогами-психологами возможно быстрое и эффективное приобретение новых знаний и внедрение их в практику. Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению «профессионального мировоззрения ».

6. Последнее правило - немедленная тренировка или апробирование на практике новых знаний и приемов. Прежде чем испытать новое в классе, следует провести «тренировку» в группе коллег. Побывав на такой «тренировке» в роли ученика, педагог-психолог сможет лучше понять реакцию реальных детей на изменения в методах или содержании образования.

126


6.5. Профессиональное саморазвитие. Саморегуляция

В современном мире полное обновление содержания профессии происходит в среднем за десять лет. Это значит, что если педагог-психолог не хочет отстать от своих коллег и намерен использовать современные формы и методы работы, он должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Обучение и воспитание представляет собой систему, в которой традиционное и современное тесно переплетены и взаимосвязаны. Педагогу-психологу приходится находить баланс между традиционными, незыблемыми аспектами и постоянно меняющимися современными веяниями и тенденциями.

В профессиональном саморазвитии педагога-психолога можно выделить три основные направления:

а) приобретение новых знаний;

б) рефлексию;

в) приобретение и использование навыков саморегуляции.

Основными источниками новых знаний являются психологическая и педагогическая литература, журналы по специальности, методические пособия и рекомендации, нормативные акты и иная документация (законы, указы, программы развития образования и др.), газетные статьи, теле- и аудиопрограммы, видеоматериалы. С распространением сети Интернет в ней появляется все больше сайтов, затрагивающих проблемы детей, подростков и молодежи, работы с ними, различные аспекты воспитания и обучения. Важным для педагога-психолога является пополнение общекультурного багажа (знания истории, литературы, культуры), понимание социальных и политических тенденций в обществе. Новые знания можно приобретать как индивидуально, так и посещая курсы повышения квалификации, лектории и иные формы занятий.

Один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта — педагогическая рефлексия. Рефлексия (в переводе с латинского - «обращение назад») - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Философское понятие рефлексии означает процесс размышления человека о происходящем в его состоянии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Но рефлексия - это не просто понимание человеком самого себя, своего внутреннего

127




мира, своего отношения к работе, другим людям, того, что про-исходит в процессе общения. Это еще и выяснение того, как он воспринимается и оценивается другими, как другие видят его личностные и когнитивные особенности, эмоциональные реакции.

В ходе работы педагог-психолог наблюдает за тем, что про- • исходит, решает возникающие проблемы, облекает свои наблюдения в определенную форму и таким образом набирается I опыта. Затем он приводит свои наблюдения в систему, и они | становятся частью его знаний, которые он использует в работе. , Даже если педагог-психолог не извлекает никаких уроков из своего опыта, он всегда может повторить ситуацию, которая привела его к успеху, и избежать той, которая закончилась неудачей. Подобный способ базируется на методе проб и ошибок и ведет к выработке защитной реакции. Система действий при работе этим способом не может быть гиб*кой и приспособляв-Мой. Для разработки гибкой системы необходимо анализировать и собственный опыт, и опыт своих коллег, извлекать из него все полезное и нужное, стараться понимать, почему тот j или иной прием работает хорошо и почему то, что прекрасно i сработало в одном случае, ничего не дало в другом, т. е. заниматься рефлексивным анализом. Набираясь опыта на основе рефлексии, педагог-психолог вырабатывает для себя гибкую систему действий, умений и навыков и приобретает солидную научную и практическую базу. Высший уровень педагогической рефлексии - размышления о себе в профессии.

Существует несколько основных способов рефлексивного анализа:

- индивидуальная рефлексия (самостоятельный анализ событий дня, своих поступков, действий и реакций учеников);

- обращение к помощи наставника - более опытного коллеги;

- рефлексия в группе равных по уровню квалификации кол-: лег.

В ходе рефлексии происходит двойное зеркальное взаимоотражение людьми друг друга (я в своих глазах, я в глазах другого), результатом чего становится понимание человеком того, каков же он на самом деле.

Приведем примерный перечень вопросов, на которые необходимо найти ответы в ходе рефлексии:

- что я думаю о своей работе;

- что я думаю о детях, как я их воспринимаю;

128


- каковы мои особенности (личностные, эмоциональные, когнитивные) и как они проявляются в работе;

- как я воспринимаю себя в профессии и др.

Анализ себя должен восприниматься каждым педагогом и психологом независимо от опыта и стажа работы, как нормальное повседневное занятие. При наличии даже небольшого навыка он не будет занимать много времени, но польза от него будет несомненной. Например, анализ, проведенный после урока или консультации, поможет педагогу-психологу не только прояснить свое поведение в их ходе, положительные и негативные моменты, но и «поставить точку». Эмоции и мысли от одной встречи с классом после «точки» не перенесутся на следующую, что снизит усталость специалиста и возможность попадания в стрессовую ситуацию.

В ходе рефлексии следует соблюдать ряд правил:

- сосредоточенность - не допускать никаких посторонних мыслей и не уходить по пути возникающих ассоциаций;

- самоуглубленность - никто и ничто не должно отвлекать;

- акцент на свои действия и свои эмоции.

Эмоции и чувства - обязательный элемент рефлексии. Необходимо обдумывать или обсуждать с другими не только действия (свои и учеников), но и эмоции, которые были ими вызваны.

Для большей результативности можно проводить рефлексию наличия или отсутствия в работе педагога-психолога заранее определенных параметров. Например, в работе с классом можно выделить такие параметры, как планирование учебного материала, индивидуальный подход к ученикам, знание основ воспитательной работы, эмоциональное поведение учителя, активизация работы учеников, анализ и оценка своего поведения. Каждый из перечисленных параметров имеет свои характеристики. К примеру, в описании индивидуального подхода к ученикам можно выделить следующие:

Педагог-психолог с высоким уровнем профессионального развития:

- понимает и поощряет индивидуальные различия;

- строит свою работу с учетом индивидуальных различий учеников;

- ежедневно развивает и поощряет успешность всех учеников;

- основывает свою работу на теории обучения и новейших научных исследованиях;

- в ходе работы группирует учеников и дает им задание, соответствующее стилю их обучения, интересам, уровню знаний

ит. д.;

- постоянно развивает свои знания об индивидуальных особенностях людей;

- знает сильные и слабые стороны учеников и эффективно работает с другими учителями.

Специалист с уровнем профессионального развития выше среднего:

- осознает индивидуальные различия учеников;

- планирует большинство видов работы с учетом индивидуальных различий;

- создает определенные условия для учеников, чтобы они развивались в соответствии со своим стилем обучения;

- периодически обсуждает с другими учителями индивидуальные особенности учеников, чтобы оказывать им помощь в обучении;

- изучает индивидуальные особенности людей, но не всегда использует их в своей повседневной работе;

- создает необходимые условия для развития всех учеников. Учитель со средним уровнем профессионального развития:

- осознает явно выделяющиеся и наиболее часто встречающиеся различия между учениками;

- иногда варьирует задания и группирует учеников;

- иногда создает необходимые условия для работы всех учеников в классе;

- когда возникают проблемы в воспитании, использует знания об индивидуальных различиях.

Специалист с низким уровнем профессионального развития:

- работает с «целым классом»;

- крайне редко делает различия между учениками;

- демонстрирует отсутствие интереса к индивидуальным различиям между людьми;

, - при планировании работы не учитывает потребности учеников и их различные стили обучения.

Подобные «списки» можно разработать для всех характеристик работы педагога-психолога. В случае их использования педагоги определяют, на каком уровне развития они находятся, и намечают пути профессионального совершенствования.

Приобретение и использование навыков саморегуляции -  третий главный фактор профессионального роста педаго-

130


га-психолога. Для представителей всех профессий, объектом которых является человек (педагоги, врачи, психологи и др.), периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники.

«Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок. Схематично это можно выразить следующим образом.


Нервное напряжение, злость, досада, обида, невысказанное раздражение имеют свойство накапливаться и препятствовать проявлению положительных эмоций. Признанный авторитет в области изучения стрессов Ганс Селье считает, что стрессы - неотъемлемая сторона нашей жизни. Люди не должны избегать их, более того, можно использовать стрессы и наслаждаться ими, если выработать соответствующую философию жизни. По определению Г. Селье, стресс - это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Иными словами, это реакция, с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происхо-

131




дящим в нем и вокруг него изменениям. Чувство голода I и жажды, радость и печаль, помимо специфических реакций ' (изменений обмена веществ, теплообмена, мышечных реак- | ций, гормонального обмена и др.), всегда сопровождаются ] общей, неспецифической для всех изменений реакцией - I адаптацией организма к возникшим трудностям.

Если стресс помогает приспособиться к изменениям, то почему же принято считать, что стресс - это плохо? Не много найдется людей, желающих вести жизнь тепличного растения. От бесцельности и скуки люди страдают не меньше, чем от нерв-ных перегрузок. Чем больших целей достигает человек, тем выше степень удовольствия и счастья, которые он испытывает. Недаром уже цитированный нами Г. Селье пишет, что «стресс -это аромат и вкус жизни».

Все дело в «пороге». Порогом в психологии называют величину раздражителя, при которой происходят качественные изменения ощущений или реакций. В случае стресса все, что находится до «порога», идет во благо человеку, все, что после него, - во вред. Граница у каждого человека своя. Люди, умеющие управлять стрессом, не дающие ему выйти за «порог», способны достигать очень многого в своей жизни.

Уровень «порога» определяют три основных группы факторов:

1. Биологически обусловленные факторы: сила и устойчивость нервной системы (выражающиеся в типе темперамента), пол, возраст и др.

2. Социально обусловленные факторы: воспитание (определяющее волю, умения по принятию решений и саморегуляции, I общий жизненный настрой и др.), самовоспитание, социальное j и экономическое положение человека и общества в целом и т. д. ;

3. Количество событий, требующих длительной адаптации, происшедших за короткий промежуток времени. Целый ряд жизненных событий вызывают длительную адаптацию (на- \ пример, крупные ссоры и конфликты, экзаменационная сес- ) сия требуют адаптации до 2-4 месяцев; переезд на новое место I жительства или смена места работы - до 1 года; изменение се-мейного статуса - до 2 лет и т. д.). В случае, когда несколько I таких событий совершаются за короткий промежуток време- i ни, способность человека к адаптации в других ситуациях по- 1 нижается и он становится более уязвим для стрессовых воздействий.

132


Чем быстрее человек адаптируется к изменяющимся условиям, тем легче он справляется со стрессовыми ситуациями. Приспособляемость и адаптация - это те механизмы, которые на протяжении веков давали биологическим организмам возможность выжить и развиваться. В них же заключается и способность человека регулировать свое состояние. Чем больше развиты у педагога-психолога эти механизмы, тем легче и радостнее ему работать. Деятельность педагога-психолога невозможна без нервных «встрясок», невыраженных отрицательных эмоций, поэтому более эффективно не ругать детей за то, что они не дают ему спокойно жить, а развивать в себе способность быстро приспосабливаться к изменениям.

Каковы же способы повышения стрессоустойчивости?

1. Основной из них заключается в развитии способности переключаться, создавая для этого специальные условия. Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующее объекту ощущение и состояние организма. Например, сильное волнение или злость можно снять, представив себя в приятном месте (на пляже, в лесу, на берегу реки и т. д.).

2. Способность к адаптации прямо зависит от умения расслаблять мышцы. Нервное напряжение всегда сопровождается мышечным. Механизм очень прост: в ситуации опасности в мышцы поступают нервные импульсы, активизирующие их и побуждающие готовиться к атаке или ее отражению, но когда ситуация опасности заканчивается, мышцы автоматически не расслабляются, а продолжают оставаться в напряжении.

3. Переключением может стать изменение отношения к миру. Несколько советов о том, как это сделать, дает Г. Селье:

- развивайте в себе положительные чувства - это любовь в самом широком смысле, включающая в себя благодарность, уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством, -все эти чувства усиливают дружеское расположение и доброжелательность;

- старайтесь возбудить к себе такую любовь других людей;

- старайтесь избегать даже самых мягких форм бессмысленного мщения, контролируйте свои отрицательные чувства: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, ревность, ибо они вызывают только ответную жестокость;

- изберите себе такое окружение (супруга/супругу, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найдите работу, которую вы можете любить;

133




- постарайтесь придать своей жизни определенную направленность и смысл, сформулировав для себя возвышенную цель. Она должна непременно иметь две черты: требовать упорного труда, но плоды этого труда не должны быть мимолетными, а непременно накапливаться в течение жизни.

6.6. Метод «портфолио» как способ профессионального развития

Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, облегчить консультирование его со стороны более квалифицированных психологов и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Портфолио представляет собой:

• набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.);

• методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;

• описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);

• результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога-психолога.

По усмотрению специалиста, в портфолио могут быть включены и иные документы.

Прежде чем начать собирать портфолио, необходимо как можно более точно определить цель этой работы. В зависимости от этого, в него могут быть включены различные докумен-' ты и даже подборки материалов по теме.

Какими же могут быть основные цели работы над портфолио?

1. Помощь в развитии карьеры психолога-педагога.

В том случае, если специалист претендует на более высокую должность в своей школе, более высокий разряд оплаты или аттестационную категорию, административную работу или соби-

1Я4


рается поменять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога-психолога на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель написания такого эссе - выявить ценностные ориентиры и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Эссе, даже если оно требует много времени для написания, следует закончить обязательно. Оно поможет педагогу-психологу точно и полно формулировать свои мысли во время собеседования при приеме на новую работу или разговора с администрацией при повышении в должности. Точная формулировка мыслей сделает позицию психолога более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.

Хорошо, если будут сделаны видеозаписи фрагментов работы - диагностики, консультирования, урока и т. д. Разумеется, они должны быть сделаны и могут демонстрироваться с разрешения детей или родителей. Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы деятельности, умения специалиста по анализу работы.

Примеры диагностики с обработкой материала, программы консультирования или их фрагменты, резюме после проведенной работы, материалы, отражающие динамику развития детей, прогресс детей в ходе работы с ними психолога также должны быть отражены в портфолио. Цель таких примеров - отразить умения специалиста по планированию своей деятельности, по постановке целей в работе и достижению их адекватными методами при адекватных затратах сил и времени. Кроме того, данные примеры могут показать администрации диагностические и прогностические возможности педагога-психолога. Примеры можно дополнить описанием наиболее часто используемых методов работы, способов выбора метода в зависимости от ситуации, т. е. своего рода методическим портфелем. Если педагог-психолог претендует на административную должность, необходимо отразить основные навыки административной работы (планирование, контроль, оценка, работа в команде и др.). Для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

135




Еще один раздел портфолио как помощи в развитии карьеры педагога-психолога - документы, отражающие официальную оценку его работы. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по итогам работы за год, рекомендации и др. Документы должны быть датированы, иметь указания должности и званий рекомендующих. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены в портфолио.

Последний раздел - документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога-психолога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.

2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста.

Иногда портфолио собирается как «методическая копилка», отражение взглядов человека на свою профессию. В этом случае разделы в нем определяются самим специалистом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному использованию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу-психологу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Иногда случается так, что неиспользуемые годами методы вдруг снова становятся «любимыми» и эффективными. Кроме того, такое расположение документов помогает их быстрому нахождению, в том числе и для составления портфолио с другими целями. Не следует оставлять завершение ежегодного портфолио на начало следующего учебного года. За период каникул многое уходит из памяти, меняются некоторые позиции и установки. Самый оптимальный период для анализа работы за год - одна-две недели после завершения учебного года.

Начинается работа над ежегодной «копилкой» также за | одну неделю до учебного года - с рефлексивного размышления (записанного в дневник или в виде отдельного эссе) об ожиданиях от нового учебного года, себя в профессии, учеников, коллег, школы в целом. Что можно дать для их развития, дос-тижения общешкольных целей? Что можно взять от них, чему научиться? Далее выбирается одно из направлений профессионального роста, над которым специалист будет особенно серьезно трудиться в течение года. В ходе этой ра-

136


боты формулируется (и записывается) цель работы на год. Далее, один раз в месяц делается краткий обзор работы по достижению поставленной цели, а также общий анализ работы за месяц. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты консультаций и уроков, конспекты литературы, статьи, обзоры книг и т. д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.

3. Помощь в профессиональном развитии педагога-психолога.

Процесс определения целей профессионального развития, направлений специализации или переквалификации не всегда легок. Педагоги-психологи иногда жалуются на недостаток времени для профессионального развития, «текучку», мешающую их росту. Портфолио поможет и в этом случае. Оно может служить отражением профессиональных достижений и способом постановки и достижения целей развития в работе.

Прежде всего в таком портфолио необходимо отразить основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. Для чего необходимо развитие в профессии? Что лежит в его основе? Каковы направления развития? Кто может помочь в этом процессе? Где следует искать соответствующие знания и опыт? В виде эссе или дневниковых записей должны быть зафиксированы взгляды специалиста на суть своей работы.

Для того чтобы создать самому себе возможности для контроля, необходимо разработать структуру и программу развития. С этой целью определяется форма: курсы повышения квалификации, стажировка с отрывом или без отрыва от работы, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи наставника или работа в группе коллег. Следует помнить, что, как правило, работа в группе, контроль и помощь наставника повышают эффективность работы. Для развития крайне важно иметь поддержку и помощь со стороны других людей. Если работа по развитию предполагает участие наставника, то и для педагога-психолога, и для наставника должны быть определены формы работы и сферы ответственности (например: «Педагог-психолог предоставляет материалы десяти консультаций для анализа и совместного обсуждения. Наставник консультирует его перед на-

137




чалом этих консультаций, участвует в совместном анализе результатов диагностики, анализирует формы и методы работы, их эффективность в конкретных случаях»). Программа развития включает в себя основные действия, сроки их исполнения и формы контроля (например: «До апреля просмотреть литературу по данной теме в библиотеках города. Форма контроля - конспекты, каталожные карточки, файлы с материалами»).

Следующий раздел посвящен определению форм и методов развития. К ним относятся приобретение новых знаний, наблюдение за работой специалистов, обсуждение с коллегами, постоянная работа с наставником или супервизором, разработка новых программ консультирования, анализ видеозаписей работы, чтение журналов по профессии, отработка практических навыков. По мере работы в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др.

Другой раздел портфолио следует посвятить работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий. Частично это направление было описано выше. Кроме постановки целей, сбора примеров использования, следует обратить внимание на анализ эффективности новых методов работы в различных ситуациях, их диагностический и консультативный потенциал. Результатом анализа может стать резюме по использованию методики (например: «Методика Айзенка может использоваться для диагностики в работе с подростками старше 14 лет, с уровнем интеллектуального развития не ниже среднего. Дает хорошие результаты в диагностике типа темперамента и возможности прогноза общения ребенка с педагогами и сверстниками, в том числе в критических ситуациях»).

По окончании консультирования для приобретения опыта в использовании новых методов можно отвечать на следующие вопросы:

• Что изменилось в ребенке за время консультации? В каком направлении происходило его развитие?

• Какие факторы в консультации, зависящие от психолога, повлияли на произошедшие изменения?

• Какие другие факторы повлияли на произошедшие изменения (обращение к влиянию родителей, учителей, сверстников, опора на существующие интересы подростка и др.)?

138


• Какие факторы, зависящие от психолога, снизили эффективность консультации?

• Какие другие факторы снизили ее эффективность? Последний раздел портфолио посвящается повышению профессиональной ответственности специалиста.

4. Предоставление администрации школы материалов для оценки работы педагога-психолога.

Портфолио может стать эффективным средством оценки профессиональных достижений специалиста. Обычно выделяют три способа оценки работы человека: оценку его деятельности, оценку уровня достижения поставленных целей и оценку соответствия заранее определенным критериям. Как правило, в школе используются все три вида оценки. Для официальных целей применяют первый способ (что и как делает человек) и третий (насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к педагогам-психологам второй аттестационной категории).

И в первом, и в третьем случае информация, собранная в портфолио, будет почти одинаковой. В первом случае необходимо обратить внимание на подбор как можно более разнообразной информации о видах и направлениях деятельности педагога-психолога. Для критериальной оценки необходимо собрать как можно более полную информацию о своей деятельности в соответствии с выделенными критериями. Например, для аттестации на вторую квалификационную категорию необходим определенный стаж работы, умение использовать имеющийся арсенал форм и методов, прогностические и аналитические навыки. Соответственно портфолио должно содержать все эти сведения. В целом же, для предоставления администрации школы материалов с целью оценки деятельности педагога-психолога в портфолио должны быть представлены примеры и видеозаписи работы, обзор материалов по используемым формам и методам, достигнутые результаты, оценки эффективности работы в школе, официальная оценка работы, документация о полученном образовании и повышении квалификации. Не следует забывать, что администрацию зачастую интересуют количественные показатели, а не внутренняя «кухня».

Особого внимания заслуживает содержательная сторона портфолио, касающаяся общих подходов к работе и оценке своей деятельности педагогом-психологом. В портфолио

139




должен найти отражение уровень развития следующих основных умений:

1) подбор форм и методов работы к конкретной ситуации или поставленной задаче — соответствие форм и методов работы цели, учет уровня развития ребенка; подбор проводится с учетом возможностей измерения достигнутых результатов;

2) умения устанавливать и поддерживать контакт с учащимися, коллегами и родителями - создание соответствующего климата во время работы с клиентами, умение удерживать внимание детей во время работы с ними, умение убеждать и объяснять, поддерживать диалог, уважительное отношение к клиентам, эффективное использование времени;

3) умения проводить диагностику, консультирование и обучение - профессиональное владение методами и методиками работы,'способность планировать деятельность, приводящую к максимальному результату, умение объяснять, подводить итоги и анализировать, использовать собственную активность и заинтересованность детей;

4) умения делать прогноз и давать оценку развития ребенка - умение наблюдать за деятельностью детей, осуществлять обратную связь, находить и использовать способы количественной и качественной оценки развития детей и их отношений, задавать эффективные вопросы.

При анализе следует учитывать, что не все в работе педагога-психолога зависит только от его умений и действий. Среди важнейших факторов, влияющих на эффективность деятельности, можно выделить организацию работы в школе, установившиеся взаимоотношения в педагогическом и ученических коллективах и между учителями и детьми, другие организационные факторы; факторы, зависящие от учеников, от педагогов, от несовершенства используемых методов работы.

Несомненно, создание портфолио требует некоторых затрат времени со стороны педагога-психолога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие и, как результат, получение большего удовлетворения от работы.

Основные понятия: адаптация, индивидуальный стиль деятельности, подструктуры личности, темперамент, направленность, рефлексия, стресс, метод «портфолио».

140


Проблемные вопросы и практические задания

1. Почему нецелесообразна заочная форма подготовки педагога-психолога?

2. Какова взаимосвязь подструктур личности и индивидуального стиля работы педагога?

3. Сопоставьте особенности работы двух хорошо знакомых вам педагогов. Определите их индивидуальные стили.

4. Стресс - это хорошо или плохо? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Попытайтесь предложить план действий для выхода из стрессовой ситуации.

6. Составьте краткую памятку по управлению собственным состоянием.

7. Проведите в группе рефлексию какого-то совместного дела. Возьмите за правило ежедневно проводить анализ прожитого дня.

8. По предлагаемой схеме составьте карту своего профессионального развития.

9. В чем суть метода «портфолио» ?

10. Составьте свой портфолио для профессионального развития.

Тесты для самоконтроля

1. ДЛЯ ТОГО чтобы работать педагогом-психологом, необходимо:

а) иметь среднее специальное образование; б) иметь степень бакалавра; в) иметь высшее образование.

2. Самый правильный путь адаптации молодого педагога-психолога в школе:

а) изучение и принятие стиля жизни школы; б) беспрекословное принятие традиций и правил школы; в) стремление все сделать так, как он считает нужным.

3. Индивидуальный стиль деятельности - это:

а) единственно возможный для данного человека способ выполнения работы; б) система действий, к которым человек предрасположен, в силу особенностей личности; в) индивидуальные особенности выполнения каждого конкретного действия данным человеком.

4. Характер и темперамент человека:

а) не входят в структуру его индивидуального стиля; б) мало влияют на индивидуальный стиль работы человека;

141




в) являются базовыми, основополагающими факторами в индивидуальном стиле.

5. Интегративным показателем выработки индивидуального стиля является:

а) профессиональная творческая активность человека; б) умение человека самостоятельно выполнять работу; в) проявление индивидуальности абсолютно во всех действиях человека.

6. Рефлексия необходима в работе педагога-психолога, так как:

а) это единственный способ накопления профессионального опыта; б) один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта; в) без нее не может жить ни один взрослый человек.

7. Какой путь является оптимальным для педагога-психолога при регулировании своего состояния:

а) волевой контроль; б) анализ и регуляция эмоций; в) выражение эмоций непосредственно в момент их возникновения.

8. Накапливать портфолио необходимо, так как:

а) это способ профессионального развития; б) это своеобразный личный архив; в) без него не примут на другую работу.


СЛОВАРЬ основных психолого-педагогических понятий

Адаптация - способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптация социальная - процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды.

Анкета - методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе словесной коммуникации, форма заочного опроса.

Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью анкет; анкетный опрос.

Базовое образование - общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования.

Беседа - 1) метод психолого-педагогического исследования, основанный на получении информации в процессе словесной коммуникации; 2) вопросно-ответный метод обучения, применяемый учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.