РУБРИКИ

Введение в психолого- педагогическую деятельность

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Введение в психолого- педагогическую деятельность

Внимание - направленность сознания на определенные объекты или определенную деятельность.

Внушение - эмоционально окрашенное воздействие на психику человека для побуждения к определенному поведению; воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания, поведения в соответствии с этой информацией. Эффективность В. зависит: от особенностей внушающего (как его воспринимает внушаемый), особенностей внушаемого (внушаемости), отношений между внушающим и внушаемым (доверие, зависимость) и способов конструирования текста В.

Воспитание - педагогический компонент социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также взаимодействии самих воспитуе-мых друг с другом. В. - ведущее и определяющее начало социализации и приобщения личности к культуре.

Воспитанность - мера сформированное™ социально и лично значимых качеств и свойств личности, характеризует результат воспитательного процесса.

143




Воспитательная работа - профессиональная деятельность по организации воспитательного процесса в образовательном учреждении и открытом социуме.

Воспитательная система - комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В. с. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся.

Гипотеза - предположение, выдвигаемое для объяснения какого-то явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Группа - некоторое число людей, социальная общность, выделяемая на основе общего признака (цели, характера деятельности, социальной, возрастной, классовой принадлежности и т. д.).

Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам. Может быть социально одобряемым (одаренность, альтруизм, героизм и т. п.) и социально не-одобряемым. Основные виды социально неодобряемого девиантного поведения - преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (употребление алкоголя и наркотиков, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.).

Диалог - форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство позиций его участников.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Дидактическая система - упорядоченный набор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Д. с. функционирует в процессе обучения: во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний и способов действий и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Дискуссия — способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Дополнительное образование - образование, приобретаемое человеком в соответствии с его интересами и потребностями, с целью изучения какой-либо новой для него области знаний или расширения имеющихся у него общеобразовательных или профессиональных знаний в свободное от основной работы или учебы время. Дети могут получить Д.о. в специальных учреждениях (домах творчества, станциях юных техников, домах природы и т. п.).

Индивид - 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности.

144


Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре (А. Анастази). В широком смысле слова И. включает все познавательные функции, в узком - только мышление.

Интервью - способ получения социологической и психологической информации с помощью устного опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.

Интерес - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. И. носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно. В основе И. лежат потребности человека. И. может характеризоваться со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. И. формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания.

Исследование - процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности. Объектами педагогических И. являются педагогические системы, явления, процессы. Объектами психологических И. - личность, группа.

Конфликт - столкновение противоположно направленных и несовместимых друг с другом тенденций (целей, позиций, установок, мнений и т. п.) в сознании отдельного индивида, межличностном или межгрупповом взаимодействии, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями и противоборством. Характеризуется динамикой протекания. Может иметь позитивный (конструктивный) и негативный (деструктивный) эффект.

Коррекция - устранение отклонений, приведение в нормальное состояние. В зависимости от содержания и характера используемых методов и средств воздействия различают социальную, педагогическую, медицинскую и психологическую коррекцию.

Критерии социальной защищенности - признак, на основе которого производится оценка качества социальной защиты. Выделяются следующие критерии: материального благополучия; комфортности отношений; прогностической уверенности в стабильности социального благополучия.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики.

Логопед - педагог, занимающийся предупреждением, устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Подготовка Л. проводится на дефектологических факультетах педагогических институтов и университетов.

Логопедия - отрасль специальной педагогики, в задачи которой входит изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления.

145




Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (учителем, лектором) учебного материала. Выделяют следующие виды Л.: вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная.

Лидер - член группы, обладающий высоким статусом, оказывающий значительное влияние на мнение и поведение членов группы и выполняющий комплекс функций, сходных с функциями руководителя.

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности и определяющих его систему социальных отношений.

Метод - способ, путь научного познания, достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод воспитания - способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Метод исследования - способ эмпирического и теоретического познания, изучения явлений действительности.

Методология - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей. Методология науки дает характеристику компонентов исследования - объекта, предмета, целей и задач исследования, формирует представления о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.

Мотив - внутренний источник активности, субъективно-переживаемое побуждение к деятельности, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. М. связан с удовлетворением потребностей субъекта, однако предполагает не только потребность, но и знание путей и средств ее удовлетворения.

Мотивация - совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей.

Наблюдение - целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.

Навык - действия, доведенные до автономного исполнения путем многократных упражнений (повторения).

Наказание - метод коррекции поведения, используемый в случае совершения воспитанниками проступка и выражающийся в наложении дополнительных обязанностей, лишении прав и т. д. Нельзя допускать наказаний, унижающих достоинство человека.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации.

Образование - процесс и результат овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков, развитие творческих сил и способностей личности.

146


Образовательные учреждения - государственные, муниципальные, частные учреждения, реализующие образовательные программы различного уровня и направленности.

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование и развитие человека.

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный различными потребностями и включающий в себя обмен информацией, принятие совместного решения, восприятие и понимание собеседника и другие виды взаимодействия.

Одаренность - в обыденной психологии - синоним талантливости, условие для достижения выдающихся результатов в той или иной деятельности. В научной психологии чаще понимается как система умственных способностей, умственный потенциал.

Олигофрения - особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Олигофренопедагог - педагог-дефектолог, занимающийся воспитанием и обучением умственно отсталых детей.

Основная школа - в России школа, имеющая в своем составе 1-9 кл., обеспечивающая основное, обязательное образование.

Педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности.

Педагогика социальная - наука о регулировании отношений человека с окружающей социальной средой, разрабатывающая теорию и методику социальной помощи людям.

Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогическое мастерство - синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Пример - персонифицированный ориентир для социального подражания в различных областях жизни. Различают положительный и отрицательный П. П. имеет воспитательное значение.

Профессиональная адаптация - процесс социального, профессионального психофизиологического приспособления к новым условиям трудовой деятельности, внутриколлективным отношениям и т. д.

Профессиональная компетентность педагога - единство теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.

Профессиональное самоопределение - выбор личностью сферы трудовой деятельности на основе свободного волеизъявления. Часть социального самоопределения.

Развитие - 1) необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта; 2) процесс становления личности под влиянием внеш-

147




них и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. предполагает количественные и качественные изменения в человеке.

Рассказ - монологически последовательное изложение преимущественно фактического материала.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Самовоспитание - целенаправленные действия самого воспитанника по формированию качеств личности и индивидуальности.

Светскость - недопустимость преподавания и пропаганды религии в образовательном учреждении.

Семья - вид социальной общности, важнейшая форма организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Сензитивность - особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, испытаний и т. д.

Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Признаки системы: элементность строения в пределах от двух до бесконечности; взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической системы: педагогические цели, участники педагогического процесса, взаимодействие педагогов и учащихся, педагогические средства, управление педагогическими процессами.

Система образования — совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.

Склонность - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая заниматься ею.

Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества; система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Сотрудничество - согласованное взаимодействие людей, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность, сопровождающееся взаимными услугами и положительными эмоциями.

148


Социализация - процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления человека, коллектива к окружающим условиям их деятельности, оказываемым воздействиям.

Социальное самоопределение - выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту ситуацию.

Специальные учебно-воспитательные учреждения - система преемственно связанных между собой учебно-воспитательных учреждений, обучающих детей и взрослых с различными аномалиями: слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

Стиль деятельности педагога - совокупность типичных для руководителя способов взаимодействия с учащимися в педагогическом процессе.

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Оказывает как положительное (мобилизующее), так и отрицательное (дезорганизующее) воздействие на деятельность.

Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Сурдопедагог - специалист в области сурдопедагогики, педагог со специальным дефектологическим (отделение сурдопедагогики) образованием, занимающийся воспитанием и обучением глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. К С. относятся также научные работники и методисты, осуществляющие научно-методическую работу по обучению и воспитанию детей и взрослых с нарушениями слуха.

Творчество - деятельность, связанная с созиданием, преобразованием, достижением нового результата, иного решения задачи. Механизм Т.: систематизация знаний; осознание противоречия; определение путей решения проблемы; выдвижение гипотезы; отбор гипотез; разрешение проблемы.

Темперамент - преимущественно природно обусловленные, динамические особенности поведения и психической деятельности личности, проявляющиеся в способах, а не в эффективности действий. Т. лучше всего обнаруживается в экстремальных ситуациях.

Тест - объективная и стандартизованная процедура испытаний, ко-торьм подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе стандартных способов оценки выполнения теста.

149




Тренинг - один из активных методов социально-психологического обучения. Строится на групповом взаимодействии, преследует цели развития отдельных сторон личности.

Убеждение - разностороннее воздействие на разум, волю и чувства че- | ловека с целью формирования у него желаемых качеств.

Умение - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Урок - форма организации педагогического процесса, при которой пе- j дагог в точно установленное время руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся.

Учебный план - нормативный документ, содержащий перечень изучаемых предметов, их распределение по годам обучения с указанием количе- I ства часов, отводимых на изучение каждого предмета, занятости школь- I ников в неделю.

Функции образования - трансляция и распределение культуры в обществе; формирование установок, ценностных ориентации, жизненных идеалов; образовательно-социальная селекция (возможность осуществить дифференцированный подход к обучающимся); воздействие образования на социальный процесс изменений.

Характер - система устойчивых психических свойств личности, скла- ] дывающаяся в деятельности и общении, которая определяет ее индивидуальность и проявляется в типичных для данного человека способах поведения или деятельности в социально-типичных ситуациях, в отношениях личности к определенным сторонам действительности: миру, другим людям, себе, деятельности.

Чувства - устойчивые свойства личности, отражающие обобщенное отношение в форме переживаний, имеющие предметный характер и всегда направленные на какой-то объект.

Цель - идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление о конечном результате деятельности; вероятностное представление о результате (не всегда совпадает с результатом). Педагогическая Ц. - прогнозируемый результат педагогической деятельности (изменения личностей учащихся). Выделяют различные виды Ц.: стратегические, тактические, групповые, индивидуальные.

Эксперимент - метод сбора научных фактов или фактов поведения I и реагирования личности в специально созданных условиях при актив- I ном воздействии экспериментатора на ситуацию исследования и измере- j нйе соответствующего отклика испытуемого. Любой Э. включает констатирующий этап, в процессе которого измеряются исходные данные ) о качествах испытуемого или группы. Констатирующий Э. проводится | в начале и в конце исследования.

Экстернат - система сдачи экзаменов при учебных заведениях лица- J ми, не обучающимися в них.

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пере-ч живания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное и

150


отношением их объективных свойств к потребностям субъекта, возникающее в данный момент и носящее ситуативный характер.

Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека и ответное выражение своего понимания этих чувств.

Я-концепция - организованная когнитивная структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного Я. Выделяют пять функций данного явления: определение собственной идентичности; собственных интересов, симпатий и антипатий; своих целей и продвижения к успеху; системы отношения, в центре которой находится сам индивид; самооценивание.




ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Из Декларации прав ребенка

Генеральная ассамблея провозглашает Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование на их собственное благо и на благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами.

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различий или дискриминации по признаку расы, цвету кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должны быть обеспечены социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормаль- J ным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на J имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, j психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться социальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности j нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в ат- .] мосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний \

152


ребенок не должен, кроме тех случае, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Приложение 2

Общая характеристика специальности 031000 Педагогика и психология1

1.1 Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.

153




1.2 Квалификация выпускника - педагог-психолог. Нормативный срок освоения основной образовательной программы

подготовки по специальности 031000 Педагогика и психология при очной форме обучения 5 лет.

1.3 Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен

быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализа- j ции и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ; содействовать охране прав лич- I ности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; разрабатывать развивающие и коррекционные программы образовательной деятельности с учетом особенностей личности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.

Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; осно- ! вы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы ак- ! тивного обучения, социально-психологического тренинга общения; со- J временные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по специальности 031000 Педагогика и психология подготовлен для работы в образовательных учреждениях разного типа.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

коррекционно-развивающая,

преподавательская,

научно-методическая,

социально-педагогическая,

154


воспитательная,

культурно-просветительская,

управленческая.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника - педагога-психолога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 031000 Педагогика и психология.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

Приложение 3

Краткие биографии великих педагогов

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в семье члена протестантской общины «Чешские братья>>. Первоначальное образование получил в братской школе, в 1608-1610 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы Коменский возвратился на родину, где стал выборным священником общины и возглавил братскую школу.

Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана Тридцатилетней войной (1618-1648). Как один из руководителей чешской реформаторской церкви он вынужден был скрываться. Во время скитаний погибли его жена и дети, в Праге сожгли принадлежащие ему рукописи. В конечном итоге Коменский вынужден был навсегда покинуть Чехию. В польском городе Лешно, где обосновалась часть общины, Коменский руководил братской школой, работал над «Великой дидактикой», но в ходе польско-шведской войны этот город был разрушен. Во второй раз погибли все его рукописи и библиотека. С 1656 г. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.

Коменский велик прежде всего тем, что создал педагогику как науку. Для потомков учитель Коменский оставил классно-урочную систему, которая используется до настоящего времени: начало учебного года, классы, экзамены, перемены. Он пытался осуществить всеобщее обучение детей обоего пола, написал учебники, которыми в Европе пользовались полтора века.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии в семье врача. Его отец умер, мальчик воспитывался матерью, учился в коллегиуме (высшее учебное заведение) на филологическом и философском отделениях. В 19 лет прочел работы Руссо, которые оказали на него огромное влияние. Он решает посвятить себя служению народу.

На небольшое наследство и приданое жены он покупает имение «Ней-гоф» и открывает там «Учреждение для бедных», собрав около 50 детей. Он пытается соединить производительный труд детей с их обучением и воспитанием. Дети должны готовиться к будущей трудовой жизни,

155




зарабатывать на свое содержание. Отношения между воспитателем и детьми строились по типу семейных, на началах искренней любви к детям. Песталоцци делился с детьми последним куском хлеба: «Сам жил, как нищий, чтобы научиться, как можно заставить нищих стать людьми». Однако вскоре он запутался в долгах, приют пришлось закрыть.

Восемнадцать лет Песталоцци занимался литературной деятельно- i стью и стал известен в Европе. В 1798 г. правительство Швейцарии поручает ему создать приют для беспризорных детей в городе Станце. Главной целью, которую ставил перед собой Песталоцци, было развитие в детях истинной человечности, их нравственное самосовершенствование. Для осуществления этой цели он видел только одно средство: самоотверженную любовь. С утра до вечера он был среди детей. «Моя рука лежала в их руке, и мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами... Их пища была моей пищей. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни I прислуги; были только они...» Но приют продержался всего полгода. Здание было занято французским лазаретом, а Песталоцци с детьми просто выгнали в чистое поле. Однако этот эксперимент не прошел бесследно. | Один из биографов Песталоцци писал: «.. .из безумия в Станце вышла начальная школа XIX в.».

В 1800 г. Песталоцци создал институт (школа, интернат, отделение для подготовки учителей) в Бургдорфе, а затем перевел его в Ивердон. Это учебное заведение получило мировую известность.

Свой богатейший опыт воспитания и обучения детей Песталоцци обобщил в таких произведениях, как «Лингард и Гертруда», «Письмо к другу о пребывании в Станце», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» и др.

Песталоцци велик прежде всего как личность: он - «вечный пример», j он - подвижник, отдавший все детям. Не случайно на памятнике Песта- j лоцци начертано: «...Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - сын небогатого | дворянина. Детство прошло под влиянием матери в Новгороде-Северском I (Черниговская губерния). В 12 лет он осиротел, умерла мать.

Среднее образование получил в новгород-северской гимназии, об учителях которой у Ушинского остались самые добрые воспоминания. I Учился в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив I юридический факультет. В 1846 г. двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидов-скдго лицея - одного из старейших учебных заведений. Ему было поручено чтение курсов по государственному праву, энциклопедии законоведения и финансам. Лекции Ушинского отличались глубиной, научностью, эмоциональностью. «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции...», - вспоминал один из его учеников. В местной газете статьей «Волга» начинается публицистическая деятельность Ушинского. Однако в 1849 г. молодой профессор, любимец студентов, был негласно уво- . лен за свои убеждения.

156


В 1854 г. Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В1859 г. Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. Был введен двухлетний педагогический класс (после окончания семи общеобразовательных). Сам Ушинский преподавал в старших классах педагогику.

В 1860-1861 гг. он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 г. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За 5 лет, проведенных в европейских странах, Ушинский не только изучил состояние женского образования, но и написал главный труд своей жизни - «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.

По возвращении в Россию он прожил всего 3 года. В 1870 г. на 47-м году жизни Ушинского не стало. Его личность, статьи, книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмит) (1878-1942) родился в Варшаве в семье известного адвоката, рано лишился отца и, будучи гимназистом, вынужден был подрабатывать репетиторством. У него рано пробуждается интерес к детям. В студенческие годы он занимался литературной деятельностью, основная тема которой - дети. Генрих подписывает свои произведения псевдонимом «Януш Корчак», который остался за ним навсегда. В 1904 г. Корчак становится детским врачом, популярность которого растет с каждым годом, он слывет «доктором бедняков»: не только лечит неимущих, но и помогает им.

В 1912 г. Корчак решает переменить профессию, он становится директором Дома сирот в Варшаве и остается им до конца своей жизни.

В годы Первой мировой войны его призвали на фронт в качестве дивизионного врача. Здесь в часы затишья он пишет свою замечательную книгу - «Как любить ребенка», а вернувшись с фронта, целиком посвящает себя детям. Буквально за несколько лет Дом сирот становится образцовым учреждением, в котором все подчинено заботе о детях. В 30-е годы Корчак выступает по радио с беседами для детей и о детях под псевдонимом «Старый доктор». Ему принадлежат более 20 книг о воспита-

157




нии («Право ребенка на уважение», «Правило жизни», «Шуточная педагогика» и др.). а также множество статей, опубликованных в педагогических журналах. Старый доктор сочинял пьесы и сказки для детей. В одной из последних статей Корчак пишет, что каждый, подводя итог своей жизни, должен спросить себя: «Какой след ты оставляешь на земле? Сколько деревьев посадил? Сколько кирпичей уложил на стройке? Кому и сколько отдал тепла?» На все эти вопросы Корчак всей своей жизнью и даже смертью дал исчерпывающий ответ. В годы фашистской оккупации Варшавы в Доме сирот стараниями Корчака как бы продол-жалась прежняя жизнь: дети учились, трудились, устраивались веселые вечера. Но вот в 1942 г. Корчак получил предписание явиться с детьми на вокзал. Друзья предлагали спастись Старому доктору, для него добыли соответствующие документы, но он ответил: «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?» В лагере смерти Треблинке есть скромная плита, на которой начертано: «Януш Корчак и дети».

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился в г. Бел ополье на и Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем учительствовал в поселке j Крюков и на станции Долинская с 1905 по 1914 г. Преподавал русский язык, черчение и рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой ] оркестр, организовал бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.

Окончив Полтавский учительский институт в 1917 г. с золотой медалью, заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 по 1928 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, переведенной ! в 1926 г. в Куряж под Харьков. Макаренко отразил ее деятельность в «Педагогической поэме». В повестях «Флаги на башнях» и «Март 30 года» изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935 г. В 1937 г. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 г. от паралича сердца. Сгорел «в огне действенной любви к детям» - писал о нем Горький. Похоронен А.С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле-изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который для них был другом и духовным отцом.

А.С. Макаренко уже в 20-х годах подошел к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения трудом.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) родился в селе Василевка на Херсоыщине. С 17 лет он учительствовал в сельской школе, а в4938 г. заочно закончил Полтавский педагогический институт, j

158


В 1941 г. он добровольцем ушел на фронт. Под Ржевом, поднимая роту в атаку, политрук Сухомлинский был тяжело ранен и до конца дней своих носил в груди вражеские осколки. После длительного лечения в госпитале работал директором сельской школы в Удмуртии. Весной 1944 г., когда была освобождена Кировоградская область, он возвращается на родину и работает заведующим районным отделом народного образования. С 1948 г. Сухомлинский становится директором Павлышской школы, которой бессменно руководит до конца своих дней. Война оставила тяжелые раны в украинских селах, осиротевшие дети нуждались в отеческой заботе. Сухомлинский стал учителем-подвижником, отцом, наставником своих учеников. В этом отношении он считал себя последователем Я. Корчака. «Жизнь Я. Корчака, - писал Сухомлинский, - его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явился для меня вдохновением; я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». И он отдал его детям, создав уникальную «школу радости», которой посвятил все свои силы. Его перу принадлежат свыше 40 монографий. Среди них такие ставшие педагогическими хрестоматиями книги, как «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива» и т. п. Сухомлинский написал более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Приложение 4

Опросник для выявления уровня педагогической направленности

Прочитайте предложенные утверждения, отвечая на них «да» или «нет».

1. Вам интересно наблюдать за поступками других людей?

2. Вы обладаете плохой дикцией.

3. Вы охотно общаетесь с детьми.

4. Несмотря на усилия, у вас не получается контакта с людьми.

5. Вы получаете удовлетворение от хорошо объясненного другим вопроса.

6. Вы знаете сложности педагогической работы.

7. Они вас пугают.

8. Работа учителя неблагодарная, она не дает удовлетворения.

9. Вы испытываете трудности в общении с детьми.

10. Вы можете легко представить себя на месте другого человека.

11. Имеете положительный опыт участия в воспитательной работе с младшими.

12. Длительное общение с детьми вызывает у вас стрессовое состояние.

13. Вы любите разговаривать с людьми, беседовать с ними по душам.

14. Вам далеко не всегда удается передать свое эмоциональное состояние речью.

159




15. Вы сильно сопереживаете удачам или неудачами своих знакомых, < близких людей.

16. Не обязательно после окончания университета быть учителем, важно получить гуманитарное образование.

17. Вы без труда можете организовать игру детей.

18. Вы начали создавать свою профессиональную библиотеку.

19. Вы считаете, что работа учителя чрезмерно напряженная, что ведет к нервным расстройствам.

20. Вы считаете, что у вас есть профессионально значимые для работы учителя качества (или вы их можете развить).

21. Вы предпочитаете уединение, ибо испытываете дискомфорт в боль-шой группе людей.

22. Вам хочется скорее принять участие в педагогической практике.

23. Вы боитесь педагогической практики.

24. Вы способны понимать намерения, помыслы других людей.

25. Способны находить общий язык с разными людьми.

26. Умеете убедить других в чем-то.

27. Вас быстро утомляет интеллектуальный труд.

28. Вы способны сравнительно легко организовывать людей на ка- 1 кое-то дело.

29. Ваши близкие утверждают, что у вас трудный характер.

30. У вас плохая память, вы плохо запоминаете учебный материал. Переверните страницу и при помощи ключа к тесту определите уровень вашей педагогической направленности.

Ключ к тесту

Поставьте результаты ответов в таблицу. Например, если на первое положение вы ответили «да», то получите 1 балл, если «нет», то 0 баллов. Проделайте эту операцию со всеми 30 ответами, соответственно данным . таблицы. Сложите баллы.

Сравните сумму с приведенными ниже показателями.

Утверждение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ДА

1

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

НЕТ

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

Утверждение

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

. ДА

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

0

НЕТ

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1



Уровни педагогической направленности:

Высокий - 25-30.

Скорее высокий, чем низкий, - 19-24.

Средний - 13-18.

Скорее низкий, чем высокий, - 7-12.

Низкий - 6 и менее.

160


Приложение 5

Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)»1

Инструкция для испытуемых Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики - 10-15 мин.

Опросник

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? ,

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

1 Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М., 1996.

161




18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда л и, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов тестирования

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру - 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью Ключа для обработки данных по методике «КОС-2».

162

Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»

Коммуникативные склонности

Ответы

(+) Да 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37

(-) Нет 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39

Организаторские склонности

(+) Да 2, 6,10,14,18,22,26,30,34,38

(-) Нет 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40



За каждый ответ «да» и ответ «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в Ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативности и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма баллов

1-4

5-8

9-12

13-16

17-20

Уровень

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший



Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка в 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

163




Приложение 6

Диагностика заинтересованности в овладении профессиональными умениями

Оцените приведенные ниже утверждения, вам необходимо обвести букву, соответствующую вашему ответу. Если вы «всегда» делаете то, о чем написано в утверждении, то отметьте графу с буквой «В», если вы так поступаете не всегда, а «часто», то - с буквой «Ч», если вы считаете целесообразным ответить «не очень часто», то отметьте графу с буквами «НОЧ», если вы так делаете «редко», то графу с буквой «Р» и, наконец, если вы это не делаете «никогда», то - с буквой «Н».

Вам стоит проверить себя, так как первый шаг к мудрости - это познание самого себя! Об этом люди говорят с глубокой древности.

Утверждения

В

Ч

НОЧ

р

н

А

Люблю слушать лекции (рассказы) о работе учителей

 

Б

Жду с нетерпением «дня школы», ситуаций общения с ребятами и педагогами, когда можно активно учиться, работать в школьных условиях

 

В

Считаю, что лекции по педагогике содержат весьма простой материал, их можно и не записывать; на семинарах стараюсь не выступать

 

Г

Останавливаюсь и читаю материал, выставленный в школьном методуголке только тогда, когда получаю задание от преподавателя, особого интереса материал у меня не вызывает

 

д

Покупаю по возможности книги и брошюры о педагогическом опыте, по психологии

 

Е

Обращаю внимание на педситуации только тогда, когда в них имеются интересные конфликты, интригующие факты

 

Ж

Делаю выписки (по возможности и вырезки) из журналов и газет о работе школ и учителей, о,проблемах современной молодежи

 

3

Читаю «Учительскую газету», другие педагогические газеты, журналы, книги; собираю собственную библиотечку из них

 

и

Читаю только отрывки (выборочно) из статей о педагогическом опыте; на приобретение пед. литературы время и средства не трачу

 

к

Наблюдаю за опытом работы умелых педагогов только в часы, отведенные на педпрактику

 

Продолжение

 

Утверждения

В

Ч

НОЧ

Р

Н

Л

Охотно принимаю участие в анализе ситуаций, возникающих в школе; стараюсь при этом кое-что записать

 

М

Принимаю участие в организованных беседах с учителями только тогда, когда требует руководитель педпрактики

 

н

Ищу материал, освещающий инновационные процессы в образовательных учреждениях, в сферах информационных услуг

 

0

Люблю работать с педагогической и психологической литературой в читальном зале, в библиотеке, дома в свободное время; люблю решать педагогические задачи

 

п

К семинарским и практическим занятиям делаю прежде всего то, за что надо отчитаться (что будут проверять)

 

р

Обложку педагогического реферата стараюсь оформить красиво (по крайней мере, аккуратно), так как считаю, что это показывает мое прилежание, мое лицо

 

с

Соглашаюсь выступать в пед. кружке, на конференции

 

т

Проявляю любопытство к работе с классом моих товарищей по группе, которые неважно учатся

 

Ответы на вопросы теста позволяют определить, на какой ступеньке лесенки находится испытуемый. А именно: имеет ли место равнодушие, или эпизодическое поверхностное любопытство, или налицо заинтересованность, или развивающаяся любознательность, или складывается функциональный интерес, или достигается вершина: профессиональная потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами мастерства труда учителя.

Для обработки теста используется следующий ключ:

Б+З+О = профессиональная потребность,

Д+Л+С = функциональный интерес,

А+Ж+Н = развивающаяся любознательность,

Г+К+Р = показная заинтересованность,

Е+М+Т = эпизодическое любопытство,

В+И+П = равнодушное отношение.

Ответ «всегда» оценивается баллом 5; ответ «часто» - баллом 4; ответ «не очень часто» - баллом 3; ответ «редко» - баллом 2; ответ «никогда» -баллом 1.

18S




Приложение 7

Карта профессионального развития студента

Отметьте, пожалуйста, по каким из ниже перечисленных разделов вы считаете необходимым продолжить свое профессиональное развитие.

Разделы

Крайне необход.

Скорее необход.

Скорее

нет необход.

Нет необход.

Способы убеждения и внушения

 

Умение слушать и понимать собеседника

 

Умение расположить к себе учеников

 

Техника речи: техника дыхания и голос

 

Выразительность речи

 

Актерское и режиссерское мастерство

 

Навыки невербального общения

 

Развитие внимания и наблюдательности

 

Методика проведения индивидуальной беседы

 

Методика организации работы с родителями

 

Управление своим состоянием

 

Приложение 8

Схема анализа индивидуального стиля деятельности учителя-предметника1

1. Содержательные характеристики:

• преимущественная ориентация учителя на процесс или на результат работы,

• адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательною процесса,

• оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности,

• рефлексивность-интуитивность деятельности (учитываются ориентировочные, исполнительские и контрольные компоненты деятельности).

2. Динамические характеристики:

• гибкость (учитель быстро реагирует на изменения ситуации, переключается с одного вида работы на другой, может изменить первоначальный

__________________________________________________________________________

Маркова А.К., Никонова А.Я. Индивидуальный стиль деятельности учителя / Вопросы психологии. 1987. №5.

166


план урока) или традиционность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придерживается заранее установленного плана урока),

• импульсивность (импровизационность) или осторожность (учитель заранее продумывает свои действия, тщательно анализирует их результат),

• устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации на уроке (учитель ориентирован не на ситуацию, а на свои цели) или неустойчивость (поведение учителя зависит от ситуации, складывающейся па уроке, настроения и подготовленности класса или отдельных учащихся),

• стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся (учитель ровен, доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения) или нестабильное эмоциональное отношение к учащимся (учитель легко выходит из равновесия, ситуативен в оценке деятельности и свойств личности учеников),

• наличие личностной тревожности (эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам) или ее отсутствие,

• направленность рефлексии в неблагополучной ситуации на себя, на других или на обстоятельства.

3. Результативные характеристики:

• однородность уровня знаний учащихся,

• стабильность у них навыков учения,

• уровень развития у учеников интереса к предмету.

Приложение 9

Нормы профессиональной психологической этики1

1. Общие этические принципы психодиагностического обследования

1.1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информации.

Комментарий. Для эффективности обследования может быть необходимо скрывать от испытуемого истинную цель тестирования и специфику интерпретации его ответов, тем не менее личность не должна подвергаться какому бы то ни было тестированию обманным путем.

1.2. Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом обследовании или эксперименте и тем самым оградить от нежелательного вмешательства свой внутренний мир.

1.3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован относительно использования получаемых результатов. Желательно также

______________________________________________________________________________

Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик / Сост. А.А.Рукавишников, М.В.Соколова. Ярославль, 1991.

167




объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.

1.3.1. Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.

1.3.2. Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, предприятия, вуза, суда и т. п.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации дополнительного согласия обследуемого не требуется. Для передачи полученной информации за пределы организации необходимо согласие обследуемого.

1.3.3. Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты психодиагностического обследования должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследованный должен быть поставлен об этом в известность.

1.3.4. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.

1.4. При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета; в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестирования ребенка с соблюдением условий, указанных в пунктах 1.6 и 1.7. Относительно передачи сведений другим людям соблюдаются требования пункта 1.3 (всех его подпунктов). Представителями ребенка в данном случае являются его родители.

При психодиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.

1.5. Во избежание неправильного обращения с тестовыми данными необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю.

Комментарий. Целесообразно выработать точные критерии для сохранения, уничтожения и доступности сведений об индивиде.

1.6. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности того человека, которому они предназначаются.

Комментарий. Например, при сообщении тестовых результатов школьника следует помнить, что эмоциональная причастность родителей или учителей к жизни ребенка может препятствовать разумному пониманию фактической информации.

1.7. Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их интерпретации специалистом. В ряде случаев необходим также соответствующий комментарий специалиста.

Комментарий. Даже если тест тщательно проведен и верно интерпретирован, сообщение тестовых результатов индивиду без возможности обсудить их более подробно может ему повредить. Например, школьник может быть очень озадачен, узнав, что он плохо выполнил тест способности к обучению; серьезные нарушения в развитии личности могут быть усугублены, если ему сообщить результаты его тестирования.

168


Помимо общих принципов, используемых в работе с психодиагностическими тестами, имеется ряд требований к лицам, связанным в своей профессиональной деятельности с разработкой и применением тестов. Это могут быть лица трех категорий:

а) психолог-психометрист, занимающийся разработкой и адаптацией психодиагностических методик;

б) психолог-пользователь, использующий в своей работе психодиагностические методики;

в) специалист-непсихолог, работающий в смежных с психологией областях (учитель, врач, социолог, экономист и др.) и применяющий в своей работе отдельные психодиагностические методики.

3. Требования к педагогу-пользователю

3.1. Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое образование, работающее по этой специальности в исследовательских и практических учреждениях и использующее в своей работе психодиагностические методики.

3.1.1. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.

Комментарий. Требование, чтобы тесты использовались только квалифицированными экспериментаторами, призвано защитить индивида от неправильного использования теста. Квалификация пользователя должна соответствовать типу теста. Так, например, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов требуется относительно длительный период интенсивного обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как для тестирования учебных достижений нужна минимальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов или к правильной интерпретации тестовых показателей.

3.2. Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует методов, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.

3.3. Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки. Он несет всю ответственность за правильное

- применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.

3.4. В своей деятельности психолог должен всегда соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.

Комментарий. Пользователь должен избегать субъективизма, препятствующего правильному суждению в отношении испытуемых, а также исключать любое * возможное отрицательное воздействие на них,

169




проистекающее из его поведения. При интерпретации данных обязательно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу.

3.5. Психолог-пользователь обеспечивает тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, вносить модификации в уже изданную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы. Работа по модификации и адаптации методики проводится лишь с согласия автора теста или организации, обладающей правом на данную методику.

3.6. Недопустимо тестирование по почте.

Комментарий. Выполнение индивидом каких-либо тестов не может быть правильно оценено с помощью бланков, высылаемых и возвращаемых по почте. Такой способ не только не обеспечивает контроль за соблюдением условий тестирования, но также предполагает интерпретацию тестовых показателей без привлечения необходимой для этого информации об индивиде. В этих обстоятельствах результаты теста могут оказаться бесполезными и даже вредными.

3.7. В своей профессиональной деятельности психолог-пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.

Комментарий. В случае, если обследуемый находится на лечении, результаты которого могут измениться вследствие вмешательства психолога, последний может действовать только с согласия врача.

3.8. Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по изданным методикам с целью публикации научных статей и отсылки этих материалов разработчикам методик.

4. Требования к спецалистам-непсихологам

4.1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

4.2. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не, требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных методов, не могут использоваться специалистами-психологами.

4.3. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач.

170


Комментарий. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики.

4.4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ ДЛЯ

САМОКОНТРОЛЯ

 

      Вопросы


Главы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

б)

б)

б)

в)

б)

в)

б)

в)

2

а)

а)

а)

б)

а)

в)

в)

б)

3

б)

а)

в)

а)

в)

в)

а)

б)

4

б)

а)

а)

в)

а)

б)

в)

а)

5

в)

в)

б)

а)

в)

а)

в)

а)

6

в)

а)

б)

в)

а)

б)

б)

а)





ЛИТЕРАТУРА

Абдулина О А. Общепедагогическая подготовка в системе педагогического образования. М., 1990.

Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1 / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского; Пер. с англ. М., 1982.

Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.

Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. М., 1999.

Бодалева АА., Солина В.В. Общая психодиагностика. М., 1987.

Вулъфов Б.З.. Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.

Tepee Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М., 1984.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.

Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (любые издания).

КлайнВ. Как подготовить ребенка к жизни: Как воспитать победителя /Пер. с англ. М., 1991.

Классному руководителю: Учеб.-метод, пособие / Под ред. М.И. Рожко-ва. М., 1999.

Климов ЕА. Психология - профессия нашего самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

Ковальчук МА. Социальная защита ребенка - целевая функция деятельности каждого руководителя. Ярославль, 1998.

Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. Л., 1987.

Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А.Ф. Кудрявцев. Пегрозаводск, 1992.

Маркова А.Г., Никонова А.Я. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5.

Маркова А.Н. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М., 1993.

МудрикА.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

МудрикАВ. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

Немое Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. М., 1994.

Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. М., 1986.

Общий менеджмент / Под ред. А.К. Казанцева. М., 1999.

172


Одаренные дети / Под общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Пер. с англ. М., 1991.

Пирьов Г. Экспериментальная психология. София, 1968.

Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

Профессиональный кодекс этики психологов // Вопросы психологии. 1990. № 6.

Профессия - учитель: Беседы с учителями / Под. ред. В.Г. Опушкина. М., 1987.

Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М., 1990.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Рукавишников АА., Соколова М.В. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Ярославль, 1991.

Стресс жизни / Сост. Л.М. Попова, И.В. Соколов. СПб., 1994. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.,1988. Чернявская А.П. Педагогическое мастерство: Учеб. пособие. Ярославль, 1997.

Юнг К.Г. Психологические типы. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1982.




ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4

1.1. Сущность и принципы системы образования 4

1.2. Структура системы образования 6

1.3. Тенденции развития

системы образования России 9

1.4. Психологическое обеспечение

системы образования 11

Глава 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15

2.1. Миссия и функции деятельности педагога 15

2.2. Особенности педагогической деятельности 18

2.3. Требования к личности педагога 20

2.4. Педагогическое мастерство 23

2.5. Педагогические профессии и специальности 25

Глава 3. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 31

3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога ... 31

3.2. Психологическое обеспечение

образовательного процесса '41

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся 44

3.4. Основные методы работы

педагога-психолога 51

3.5. Психологическая поддержка творчески одаренных школьников

и учащихся с проблемами 64

174


Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 75

4.1. Особенности личности педагога-психолога 75

4.2. Профессиональная компетентность педагога-психолога ..... 84

4.3. Нормы профессиональной этики 89

Глава 5. КАК УЧИТЬСЯ В ВУЗЕ 97

5.1. Особенности обучения в вузе 97

5.2. Организация учебного труда студентов

в различных формах занятий 100

5.3. Самостоятельная работа студентов 102

5.4. Педагогическая и психологическая литература 106

Глава 6. КАК СТАТЬ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ 112

6.1. Где готовят педагогов-психологов 112

6.2. Содержание профессиональной подготовки педагога-психолога , 113

6.3. Этапы профессионального становления

и развития педагога-психолога 114

6.4. Индивидуальный стиль деятельности

и его формирование 119

6.5. Профессиональное саморазвитие.

Саморегуляция 127

6.6. Метод «портфолио» как способ

профессионального развития 134

Словарь основных психолого-педагогических понятий 143

Приложения 152

Ответы на тесты для самоконтроля 171

Литература 172




Учебное издание

Успенский Владислав Борисович, Чернявская Анна Павловна

ВВЕДЕНИЕ

В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Зав. редакцией Т.И. Смирнова

Редактор И.Ю. Степанова

Художник обложки М.Л. Уранова

Компьютерная верстка В. Г. Верхозин

Корректор Н.А. Лелекова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 15.09.01. Подписано в печать 24.06.02.

Формат 60x88/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 10,78.

Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.). Заказ № 4303.

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@dol.ru

http://www.vlados.ru

Ордена Трудового Красного Знамени

ГУП Чеховский полиграфический комбинат

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

142300, г. Чехов Московской области.

Тел. (272) 71-336, факс (272) 62-536.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.