РУБРИКИ |
Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развитияНезависимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры [41]. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Проведение дидактических игр включает: 1. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); 2. Объяснение хода и правил игры. При этом взрослый обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); 3. Показ игровых действий, в процессе которого психолог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); 4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия психолога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил; 5. Подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов психолог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры психолог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня [6]. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, психологом, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети с ЗПР малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем [6]. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты. В процессе действия с предметами у дошкольников с ЗПР появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными. При совершении действий с предметами и изменении реальной ситуации у ребенка с ЗПР в ходе дидактической игры создается фундаментальная основа для становления образов-представлений. Таким образом, наглядно-практическая ситуация является своеобразным этапом установления у дошкольника прочной связи между действием и словом. На основании этой связи могут строиться полноценные образы-представления. Таким образом, на основе изложенного выше материала, можно сформулировать следующие выводы. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления. До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом. У детей с ЗПР наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты. 2. Методические основы экспериментальной работы 2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Цель диагностической программы – выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение времени года по картинкам», «Исключение неподходящей картинки», «Установление закономерностей». Задание №1. Составление целого из частей (5 – 6 лет) Цель: выявить сформированность наглядно-образных представлений, целенаправленность проб при складывании (первая часть задания), способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (вторая часть задания). Оборудование: 1. Две картинки с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагоналям на 4 части. 2. Картинки с изображением квадрата, треугольника, круга и частей, из которых они могут быть составлены. Процедура проведения. Задание включает два этапа. На первом этапе поочередно предлагают картинки, разрезанные на 4 части по диагоналям. Части картинок кладут в произвольном порядке. Ребенок по составляющим частям должен узнать изображенный предмет, назвать его, а затем сложить картинку. Детям 6 лет можно положить сразу обе разрезанные картинки. Ребенок должен отобрать части каждой из них и сложить. На втором этапе задания дают рассмотреть картинку и просят найти справа те части, их которых должна получиться изображенная слева геометрическая фигура. Оценка действий ребенка: принятие задания, характер деятельности, умение в речевом плане назвать изображенный предмет. 1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла - принимает задание, выполняет хаотично, без учета основного признака, не может назвать изображенный предмет. 3 балла – принимает и понимает задание, выполняет с учетом основного признака, в речевом плане называет изображенный предмет. 4 балла – принимает и понимает задание, выполняет с учетом основного признака, может в речевом плане назвать изображенный предмет. Оценка результатов: 4 балла – высокий уровень. 3 балла – средний уровень. 2 балла – низкий уровень. 1 балл – очень низкий уровень. Задание №2. Последовательные картинки (5 – 6 лет) Цель: выявить способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок. Оборудование: четыре картинки (одна и та же девочка просыпается, умывается, завтракает, сидит за партой в школе). Процедура проведения: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут 4 картинки и предлагают рассмотреть в течении 20 – 30 секунд. Инструкция: «Все эти картинки про одну девочку. Разложи их по порядку: что было сначала, что было потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала девочка? Положи эту картинку сюда первой», «А что потом?». После того, как ребенок разложит картинки, предлагают составить рассказ по ним. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ. 1 балл – не понимает условий задачи, действует неадекватно инструкции. 2 балла – принимает задание, раскладывает картинки без учета последовательности событий изображенного на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет. 3 балла – принимает задание, раскладывает картинки , путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может. 4 балла – принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие, может составить об этом рассказ с учетом основного принципа, может обобщить принцип в своих высказываниях. Оценка результатов: 4 балла – высокий уровень. 3 балла – средний уровень. 2 балла – низкий уровень. 1 балл – очень низкий уровень. Задание №3. Определение времени года по картинкам (5 – 6 лет) Цель: выявить способность на основе анализа ситуации установить причинно-следственные зависимости. Оборудование: четыре картинки с изображением времени года. Двенадцать картинок с изображением различных предметов, относящихся к определенному времени года (по три на каждое время года). Процедура проведения: перед ребенком поочередно выкладывают четыре картинки большого размера с изображением разных времен года, сопровождая каждую вопросом: «Когда это бывает? Когда бывает снег?» и т.п. После рассматривания этих картинок ребенку дают двенадцать картинок меньшего размера и просят разложить их на соответствующие большие картинки. Инструкция: «Посмотри, к какому времени года подходит каждая картинка, и положи ее туда». Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности временных представлений; умение объяснить в причинно-следственном плане свои действия. 1 балл – не понимает цели, не раскладывает картинки. 2 балла – принимает задание, но не соотносит изображение времен года с их названиями, т.е. временные представления не сформированы, после обучения выделяет картинки с изображением лета и зимы. 3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями (лето и зима). 4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями. Оценка результатов: 4 балла – высокий уровень. 3 балла – средний уровень. 2 балла – низкий уровень. 1 балл – очень низкий уровень. Задание №4. Исключение неподходящей картинки (5 – 7 лет) Цель: выявить аналитико-синтетическую деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант); умение делать обобщения. Оборудование: три рисунка разной степени сложности. 1. На рисунке три таблицы, в каждой по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, форма, цвет). 2. На рисунке три таблицы, в каждой по четыре предмета, три – одной родовой группы, а четвертый – другой. 3. На рисунке три таблицы, в каждой по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагают детям с 6 лет. Процедура проведения: поочередно предлагают рисунки 1, 2, 3. При работе с рисунком 1 дается следующая инструкция: «Скажи, что здесь не подходит?». При работе с рисунком 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: «Что здесь не подходит?». Помощь: «Здесь три предмета чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?». При работе с рисунком 3 психолог сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее слово. При правильном ответе просит объяснить выбор. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности аналитико-синтетической функции; умение объяснить в причинно-следственном плане свои действия, умение в речевом плане обобщить принцип группировки. 1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла – принимает задание, выполняет классификацию без учета основного принципа, не может в речевом плане обобщить принцип группировки. 3 балла – принимает задание, выделяет предметы с учетом существенного признака, но в конечном итоге не может обозначить вербально существенный признак. 4 балла – принимает задание, выделяет предметы с учетом существенного признака, в конечном итоге обозначает вербально существенный признак. Оценка результатов: 4 балла – высокий уровень. 3 балла – средний уровень. 2 балла – низкий уровень. 1 балл – очень низкий уровень. Задание №5. Установление закономерностей (5 – 7 лет) Цель: выявить сформированность анализа, сравнения; способность выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии; установить особенности протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач. Оборудование: шесть таблиц разной степени сложности. 1. Три таблицы, в каждой по три предметной картинки, одна из клеток не заполнена. На рисунках под таблицей предлагаются аналогичные предметные картинки для заполнения пустой клеточки. 2. Три таблицы, в каждой по восемь предметных картинок, одна из клеток не заполнена. На рисунках под таблицей предлагаются аналогичные предметные картинки для заполнения пустой клеточки. Процедура проведения: перед ребенком кладут рис.1, объясняют и показывают способ выполнения первого задания. После поочередно предлагают остальные. В качестве помощи задают наводящие вопросы типа: «Что здесь должно быть нарисовано?». Интерпретация полученных данных по методике представлена в Приложении 1. 2.2 Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем. Большое внимание должно уделяться развитию у детей всех психических процессов, прежде всего, мыслительной деятельности, формированию умения применять усвоенные знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Одну из актуальных задач коррекционной педагогики и специальной психологии современные ученые видят в дальнейшем изучении резервов умственного развития и воспитания детей с ЗПР [61]. Целью формирующего этапа экспериментальной работы явилась разработка содержания коррекционно-развивающей работы, выбор наиболее эффективных путей и средств развития наглядно-образного мышления в условиях специального дошкольного учреждения. Нами были учтены методические разработки по развитию наглядно-образного мышления у детей с ЗПР, предложенные рядом авторов: Е.А.Стребелева, У.В.Ульенкова, С.Г.Шевченко и др. Эти авторы значительное внимание уделяют развитию у детей таких мыслительных операций как обобщение, сравнение и классификация. Л.С.Выготский разработал теоретические положения о сензитивности дошкольного возраста и о ведущей роли предметной деятельности в развитии психики ребенка дошкольного возраста [13]. При развитии наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в процессе проведения коррекционно-развивающей работы исходными позициями являлись знания о генетическом ходе развития мышления, о поэтапном формировании умственных действий, особенностях психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в процессе развития восприятия, овладения речью и развития наглядных форм мышления. Результаты констатирующего этапа эксперимента подтверждают, что у детей с ЗПР отмечается значительное своеобразие в развитии их мыслительной деятельности, наблюдается отставание уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в решении задач на обобщение, сравнение, классификацию на наглядной основе. Во время проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены трудности, которые испытывают старшие дошкольники с ЗПР при решении задач в наглядно-образном плане, отмечены были особенности и недостатки овладения наглядно-образным мышлением. Был сделан вывод о том, что процесс целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию наглядно-образного мышления должен осуществляться на занятиях психолога с использованием дидактических игр, что и стало целью формирующего этапа экспериментальной работы. В процессе развития наглядно-образного мышления в программе используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, дидактические игры; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др. [59] Всю коррекционную программу, направленную на развитие наглядно-образного мышления детей, можно условно разделить на 3 этапа: 1. Развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках. На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. Важно научить детей устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи. Сначала детям необходимо определить внутренние взаимоотношения между предметами, осмыслить внутреннюю логику действий, а затем найти недостающее звено. В дальнейшей работе необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках. Необходимо уделять большое внимание развитию у детей с ЗПР процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключений. В дальнейшем на данном этапе коррекционная работа должна быть направлена на развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом. 2. Развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования. В процессе проведения игр дети с ЗПР учатся ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане. 3. Развитие соотношения между словом и образом. Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности. Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления [59]. Коррекционно-развивающие занятия проводились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПР. Проведенная работа носила комплексный характер, который подразумевал под собой создание оптимальных условий для развития наглядно-образного мышления на коррекционно-развивающих занятиях с использованием дидактических игр. Проведение формирующего эксперимента данного исследования основывалось на следующих принципах: 1. Обучение детей в игровой форме. 2. Подача материала с постепенным усложнением (от простого к сложному). 3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей развития каждого ребенка (личностно-ориентированный подход). 4. Учет степени сложности имеющегося дефекта в развитии. 5. Использование разнообразных методов (наглядных, словесных, практических) и приемов в процессе коррекционной работы. Коррекционно-развивающая программа (Таблица 1) включала проведение групповых занятий (10), в процессе которых психолог решал следующие задачи: · повышение интереса к умственному труду и познавательной деятельности; · обогащение знаний и представлений об окружающем мире; · развитие ориентировочно-исследовательской деятельности; · формирование способности к осуществлению мыслительных операций без непосредственной опоры на практические действия; · формирование умения вычленять признаки сходства и различия предметов, т.е. осуществлять их сравнение; · формирование понимания детьми последовательности событий, временных и причинно-следственных связей и отношений; · развитие вербальных и невербальных средств общения; · снятие мышечного и эмоционального напряжения; · развитие высших психических функций (внимания, памяти, речи и др.); · закрепление полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной деятельности. 1 этап – развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках (примерное занятие) Цели занятия: · развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении; · развитие умения декодировать информацию; · развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению; · снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии. 1. «Чего не хватает?» Цель: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении. Дидактический материал: карточка с заданием. Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть кар точку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке. 2. «Сыщик» Цель: развитие умения декодировать информацию. Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка. Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник — диван, это — дверь, это — шкаф, это — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попро буйте по плану найти ее». 3. «Достань мяч» Цель: развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению. Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На ковре сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу руками. Описание задания. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажите мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации психолог использует прием припоминания: «Вспомните, как вы доставали игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Кого-нибудь из детей просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии. 4. Психомышечная тренировка Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии. Описание. 1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох (3-4 раза). 2) Давай попьем колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох (3 – 4 раза). 3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает). Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза). 5. «Полей цветочек!» Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один – цветущий, другой – увядающий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Недалеко на столе находится лейка с водой. Описание. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения психолог говорит: «Вспомните, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого дети затрудняются выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем дети рассказывают о наблюдаемых действиях, т.е. фиксируют последовательные действия в речи. После этого дети снова выполняют задание в наглядно-образном плане. 6. Подведение итогов занятия. 2 этап – развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования (примерное занятие) Цели занятия: · развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов; · развитие умения владеть действиями замещения; · развитие умения декодировать информацию; · снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук; · обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения. 1. «Найди похожие!» Цель: развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов. Оборудование: на каждого играющего – мешочек с игрушками: ежик, неваляшка, ракета, машинка, домик, божья коровка, мышка, поднос. Описание задания. Дети садятся вокруг столов и каждому ребенку дают мешочек с одним предметом (ежик, неваляшка, ракета, домик, машинка, божья коровка, мышка). Психолог говорит, что у каждого ребенка в мешочке лежит предмет определенной формы. К этому предмету надо подобрать предметы (или игрушки), похожие по форме на предмет, который находится в мешочке. Дети смотрят и запоминают, что у них лежит в мешочке. Затем они ходят по группе и каждый самостоятельно подбирает предметы или игрушки и кладет их в свой мешочек. После того, как дети найдут несколько предметов (не менее 5), каждый должен высыпать их на поднос и рассказать о том, чем подобранные им игрушки похожи на тот, который был в мешочке, т.е. обосновать в речи свой выбор предметов и свои действия. В случае затруднения психолог помогает ребенку выделить форму в его предмете, называет словом эту форму и вместе с ним подбирает 2 – 3 предмета. Затем психолог предлагает ребенку самостоятельно выбрать 2 предмета определенной формы. 2. «Сыщик» Цель: развитие умения декодировать информацию. Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка. Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник — диван, это — дверь, это — шкаф, это — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попро буйте по плану найти ее». 3. Игра «Зеркало» Цель: развитие умения владеть действиями замещениями. Ход игры. Психолог приглашает детей в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные, стоя в кругу, произносят: «Ровным кругом, друг за другом. Эй, ребята, не зевать! Что нам Сашенька покажет, Будем дружно выполнять!» Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения (шагает как солдат, машет руками, как птичка крылышками, руки на пояс и идет на носочках и т.д.), остальные дети повторяют. Затем в центр круга выбирается другой ребенок, который должен показывать другие движения и т.д. 4. Психомышечная тренировка Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук. Описание. 1) Ложись на пол, на ковер. Поплывем на другой берег реки (ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища). Раз – руки вперед со вздохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза). Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза). 2) Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек (ребенок ложится на пол, на ковер)! Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре – выпрямись, делая выдох. 3) Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперед, делая выдох. Три – поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре – поверни голову вперед, делая выдох (3 – 4 раза). 5. «Улыбка» Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения. Описание задания. Дети попеременно улыбаются, затем рас слабляют мышцы лица. Упражнение повторить 6—8 раз. 6. Подведение итогов занятия. 3 этап – развитие соотношения между словом и образом Цели занятия: · научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане; · развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию; · развитие внимания, памяти, связной монологической речи; · снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук. 1. «Что бывает внизу, а что – вверху» Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане. Ход занятия. Психолог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давай, посмотрим вверх, над нами – небо. Оно бывает снизу? А что еще бывает только вверху? Правильно, звезды, луна. А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. А где растет трава? Она где всегда бывает? (Растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.) После этого дети самостоятельно перечисляет объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу. 2. «Котенок» Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию. Оборудование: две сюжетных картинки: на первой – мальчик везет в машине игрушечную собачку и живого котенка; на второй – мальчик везет в машине только игрушечную собачку. Ход упражнения. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: «Мальчик Дима посадил в машину игрушечную собаку и живого котенка и стал их катать. Потом оглянулся, а в машине осталась только одна игрушка. Кто выпрыгнул из машины?» Затем психолог показывает вначале вторую картинку – «Игрушечная собачка в машине» и спрашивает: «Кто же выпрыгнул из машины?» В случае затруднения психолог просит детей рассмотреть обе картинки и сравнить их, а затем ответить на вопросы: «Почему осталась одна игрушка? Что произошло? Кто же выпрыгнул из машины?» После этого психолог предлагает детям пересказать текст. 3. Психомышечная тренировка Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук. Описание. 1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.) 2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, бе зымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.) 3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.) 4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направле ниях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.) 4. Задание «Верный друг» Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию. Оборудование: две сюжетные картинки: на первой – девочка тонет в реке, на второй – собака тащит девочку из реки. Описание задания. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на речку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташ упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу». После этого психолог задает детям вопросы: «С кем всегда гуляла Наташа? Куда она однажды пошла? Что Наташ хотела достать в воде? Что случилось с Наташей? Что сделал Волчок? Кто спас Наташу?» Затем психолог предлагает детям рассмотреть обе картинки и рассказать весь текст. В случае затруднения дети рассматривают картинки, а психолог еще раз повторяет рассказ. Детям снова предлагается ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрации. 5. «Скульптура» Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии. Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты — глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скуль птор создает скульптуру». 6. Подведение итогов занятия Новшество моей работы заключалось в том, что вся та же работа, которая проводилась с детьми на специально организованных занятиях, осуществлялась и в свободное от занятий время, в процессе прогулок, в режимных моментах, в трудовой и игровой деятельности с использованием наглядного материала и дидактических игр. Используемые на данном этапе коррекционно-развивающей работы приемы (припоминание, наблюдение, уточняющие вопросы) помогали детям как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке или представленной в реальном виде, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа (на начальных этапах работы с помощью взрослого). Данные приемы, как показала работа, проводимая на формирующем этапе, помогали детям с ЗПР осуществлять перенос усвоенного материала на занятии в аналогичные условия и самостоятельно (или с направляющей помощи взрослого) составлять планирование и отчет о проделанных действиях. Структура коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Занятие 1. Цели: · развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении; · развитие умения декодировать информацию; · развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению; · снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии. Структура занятия: Оргмомент. 1. Игра «Чего не хватает?». 2. Упражнение «Сыщик». 3. Игра «Достань мяч». 4. Психомышечная тренировка. 5. Игра «Полей цветочек». Подведение итогов занятия. Занятие 2. Цели: · развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении; · развитие умения декодировать информацию; · развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов; · снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии. Структура: Оргмомент 1. Игра «Чего не хватает?». 2. Упражнение «Сыщик». 3. Упражнение «Весна». 4. Психомышечная тренировка. 5. Упражнение «Дорисуй». Подведение итогов занятия. Занятие 3. Цели: · развитие понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями; · развитие умения кодировать информацию; · снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии; · обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения. Структура занятия: Оргмомент. 1. Упражнение «Дождик». 2. Упражнение «Сыщик». 3. Психомышечная тренировка. 4. Упражнение «Сложи узор». 5. Игра «Сломанная ветка». Подведение итогов занятия. Занятие 4. Цели: · развитие понимания последовательности событий, изображенных на картинках; · развитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения; · развитие умения кодировать информацию; · развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей; · снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук; · усиление положительных эмоциональных переживаний. Структура занятия: Оргмомент. 1. Игра «Утро мальчика». 2. Упражнение «Сыщик». 3. Упражнение «Сложи узор». 4. Психомышечная тренировка. 5. «Кошка ловит мышку». 6. Упражнение «Встречаемся и прощаемся с улыбкой». Подведение итогов занятия. Занятие 5. Цели: · научить узнавать предметы по заданным признакам; · развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом; · снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук; · развитие мыслительных операций анализа и синтеза; · снятие мышечного и эмоционального напряжения. Структура: Оргмомент. 1. Задание «В детском саду». 2. Упражнение «Угадай предмет». 3. Психомышечная тренировка. 4. Задание «В магазине игрушек». 5. Упражнение «Тряпичная кукла». Подведение итогов занятия. Занятие 6. Цели: · развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов; · развитие умения владеть действиями замещения; · развитие умения декодировать информацию; · снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук; · обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения. Структура занятия: Оргмомент. 1. Игра «Найди похожие!». 2. Упражнение «Сыщик». 3. Игра «Зеркало». 4. Психомышечная тренировка. 5. Упражнение «Улыбка». Подведение итогов занятия. Занятие 7. Цели: · развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию; · развитие внимания и сообразительности; · снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии. Структура занятия: Оргмомент. 1. Игра «Зайцы и волк». 2. Упражнение «Не ошибись». 3. Психомышечная тренировка. 4. Игра «Поезд». 5. Упражнение «Скульптура». Подведение итогов занятия. Занятие 8. Цели: · сформировать обобщенные представления о форме предмета; · формирование соотношения между словом и образом; · развитие способности к анализу и самоанализу, уме ния решать нестандартные задачи, интеллектуальных способ ностей; · снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии. Структура занятия: Оргмомент. 1. Упражнение «Что круглое, а что – овальное». 2. Упражнение «Картинки-половинки». 3. Психомышечная тренировка. 4. Упражнение «Сложи узор». 5. Игра «Кляксы». Подведение итогов занятия. Занятие 9. Цели: · научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане; |
|
© 2010 |
|