РУБРИКИ

Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

·                   развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию;

·                   развитие внимания, памяти, связной монологической речи;

·                   снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук.

Структура занятия:

Оргмомент.

1. Упражнение «Что бывает внизу, а что – вверху».

2. Игра «Котенок».

3. Психомышечная тренировка.

4. Упражнение «Верный друг».

5. Упражнение «Скульптура».

Подведение итогов занятия.

Занятие 10.

Цели:

·                   формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией;

·                   развитие способности к анализу и самоанализу, уме ния решать нестандартные задачи, интеллектуальных способ ностей;

·                   снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук.

Структура занятия:

Оргмомент.

1. Упражнение «Весна».

2. Упражнение «Сложи узор».

3. Задание «Дождик».

4. Психомышечная тренировка.

5. Упражнение «Кляксы».

Подведение итогов занятия.

Подробно коррекционно-развивающая программа представлена в Приложении 2.


3. Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

3.1 Результаты констатирующего этапа


Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ №28 г. Алексина Тульской обл. В эксперименте приняло участие 10 испытуемых в возрасте 5 – 6 лет.

Была подобрана диагностическая программа, отвечающая логике и целям нашего исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В результате проведения экспериментального обследования были получены следующие данные, характеризующие особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (рис. 1 – 5).

Анализируя результаты, полученные в ходе проведения методики «Составление целого из частей», направленной на выявление сформированности наглядно-образных представлений, а также способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей, были получены представленные ниже результаты.

Трое испытуемых (Данила М., Антон Н., Катя Е.) выполняли задание хаотично, без учета основного признака; дети с трудом смогли назвать изображенный предмет.

Пятеро испытуемых (Света И., Таня Б., Костя М., Паша А., Захар Т.) справились с заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития наглядно-образных представлений. Дети выполняли задание с учетом основного признака, в речевом плане называли изображенный предмет.

Оставшиеся двое испытуемых (Оля А., Полина В.) без затруднений и дополнительной помощи справились с предоставленным заданием.

Графически результаты методики представлены на рис.1.


Рис. 1. Результаты экспериментального обследования по методике «Составление целого из частей»


В результате проведения методики «Последовательные картинки», выявляющей способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, а также составлять рассказ по серии последовательных картинок, было выявлено, что только двое испытуемых (Света И., Полина Р.) полностью безошибочно справились с заданием, разложив картинки в определенной последовательности, объединив их в одно событие, а также составив об этом рассказ с учетом основного принципа.

Шестеро испытуемых (Таня Б., Костя М., Оля А., Катя Е., Паша А., Захар Т.) справились с предоставленным заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации. Это связано с тем, что при выполнении задания дети путали действия, но в конечном итоге раскладывали картинки в соответствии с хронологической последовательностью. Однако стоит отметить, что данные испытуемые испытывали трудности при составлении связного рассказа об изображенных событиях.

Оставшиеся двое испытуемых (Данила М., Антон Н.) показали низкие результаты. В ходе проведения методики дети раскладывали картинки без учета последовательности событий, воспринимали каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

Графически результаты методики представлены на рис.2.


Рис. 2. Результаты экспериментального обследования по методике «Последовательные картинки»


При исследовании способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости по методике «Определение времени года по картинкам», были получены представленные ниже результаты.

Четверо испытуемых (Света И., Оля А., Паша А., Полина Р.) показали результаты, соответствующие высокому уровню развития. Они приняли задание и уверенно соотносили изображения всех времен года с названиями.

Пятеро испытуемых (Таня Б., Костя М., Антон Н., Катя Е., Захар Т.) приняли предоставленное задание, однако уверенно соотносили изображения только двух времен года с их названиями.

Оставшийся один испытуемый (Данила М.) показал низкие результаты по проведенной методике, т.к. ребенок в ходе ее проведения не соотносил изображения времен года с их названиями. Можно сделать вывод о том, что временные представления у данного испытуемого не сформированы.

Полученные данные демонстрируют, что не у всех детей с ЗПР отмечается высокий уровень развития временных представлений. У некоторых детей отмечаются затруднения в выделении характерных свойств и признаков объектов.

Графически результаты исследования по данной методике представлены на рис. 3.


Рис. 3. Результаты экспериментального обследования по методике «Определение времени года по картинкам»


Результаты, полученные после проведения методики «Исключение неподходящей картинки», свидетельствуют о преобладании в экспериментальной группе среднего уровня сформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах и на основе мысленного представления. В результате проведения методики были получены представленные ниже данные.

Трое из десяти испытуемых (Оля А., Паша А., Полина Р.) показали высокие результаты. Детьми были выделены и вербально обозначены предметы с учетом существенного признака.

Четверо испытуемых (Света И., Таня Б., Данила М., Захар Т.) не полностью справились с предоставленным заданием, показав средние результаты. Ими были выделены предметы с учетом существенного признака, но в конечном итоге дети не смогли обозначить вербально существенный признак.

Оставшиеся трое испытуемых (Костя М., Антон Н., Катя Е.) приняли предоставленное задание, однако классификацию выполняли без учета основного принципа.

Полученные результаты можно объяснить тем, что у детей с ЗПР наблюдается снижение уровня обобщения, в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами и явлениями.

Таким образом, операция классификации, в основе которой лежит выделение обобщенного свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств и особенностей, вызывает затруднения у детей с задержкой психического развития.

Графически результаты по методике представлены на рис.4.


Рис.4. Результаты экспериментального обследования по методике «Исключение неподходящей картинки»


В результате проведения методики «Установление закономерностей», направленной на выявление сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии, а также на выявление способности устанавливать особенности протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач, были получены представленные ниже результаты.

Четверо испытуемых (Данила М., Костя М., Антон Н., Катя Е.) приняли задание, однако им потребовалась многократная помощь к началу их деятельности. В среднем детьми было выполнено по 1 – 2 таблице.

Пятеро испытуемых из десяти (Таня Б., Оля А., Паша А., Захар Т., Полина Р.) справились с заданием, показав средние результаты. Детьми было заполнено по две-три предоставленные таблицы. Это обусловлено тем, что задачи такого плана адресованы непосредственно к логическим действиям, требующих конкретных представлений о родовых и видовых признаках объектов. У детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности в анализе конкретных признаков и свойств объектов.

Только один испытуемый (Света И.) экспериментальной группы принял задание, заполнив все таблицы. В ходе проведения методики ребенок работал с интересом, используя все предложенные формы.

Графически результаты методики представлены на рис. 5.


Рис. 5. Результаты экспериментального обследования по методике «Установление закономерностей»


Таким образом, в ходе апробирования тщательно подобранного диагностического инструментария были получены результаты, представленные в сводной Таблице 3.


Результаты диагностики уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Таблица 3.

Имя испытуемого

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Методика №4

Методика №5

Общий результат

баллы

группа

1

Света И.

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

18

IV

2

Таня Б.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

13

III

3

Данила М.

низкий уровень

низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

11

II

4

Костя М.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

12

III

5

Оля А.

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

17

IV

6

Антон Н.

низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

8

II

7

Катя Е.

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

10

II

8

Паша А.

средний уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

14

III

9

Захар Т.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

15

III

10

Полина Р.

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

19

IV


Из данных, приведенных в Таблице 3, можно сформулировать выводы:

1.            Трое испытуемых (Данила М., Антон Н., Катя Е.) за выполненные задания набрали 8 – 11 баллов и вошли во II группу в соответствии с характером познавательной деятельности, принятием задания, способами выполнения, обучаемостью и интересом к результатам собственной деятельности. В характере их действий отмечалось стремление достигнуть искомого результата, но действия детей оставались хаотичными, а в дальнейшем иногда происходил отказ от выполнения заданий. В преобладающем большинстве случаев испытуемые нуждались в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания. Важно отметить, что они не владеют необходимым запасом более или менее дифференцированных общих представлений и простейших понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеют явно недостаточно. После выполнения упражнений не все испытуемые были заинтересованы в результатах своей деятельности.

2.            Испытуемые Таня Б., Костя М., Паша А. и Захар Т. Вошли в III группу, набрав за выполнение заданий 12 – 15 баллов. Они заинтересованно сотрудничали с психологом, сразу же принимали задание и стремились к его выполнению. Однако самостоятельно данные испытуемые не всегда могли найти адекватный способ выполнения и часто обращались за помощью к взрослому, поэтому не все предложенные мыслительные операции испытуемые совершали правильно Важно отметить, что дети проявляли большую заинтересованность в результатах своей деятельности.

3.            Оставшиеся трое испытуемых (Света И., Оля А, Полина Р.) вошли в IV группу, набрав 17 – 19 баллов за выполнение задания. Дети с интересом принимали все задания, не нуждались в повторении инструкций, выполняли их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в не которых случаях – на уровне зрительной ориентировки. В задачах на классификацию картинок вербально обосновывали свое решение. Помощь взрослого при решении задач данным испытуемым была не нужна или нужна была минимальная в виде направления на предмет мысли. Дети думали над результатами решения, оценивали степень его правильности. При этом данные испытуемые были очень заинтересованы в результате своей деятельности.



3.2 Результаты контрольной диагностики


Цель контрольной диагностики – определение эффективности проведенной работы по развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Диагностирование особенностей наглядно-образного мышления детей с ЗПР на этапе контрольной диагностики проходило с использованием тех же методик, что и на этапе констатирующего эксперимента. Оценка полученных результатов велась по критериям, предложенным на этапе констатирующего эксперимента. Анализируя результаты, полученные в ходе проведения методики «Составление целого из частей» на этапе контрольной диагностики были получены представленные ниже результаты.

Только один испытуемый (Антон Н.) выполнял задание хаотично, без учета основного признака; он с трудом смог назвать изображенный предмет.

Четверо испытуемых (Катя Е., Данила М., Таня Б., Паша А.) справились с заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития наглядно-образных представлений. Дети выполняли задание с учетом основного признака, в речевом плане называли изображенный предмет.

Оставшиеся пятеро испытуемых (Оля А., Полина В., Света И., Костя М., Захар Т.) без затруднений и дополнительной помощи справились с предоставленным заданием.

Графически результаты методики представлены на рис.6.


Рис. 6. Результаты экспериментального обследования по методике «Составление целого из частей» на этапе контрольной диагностики


В результате проведения методики «Последовательные картинки» на этапе контрольной диагностики было выявлено, что трое испытуемых (Света И., Таня Б., Полина Р.) полностью безошибочно справились с заданием, разложив картинки в определенной последовательности, объединив их в одно событие, а также составив об этом рассказ с учетом основного принципа.

Оставшиеся семеро испытуемых (Данила М., Костя М., Оля А., Антон Н., Катя Е., Паша А., Захар Т.) справились с предоставленным заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации. Это связано с тем, что при выполнении задания дети путали действия, но в конечном итоге раскладывали картинки в соответствии с хронологической последовательностью. Однако стоит отметить, что данные испытуемые испытывали трудности при составлении связного рассказа об изображенных событиях.

Испытуемых с низкими результатами по данной методике на этапе контрольной диагностики не выявлено.

Графически результаты методики представлены на рис.7.


Рис. 7. Результаты экспериментального обследования по методике «Последовательные картинки» на этапе контрольной диагностики


При исследовании способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости по методике «Определение времени года по картинкам» на этапе контрольной диагностики были получены представленные ниже результаты.

Шестеро испытуемых (Света И., Оля А., Костя М., Паша А., Катя Е., Полина Р.) показали результаты, соответствующие высокому уровню развития. Они приняли задание и уверенно соотносили изображения всех времен года с названиями.

Четверо испытуемых (Таня Б., Антон Н., Данила М., Захар Т.) приняли предоставленное задание, однако уверенно соотносили изображения только двух времен года с их названиями.

Испытуемых с низким уровнем развития по данной методике на этапе контрольной диагностики не выявлено.

Полученные данные демонстрируют, что не у всех детей с ЗПР отмечается высокий уровень развития временных представлений. У некоторых детей отмечаются затруднения в выделении характерных свойств и признаков объектов.

Графически результаты исследования по данной методике представлены на рис. 8.


Рис. 8. Результаты экспериментального обследования по методике «Определение времени года по картинкам» на этапе контрольной диагностики


Результаты, полученные после проведения методики «Исключение неподходящей картинки» на этапе контрольной диагностики, свидетельствуют о преобладании в экспериментальной группе высокого уровня сформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах и на основе мысленного представления. В результате проведения методики были получены представленные ниже данные.

Пятеро из десяти испытуемых (Оля А., Паша А., Таня Б., Захар Т., Полина Р.) показали высокие результаты. Детьми были выделены и вербально обозначены предметы с учетом существенного признака.

Четверо испытуемых (Света И., Данила М., Костя М., Катя Е.) не полностью справились с предоставленным заданием, показав средние результаты. Ими были выделены предметы с учетом существенного признака, но в конечном итоге дети не смогли обозначить вербально существенный признак.

Оставшийся один испытуемый - Антон Н. - принял предоставленное задание, однако классификацию выполнял без учета основного принципа.

Графически результаты по методике представлены на рис.9.


Рис.9. Результаты экспериментального обследования по методике «Исключение неподходящей картинки» на этапе контрольной диагностики


В результате проведения методики «Установление закономерностей» на этапе контрольной диагностики были получены представленные ниже результаты.

Двое испытуемых (Данила М., Катя Е.) приняли задание, однако им потребовалась многократная помощь к началу их деятельности. В среднем детьми было выполнено по 1 – 2 таблице.

Пятеро испытуемых из десяти (Оля А., Костя М., Антон Н., Паша А., Полина Р.) справились с заданием, показав средние результаты. Детьми было заполнено по две-три предоставленные таблицы. Это обусловлено тем, что задачи такого плана адресованы непосредственно к логическим действиям, требующих конкретных представлений о родовых и видовых признаках объектов. У детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности в анализе конкретных признаков и свойств объектов.

Трое испытуемых (Света И., Таня Б., Захар Т.) экспериментальной группы принял задание, заполнив все таблицы. В ходе проведения методики дети работали с интересом, используя все предложенные формы.

Графически результаты методики представлены на рис. 10.


Рис. 10. Результаты экспериментального обследования по методике «Установление закономерностей» на этапе контрольной диагностики


Таким образом, в ходе апробирования тщательно подобранного диагностического инструментария были получены результаты, представленные в сводной Таблице 3.

Результаты диагностики уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР


Таблица 4.

Имя испытуемого

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Методика №4

Методика №5

Общий результат

баллы

группа

1

Света И.

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

19

IV

2

Таня Б.

средний уровень

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

17

IV

3

Данила М.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

14

III

4

Костя М.

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

средний уровень

средний уровень

15

III

5

Оля А.

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

18

IV

6

Антон Н.

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

средний уровень

11

II

7

Катя Е.

средний уровень

средний уровень

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

13

III

8

Паша А.

средний уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

15

III

9

Захар Т.

высокий уровень

средний уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

17

IV

10

Полина Р.

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

18

IV


Из данных, приведенных в Таблице 4, можно сформулировать следующие выводы:

1.            Один испытуемый (Антон Н.) за выполненные задания набрал 11 баллов и вошел во II группу в соответствии с характером познавательной деятельности, принятием задания, способом выполнения, обучаемостью и интересом к результатам собственной деятельности. Важно отметить, что он не владеют необходимым запасом более или менее дифференцированных общих представлений и простейших понятий. Необходимыми операциями в умственном плане Антон Н. владеет явно недостаточно.

2.            Испытуемые Данила М., Костя М., Паша А. и Катя Е. вошли в III группу, набрав за выполнение заданий 12 – 15 баллов. Они заинтересованно сотрудничали с психологом, сразу же принимали задание и стремились к его выполнению. Важно отметить, что дети проявляли большую заинтересованность в результатах своей деятельности.

3.            Оставшиеся пятеро испытуемых (Света И., Таня Б., Оля А, Захар Т., Полина Р.) вошли в IV группу, набрав 17 – 19 баллов за выполнение задания. Дети с интересом принимали все задания, не нуждались в повторении инструкций, выполняли их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в не которых случаях – на уровне зрительной ориентировки. Стоит отметить, что данные испытуемые были очень заинтересованы в результате своей деятельности.

3.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования


В результате проведения тщательно подобранных диагностической и коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, на контрольном этапе работы была отмечена положительная динамика экспериментальной работы. Сравнительный анализ полученных результатов исследования представлен ниже.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Составление целого из частей»



Таблица 5.

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Света И.

средний уровень

высокий уровень

2

Таня Б.

средний уровень

средний уровень

3

Данила М.

низкий уровень

средний уровень

4

Костя М.

средний уровень

высокий уровень

5

Оля А.

высокий уровень

высокий уровень

6

Антон Н.

низкий уровень

низкий уровень

7

Катя Е.

низкий уровень

средний уровень

8

Паша А.

средний уровень

средний уровень

9

Захар Т.

средний уровень

высокий уровень

10

Полина Р.

высокий уровень

высокий уровень


Из таблицы 5 очевидно, что у некоторых испытуемых в результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли положительные изменения в уровне развития по методике «Составление целого из частей»: у троих испытуемых (Света И., Костя М. и Захар Т.) на констатирующем этапе работы был отмечен средний уровень развития, а на контрольном – высокий. У двоих испытуемых (Данила М., Катя Е.) также были отмечены положительные изменения в результате проведенной коррекционно-развивающей работы: на констатирующем этапе – низкий, на контрольном – средний уровень развития.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Последовательные картинки»


Таблица 6.

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Света И.

высокий уровень

высокий уровень

2

Таня Б.

средний уровень

высокий уровень

3

Данила М.

низкий уровень

средний уровень

4

Костя М.

средний уровень

средний уровень

5

Оля А.

средний уровень

средний уровень

6

Антон Н.

низкий уровень

средний уровень

7

Катя Е.

средний уровень

средний уровень

8

Паша А.

средний уровень

средний уровень

9

Захар Т.

средний уровень

средний уровень

10

Полина Р.

высокий уровень

высокий уровень


Данные, приведенные в Таблице 6, свидетельствуют о том, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы были отмечены следующие положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Последовательные картинки»: у троих испытуемых (Таня Б., Данила М., Антон Н.) на контрольном этапе были отмечены более высокие результаты по сравнению с констатирующим. Ни у одного испытуемого в результате проведенной коррекционно-развивающей работы не было выявлено низкого уровня развития.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Определение времени года по картинкам»


Таблица 7.

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Света И.

высокий уровень

высокий уровень

2

Таня Б.

средний уровень

средний уровень

3

Данила М.

низкий уровень

средний уровень

4

Костя М.

средний уровень

высокий уровень

5

Оля А.

высокий уровень

высокий уровень

6

Антон Н.

средний уровень

средний уровень

7

Катя Е.

средний уровень

высокий уровень

8

Паша А.

высокий уровень

высокий уровень

9

Захар Т.

средний уровень

средний уровень

10

Полина Р.

высокий уровень

высокий уровень


Из таблицы 7 очевидно, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Определение времени года по картинкам»: у троих дошкольников (Данила М., Костя М., Катя Е.) было отмечено повышение уровня развития способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе работы.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Исключение неподходящей картинки»


Таблица 8.

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Света И.

средний уровень

средний уровень

2

Таня Б.

средний уровень

высокий уровень

3

Данила М.

средний уровень

средний уровень

4

Костя М.

низкий уровень

средний уровень

5

Оля А.

высокий уровень

высокий уровень

6

Антон Н.

низкий уровень

низкий уровень

7

Катя Е.

низкий уровень

средний уровень

8

Паша А.

высокий уровень

высокий уровень

9

Захар Т.

средний уровень

высокий уровень

10

Полина Р.

высокий уровень

высокий уровень


Данные, приведенные в Таблице 8, свидетельствуют о том, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы были отмечены следующие положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Исключение неподходящей картинки»: у четверых испытуемых (Таня Б., Костя М., Катя Е., Захар Т.) на контрольном этапе были отмечены более высокие результаты по сравнению с констатирующим.

Важно отметить, что на контрольном этапе диагностики был выявлен испытуемый, показавший низкие результаты по данной методике. Это можно объяснить тем, что у детей с ЗПР наблюдается снижение уровня обобщения, в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами и явлениями. Операция классификации, в основе которой лежит выделение обобщенного свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств и особенностей, вызывает затруднения у детей с задержкой психического развития.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Установление закономерностей»


Таблица 9.

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Света И.

высокий уровень

высокий уровень

2

Таня Б.

средний уровень

высокий уровень

3

Данила М.

низкий уровень

низкий уровень

4

Костя М.

низкий уровень

средний уровень

5

Оля А.

средний уровень

средний уровень

6

Антон Н.

низкий уровень

средний уровень

7

Катя Е.

низкий уровень

низкий уровень

8

Паша А.

средний уровень

средний уровень

9

Захар Т.

средний уровень

высокий уровень

10

Полина Р.

средний уровень

средний уровень


Из таблицы 9 очевидно, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Установление закономерностей»: у четверых испытуемых (Таня Б., Костя М., Антон Н., Захар Т.) было отмечено повышение уровня сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Сравнительные данные уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на констатирующем и контрольном этапах исследования



Таблица 10.

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

баллы

группа

баллы

группа

1

Света И.

18

IV

19

IV

2

Таня Б.

13

III

17

IV

3

Данила М.

11

II

14

III

4

Костя М.

12

III

15

III

5

Оля А.

17

IV

18

IV

6

Антон Н.

8

II

11

II

7

Катя Е.

10

II

13

III

8

Паша А.

14

III

15

III

9

Захар Т.

15

III

17

IV

10

Полина Р.

19

IV

18

IV

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.