РУБРИКИ

Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития


Таким образом, анализируя результаты (Таблица 10), полученные на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.

Получение таких количественных и качественных результатов, позволяет с уверенностью считать, что проведённая нами коррекционно-развивающая работа оказалась успешной и эффективной в развитии наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.




Заключение

В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи:

1.                Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления. До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

2.                Составлена и реализована диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Подобранная нами диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение времени года по картинкам», «Исключение неподходящей картинки», «Установление закономерностей».

3.                Учитывая результаты диагностики, разработана и апробирована психокоррекционная программа, способствующая развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

4.                Проанализирована эффективность проведенной работы, сделаны выводы о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты. Гипотеза о том, что развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если своевременно осуществлять диагностику и коррекционно-развивающую с учетом результатов диагностического обследования, - подтверждена.


Литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / К.Ч.Лебединская. – М: Просвещение, 1992.

2. Анастази А. Психологическое тестирование / К.М.Гуревич, В.И.Лубовский. – М.: Просвещение, 1997.

3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М.Астапов. – М., 1997.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1988.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1978.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

7. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю.Борякова. – М.: Педагогика, 1999.

8. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу – М.: Педагогика, 1989.

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С.Певзнер. – М.: Просвещение, 1985.

10. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития / Т.А.Власова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина. – М.: Просвещение, 1991.

11. Воспитание и обучение в детском саду / Под общ. ред. А.В.Запорожец, Т.А.Маркова. – М.: Педагогика, 1986.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3 / Л.С.Выготский. – М., 1993.

13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1986.

14. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. – М.: Просвещение, 1989.

15. Гальперин П.Я., Данилова В.Н. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. – 1980. - №1.

16. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие к кн. Дж.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». – М, 1989.

17. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1989.

18. Горбушина Л.А., Николаичева А.Г. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста / Л.А.Горбушина, А.Г.Николаичева. – М.: Педагогика, 1992.

19. Давыдов В.В. Психологический словарь / В.В.Гонеев. – М.: Педагогика, 1986.

20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Гонеев. – М.: Педагогика, 1986.

21. Дети с задержкой психического развития / Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.Цыпина. – М.: Смоленск, 1990.

22. Диагностика умственного развития дошкольников / Венгер Л.А., Холмовский В.В. – М.: Педагогика, 1988.

23. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию / В.Н.Секачев. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.

24. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах / А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1986.

25. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. – М.: Педагогика, 1998.

26. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-ух томах / А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1986.

27. Иванова О.А. О развитии речи детей // Дошкольное воспитание. – 1987. - №8. – С.82.

28. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И.Калмыкова. – М.: Педагогика. – 1991.

29. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.: Педагогика, 1998.

30. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии / Селиверстов В.И. – М.: Педагогика, 2000.

31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов. – М.: Коррекционная педагогика, 1991.

32. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М., 1985.

33. Левченко Н.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н.Ю.Левченко, Н.А.Киселева. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.

34. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983.

35. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И.Лубовский. – Смоленск, 1994.

36. Лурия А.Р. Язык и мышление / А.Р.Лурия. – М.: Педагогика, 1989.

37. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. – СПб.: Речь, 2004.

38. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика) / И.Ф.Марковская. – М.: коррекционная педагогика, 1993.

39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: 1999.

40. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. – 1989. - №1.

41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. к учеб. заведений: В 3кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.

42. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б.Никишина. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

43. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М.: Пед. общество России, 2000.

44. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. – М.: Тривола, 1995.

45. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л.Ф.Обухова. – М., 1991.

46. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н.Овчинникова. – М.: Коррекционная педагогика, 2001.

47. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

48. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ин-та, 1997.

49. Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Канд. дис. – М., 1997.

50. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников – М.: Просвещение, 1996.

51. Переслени Л.И., Слободняк Н.П. Опыт использования теста Г.Витцлака при обследовании детей, поступивших в школу // Детский практический психолог. – 1996. - №1, 2.

52. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Академия, 1998.

53. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.

54. Психология детей дошкольного возраста / Сборник статей под редакцией А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М.: Просвещение, 1984.

55. Психология. Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, - М., 1990.

56. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.

57. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Л.А.Венгер. – М.: Апрель Пресс, 1996.

58. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи до школьников / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.

59. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екажнова Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А.Стребелева. – М.: Академия, 2001.

60. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

61. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. – М., 1988.

62. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф.Талызина. – М.: Просвещение, 1993.

63. Тихомиров О.К.Психология мышления / О.К.Тихомиров. – М.: Просвещение, 1984.

64. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.

65. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.

66. Урунтаева, Г. А. Практикум о детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, - М., 1995.

67. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.

68. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. – СПб, 1996.

69. Фокина Э.Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб. – 1995.

70. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996.


Приложение 1

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение работать по образцу; использование помощи.

1 балл – не принимает или не понимает условия задания.

2 балла – принимает задание, но требуется многократная помощь к началу его деятельности.

3 балла – принимает задание, заполняет две (редко три) таблицы; все заданные формы не использует.

4 балла – принимает задание, заполняет все таблицы, работает с интересом, используя все предложенные формы.

Оценка результатов:

4 балла – высокий уровень.

3 балла – средний уровень.

2 балла – низкий уровень.

1 балл – очень низкий уровень.

Различия между детьми состоят в характере познавательной деятельности; в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим детей с задержкой психического развития разделили на четыре группы.

I группу (5 – 6 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не принимают и не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Боле того, эта группа детей не готова в условиях подражания действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.

Во II группу (7 – 11 баллов) входя т дети, которые самостоятельно не могут выполнить задания. Они вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действия отмечается стремление достигнуть искомого результата, но действия остаются хаотичными, а в дальнейшем происходит отказ от выполнения заданий.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, дети с заданием справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они не заинтересованы в результатах своей деятельности.

III группу (12 – 16 баллов) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью ко взрослому. После показа способа выполнения задания психологом могут самостоятельно справляться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

IV группу (17 – 20 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.



Приложение 2

Занятие 1.

Цели занятия:

·                   развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении;

·                   развитие умения декодировать информацию;

·                   развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению;

·                   снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.

1. «Чего не хватает?»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием.

Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть кар точку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

3. «Достань мяч»

Цель: развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На ковре сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу руками.

Описание задания. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажите мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации психолог использует прием припоминания: «Вспомните, как вы доставали игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Кого-нибудь из детей просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание.

1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох (3-4 раза).

2) Давай попьем колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох (3 – 4 раза).

3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает).

Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза).

5. «Полей цветочек!»

Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один – цветущий, другой – увядающий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Недалеко на столе находится лейка с водой.

Описание. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения психолог говорит: «Вспомните, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого дети затрудняются выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем дети рассказывают о наблюдаемых действиях, т.е. фиксируют последовательные действия в речи. После этого дети снова выполняют задание в наглядно-образном плане.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие 2.

Цели занятия:

·                   развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении;

·                   развитие умения декодировать информацию;

·                   развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов;

·                   снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

1. «Чего не хватает?»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием.

Описание задания. Психолог предлагает детям рассмотреть карточку и сказать, какая геометрическая фигура должна быть в пустой клеточке.

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены окно и дверь; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

3. Задание «Весна»

Цель: развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

Оборудование: сюжетная картинка: весна, ряд маленьких, только что посаженных молодых саженцев. Рядом стоит мальчик с саженцем в руке. Внизу изображены предметы: топор, совочек, молоток, ножницы, лопата, палочка, пила.

Описание.

Детям предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Какое время годы нарисовано? Что хочет сделать мальчик? Что ему нужно взять, чтобы посадить деревце?» В случае затруднения психолог обращает внимание ребенка на предметные картинки, а затем уточняющими вопросами подводит их к пониманию ситуации изображенной на картинке: «Что весной делают с молодыми саженцами? Что мальчик хочет сделать с этим деревцем? Что надо ему сделать сначала, чтобы посадить деревце?»

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание.

1) Ложись на пол, на ковер. Поплывем на другой берег реки (ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища). Раз – руки вперед со вздохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза). Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза).

2) Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек (ребенок ложится на пол, на ковер)! Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре – выпрямись, делая выдох.

3) Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперед, делая выдох. Три – поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре – поверни голову вперед, делая выдох (3 – 4 раза).

5. Задание «Дорисуй!»

Оборудование: у психолога две картинки. На одной изображены различные предметы: палочка, веревочка, полукруг, круг, веточка, треугольник. На другой – мальчик или девочка, в руке – палочка или веревочка.

Описание. Психолог показывает картинку и объясняет: «Художник нарисовал мальчика (девочку), которые (ая) идет на прогулку, но он не успел дорисовать то, что у него в руках». Психолог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, на картинке изображен мальчик с палочкой, можно сказать, что он идет на прогулку с лопаткой, цветком, шариком. Затем предлагает детям нарисовать тот предмет, который забыл нарисовать художник. Каждому ребенку дают лист бумаги, на котором изображении часть предмета. Ребенок дорисовывает тот предмет, который назвал. Психолог расставляет детские рисунки на полотне рядом с изображением персонажа.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие 3.

Цели занятия:

·                   развитие понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями;

·                   развитие умения кодировать информацию;

·                   снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии;

·                   обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

1. «Дождик»

Цель: развитие понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: сюжетная картинка: идет сильный дождь, дети бегут к дому, везде лужи (Причина – идет сильный дождь; следствие – дети бегут на веранду).

Описание.

Психолог дает детям рассмотреть картинку и предлагает составить рассказ: «Посмотрите внимательно, что тут происходит». В случае затруднения психолог задает уточняющие вопросы: «Кто нарисован на картинке? Какая погода на улице? Куда бегут дети? Почему?» Затем говорит: «Теперь составьте рассказ о том, что тут произошло».

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения кодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; любая не большая игрушка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

3. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание.

1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох (3-4 раза).

2) Давай попьем колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох (3 – 4 раза).

3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает).

Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза).

4. «Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.

5. Задание «Сломанная ветка»

Цель: развитие понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: сюжетная картинка: зеленое дерево, самая низкая ветка сломана, рядом стоит мальчик с перевязанной рукой и грустно смотрит на сломанную ветку (Причина – мальчик катался на ветке; следствие первого порядка – сломал ветку; следствие второго порядка – повредил себе руку).

Описание. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что там изображено и что произошло. В случае затруднения психолог задает наводящие вопросы. После ответов на уточняющие вопросы психолог просит детей рассказать обо всем, что произошло.

6. «Улыбка»

Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем расслабляет мышцы лица. Упражнение повторить 6—8 раз.

7. Подведение итогов занятия

Занятие 4.

Цели занятия:

·                   развитие понимания последовательности событий, изображенных на картинках;

·                   развитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения;

·                   развитие умения кодировать информацию;

·                   развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей;

·                   снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук;

·                   усиление положительных эмоциональных переживаний.

1. «Утро мальчика»

Цель: развитие понимания последовательности событий, изображенных на картинках; развитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения.

Оборудование: сюжетные картинки на первой – мальчик проснулся и сидит на кровати, на второй – мальчик умывается, на третьей – мальчик одевается, на четвертой – мальчик завтракает.

Описание.

Перед детьми вперемешку раскладывают картинки и предлагают им их рассмотреть. Затем просит разложить все картинки по порядку так, чтобы было понятно, что мальчик делал вначале, что потом, чем завершилось его действие. В случае затруднения используется прием припоминания, психолог говорит: «Когда вы утром просыпаетесь, что вы делаете? Найдите это на картинке. Верно, здесь мальчик проснулся и сидит на кроватке. Что потом он будет делать? Найдите это на картинке, вот здесь он умывается» и т.д.

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения кодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены окно и дверь.

Описание задания. Психолог объясняет детям схему и просит спрятать в кабинете игрушку, отметив крестиком на схеме место, где она спрятана. Затем по схеме ищет игрушку, спрятанную детьми.

3. «Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б. П. Никитина «Сложи узор».

Описание задания. Детям предлагаются поочередно три картинки с нарисованным на них узором. Они должны из кубиков выложить такой же узор.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Описание.

1) Ложись на пол, на ковер. Поплывем на другой берег реки (ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища). Раз – руки вперед со вздохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза). Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза).

2) Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек (ребенок ложится на пол, на ковер)! Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре – выпрямись, делая выдох.

3) Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперед, делая выдох. Три – поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре – поверни голову вперед, делая выдох (3 – 4 раза).

5. Задание «Кошка ловит мышку»

Цель: развитие понимания последовательности событий, изображенных на картинках; развитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения.

Оборудование: сюжетные картинки: на первой – кошка увидела на значительном расстоянии мышку, на второй – кошка бежит за мышкой, на третьей – кошка приближается к мышке, впереди – норка, на четвертой – кошка сидит у норки, а мышки нет, слегка виден кончик ее хвоста.

Описание.

Детям предлагают: «Рассмотрите внимательно каждую картинку. Подумай внимательно, как из этих картинок составить рассказ? Разложите эти картинки так, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и окончание». После того, как дети разложат картинки, независимо от того, соблюдена правильная последовательность событий или нет, их просят составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказа дети могут менять картинки местами. В случае затруднения психолог сам составляет рассказ и просит детей разложить картинки в соответствии с его рассказом.

6. «Встречаемся и прощаемся с улыбкой»

Цель: усиление положительных эмоциональных переживаний.

Описание задания. Психолог: «Сейчас мы поиграем в такую игру. На моем лице будет появляться улыбка. Как только вы уви дите мою улыбку — должны тоже ответить мне улыбкой. Наши улыбки встретятся. Если на моем лице нет улыбки — вы тоже не должны улыбаться». Игра проводится 6—8 раз.

7. Подведение итогов занятия.

Занятие 5.

Цели занятия:

·                   научить узнавать предметы по заданным признакам;

·                   развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом;

·                   снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук;

·                   развитие мыслительных операций анализа и синтеза;

·                   снятие мышечного и эмоционального напряжения.

1. Задание «В детском саду»

Цель: развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Оборудование: сюжетная картинка: групповая комната детского сада – воспитатель читает книгу, а дети сидят вокруг него.

Описание задания. Детям предлагается рассмотреть картинку и составить по ней рассказ. В случае затруднения психолог задает вопросы, направленные на понимание взаимоотношений между изображенными предметами, персонажами и их действиями, а также на активизацию жизненного опыта детей в речевых высказываниях. Психолог спрашивает: «Что это за комната? Кто находится в ней? Что дети делают в групповой комнате? Кто им читает сказку? А вам в детском саду кто читает книги?» После такой беседы детям предлагают составить рассказ по картинке «В детском саду».

2. «Угадай предмет»

Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

Описание задания. Психолог поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это — теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того как все картинки проанализированы, психолог убирает их. Затем он до стает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на ней (ребенок картинку не видит). Ребенок дол жен назвать предмет.

3. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Описание.

1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох (3-4 раза).

2) Давай попьем колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох (3 – 4 раза).

3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает).

Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза).

4. Задание «В магазине игрушек»

Цель: развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Оборудование: сюжетная картинка: на полках стоят игрушки, вокруг стоят люди с детьми и рассматривают игрушки; один ребенок выходит из магазина, в руках у него мяч, рядом с ним женщина.

Описание задания. Детям предлагается посмотреть на картинку и рассказать, что там происходит. В случае затруднения психолог задает детям уточняющие вопросы. Потом они составляют рассказ по этой картинке.

5. «Тряпичная кукла»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Описание задания. Дети лежат на полу. Психолог: «Пред ставьте, что вы тряпичная кукла. Расслабьтесь. Вы не можете пошевелиться. Я беру ваши руки и отпускаю. Руки падает на пол. Я беру ваши ноги, отпускаю, и они тоже падают на пол». И т.д.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие 6.

Цели занятия:

·                   развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов;

·                   развитие умения владеть действиями замещения;

·                   развитие умения декодировать информацию;

·                   снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук;

·                   обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

1. «Найди похожие!»

Цель: развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов.

Оборудование: на каждого играющего – мешочек с игрушками: ежик, неваляшка, ракета, машинка, домик, божья коровка, мышка, поднос.

Описание задания. Дети садятся вокруг столов и каждому ребенку дают мешочек с одним предметом (ежик, неваляшка, ракета, домик, машинка, божья коровка, мышка). Психолог говорит, что у каждого ребенка в мешочке лежит предмет определенной формы. К этому предмету надо подобрать предметы (или игрушки), похожие по форме на предмет, который находится в мешочке. Дети смотрят и запоминают, что у них лежит в мешочке. Затем они ходят по группе и каждый самостоятельно подбирает предметы или игрушки и кладет их в свой мешочек. После того, как дети найдут несколько предметов (не менее 5), каждый должен высыпать их на поднос и рассказать о том, чем подобранные им игрушки похожи на тот, который был в мешочке, т.е. обосновать в речи свой выбор предметов и свои действия. В случае затруднения психолог помогает ребенку выделить форму в его предмете, называет словом эту форму и вместе с ним подбирает 2 – 3 предмета. Затем психолог предлагает ребенку самостоятельно выбрать 2 предмета определенной формы.

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

3. Игра «Зеркало»

Цель: развитие умения владеть действиями замещениями.

Ход игры. Психолог приглашает детей в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные, стоя в кругу, произносят:

«Ровным кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Сашенька покажет,

Будем дружно выполнять!»

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения (шагает как солдат, машет руками, как птичка крылышками, руки на пояс и идет на носочках и т.д.), остальные дети повторяют. Затем в центр круга выбирается другой ребенок, который должен показывать другие движения и т.д.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Описание.

1) Ложись на пол, на ковер. Поплывем на другой берег реки (ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища). Раз – руки вперед со вздохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза). Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза).

2) Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек (ребенок ложится на пол, на ковер)! Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре – выпрямись, делая выдох.

3) Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперед, делая выдох. Три – поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре – поверни голову вперед, делая выдох (3 – 4 раза).

5. «Улыбка»

Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

Описание задания. Дети попеременно улыбаются, затем расслабляют мышцы лица. Упражнение повторить 6—8 раз.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие 7.

Цели занятия:

·                   развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию;

·                   развитие внимания и сообразительности;

·                   снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

1. «Зайцы и волк»

Цель: развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию.

Оборудование: лист бумаги и карандаш, ободочки для зайцев и волка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «Сегодня мы поиграем в игру «Зайцы и волк». Рассказывает содержание игры и рисует план групповой комнаты. Советуется с детьми, как обозначить домики для зайчат, овраг для волка и где их расположить. Изображает домики кружочками, овраг – прямоугольником. Психолог объясняет правила: «У каждого зайца есть домик-норка. Зайцы будут прыгать по полянке, присаживаться, есть травку, трусливо оглядываться по сторонам: нет ли опасности. Увидев волка, зайцы бегут в свои норки и прячутся там. А волк будет жить в овраге (на ковре). Он побежит ловить зайчат, когда они заиграются (разрешается только касаться зайчика)». Психолог назначает ребенка на роль волка. Игра начинается. Психолог говорит: «Зайцы, скачите в свои домики. Волк, прячься в овраге. Не торопись ловить зайчат, дай им попрыгать на лужайке, пощипать травку, забыть об опасности, потом крадись потихоньку». Затем психолог читает стихи:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают:

Не пойдет ли волк?

По сигналу психолога волк салит зайчат. Те, кого осалили, идут в овраг. Игра проводится несколько раз. Затем назначается другой ребенок на роль волка. В конце игры психолог отмечает, как дети изображают зайцев и волка.

2. «Не ошибись»

Цель: развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию.

Оборудование: мяч.

Описание задания. Психолог предлагает детям вспомнить, где у них правая рука, и поднять ее. Затем он говорит: «Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня». А сейчас мы поиграем (дети садятся за стол). Я буду начинать рассказывать, называть предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова «справа», «слева», «позади», «впереди», отвечать, где этот предмет находится. Психолог продолжает: «Стол стоит (бросает мяч одному из играющих). – Позади. – Полочка с цветами висит … (бросает мяч другому ребенку). – Справа. – Дверь от нас … - Слева «. Если ребенок ошибся, психолог предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет. Он спрашивает: «Какая рука у тебя ближе к окну? – Правая. – Значит, где находится от тебя окно? – Справа».

3. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Описание.

1.Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)

2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)

3.Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)

4.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)

4. «Поезд»

Цель: развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию.

Оборудование: большой лист бумаги, карандаш, четыре стрелки (длина 50 – 60 см).

Описание задания. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором лежит большой лист бумаги. Психолог работает план групповой комнаты, обозначая четыре основных ориентира: дверь, два окна, кукольный уголок, - и объясняет, что он изображает. Затем говорит: «Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будете вагончиками, а я – паровоз. Поезд поедет туда, куда показывает стрелка». Психолог подчеркивает на плане путь поезда: от двери по диагонали комнаты в угол; вдоль одной из стен до другого угла; по диагонали комнаты в противоположный угол; снова вдоль стены комнаты. И в плане, и в реальной комнате при каждом повороте поезда ставится стрелка, указывающая на изменение направления пути. Она должна быть хорошо видна всем детям.

Дети выстраиваются по одному в колонну, кладя руки на плечи впереди стоящего. Психолог, указывая на стрелку, говорит: «Поехали!» Все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу!» Психолог ведет поезд в одном направлении. Дойдя до стрелки, обозначающей поворот, он говорит: «Стрелка показывает, что надо завернуть сюда». Поезд движется до следующего указателя: «А здесь стрелка показывает, что повернуть надо в эту сторону». Поезд идет в новом направлении. Когда все указатели пройдены, педагог говорит: «Остановка». Все останавливаются, опускают руки. Затем психолог говорит: «Сейчас паровозом будет Саша. Он поведет весь поезд и будет внимательно смотреть, куда указывает стрелка».


5. «Скульптура»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание задания. Психолог говорит детям: «Вы — глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».

Занятие 8.

Цели занятия:

·                   сформировать обобщенные представления о форме предмета;

·                   формирование соотношения между словом и образом;

·                   развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей;

·                   снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

1. «Что круглое, а что – овальное»

Цель: сформировать обобщенные представления о форме предмета.

Оборудование: набор картинок.

Ход занятия. Психолог предлагает назвать детям как можно больше предметов круглой и овальной формы. Дети начинает игру. Если они не могут назвать ни одного предмета, взрослый начинает: «Я вспомнил! Яблоко круглое, а яичко – овальное. Теперь вы продолжайте. Вспомните, какая по форме слива, а какой крыжовник? Верно, слива и крыжовник овальные». (Психолог помогает детям назвать предметы и сравнить их по форме: колечко – рыба, ежик – мячик, вишня – листок, арбуз – дыня, желудь – малина, помидор – баклажан, подсолнух – семечко, кабачок – яблоко). В случае затруднения он показывает детям набор картинок, и они вместе раскладывают их на две группы.

2. «Картинки-половинки»

Цель: формирование соотношения между словом и образом.

Оборудование: предметные разрезные картинки из двух частей: ножницы, линейка, листья, репа, удочка, очки, огурец, морковь, снежинка; конверты.

Ход игры. Детям раздают в конвертах одну часть разрезной картинки и предлагают ее рассмотреть, не показывая другим детям. Отгадав предмет, изображенный на разрезной картинке, ребенок должен нарисовать целый предмет. Далее каждый ребенок загадывает загадку или рассказывает о предмете, изображенном на картинке (или описывает его: какой он по форме, цвету, где растет, для чего нужен и т.д.). После того, как дети отгадают загадку, ребенок показывает свой рисунок-отгадку. В случае затруднения психолог предлагает ребенку вместе с ним загадать детям загадку.

Загадки:

·              Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

·              Из пластмассы тучка, а у тучки ручка. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.

·              Растут на дереве весной зеленые, а осенью падают с ветки золотые монетки.

·              Круглая, да не лук, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостом, да не мышь.

·              Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиденье на носу?

·              Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом и самолет, и большущий пароход. Как называется эта палочка?

·              Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.

·              Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос.

·              Летом в огороде – свежие, зеленые, а зимою в бочке – зеленые, соленые, отгадайте, молодцы, как зовут нас … ?

·              Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.

3. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание.

1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох (3-4 раза).

2) Давай попьем колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох (3 – 4 раза).

3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает).

Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза).

4. «Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Описание задания. Детям предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Они должны из кубиков выложить такой же узор.

5. «Кляксы»

Цель: расслабление, снятие напряжения, эмоциональная раз рядка.

Материал: большой лист бумаги, гуашь.

Описание задания. Ребенку предлагают лист бумаги и гуашь. Взрослый позволяет ему рисовать руками все, что он захочет.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие 9.

Цели занятия:

·                   научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане;

·                   развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию;

·                   развитие внимания, памяти, связной монологической речи;

·                   снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук.

1. «Что бывает внизу, а что – вверху»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане.

Ход занятия. Психолог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давай, посмотрим вверх, над нами – небо. Оно бывает снизу? А что еще бывает только вверху? Правильно, звезды, луна. А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. А где растет трава? Она где всегда бывает? (Растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.) После этого дети самостоятельно перечисляет объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

2. «Котенок»

Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.

Оборудование: две сюжетных картинки: на первой – мальчик везет в машине игрушечную собачку и живого котенка; на второй – мальчик везет в машине только игрушечную собачку.

Ход упражнения. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: «Мальчик Дима посадил в машину игрушечную собаку и живого котенка и стал их катать. Потом оглянулся, а в машине осталась только одна игрушка. Кто выпрыгнул из машины?» Затем психолог показывает вначале вторую картинку – «Игрушечная собачка в машине» и спрашивает: «Кто же выпрыгнул из машины?» В случае затруднения психолог просит детей рассмотреть обе картинки и сравнить их, а затем ответить на вопросы: «Почему осталась одна игрушка? Что произошло? Кто же выпрыгнул из машины?» После этого психолог предлагает детям пересказать текст.

3. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Описание.

5.                Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)

6.                Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)

7.                Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)

8.                Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)

4. Задание «Верный друг»

Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.

Оборудование: две сюжетные картинки: на первой – девочка тонет в реке, на второй – собака тащит девочку из реки.

Описание задания. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на речку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташ упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу». После этого психолог задает детям вопросы: «С кем всегда гуляла Наташа? Куда она однажды пошла? Что Наташ хотела достать в воде? Что случилось с Наташей? Что сделал Волчок? Кто спас Наташу?» Затем психолог предлагает детям рассмотреть обе картинки и рассказать весь текст. В случае затруднения дети рассматривают картинки, а психолог еще раз повторяет рассказ. Детям снова предлагается ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрации.

5. «Скульптура»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты — глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».

Занятие 10.

Цели занятия:

·                   формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией;

·                   развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей;

·                   снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

1. Упражнение «Весна»

Цель: формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией

Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжет не соответствует содержанию рассказа. Так, на первой – лето, дети играют с мячом во дворе; на второй – на поляне женщина играет с ребенком; на третьей – мальчик запускает самолет. На четвертой – сюжет, соответствующий прочитанному рассказу – ранняя весна, светит солнце, текут ручьи, дети пускают кораблики по воде.

Описание задания. Психолог медленно читает рассказ: «Пришла весна, потекли ручьи. Дети взяли дощечки, сделали кораблики по воде. Кораблики поплыли». Затем психолог показывает детям все картинки и просит подобрать иллюстрацию к рассказу. В случае затруднения психолог повторяет рассказ. При этом картинки переворачиваются тыльной стороной. Психолог задает детям вопрос: «Какое время года наступило? Откуда взялась вода? Как дети одеты весной? Что взяли дети? Что они сделали из дощечек? Что дети пустили по воде?» Затем детям снова предлагается выбрать иллюстрацию, соответствующую тексту. После этого дети обосновывают свой выбор и рассказывают текст с опорой на иллюстрацию.

2. «Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

3. Задание «Дождик»

Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа, но имеющие некоторые эпизоды, напоминающие его: на первой – весна, дети пускают по воде кораблики; на второй – лето, дети играют на поляне в мяч; на третьей – лето, дети идут с корзинками в лес; на четвертой – лето, дети играют в песочнице.

Описание. Психолог предлагает послушать следующий рассказ: «Летом дети играли в песочнице. Вдруг на небе появилась темная туча. Дети начали собирать игрушки, и вдруг полил сильный дождь. Дети намокли. Они побежали домой. Дома они переоделись. Когда выглянуло солнышко, они снова вышли играть в песочницу». После этого психолог предлагает подобрать картинку к рассказу. В случае затруднения он переворачивает картинки обратной стороной и предлагает еще раз прослушать текст. Дети вновь рассматривают картинки и выбирают нужную, обосновав свой выбор. После этого психолог просит детей рассказать весь текст с опорой на иллюстарцию.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Описание.

1) Ложись на пол, на ковер. Поплывем на другой берег реки (ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища). Раз – руки вперед со вздохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза). Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза).

2) Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек (ребенок ложится на пол, на ковер)! Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре – выпрямись, делая выдох.

3) Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперед, делая выдох. Три – поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре – поверни голову вперед, делая выдох (3 – 4 раза).

5. «Кляксы»

Цель: расслабление, снятие напряжения, эмоциональная раз рядка.

Материал: большой лист бумаги, гуашь.

Описание задания. Ребенку предлагают лист бумаги и гуашь. Взрослый позволяет ему рисовать руками все, что он захочет.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.