РУБРИКИ

Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе

№ п/п

Ф., имя учащегося

Уровень адаптации и мотивации

высокий

средний

низкий (школьная дезадаптация)

1.

Руслан А.


+


2.

Кирилл А.



+

3.

Катя Б.

+



4.

Света В.


+


5.

Наташа Г.


+


6.

Андрей Д.



+

7.

Алексей Е.


+


8.

Александр З.


+


9.

Дмитрий И.


+


10.

Наташа К.


+


11.

Лилия К.


+


12.

Ирина Н.

+



13.

Настя О.


+ (выражена внешняя мотивация)


14.

Костя Р.

+



15.

Дмитрий С.


+


16.

Алексей Т.


+ (выражена внешняя мотивация)


17.

Татьяна Ф.

+



18.

Владимир Я.

+



Всего

5

11

2


Как мы видим из таблицы 1, в группе учащихся преобладает средний уровень мотивации, что соответствует среднему показателю адаптации. Лишь двое учащихся имеют проявления школьной дезадаптации (Кирилл А., Андрей Д.). Примечательно то, что в группе испытуемых у двух учащихся (Насти О. и Алексея Т.) ярко выражена внешняя школьная мотивация, т.е. данная категория учащихся ориентируется на авторитет взрослых, и ходят в школу исключительно, чтобы угодить им.

Результаты данной методики также представлены нами графически в виде диаграммы 1.


Диаграмма 1


Для решения третьей задачи мы применили методику ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) ребенка, предложенной Р.В.Овчаровой. Результаты данной методики также заносились испытуемыми в индивидуальные протоколы, результаты которых были представлены нами в виде графиков (приложение 2). В результате диагностики по данной методике было выявлено, что в группе испытуемых имеются учащиеся, у которых ярко выражена школьная дезадаптация (Кирилл А., Андрей Д.). Причем в случае с Андреем Д. можно однозначно сказать, что причины дезадаптивного поведения учащегося связаны с семейной обстановкой, его полным неприятием, отвержением родителями, что подтверждается результатами следующей методики.

Результаты индивидуальных протоколов представлены нами в виде таблицы 2.


Таблица 2 Сводная таблица результатов диагностики средовой адаптации

№ п/п

Ф., имя учащегося

Уровень средовой адаптации

Высокий

Норма

Дезадаптация

Имеются незначительные нарушения

Школьная дезадаптация

Ярко выраженная дезадаптация

1.

Руслан А.


+




2.

Кирилл А.





+

3.

Катя Б.

+





4.

Света В.



+



5.

Наташа Г.

+





6.

Андрей Д.




+


7.

Алексей Е.



+



8.

Александр З.

+





9.

Дмитрий И.

+





10.

Наташа К.


+




11.

Лилия К.

+





12.

Ирина Н.

+





13.

Настя О.


+




14.

Костя Р.


+




15.

Дмитрий С.


+




16.

Алексей Т.


+




17.

Татьяна Ф.


+




18.

Владимир Я.

+





Всего

7

7

2

1

1


Как мы видим из таблицы, в группе преобладает количество детей с адаптивным поведением. Результаты данной методики представлены нами графически в виде диаграммы 2.


Диаграмма 2


Диагностика родителей учащихся с целью определения проблем испытуемых в обучении проводилась индивидуально. Результаты заносились родителями в протоколы (приложение 3). Сведения из индивидуальных протоколов представлены нами в виде таблиц 3-4.


Таблица 3 Сводная таблица определения уровня преобладания мотивации

№ п/п

Ф., имя учащегося

Мотивация

Игровая

Познавательная

Общение со сверстниками

1.

Руслан А.


+

+

2.

Кирилл А.

+



3.

Катя Б.


+

+

4.

Света В.


+

+

5.

Наташа Г.


+

+

6.

Андрей Д.


+

+

7.

Алексей Е.



+

8.

Александр З.


+

+

9.

Дмитрий И.


+

+

10.

Наташа К.


+

+

11.

Лилия К.


+

+

12.

Ирина Н.


+

+

13.

Настя О.


+

+

14.

Костя Р.



+

15.

Дмитрий С.


+

+

16.

Алексей Т.

+

+

+

17.

Татьяна Ф.


+

+

18.

Владимир Я.



+

Всего

2

14

17


Как мы видим из таблицы 3, большинство родителей учащихся считают, что у детей преобладает познавательная мотивация и мотив общения со сверстниками. Лишь только у 2 учащихся еще высоко развита игровая мотивация (Кирилл А., Алексей Т.).

Результаты определения преобладания мотивации представлены нами в виде диаграммы 3.


Диаграмма 3


Результаты третьей методики, как и двух предыдущих были обработаны нами и представлены в виде таблицы 4.


Таблица 4 Сводная таблица результатов по методике «Проблемная карта готовности учащегося к обучению в средней школе»

№ п/п

Ф., имя учащегося

Мотивация

Интеллектуальная готовность

< нормы

норма

>нормы

< нормы

норма

>нормы

1.

Руслан А.


+



+


2.

Кирилл А.

+



+



3.

Катя Б.



+


+


4.

Света В.


+



+


5.

Наташа Г.



+


+


6.

Андрей Д.

+



+



7.

Алексей Е.

+




+


8.

Александр З.



+



+

9.

Дмитрий И.


+



+


10.

Наташа К.


+



+


11.

Лилия К.


+




+

12.

Ирина Н.



+



+

13.

Настя О.


+



+


14.

Костя Р.

+




+


15.

Дмитрий С.


+


+



16.

Алексей Т.


+



+


17.

Татьяна Ф.


+



+


18.

Владимир Я.

+




+


Всего

5

9

4

3

12

3

№ п/п

Ф., имя учащегося

Социальная готовность

Речевая культура

< нормы

норма

>нормы

< нормы

норма

>нормы

1.

Руслан А.


+




+

2.

Кирилл А.

+





+

3.

Катя Б.



+


+


4.

Света В.


+



+


5.

Наташа Г.


+



+


6.

Андрей Д.

+




+


7.

Алексей Е.


+



+


8.

Александр З.


+




+

9.

Дмитрий И.

+




+


10.

Наташа К.

+



+



11.

Лилия К.


+



+


12.

Ирина Н.


+




+

13.

Настя О.


+



+


14.

Костя Р.


+



+


15.

Дмитрий С.

+



+



16.

Алексей Т.



+


+


17.

Татьяна Ф.


+



+


18.

Владимир Я.


+



+


Всего

5

11

2

2

12

4

№ п/п

Ф., имя учащегося

Система ценностей

< нормы

норма

>нормы

1.

Руслан А.



+

2.

Кирилл А.

+



3.

Катя Б.



+

4.

Света В.


+


5.

Наташа Г.


+


6.

Андрей Д.


+


7.

Алексей Е.


+


8.

Александр З.



+

9.

Дмитрий И.


+


10.

Наташа К.


+


11.

Лилия К.


+


12.

Ирина Н.



+

13.

Настя О.


+


14.

Костя Р.

+



15.

Дмитрий С.


+


16.

Алексей Т.


+


17.

Татьяна Ф.


+


18.

Владимир Я.


+


Всего

2

12

4


Из таблицы 4 мы можем видеть, что в группе испытуемых нет определенной группы учащихся, у которых по всем пяти сферам преобладают низкие показатели. Преобладают низкие оценки по трем – четырем сферам у следующих учащихся – Кирилл А., Андрей Д. Сопоставив данные по всем методикам можно констатировать, что существует взаимосвязь между адаптацией и мотивацией. Так, если преобладает познавательная мотивация и мотивация, направленная на общение со сверстниками, то уровень адаптированности таких детей выше, чем у учащихся, у которых преобладает игровая мотивация. Общую картину проблем готовности учащихся к обучению в средней школе мы представили в виде диаграммы 4.


Диаграмма 4


Подводя итоги экспериментального исследования можно сделать следующие выводы: группа учащихся, которые принимали участие в эксперименте, нормально адаптировалась к средней школе, т.к. преобладает количество учащихся с высоким и средним уровнем адаптации. В группе также имеются учащиеся, у которых ярко выражена школьная дезадаптация. С такими учащимися необходимо проводить психолого-педагогическую работу по устранению причин дезадаптивного поведения. Таким образом, можно считать, что существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем, средой и мотивацией с адаптацией младшего школьника к обучению в средней школе, т.е. гипотеза, поставленная нами в начале написания работы, подтверждена. Рекомендации и пути психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся представлены нами в п. 3.3.


3.3 Пути коррекционной психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся


Главная причина школьной дезадаптации в младших классах при переходе их из начальной школы в среднюю связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в среднюю школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Обобщенно картину школьной дезадаптации и основные пути психолого-педагогической коррекции можно представить следующим образом:


Таблица 5 Проявление школьной дезадаптации у младших школьников

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей




Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», — неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за границы семейной общности — семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога — семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей


Как мы видим из таблицы 5, на каждую форму дезадаптивного поведения существуют коррекционные мероприятия, направленные на решение проблем учащихся.

К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся, нами отнесены следующие:

— создание благоприятной обстановки, щадящего режима;

— обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы; использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;

— дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;

— организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;

— учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.

Недостаточность внимания, плохая организация своей деятельности, медленная «врабатываемость», широко распространенные у таких детей, имеют разные причины (о чем свидетельствуют результаты психодиагностических и клинико-логопедических обследований) и требуют, соответственно, разных приемов коррекции (см. табл. 5).

Итак, психолог, работающий в общеобразовательном учреждении, должен внимательно разобраться в причинах дезадаптивного поведения и составить план коррекционных мероприятий, по которому он в дальнейшем будет работать.


Заключение

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Результирующей составляющей общения младшего школьника с социальным миром являются его адаптация, индивидуализация и интеграция во все новые и новые общности (А.В. Петровский). Социальная адаптация не является только приспособлением человека к социальной среде. Такое понимание адаптации педагогами и родителями часто приводит к нарушению личностной идентичности и ее кризису. Скорее речь идет об активном взаимодействии с окружающими и проявлении субъектных свойств личности, творческом освоении социокультурных норм и образцов.

Адаптация — это состояние, противоположное дезадаптации. На основе рассмотрения потребностей человека как источника активности исследователи обосновывают проявления дезадаптации и дезадаптированности личности при условии, если устойчиво и постоянно не выполняется комплекс потребностей человека от физиологических потребностей в безопасности, принадлежности к желаемой группе, в компетентности в деятельности и в отношениях с другими людьми до потребности в самоактуализации (А. Маслоу).

Дезадаптация личности рассматривается как система, охватывающая ее биологическую, психологическую и социальную стороны. На уровне субъекта проявляется психологическая дезадаптация, предопределяемая деформациями в психическом развитии человека. На уровне личности социальная дезадаптация выражается в несоответствии поведения личности требованиям норм, правилам поведения в обществе при взаимодействии с другими людьми в процессах деятельности, общения и познания.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил А.Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.

В связи с этим необходима специальная работа по переориентации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальным, если у него формируются определенные социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями или, наоборот, они будут блокироваться.


Библиография

1.                Александровская Е.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: Диссертация кандидата психологических наук. - М., 1985. – 121 с.

2.                Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации детей к школе //Школа и психическое здоровье детей.- М.: Медицина,1988.

3.                Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

4.                Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. - М.: Наука, 1978.

5.                Бельский П.Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от нормы в своём поведении. - М., 1984.

6.                Бельский П.Г., Мясищев В.Н. К вопросу о типе трудных детей в массовой школе // Трудные дети в массовой школе. - Л.: Наука, 1983.

7.                Березовин Н.А., Коломенский Я.Л. Учитель и детский коллектив. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.

8.                Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. – 352 с.

9.                Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1989. – 324 с.

10.           Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

11.           Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности // Вопросы психологии, 1989. - № 4.

12.           Брудный В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза: из опыта работы технических вузов Украины. - М., 1975.

13.           Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям //Вопросы психологии, 1995. - № 1.

14.           Войнов В.Б. Проблемы школьной адаптации //Мир психологии, 2002. - № 1. – С. 134-142.

15.           Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

16.           Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. – М.: Мир, 1996. – 496 с.

17.           Громбах С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков //Проблемы охраны здоровья детей и подростков. – М., 1981.

18.           Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Наука, 1993. – 140 с.

19.           Драгунова Т.В. Подросток. - Ярославль, 1996.

20.           Дубровина В.И. и др. Психология. - М.: Академия, 2001. – 464 с.

21.           Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

22.           Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни //Социс, 2001. - № 9. – С. 77-87.

23.           Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения, 1979.

24.           Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации /Под общ. ред. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 72 с.

25.           Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.

26.           Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М., 1983.

27.           Лозовцева В.Н. и др. Развитие ребёнка при переходе от младшего школьного возраста к подростковому / Психология современного подростка. - М., 1997.

28.           Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте - М., 1983.

29.           Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. – М.: Пед. общество России, 2002. – 160 с.

30.           Новикова В.И. Психологическая коррекция школьной дезадаптации - Л; М., 1985. - Вып. 3.

31.           Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков// Общение и формирование личности школьника. - М., 1987.

32.           Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1998. – 240 с.

33.           Прихожан А.М. Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: НИИ общей педагогики, 1978.

34.           Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика - Пресс, 1998. – 440 с.

35.           Психология: Учебник для экономических вузов /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 672 с.

36.           Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

37.           Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

38.           Цукерман Г.А. Адаптация к школьному обучению //Вопросы психологии, 1998. - № 3. – С. 19-34.

39.           Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема //Вопросы психологии, 2001. - № 5. – С. 19-34.

40.           Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. – М., 1995.

41.           Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

42.           Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.

43.           Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1966.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.