РУБРИКИ

Курсовая: Художественные стилевые направления в искусстве

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курсовая: Художественные стилевые направления в искусстве

«Иезуитское барокко» — мистическое, иррациональное по духу и иллюзорно-

на­туралистическое по форме. Оно получило распространение не только в Италии

и Испании, где его влияние было особенно сильным, но и в Восточной Европе.

После Люблинской унии церквей 1569г. и объе­динения Литовского княжества с

Польшей в Речь Посполитую католическое Барокко стало стремительно

распространяться в Польше, Западной Украине, Прибалтике и Беларуси. Иезуиты

строили костелы и кол-легиумы (иезуитские школы) по образцу римских, иногда

прямо по чертежам, при­сланным из Рима. Влияние их на местных художников

также было велико. Екатери­на II разрешила деятельность иезуитского ордена в

Петербурге, и, несмотря на его официальное упразднение в 1773г., ие­зуиты

продолжали действовать, пока в 1815-1820 гг. их окончательно не изгнали из

России.

Эпоха Возрождения, столь стремитель­но прошедшая в Италии, менее затронула

глубинные слои средневековой культуры на севере Европы (см. Северное

Возрожде­ние). Ее заменила эпоха религиозной ре­формации. Католическая

церковь ответила на это движением контрреформации. Все вопросы веры были

объявлены иррацио­нальными, не подлежащими обсуждению, и перенесены в область

субъективного эмо­ционального переживания. Это движение и возглавил орден

иезуитов. Именно поэтому «пафос декорации» и мистика итальянско­го

католического Барокко так легко и органично проникли на германскую почву уже

в конце XVI в., где слились с мисти­цизмом поздней Готики. В результате

ро­дилась «барочная готика», или «готичес­кое барокко». Оба стиля объединяла

ирра­циональность, мистицизм, деструктивность и живописное, экспрессивное

ощущение формы. Идеи Барокко проникали и в жи­вопись, прежде всего связанную

с архите­ктурой.

Мастерством иллюзорной декоративной росписи, стирающей границы между

архи­тектурой, скульптурой и живописью, слави­лись Пьетро да Картона и

художник-иезу-

ит А. Поццо. Плафонные росписи — излюб­ленный вид искусства Барокко. Их

главная задача — создание мистического ощущения пространства, в котором

теряются привыч­ные представления о реальной протяженно­сти, специфике

объема, цвета, света и пло­скости. В барочных интерьерах плафон из

завершающего элемента превращается в не­кое подобие иллюзорного, уходящего

вверх пространства. В этом смысле одинаковы функции купола и иллюзорной

перспектив­ной росписи. Характерно, что многие пла­фонные композиции в

интерьерах Барокко имитируют не только бесконечное простран­ство неба с

облаками и летящими фигура­ми, но и купол с его устремленностью вверх,

создающей ощущение «светового столпа». Иллюзорные перспективные рос­писи как

нельзя лучше выражали эстетиче­ский идеал искусства Барокко — пережива­ние

бесконечности пространства, движение света и цвета. Это переживание хорошо

выражено в словах главы иезуитского ордена И. Лойолы: «Нет зрелища более

прекрасного, чем сонмы Святых, уносящих­ся в бесконечность». Главным

критерием эстетики барочной живописи остается кра­сота, к ней «можно

приблизиться, но ею нельзя овладеть» . Это приближение может произойти, по

мнению художников Барок­ко, только на основе идеализации формы. Бернини

говорил, что природа слаба и ничтожна, но для достижения красоты не­обходимо

ее преобразование, духовное на­пряжение художника, подобное религиоз­ному

экстазу; искусство выше природы так же, как дух выше материи, как

мистичес­кое озарение выше прозы жизни. Художни­ки Барокко искали красоту не

в природе, а в своем воображении. И, как это ни пара­доксально, они находили

ее в классических формах. Идеальные формы античности уже содержали в себе

искусственную, перерабо­танную природу. Поэтому Бернини совету­ет начинать

изучение искусства не с приро­ды, а с рисования слепков античной скульп­туры.

Отсюда только шаг до академизма.

Второй после красоты в эстетике Ба­рокко следует категория грации (лат.

gratia — прелесть, изящество) или корте-зии (итал. cortesia — вежливость,

неж­ность, теплота), что соответствует изобра­зительным качествам движения,

пластики,

Лазарев В. Жизнь и творчество Рубен­са.— В кн.: Рубенс. Письма. М.-Л.

«Academia», 1933, с. 39.

изменчивости. Другая важнейшая катего­рия — «декорум» — отбор

соответствую­щих тем и сюжетов. В них входят только «достойные», прежде всего

исторические, героические. Натюрморт и пейзаж объяв­ляются низшими жанрами, а

мифологичес­кие и религиозные сюжеты подвергаются строгой цензуре,

подчеркивающей их мо-рализующее начало. Портрет признается лишь тогда, когда

он выражает «благо­родство и величие». Бернини часто гово­рит о «большом

стиле» и «большой мане­ре» — это его любимые термины. Он прибегает к ним,

когда хочет подчеркнуть торжественность, особый пафос и декора­тивный размах

истинного Барокко. Отсю­да преобладание в барочной живописи и скульптуре

укрупненных, намеренно утя­желенных форм, пышных мантий, дорогих тканей,

неправдоподобных по величине ар­хитектурных форм, драпировок (сравн. «Большой

стиль»).

Главный способ художественного обоб­щения в Барокко — иносказание,

аллего­рия. Превыше всего ценился замысел, ком­позиция, аллегорический смысл

и декора­тивное расположение изображаемых фигур. Более всего были

распространены огром­ные алтарные картины, предназначенные для конкретного

интерьера. Поэтому жи­вопись Барокко, искусственно вырванная из того

окружения, для которого она пред­назначалась, многое теряет в музейных залах.

На первое место постепенно выходит категория «Величественного», достигаемо­го

неимоверными контрастами и диспро­порциями. Эта категория часто обознача­ется

латинским словом «sublimis» — высо­кий, крупный, возвышенный.

Искусственная экзальтация, героизация обыденного приводили к тому, что

самы­ми распространенными терминами стали прилагательные: роскошный,

величавый, божественный, сверхчеловеческий, блестя­щий, великолепный. Причем

эти слова от­носили к обыденным, прозаичным вещам, мебели, одежде. Художники

и их заказчи­ки называли друг друга не иначе, как:

гениальный, чудесный, неподражаемый и, вероятно, вполне искренно и серьезно

име­новали себя новыми Плутархами, Цезаря­ми, Августами...

Барокко свойственна театральность, на­пыщенность в сочетании с безразличием и

даже небрежностью в отношении трактов-

так называемой алмазной гранью, и гра­вировкой.

Как исторический художественный стиль Барокко охватывает огромный отре­зок

времени — около двух столетий, при­мерно с 1550 по 1750 г. Поэтому его часто

называют «эпохой Барокко», что не лише­но оснований, хотя подобный подход и

игнорирует другие, параллельно с Барокко развивавшиеся художественные

направле­ния, течения и стили. В этом случае поня­тием «Барокко» обозначается

единство всех сторон действительности конца XVI — первой половины XVIII в. как

определен­ного социально-эстетического целого, как стиля культуры. «Под стилем

понимается не просто способ необходимого культуре внешнего оформления ее

материала, а на­глядно обнаруживаемый принцип органи­зации... Именем Барокко

названа та осо­бенность целостности в культуре эпохи, которая позволяет

рассматривать ее как художественный феномен, так как это пе­риод гегемонизма

стиля, завоевания им одной из главных функций в культуре». В трудах немецкого

историка искусства К. Гурлитта выводится понятие «человек Барокко» в силу

особого «способа его существования», когда, по его словам, про­исходит «попытка

реконструкции средне­векового христианского единства ... со­единения

имперсонализма и субъективизма и ... выдвижение личности на сверхлично­стную

роль» и культура Барокко, таким образом, оказывается «специализирующей­ся на

порождении гениев... возникновении «нового типа человека»2. В таком

широ­ком культурологическом контексте «чело­век Барокко» с его культом

«имперсона­лизма, богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости

жизни» противо­поставляется гармоничной и уравновешен­ной личности «человека

ренессанса». В качестве примера барочного мироощуще­ния обычно приводится

музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного переживания,

иногда мягчайше­го, сентиментального, с укрупненностью

чувственной подачи, пышной наглядно­стью» 3.

Термин «Барокко» имеет и еще множе­ство иных значений. Своеобразную форму

получили элементы стиля Барокко в Анг­лии (см. Реставрации Стюартов стиль;

Яко­ва стиль; Анны стиль; Марии стиль. В Германии борьба реформации и

контрре­формации, с той и другой стороны, также отражалась в искусстве в

формах Барокко (см. саксонское искусство). В эпоху Не­оклассицизма и

Просвещения второй поло­вины XVIII в., в частности в произведени­ях Ж.-Ж.

Руссо, Барокко считалось прояв­лением дурного вкуса и «искажением правил

истинно прекрасного искусства». Затем, на рубеже XVIII-XIX вв., в связи с

утверждением идей Романтизма, начинает господствовать точка зрения, согласно

ко­торой, наряду с классическим может суще­ствовать и иное искусство. Как

крупный исторический художественный стиль Ба­рокко было впервые рассмотрено в

книге Г. Вёлъфлина «Ренессанс и Барокко» (1888). В тоже время, многие

исследователи, в том числе и Вёльфлин, понимают термин Барокко шире, как

романтическую тенден­цию «преображения форм». Поэтому часто говорят о

прохождении «фазы барокко» в историческом развитии любого художест­венного

стиля. «Античным барокко» назы­вают динамичный, экспрессивный

эллини­стический стиль скульпторов пергамской школы III-II вв. до н. э.

Существует тер­мин «эллинистическое барокко», которым определяют особенности

архитектуры Ма­лой Азии II в. н. э., где стирались старые границы

классической греческой, западной латинской и «варварской» восточной куль­туры

.

Совершенно особое претворение стиль Барокко нашел в истории русского искус­ства.

По мнению Д. Лихачева, «русское барокко» XVII в. «приняло на себя многие из

функций Ренессанса», поскольку «на­стоящий Ренессанс ранее так и не сумел

достаточно полно проявиться на Руси»4. Это, в целом, совпадает и с

утверждения­ми Н. Коваленской, Б. Виппера о несовпа­дении логики развития

стилей в русском и западноевропейском искусстве XVII-XVIII вв.s

Отсюда достаточно условные назва­ния стилей «голицьмского» и «нарышкин­ского

барокко» по отношению к архитекту­ре Москвы XVII в., а также столичного,

Ч е ч о т И . Барокко как культурологичес­кое понятие.— В кн.: Барокко в

славянских культу­рах. М: Наука, 1982, с. 328. " Там же, с. 328-337.

"Лихачев Д. Развитие русской литерату­ры. Л., 1979, с. 176-188.

Ковалевская Н. Русское искусство XVIII в. М.-Л., 1940, с. 5. Виппер Б.

Архитектура русского барокко. М„ 1978, с. 10.

но крайне отдаленного от Европы «пет­ровского барокко» начала XVIII в. На юге

России в это же время существовало про­винциальное «украинское барокко».

Совер­шенно особый вариант «русского барок­ко» в середине XVIII в. создал

выдающий­ся зодчий Ф. Б. Растрелли. Он соединил ордерность классической

итальянской ар­хитектуры, барочную динамику, орнамен­тику французского Рококо

и полихромию древнерусского зодчества. В результате по­лучился совершенно

невероятный стиль, который было бы более правильным назы­вать не Барокко, а

«монументальным ро-коко».

ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (франц. qothique, от итал. gotico, лат. Gothi — готы

— общее название племен, вторгав­шихся с севера в пределы Римской импе­рии в

III-V вв. и см. стиль) — историче­ский художественный стиль,

господство­вавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Он возник на

основе народ­ных традиций готов, достижений роман­ского искусства, главным

образом архите­ктуры, и христианского мировоззрения. Го­тика характеризует

третий, заключительный этап развития средневекового искусства За­падной

Европы. Христианская культура За­пада вступила в период интенсивного

раз­вития позднее, чем уже закосневшая к тому времени культура Византии (см.

Ви­зантии искусство), но вперед продвигалась удивительно быстро. Это

объяснялось раз­нообразием природных условий и наро­дов, заселивших в V-VII

вв. бывшую -Западную римскую империю. Греки пре­зрительно называли их

варварами, что бу­квально означает «непонятно болтающие»,

подчеркивая грубо звучащий для греческо­го слуха язык. Позднее римляне дали

им общее название «готы».

Термин «готика» появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешли­вое

прозвание «варварской», не имеющей художественной ценности, уходящей эпоха

средневековья. Именно в этом смысле упо­минает готику Дж. Вазари. Долгое

время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была реабилитирована

романти­ками. «Готическим» первоначально имено­вали вообще все средневековье

и лишь позднее — его поздний период, отличав­шийся ярким своеобразием

художественно­го стиля. Готика — подлинный «венец средневековья», это яркие

краски, позоло­та, взлетающие в небо колючие иглы ба­шен, симфония света,

камня и стекла...

Своеобразный готический стиль в ар­хитектуре складывался на севере совре­менной

Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современ­ной Бельгии и

Швейцарии. Несколько поз­же — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в.

мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали

разработку новой конст- i рукции типично готической стрельчатой арки. Еще одна

версия говорит о заимст­вовании подобной формы из архитектуры арабского Востока

(см. арабское искусст­во). В своем исследовании «Готическая архитектура и

схоластика» Э. Панофский утверждал, что «новый стиль строительст­ва» (opus

Francigenum) — хотя и сотво­ренный, по словам Сюжера, «многими мастерами

разных народов» и вскоре дей­ствительно развившийся в истинно между­народное

явление — распространялся из «района, который умещался в радиусе ме­нее чем в

сто миль с центром в Пари­же» 2. факт рождения готического стиля

многие специалисты считают кульминаци­ей романского искусства и, вместе с тем,

его отрицанием. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали,

со­четались, а сама переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный

«возрожденчес­кий» характер (см. Возрождение). О кри­зисе романского стиля как

причине появ­ления готического своеобразно писал ар-

Франкское творение (лат-).

2 Богословие в культуре средневековья- Киев: Путь

к истине, 1992, с. 53.

хитектор Н. Ладовский: «Новые архитекту­ры создавались дикарями, пришедшими в

соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели

новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие

много вполне законченных форм, не могли дви­нуться дальше» .

Классическая стадия развития искусства готического стиля, так называемая

«Высо­кая готика», приходится на годы правле­ния Людовика IX Святого (1226-

1270), поздняя — Карла V и Карла VII Валуа. В XIV-XV вв. Готический стиль

проник в Северную Италию. Готика явилась резуль­татом длительной,

многовековой эволю­ции средневекового искусства, его высшей стадией и

одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным

ху­дожественным стилем. Ее позднейшая раз­новидность так и называется стилем

ин­тернациональной готики.

Основой готического стиля была архи­тектура, церковное строительство,

органи­чно связанное с возвышенными идеями христианства. На Востоке, в

Византии со временем предпочтение стало отдаваться крестово-купольным в плане

храмам, на Западе — удлиненным базиликам в форме латинского креста. Римские

базилики с самого начала оказались очень удобными для проведения собраний

большого коли­чества людей, чье внимание из-за пропор­ций внутреннего

пространства естествен­ным образом обращалось к алтарю. В романской

архитектуре это пространство перекрывалось двускатной крышей, дере­вянные

стропила которой маскировались плоским «подшивным» потолком. Всю на­грузку

такого перекрытия несли стены, их приходилось делать максимально толсты­ми с

маленькими окнами. В связи с усло­жнением требований, предъявляемых к

архитектуре церквей — увеличению внут­реннего объема и его выразительности,

строители пытались ослабить нагрузку на стены, перекрывая интерьер так

называе­мыми крестовыми сводами, получаемыми от пересечения двух

полуцилиндров под прямым углом. Такая конструкция была более совершенной, она

переносила тя­жесть перекрытия со всей плоскости стены на четыре угловые

опоры. Но был один

Мастера советской архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1975, т. 1, с. 344.

существенный недостаток. Крестовые сво­ды создавали боковой распор, из-за чего

столбы приходилось делать особенног-час-сивными и даже пристраивать к ним

допо­лнительные наружные опоры — контрфор­сы. 2 К тому же,

выложенные из камня своды были крайне тяжелы. В отдельных случаях их толщина

доходила до двух метров. Большое внутреннее пространство перекрыть таким

способом оказывалось невозможно. Поэтому в поисках путей об­легчения свода

строители укрепляли его каркас, делая заполнение более тонким. Каркасные арки,

образующиеся на пересе­чении крестовых сводов, стали называть нервюрами от

франц. nervure — ребро, складка. Нервюры связывали между собой опоры квадратных

в плане пролетов нефа 3, причем на каждый квадрат главного нефа

приходилось по два меньших, боковых. Такая удачно найденная конструкция

обу­словила удивительную прочность «связан­ной системы» перекрещивающихся

диаго­нальных ребер и особый архитектурный ритм внутреннего пространства,

расчленя­емого чередующимся шагом центральных и боковых опорных столбов. В этой

кон­струкции и был заложен импульс дальней­шего развития стиля. Постепенное

облег­чение стен и перенос тяжести свода на внутренние опоры здания привели к

появ­лению так называемого «переходного сти­ля», предшественника Готики. Но

вместе с новой конструкцией появились и новые сложности.

Каркасная конструкция состояла из двух диагонально пересекающихся арок и

четырех боковых. Боковые, щековые арки, опирающиеся на четыре стороны

квадрат­ного или прямоугольного в плане основа­ния, оказывались, если их

делать полуцир­кульными, значительно ниже диагональных, что было очень

неудобно. Согласовать высоту арок между собой было проще всего, придав им

вместо полукруглой за­остренную форму. Стрельчатая арка ока­залась именно

такой формой. Тогда же, видимо, строители обнаружили, что чем

Франц. contreforse от лат. contra — против и fonis — сильный, утолщение

стены, либо отдельно стоящая опора, противодействующая силе бокового распора

арки или свода.

франц. nef от лат. navis — корабль,— удлинен­ное помещение христианского

храма, чаще всего расчлененное вдоль колоннадой или аркадой на три части:

главный неф и боковые, своими пропор­циями ассоциирующееся с кораблем.

выше и острее арка, тем меньше произво­димый ею боковой распор на стены.

Вы­сокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор позволяли

пере­крывать гигантские пространства, увели­чивать высоту здания и

освобождать сте­ны от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены

прорезались огром­ными окнами, интерьер храма становился высоким и светлым.

Так технологическая необходимость породила новую конструк­цию, а та, в свою

очередь, оригинальный художественный образ. Подчеркнем, что завоевание Готики

состоит не в открытии стрельчатой арки, которая была известна еще в Древней

Месопотамии и которую с успехом применяли арабы в VIII-IX вв. По-новому была

решена задача перекры­тия больших сводов из отдельных тесаных камней.

«Прогресс, отмечающий эпоху Го­тики,— писал О. Шуази,— выразится глав­ным

образом в окончательном и последо­вательном решении двойственной задачи:

выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая

архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а

проблему устойчиво­сти решит введением аркбутанов... Исто­рия готической

архитектуры — это исто­рия нервюры и аркбутана» .

Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, устремле­ния

ввысь, к небу. Готические строители соревновались — кто выше поднимет сво­ды

собора. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со

временем были настолько усовершенство­ваны, что становились упругими и

легки­ми, в корне меняя представления о тяже­сти каменной конструкции. Одной

из глав­ных особенностей готического стиля стала дематериализация формы.

Конструкция и физические свойства материала больше не определяли зрительный

образ. Входя в го­тический собор, человек видел ряд уходя­щих ввысь тонких

колонн и расходящиеся над ними еще более тонкие ребра сводов, которые

казалось парили в небе. На са­мом же деле эти своды были неимоверно тяжелы и

давили огромным весом на скры-

1 Ш у а з и О - История архитектуры. М.: Изд. Акад. архит., 1937, т.

2, с. 239. Аркбутан (франц. arcboutant от arc — арка и boutant — опора) —

полуарка, расположенная сна­ружи здания и передающая боковой распор сводов на

наружные устои — контрфорсы.

тыс внутри тонких пучков колонн опоры и еще более массивные контрфорсы,

выне­сенные за пределы интерьера и потому незаметные для зрителя.

Готический собор — символ самой бес­конечности. Его художественный образ,

вопреки распространенным представлени­ям, выражает не строительный расчет и

рациональную конструкцию, а иррациональ­ную, мистическую устремленность

челове­ческой души к неведомому, загадочному... И, вместе с тем, эта дерзкая

мечта вопло­щена в материальной, видимой, осязаемой форме... камень за

камнем, все выше и выше... Эта невероятная метафизика ду­ховного порыва,

дерзости и религиозного смирения, мечты и реальности, воображе­ния и расчета

прекрасно выражена в ро­мане английского писателя У. Голдинга «Шпиль».

Весь «художественный секрет» и свое-Система контрфорсов и аркбутанов. Схема

образце, неповторимость готической архи­тектуры состоит в том, что

«зрительная конструкция» здания не совпадала с ре­альной. Если последняя

работала на сжа­тие, то зрительный образ выражал идею Вознесения, устремления

души к небу, к слиянию с Богом. В камне даже выклады­вались «несуществующие»

конструктивные элементы, декоративные нервюры, созда­вавшие на сводах

сложный, прихотливый узор, их пересечения превращались в кре-стоцветы,

распускались наподобие фанта­стических каменных цветов. Происходило образное

перевоплощение всех конструк­тивных элементов. «Зрительный вес» кам­ня больше

не соответствовал физическому, тяжелый и твердый — он превращался в легчайшее

кружево резьбы. Иррациональ­ность, атектоничность — главные черты готической

архитектуры — роднят ее с Барокко. Если иррациональная архитекту­ра Барокко

является критической стадией развития и усложнения классицистических

архитектурных форм, то Готика точно так­же — высшая, завершающая стадия

разви­тия романского искусства.

О. Шпенглер, размышляя над путями развития европейской художественной

куль­туры, отмечал, что «в Готике и Барокко, как когда-то в египетском

искусстве, иска­ли с каким-то смутным чувством долга..., готический стиль

растворяет материаль­ность в пространстве». Преодоление тяже­сти тела и души

стало с этих пор главным устремлением человека в искусстве. Анти­чные формы с

их равновесием сил onopBi;

и давления для этой цели уже не годились. В искусстве Готики предмет, форма,

объ­ем — только символ «мирочувствования в пространстве», носитель

«невещественной протяженности», идеи бесконечности. Это совершенно новая для

искусства иррацио­нальная, трансцендентная идея впервые наиболее отчетливо

проявилась именно в Готике. Отсюда и основная композицион­ная доминанта —

вертикаль. Готический собор только вырастает из земли, но жи­вет в небе.

Процесс дематериализации готической архитектуры приводил к тому, что из

те­ктонической и замкнутой она превраща­лась в пластическую и

пространственную композицию. Готический собор — в боль­шей степени

организация пространства, как внутреннего, так и наружного, чем фор­мы.

Готическая архитектура не оформляет замкнутое пространство, а превращает все

вокруг себя — и земную твердь, и небо — в образно-значительное целое. Об этом

хорошо написал О. Мандельштам:

Кружевом камень будь И паутиной стань:

Неба пустую грудь Тонкой иглою рань.

На строительство соборов, как и пира­мид в древности, тратились огромные

сред­ства, силы и жизнь многих поколений. Величайшее сооружение ранней Готики

со­бор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) был заложен в 1163г.,

строился более ста лет и достраивался до конца XIV в. Самый большой из всех

соборов находится в г. Реймсе, его длина 150 м, а высота башен — 80 м,

строился с 1210г. до начала XIV в. Миланский собор стро­ился до XIX в. Многие

соборы так и остались незаконченными: они не имеют шпиля или у них только

одна башня на фасаде; у некоторых две башни, но совер­шенно различного стиля

и размеров, так как они достраивались в разное время.

Атектоничность и символичность ком­позиции готического собора делали его не

столько архитектурой, сколько скульпту­рой, вернее множеством пластических

об-

Шпенгяер О 1993, т. 1, с. 405-411.

Закат Европы. М.: Мысль,

разов. Собор был наполнен скульптурой снаружи и внутри. В одном соборе могло

быть около двух тысяч различных скульп­турных изображений.

Леса Готической скульптуры! Как жутко все и близко в ней. Колонны, строгие

фигуры Сибилл, пророков, королей... Мир фантастических растений, Окаменелых

привидений, Драконов, магов и химер. Здесь все есть символ, знак, пример.

Какую повесть зла и мук вы Здесь разберете на стенах? Как в этих сложных

письменах Понять значенье каждой буквы? Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...

Закрыта дверь. Потерян ключ.

М. Волошин

Для понимания сущности готического стиля немаловажно проследить и эволю­цию

общей композиции кафедрального со­бора. Его башни постепенно теряют свою

самостоятельность и не стоят свободно, как в романской архитектуре, а

примыка­ют вплотную к главному фасаду, которым становится не южный, как

ранее, а запад­ный, и почти полностью сливаются с ним, обретая прямоугольную

форму. «Большая роза» заполняет собой образовавшееся про­странство между

двумя башнями. В ре­зультате получается абсолютно симметри­чная композиция.

Подробное описание одного из самых ранних кафедральных соборов «переход­ного

стиля» дает в своем романе «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго: «...вряд ли в

истории архитектуры найдется стра­ница прекраснее той, какою является фа­сад

этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три

стрельчатых портала; над ними — зубча­тый карниз, словно расшитый двадцатью

восемью королевскими нишами, громадное центральное окно — роза с двумя другими

окнами, расположенными по бокам... вы­сокая изящная ограда галереи с лепными

украшениями в форме трилистника... и, наконец, две мрачные башни. Все эти

гармонические части великолепного цело­го, воздвигнутые одни над другими в пять

гигантских ярусов, безмятежно в бесконеч­ном разнообразии разворачивают перед

глазами свои бесчисленные скульптурные, резные и чеканные детали, могуче и

неот­рывно сливающиеся со спокойным величи­ем целого. Это как бы огромная

каменная симфония; колоссальное творение... подоб. но «Илиаде» и

«Романсеро»..., чудесный результат соединения всех сил целой эпо. хи... это

творение рук человеческих могу­че и изобильно, подобно творению Бога, у

которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и

вечность...» . Далее В. Гюго подчерки­вает «переходность» стиля собора

Париж­ской Богоматери, в архитектуре которого впервые произошла «прививка

стрельчато­го свода к полукруглому», и то, что «стрельчатый свод был вынесен из

кресто­вых походов» и «победоносно лег на ши­рокие романские капители»2

. Версии пря­мого заимствования франками стрельчатой арки из арабской

архитектуры придержи­вались в то время многие писатели и художники-романтики.

Однако они, как ни странно, забывали при этом о главном отличии готической

архитектуры от араб­ской — одухотворяющей ее христианской идее Вознесения и

Воскресения.

Готика заимствовала с Востока, но не от арабов, а из Византии, идею цвето-

световой организации пространства собо­ра, претворив ее совершенно иначе, не

средствами мозаики, а сиянием цветных стекол витражей и динамикой нервюр.

Но­вая конструкция окончательно освободила стену от нагрузки, витраж заменил

тради­ционную роспись и мозаику, и вся стена превратилась в одно большое

окно. При­чем не только цвет, но и переплеты витра­жа имели принципиальное

значение — сво­ими узорами они окончательно снимали ощущение плоскости стены.

Итогом этих важных нововведений стал разительный контраст симметрии,

тектоники плоскости главного фасада и совершенно иного по характеру

внутреннего пространства. Этот контраст производил ошеломляющее впе­чатление.

Сплошные ряды уносящихся ввысь пучков колонн и окон не давали возможности

сориентироваться, понять ло­гику конструкции, остановить взгляд, оце­нить

размеры и пропорции помещения — везде лишь игра света и цвета. Это и есть

готический идеал — предельно живопис­ное решение архитектурного пространства.

Готические художники умело и последова-

Г ю г о В . Собр. соч.: В 15-ти т. М.: Худ. лит., 1953, т. 2., с. 107-108.

2 Там же с. 112.

тельно, вероятно, сами того не осознавая, уничтожали всякие следы

конструктивно­сти, тектоничности, ощущения целостно­сти и замкнутости.

Человеку, находящему­ся внутри собора, должно было казаться, что пространство

уходит у него из-под ног во всех направлениях, а сам он летит в бесконечные

дали. Даже в деталях про­исходит последовательное преодоление те­ктоники в

стремлении к максимальной жи­вописности. Подобно тому, как некогда коринфская

капитель уничтожила послед­ние следы тектоники дорического ордера, так и

готическая, украшенная натурали­стически трактованными листьями, стала

выражать не опору, а только зрительную связь, пластику «живой» формы.

Переход от выражения конструкции к ее изображению, от тектоники к пласти­ке —

главная черта готического стиля. Скульптура и орнамент отрываются от

плоскости стены и становятся все более натуралистичными. Характерно, что даже

снаружи собора массивные контрфорсы, играющие исключительно конструктивную

роль и передающие давление сводов вниз, на землю, украшаются башенками-

фиала­ми, чтобы и эти элементы приняли живо­писный и динамичный вид, прямо

проти­воположный их конструктивному назначе­нию. Вертикаль становится

окончательно преобладающей, для чего используются треугольные вимперги над

порталами и окнами, маскирующие горизонтальные чле­нения фасадов. В течение

одного столетия меняется и характер башен. В более ран­нем соборе Парижской

Богоматери, по мнению многих специалистов и вопреки убеждению Э. Виолле-ле-

Дюка, башни впол­не завершены — они и должны были оставаться невысокими и

прямоугольными, как и требуется для подвески колоколов. В более поздних

сооружениях — Рейм-ском, Кёльнском соборах — целесообраз­ность уже не играет

никакой роли, и башни служат лишь для того, чтобы зри­тельно выразить

движение вверх, к небу . Готика, как и Барокко, оказывается не искусством

целесообразного, а искусством иллюзии, внешнего впечатления, шедевром

воображения. Все ее детали — «атрибуты чувства».

Готические соборы с их скульптурой, рельефами и ажурными орнаментами

Кон-Винер Э. История стилен изобра­зительных искусств. М.: ИЗОГИЗ, 1936, с. 108.

(дяошь раскрашивались, снаружи и изнут­ри. Эта окраска почти не дошла до

нашего времени. Можно представить, какое впе­чатление производили

раскрашенные статуи g полумраке собора. К ним относились как к живым: фигурам

святых поклоня­лись, а изображения адских сил и фанта­стических чудовищ

наводили ужас. Отсю­да возникло множество легенд об оживаю­щих статуях,

которые описывались позднее в популярных «готических романах». С каменной

готической скульптурой связано искусство деревянных резных алтарей. Они

делались раскрывающимися, из нескольких створок, сплошь украшенных

скульптурой, ярко расписывались и золотились. В даль­нейшем они послужили

отправной точкой для композиции запрестольного украше­ния — ретабль, или

ретабло (франц. retable, исп. retablo — позади стола), ха­рактерной для

французского Ренессанса и испанского стиля исабеллино. Интерьеры дополнялись

резной деревянной мебелью.

Вопреки представлению о сумрачном и аскетичном облике готических соборов, да

и вообще «мрачности» средневековой куль­туры, можно утверждать, что готика

была очень яркая, многоцветная. Полихромная роспись стен и скульптур

усиливалась кра­сочностью развешанных вдоль нефов шпа-яер-мильфлёрое, живыми

цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей и чрезвычайно яркой

одеждой заполняв­ших собор горожан. А постоянно меняю­щееся состояние неба,

лучи света, свобод­но проникающие внутрь собора через мно­гоцветные стекла

огромных витражей, создавало совершенно ирреальное ощуще­ние... Казалось, что

«корабль» действи­тельно плывет... Это ощущение можно

испытать и сейчас...

Такая роль цвета и света сохранялась До эпохи Возрождения, когда живопись

стала отделяться от архитектуры и скульп­туры, аналогично тому, как в

античности статуи и здания расписывались все скром­нее по мере того, как

развивалась энкау­стика и мозаика. В этом отношении все средневековье

представляет собой эпоху яркого и натуралистичного архитектурно-скульптурно-

живописного искусства. Но на­ряду с этим, имела место и глубокая символика

цвета. Поэты и историки сред­невековья любят говорить о том, что в Целом

«цвет Готики — фиолетовый». Это Цвет молитвы и мистического устремления

души — соединение красного цвета крови и синевы неба. В готических витражах

действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. Синий цвет

считал­ся символом верности. Особой любовь пользовались также черный,

оранжевый, белый. Как дополнительный к фиолетово­му, желтый считался особенно

красивым, а зеленый был символом влюбленности. Зеленое чаще носили жещины .

Характерно, что в последующие эпохи, когда стало преобладать рациональное

мышление, фиолетовые гармонии исполь­зовались мало.

Расцвет Готики — это и расцвет ста­туарной скульптуры. Статуи соборов Рейм­са и

Наумбурга с очевидностью доказыва­ют это. «Повышается самостоятельная ценность

фигуры... у ангелов высокой Го­тики... женственная тонкость головы до­ходит до

изящества, до изысканности, гра­циозная улыбка играет на тонко очерчен­ных

губах, волосы схвачены повязкой, и красивые локоны образуют прическу,

бли­жайшее подобие которой мы можем найти у женщин Аттики времен Фидия» 2

. В боль­шинстве статуй появляется особенный из­гиб, чрезвычайно мягкая,

пластичная ли­ния, получившая название «готической кри­вой». Она ассоциируется

с греческим хиазмом (см. античное искусство), но от­личается от него именно

своей атектонич-ностью и деструктивностью. «Готическая кривая», так же как и

имматериальная светопись витражей,— ничто иное, как отрицание античной

«телесности». Форма готической фигуры превращается в музы­ку складок

драпировок, никак не мотиви­рованных конструктивно, поднимаемых не­ведомым

вихрем. В этом иррациональном вихре было бы совершенно нелепым ис­кать какие-то

достижения либо ошибки в пластической анатомии или «правильно­сти» изображения

человеческого тела. Ни­какой правильности там быть не может, поскольку мышление

художника абсолют­но иррационально. Э. Кон-Винер интерес­но пишет о том, что

готическая эпоха отличалась невиданной ранее «свободой тела», «освобождением

движения во всех направлениях». Об этом свидетельствуют,

Хейзннга И. Осень средневековья. М.:

Наука, 1988, с. 303-306.

2 Кон-Винер Э. История стилей изо­бразительных искусств. М.:

ИЗОГИЗ, 1936, с. 114-115.

по его мнению, странные на наш совре­менный взгляд изображения женщин с

изо­гнутыми спинами и выставленными вперед животами, явно выполненные в

качестве образца красоты. «Стиль самой жизни, по всем вероятиям, стал более

взволнован­ным, кровь стала быстрее обращаться в жилах народа, чем в

романскую эпоху. Об этом говорят нам крестовые походы, пес­ни трубадуров и

философия того време­ни... Готика заставляет женщин рыдать над гробом

Спасителя, ангелов ликовать — словом, вносит аффект, взволнованность. В силу

того же самого уже с начала Готики все богатство библейских и леген­дарных

тем начинает служить программой для украшения церкви и книги, все цер­ковное

миросозерцание с его отвлеченны­ми идеями находит свое выражение в кам­не и

красках. Сцены, которые требуют действия и об изображении которых еще не

думало XIII столетие, становятся вдруг любимыми темами, например небесное

вен­чание девы Марии» .Ив этом смысле действительно готическое искусство

вели­колепно и полно подготовило эпоху Воз­рождения с ее удачным соединением

кра­соты тела и полета души.

Динамика, экспрессия и взволнованность отразились и в «малых формах» резьбы по

кости, орнаменте, книжной миниатюре то­го времени. Готический орнамент

атекто-ничен и динамичен в отличие от классиче­ского. Не случайно так

распространен в Готике мотив виноградной лозы, свободно растущих ветвей,

листьев — любой при­хотливо извивающейся, «ползущей», как в «краббах»2

, формы. И это несмотря на множество архитектурно-декоративных эле­ментов,

имеющих строго геометрическое построение.

В основе готического орнамента лежа­ли простые фигуры — круг, треугольник,

легко вычерчиваемые по линейке и цирку­лем. Орнамент, построенный на

сочетании этих фигур, так и называется — масвер-ком (нем., mafiwerk — работа

по нанесен­ным размерам). Аналогичным образом строился знаменитый готический

трилист­ник, розетка, квадрифолий.

Книжная миниатюра Готики, по срав-

Кон-Винер Э. История стилей изобра­зительных искусств. М.: ИЗОГИЗ, 1936, с.

116-117. 2 Нем. Krabbe от krabbein — ползать — элемент

растительного декора, как бы выползающего на архитектурные детали.

нению с романской, отличается преобла­данием тончайшего растительного орна.

мента, а строгий романский шрифт - Каролингский минускул — сменяется

на­рядным и изысканно-декоративным готи­ческим.

Архитектура была главным формооб. разующим фактором готического стиля.

Мебель, предметы церковной утвари из позолоченного серебра, дерева и слоновой

кости повторяли в миниатюре компози­цию архитектурных сооружений и их

де­коративных деталей. Таковы, в частности, архитектонические

дарохранительницы, ре-ликварии, небольшие переносные алтари-складни.

Эпоха Готики была также периодом интенсивного развития светской культуры.

Именно в это время впервые в истории человечества культивируются идеалы

ду­ховной любви, возникает лирическая поэ­зия и музыка, куртуазное искусство,

отра­жающее понятия рыцарской доблести, чес­ти, уважения к женщине.

Развивается искусство светской живописи, появляется портрет. Поздняя Готика

XIV-XV вв.— венец средневековья — в архитектуре по­лучила название

«пламенеющей готики».

Эта стадия в развитии форм готическо­го искусства была своеобразным

средневе­ковым маньеризмом; она не заключала в себе принципиальных открытий,

как в пре­жние времена, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более

изысканны­ми и вычурными. Архитектурный декор терял свою объемность,

становился сухим и жестким кружевом на поверхности стен, башен, сводов.

Наиболее характерным при­мером стиля «пламенеющей готики» стали извивающиеся

наподобие языков пламени башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой

давшие название этому сти­левому течению. Позднеготическое искус­ство

разделилось также на множество от­дельных региональных школ и индивиду­альных

стилей художников. Выражением этой тенденции индивидуализма и субъек­тивизма

позднего средневековья является искусство живописцев Джотто и Дуччьо.

Применение этими художниками перспек­тивы, вынесения точки зрения за пределы

картины или фрески как раз и отражает тенденцию «отстранения» от

изображаемо­го, позицию наблюдателя. Это была но­вая, невозможная в раннем

средневековье субъективная концепция художественного

творчества. Она нашла свое отражение и в новом понимании скульптуры. Статуи

стали рассчитываться на одну-единствен-ную точку зрения и воспринимались

«кар­тинно».

Для южно-немецкой, тирольской готи­ки особенно характерна яркая полихром-ная

роспись интерьеров и деревянной ме­бели. «Перпендикулярная готика» в Англии

полностью скрыла архитектурную конст­рукцию под орнаментом. «Кирпичная

готи­ка» северных стран акцентировала цветом декоративные архитектурные

элементы. В изобразительном искусстве усиливались черты натурализма.

Изображаемые вещи перестали означать лишь «идею вещей», а стали больше

напоминать реальные, мате­риальные тела. В этой новой идеологии искусства

поздняя Готика непосредственно переходила в искусство проторенессанса, в

котором переплетались религиозный мис­тицизм и номинализм, идеализм и

натура­лизм. Готический стиль продолжал разви­ваться в эпоху Итальянского

Возрождения и искусстве Сьены, Венеции, Орвьето, Фло­ренции, Пизы (см.

сьенская школа; вене­цианская школа; тосканское Возрождение;

флорентийская школа).

Последнюю кризисную стадию разви­тия стиля «интернациональной готики»

Се­верной Италии XV столетия часто называ­ют «готическим маньеризмом». В ней

осо­бенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы, острая,

доходящая до гротеска, графичность, обилие слож­ных аллегорий, символики,

странных, бо­лезненных преувеличений, трансформаций, мельчайшая выписанность

натуралистичес­ки трактованных деталей, сверкающих по­добно драгоценным

камням в живописной оправе. Эти черты проявились и в творче­стве таких

необычных живописцев, как феррарец К. Тура и венецианец К. Кри-велли.

В Северном Возрождении традиции го­тического стиля, соединяясь с итальянским

Маньеризмом и Барокко, продолжали оп­ределять особенности художественного

раз­вития Германии на протяжении XVI и даже отчасти XVII и XVIII вв. Это

приве­ло к такому необычному сплаву, как «го­тическое барокко» Южной Германии

и Чехии, представлявшее собой архаическое течение в развитии европейской

художест­венной культуры. Во всех этих явлениях ощущался кризис, усталость

стиля. Перво-

дачально готическая архитектура — одно из выдающихся достижений человеческой

цысли — разрешала одну главную конст­руктивную задачу: облегчение сводов.

Когда пределы легкости были достигнуты, этот стиль потерял конструктивную

базу для развития. Его внутренние возможности были исчерпаны, хотя еще долго,

как бы по инерции, Готика питала различные ви­дь! искусства. Длительный

кризис, исчер­панность форм «пламенеющей» и «интер­национальной готики»

показывал необхо­димость поиска новых формообразующих принципов, вероятнее

всего, по контрасту, на основе возвращения к классическим формам. Так в

недрах Готики подготавли­вался Ренессанс. Однако этим история готического

стиля не закончилась. В архи­тектуре позднего Итальянского Возрожде­ния, в

частности в постройках Дж. Виньо-лы, наблюдался некоторый «возврат к

Го­тике», включение в классическую схему отдельных готических деталей, моду

на которые усиливал Маньеризм. В конце XVIII —начале XIX вв. в рамках

движе­ния «национального романтизма» возник стиль Неоготики в Англии,

Франции, Гер­мании и России (см. также «Готическое Возрождение»; николаевская

готика). На рубеже XIX-XX вв. Неоготика проявилась снова уже как одно из

течений искусства

Модерна.

История изучения готического искусст­ва начинается в XVIII-XIX вв. Еще в начале

XVIII в. архитектор английского Классицизма К. Рен был убежден в араб­ском,

«сарацинском» происхождении готи­ческих соборов. Но уже Гёте считал их ярким

выражением «германской души» («О немецкой архитектуре», 1772). Такого же мнения

придерживались и все немецкие романтики. Их привлекала в готической архитектуре

именно иррациональность, биоподобность, «природоподобное богатст­во и

бесконечность внутреннего формиро­вания» . Для Л. Тика знаменитый

Страс-бургский собор «... это дерево с его сучь­ями, ветвями и листьями,

вздымающее свои каменные массы до самых туч... символ самой бесконечности»

2.

Эта идея настолько соответствовала ус­тремлениям романтиков, что в начале

Шлегель Ф. Эстетика, философия, кри-така. М.: Искусство, 1983, т. 2, с. 260.

Тик Л . Странствия Франца Штернбальда. М.: Наука, 1987 с. !17.

XIX в. возникла мысль достройки неокон­ченного Кельнского собора,

осуществлен­ная в 1844-1848 гг. Ф. фон Шмидтом.

Названия больших исторических сти­лей имеют долгую жизнь, в течение кото­рой

их смысл часто расширяется настоль­ко, что уже не укладывается в

первона­чальное значение термина. Это в полной мере относится к понятиям

Классицизм, Барокко, Ампир, но особенно справедливо по отношению к Готике.

«Готическими в древнерусской архитектуре называли шат­ровые храмы XVI в. (см.

«русская готи­ка»), памятники архитектуры годуновского классицизма.

«Готический экспрессионизм» находят в новгородской школе иконописи.

«Готические» элементы обнаруживаются в колониальном стиле. Готика является

объе­ктом стилизации и пародирования. Одна из картин американского художника

Г. Ву-да, стилизованная под примитив, называ­ется «Американская готика».

Новейшие американские небоскребы, как когда-то в 1930-х гг. снова включают

декоративные «готические» формы. Все удлиненное, за­остренное, тянущееся

вверх неизбежно ас­социируется у нас с Готикой, настолько сильным оказался

образ, созданный гота­ми более шести веков назад (см. также «мягкий стиль»;

«прекрасные мадонны»).

РОКАЙЛЬ, РОКОКО (франц. rococo —

вычурный, причудливый от rocaille — скальный от roc — скала, утес). Рококо —

оригинальный художественный стиль, вы­работанный в искусстве Франции первой

Половины XVIII в. То же, что стиль Лю-Довика XV, так как совпадает с временем

Правления этого короля (1720-1765). Роко- — один из самых известных «-

королев­ских стилей». Происхождение его назва-чия и основных форм тесно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.