РУБРИКИ

Курсовая: Художественные стилевые направления в искусстве

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курсовая: Художественные стилевые направления в искусстве

готическому. Другое название этой эпохи «ренессанс» — вошло в науч­ный обиход

в 1855г., когда под этим заглавием вышла книга французского уче­ного Жюля

Мишле. В 1860г. был опубли­кован труд известного швейцарского исто­рика

искусства Я. Буркхардта «Культура Возрождения в Италии». Буркхардт разде­лил

эту эпоху на ранний этап и «Высокое возрождение», а также отделил ее от

пре­дыдущей эпохи — средних веков и после­дующей — Барокко. Дальнейшее

развитие концепции отличий эпохи Возрождения от Готики и Барокко принадлежит

X. Вёлъф-лину, М. Дворжаку, О. Бенешу.

Дж. Вазари в своей знаменитой книге утверждал, что падение Римской империи

повлекло за собой период забвения, отме­ченный господством «истощенного и

уста­ревшего греческого» (т. е. византийского) стиля и «испорченный» расцветом

готиче­ского — нефункционального, неестествен­ного, необоснованно усложненного,

в то время, как «хорошие» картины и скульп­туры (имеются в виду античные)

остава- лись неизвестными и скрытыми. Вазари писал также о «пелене, которая

заволокла умы людей» и которая неожиданно, то ли божьей милостью, то ли под

воздействием звезд, спала и художники вдруг увидели истинно прекрасное.

«Подлинное пробуж­дение и возрождение началось в Тоска­не... Люди, в том числе

и художники, возвращались к своему естественному со­стоянию» . Вазари определил

суть худо­жественного метода Возрождения: приро­да— это «образец», а древние —

«школа». Поэтому творческие открытия художников Возрождения «были все частью

почерпну­ты из собственного воображения, частью из виденных ими останков»2

.

Писатели-гуманисты (от лат. humanitas — образованность) этого же времени про-

Г а р э н Э . Проблемы Итальянского Воз­рождения. М.; Прогресс, 1986, с. 35.

2 Там же, с. 36.

тивопоставляли старое — античное и но­вое — «варварское» готическое

искусство. Но античность представлялась им не об­разцом для подражания, а

стимулом для творчества. Высказывания многих худож­ников Итальянского

Возрождения проник­нуты идеями «соперничества с древними». Стремление к

обновлению было предпо­сылкой Классицизма — нового мышления с аллюзией на

римскую античность. Сред­невековые художники также обращались к классике, но

они, по мнению людей Воз­рождения, ее извращали. Необходимо бы­ло вновь

обрести античную красоту, вос­становить прерванную связь времен. По выражению

Л. Балла, «средневековый мир искажал не только классиков, но и

хри­стианство», и он предлагал «объединить требования религиозной реформы с

вос­становлением классической традиции» .

Вопреки устаревшим представлениям, резко разграничивающим искусство

сред­невековья и Возрождения, на многочислен­ных примерах можно видеть, как

идеоло­гия Итальянского Возрождения буквально «вырастает» из христианского

средневеко­вья (см. средневековое искусство). Ведь именно в Средние Века Фома

Аквинский (1225-1274) следующим образом сформу­лировал три принципа красоты:

целост­ность, соответствие и ясность, или чисто­та. Согласно идеям Фомы,

Божественная Премудрость распространяется не только на духовный, но и на весь

материальный мир, охватывая все его проявления и соот­ветственно все

проявления человеческой души. Это было новое и более сложное прочтение

догматов христианской веры. Духовный аскетизм закончился уже в фи­лософии

неоплатоников, и в XII-XIII вв. новое, более целостное мировоззрение

за­воевало умы мыслящих европейцев. В зна­менитом трактате Дионисия

Картузианца (1402-1471) «О прелести мира и красоте Божьей» декларировалось

распространение красоты как высшего Божественного бла­га на весь мир со всем

его несовершенст­вом, грехами и заблуждениями. Несмотря на продолжающиеся

споры богословов, именно такая точка зрения оказывала все более сильное

воздействие на умы худож­ников. Воплощение этих «панэстетических» идей

осуществлялось в эпоху Возрождения

Г а р э н Э - Проблемы Итальянского Воз­рождения. М.: Прогресс, 1986, с. 39.

различными путями. Нидерландские живо­писцы искали красоту в точном,

натурали. стическом, «вплоть до последней травин­ки», изображении природы,

германцы — э подчеркивании характерного, а итальянцы нашли свой путь в

идеализации, где совер. шенно закономерно вновь открыли для себя античность.

Культура Возрождения, несмотря на са­мые разные, часто противоречивые

тенден­ции, в целом носила духовный и, следовательно, религиозный характер.

«Гу­манизм, Реформация, контрреформация... создали новый мир... новую культуру.

Цер­ковь пребывала в самом центре событий»2.

После объединения западной и восточ­ной церквей на Флорентийском соборе (1439)

и, особенно, после захвата турками Константинополя в 1453г. усилилось

воз­действие греческой культуры на итальян­скую. Именно тогда итальянские

гумани­сты заговорили об обновлении религии и даже создании новой —

древнегреческих богов с культом Солнца3. Возможно, под влиянием этих

идей Леонардо да Винчи проектировал свой «Идеальный го-род»1487-1490) как

храм, сферическое про­странство которого было бы отображени­ем Вселенной с

Богом в ее центре. Как это схоже с представлениями Николая Ку- занского:

Бог-сфера, центр которой везде, а границы — нигде. В это же время j возник

тезис «перенесения» (лат. translatio) эллинистической культуры в Италию.

Из­влеченные из развалин античного Рима ;

статуи, которые находили и раньше, но не обращали на них внимания, а то и

просто предавали проклятию за их наготу, стали необходимой формой для

выражения ново­го христианского мировоззрения. Средне- f вековое

представление о греховности все­го земного — детство христианства — уходило в

прошлое. Божественное начало стало пониматься более сложно, оно

рас­пространялось не только на небесный, но и на земной мир. Человек,

созданный по «образу и подобию божьему» со всем ми­ром его чувств, мыслей,

воли и действия, оказался в центре мироздания и стал глав­ной темой

искусства. Поэтому эпоха Воз­рождения представляет собой не возрож­дение

языческих идеалов античности, а

2 Д о д д Ч . Основатель христианства. М.:

Наука, 1993, с. 7-8.

3 Г а р э н Э . Проблемы Итальянского Воз­рождения. М.: Прогресс,

1986, с. 158-159.

утверждение нового христианского само­сознания, идеологии нравственной и

эсте­тической ценности человеческой личности.

Прекрасный человек эпохи Возрожде­ния — не бесстрастное гармоничное

тело, стасоту которого, как это было в эпоху греческой классики, может лишь

исказить выражение чувств и мыслей. Все искусство Итальянского Возрождения

пронизано раз­мышлениями о Божественной красоте и иудрости в устройстве мира.

Оно было очень земным и одновременно возвышен­ным. Некоторые итальянские

гуманисты прямо заявляли о новой грядущей рели­гии, в которой объединятся

языческие и христианские святыни. Недаром на протя­жении Средних Веков

сохранялась легенда о том, что античная Венера удалилась в таинственную пещеру,

где ждет своего ча­са. Но у античных образцов брали лишь то, что чувствовали и

понимали сами. Скорее всего, идеализированные лики ма­донн и апостолов виделись

человеку эпохи Возрождения «точь-в-точь как в жизни», ничуть не приукрашенными

и совсем не «античными». Антикизация была создана позднее академизмом.

Воображая, что под­ражают античности, художники Итальян­ского Возрождения

создавали новые фор­мы. «Если бы в то время появился какой-нибудь Винкельманн и

стал проповедовать о молчаливом величии и благородном об­лике античного

искусства, то его бы не поняли... чувство формы существенно из­менилось, но

никто не думал, что благо­даря этому он отступал от античности...» Так, арку

Константина в Риме изображали на ренессансных фресках, но не такой, какой она

была на самом деле, а в новом итальянском вкусе, пестро облицованной в

чинкрустационном стиле». Примечательно, Что не было даже попыток

восстанавли­вать античные сооружения, хотя они были совсем рядом. А костюмы, в

которых изо­бражались и античные, и библейские пер­сонажи? Они просто

фантастичны. Даже Такой искушенный в римской истории жи­вописец, как .4.

Мантенъя, плохо знал ан­тичное искусство. Отношение к древности было не

познавательным, а романтичным. Немногие статуи и рельефы, небольшое Количество

монет и медалей да пересказы римских авторов итальянскими гуманпста-

Вёльфлин Г. Классическое искусство. Gne., 19I2, с. 177.

ми — вот все, что имели в своем распоря­жении художники. Греческой скульптуры

тогда вообще не знали. Простое подража­ние античности все равно было бы

бес­плодным, равно как и природе. Но в том-то и дело, что в эпоху Возрождения

са­мым счастливым образом идеал античной формы совпал с новыми

представлениями христианской культуры. Поэтому и про- гресс в искусстве

Итальянского Возрожде­ния оказался столь стремительным, как если бы человек в

считанные минуты поз­нал то, на что предыдущим поколениям требовались годы.

Вот почему, даже не имея лучших греческих образцов великие флорентийцы

Донателло и Брунеллески все­го за десятилетие создали Классицизм.

Постепенно, с распространением идей гуманизма о подражании природе и

возве­личивании человека, художники стали осоз­навать, что самой прекрасной

формой в природе является человеческое тело. Имен­но здесь «древние» стали

образцом. Изоб­ражение человеческой фигуры в скульпту­ре и живописи

становилось все весомее, материальнее. Люди эпохи Возрождения начали

осознавать свое тело через ис­кусство античной классики. В 1499г. в Венеции

был опубликован роман Франчес-ко Колонны, гуманиста и монаха-домини­канца

«Гипнеротомахия Полифила» («Hypnerotomachia Poliphili», в ином пере­воде:

«Сон По-чифила»), в котором в пол­ной мере прозвучало преклонение перед

античностью и чувственной стороной жиз­ни. Соединение христианской идеологии

с чувственностью в изобразительном искус­стве вылилось в образах Мадонны или

Св-Себастьяна, тело которого женственно пре­красно, несмотря на вонзенные в

него стрелы. Изображения столь популярных в эпоху Возрождения «Венер» были

одно­временно и эротичны, и прекрасно обоже-ствленны, на них подсознательно

перено­сились черты алтарного образа. Ангелы у итальянских художников были

женственны и одновременно похожи на эротов на­столько, что их часто путали.

Идеология Возрождения имела не реальный, а иде­альный характер. В этом

отношении весь­ма показательно, что историки вообще не выделяют эту эпоху из

средневековья. «Новое время», согласно общеисторичес­кой периодизации,

начинается с периода промышленных и буржуазных революций XVII в., т. е.

действительных обществен-

ных преобразований. Эпоха Возрождения была преобразованием умов, а не жизни,

воображения, а не реальности, культуры, а не цивилизации. Поэтому только

историки искусства начинают с эпохи Возрождения отсчет «нового времени». В

действитель­ности реальная, а не вымышленная жизнь даже наиболее передовых

итальянских го­родов того времени была полна средневе­ковой жестокости, войн,

заговоров, крово­пролитий. Лучшие годы флорентийского искусства, когда были

созданы самые свет­лые произведения Итальянского Возрожде­ния — это время

гражданской смуты, двор­цовых интриг, смертей от яда и кинжала. Не случайно

эпоха Возрождения оказалась такой краткой. Достаточно сказать, что период так

называемого «Высокого Воз­рождения» в Италии, охватывающий всего около

двадцати лет начала XVI столетия, буквально потонул в море крови из-за «охоты

на ведьм», пик которой приходил­ся на 1484-1650 гг. В 1487г. вышел пе­чально

знаменитый трактат монахов-доми­никанцев Я. Шпренгера и Г. Инститориса «Молот

ведьм» («Malleus maleficarum»). Великие гуманистические устремления,

проявившиеся в- Италии столь рано, в XIII-XIV вв., уже в XV в. «терпели

кру­шение, на известной ступени развития дол­жна была неизбежно разразиться

катаст­рофа» . Поэтому закономерно, что вспых­нувшее на краткий миг

Возрождение почти сразу же породило в изобразительном ис­кусстве такие

противоречивые и сложные явления, как Маньеризм и Барокко.

Художники Итальянского Возрождения, в отличие от своих предшественников,

сре­дневековых мастеров, стали искать Боже­ственную красоту не в небе, а на

земле, стремились понять Божественное через зем­ное, да к тому же,

отождествив его с красотой античных форм. Это было невоз­можное сочетание.

Отсюда вся неустойчи­вость, скоротечность и даже трагизм эпохи Возрождения.

Ее сенсуализм был порожде­нием и закономерным следствием средне­векового

спиритуализма, но он оказался менее цельным и исторически прочным. Искали

высшую, Божественную красоту в идеальных формах человеческого тела, но

находили несоответствие. Отсюда стран­ность и дисгармония знаменитого мике-

Ф у к с Э . Иллюстрированная история нра­вов. М.: Республика, 1912. (1993,

т. 1, с. 500).

Палаццо Веккьо. Флоренция. 1298-1314

ланжеловского «Давида». Существовало и еще одно следствие этого противоречия.

Идеальное в эпоху Итальянского Возрож­дения не рассматривалось как таковое.

Например, изобразительное пространство фрески Рафаэля «Афинская школа» с

вы­мышленной, совершенно нереальной с то­чки зрения масштабности архитектурой

и «идеальными» фигурами даже в наше вре­мя воспринимается как подлинное,

реаль­ное продолжение пространства ватикан­ских Станц. Поэтому она и

производит столь ошеломляющее впечатление, несмот­ря на тесноту помещения.

«Вымышлен-ность» и скоротечность Итальянского Воз­рождения усиливало и то,

что, как ни странно, в отличие от других стран, на­пример Франции и Германии,

средневеко­вая Италия не сумела создать оригиналь­ного художественного стиля.

На протяже­нии столетий в итальянской церковной архитектуре сохранялись

традиции ранне­христианской базилики с отдельно стоя-

щеп колокольней-кампанилой. Все готиче­ские влияния для итальянцев были

чуже­родными и заимствовались в основном на Севере, лишь частично, не

затрагивая тра­диционных основ. Эта консервативность и художественная

несамостоятельность Ита­лии объясняется прежде всего тем, что непрерывные

войны на ее территории, ставшей ареной пересечения интересов дру­гих

государств, привели к политической раздробленности и подчинению отдельных

частей Италии иноземным правителям. В Северной Италии, Ломбардии, Сьене

ска­зывалось влияние Готики, Венеция нахо­дилась до Хв. под владычеством

Визан­тии, Неаполь и Сицилия принадлежали Испании. Сильным было воздействие

памятников византийского и арабского ис­кусства в Сицилии, а в Центральной и

Северной Италии работало множество французских и нидерландских мастеров.

Знаменитый «инкрустационный стиль» ар­хитектуры Флоренции возник не без

влия­ния мавританского искусства. Итальянский проторенессанс сложился под

воздействи­ем памятников Древнего Рима. Не случай­но на первых порах за

образец были взяты формы римской, а не греческой архитектуры, которые в Южной

Италии были у всех на глазах. Средневековым традициям итальянской архитектуры

боль­ше соответствовала романская стена, а не греческая колоннада, аркады, а

не порти­ки. Итальянские города оставались крепо­стями на осадном положении.

Парадок­сальным может показаться и то, что Италь­янское Возрождение началось

не в самой Италии, а в Нидерландах. Именно там, в Нидерландах, отмечал В.

Гращенков, «в окружении феодальной и придворно-ры-царской культуры, родилось

новое евро­пейское искусство — искусство реалисти­ческой масляной живописи.

Не Дюрер, а Ян фан Эйк стоит у истоков Северного Возрождения» . Добавим, что

не только Северного, но и Южного, итальянского. На территории Италии в силу

особо уда­чных географических и исторических ус­ловий слились два

художественных пото­ка, две традиции. С Востока — древняя эллиныетиичгско-

византийская культура, вы­разившаяся в иконописном каноне, в рам-

Гращенков В. Кинга О. Бенеша и проблемы Северного Возрождения.— В кн:

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусст­во, 1973, с. 16.

ках которого была выработана строгая полная высочайшего духовного смысла

иконография и символика. С Северо-Запа-да — рожденный в Нидерландах пантеизм

натурализм и новая техника масляной жд. вописи, позволившая наиболее полно ред.

лизовать давно назревавшие натуралисти­ческие устремления художников,

достигав­ших еще в средневековье изощренного иллюзионизма. Встретившись в

Италии, эти два потока и произвели довольно неожи­данное «обмирщение»

средневековых об­разов. Н. Кондаков прямо заявлял, что Ита­лия в эпоху

Возрождения «перерабатывала византийскую традицию», причем это

«рас­пространялось не только на живопись дуч-чьо или Чимабуэ, но и Джотто».

Искусст­во Южной Италии и Сицилии он называл «греко-арабским» и подчеркивал его

тес­ную связь с итало-критской школой. 2 Ви­зантийские влияния

достаточно сильно ощущались на всей территории Италии и даже в творчестве

художников римского классицизма. Так, в VIII-IX вв. получил широкое

распространение тип «римской» иконы Богоматери-Одигитрии (греч. Odighitria

— Путеводительница, или На­ставница), пришедший из Византии через

итало-критскую школу. Именно этот ико­нографический тип был положен в основу

прославленных томных, задумчивых, «сов­сем земных» мадонн Дж. Беллини,

Перуд-жино, Рафаэля. Знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля (1515-1519) —

ничто иное, как «обмирщенная» композиция ви­зантийской Одигитрии. Однако и в

«италь­янских иконах» ясно прослеживаются ан­тичные корни, прежде всего,

влияние пла­стики греческих и римских статуй с их классическим контрапостом —

постанов­кой с опорой на одну ногу и ниспадающи­ми складками одежд.

В эпоху Итальянского Возрождения су­ществовали разные художественные стили.

Именно поэтому выражение «стиль ренес­санс» следует ставить в кавычки и

пони­мать фигурально. Итальянское Возрожде­ние — это и Классицизм

флорентийской школы и Готика ломбардцев и арабское искусство Сицилии, в

значительной мере нидерландское — неаполитанцев, византий­ское — венецианцев.

Кроме того, Итальян­ское Возрождение — это, прежде всего,

Кондаков Н. Иконография Богомате­ри. СПб., 1910, т. 1, с. 5.

Брунеллески Ф. Оспедале дельи Инноченти. 1419-1444 Флоренция

творчество таких выдающихся индивиду­альностей, как Леонардо да Винчи, Мике-

шнясело, Рафаэль, искусство которых во­обще не укладывается в общепринятые

схе­мы и само по себе представляет ряд совершенно уникальных художественных

стилей. Стремительная эволюция творчест­ва этих и других выдающихся мастеров.

также препятствует причислению их к ка­кому-то одному художественному стцлю-

Наконец, наряду с классицизирующей и готизирующей тенденциями общего

худо­жественного развития, существовал и мань­еризм, проявившийся очень рано,

еще не в качестве самостоятельного художественно­го течения или стиля, а как

тенденция, например у Леонардо или Пьеро ди Коэи-но, был и академизм позднего

Рафаэля с его школой. А открытие в 1512г. сикстин­ского плафона Микеланжело

стало, по ут­верждению И. Грабаря, началом итальян­ского Барокко. В то же

время, несмотря на такой полистилизм, Итальянское Возрожде­ние ассоциируется

в нашем представлении прежде всего с Классицизмом. Классицизи-РУющая

тенденция искусства Итальянского Возрождения, вероятно, и была тем, что

язывало между собой все стили, течения,

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 255

школы и индивидуальные устремления ху­дожников, весьма различные по форме, но

общие в главном — стремлении к новому художественному мышлению. Это не

про­тиворечит и утверждению, что эпоха Воз­рождения была не «возрождением

антично­сти», а «спецификой развития юга в отли-- чие от готического севера».

Именно в

новом, классицистическом художественном

мышлении соединились критически перера­батываемые достижения античности и

сред­невековья. Другими словами, искусство Итальянского Возрождения

представляет со­бой не художественный стиль, а великую эпоху —

«средневековье, преображенное Ре­нессансом».

Так, в итальянской скульптуре посте­пенно формировалось особое чувство

фор­мы, пластическое качество, так ярко отли­чавшее итальянское искусство XV-

XVI вв. от искусства Северного Возрождения Гер­мании и Нидерландов. На севере

развива­лись традиции орнаментальности, декора-тиеизма и графического начала,

в Ита-

лии — объемность, пластичность формы. Эти принципиальные различия очень

точ­но сформулировал Г. Вёльфлин. Север был больше связан с готикой, юг — с

антич­ностью. В этом отношении также чрезвы­чайно интересно изложение

принципов но­вого итальянского искусства в сочинении португальского художника

Ф. ди Оланда в форме бесед с Микеланжело, который, ес­ли верить автору,

утверждал, что фла­мандская живопись по вкусу людям, не чувствующим истинной

гармонии... «Во Фландрии пишут картины в основном для того, чтобы обманчиво

передать внешний облик предметов... но как это ни приятно

Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515-1519. Дрезден

для глаза, на самом же деле нет здесь ни искусства, ни смысла; здесь нет ни

сим­метрии, ни пропорций; здесь отсутствует выбор — и тем самым величие;

одним словом, в живописи этой нет ни мощи, ни великолепия; она воспроизводит

многие вещи с одинаковым совершенством, тогда как должно быть достаточно лишь

единой, наиважнейшей...» Вот в этом и заключа-

Цит. по: Хёйзинга И. Осень средневековья. М.:

Наука, 1988, с. 298.

лось принципиальное отличие искусств ренессансного юга от готического севера

внимание к природе было взято от сти. хийного натурализма средневекового [ц.

кусства, а поиски порядка, гармонии ], смысла родились от соединения традивд

античности с христианской идеологией Недаром многие исследователи отмечали

что художники Итальянского Возрождснщ подсознательно вели борьбу с античны»

пониманием самоценности красоты обна­женного тела, как и с готическими тради.

циями дематериализации и деформации фц. гуры, стремясь в прекрасной форме

выра. зить духовное начало, соединить «жизнь тела» и «жизнь души». Ведь

действитель. но, в «одной руке Адама Микеланжело» больше психологии, чем в

любой статуе Фидия или Праксителя.

Рассматривая особенности архитектуры Итальянского Возрождения, с легкой рукв

академистов, признанной впоследствия классической, многие специалисты отмеча­ли

ее «совсем не античный характер». О. Шпенглер слишком категорично заяв­лял:

«Готика есть единственное основание Ренессанса. Ренессанс даже не коснулся

подлинной античности — где уж было ему понять ее и «возродить». Абсолютно

поло­ненное литературными впечатлениями соз­нание флорентийского кружка пустило

в ход это соблазнительное название — воз­рождение античности... в

архитектуре... все античные детали ничего не значат, сами по себе, если они

самим способом их применения выражают нечто неантичное»2. Это

действительно верно, но лишь с од­ной существенной оговоркой: Готика в Италии

не получила достаточного разви­тия, за исключением Ломбардии. Поэтому

«естественное развитие средневековья» про­текало на большей ее территории под

значительным воздействием, не столько го­тического, сколько

византийско-арабского искусства. Существует одно главное отли­чие архитектуры

эпохи Итальянского Воз­рождения как от древнеримекой, так и от готической.

Римляне, как известно, отде­ляли архитектурную конструкцию от внеш­него декора,

в качестве которого выступа­ли как заимствованный у греков ордер, так и

мраморная облицовка. В готических соборах, напротив, конструкция прямо пре-

Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысяь. 1993, т. 1, с. 411.

Декоративные архитектурные элементы

ображалась в декорацию. В ранней италь­янской архитектуре фасад здания,

возве­денный в «романском духе», иногда много лет стоял без облицовки, пока

объявлялся конкурс среди архитекторов и скульпто­ров на лучшее декоративное

оформление. Вся итальянская архитектура декорацион-на. Это плоскость стены,

на которую «на­ложены» архитектурные детали: пилястры, карнизы, колонны с

капителями, ниши со Статуями. Однако эта «вторая декоратив­ная стена»

породила со временем нечто более сложное с художественной точки ения, чем

римский декоративный ордер. Брунеллески был первым, кто стал ис­пользовать

ордер совершенно по-новому, не конструктивно, но и не декоративно, а

метафорически. Это и было результатом качественно нового ренессансного

художе­ственного мышления. Брунеллески начал «художественную игру в ордер»,

т. е. сво­бодное обыгрывание ордерного мотива в различных композиционных, им

самим при­думанных ситуациях, подобно тому, как в фонаре своего знаменитого

купола собора Санта Мариа дель Фьоре он перевернул традиционные античные

кронштейны, сде­лав из них завитки-волюты. Мотив волют распространился затем

во всей итальян­ской архитектуре Классицизма и Барокко.

Ордер соединялся в творчестве Брунелле-ски то с плоскостью стены, то с

аркадой, то с оконными и дверными проемами. Это было условное, художественное

изображе­ние греческого или тосканского ордера, пластика, а не тектоника.

Ордер Брунел-лески в своей сущности является не исто­рической цитатой, а

художественным тро­пом (см. аллегория, аллегоризм), сочине­нием, в полном

смысле слова композицией. Ведь не случайно, что именно в эти же годы другой

выдающийся архитектор Л.-Б. Альберти впервые в истории искусства

сформулировал понятие композиции в ка­честве «сочинения, выдумывания,

изобре­тения как акта свободной воли худож­ника» .

Принципиально новым было и исполь­зование мотива аркады, не имевшего

про­тотипов в античном искусстве. Греки во­обще не использовали арку, римляне

не опирали импосты арок непосредственно на колонны. Брунеллески, а за ним и

другие, смело использовал чисто арабский прин­цип, вероятно, приняв его за

античный, связав в единую конструкцию колонну и арку.

Стилизация ордера, даже с явными эле­ментами эклектики, получила наивысшее

воплощение в творчестве А. Палладио. Его свободное, романтическое обращение с

са­мыми разнородными элементами как нель­зя лучше соответствовало духовным

идеа­лам Возрождения, выражало ощущение без­граничной свободы и

раскрепощенности творческого мышления художника. Это бы­ла своеобразная

декларация свободы по отношению к творчеству вообще и к анти­чной классике в

частности, художествен­ное преображение античности, а не следо­вание канону.

В области скульптуры и живописи дело обстояло сложнее. Никогда еще в

искусстве до эпохи Возрождения не ставилась проблема изображения

простран­ства и времени. Античная скульптура зна­ла только «телесность»,

средневековая жи­вопись — отвлеченно-символическую кар­тину мира. Даже

понятие масштабности было неизвестно древним и заменялось ими

пропорциональностью (см. Античное искусство). Становление нового

мироощу­щения человека эпохи Возрождения приве­ло прежде всего к осознанию им

своего

А л ь б е р т и Л . - Б . Десять книг о зодче­стве. М.: Изд. Акад. архит.,

1935, кн. VI, 2, с. 176.

места в «историческом пространстве и вне. мени», индивидуальному переживанию

вое. мени как формы миросозерцания и поо. странства как формы созерцаемого.

Отсщ. да и увлечение художников Итальянского Возрождения проблемами

перспективы ь светотени. ,

Первым опытом «рельефного», еще те. сно связанного с традициями Готики, ос.

воения изобразительного пространства ;g живописи были профильные портреты м.

боты художников кватроченто Пьеро делла Франческа, Д. Венециано, С. Боттичету

Непосредственный толчок возникновении этого типа изображений, как часто

дока­зывают, дали античные медали. Одним ад важных достижений Итальянского

Возрох. дения была разработка системы глубинно­го изображения пространства с

помощью прямой центральной перспективы, так и названной впоследствии —

итальянской. Она отражала новое отношение к миру, помещая в центр картины —

«точку схо­да» перспективных линий — «неподвиж­ный глаз» зрителя. Такая

симметричная и статичная гармония выражала идеал ис­кусства Классицизма.

Характерна еще одна деталь. Столь сложное и многообразное соединение

раз­личных методов, традиций, элементов на­учного и религиозного

мировоззрения ока­залось не под силу многим художникам. Это стало причиной

того, что в эпоху Возрождения появилось множество слабых мастеров, не

сумевших соединить обраще­ние к природе, античные идеалы и религи­озную

духовность. Такого не было, к при­меру, в античности или средневековье.

Искусство Итальянского Возрождения крайне неоднородно. В своем развитии оно

прошло ряд очень разных, почти вза­имоисключающих этапов. Период XIII в., так

называемое дученто (итал. duecento — двести, двухсотые годы), является

предре-нессансным, иногда его называют прото­ренессансом (от греч. protos —

первый, изначальный). Еще в XII-XIII вв. в архи­тектуре Тосканы, в г.

Флоренции появля­ется новый архитектурный стиль, непохо­жий на готику. В

1260-е гг. работавший в г. Пизе скульптор Никколо Пизано опи­рался на

позднеантичные и раннехристи­анские образцы. Наивысшего подъема ис­кусство

проторенессанса достигло в твор­честве Джотто ди Бондоне. Его фрески в

капелле дель Арена в Падуе (ок. 1306г.)

жгельствуют о непосредственном обра-Вйй: художника к жизни, к природе, дуя любые

стили, как Готику, так и ассицизм. Однако уже в XIV столетии 1ченто — от итал.

trecento — триста, ясотые годы) наблюдается как бы об-даое движение к

готическому стилю (см. гсрнациональная готика). Особенно силь-эта тенденция

проявляется в работах вописцев г. Сьены (см. сьенская школа). ЦВенеции в это же

время складывается Цершенно особый стиль, соединяющий йдиции Готики и

византийского искусст-ы Иногда этот период именуют «тречен-(втским

академизмом», так как в общих |<пах культурного развития наблюдается стой и

даже спад. В начале XV в. (пери-. а-кватроченто — от итал. quattrocento —

ыреста, четырехсотые годы) снова в оскане, во Флоренции наблюдается ин-|нсивное

развитие скульптуры, архитек-эд>ы и живописи в лице Донателло, Бру-кздлески,

Мазаччьо, вдохновлявшихся ан-вчными образцами. Главной тенденцией

эдожественного мышления этого периода )ИЛ натурализм. В скульптуре

кватрочен-Е|сты стремились к наиболее реальной Цредаче человеческого тела, а

свои живо-ясные произведения превращали в под­обный, с множеством мелких

натурали-дических деталей, пересказ сюжета. Осо-

Е удовольствие доставляли иллюзорно иеанные детали, создававшие «новое угво

реальности». Итальянское кватро-о — это мечты, сны наяву, какая-то Цетская

радость узнавания, восхищение Только что открываемыми возможностями (Искусства.

В представлении кватроченти-стов самым невероятным образом смеши-звались сюжеты

Библии, рыцарских легенд, Днтичных мифов и непосредственные впе-[Чатйения

реальной жизни. «Для них исто-,1>ия, Эсфири, и история Гризельды, и

исто­рия; Эвридики происходили в одной и той ,Хе стране. Там живут прекрасные

принцы, Драконы, восточные мудрецы, нимфы, ан­тичные герои и волшебные звери, и

эта увграна — просто страна сказки» . Отсюда Ч происходят несколько странные

мечта-:Тельные образы С. Боттичелли, Ф. Липпи, jElbepo ди Козимо. «Любовь к

зрелищу Мира» искупала у этих художников наив­ность композиции, неловкость

формы и

Муратов П. Образы Италии. М.: Респуб­лика, 1994, с. 120.

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 259

неразвитость стиля. Но уже в период ква­троченто, начали складываться

эстетичес­кие критерии искусства Классицизма. Идеи порядка, мерности,

рациональности посте­пенно завоевывали умы. Дополнительным стимулом к этому и

стало искусство анти­чности. Именно в эти годы Л.-Б. Альберти писал о

чудесной силе «закономерной гар­монии» («certa cum ratione concinunitas»).

«Высокое» или, по терминологии Г. Вельфлина, «классическое» Возрожде­ние—

итальянское искусство первой чет­верти XVI в. (чинквеченто — от итал.

cinguecento — пятьсот, пятисотые годы) — представлено творчеством выдающихся

ма­стеров, среди которых выделяются имена трех гигантов: Леонардо да Винчи,

Мике-ланжело и Рафаэля. Для этого периода характерно усиление персонализма в

худо­жественном творчестве. Если в предшеству­ющие века искусство творилось

коллектив- но, трудом безымянной массы мастеров, и даже в XV в., также

ренессансном столе­тии, оно проходит перед нами как цельная картина, в

которой недостаточно разбира­ющийся любитель не сможет отличить ра­боту

одного художника от другого, то в начале XVI в.— художественная деятель­ность

становится крайне индивидуалистич­ной. Каждый мастер — уже не рядовой член

средневекового цеха ремесленников, а художник, творчески неповторимая

индиви­дуальность, он идет своим собственным, отличным от других путем.

Леонардо да Винчи, постоянно экспериментируя, создает свой индивидуальный

стиль «научного на­турализма», которому безуспешно пытают­ся подражать его

ученики. Микеланжело в своем «индивидуальном романтизме», опять же в

одиночку, уходит вперед настолько, что в скульптуре возвращается к

средневе­ковому мистицизму, а в архитектуре созда­ет стиль Барокко. Рафаэль

делает все, что­бы канонизировать найденный им «идеаль­ный» стиль и, тем

самым, приобретает огромную армию учеников, продолжателей и эпигонов.

Аналитические и дифференци-онные процессы приводили к тому, что художники в

различных видах искусства стали как бы соревноваться между собой в решении

аналогичных изобразительных за­дач: передачи пространства, света, воздуха,

материальности предметов. Знаменитые скульпторы и живописцы будто бы нароч­но

создавали произведения на одни и те же сюжеты, повторяя и варьируя композиции

.

дли заимствуя «фигуры» друг у друга. При ; гом противоречия их индивидуальных

под-; эдов и «манер» становились все острее. | 1ироко известно соперничество

Леонардо I Микеланжело и их обоюдное неприятие ] вфаэля. Входили в обычай

официальные < ;оревнования» художников, породившие в с [едующем, XVII

столетии ожесточенные 1 еретические споры о том, какое искусст-в > «важнее»:

скульптура, живопись или по-з ия. А в период чинквеченто от живопис-ц i

требовалось создать «рельефность» (итал. ri ievo) «осязательность», скульпторы

же П юдолжали средневековый обычай раскра-шЬвания статуй, использования

терракоты, п лихромной майолики и цветных мрамо-р< в. М. Дворжак очень тонко

подметил, т, о в средневековье, пока господствовал нематериальный»,

спиритуалистический Принцип, «изобразительное искусство не цуло иметь

самостоятельного значения», и ОТ обеспечивало «неразъединенность» всех ддов,

способов, жанров художественной деятельности. В эпоху Возрождения это (рйнство

стало нарушаться, что, естествен­но разрушило гармонию мироощущения чевовека и

предвещало будущие колли-зш; Барокко . Средневековый принцип цен­ности и

качества обработки материала стал постепенно вытесняться оригинальностью

творческого почерка художника. Несмотря ца|то, что в период кватроченто

художни­киеще оставались универсалами: архитек­торами, скульпторами,

литейщиками, чеканщиками, резчиками — и работали вМегте с учениками, в

договорах на произ­водство работ все чаще оговаривается «ис­полнение

произведения лично мастером».

-. Развитие от кватроченто к чинквеченто проходило в направлении от

конкретного и характерного к все большему отбору средств, последовательной

идеализации, обобщенности, все более формальному раз­решению композиции.

Леонардо да Винчи Дошел в этом стремлении почти до абсур­да, подменяя

художественное мышление на­учным. Он осуждал художников, которые не желали

пожертвовать красотой красок ради точности моделировки и математиче­ски

рассчитанных пропорций. «Вкус ран­него Возрождения отдает предпочтение

не­развившимся формам, тонкому и подвиж­ному... угловатой грации и скачущей

"Дворжак М. Очерки по искусству сре-Юевековья. М., 1934, с. 86.

линии... Но столетие спустя кажется, буд­то во Флоренции вдруг выросли новые

тела... Стала нравиться сильная и мощная простота поздних фигур Рафаэля, а не

утонченная, изломанная красота Боттичел­ли или Филиппе Липпи. Вертикаль

сменя­ется преобладанием горизонтали. В архи­тектуре мелкие формы, дробные

детали сменяются крупными» 2.

Различие художественной концепции ис­кусства кватроченто и чинквеченто

заклю­чается в смене натурализма идеализмом духовного величия христианских

образов. Лучшим доказательством тому служит «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Однако на этом развитие не остановилось. Глав­ной темой чинквеченто вскоре

становится разнообразие движений, мотивированных не сюжетно, а формально,

пластически, как в знаменитых фигурах сикстинского плафона Микеланжело

(1508-1512). «Архи­тектоника становится важнее содержания, а эффекты движения,

ритма, пластики ли­ний — самоцелью... Фигуры приобретают новое значение в

смысле факторов компо­зиции... не обладая особым собственным интересом, в общей

связи целого получа­ют значение только простых показателей размещения сил в

архитектонической кон­струкции...» 3 Если художник кватроченто мог

себе позволить случайные, композици­онно не обоснованные повороты фигур или их

выход за архитектурные обрамле­ния, как в скульптурных надгробиях А. Рос-селино

или Бенедетто да Майано, то на следующем этапе «идеализированного

мо-нументализма» такое попросту было не­возможно. Но уже в самом начале

чинкве­ченто гениальный Микеланжело сумел раз­рушить и эту закономерность.

Отказываясь от обстоятельного натурализма, присуще­го духу средневековья,

искусство чинкве­ченто «проскочило» и Классицизм и стало использовать формы, по

сути дела не име­ющие никакого отношения к «возрожде­нию»,— Маньеризма и

Барокко. Таким образом, сама эпоха Возрождения бук­вально ускользает от

исследователя искус­ства: всего каких-нибудь двадцать-трид­цать лет и мы уже

встречаем новые идеи и формы, весьма далекие от Классицизма и идеалов

подражания античности. «Высо-

Вёльфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912, с. 166. Там же, с. 160

кое Возрождение» оборвалось внезапно. В

1520г. умер Рафаэль. Леонардо уже год как не было в живых. Многим, наверное,

казалось тогда, что вот-вот явится еще один Рафаэль или Леонардо. Но этого не

произошло, что само по себе необычайно:

настолько был развит стиль и крепка шко­ла. Вокруг творило огромное

количество художников. Но страшно холоден был Ан­дреи дель Сарто, которого

считали «вто­рым Рафаэлем». Разве что, Я. Понтормо демонстрировал в своих

рисунках безудер­жную свободу, невероятное мастерство и вдохновение, но

именно он стал главным .художником «готического Возрождения» в Италии. Новое

поколение, сменившее Ра­фаэля и фра Бартоломмео, пришло к бес­покойному хаосу

линий, спутанности масс, неясности композиции. Для позднего Ми-келанжело

также характерна своя особая «бесформенность» отяжелевших фигур, не способных

высвободиться из мраморных глыб. «Леонардески» и последователи Ра­фаэля стали

культивировать слащавую са­лонную живопись. В архитектуре начинает

преобладать тенденция живописности, раз­рушающая всякую логику и тектонику.

Плоскость стены зрительно дематериали­зуется за счет увеличения проемов окон,

аркад, колонн, различных декоративных элементов. В живописи разрушается

фрон­тальная перспектива, столь характерная для кватроченто. Все это

сказалось на сниже­нии художественных образов от возвы­шенной духовности и

отрешенности к земной, физической красоте, подмене вы­ражения Божественного

сияния души «ося­зательной ценностью» изображаемых пред­метов. Как же иначе

расценивать превра­щение образа Богоматери в Мадонну, а потом и вовсе

«прекрасную молочницу»? Может быть это и объясняет, почему так

скоро образы кватроченто, еще сохраняв. шие свою искренность и религиозную

чи­стоту, перерождались в холодные академи­ческие муляжи Бартоломмео и

сусальную слащавость Вазари; почему у ангелов на спинах, изображенных по всем

правила пластической анатомии, стали вырастать неизвестно как держащиеся

«птичьи кры. лья»?

В эпоху чинквеченто появляются тече­ния, имеющие различные теоретические

про­граммы, усиливается интеллектуализация ху. дожественного творчества, что,

однако лишь усугубляет противоречия и общий кризис творческой практики.

Решающее зна­чение получает деятельность академий. Ха­рактерно, что как бы в

противовес теоре­тизированиям академиков и их устремлени­ям к канонизации

Классицизма «Высокого Возрождения» в моду все более входит необузданная

фантазия, произвол вообра­жения, способность художника создавать «странное,

замысловатое» и даже совер­шенно болезненные, неправдоподобные ком­позиции.

Критерий идеальной красоты по­степенно заменялся «грацией», а потом «ин-

денцией» (лат. inventio — изобретение, от­крытие). Это и было кредом нового

сти-jy — Маньеризма (см. также «сельский Вгиль»). Начиная с 1530-х гг.

искусство Возрождения вступает в полосу кризиса. Искусство следующего, XVII

столетия на-дввается в Италии сеиченто (от итал. (cicento — шестьсот,

шестисотые годы). Все отмеченные тенденции отражают об­щую закономерность

развития стилей: от статики к динамике, от тектоники к пла­стике, от

линеарности к живописности. Но развивались они слишком быстро. Худож-.Яяки

просто не поспевали за изменениями вкусов. Это позволяло говорить некоторым

-исследователям о том, что Итальянское

-Возрождение — «несостоявшаяся эпоха».

-Ведь большая часть ее самых выдающихся произведений осталась лишь в проекте.

"«Тайная вечеря» Леонардо не была закон­чена и начала разрушаться на глазах у

Автора. Его же конная статуя Ф. Сфорца ее была отлита из бронзы, а модель

погиб­ла. «Самая великая», по свидетельству сов­ременников, картина

Возрождения «Битва при Ангиари» Леонардо так же, как и картон Микеланжело для

флорентийской Синьории, не была осуществлена в натуре. Величественная

гробница Юлия II, капелла Медичи, фасад церкви Сан-Лоренцо, заду­манные

Микеланжело, не состоялись. Его же сикстинский плафон, по словам Вельф-лина

«мука для зрителя», полон противоре­чий, а росписи Станц Рафаэля трудно

рас­смотреть, настолько они не соответствуют масштабу помещений. И, наконец,

главное произведение эпохи Возрождения — собор св. Петра в Риме, строившийся

всеми архи­текторами от Браманте и Рафаэля до Ми­келанжело, был завершен

только в эпоху Барокко и всем своим видом выражает уже совершенно иные

представления о форме и Пространстве. Эта эпоха оказалась слиш­ком краткой и

неподготовленной для того, Чтобы вместить в себя идеалы классическо­го

искусства. Не успев расцвести, Класси­цизм эпохи Возрождения стал сменяться

Маньеризмом и Барокко, караваджизмом и академизмом болонской школы,

захвативши­ми значительно больший отрезок времени Я включившими огромное

количество имен художников, создавших несоизмеримо боль­ше произведений,

правда не всегда высоко­го качества. Многие исследователи на этом основании

стараются расширить рамки эпо­хи Итальянского Возрождения понятием

«эмоционализма». распространяя его на ис­кусство всего XVI столетия, включая

нача­ло Маньеризма, Барокко, творчество-Кор-реджьо, болонцев, Тициана и

художников венецианской Террафермы. И все же, клас­сическое искусство

Возрождения, по выра­жению Г. Вёльфлина — «развалины недост­роенного здания»,

было слишком быстро вытеснено запросами нового времени, ины­ми вкусами и

потребностями. Как художе­ственное направление и стиль, Классицизм получил

наиболее полное и завершенное развитие уже в следующие эпохи — XVII, XVIII и

XIX вв. И все же именно в Италии XV-XVI вв. человеку посчастливи­лось впервые

достаточно ярко и всесторон­не выразить себя в камне, дереве и крас­ках. По

определению М. Дворжака, эпоха Итальянского Возрождения осталась в

ис­торической памяти человечества вершиной «идеалистического стиля», который

отра­жал «борьбу духа и материи» как главное «содержание всего развития

искусства ев­ропейских народов в послеантичный пери­од» . Значение

Итальянского Возрождения в истории мирового искусства уникально. Все

классическое западноевропейское и во многом восточноевропейское искусство

на­шло свой язык форм только благодаря этой удивительной эпохе. Именно

поэтому в искусствознании термин «Возрождение», или «Ренессанс», используют и

в более широком смысле для обозначения высшей стадии развития различных

исторических типов искусства: Каролингское Возрожде­ние, Саисское

Возрождение, Северное Воз­рождение, «русский Ренессанс»... (см.

Воз­рождение). В то же время французское слово «ренессанс», вероятно, более

пра­вильно употреблять только по отношению к искусству Франции XVI в. (см-

француз­ский Ренессанс).

характеризуемый общим подъемом, интен­сивным формированием новых видов и

жанров, активным творчеством выдающих­ся мастеров. Иногда этот термин

понима­ется более узко — как возрождение .в искусстве Нидерландов (см. аре

нова) и Германии, в отличие от французского Ре­нессанса и Тюдор-Ренессанса в

Англии. Возрождение к Северу от Альп принципи­ально отличается от

Итальянского Воз­рождения, что и послужило главной при­чиной появления этого

термина. Ведь именно на Севере готический стиль и мистическое мироощущение

продолжали сосуществовать с классицистическими уст­ремлениями в новую эпоху

ренессансного художественного мышления. Термин «Се­верное Возрождение»

впервые использова­ли Л. Куражо, С. Рейнак, а затем классики венской школы

искусствознания М.. Двор­жак и его ученик О. Бенеш, назвавший так одну из

своих знаменитых лекций в Бостоне в 1944 г.

Характерное для всей ренессансной культуры стремление распространить идею

Божественной гармонии и благодати на весь материальный мир претворилось в

деятельности северян более остро и свое­образно, чем в Италии. Движимые

страст­ным религиозным чувством, порой на гра­ни фанатизма, они обожествляли

каждую травинку своего северного пейзажа. Если в Италии художник сочинял

картину, на­деляя ее по своему воображению идеаль­ной гармонией, то

северянин, несколько прямолинейно, но с искренним чувством,

точнейшим образом копировал мельчай­шие детали. Выражение общих идей

про­исходило через натурализм индивидуаль­ного до такой степени

парадоксальности, то даже весьма редкое в искусстве изобра-| хение Бога-Отца

X. Бальдунг Грин счел необходимым дополнить бородавкой на ще­ке. Фигуры Адама

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.