РУБРИКИ

Курсовая: Художественные стилевые направления в искусстве

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курсовая: Художественные стилевые направления в искусстве

связано с Понятием «рокайль».

В 1736 г. французский ювелир и резчик пр дереву Ж. Мондон «Сын» опубликовал

альбом гравированных рисунков под на­званием «Первая книга форм рокайль и

картелль». Картелль (франц. cartelle от carte — карта, свиток бумаги) — №.

же, что картуш — элемент, знакомый по ис­кусству Барокко. Но слово «рокайль»

бы­ло тогда новым. Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать

парко­вые павильоны — гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо

обрабо­танными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися

стеб­лями растений, ассоциирующимися с те­мой моря и атрибутами морского бога

Посейдона. Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоемами,

разбро­санными по регулярным паркам времен Людовика XIV (см. «Большой

стиль»). По­степенно форма раковины стала основным декоративным мотивом,

который и назы­вали словом rocaille от roc — скала, ка­мень, грот. Однако

такая раковина суще­ственным образом отличалась от орнамен­тального мотива

эпохи Ренессанса. Она трансформировалась от строго симметрич­ной, почти точно

копирующей натураль­ную раковину «морского гребешка», к бо­лее динамичной,

барочной. К началу XVIII столетия форма раковины узнается уже с трудом — это,

скорее, причудливый зави­ток с двойным С-образным изгибом. Поэ­тому и слово

«рокайль» начинает обретать более широкое значение — странная, при­чудливая

форма, не только раковины, но и вообще все извивающееся, вычурное,

неспокойное; сокращенно иронично — «ро-коко». Так родилось название нового

сти­ля.

Иногда стиль Рококо определяют как последнюю, кризисную фазу развития

Ба­рокко. Это верно лишь в том смысле, что хронологически Рококо следует за

Барок­ко. Но стиль Барокко не получил широко­го распространения во Франции,

точно так же как Рококо — в Италии. Барокко, по существу, итальянское

явление, связан­ное как с Классицизмом, последователь­ным усложнением

классицистических форм архитектуры Итальянского Возрождения, так и с

идеологией католической контрре­формации. Напротив, в «Большом стиле»

искусства Франции XVII в. господствовал светский Классицизм в соединении с

наци­ональными традициями Готики и лишь в небольшой степени элементами

заимство­ванными у стиля Барокко. И Рококо, и

Барокко насыщенны и декоративны, но если барочная пышность напряжена,

дина­мична, то рокайльная — нежна и расслаб­лена. Вместе с тем, есть и

переходные, гибридные формы «барочно-рокайльного» стиля. Однако в целом

французское Роко-ко более связано с формами «Большого стиля» Людовика XIV и

стиля Регентства мчала XVIII столетия.

В главном Рококо противоположно всей предшествующей эпохе. Если предыдущие

художественные стили складывались в ар­хитектуре и только затем

распространя­лись в живописи, скульптуре, мебели, оде­жде, то Рококо, этот

оригинальный плод изобретательности французского гения, сразу же возник как

камерный стиль ари­стократических гостиных и будуаров, оформления интерьера,

декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в

архитектурном экс­терьере. В то же время, будучи камерным, интимным стилем,

он вышел за пределы Франции, и по влиянию на развитие евро- пейского

искусства его можно поставить в один ряд только с Готикой. Если европей­ский

Классицизм не оригинален и ретро­спективен, поскольку в своих формах

ори­ентирован на античность, а Барокко вы­росло из Классицизма, то Готика и

Рококо от начала и до конца — оригинальные явления, не имеющие прототипов в

исто­рии искусства.

Стремление к интимному стилю оформ­ления интерьера после шумной и помпез­ной

эпохи Людовика XIV появилось еще в период Регентства. Центром формирова­ния

новой культуры XVIII в. стал не двор­цовый парадный интерьер, а салон, быт

частного дома. Заправляли французскими салонами женщины, именно они создавали

среду, в которой формировалась новая аристократическая культура со своим

язы­ком — изящным, галантным и ироничным, с определенными правилами

поведения. Женщины аристократических гостиных ста­новились главным объектом

искусства, свою повседневную жизнь они также стре­мились превращать в

искусство. Для них художники-декораторы создавали проекты, а огромная армия

портных, парикмахеров, ювелиров, живописцев, ткачей, мебельщи­ков создавали

удивительные вещи. Упо­добленная маскараду жизнь светских сало­нов

французской столицы ставилась в за­висимость от моды, которая диктовалась

фаворитками короля: маркизой де Помпа­дур (см. помпадур стиль), мадам Дюбаррд

Марии Лещинской. Фигура женщины - средоточие нового стиля. Поэтому цд

оформление парадных залов или деловых кабинетов, а галантные манеры, костюмы

предметы обстановки будуаров и спален определяли его главные особенности.

Пол­века спустя, один из главных апологетов Классицизма, живописец Ж.-Л.

Давид пре­зрительно назвал этот стиль «эротическим маньеризмом».

В стиле Рококо эстетизировалось все материальное, телесное и этому, самым

парадоксальным образом, придавалось ду. ховное значение, отчего создавалось

ощу. щение воздушной легкости, эфемерности проявлялись тончайшие нюансы

чувства и мысли. В эпоху французского Рококо по­лучили наиболее яркую,

завершенную фор­му процессы, начавшиеся еще в «Большом стиле» Людовика XIV:

эстетизировалась не цель, а средства искусства, не художе­ственный образ как

целое, а отдельные способы и приемы композиции. С этим связаны некоторое

«легкомыслие», чисто французское изящество и изощренный эро­тизм новой

культуры. В эпоху Рококо традиционная французская куртуазность, так блестяще

воспетая трубадурами в сре­дневековье, принимает несколько извра­щенный

характер и место возвышенно пре­красного, недосягаемого идеала красоты

занимает доступное, пикантное и сладост­растное. При этом различия

прекрасного и безобразного, волновавшие художников Ренессанса, уже не столь

существенны. Эта новая эстетика самым непосредственным образом отразилась в

настроении изобра­зительного искусства. Любимыми темами художников Рококо

стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. философ­ские темы

«Пляски смерти» и «Апокалип­сиса», чрезвычайно распространенные в позднее

средневековье, эпоху Возрождения и даже в XVII в., совершенно исчезают вместе

с ощущением времени, которое как бы останавливается, а то и вовсе не

суще­ствует. Есть только настоящее, без про­шлого и будущего. Эстетизируется

само мгновение, а не жизнь.

Идейной и эмоциональной основой сти­ля французского Рококо стал гедонизм и

индивидуализм, сформировавшийся еще в период Регентства, а формой — интимная и

игривая грация, «дух мелочей прелест­ных и воздушных», как

определил ее рус-ядай поэт М. Кузмин. Эстетика мимолет­ного, неуловимого,

изменчивого и каприз-goro нашла свое выражение в жанре «ка­приз» (франц.

caprice — каприз, причуда), отличающегося, однако, от барочного «ка-уриччи»

своей легкостью и веселостью — это всего лишь «красивая миниатюра», пустяк.

Любимая аллегория Рококо — ((Остров Кифера» — название одной из самых известных

картин А. Ватто — ми­фический остров, рай влюбленных с хра­мом Венеры, где

царствует безделье, лег­кий флирт, вечные праздники и забавы;

мужчины там галантны, а женщины пре­красны, нежны и наивно распутны. Остро­та

двусмысленностей подобных аллегорий только усиливалась, с одной стороны,

при­зывами к вечному наслаждению, а с дру­гой — намеками на быстротечность

жиз­ни, скорую пресыщенность удовольствия­ми и эфемерность земного счастья.

Рококо — это соединение жизнелюбия и пессимизма, радости и тоски, ощущения

новизны форм и предчувствие конца. Де­визом эпохи Рококо стал «счастливый

миг»...

г Главный вид изобразительного искус­ства — настенные панно, плафоны и

деко­ративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами —

де-сюдепорты (франц. dessus-de-porte — над дверью). Изменился заказчик

картин. Если в эпоху Барокко и «Большого стиля» глав­ными заказчиками были

католическая цер­ковь и королевский двор, то теперь состав любителей и

ценителей живописи попол­нился новой аристократией и представите­лями

«третьего сословия». Ведущие живо­писцы стиля Рококо: А. Ватто, К. Жилло, Н.

Ланкре, ф. Буше, О. Фрагонар. Их кар­тины большей частью декоративны и

пред­назначены для жилого интерьера. Со вре­менем появляется и новый жанр

камерно-Декоративной живописи — пастораль (франц. pastorate от лат.

pastoralis — пас­тушеский). Но в эпоху Рококо это не просто деревенский,

сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жиз­ни с эротическим

подтекстом: пастухи и пастушки одетые в богатые бальные наря-Ды, на фоне

природы, в обстановке пол­ной свободы, покоя, среди цветов заняты Чтением,

игрой на свирели...

Продолжали использоваться традици­онные мифологические сюжеты, характер­ные для

Классицизма и Барокко, но круг персонажей значительно сужался. Венера, нимфы и

амуры затмевали все остальные божества. Образ солнечного бога Аполло­на —

Гелиоса, олицетворявшего Людови­ка XIV, полностью исчезает из искусства.

Героические сюжеты окончательно отсту­пили перед темами, дававшими художнику

большой простор в изображении женского обнаженного тела — основное желание

новых покупателей картин. Античные бо­гини и нимфы выглядели по-современному

привлекательными, а то и попросту расце­нивались в качестве соблазнительных

изо­бражений. Прозрачные намеки, сцены соблазнения — главные темы живописи

Рококо. Так эстетика будуара впервые со­единилась с классическими сюжетами.

Вме­сто полнокровных, пышущих энергией, си­лой и движением, фигур Рубенса —

идеала стиля Барокко, в моду Рококо вошли хруп­кие и томные тела в «нежном

возрасте». Красота мужского тела больше не привле­кает художников, старость и

смерть для них тоже не существует. Есть только кра­сота женщины, да и то ее

«ранняя весна». Этот образ воплощался соответствующими средствами: мягкими

округлыми линиями, тонкими нюансами формы и цвета, чему было найдено и

соответствующее теорети­ческое обоснование: «... эти формы посвя­щены Венере...

В самом деле, взглянем на прекрасную женщину. Контуры ее тела мягки и округлы,

мускулы едва заметны, во всем царит простая и естественная нежность, которую мы

скорее чувствуем, чем можем определить» . Так в искусстве Рококо женственность

стала главным кри­терием красоты. Французский писатель-символист Ж.-К. Гюисманс

столетие спустя выразил это качество устами героя своего романа еще более

откровенно: «Стиль Луи XV подходил хрупким, истощенным возбу­ждениями мозга

людям; ведь только XVIII век сумел облечь женщину порочной ат­мосферой, придать

контурам мебели фор­му ее прелестей, заимствуя для изгибов, для хитросплетений

дерева и меди судоро­ги ее наслаждения, завитки ее спазм...»2.

Манера живописцев и рисовальщиков

Le Camus de Mezieres. Le Genie de 1Architecture ou 1Analogie de cet art avec

nos sensations, Paris, 1780, p. 122. Цит. по: Кожина Е. Искусство Фран­ции

XVIII века. Л.: Искусство, 1971, с. 36. Гюисманс Ж.-Ш. Наоборот. М.:

Стиль, 1990, С. 51.

Рококо предельно живописна, бегла, поч­те импрессионистична. Впервые в

истории искусства легализованы изображения об-ваясенного тела в откровенно

эротическом смысле, натурщиц в вызывающих позах, дашь слегка замаскированных

с помощью каяо значащих атрибутов под Диан и Венер. Сама Венера стала

изображаться не богиней, а раздетой или полураздетой свет­ской дамой, подчас

с известными чертами какой-либо высокопоставленной особы, де-Нбнстрирующей

свои прелести в возможно более пикантной, домашней, даже прозаи­ческой

обстановке. Причем все это счита­лось весьма похвальным и подобная

на­ходчивость художника всегда получала одобрение. Сами сюжетные ситуации

вы­искивались такие, чтобы служить поводом, как бы невинным, для откровенной

эроти­ки, например «Прекрасные возможности качелей». Небывалое

распространение по­лучают всевозможные «купания», «утрен­ние туалеты»,

«летние удовольствия», а также «сравнения», когда несколько кра­савиц

вступают в соревнование, демонст­рируя друг другу, и конечно, зрителю, части

своего тела. Поэтому популярный античный сюжет «Диана и Актеон» кажет­ся

двусмысленным, а большинство картин Буше, Ватто Младшего и позднее Л. Бу-айи

— просто повод для демонстрации пи­кантных поз.

~ В архитектуре интерьера взамен клас­сических колонн, пилястр и капителей

по­являются тонкие рельефные обрамления, ленточные переплетения, гротески

впере­межку с новым элементом рокайля. Углы стен закругляются. Вместо

карниза, отгра­ничивающего плоскость стены от потолка, появляется падуга —

плавный, полукруг­лый переход, самым пластичным образом связывающий то и

другое и делающий незаметной для глаза тектонику интерь­ера. Падуги

встречались и раньше, в «Большом стиле», но в эпоху Рококо они декорируются

не круглой скульптурой, а тонким орнаментальным рельефом, выпол­ненным из

гипса «стукко» (от нтал. stucco — отделывать). Лепной орнамент , рокайля,

будучи сам по себе атектонич-

ным, еще более усиливает «живописность» г падуг. Тенденция к живописности

внут­реннего пространства намечалась в архи­тектуре Барокко, Jfo в стиле

Рококо она Достигла наивысшего развития. При этом яркие краски сменились

нежными пастель-Вход в салон. Гравюра И.Нильсона. 1760. Дрезден

нымн тонами — белым, розовым, пале­вым, оливковым, светло-голубым с

позо­лотой. Рельефные рокайльные завитки стукко плавно переходят в роспись

золо­том по белому фону. Вся орнаментика характеризуется тонкостью,

легкостью, изя­ществом. Центр интерьера — невысокий камин, покрытый мраморной

плитой, на которую ставились часы золоченой брон­зы, канделябры, вазы

китайского фарфо­ра. Над камином непременно большое зер­кало в позолоченной

раме. У камина — столик, кресла. Другие зеркала — в про­стенках между окнами

— назывались трю­мо, (франц. trumeau — простенок). Вооб­ще мотив зеркала как

символа при­зрачности, игры, соединения иллюзии и реальности, в искусстве

Рококо приобре­тает ведущее значение. Многочисленные зеркала отражаются одно

в другом, созда­вая впечатление бесконечного зыбкого про­странства анфилады

комнат. Горящие све­чи мириадами искр лишь усиливают это впечатление. Стиль

Рококо дает наслажде­ние самому изысканному эстетическому вкусу. Здесь все

рассчитано на создание определенного настроения, но не более...

Рококо — один из самых «формаль­ных» стилей, в нем важнее не «что», а

«как» делается художником, не что изоб. ражено в каждом конкретном случае, д

каким образом это оформлено. И в этом Рококо ближе всего музыке. Рококо есть

удивительный пример «мнимой пластики» трансцендентности изобразительных

моти­вов, являющихся, по существу, музыкаль­ной организацией форм. «Это победа

зву­ков и мелодий над линиями и телом... Это уже не архитектура тела... с

извилистыми фасадами, порталы, дворы с их инкруста­циями в форме раковин,

величественные лестничные помещения, галереи, залы, ка­бинеты — это окаменелые

сонаты, менуэ­ты, мадригалы, прелюдии; это камерная музыка из гипса, мрамора,

слоновой кости и благородного дерева, кантилены из во­лют и картушей, каденции

внешних лест­ниц и коньков... «allegro fuggitivo» для маленького оркестра»

2. Проблемы архите­ктуры в искусстве Рококо сужаются до задач оформления

интерьера. Модным сло­вом в культуре Рококо становится «bagatelle» (франц.

безделица, пустяк, без­делушка). Мелкие фарфоровые статуэтки, шкатулки, вазы,

расставляются везде, где только можно: на каминных полках, сто­ликах,

специальных подставках-консолях, в шкафах-горках, вытесняющих тяжелые комоды.

Усиливается мода на все экзоти­ческое, необычное, главным образом на восточное,

китайское искусство. Наряду с китайским фарфором, ввозимым в Европу еще в XVII

в., становятся популярными лаковые панно, украшающие стены или искусно

вмонтированные в европейскую мебель, картины, шелковые ткани с изоб­ражениями

сцен из китайской жизни, па­годами, китайцами и китаянками, пальма­ми,

зонтиками и попугаями. Такое псевдо­китайское искусство получило название

шинуазери (франц. chinoiserie — китайщи-на от China — Китай), а изображения

обезьянок и других экзотических живот­ных — сенжери (франц. singerie —

обезь­янничанье от singe — обезьяна). Иногда целые интерьеры оформляются в

экзотиче­ском китайском вкусе, как, например, в потсдамском Санс-Суси или

ораниенбаум­ском Китайском дворце под Петербургом. В орнаментальных композициях

китайские мотивы могут сочетаться с ренессансными гротесками, особое

распространение полу-

«Бодро, радостно текущий» (итал.). Шпенглер О. Закат Европы.

Новоси­бирск: Наука. 1993, т. 1, с. 372.

Кювнлье ф. фантаэш. Гравюра. Ок. 1730

чает мотив «атрибутов» — композиций из Музыкальных инструментов, предметов

охо­ты или сельского труда. Орнаментальный декор своей деструктивностью и

асиммет­ричностью скрывает конструктивные чле­нения архитектуры и мебели.

Если в эпоху Барокко сферы деятель­ности архитектора, скульптора, живописца и

рисовальщика-орнаменталиста были ра­зобщены, то в искусстве рококо они вновь

соединились. Но главным художником стал теперь не зодчий, а рисовалыцик-

орнамен-. талист, декоратор с бригадой помощни­ков-исполнителей. Таким

образом, пред­ставление об интерьере как о целостном Художественном ансамбле

получило наи­более полное выражение именно в эпоху Рококо. французские

художники стиля Ро-Коко с одинаковой тщательностью прори­совывали лепной

декор стен, зеркал, мебе­ли, каминов, канделябров, рисунки тканей,

формы дверных ручек.

Большую роль в распространении сти­ля Рококо сыграла орнаментальная гравю­ра.

Жанр орнаментального гротеска, осно-

Мейссонье Ж.-О. Гравюра. 1734 воположником которого во Франции еще в XVI

столетии был Ж.-А. Дюсерсо разви­вался в творчестве художников-орнамента-

листов эпохи Людовика XIV Ж. Лепотра и Ж. Берена, нашел свое естественное

про­должение в период Регентства у К. Одра-па, А. Ватто, а наивысший взлет —

в безудержных рокайльных фантазиях Н. Пи-но, Ж.-О. Меиссонье, Д. Маро и Ф.

Кюви-лъе. Орнаментальные композиции этих ху­дожников использовали в совсем

твор­честве мебельщики, резчики, лепщики, бронзовщики и ювелиры. В жанре

«шину-азери» особенно известен Ж. Пиллеман, в мебели — семья потомственных

мастеров Каффиери, в ювелирном искусстве — се­мья Жермен. Среди мебельщиков

также — М. Карлен, П. Мижон, Э. Мишар. Братья Мартен прославились

изобретением ла­ков, во всем похожих на китайские.

В сравнении с более спокойными лини­ями стиля Регентства, первую стадию

раз­вития Рококо 1730-1735 гг., главным об­разом в рисунках орнаменталистов

Пино и Мейссонье, отличавшихся крайней сво­бодой, асимметрией, живописностью,

во Франции называли «genre pittoresque»

(«живописная, живая манера»).

В одном ряду с эротическими сюжета­ми живописи Рококо можно поставить и

многие произведения декоративно-приклад­ного искусства. К сожалению, они

почти не дошли до нашего времени и известны лишь по литературным описаниям. К

при­меру, пересказанная братьями Гонкурами легенда об истории создания

«чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале,

форма кото­рой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии

Антуанетты». О многочисленных безделушках-багателях подобного рода говорить

не приходится.

Эстетизация эротики коснулась и знамени--ух нежных красок искусства Рококо. В

вЯДУ популярных в то время названий ддмыми безобидными кажутся «цвет живо-»д

только что постригшейся монахини», щвет бедра испуганной нимфы» или осо­бого

рода красный цвет «a la Fillelte» франц. «как у девочки»)... Эти и еще

Jee откровенные названия совсем не ка-ись тогда смешными или постыдными.

Эротика совмещалась с тягой к экзоти­ка и стилизациями «под Восток».

Подоб­ные стилизации служили главным образом средством «освежения чувств»,

преодоле­ния пресыщенности, усталости от эротиче­ского напряжения. Интересна

в этом отно­шении связь художественного стиля Роко-(0: с Романтизмом раннего

этапа эпохи Просвещения. Первоначально различные тенденции мирно уживались

вместе. Еще в Период Регентства, в 1704г., А. Галлан начал публиковать свой

французский пе­ревод сказок «Тысячи и одной ночи». Вслед за тем мода на все

восточное бук­вально захлестнула Париж. Это открыло дуть идеям Просвещения в

завуалирован­ных формах аллегорий, иносказаний, сти­лизаций. В 1721г.

появились «Персидские Письма» Ш.-Л. Монтескье, в 1748г.— «Не­скромные

сокровища» Д. Дидро. Изобра­жение Востока в этих произведениях было

художественным приемом, позволявшим острее почувствовать слабые стороны

ари­стократической европейской культуры, и одновременно поводом для

эстетизации от­кровенной эротики. Ведь в представлении европейца Восток —

край утонченной не­ги и изысканных наслаждений. Духовная опустошенность,

эмоциональная усталость ма закате эпохи Рококо, явившаяся естест­венным

следствием крайнего напряжения .Чувственности, породила сентиментализм,

Который как бы по инерции перешел в Следующую эпоху Просвещения, с точки

зрения идеологии совершенно противопо­ложную Рококо. Ведь не случайно даже в

.России, на краю Европы, А. Пушкин, ве­ликий классик и романтик одновременно,

так страстно увлекался Э. Парни — лите­ратурным воплощением французского Ро-

Коко — и так ловко ему подражал в Молодые годы. Огромную популярность Имели

переводы романов Ретнфа де ла Бретона и Ш. де Лакло.

Но позднее игра в Рококо была от­брошена, и французские просветители, а

вслед за ними критики и литераторы «про­свещенного» XIX в. подвергали

эстетику Рококо ужасающей критике и всячески над ней насмехались. Г. Гейне

назвал это время годами «больного поколения», ко­торое существовало «в

веселом гдехов-ном блеске и цветущем тлении». Путцкин в «Арапе Петра

Великого» писал, что в период Регентства «нравственность гиб­ла», а

«государство распадалось под иг­ривые припевы сатирических водевилей» .

Характерна и эволюция самого стиля Ро­коко от искренней чувствительности и

тонкой поэзии картин Ватто к искусст­венной, наигранной чувственности Буше и

Ж.-М. Наттье и, наконец, к сентимен­тализму «скрытой развращенности невин­ных

девушек» Ж.-Б. Греза. Итогом этой эволюции стала внутренняя холодность,

отсутствие искренности, усталость и мед­ленное умирание стиля, что и

подготови­ло смену Рококо Неоклассицизмом второй половины XVIII в.

Своеобразное преломление испытал стиль Рококо за пределами Франции. В Венеции

расцвело так называемое «вене­цианское рококо». Роскошь венецианско­го стиля

соединилась с утонченностью культуры XVIII столетия в живописи С. Риччи и

Дж.-Б. Тьеполо. Их нежные жел­то-голубые краски звучали в пейзажах Каналетто

и Гварди. Однако венециан­ское сеттеченто (от итал. settecento — семисотые

годы) представляло, скорее, не Рококо, а соединение элементов Барокко,

которое продолжало господствовать в Италии, с особенностями венецианской

школы живописи и лишь своей пластичес­кой культурой, тонкостью формы

ассоци­ировалось с французским Рококо. В Гер­мании стиль Рококо нашел

наиболее пол­ное выражение в искусстве майссенского фарфора, в творчестве

дрезденских худо­жников (см. саксонское искусство) и в так называемом

фридерианском рококо. Фарфор как материал с его белоснежной поверхностью и

тонкой, миниатюрной ро­списью был одним из главных художест­венных открытий

эпохи Рококо. Он был просто создан для этого стиля. Во Фран­ции большой

популярностью пользовались изделия севрского фарфора, а также ори­гинальная

орнаментика руанских фаянсов.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. М.;Л.: Изд. АН СССР, 19SO-195!, т.

6, с. 10.

КЛАССИЦИЗМ, КЛАССИЦИСТИЧЕС­КИЙ СТИЛЬ (нем. Klassizismus от лат. classicus —

см. классика, классическое ис­кусство). В отличие от классики, класси­цизм — не

качественное, а функциональ­ное понятие, оно выражает определенную тенденцию

художественного мышления, ос­нованную на естественном стремлении к простоте,

ясности, рациональности, логич­ности художественного образа, т. е. на

ра­ционально-идеализирующем архетипе мыш­ления. Подобный идеал наиболее ярко

про­явил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной классики. Поэтому в

боль­шинстве случаев преобладание на опреде­ленном этапе развития

классицистического мышления означает ориентацию на формы античного искусства.

По словам П. Мура­това, «способность возрождаться вообще свойственна античному

миру», что не раз повторялось в истории 2. Это говорит о том, что

обращение к античности — W

А. Бенуа размышляет... М.: Сов. художник, 1968, с. 119, 130.

2 Муратов П. Образы Италии. М.: Республика. 1994, с. 223.

ддъ, а внешний и не всегда обязательный (Визнак искусства Классицизма. Неизмен-

щ природа Классицизма не в его фор-jjOE, а в бессмертии классики, в ее

способ­ности сохранения души и смысла для (рювека, когда сами формы древнего

язы-эдского искусства уже умерли и актуально белее не существуют. Классицизм

обра­щен в будущее, в не в прошлое, и в этом заключается его художественно-

историчес­кий смысл. Основой классицистического кировоззрения является

онтологическое, f.f, вневременное, понимание красоты, убе-адение в том, что

Красота вечна и ее щсоны действуют объективно. Класси-щрм — это естественное

и закономерное дня определенных этапов художественного развития человека

стремление найти точку опоры в меняющемся мире, обрести уве­ренность в

будущем, спокойствие, эмоцио­нальную уравновешенность в системе

ра­ционального художественного мышления, юных и завершенных в себе

представлени-ие(~ о пространстве и времени, строгих, замкнутых, размеренных,

проверенных классикой формах. Поэтому Классицизм не локализуется в какой-либо

одной исто­рической эпохе, художественном направле­нии, течении, стиле или

национальной шко­ле искусства. Он встречается постоянно в самых разнообразных

формах, в различ­ные периоды и в разных странах.

,. Классицистические тенденции возника­ли .еще в искусстве Древнего Египта

(см. Саисское Возрождение), в эллинистическую эпоху как своеобразный

академизм (см. неоаттическая школа). Классицизм есть осознание своего родства

с классикой. На этой традиции, по существу, выросло все европейское

искусство: древнеримское, ви­зантийское, романское, хотя программно Wo .было

сформулировано только в эпоху Итальянского Возрождения. В дальнейшем

классицистическая традиция претерпевала Различные метаморфозы. Во Франции

клас­сицистическое движение не прерывалось °Т раннего Ренессанса через так

называе­мую вторую школу Фонтенбло (см. Фон­тенбло стиль, школа) к «Большому

стилю»

—юдовика XIV, охватившего значитель-"ую часть XVII столетия, Неоклассицизму

второй половины XVIII в., вплоть до вКадемического и салонного классицизма

XIX-XX вв. В России Классицизм господ-Чвовал в искусстве второй половины

"Ш в. (см. екатерининский классицизм),

начале XIX в. (см. александровский клас­сицизм; русский классицизм; русский

(пе­тербургский) ампир; московский класси­цизм; «московский ампир»), в конце

XIXtg;

начале XX вв. (см. Модерн; русский не­оклассицизм).

Исторически сложилось так, что одним и тем же словом «классицизм» стали

на­зывать широкий круг разнообразных явле­ний. Как метод мышления Классицизм

бо­лее других нормативен, рационален и систематичен. Не случайно только в

Клас­сицизме существует система правил и за­конченная теория художественного

творче­ства. Художники классицистического на­правления, начиная с эпохи

Итальянского Возрождения, имели просто-таки непре-одалимую страсть к

написанию теоретиче­ских трактатов. Трактаты об искусстве писали Леонардо да

Винчи, Л.-Б. Альберти, А. Дюрер, С. Серлио, А. Палладио, Дж. Винъола.

Характерно, что мастера Ба­рокко в поисках теоретического обоснова­ния своей

работы искали его также в классицистической теории. Кроме разроз­ненных

высказываний и отдельных мнений художников, ни Барокко, ни Рококо, ни иные

художественные стили и направления не выдвинули своей теории. Когда

роман­тики начала XIX столетия попытались сформулировать свои творческие

принци­пы, они снова обратились к теории Клас­сицизма, (сравн. пассеизм). В.

Татаркевич в «Истории эстетики» формулирует основ­ные принципы искусства

Классицизма, ссы­лаясь на теоретика эпохи Итальянского Возрождения Л.-Б.

Альберти, который, в свою очередь, выдвинул их на основе изу­чения античного

искусства:

«I. Красота является объективным ка­чеством, свойственным реальным

предме­там, а не их переживанию человеком.

2. Красота заключается в порядке, пра­вильном размещении частей и

установле­нии пропорций...

3. Красота воспринимается глазами, но

оценивается разумом...

4. Красота... является законом в при­роде, но целью в искусстве... поэтому

искусство способно превосходить ее.

5. Искусство должно обладать рацио­нальной дисциплиной, поскольку оно

поль­зуется наукой.

6. План или рисунок являются наибо­лее существенными для зрительного

искус­ства...

7. Искусство способно обращаться к важным темам и приспосабливать свои формы

к соответствующему содержанию...

8. Великие возможности искусства бы­ли осуществлены античностью. С точки

зрения порядка, меры, рациональности и красоты ее творения совершеннее

природы и потому могут служить образцами для всех следующих поколений».

В 1956 г. Г. фон Грюнебаум выдвинул четыре составные части «Классицизма как

направления в культуре»:

1. Прошлая (или чуждая) фаза разви­тия культуры признается полной и

совер­шенной реализацией человеческих возмож­ностей.

2. Эта реализация усваивается как за­конное наследие или достояние.

3. Допускается, что облик настоящего может быть изменен по образцу прошлого

(или чуждого) идеала.

4. Чаяния, характерные для прошлой или же чужой культуры, принимаются как

образцовые и обязательные для настояще­го.

При этом автором подчеркивалось, что нормативно-насильственная сторона

клас­сицистических установок рано или поздно «способствует скорому признанию

тщетно­сти своих усилий, что постоянно угрожает энтузиазму любого поклонника

классициз­ма» 2. Показательно, что Классицизм про­являлся наиболее

сильно в переломные фазы развития искусства. Отсюда его функ­ции: стабилизация

уже достигнутого, ка­нонизация художественных форм и «само­стилизация». Здесь

Классицизм смыкается с декадансом, эпигонством, но сохраняя, более творческий

характер, как правило, не переходит свои границы. Еще во II-III вв. н. э.

власти отдаленных эллинистичес­ких провинций, следя за лояльностью сво­их

подданных, поощряли их «к самоото­ждествлению с греко-римской традицией» и

«эллинское наследие считали одним из благ, дарованных императорским

правле­нием» 3 <см. Греческое Возрождение). Ха­рактерно, что

само слово «классический», возникшее в это же время, служило для

Tatarkiewicz W. History of aesthet­ics. The Hague — Paris-Warszawa, 1974, p.

330. 2Гpюнeбayм Г. фон. О понятии и значении классицизма в

культуре.— В кн: Основ­ные черты арабо-мусулычанской культуры. М.; Нау­ка,

1981, с. 192. Там же, с. 193.

обозначения качества литературного ств. ля, «classic!» называли образцовых,

поду. чивших государственную поддержку писа­телей, a «proletarii» — плохих.

Античны» классицизм в восточных, азиатских регио. нах становился

государственной охрани. тельной политикой в области культуру Аналогичной была

роль августовского, цдц римского, классицизма. Точно так же в VIII-X вв.

классицизм Каролингского и Оттоновского Возрождения способствовал

стабилизации достигнутого уровня культу­ры. Именно в то время была сочинена

легенда о происхождении франков от тро. янского царя Франкуса.

Стабилизирующую роль сыграл в истории искусства Класси­цизм Византийского,

или Македонского, Возрождения. Классицизм оказался наибо­лее подходящим для

выражения граждан­ских идеалов «свободы, равенства, братст­ва» эпохи

Просвещения и французской революции. Он получил название «рево­люционного

классицизма»; в то время го­ворили, что греки были зеркалом, в кото­ром

отражались революционные идеалы красоты, свободы и естественности. Одна­ко

все тот же Классицизм послужил эсте­тической основой гегемонистских

претен­зий императора Наполеона (см. Ампир). В начале XIX столетия влияние

Классицизма было неоднозначным. С одной стороны, он переродился в «стиль

империи», с дру­гой, в наиболее ортодоксальных проявле­ниях,— смыкался с

салонным академиз­мом. Третье, наиболее живое течение, стало основой

романтического движения. Немец­кие романтики, поклонники Оссиана, изо­брели

«нордический эллинизм». Гёльдер-лин, а вслед за ним многие молодые не­мецкие

живописцы К. Бпехен, К. Вагнер, И. Даль, К. Г. Карус, Р. Кюммер, К. Д.

Фри­дрих видели себя «только на фоне гречес­кого ландшафта». Но характерно,

что и здесь классицизм был тут же поставлен на службу государства (см.

прусский элли­низм; «штауфеновский ренессанс»).

Все это говорит о том, что Классицизм неоднозначен, в разное время из него

из­влекались различные идеи с разными це­лями. Одна и та же античная

культура-образец в отдельные периоды историчес­кого развития обозначала

разные качества. Классическое значило больше, чем сами классики. Вероятно,

это происходило по­тому, что всегда легче принимать желае­мое за

действительное, придуманную сти-

доацию вместо подлинной античности. уШлегелъ говорил, что «каждый находит

1?"древних то, что он сам ищет». Класси-дзм всегда кажется целью, на самом

деле дяяясь лишь средством. Аналогичной гре­ческому, классической была роль

персид­ского искусства в культуре мусульманской Турции, китайского — в

Японии, индий­ского — во всей Юго-Восточной Азии. .Классицизм выполняет роль

регулятора культуры, в одних случаях с прогрессив­ными последствиями, в

других — с регрес­сивными. Регрессивная роль Классицизма связана с его

перерождением в академизм. Школьным классицизмом» в истории на­дували продукт

специальных образователь- ябх систем — латинских гуманитарных даол,

классических гимназий. В изобрази­тельном искусстве — академий: Болон-ской,

Римской, Парижской, Лондонской, Петербургской. В частности, в России

ака­демический классицизм был искусственно насаждаемой системой (см. русское

акаде­мическое искусство).

,W Чтобы отличать понятие Классицизма как одной из основополагающих

тенден­ций мышления и художественного направ­ления от соответствующего стиля,

пра­вильней говорить не «стиль классицизм», а. «стиль Классицизма». В этом

случае подразумевается, что, как и во всех иных художественных направлениях,

эпохах и периодах развития искусства, классицисти­ческое мышление может

выражаться в раз­ных формах и художественных стилях, но наиболее

соответствующий этому содержа­нию стиль — классицистический.

Художественный стиль Классицизма представляет собой наивысшее выражение Идеи

композиционной целостности, ясно­сти, завершенности, уравновешенности. Эти

Принципы были впервые сформулированы Древнернмским архитектором Витрувием:

«совершенно то, в чем ничего нельзя из­менить, ни прибавить, ни убавить, не

по­теряв целого». Замечательно, что в эпоху Итальянского Возрождения Л.-Б.

Альберти без изменений повторил эту формулу:

«композиция — организм, к которому Нельзя ничего прибавить, ни убавить и в

Котором ничего нельзя изменить, не сде­лав хуже» . " В искусстве Классицизма

гармоничес-

Альберти Л.-Б. Десять книг о зодче-ве. М.: Изд. Акад. архит, 1935, кн. Vl,2,

с. 178.

кое единство разнообразных форм рожда­ет удивительное чувство высшего

совер­шенства, абсолютной завершенности и исключает даже мысль о том, что

«Сикв стинская мадонна» Рафаэля, «Темпьетто» Браманте, «Медный всадник» М.-Э.

Фаль-коне или «Источник» Ж.-Д. Энгра могли бы выглядеть как-нибудь иначе. В

подоб­ных случаях зритель наслаждается ощуще­нием законченной в себе,

неизменной и не способной к дальнейшим изменениям кра­соты. Это дает ни с чем

не сравнимое чувство стабильности в зыбком и меняю­щемся материальном мире.

Классическая форма вызывает ощущение причастности к высшему, Божественному

Идеалу и поэ­тому обладает магическим, религиозным воздействием. Леонардо да

Винчи писал:

«В созерцании совершенных пропорций дух осознает свою Божественную сущность»

и называл идеальные математические про­порции «Божественными» не ради

краси­вого слова, а из глубоко религиозных убеждений. Однако парадокс

классицисти­ческого стиля заключается в том, что по мере естественного роста,

развития, неиз­бежного усложнения форм гармония цело­го так или иначе

разрушается. Классицизм как идеальное состояние крайне недолго­вечен и с

исторической точки зрения эфе­мерен. Именно поэтому в истории Класси­цизм

всегда чрезвычайно быстро перерож­дался в Маньеризм и Барокко.

В архитектуре Классицизма существует определенный набор формальных

призна­ков. Горизонталь преобладает над верти­калью. Композиционно выделяется

ось сим­метрии, отсюда обычное трехчастное деле­ние фасада с укрупненным

центральным и двумя меньшими боковыми ризалитами. Все формы тяготеют к

квадрату, окружно­сти, полуциркульной арке. В плане осо­бенно популярны

центрические сооружения, обеспечивающие равноценность восприятия с различных

точек зрения. Характерно, что наипростейшие симметричные компо­зиции, в

частности кругообразные, отно­сятся к древнейшим на Земле формам искусства

(см. геометрический стиль; си-

мультанизм).

С формальной стороны стиль Класси­цизма это ясное подразделение целого на

части и одновременно их соподчинение, создающее впечатление единства в

много­образии, т. е- то, что называется архитек-тоничностью.

Отсюда главная задача формообразо­вания — дать зрительно ясное определе­ние

величины, мерности, пропорциональ­ности, масштабности. Основное средство

гармонизации пропорций — модуль (лат. modulus — мера) — наименьшая величина,

принимаемая за единицу и целое число раз повторяющаяся в других измерениях.

Результат: тектоничность, видимость на по­верхности формы ее конструктивных

чле­нений и ясная отграниченность объема от окружающего пространства. Стиль

Клас­сицизма интеллектуален и представляет со­бой яркое воплощение Историзма

художе­ственного мышления. На фасадах зданий классицистической архитектуры

запечатле­на история искусства; ордерный декор — пилястры, капители, карнизы

играют, как правило, не конструктивную, а художест­венно-образную роль,

зрительно «расска­зывая» о долгом историческом пути искус­ства. В этом

главная ценность Классициз­ма и, шире — классического искусства вообще,

включая Барокко, Маньеризм, все течения и школы, так или иначе осмысля­ющие

классику (см. также контекстуализм).

В скульптуре формирование классици­стического художественного мышления

со­провождалось переходом от натуралисти­ческой раскраски статуй и рельефов,

наив­ной попытки их «оживления» в греческой архаике или пестрой

декоративности в во­сточном искусстве, к лаконичной вырази­тельности самого

объема, очищения его от всего лишнего, случайного. Функции цвета брала на

себя отделившаяся от ар­хитектуры и скульптуры живопись. В клас­сической

живописи изображение также все­гда строится по «принципу рельефа», т. е.

чередованием пространственных планов, параллельных плоскости картины. Этот

принцип наиболее ярко и последовательно появился в живописи Н. Пуссена.

Плоско­стное восприятие изображения наиболее легкое, поэтому оно и создает

впечатление покоя, ясности. Отсюда «фронтальная пер­спектива» живописи

раннего Итальянского Возрождения, Неоклассицизма XVII и XVIII столетий, не

случайно названная «итальянской». Фронтальная перспектива предполагает

построение пространства лишь с одной точкой схода на горизонте для линий,

идущих в глубину картины. Остальные линии, главным образом перед­него плана,

располагаются параллельно картинной плоскости. Собственно и вся

классическая скульптура также фронталь. на и предполагает одну главную точку

зрения. Это обстоятельство подчеркивали И. Винкельманн, А. Хильдебранд, Г.

Вёльф. лин. Показательно, что еще живописцу Итальянского Возрождения, так

сильно ув. лекавшиеся эффектами перспективных по­строений, всегда соблюдали

правило фрон. тальности переднего плана, позволявшее «сохранить» ощущение

устойчивости ком­позиции, а также «выводили» фигуры из-под действия

перспективных сокращений и ракурсов. Даже в знаменитой картине «Мертвый

Христос» А. Мантеньи (ок. 1500), специально рассчитанной на эффект ра. курса,

соблюден «принцип фронтальности» в изображении ложа и предстоящих фи­гур,

отчетливо показанных в разных «про­странственных слоях». Это не бедность или

ограниченность приемов, а существен­ная стилистическая закономерность

ис­кусства Классицизма. Принцип фронталь­ности ведет к широкому использованию

разнообразных композиционных приемов подчеркивания вертикалей и горизонталей,

выявления осей симметрии и диагоналей, «скосов углов», «уподобления формату»,

особенно заметному у краев картины, вбли­зи рамы, т. е. подчеркиванию самим

изоб­ражением геометрии изобразительной по­верхности. В искусстве Востока

некоторой аналогией этим приемам служит «парал­лельная», или «китайская»,

перспектива.

В целом тенденция к архитектоннчно-сти изображения в живописи ведет к тому,

что красочность уступает место светотене­вой моделировке объемов. Художник

Клас­сицизма всегда ищет повод для изображе­ния обнаженных фигур, только

потому, что это дает возможность продемонстри­ровать конструктивное мышление.

По тон­кому наблюдению Г. Вёльфлина, «класси­ческий стиль ради основного

жертвует ре­альным... а засучивание рукавов у святых становится обычным, так

как требуется обнажение локтевого сустава» .

При восприятии здания, картины, фре­ски, скульптуры классицистического стиля

возникает ощущение душевного покоя, яс­ности, просветленности. Даже несмотря

на знание того, что это вернее всего искус­ная декорация, по сути стилизация,

худо­жественный обман, и несмотря на то, что

Вёльфлив Г. Классическое искусство. ;Пб., 1912, с. 84, 191.

гдассицизм проигрывает в декоративно­сти деталей, сложности, напряженности

«аппозиции, другим стилям в искусстве, ад более притягателен и всегда желаем,

(его нельзя сказать, к примеру о Барокко, (второе утомляет. В Классицизме все

да-дся как бы само собой, простота формы 1()солютна идентична ясности

содержания. Поэтому Классицизм всегда более поня-дн, а Рафаэль всегда будет

более популя­рен, чем Рембрандт — несомненно, более глубокий художник. Здесь

проходит грань между массовым и элитарным искусством, между чувственным и

трансцендентным, тгелесным» и пространственным, физичес-1И.М и метафизическим

в искусстве, «апол-лоновским» и «фаустовским» искусством. Вот почему, в

частности, так неорганичны христианские храмы, выстроенные в «сти­ле:

Классицизма», иконостасы среди дори­ческих колонн и кресты над портиками.

Христианство по своей сути ирреально, романтично, и ему куда более подходят

устремленные в небо иглы готических со­боров или напряженная динамика

бароч­ных фасадов. Классицизм исторически свя- . зан с язычеством. Романтизм

— с христи­анством. Все эти несоответствия Европа почувствовала раньше

России, не случай­но-; во французском Неоклассицизме XVIII в., как и

ранее в итальянском, изо­бретались новые архитектурные формы лишь с аллюзией

на античность, а также Возникло «геометрическое течение» Клас­сицизма,

представленное творчеством та­кого гения архитектуры, как К.-Н. Леду. Весьма

интересным в этом смысле пред­ставляется описание архитектуры Петер­бурга,

увиденной глазами образованного европейца, французского путешественника

маркиза де Кюстина в 1839г.: «Подража­ние классической архитектуре, отчетливо

заметное в новых зданиях, просто шоки-Рует, когда вспомнишь, под какое небо

Так неблагоразумно перенесены эти слепки античного творчества... площади,

украшен­ные колоннами, которые теряются среди °кружающих их пустынных

пространств;

античные статуи, своим обликом, стилем, "Деянием так резко контрастирующие с

особенностями почвы, окраской неба, су-ровым климатом, с внешностью, одеждой

и образом жизни людей, что кажутся ге-роями, взятыми в плен далекими, чуждыми

Шагами... Природа требовала здесь от одей как раз обратное тому, что они

создавали» . Даже если сделать скидку на то, что иностранец не все разглядел

и не все смог понять в архитектуре русского классицизма, нельзя не признать,

что внеш-дд. няя стилизация «под античность», являю­щаяся характерной чертой

«интернацио­нального» европейского стиля неизбежно входит в противоречие с

национальными художественными традициями той или иной страны. Именно этот

факт стал причиной широкого движения «национального роман­тизма»,

распространившегося в Европе в первой трети XIX в. после победы над

Наполеоном, насаждавшим в завоеванных. им странах французский Ампир —

наибо­лее одиозную форму «антинационального» искусства. Протест против

обезличенного академического классицизма породил так­же мировоззрение

«Историзма» и появле­ние неостилей в искусстве большинства европейских стран

во второй половине

XIX в.

В целом тенденции классицистического стиля в различные эпохи и в разных видах

искусства показывают одно: стремление художника к идеалу за счет отказа от

случайного, временного, изменчивого. Ш. Бодлер однажды воскликнул: «Я

нена­вижу движение, которое смещает линии»

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (итал. rinascimento, фран. renaissance —

возрож­дение) — переломная эпоха в развитии итальянского и мирового

искусства XV-XVI вв. Художники того времени воз­рождали античные формы, но

вкладывали в них иное, новое содержание. Слово «воз­рождение» впервые

употребил в 1550г. итальянский художник Дж. Вазари, автор

«Жизнеописания наиболее знаменитых жи­вописцев, ваятелей и зодчих». Он назвал

возрождением деятельность итальянских ху­дожников начала XVI в. после долгих

лет упадка в период «средневековья и варвар­ства». Для этого имелись

основания, say, как главным в то время казалось откры­тие и возрождение

античных традиций, противопоставление античного эстетичес­кого идеала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.