|
|
|
|
Диплом: Анализ типичных ошибок при решении задач курса школьной математики: уравнения, тригонометрия, планиметрия
3. ПРОТОКОЛЫ РЕШЕНИЙ
3.1. Протоколы неверных решений
Задача 1.
Решить неравенство: .
Решение:
Найдем корни квадратного уравнения по теореме Виета:
График функции - это парабола, ветви которой направлены вниз:
| Нужно отметить те значения x, при которых график находится выше оси Ox. Следовательно, получаем ответ: |
Задача 2.
Решить неравенство: .
Решение:
Найдем корни квадратного уравнения по теореме Виета:
График функции - это парабола.
| Выберем те значения x, при которых график находится выше оси Ox. Следовательно, получаем ответ: |
Задача 3.
Решить неравенство:
Решение:
Упростим выражение, сократив на x. Получим неравенство:
Следовательно, ответ:
Задача 4.
Решить неравенство:
Решение:
Корни уравнения :
График функции -
это парабола, ветви которой направлены вверх.
| Выберем те значения x, при которых график находится выше оси Ox. Следовательно, получаем ответ: |
Задача 5.
Решить неравенство:
Решение:
Домножим неравенство на –1, получим:
Выделим полный квадрат:
В левой части неравенства стоит неотрицательное число, а значит неравенство
верно при любых значениях x, кроме случая равенства, т.е.
Запишем окончательный ответ:
Задача 6.
Решить систему неравенств:
Решение:
Решаем каждое из неравенств системы в отдельности:
1.
2.
3.
Ответ: .
Задача 7.
Решить уравнение:
Решение:
Приведем дроби к общему знаменателю и отбросим знаменатель:
Ответ: x = 1.
Задача 8.
Решить уравнение:
Решение:
ОДЗ: , т.к. знаменатель не должен обращаться в ноль.
Приведем все дроби к общему знаменателю:
Приведем подобные и отбросим знаменатель:
Получили , но эти корни не входят в ОДЗ, поэтому ответ: решений нет.
Задача 9.
Решить уравнение: .
Решение:
Рассмотрим 4 возможных случая:
1. .
В
этом случае получаем уравнение
. Это значение удовлетворяет уравнению, поэтому является корнем данного
уравнения.
2. .
В
этом случае получаем уравнение
. Решение: .
3. .
В
этом случае получаем уравнение
. Решений нет.
4. .
Получаем
уравнение - не
удовлетворяет уравнению.
Объединяя найденные решения, получаем окончательный ответ: .
Задача 10.
Решить уравнение: .
Решение:
Т.к. в уравнении 2 знака модуля, возможны 2 случая:
1. .
В
этом случае получаем уравнение
. Это значение удовлетворяет уравнению, поэтому является корнем данного
уравнения.
2. - этот случай невозможен.
Объединяя найденные решения, получаем окончательный ответ: .
Задача 11.
Решить уравнение: .
Решение:
Возможны 2 случая:
1. . Тогда уравнение примет вид: - корень исходного уравнения.
2. . Тогда уравнение примет вид: - корень исходного уравнения.
Ответ: .
Задача 12.
Решить уравнение: .
Решение:
ОДЗ: .
Оставляем корень в левой части уравнения, а все остальные слагаемые переносим в
правую:
. Затем возводим в квадрат:
, причем т.к. , то
для корректности возведения в квадрат необходимо, чтобы
. Получим уравнение
. Найдем его корни:
. Оба корня удовлетворяют ОДЗ, но только один
удовлетворяет дополнительному ограничению
. Поэтому ответ: .
Задача 13.
Решить уравнение: .
Решение:
ОДЗ: .
Оставляем корень в левой части уравнения, а все остальные слагаемые переносим в
правую:
. Затем возводим в квадрат:
. Получим уравнение
. Его корни: . Оба
корня удовлетворяют ОДЗ. Поэтому ответ:
.
Задача 14.
Решить уравнение: .
Решение:
ОДЗ: .
Выделим полный квадрат под первым знаком корня: .
Получим уравнение:
. Оставляем корень в левой части уравнения, а все остальные слагаемые переносим
в правую и умножим уравнение на -1:
. Возведем обе части уравнения в квадрат с учетом
, получим . Найдем
корни: . Учитывая
ОДЗ и дополнительное ограничение
, получаем ответ: .
Задача 15.
Решить систему уравнений: .
Решение:
ОДЗ: .
Из второго уравнения находим и подставляем в первое: .
Делаем замену переменной:
. Получаем квадратное уравнение относительно t:
. Получим корни: .
Имеем 2 случая:
1. - это невозможно, т.к. - неотрицательная величина.
2. . Отсюда .
Ответ: (1; 9).
Задача 16.
Решить задачу: Два туриста идут навстречу друг другу из пунктов А и В. Первый
выходит из А на 6 часов раньше, чем второй из В, и при встрече в пункте С
оказывается, что он прошел на 12 км меньше второго. Продолжая после встречи
путь с той же скоростью, первый приходит в В через 8 часов после встречи, а
второй в А – через 9 часов. Определить расстояние АВ и скорость обоих
пешеходов.
Решение:
Пусть (км/ч) –
скорости первого и второго пешеходов, S(км)=АВ. Изобразим на чертеже движение
пешеходов.
| Т.к. участок ВС первый прошел за 8 часов, то . Второй прошел расстояние СА за 9 часов, поэтому . |
Из условия задачи имеем: .
Выразим теперь время, затраченное пешеходами от начала движения до их встречи: .
Т.к. первый вышел на 6 часов раньше, то: .
Сделаем замену: и
решим уравнение: .
Это уравнение корней не имеет. Следовательно, ответ: такая ситуация невозможна.
Задача 17.
Решить задачу: Два туриста идут навстречу друг другу из пунктов А и В. Первый
выходит из А на 6 часов раньше, чем второй из В, и при встрече в пункте С
оказывается, что он прошел на 12 км меньше второго. Продолжая после встречи
путь с той же скоростью, первый приходит в В через 8 часов после встречи, а
второй в А – через 9 часов. Определить расстояние АВ и скорость обоих
пешеходов.
Решение:
Пусть (км/ч) – скорости первого и второго пешеходов, S(км)=АВ.
| Т.к. участок ВС первый прошел за 8 часов, то . Второй прошел расстояние СА за 9 часов, поэтому . |
Т.к. первый до встречи в С со вторым прошел на 12 км меньше, то
. Выразим теперь время, затраченное пешеходами от начала движения до их встречи:
.
Т.к. первый вышел на 6 часов раньше, то: .
Сделаем замену: и решим уравнение: . Его корни: .
Получили 2 случая:
1. .
2. .
Значит,
1. ;
2. .
Т.к. расстояние не может быть отрицательным, то подходит только второй случай.
Ответ: .
Задача 18.
Решить задачу: Две трубы, работая одновременно, наполняют бассейн за 12
часов. Одна первая труба наполняет бассейн на 10 часов медленнее, чем одна
вторая. За сколько часов наполняет бассейн одна вторая труба?
Решение:
Положим объем бассейна = 1. Пусть
(ч) – время наполнения бассейна одной второй трубой. Тогда одна первая труба
наполнит бассейн за
часов. Находим производительность этих труб:
. За 12 часов совместной работы с общей производительностью
заполняется весь бассейн:
. Решаем полученное уравнение:
.
Ответ: .
Задача 19.
Решить задачу: В ателье поступило по одному куску черной, зеленой и синей
ткани. Хотя зеленой ткани было на 9 м меньше, чем черной, и на 6 м больше,
чем синей, стоимость кусков была одинаковой. Сколько метров ткани было в
каждом куске, если известно, что стоимость 4.5 м черной ткани = общей
стоимости 3 м зеленой и 50 см синей?
Решение:
Пусть -количество черной, зеленой и синей ткани соответственно.
Известно: .
Используем формулу:,
где - цена ткани,
S – стоимость куска, q – количество ткани.
Пусть S = 1. Получим
- цены тканей. Составим уравнение, связывающее эти стоимости:
.
Выразим и через : .
Подставляем в последнее уравнение: .
. Получили.
Ответ: .
Задача 20.
Решить уравнение: .
Решение:
По формулам приведения приведем все функции к одному аргументу:
. Получили уравнение:
. По формулам сокращенного умножения разложим на множители:
. По основному тригонометрическому тождеству
, поэтому остается решить уравнение:
.
Рассмотрим 2 случая:
1. .
Разделим на, причем
. Тогда имеем уравнение: tg x = 1. Следовательно,
.
2. .
Разделим на, причем
. Тогда имеем уравнение: tg x = -1. Следовательно,
.
Получили ответ: .
Задача 21.
Решить задачу: В окружности проведены 3 хорды: МА = 6 см, МВ = 4 см, МС = 1
см. Хорда МВ делит вписанный угол АМС пополам. Найти радиус этой окружности.
Решение:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
|