РУБРИКИ |
Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками· организация информационного пространства; · превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, средних специальных заведений, вузов; · организация профориентационной работы «Основы выбора профессии» со старшеклассниками; · организация обучения выпускников профессиональных учебных заведений «Перспектива»; · лекции; · социологические опросы учащихся старших классов в рамках подготовки к ярмаркам учебных мест. Молодежь, зарегистрированная в службе занятости населения в качестве безработных, активно вовлекается в групповые формы работы. Это посещения групп «Клуба ищущих работу» и курса «Новый старт», участие в деловых играх. На групповых консультациях демонстрируются видеофильмы, которые пользуются спросом на рынке труда. Анализ социологического опроса и анкетирования выпускников школ районов и городов показал, что 50% учащихся в начале года сделали свой профессиональный выбор. Большинство учащихся выбирают следующие профессии: банковский служащий, юрист, экономист, секретарь-референт, менеджер, предприниматель, программист и др. Очень немногие выбрали для себя работу в сфере промышленности и сельского хозяйства. Отсюда видно, что наиболее значимой для школьников при выборе профессии является возможность зарабатывать, т.е. обеспечивать себя материально. Молодые по-прежнему предпочитают иметь государственную «крышу», апеллируют к государству, избирают – рискнем так выразиться – «государственные» специальности. Занятия фермерством, коммерческой и иной предпринимательской деятельностью, самозанятость оказываются не в чести у молодого поколения /12,13/. Глубокий кризис во всех сферах жизни нашей страны в первую очередь касается подростков, оканчивающих неполную среднюю школу. Школа, решая свои проблемы (из двух девятых делает один десятый класс), не всегда учитывает интересы подростков, их готовность к профессиональному определению, к вступлению во взрослую, самостоятельную жизнь. Далеко не все подростки в состоянии справиться с трудностями, которые возникают при выборе профессии и учебного заведения. Затруднения при выборе профессии могут быть вызваны у подростка недостатком информации о мире профессий и о себе самом. Определенные сложности при выборе профессии связаны с трудностями самооценки, самовосприятием подростком собственных особенностей. Поэтому специалисты постоянно проводят Дни профориентации для учащихся, (весной – для девятиклассников, осенью – для одиннадцатиклассников), с тем, чтобы, определившись в выборе профессии и учебного заведения, они могли целенаправленно готовиться к поступлению в то или иное учебное заведение. Обычно в рамках таких мероприятий проводятся ярмарки учебных мест и вакансий для молодежи, организовывается консультирование подростков врачом-наркологом и представителями военкоматов. Профконсультанты и психологи тестируют ребят, информируют о системе высшего и среднего профессионального образования, образовательных стандартах, экзаменах, особенностях выбора и поступления в конкретное образовательное учреждение, о содержании и возможностях получения различных профессий, перспективах дальнейшего профессионального роста. Постоянно проводятся совещания с директорами профессиональных училищ, методические семинары с социальными педагогами школ. Проводятся социологические опросы среди учащихся на выявление их профессиональных намерений, результаты доводятся до директоров учебных заведений. На современном рынке труда более успешными являются люди мобильные, склонные к постоянному самосовершенствованию, переходу от одной деятельности к другой, обладающие психологической устойчивостью к критическим ситуациям, связанным с такого рода переходами. Эти качества формируются на ранних этапах жизненного пути. В работе с молодежью очень важно помогать, подросткам развивать такие качества, как ответственность и самостоятельность, проявляющиеся в умении и готовности сделать обоснованный выбор в любой сфере жизнедеятельности, в том числе и профессиональной /4,14/. 1.1.1.2 Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки. Формы и методы проведения профориентационной работыПрофессиональная ориентация в образовательном учреждении профессионального образования (начального, среднего, высшего) представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующую профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда. В ходе проведения профориентационной работы учреждение профессионального образования тесным образом взаимодействует с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей (центрами техническими, художественного творчества детей и подростков, межшкольными УПК), территориальными центрами профориентации молодежи и психологической поддержки населения, органами образования, предприятиями, средствами массовой информации. Для проведения профориентационной работы в учреждениях профобразования используются предметные кабинеты, учебно-производственные мастерские, библиотеки, музеи и т.д. С учащимися 10-11 классов на основе предшествующих этапов обучения профориентационной деятельности проводится на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности. Серьезное внимание уделяется формированию профессионально важных качеств личности в избираемом виде труда, самоподготовке к ней, коррекция профессиональных планов. Профориентационная работа, проведенная на каждом возрастном этапе, должна способствовать формированию у учащихся: · к окончанию 8-го класса – готовности к выбору профиля обучения; · к окончанию 9-го класса – к обоснованному выбору пути получения общего полного образования, профессии, которой будут овладевать в профессиональных учебных заведениях начального или среднего профобразования; · к окончанию 11-го класса – к сознательному выбору пути продолжения образования, места работы. Психологическая поддержка представляет собой систему социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности учащегося в ходе формирования у него способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния учащихся в процессе образования и воспитания на всех возрастных этапах. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в учреждениях профессионального образования взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, обеспечивая социально-психологическую подготовку обучающихся к адекватному профессиональному выбору, успешному освоению избранной профессии и социально-профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в учреждении профессионального образования проводится в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», законом Российской Федерации «О Занятости населения», основными законами Российской Федерации об охране здоровья граждан, настоящим Положением, Уставом учреждения профобразования. Профориентация и психологическая поддержка проводит в целях обеспечения социальных гарантий в сфере профессионального выбора, психологического сопровождения формирования профессиональной карьеры, создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с его способностями, склонностями, свободно ориентируясь и адаптируясь на рынке труда. Профориентация является частью учебно-воспитательного процесса и призван решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач. Основными целями проведения профориентации в учреждениях профобразования является обеспечение психологического сопровождения профессиональной карьеры, достижение сбалансирования между профессиональными интересами, профессиональной успешности в избранной профессии, реализации индивидуального потенциала обучающихся, социально-профессиональной адаптации выпускников на производстве, в обществе. Главными направлениями профориентации в учреждении профессионального образования является профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональная консультация профессиональный отбор. Профессиональное просвещение – предусматривает расширение кругозора, знаний учащихся общеобразовательных учреждений, абитуриентов, обучающихся в учреждениях профессионального образования путем сообщения или сведений об учебном заведении, условиях приема и обучения, льготах, предоставляемых абитуриентам, перспективах дальнейшего профессионального роста, профессиях, подготавливаемых в данном учебном заведении. При этом используются следующие формы профессионального просвещения: · выступления преподавателей и студентов на классных часах и в школах; · проведение индивидуальных бесед и справочно-информационных консультаций; · участие в ярмарках учебных мест; · проведение дней открытых дверей учебных заведений; · проведение экскурсий в учебные заведения; · подготовка, выпуск, распространение и использование средств наглядной агитации (буклетов, проспектов, брошюр); · организация выставок образцов производимой учащимися или работниками профильных предприятий продукции. Развитие профессиональных интересов и склонностей предусматривает: а) вовлечение обучающихся образовательных учреждений и учреждения профессионального образования в предметные, технические, художественные, спортивные и др. кружки, факультативы, секции, группы по интересам; б) преподавание предметов общеобразовательного цикла с учетом профессиональной направленности; в) организация профильных классов с ориентацией на профиль ПУ, ВУЗа. Профессиональная консультация – предполагает оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении с целью принятия или осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психофизиологических особенностей и возможностей. Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определённой сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока ещё многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых народному хозяйству, испытывают серьёзные затруднения в начале трудовой деятельности. Помочь молодёжи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии, сформировать достойное пополнение рядов советского рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции и в целом оказать, влияние на рациональное распределение ресурсов призвана система профориентации. Профессиональная ориентация – это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности – игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание (см. рисунок 1.1.1). Схема профессиональной ориентации молодёжи:
Рисунок 1.1.1.-Схема профессиональной ориентации молодёжи. Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определённой совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения школьников к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности. Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Важность этого компонента с социальной точки зрения заключается в том, что благодаря профессиональному просвещению расширяются рамки свободы выбора профессии: чем больше знает молодой человек о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, и т.д., тем осознаннее будет его выбор. Профессиональное просвещение в свою очередь включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Эти элементы также внутренне связаны между собой. Цель их – сообщение школьникам определённого круга сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информирование их о способах и условиях овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность народное хозяйство экономического региона. Неправильное информирование влечёт за собой моральные потери. Если подросток получает ложную, не соответствующую его возможностям ориентацию, он никогда не будет делать своё дело так, как оно того требует. В большом и динамическом разнообразии современных видов труда, в условиях широкой свободы приложения сил правильный выбор профессии (особенно молодёжью) значительно затруднён без хорошо поставленного профпросвещения (профинформации, профпропаганды, профагитации). В связи с многообразием профессий очень сложно рекомендовать какие-то конкретные профессии или отрасли народного хозяйства для пропаганды в школе по классам и вряд ли целесообразно. Можно отметить лишь некоторые направления профессиональной пропаганды – это формирование любви к любому виду трудовой деятельности, ознакомление вначале с простыми профессиями, а затем и более сложными в зависимости от возраста и знаний учащихся, с учётом потребности народного хозяйства страны и конкретного региона на ближайшие 10-15 лет. Важно также, чтобы пропаганда была глубокой по содержанию, обладала силой эмоционального воздействия, поднимала престиж непопулярных в глазах молодёжи профессий (сферы обслуживания, коммунального хозяйства, лёгкоё и пищевой промышленности, некоторых сельскохозяйственных специальностей). Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей, учащихся в различных видах профессиональной деятельности. Без этого невозможно подготовить юношу или девушку к правильному выбору профессии. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе. На развитие интересов и склонностей, учащихся в различных видах профессиональной деятельности, большое влияние оказывает целенаправленно осуществляемое трудовое обучение и общественно полезный труд учащихся. Не просто теоретическое знакомство с широким кругом многообразных профессий, но и овладение некоторыми знаниями и умениями, необходимыми для получения наиболее массовых специальностей, приобщение к жизни производственных коллективов позволяют учащимся сознательно подойти к выбору профессии. Целенаправленность трудового обучения и воспитания школьников обеспечивает формирование их профессиональных идеалов соответственно тенденциям общественного производства каждого экономического района и страны в целом. Но для эффективности данной деятельности особое внимание важно уделять индивидуальной работе с учащимися: необходимо каждому найти определённое занятие, максимально соответствующее его личным качествам и возможностям. В этой весьма серьёзной и ответственной деятельности велика роль преподавателя трудового обучения. Профессиональное воспитание учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: коммунистического гуманизма, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др. Все компоненты профориентации тесно связаны между собой, функционирование их определяется закономерностями системы в целом, вне её они теряют свою функциональную направленность. Сама же система профориентации взаимодействует с другими системами более высокого порядка: коммунистическим воспитанием, учебно-воспитательным процессом и т.д. Успешной реализации профессиональной ориентации подрастающих поколений способствует обеспечение школ профессиограммами различных профессий. Профессия – официально указанное занятие – "род деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и служащий источником существования". Профессиография – одна из важнейших отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии входит описание профессий или специальностей, основных требований, которые они предъявляют к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а также факторы, обуславливающие успешность или не успешность, удовлетворённость личности данной профессиональной деятельностью. Комплексное, систематизированное, многостороннее описание конкретного вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности, называют психологической профессиограммой. Профессиограммы применяют для ознакомления школьников с различными профессиями в процессе профпросвещения. К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся: 1) урок в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией по ходу урока или лабораторно-практические занятия; 2) профинформационный урок; 3) экскурсия на предприятия и в профессиональные учебные заведения; 4) выставки передового опыта; 5) встречи со специалистами и передовиками производства; 6) участия в днях открытых дверей в СПТУ и других профессиональных учебных заведениях; 7) тематические, литературно-художественные вечера, устные журналы. Ведущей формой организаций профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. В ходе урока в зависимости от его содержания решают следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии; формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; выявление и формирование правильной мотивации выбора направления профессиональной деятельности, положительного и равного отношения к различным видам трудовой деятельности; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, инициативы и научного мышления; воспитание у учащихся потребности в постоянном самообразовании, самооценке и учете своих реальных возможностей; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и учетом потребностей общества. Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают следующие виды консультаций: справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приёму на работу и учёбу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста; диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии; формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии школьником, они рассчитаны на длительный период времени, предполагают систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения; медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой области деятельности, которой будут больше соответствовать психофизиологические данные избирающего его. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному виду труда. При этом если у претендента на данный вид профессиональной деятельности обнаруживается отсутствие хотя бы одного профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Но это не значит, что профотбор следует рассматривать как негуманный акт, ограничивающий социальную свободу личности. Наоборот, подлинный гуманизм заключается в том, чтобы оградить молодого человека от нежелательных, возможно серьёзных последствий стихийного отбора. При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий, отвечающий определённым установленным нормативам уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития. Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии. Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной. Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности. Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение. Рассказ. Его применяют при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности; о достижениях в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и др. Объяснение используют для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. При этом учитель вводит новые понятия и термины (профессия, специальность, предмет труда, орудия труда и т.д.), показывает новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами, оборудованием, демонстрирует учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы. Профориентационная беседа – наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Готовить ее надо заранее. В процессе подготовки учащимся выдают задание, например собрать информацию о данной профессии (из бесед с родителями, знакомыми, используя литературные источники, передачи по радио и телевидению, и др.). Затем эти собранные учащимися сведения учитель использует на уроке. Самостоятельное изучение школьниками сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. Отсутствие же самостоятельной работы учащихся ведет к формализму в знаниях. Развитию мышления учащихся и сознательному усвоению знаний способствует использование в беседе проблемных ситуаций и эвристических вопросов. Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных предприятий промышленности. Для успешного проведения экскурсии надо четко определить ее тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель, дату проведения. Выделяют три ее этапа: подготовка, проведение и подведение итогов экскурсии. В подготовке учителя к экскурсии значительное место занимает планирование. Оно позволяет провести ее в соответствии с поставленными целями. Планируют экскурсии в начале учебного года. При этом внимательно изучают школьную программу по труду, в которой определен не только объем знаний, подлежащих усвоению учащимися каждого класса, но и даны указания о характере изучаемого в ходе экскурсии объекта. С интересом, как правило, проходят на экскурсиях встречи учащихся с передовиками или новаторами производства, рассказывающими о своей работе, об успехах своих и товарищей по цеху. В ходе заключительной беседы экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. По окончании экскурсии школьники составляют отчеты. Их проверяет учитель и затем подводит итоги экскурсии /4,14,15/. 1.1.1.3 Организация профориентационной работы в школеСложным и ответственным делом является организация профориентации в школе, в процессе которой учащиеся получают возможность в полной мере самостоятельно, творчески применять свои знания и умения на практике, проверять свою готовность к участию в труде, выборе профессии, осознают полезность и значимость своей деятельности. Педагогические коллективы, взаимодействуя тесно с базовыми предприятиями, семьёй, общественностью, должны более глубоко подходить к организации трудовой подготовки и профориентации учащихся, чтобы целенаправленно использовать их для воспитания и развития учащихся, их гражданского, трудового, профессионального становления. "Важнейшим элементом трудовой, жизненной подготовки в школе является профессиональная ориентация, особенно в 7-9 классах, когда интересы подростков, старших школьников становятся более устойчивыми и они начинают задумываться о своих жизненных планах." Введение нового учебного курса "Основы производства. Выбор профессии" подчёркивает необходимость повышения статуса трудового обучения, воспитания и профориентации в школе, открывает новые возможности в подготовке учащихся к жизни, труду и сознательному выбору профессии. В работе по профориентации необходимо учитывать потребности народного хозяйства в кадрах с учётом требований социально-экономического развития страны, края, города, района. Эти закономерности прежде всего определяют цель и задачи профориентации, а через них – содержание, методы, средства и формы её проведения в школе. Успешному проведению профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности способствует профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способность к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избранному труду. Профессиональное просвещение, в свою очередь, включает профессиональную информацию, с помощью которой школьники получают сведения о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, о способах и условиях овладения ими. Непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производственном труде помогают формировать практические знания, умения, навыки, качества личности. Школа призвана снабдить детей всем необходимым для непрерывного труда, трудового самообразования, творческого подхода к любой трудовой деятельности. Таким образом, основная задача профориентационной работы в школе состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учётом их интересов, склонностей, способностей в гармоническом сочетании с потребностями общества. Успех профориентации во многом будет зависеть от совместных усилий школы, базового предприятия, учебных заведений и городского (районных) центров профориентации. Для успешного проведения профориентации учащихся, систематического управления профориентационной работой создаётся школьный Совет профориентации. Вся деятельность Совета представляет целенаправленную систему мероприятий по подготовке школьников к выбору массовых профессий, в том числе профессий, в которых нуждается данный район, город, край. Основная цель работы классного руководителя по профориентации состоит в том, чтобы на основе использования различных форм групповой и индивидуальной работы с учащимися подвести их к пониманию социальной и личностной значимости, правильного выбора профессии, стимулировать проявление собственной активности в их профессиональном самоопределении, развивать их творческие способности. Основными направлениями профориентационной работы классного руководителя являются: 1) Изучение личности учащегося. 2) Ознакомление их с различными видами труда и профессиями. 3) Организация практической деятельности учащихся. 4) Индивидуальная консультационная работа. Изучение личности осуществляется на протяжении всего периода обучения их в школе, учитывается влияние индивидуально-психологических особенностей на формирование профессиональных интересов и намерений. По мнению Климова Е.А. и Арутова И.Р., «… большое внимание следует обратить на вопросы изучения функционирования человека как субъекта трудовой деятельности на разных возрастных этапах его развития»/16,17/. Цель изучения личности учащегося заключается в подборе наиболее соответствующего его индивидуальным особенностям вида профессиональной деятельности, профессиональной подготовки. При изучении учащегося используются следующие методы: - анкетирование - индивидуальные беседы - наиболее четкое наблюдение за учебой и внеклассной деятельностью - анализ сочинений по тематике «Кем быть?» С помощью этих методов выясняются следующие данные об учащемся: направленность, проявляющаяся к разным видам деятельности, моральные качества, специальные способности (например, к литературе, иностранным языкам, технике и т.д.), особенности профессионального самоопределения, выражающиеся в характере обоснования сделанного выбора профессии, уровень подготовленности и выбора, совпадение познавательных и профессиональных интересов. При ознакомлении учащихся с различными видами профессионального труда классный руководитель предусматривает проведение бесед, встреч с представителями различных профессий, экскурсий, пионерских сборов и комсомольских собраний по вопросам выбора профессии. В зависимости от возраста учащихся классный руководитель определяет тематику и содержание проводимых мероприятий. Например, в начальных классах следует знакомить учащихся с профессиями окружающих производств и профессиями родителей, с видами труда, в средних классах – с конкретными профессиями данного экономического района; в старших классах – проводить более углубленные беседы о содержании труда по профессиям, о расположенных рядом со школой предприятиях и их учебных заведениях. В пределах каждой сферы можно привести примеры взаимосвязи учебной и трудовой деятельности при освоении профессии, перспективы профессионального роста и т.д. Содержание профессии следует раскрыть по следующей схеме: 1) Общие сведения о профессии (краткая характеристика отрасли народного хозяйства, в состав которой входит данная профессия; потребности в кадрах по данной профессии; перспективы развития профессии). 2) Содержание профессии (объекты, средства и продукты труда; основные функции, из которых складывается трудовая деятельность; условия труда). 3) Требования, предъявляемые физическим и психологическим особенностям человека к состоянию здоровья, к общеобразовательному уровню молодого специалиста. 4) Пути получения профессии (краткая характеристика учебных заведений, ПТУ, техникумов, вузов; возможности повышения квалификаций на предприятии; примеры лучших представителей данной профессии). В ходе занятий необходимо рассказывать и о возможных препятствиях при выборе профессии. Таковыми могут быть слабая учебная подготовка, медицинские противопоказания, отсутствие знаний о требованиях избираемой профессии к человеку, ее содержание. Типичными ошибками школьников при выборе профессии являются: отождествление содержания профессии с учебными предметами, с ее внешними атрибутами, с учебой в учебном заведении и т.п. В процессе консультации классный руководитель выясняет интересы и склонности учащегося, личностные качества, состояние его здоровья. Нередко подростки отмечают, что у них недостаточно развиты такие качества, как сила воли, трудолюбие, целеустремленность, умение доводить дело до конца. Поэтому в беседе следует дать рекомендации учащемуся по самовоспитанию, самооценке в соответствии с выбором профессии, корректировать его действия по развитию соответствующих склонностей, а в случае необходимости ориентировать в выборе профессии. Таким образом, работа классного руководителя представляет собой специфический вид воспитательной деятельности, включающей совокупность организаторских, методических и административных функций. Проведение систематической внеклассной работы в целях профориентации позволит классному руководителю своевременно стимулировать развитие интересов, творческих возможностей и профессионально важных качеств учащихся, что поможет им более активно и целенаправленно решить проблему выбора профессии /7,17,18/. 1.1.1.4 Профессиональное консультирование молодежи Правильно поставленная работа по профессиональному консультированию с использованием новых технологий позволит молодым людям избежать многих препятствий и ошибок, встречающихся на пути выбора и освоения профессии, и тем самым облегчить вхождение в самостоятельную трудовую жизнь, обеспечить необходимую социальную и правовую защиту. Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями. По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Групповой консультацией является любая форма работы по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профессиональной ориентации школьников. Групповая консультация имеет следующие преимущества: 1) позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики); 2) является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы. Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей. По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими, корректирующими, формирующими. Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. В ходе проведения групповой профконсультации происходит информирование слушателей по следующим вопросам: 1) интересующие профессии и основные профессионально важные качества; 2) предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии; 3) возможность обучения и переобучения по различным специальностям; 4) конъюнктура рынка труда; 5) возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса. Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций учащиеся получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и условиям труда), «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессии» и др. При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10-15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, карточками-заданиями), различными справочниками, информационными картами, описаниями профессий в виде отдельных профессиограмм; аудио- и видеотехникой. Для достижения цели консультант не только снабжает учащихся информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п. На информационную ценность групповых справочно-информационных консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук». В процессе консультирования молодежи можно использовать различные информационные материалы, развивающего характера. Например, это могут быть различные квалификации, упорядочивающие мир профессий. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональной ориентации школьников классификация профессий по предмету труда разработанная Е.А. Климовым. Эта классификация может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий иллюстрирующих каждый психологический тип («человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»). Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции консультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у слушателей. В ходе проведения групповой справочно-информационной консультации возможно применение методов профессиональной диагностики. С помощью методик ДДО, ОПГ, анкеты «Ориентация», можно выявить направленность учащихся на один или несколько типов профессий, соответствующих квалификации профессий по предмету труда, разработанной Е.А. Климовым. На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие вопросы. При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература. Кроме того, в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии «Мир профессий» /17,19,20/. Этапы проведения групповой справочно-информационной консультации. 1) Установление контакта с группой. 2) Оперативное получение информации о профессиональных интересах и склонностях слушателей посредством применения диагностических методик. 3) Общий обзор мира профессий. 4) Анализ психологических портретов конкретных профессий. 5) Сопоставление выявленных индивидуально-психологических особенностей слушателей с требованиями профессий. 6) Информирование о ситуации на рынке труда, вакансиях. 7) Информирование о возможных направлениях профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства в соответствии с интересами склонностями слушателей. Данная схема носит общий характер. В зависимости от ситуации отдельным этапам консультации может уделяться разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур. В ходе практической работы школьных психологов и профконсультантов возникает проблема классификации типичных профконсультационных ситуаций. Разные авторы предлагают свои критерии выделения этих ситуаций, например, согласованность разных компонентов профессионального плана, степень сформированности профессионального плана, мотивация оптантов. Для решения основного вопроса индивидуальной консультации профконсультант должен знать: с одной стороны – данные об интересах, способностях, особенностях личности оптанта, с другой стороны – сведения о мире профессий, требованиях профессии к человеку. Ориентировку в мире профессий дает классификация профессий по предмету и цели труда, профессиограммы, литература о профессиях, справочная литература. Сведения об оптанте его направленности, особенностях личности можно получить в ходе первичной профконсультации и предварительного анализа имеющихся данных. В случае, когда имеются хронические заболевания, которые мешают осуществить выбор профессии, необходима консультация врача, т.е. врачебная профессиональная консультация. Имея заключение врача, профконсультант может проводить психологическую профконсультацию, чтобы подобрать из непротивопоказанных профессий наиболее соответствующую возможностям и интересам оптанта. В остальных случаях алгоритм профконсультации может быть следующим: а) первичная профконсультация; б) углубленная профконсультация; в) заключительная корректирующая профконсультация; г) консультация по оказанию психологической поддержки. Первичная профконсультация содержит те же элементы, что и углубленная. Структура консультации одна и та же – выявление блоков триады «хочу», «могу», «надо», под которыми подразумевается выявление интересов и склонностей (хочу), возможностей личностей (могу), информации о мире профессий и потребности общества в кадрах (надо). Первичная профконсультация может явиться достаточной, т.е. привести к решению вопроса о выборе профессии в том случае, если выявлены компоненты триады, и они согласуются между собой. Если же нет данных хотя бы по одной из позиций триады, или они рассогласованы, то необходима углубленная индивидуальная консультация, направленная на устранение дефицита информации и объективизацию психодиагностических данных. В ходе первичной профконсультации устанавливается межличностный контакт между профконсультантом и оптантом, что является важным этапом дальнейшего взаимодействия. Успех беседы и всей последующей работы с клиентом в значительной мере определяется психологической подготовкой и компетентностью профконсультанта. При этом имеет значение не только вербальное, но и невербальное поведение профконсультанта. Здесь нет мелочей: важно правильно выбрать позу, лучше, если консультант не будет сидеть напротив клиента через разделяющий их стол. Нельзя принимать «закрытые позы» (скрещивать руки на груди, закидывать нога на ногу, подпирать руками подбородок и т.д.), так как они воспринимаются как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же позы (руки раскрыты, кисти не сжаты, ноги свободно согнуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, психологического комфорта. Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя будет слегка наклоняться вперед к собеседнику, если же не заинтересован – будет откидываться назад. Слишком расслабленная поза (развалившись) при деловом разговоре может означать демонстрацию превосходства ситуации, так же как если смотреть в сторону, в окно, рассматривать свои руки. Все это может помешать установлению доверительных отношений. |
|
© 2010 |
|