РУБРИКИ |
Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьникамиУглубленная профконсультация подразумевает комплексное изучение личности оптанта и выявление тех личностных и профессиональных особенностей, которые, как правило, входят в так называемую «слепую» зону личности. Именно в этой зоне находится закрытая от оптанта информация, не позволяющая объективно анализировать свои возможности. Неизвестные особенности часто связаны с такими комплексами как: повышенная агрессивность, обидчивость, тревожность, социальная дезадаптированность и др. Психолог, профконсультант должен стараться выявить эти особенности, объективизировать полученные данные (QLT-данных) для выработки совместного с клиентом решения о программе возможной коррекции имеющихся качеств в процессе обучения, переквалификации, окончательного выбора профессии. Опыт работы по организации и планированию исследований, связанных с составлением индивидуальных психодиограмм показывает, что эффективными вариантами профконсультационной работы могут быть: 1) Собеседование с клиентами и тестирование по индивидуально подобранному банку методик. 2) Диагностика поведения в малой группе для выявления склонности к лидерству и доминированию, оценка эффективности группового взаимодействия. 3) Составление индивидуально-личностной характеристики на основе обобщения, интерпретации и объективизации QLT-данных для выработки рекомендаций по профессиональному самоопределению. Одно из основных мест в углубленной профконсультации занимает профессиональная диагностика, основанная на всестороннем исследовании личности оптанта (психологического, психофизиологического, медицинского, социологического) с целью установления его пригодности к определенным видам трудовой деятельности. Основными видами профдиагностики являются: 1) изучение интересов, склонностей, профессиональных намерений, ценностей ориентаций; 2) исследование индивидуальных психических особенностей и свойств нервной системы; 3) определение и оценка имеющихся знаний, умений, навыков. Методы профдиагностики: наблюдение, анализ результатов деятельности, интеллектуальные и дидактические тексты, анкеты интересов, вопросники самоанализа, клиническая беседа, эксперимент, аппаратурные методики и т.д. Анализ деятельности профконсультанта по оказанию помощи оптантам в выборе профессии показывает, что успешная выработка совместных решений может быть осуществлена только на основе научно-обоснованной системы сопоставления структуры профессиональной деятельности и психологической структуры личности. Наличие информационной основы выбора профессии, адекватных критериев выбора, правил осмысления разнородной информации о рынке труда, механизмов и способов выбора профессии еще не гарантирует клиентам успешности профессионального выбора. Опыт работы показывает, что при ориентации на те или иные профессии оптанты имеют свойственные только им установки, надежды и иллюзии, но почти не владеют информацией о них самих, об адекватной самооценке способностей как необходимом условии профессионального выбора. Именно поэтому актуальным становится диагностика профессионально важных качеств и консультирование клиентов, которые помогают лучше понять интересы и склонности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности развития высших психических функций, личностные качества и т.д. Практика работы показывает, что психодиагностические задачи возникают чаще всего в следующих ситуациях: 1) при возникновении у оптанта потребности в профессиональном самоопределении; 2) при выборе профиля обучения, переобучения (если существуют реальные возможности выбора); 3) возникновении потребности оптанта в профессиональном становлении, разработке этапов построения профессиональной карьеры, коррекции профессионально важных качеств; 4) при необходимости выявления и диагностики успешности освоения различных профессий. Примером конкретной реализации предложенного выше подхода является использование следующих методик, рекомендуемых на этапах первичной и углубленной профдиагностики. Блок первичной профдиагностики – интересы, склонности, направленность по типам профессий и видам деятельности: а) дифференциально-диагностический опросник (ДДО); б) опросник «Ориентация»; в) опросник профессиональной готовности (ОПГ); г) методика «Карта интересов»; д) анкета «Изучение профессиональных намерений». Блок углубленной профдиагностики: а) опросник профессиональных предпочтений Дж.Холланда (ОПП); б) опросник терминальных ценностей (ОтеЦ); в) личностный опросник Г.Айзенка (EPI); г) направленность личности (общая и профессиональная), жизненные ценности; д) профессионально важные характеристики личности; е) взаимосвязь с общей направленностью и устойчивой склонностью личности к определенной деятельности; ж) профессионально важные психофизиологические функции и качества. Итоговым результатом на данном этапе профконсультационной работы может быть описание тех особенностей личности, которые должны стать предметом коррекции в социально-психологическом тренинге (проведение его возможно через факультатив в школе и «Клубы ищущих работу» в службе занятости) для дальнейшей оптимизации выработки совместного решения по окончательному выбору профессии. Завершающим этапом работы является заключительная корректирующая профконсультация. Предварительный анализ данных психологического обследования, наблюдения профконсультанта, беседы с оптантом дают вполне обоснованный материал для создания портрета личности оптанта, познания его склонностей, способностей, мотивации поведения, что позволяет в ходе заключительной беседы раскрыть клиенту его сильные и слабые стороны, обсудить ряд профессий где эти стороны он может реализовать. В конце ученик сам выбирает оптимальный для него тип учебного заведения, профессию /21,22/. 1.1.1.5 Цели и принципы профконсультационной деятельности.Виды профконсультацийПрофессиональное консультирование является основной составляющей профориентационной работы, обеспечивающей оказание помощи личности а профессиональном самоопределении, формировании и дальнейшем развитии профессиональной карьеры. Профессиональное консультирование проводится в целях: · оказания помощи в принятии решения о выборе или перемене профессии; · проведения диагностики индивидуально психологических особенностей для оценки профессиональной пригодности к конкретной профессии или типу профессий с учётом медицинских противопоказаний; · оказания психологической поддержки оптанту, коррекции его эмоционального состояния или поведения, обучения его навыкам преодоления стрессовых состояний и навыкам общения в процессе поиска работы и трудоустройства. Профессиональное консультирование основывается на принципах: - учёта индивидуальных и возрастных особенностей оптанта; - свободного и самостоятельного выбора оптантом профессиональной деятельности; - активной позиции в выборе профессионального пути; - равноправного сотрудничества профконсультанта с оптантом; - экономичности в работе профконсультанта; - конфиденциальности; - обязательности обратной связи. Профессиональные консультации по видам делятся на: - справочно-информационные, предоставляющие информацию о мире труда и профессий, тенденциях и динамике рынка труда, возможностях и условиях получения профессионального образования и трудоустройства; - диагностические, предусматривающие изучение личности оптанта с целью выявления соответствия тому или иному виду профессиональной деятельности; - формирующие, осуществляющие коррекцию профессионального самоопределения с учётом индивидуальных особенностей оптанта и требований рынка труда и профессий; - медицинские, выявляющие состояние здоровья оптанта, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии; - психологические, обеспечивающие внутрипсихическое согласование индивидуально – психологических характеристик и скрытых способностей оптанта, с его сознательным представлением о себе. В практике профконсультирования большинство консультаций как групповых, так и индивидуальных выполняют одновременно информационную, диагностическую, формирующую и психологическую функции. 1.2 Анализ информационных ресурсов для автоматизации психодиагностических методик Автоматизированные интерактивные системы профориентации и информации – замечательное достижение технологии значительно облегчают выбор профессии и обсуждении этих проблем на международном уровне. Самое главное преимущество автоматизированной системы профориентации состоит в упорядочении данных. Дисплей, программное обеспечение, распечатка – все это видимые, явные элементы системы. Под термином система понимают связанные структуры и функции, определенный порядок выполнения заданных целей. Эти структуры, функции и все другие компоненты системы доступны для обзора и демонстрации. Таким образом, автоматизированные информационные системы могут облегчить коммуникацию о теории и практики профориентации, объективируя такие параметры, как сфера охвата, содержания, стиль и процедуры. Важнейшими составляющими автоматизированной системы профориентации являются создание профориентационного фонда и разработка процедур сбора, анализа обработки и передачи соответствующих данных. Современное состояние автоматизации психодиагностики и профконсультирования характеризуется наличием достаточно большого числа отдельных программ, автоматизирующих стадию тестов и дешифрацию результатов по ключу. На выходе такие системы, выдают числовой вектор результатов либо шаблонные заготовки интерпретации этих векторов, не отражающие индивидуальных способностей испытуемых. В последние годы одним из наиболее перспективных направлений в области увеличения производительности и качественной обработке информационной базы в работе профконсультантов является использование современных персональных компьютеров и локальных сетей, входящих в состав автоматизации рабочего места. По – новому применительно к такой форме обработке информации решается проблема распределения работ между человеком и машиной. В условиях автоматизированных рабочих мест в основу организации деятельности профконсультанта положен принцип использования машины на всем протяжении консультационного процесса. Процесс обработки информации и консультационный процесс представляют в качестве единого целого процесса работы профконсультанта, что открывает новые перспективы для автоматизированной обработки информации. Рассмотрим некоторые программы, с помощью которых можно автоматизировать любые методики, в профориентационной работе. С помощью программы Delphi. существенно упростился процесс разработки не только небольших приложений, но и крупных программных комплексов, во многом благодаря новым усовершенствованиям графической оболочки системы, что позволило разработчикам повысить эффективность труда и не отвлекаться на лишнюю работу. Одна из важнейших черт среды Delphi 5 — возможность повторного использования ранее написанных программ, точнее, их наиболее часто повторяющихся частей (модулей). Такие модули выделяются в специальные компоненты, своего рода строительные кубики, программа составляется из готовых модулей. Надо только правильно установить связи между этими компонентами, и программа будет готова. Любой язык программирования состоит из набора команд (операторов, или ключевых слов), которые записываются с использованием полных или сокращенных слов английского языка и вспомогательных символов. И представляют собой указания компьютеру выполнить различные действия: сложить числа, проверить значение выражения, показать на экране картинку и т. д. С помощью команд можно решить сложную задачу, если позволят ресурсы компьютера и не возникнет нехватки памяти или производительности. Составление алгоритма решения нужной задачи из операторов языка программирования и называется программированием. Более подробно программирование на языке Delphi рассматривается в главе 2 /23/. Базы данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. Сегодня большинство систем управления базами данных (СУБД) позволяют размещать в своих структурах не только данные, но и методы (то есть программный код), с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или с другими программно-аппаратными комплексами. Таким образом, можно сказать, что в современных базах данных хранятся отнюдь не только данные, но и информация. Например, база данных крупного банка. В ней есть все необходимые сведения о клиентах, об их адресах, кредитной истории и т.д. Доступ к этой базе имеется у достаточно большого количества сотрудников банка, но среди них вряд ли найдется такое лицо, которое имеет доступ по всей базе полностью. Кроме данных, база содержит методы и средства, позволяющие каждому из сотрудников оперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным сотрудникам, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных /24/. С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи. Система управления базами данных ACCESS – это функционально полная, реляционная система управления базами данных (СУБД). В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации (до 1Г байта) как на персональном компьютере, так и в сети. СУБД ACCESS предназначена для хранения и получения данных, представления их в удобном виде и автоматизации часто выполняемых операций. С помощью данного пакета можно получить доступ к данным любого типа и использовать одновременно несколько баз данных. Преимущество заключается в том, что данная программа входит в состав пакета, Microsoft office, то есть хорошо интегрирована с другими продуктами фирма Microsoft. Достоинством Access является также то, что эта программа создавалась сразу для Windows и поэтому не содержит в себе ограничений, обусловленных работой в MS – Dos. Все преимущества Windows доступны в ACCESS, то есть можно копировать, вырезать, вставлять данные и объекты из любого приложения Windows в приложение Access и наоборот /25/. В Access существуют средства, необходимые для работы с другими БД различных форматов. Система позволяет импортировать и экспортировать файлы многих форматов (Dbase, Excel, Fox Pro), а также связываться (присоединять) данные этих форматов напрямую (без создания таблиц Access). Access обеспечивает пользователей: · защитой данных от несанкционированного доступа, от некорректных обновлений пользователя; · языковыми средствами описания и манипулирования данными; · средствами создания и поддержки логической модели данных. Размещение собственных материалов в Интернете включает два этапа: подготовку материалов и их публикацию. Подготовка материалов состоит в создании документов, имеющих формат, принятый в Интернете, то есть, Web – страниц, написанных на языке HTML. Автономные Web – документы используют язык HTML (язык разметки гипертекста). Гипертекст, то есть расширенный текст, включает дополнительные элементы: иллюстрации, ссылки, вставные объекты. Под разметкой понимается использование специальных кодов, легко отделяемых от смыслового содержания документа и используемых для реализации гипертекста. Применение этих кодов подчиняется строгим правилом, определяемым спецификацией языка HTML. Особенность описания документа средствами языка HTML связана с принципиальной невозможностью достижения абсолютной точности воспроизведения исходного документа. Предполагается, что документ будет широко доступен в Интернете, и поэтому неизвестно, как будет организовано его воспроизведение. Документ может быть представлен на графическом экране, выведен в чисто текстовом виде или просто «прочитан» программой синтеза речи. Разметка HTML во всех этих случаях должна быть принята во внимание. Поэтому язык HTML предназначен не для форматирования документа, а для его функциональной разметки. Например, документы обычно начинаются с заголовков. Свойство части документа «быть заголовком» - это не особенность форматирования документа, а характеристика его содержания. Конкретное средство отображения документа (браузер) выбирает свой способ представления части документа, описанной как заголовок. Управляющие конструкции языка HTML называются тегами и встраиваются непосредственно в текст документа. Все теги заключаются в угловые скобки <…>. Сразу после открывающей скобки помещается ключевое слово, определяющее тег, например <DIV>. Теги HTML бывают парными и непарными. Непарные теги оказывают воздействие на весь документ или определяют разовый эффект в месте своего появления. При использовании парных тегов в документ добавляются открывающий и закрывающий теги, которые воздействуют на часть документа, заключенную между ними. Закрывающий тег отличается от открывающего наличием символа «/» (Косая черта) /26/. Программа Excel предназначена для работы с таблицами данных преимущественно числовых. При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул. Так же с помощью Excel программы строятся диаграммы. Документ Excel называется рабочей книгой. Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов, каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. В окне документа в программе Excel отображается только текущий рабочий лист, с которым и ведется работа. Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы озаглавлены прописными латинскими буквами и, далее, двухбуквенными комбинациями /26/. Глава 2. Описание используемых методик по профориентационной работе и программы для их автоматизации 2.1 Описание методик В профориентационной работе существует не малое количество методик, таких как: · Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) – выявляет профессиональные интересы и профессиональные предпочтения человека. · Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) – выявляет ценностные ориентации и жизненные устремления личности, значимость различных сфер жизнедеятельности. · Многофакторный определитель профессиональных способностей (МОПС). · Опросник на сферы деятельности. В нашем исследовании мы использовали такие методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), тест Голланда, Анкета интересов, опросник профессиональной готовности (ОПГ), методика «Сложные аналогии», тест «Мейли», методика «Количественные отношения». Наше исследование состояло из 4-х этапов: Первым этапом стало тестирование по подобранному банку психологических диагностик. Испытуемым выдавались напечатанные бланки, в которых они давали соответствующие ответы. Предлагалось пройти 7 методик. Рассмотрим используемые методики в нашем исследовании более подробно. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». При этом основным идет вопрос: Какие из двух возможностей Вы бы предпочли? Далее предлагается по два ответа, например: 1) Ухаживать за животными. 2) Обслуживать машины, технику. Тестируемый выбирает наиболее подходящий для себя вариант ответа. После завершения процедуры идет интерпретация результатов: «Человек - природа» Цель труда: Преобразовывать, перерабатывать (оператор по приготовлению и раздаче кормов, мастер по переработке картофеля и овощей, техник и инженер-технолог микробиологического производства, обработчик морепродуктов, садовник). Обслуживать, охранять флору и фауну (рабочий зеленого хозяйства, рабочий-лесовод, техник и инженер лесного хозяйства, мастер машинного доения). Заготовка продуктов, эксплуатация природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, садовод, семеновод, зоотехник, техник и инженер-технолог мясной и птицеперерабатывающей промышленности). Восстановление, лечение (врач-ветеринар, лесовод, эколог). Изучение, описание, изыскание (генетик, техник и горный инженер, техник и инженер-гидрогеолог, ботаник, зоолог, гидробиолог, биолог, биохимик, техник и инженер-метеоролог). «Человек - техника» Цель труда: Преобразовывать: изготовление деталей на станках (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, прессовщик, оператор автоматических линий). Слесарно-сборочные работы (слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, слесарь сборщик, слесарь по сборке металлоконструкций, слесарь по сборке радиоаппаратуры). Монтажные работы (монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, монтажник связи, слесарь-монтажник по оборудованию котельных установок, слесарь-сантехник, электрогазосварщик). Электромонтажные работы (электромонтажник по пусконаладочным работам, электромонтажник по силовым сетям, слесарь-электромонтажник, электромонтажник по освещению). «Человек - человек» Цель труда: Воспитывать, обучать, тренировать (воспитатель дошкольного учреждения, воспитатель детского дома, учитель начальных классов, учитель-предметник, мастер производственного обучения, преподаватель техникума, преподаватель ВУЗа, тренер по спорту). Лечить людей, ухаживать за ними (врач, зубной техник, стоматолог, медицинская сестра). Правовая помощь (прокурор, судья, адвокат, юрист - консультант, участковый инспектор, инспектор уголовного розыска, инспектор по делам несовершеннолетних). Организация людей, руководство (администратор, организатор методист). Обслуживание в сфере культуры и быта (приемщик ателье, парикмахер, телефонистка, бортпроводник, проводник пассажирского вагона, продавец, кассир, официант). Изучать, описывать людей, анализировать (социолог, психолог, журналист, следователь, эксперт-криминалист). «Человек – знаковая система» Цель труда: Преобразовывать, рассчитывать, сортировать (бухгалтер, экономист, сортировщик письменной корреспонденции, почтальон). Шифровать, дешифровать (стенографистка, радист, топограф, картограф, техник, геодезист, телефонист междугородней телефонной связи, инженер-конструктор, лингвист, ученый теоретик, историк, философ, математик, химик, библиограф). Обслуживание: - управление движением (диспетчер управления воздушным движением, диспетчер службы движения); - управление технологическим процессом (оператор пульта управления оборудования); - контроль качества изделий по приборам, составление и хранение документации (нотариус, архивариус, статистик, делопроизводитель, подборщик справочного и информационного материала). Восстановление, устранение искажений (корректор, редактор). «Человек – художественный образ» Цель труда: Преобразовывать, создавать (архитектор, дизайнер, скульптор, художник, писатель, композитор, режиссер). Исполнение (дирижер, музыкант-исполнитель, вокалист, актер, оформитель, декоратор, обувщик по индивидуальному пошиву обуви, портной, резчик по дереву, кости) /27/. Тест Голланда Тест по методике Голланда разработан в лаборатории Дальневосточного учебного центра профориентации и профобучения населения. Тест выявляет тип личности опрашиваемого. При тестировании представляются различные профессии. Отвечающему на 42 вопроса предлагается выбрать из двух наиболее приемлемую профессию. После завершения процедуры идет интерпретация результатов: реалистичный тип личности, интеллектуальный, социальный, предприимчивый и артистичный. Реалистичный тип личности Мужской несоциальный тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее, предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующее моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.д. Реалистичный тип ищет рациональную среду. По данным психологов для этого типа характерны невербальные способности, хорошие моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). По данным ученых Тартуского университета, наибольший процент людей реалистичного типа встречается среди студентов, физиков, экономистов, кибернетиков, химиков, физкультурников. Интеллектуальный тип личности Для данного типа характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, преобладают теоретические и эстетические ценности, ориентируются на решение интеллектуальных творческих задач, чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармоничная: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседе чаще является передатчиком информации, в основном интроверт. По данным ученых, этот тип встречается среди студентов, математиков, географов, геологов, медиков, а также среди людей творческих профессий. Социальный тип личности Цели и задачи людей этого типа – установить контакт с окружающей средой. Обладают социальными умениями (умение общаться, потребность в лидерстве) и нуждаются в социальных контактах. Выбирают работу, связанную с постоянным личным общением. Основными чертами характера являются: стремление поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию, женственность. Предпочитаемые занятия: обучение и лечение – врачи, педагоги, психологи. Этот тип активен, но зависит от окружающих и общественного мнения. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. По данным ученых, среди студентов психологов, медиков, учителей 91% лиц социального типа. Конвенциальный тип личности Отдает предпочтение строго структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутиной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (в особенности счетные) способности. По данным ученых, больше всего людей такого типа среди бухгалтеров, финансистов, товароведов, экономистов, делопроизводителей, машинисток, канцелярских служащих. Предприимчивый тип личности Выбирает цели и задачи, позволяющие проявлять энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. По данным ученых, людей такого типа много среди заведующих, дипломатов, репортеров, менеджеров, директоров, брокеров, кооператоров. Артистичный тип личности В отношении с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера – независимость в принятии решений, гибкость и оригинальность мышления. Как обычно, он не живет по правилам и традициям, предпочитает занятия творческого характера: рисование, творческая деятельность в области гуманитарных наук. У людей такого типа часто высокие способности восприятия и моторики. Чаще бывают экстравертами, в структуре интеллекта преобладают вербальные способности. По данным учебных артистические типы часто встречаются среди студентов историков, филологов, студентов художественных вузов /28/. Анкета интересов Методика относится к классу опросников - анкет. Предназначена для выявление профессиональных склонностей, интересов личности. Стимульный материал представлен 144 утверждениями, к которым испытуемый должен выразить свое отношение. Возможные варианты ответов фиксированы по 4 градациям от «совершенно неприемлемо» до «вполне приемлемо». Все вопросы методики сгруппированы в 24 шкалы, отражающие различные сферы человеческой деятельности. Например: математика, медицина, журналистика, транспорт, педагогика и так далее. К каждой из выделенных шкал относятся по 6 утверждений опросника. Используется простой алгоритм обработки полученных данных, который заключается в суммировании сырых значений по шкалам. Интерпретация осуществляется путем сравнения выраженности значений по шкалам /27/. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Определение предпочтительных типов профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова. Данный тест, дает оценку профессиональной направленности, но уже на основе самооценки своих возможностей, эмоционального отношения и предпочтения, различных по характеру видов деятельности. Тестируемый отвечает на 50 утверждений. Вспомогательные вопросы предполагают по три ответа. Например: Дается основной вопрос. На дополнительный вопрос «Насколько хорошо Вы умеете то, что написано в вопросе?» даются три ответа: а) делаю, как правило, хорошо; б) делаю средне; в) делаю плохо (совсем не умею). Для второго дополнительного вопроса: «Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали?» - даются такие ответы: а) положительные; б) нейтральные; в) отрицательные. И на третий дополнительный вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы это действие было включено в будущую работу?» даются такие ответы: а) да; б) все равно; в) нет. Далее сменяется основной вопрос, а дополнительные вопросы и ответы к ним повторяются в той же последовательности. Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Интерпретация результатов: Природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ /29,30/. Вторым этапом для исследования 10-го и 11-го классов с математическим уклоном были выбраны следующие методики: 1) Методика «Сложные аналогии» - выявляет аналитическое мышление. 2) Тест «Числовые ряды Мейли» - выявляет логическое мышление. 3) Методика «Количественные отношения» - выявляет комбинаторно-логические умственные операции. На третьем этапе нашего исследования испытуемым предлагалось пройти 3 методики: «Числовые ряды Мейли», «Количественные отношения», «Сложные аналогии» но на компьютере. Методика «Сложные аналогии» Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их цифровое обозначение 1, 2, 3, 4, 5, 6. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6) ту, которая соответствует найденному налогу из таблицы «шифр». Тест «Мейли» Данная методика выявляет логическое мышление взрослого человека и подростков. Методика состоит из ряда чисел, связанных между собой числовой закономерностью. Просмотрев ряд, найти закономерность, по которой изменяются числа ряда, и ввести число, которое должно быть в ряду следующим. Всего 20 закономерностей. Методика «Количественные отношения» Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Тестируемым предлагается для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Четвертым заключительным этапом работы явилась заключительная корректирующая профконсультация. 2.2 Автоматизация методик Постановка задачи В данное время основные методики диагностики свойств личности, склонностей и способностей людей уже автоматизированы. Используемые в нашем исследовании методики: ДДО, ОПП, Голланд, Анкета интересов большинство из них находятся в компьютерном варианте. Мотивацией автоматизации методик: «Сложные аналогии», тест «Мейли», «Количественные отношения» послужило то, что их интерпретация занимает много времени у профконсультанта. За счет компьютеризации этих тестов у профконсультанта экономится время, устраняется рутинная работа, повышается качество результатов. У испытуемых появляется большая заинтересованность к тестированию. Сокращаются затраты на проведения исследования (бланки, копии, прочие расходы). Обработка результатов осуществляется автоматически, сразу после прохождения теста. Испытуемый сразу может узнать свои результаты. Компьютер выдает точный и надежный результат. Методики: «Сложные аналогии», Тест «Мейли», «Количественные отношения» предназначены для получения следующих результатов: 1) Выявляет логическое мышление. 2) Комбинаторно-логические умственные операции. 3) Аналитическое мышление. Выше означенные методики были выбраны вследствие того, что они являются основополагающими и ключевыми с точки зрения профориентационного аспекта, и в тоже время являются объемными по материалам исследования, обработки, интерпретации данных, что в свою очередь делает процесс их автоматизации перспективным, востребованным и актуальным. Данные методики автоматизируются с помощью программы Delphi 5. 2.2.1 Описание программы для автоматизации методик Delphi – это высокопроизводительный инструмент создания приложений. Текущая версия является 32-разрядным компилятором для создания программ, работающих в среде Windows. Структура среды программирования Среда разработки состоит из ряда элементов, которые всегда присутствуют на экране, а также утилит, которые могут быть вызваны из меню или при работе с компонентами. Основные составные части среды программирования Delphi включают: Меню команд Delphi, которое осуществляет функции управления при разработке программ – File (Файл), Edit (Правка), Search (Поиск), View (Вид), Project (Проект), Run (Запуск), Component (Компонент), Database (База данных), Tools (Инструменты), Help (Справка). Меню позволяет получить доступ ко всем функциям интегрированной среды разработки Delphi. Имеется управление по набору «горячих клавиш». Можно использовать меню для выполнения широкого круга задач: создания форм и модулей, открытия и закрытия файлов, управления отладчиком или настройкой среды программирования. Панели инструментов – меню команд быстрого доступа к командам, содержащее набор кнопок, функции которых эквивалентны наиболее часто употребляемым командам Главного меню. В группу панелей инструментов включены: View (Вид) - View Units (Показать модуль), View Forms (Показать форму), New Form (Новая форма), Debug (Откладка) – Run (Запуск), Pause (Пауза), Trace Into (Шаг в), Step Over (Шаг через); Standard (Стандартная) – New (Создать), Open (Открыть), Save (Сохранить), Save All (Сохранить все), Open Project (Открыть проект), Add to Project (Добавить в проект), Remove from Project (Удалить из проекта); Custom (Пользовательская) – Help (Справка). Палитра компонентов (Component Palette) содержит пиктограммы, которые представляют компоненты VCL (библиотека визуальных компонентов), которые можно включить в приложение. Справочник (On-line help). Для доступа к этому инструменту нужно выбрать в Главном меню пункт Help и затем Contents. На экране появится Справочник. Справочник является контекстно-зависимым; при нажатии F1, можно получить подсказку, соответствующую текущей ситуации. Главное окно управляет тремя связанными с ним окнами: проектировщика форм, инспектора объектов, редактора кода. Окно проектировщика форм (Form Designer) представляет собой заготовку, макет одного из окон разрабатываемого приложения. Заголовок окна Form1. Форма является основным интерфейсным элементом в Delphi. Она представляет собой визуальный компонент, присущий любой создаваемой в этой среде программе и исполняющий роль контейнера, который содержит другие компоненты, определяющие функциональность приложения. Проектировщик форм позволяет выполнить во время разработки приложения, следующие действия: · добавить компоненты в форму; · модифицировать форму и ее компоненты; · связать обработчики событий компонента с программой на Object Pascal, содержащейся в редакторе кода. Инспектор объектов позволяет устанавливать свойства объектов и назначать методы обработчики событий во время разработки программы. Свойства – это элементы данных, которые принадлежат объекту и описывают его. Информация в Инспекторе объектов меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Инспектор объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница Properties – это список свойств, вторая Events – список событий. Окно редактора кода содержит текст программы на языке Object Pascal, связанный с каждой формой в приложении. Delphi автоматически создает этот программный код, в который можно добавлять операторы, выполняемые при наборе команды меню или щелчке на кнопке. Это окно также используется для редактирования других модулей программы и текстовых файлов. Для того чтобы выбрать один из открытых файлов, достаточно щелкнуть на одной из закладок, расположенных вдоль верхней границы окна. Проводник по коду (Code Explorer) упрощает перемещение по программному коду и управление элементами в модулях. С помощью этого инструмента можно увидеть все объекты, методы и переменные, объявленные и используемые в любом выбранном модуле. Палитра компонентов В Палитре компонентов отображаются компоненты, содержащиеся в библиотеке компонентов. Библиотека компонентов – это коллекция компонентов, которую можно использовать при построении интерфейса, а также логической части приложения. Палитра компонентов группирует компоненты в соответствии с выполняемыми функциями и отображает каждую группу на отдельной странице. Для доступа на страницу достаточно щелкнуть на соответствующей закладке. Для выбора компонента надо щелкнуть по его пиктограмме на странице палитры, а затем щелкнуть внутри окна формы, чтобы поместить экземпляр компонента на форму /31/. Delphi – это комбинация нескольких важнейших технологий: · высокопроизводительный компилятор в машинный код; · объектно-ориентированная модель компонент; · визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов; · масштабируемые средства для построения баз данных. Компилятор в машинный код. Компилятор, встроенный в Delphi, обеспечивает высокую производительность, необходимую для построения приложений в архитектуре «клиент - сервер». В процессе построения приложений разработчик выбирает из палитры компонент готовые компоненты как художник, делающий крупные мазки кистью. Еще до компиляции он видит результаты своей работы – после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде. После выполнения компиляции получаем код, который исполняется в 10–20 раз быстрее, чем-то же самое, сделанное при помощи интерпретатора. В Delphi компиляция производится непосредственно в родной машинный код. Объектно-ориентированная модель программных компонентов Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Масштабируемые средства для построения баз данных. Объекты БД в Delphi основаны на SQL. Delphi включает в себя локальный сервер Interbase для того, чтобы можно было разработать расширяемые на любые внешние SQL – сервера приложения в онлайновом режиме. Разработчик в среде Delphi проектирующий информационную систему для локальной машины (к примеру, небольшую систему учета медицинских карточек для одного компьютера), может использовать для хранения информации файлы формата .dbf (как в dBase Clipper) или .db (Paradox). Если же он будет использовать локальный Inter Base for Windows 4.0 (это локальный SQL-сервер, входящий в поставку), то его приложение безо всяких изменений будет работать и в составе большой системы архитектура клиент-сервер. Таким образом, одно и тоже приложение можно использовать как для локального, так и для более серьезного клиент-серверного вариантов. Открытая компонентная архитектура. Благодаря такой архитектуре приложения, изготовленные при помощи Delphi, работают надежно и устойчиво. Delphi поддерживает использование уже существующих объектов DLL, написанные на CC++, OLE сервера. Delphi предлагает разработчикам – как в составе команды, так и индивидуальным – открытую архитектуру, позволяющую добавлять компоненты, где бы они ни были изготовлены, и оперировать этими вновь введенными в визуальном построителе. Разработчики могут добавлять CASE-инструменты, кодовые генераторы, а также авторские helpы, доступные через меню Delphi. Two-way tools – однозначное соответствие между визуальным проектированием и классическим написанием текста программы. Это означает, что разработчик всегда может видеть код, соответствующий тому, что он построил при помощи визуальных инструментов и наоборот. Визуальный построитель интерфейсов (Visual User-interface builder) дает возможность быстро создавать клиент - серверные приложения визуально, просто выбирая компоненты из соответствующей палитры. Библиотека визуальных компонентов. Эта библиотека объектов включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE. Структурное объектно-ориентированное программирование Delphi использует структурный объектно-ориентированный язык (Object Paskal), который сочетает с одной стороны выразительную мощь и простоту программирования, характерную для языков 4GL, а с другой стороны эффективность языка 3GL. Программисты немедленно могут начать производить работающие приложения, и им не придется для этого изучать особенности программирования событий в Windows. Delphi полностью поддерживает передовые программные концепции, включая инкапсуляцию, наследование, полиморфизм и управление событиями. Библиотека объектных Визуальных Компонент. Компоненты, используемые при разработке в Delphi (и собственно самим Delphi), встроены в среду разработки приложений и представляют собой набор типов объектов, используемых в качестве фундамента при строительстве приложения. Этот костяк называется Visual Component Library (VCL). В VCL есть такие стандартные элементы управления, как строки редактирования, статические элементы управления, строки редактирования со списками, списки объектов. VCL содержит специальный объект, предоставляющий интерфейс графических устройств Windows, и позволяющий разработчикам рисовать, не заботясь об обычных для программирования в среде Windows деталях. Ключевой особенностью Delphi является возможность не только использовать визуальные компоненты для строительства приложений, но и создание новых компонент. Такая возможность позволяет разработчикам не переходить в другую среду, а наоборот, встраивать новые инструменты в существующую среду. Кроме того, можно улучшить или полностью заменить существующие по умолчанию в Delphi компоненты. Добавление новых объектов Delphi – это, прежде всего среда разработки, базирующаяся на использовании компонент. Поэтому можно добавлять совершенно новые компоненты в палитру компонент. Можно создавать компоненты внутри Delphi, или вводить компоненты, созданные как управляющие элементы VBX или OLE 2.0 или можно использовать компоненты, написанные на C или C ++ в виде dll. |
|
© 2010 |
|