РУБРИКИ |
Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьникамиПоследовательность введения новой компоненты состоит из трех шагов: · наследование из уже существующего типа компоненты; · определение новых полей, свойств и методов; · регистрация компоненты. Это все делается через меню Install Components. Объектно-ориентированное программирование (ООП) произвело революцию в мире программирования и является наиболее популярной парадигмой программирования в настоящее время. Объектно-ориентированное программирование – новый способ концептуализации, который проводить вычисления и как работа, выполняемая компьютером, должна быть структурирована и организована. Главные причины, которые принесли заслуженную популярность ООП: почти полное разрешение проблемы кризиса в программном обеспечении, за счет уменьшения времени на разработку программного продукта и высокой технологии программирования; переход от существующих языков программирования к новым, прогрессивным информационным технологиям и сходство идей ООП с идеями из других областей науки. В последнее десятилетие объектно-ориентированная технология нашла свое место в пользовательских интерфейсах, базах данных, языках программирования. В мире уже многие разработчики твердо ориентируются на использование Delphi как на инструмент, позволяющий создавать высокоэффективные клиент - серверные приложения. Диапазон разработанных при помощи Delphi программных продуктов также поражает – от игровых программ до мощнейших банковских систем. 2.2.2 Разработка алгоритма автоматизации Блок-схема главной части программы приведена на рис. 2.1. Рисунок 2.1-Блок-схема главной части программы Перед началом работы главной части программы, тестируемый вводит свою фамилию и имя и получает инструкцию по работе с тестом. После ознакомления с инструкцией происходит запуск основной части. Далее происходит вывод текста вопроса. Затем программа ожидает ответа пользователя. Если тестируемый захотел выйти, нажимает кнопку закрыть и программа возвращает на начало тестирования. Если продолжает тестирование и если вопрос не последний, то увеличивается номер текущего вопроса и переходит к выводу его текста. Если вопрос последний, то программа выводит результаты тестирования на экран. После прочтения результата тестируемый нажимает Ok, и программа возвращает на начало тестирования. 2.2.4 Программирование задачи на языке Delphi 5Методика “Сложные аналогии” Список констант: N – количество вопросов в тесте. NS - количество вопросов в тесте (в виде строки). FULLTIME - количество секунд, выделенных для ответа на вопросы. DeadLine – строковое сообщение: 'У вас осталось '; Список глобальных переменных: Cname – имя пользователя. BegTime – время начала работы с тестом. CurTime – текущее время. TimeLeft – время, оставшееся до конца теста. Cnt – номер текущего вопроса. Qfile – файловая переменная для файла вопросов теста. AFile - файловая переменная для файла правильных ответов теста. CorrectA – массив, в котором хранятся правильные ответы. CorrectNum – количество правильных ответов пользователя. Quest – текущий вопрос. Список локальных переменных: Tmpi, Tmps, TT, SS, SSS, Code – переменные для хранения временной информации. i – счетчик циклов. RFile - файловая переменная для файла вывода результатов тестирования. Программы методик «Сложные аналогии», «Мейли», «Количественные отношения» (приложение В). Глава 3. Результаты исследования проведения профориентационной работы с использованием психодиагностических методик и их автоматизация Наше исследование состояло из 4-х этапов. Первым этапом стало тестирование по подобранному банку психологических диагностик: ДДО, ОПГ, Голланд, Анкета интересов. Испытуемым выдавались напечатанные бланки, в которых они давали соответствующие ответы. Результаты приведены в таблице 3.3 и таблице 3.4. Вторым этапом для исследования 10-го и 11-го классов с математическим уклоном были выбраны следующие методики: методика «Сложные аналогии», тест «Мейли», методика «Количественные отношения». На третьем этапе нашего исследования испытуемым предлагалось пройти 3 методики: «Числовые ряды Мейли», «Количественные отношения», «Сложные аналогии» но на компьютере. Результаты тестирования приведены в таблице 3.1. и таблице 3.2. Перед тем как провести 3 методики в бланковом и компьютерном вариантах, необходимо было определить длительность проведения затрачиваемое на методики в бланковом и компьютерном вариантах, определить время, затрачиваемое на обсчет результатов, провести подсчет по каждому варианту. В автоматизированном виде 3 методики представлены на рисунках 3.1, 3.2, 3.3. Рабочие окна программ Первая методика, которая была предложена 10 и 11 классу это «Сложные аналогии». Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их цифровое обозначение 1, 2, 3, 4, 5, 6. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6) ту, которая соответствует найденному налогу из таблицы «шифр». Для того чтобы начать тестирование необходимо ввести свою фамилию и имя После того как тестируемый ввел свои данные, если он нажимает выход, программа закрывается, если продолжает тестирование то нажимает Ok. Появляется следующее окно с инструкцией После инструкции появляется рабочее окно, где представлены непосредственно вопросы После того как тестируемый ответил на все 20 вопросов, автоматически появляется окно с результатом После нажатия Ok происходит возврат на начало тестирования. Вторая предложенная методика называется методика «Мейли». Данная методика выявляет логическое подростков. Методика состоит из ряда чисел, связанных между собой числовой закономерностью. Просмотрев ряд, найти закономерность, по которой изменяются числа ряда, и ввести число, которое должно быть в ряду следующим. Всего 20 закономерностей. Для того чтобы начать тестирование необходимо ввести свою фамилию и имя После того как тестируемый ввел свои данные, если он нажимает выход, программа закрывается, если продолжает тестирование то нажимает Ok. Появляется следующее окно с вопросами После того как тестируемый ответил на все 20 вопросов, автоматически появляется окно с результатом После нажатия Ok происходит возврат на начало тестирования. Третья методика «Количественные отношения». Данная методика предназначается для оценки логического подростков. Тестируемым предлагается для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Для того чтобы начать тестирование необходимо ввести свою фамилию и имя После того как тестируемый ввел свои данные, если он нажимает выход, программа закрывается, если продолжает тестирование то нажимает Ok. Появляется следующее окно с вопросами После того как тестируемый ответил на все 18 вопросов, автоматически появляется окно с результатом После нажатия Ok происходит возврат на начало тестирования. Таблица 3.1 - Результаты компьютерного и бланкового тестирования учеников 10-го класса по методикам «Сложные аналогии», «Мейли», «Количественные отношения»
Таблица 3.2 - Результаты компьютерного и бланкового тестирования учеников 11-го класса по методикам «Сложные аналогии», «Мейли», «Количественные отношения»
Таблица 3.3. - Результаты тестирования 10-го класса по методикам: ДДО, ОПГ, Голланд, Анкета интересов.
Таблица 3.4. - Результаты тестирования 11-го класса по методикам: ДДО, ОПГ, Голланд, Анкета интересов
Предварительный анализ данных обследования дал материал для создания портрета личности каждого испытуемого, познания его склонностей и способностей, мотивации поведения, что в конечном итоге позволило раскрыть каждому ученику его сильные и слабые стороны, обсудить ряд профессий, где эти стороны он может реализовать. В конце ученик сам выбирает оптимальный для него тип учебного заведения, профессию. Ученикам с низкими результатами не определившимися с выбором профессии рекомендовалась индивидуальная консультация у психолога в данной школе. Полученные результаты показаны на диаграмме. В процентном соотношении результаты выглядят так (рис. 3.1): Рис. 3.2 Результаты тестирования 10-го и 11-го классов по профориентационным методикам Результаты тестирования 10-го и 11-го классов по профориентационным методикам: 1 – 40% учеников в большей степени предрасположены к точным техническим специальностям; 2 – 35% учеников в значительной степени предрасположены к техническим специальностям; 3 – 15% учеников с неопределенной профессиональной предрасположенностью; 4 – 10% учеников не предрасположены к выбору техническим специальностям. Статистическая обработка имперического материала обрабатывалась в ручном и компьютерном вариантах (3 автоматизированные методики). После подсчета данных сравнивались результаты, и количество времени, занимаемое, на выполнение компьютерных методик и делались выводы об эффективности применения компьютерных методов в профориентации. Затрачиваемое время на обсчет данных в бланковом варианте составляет 1 час, а в компьютерном варианте происходит автоматически, так что фактор времени ничтожен. Данная гипотеза подтвердилась в том что, в результате внедрения компьютерных методов профессиональной диагностики школьников упрощается работа по обработке результатов и снижается время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных. Оценка эффективности внедрения компьютерных технологий в профориентационной работе Важной задачей для профконсультанта является повышение эффективности диагностирования с помощью компьютерных технологий. Гипотеза работы: необходимо выяснить, снижается ли время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных. Оценивать эффективность работы можно с помощью сравнения использования бланковых методик с компьютерными. Для этого необходимо: 1) Определить длительность проведения затрачиваемое на методики в бланковом и компьютерном вариантах. 2) Определить время, затрачиваемое на обсчет результатов. 3) Провести подсчет по каждому варианту. 1 Определение трудоемкости проведения мероприятий Проводим тестирование на группе респондентов 20 человек. В бланковом варианте 7 методик, подсчет результатов проводится вручную. В компьютерном варианте 3 методики, подсчет результатов происходит автоматически. На каждый тест заполняется таблица со всеми результатами. ТччБ = заполнение бланков + (подсчет результатов х 20 человек) + составление таблицы. ТччБ = 8 + (5 х 20) + 7 = 1,9 ч.ч. ТччБ = 15 + (15 х 20) + 7 = 5,3 ч.ч. ТччБ = 10 + (10 х 20) +7 = 3,6 ч.ч. ТччБ = 15 + (15 х 20) + 7 = 5,3 ч.ч. ТччБ = 10 + (10 х 20) + 10 = 3,7 ч.ч ТччБ = 8 + (10 х 20) + 10 = 3,6 ч.ч. ТччБ = 20 + (10 х 20) + 10 = 3,8 ч.ч. Трудоемкость тестирования в базовом варианте ТччБ = 1,9 + 5,3 + 3,6 + 5,3 + 3,7 + 3,6 + 3,8 = 16,1ч.ч. Расчет трудоемкости в проектируемом варианте осуществляется на компьютерах. Компьютерный класс оборудован 10 компьютерами, поэтому тестирование проводится в два этапа по 10 человек. В проектируемом варианте первые 4 методики проводятся бланковым методом, отсюда ТччБ = 1,9 + 5,3 + 3,6 + 5,3 + 3,7 + 3,6 + 3,8 = 16,1ч.ч. Три методики выполняются на компьютере. ТччПР = 10 х 2 = 20 + (1 х 20) = 0,7 ч.ч. ТччПР = 8 х 2 = 16 + (1 х 20) = 0,6 ч.ч. ТччПР = 20 х 2 = 40 + (1 х 20) = 1 ч.ч. Трудоемкость проектируемого варианта на компьютере ТччПР = 0,7 + 0,6 + 1 = 2,3 ч.ч. Итого трудоемкость проектируемого варианта ТччПР = 16,1 + 2,3 = 18,4 ч.ч. 2 Расчет цены оргтехники Стоимость компьютера 30 000 р., срок эксплуатации компьютера 5 лет. Нормативное время работы компьютера в год 2 000 часов. Цк = (30000 / 2000) / 5 = 3 х 2,3 = 6,9р. 3 Определение затрат на проведение мероприятий 3.1 Расчет заработной платы психолога Заработная плата психолога составляет 20р. в час. ЗПб = 20 х 27,2 = 544 р. ЗПп = 20 х 18,4 = 368 р. На заработную плату делаются начисления во внебюджетные фонды в размере 35,6 % от начисленной заработной платы. Нзпб = 544 х 0,356 = 193,7 р. Нзпп = 368 х 0,356 = 131,008 р. 3.2 Расчет амортизационных отчислений Норма амортизационных отчислений на компьютер 12% в год от его стоимости. Сумма амортизации (А) на программу А = 6,9 х 0,12 = 0,828 р. 3.3 Расчет затрат на ремонт и обслуживание компьютера (Рк) Средняя стоимость ремонта и обслуживания принимается в размере 10% в год от стоимости компьютера. Рк = 6,9 х 0,1 = 0,69 р. 3.4 Расчет затрат на картридж (К) К = 1 300 / 2 000 х 2,3 = 1,49 р. 3.5 Расчет затрат на бланки (Бл) Стоимость бланка для анкетирования 1 р. Блб = 20 х 7 х 1 = 140 р. Блп = 20 х 4 х 1 = 80 р. 3.6 Расчет затрат на электроэнергию (Эл) Расчет электроэнергии для компьютера рассчитывается исходя их мощности токоприемника (N), времени работы (Т), цены (Ц) и поправочных коэффициентов. N =0,4 кВт; Ц – 0,54 р/1 кВт; коэффициент загрузки по времени = 0,6; коэффициент загрузки по мощности = 0,5; коэффициент потерь в сети = 0,8; коэффициент полезного действия = 0,65. РЭл = (0,4 х 0,6 х 0,5 х 0,8 х 2,3) / 0,65 = 0,34 р. 3.7 Расчет прочих расходов (Пр) Прочие расходы принимаются в размере 80 % от затрат на заработную плату Пр = З.Пт х 0,8. Прб = 544 х 0,8 = 435,2 р. Прп = 368 х 0,8 = 294,4 р. После определения расчета затрат определяется сумма затрат (З) на проведение мероприятий и экономия затрат. Расчет сводится в таблицу 1. профориентационная работа методика автоматизация Табл. 1. – расчет затрат
Экономия затрат (Эз) Эз = 1312,9 – 876,756 = 436,144 р. Годовой экономический эффект Эгод = 436,144 - 0,27 х 76,8 = 415,408 р. По данному расчету можно сделать вывод что, в результате внедрения компьютерных методов профессиональной диагностики школьников упрощается работа по обработке результатов и снижается время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных. Экономия затрат составляет 436,144 рубля. Годовой экономический эффект составляет 415,408 рубля. Социальный эффект: повышение качества тестирования, рост производительности труда психолога. Глава 5. Безопасность и экологичность работы Экология как наука сформировалась в середине прошлого столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям. Термин экология (от греческого слова oikos – дом, жилище; logos – учение, наука) ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель, который выделил в самостоятельную науку и назвал этим словом раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды /32/. В современном обществе глубоко укоренились технократический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами самовоспроизводства природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а, следовательно, и здоровью человека. Сегодняшняя экологическая ситуация вызывает всеобщую тревогу, споры, ожесточенную полемику на научных дискуссиях, в кабинетах власти, просто при встречах людей разных возрастов и профессий. Антропогенное влияние на среду не ограничивается воздействием на здоровье человека и прямыми формами действия на флору и фауну. Упрощение структуры экосистем, уменьшение набора составляющих их видов означает нарушение эволюционно сложившихся механизмов, поддерживающих их устойчивость. Это ведет к снижению уровня продуктивности, угрожает поддержанию постоянства газового состава атмосферы, нарушает естественные самоочищения вод, поддержания плодородия почвы. Возрастающие темпы изменения среды обитания приводят к нарушению взаимосвязи между ней и человеком, снижению адаптационных возможностей организма. Среда обитания может содержать такие вещества, с которыми организм в ходе эволюции не сталкивался и поэтому не имеет соответствующих анализаторных систем, сигнализирующих об их наличии. В связи с этим оценить состояние здоровья человека, понять характер патологии в отрыве от анализа происходящих изменений в окружающей среде невозможно /33/. Для России экологические проблемы также актуальны, как и для большинства других стран. Исключение составляет разве что отсутствие перенаселения. Как крупная страна, Россия вносит существенный вклад в планетарную экологическую ситуацию. Существует три основные проблемы, которые на протяжении последних десятилетий никак не решаются, напротив, усугубляются: 1) Отсутствие последовательной государственной экологической и эколого-экономической политики. На протяжении большей части ХХ века в России преобладали ресурсно-милитаристский тип хозяйства и командно-бюрократическая система управления, в которой главенствовали технократы и военные. Богатство природных ресурсов страны в этих условиях при экстенсивном экономическом росте обернулась крайней расточительностью и низкой эффективностью их использования. Современные экономические реформы также никак не ориентированы на улучшение экологической обстановки. Переход к рыночной экономике при недостаточности экологической регламентации хозяйственной деятельности усугубляет эти тенденции. А ухудшение экологической ситуации в свою очередь создает дополнительные экономические трудности. Вместе с тем, Россия располагает большой площадью ненарушенных природных систем, которые являются нашим природным богатством, и одной из немногих областей стабилизации биосферы всей планеты. 2) Превышение допустимой антропогенной нагрузки на природную среду, обусловлено многими факторами, среды которых наиболее существенные: · высокая концентрация промышленности в крупных индустриальных центрах; · неблагоприятные климатические условия на большей части территории; · значительная территориальная неравномерность распределения ресурсов, плотности населения, и хозяйственного потенциала. 3) Состояние здоровья населения России находится под двойным прессом неблагоприятных экономических и экологических условий: · большая частота нарушений беременности родов, дефектов развития новорожденных, высокая детская заболеваемость и смертность; · высокая химическая и радиационная нагрузка на значительные контингенты населения, приводящая к широкому спектру патологий (аллергия, иммунодефициту). Если народы мира хотят сохранить жизнь на Земле, природу, цивилизацию и самих себя в детях, внуках и более отдаленных поколений, то необходимо без промедления приняться всем сообща за дело. Ведь кроме нас самих единственных обитателей Вселенной никто не поможет. «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права; ошибки и заблуждения исходя от людей», - так писал Гете. Данные проблемы имеют лишь косвенное отношение к нашей работе. Однако и здесь можно проследить некоторую связь. Цель нашей работы – автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками. В буквальном переводе слово экология означает науку, изучающую дом, жилище. Иными словами определенную среду обитания. В нашем случае рассмотрению подлежит экология с точки зрения психологическом науки. И в этом случае т.н. «дом» это внутренняя среда человека, его психика и структуру с нею взаимосвязанную. Исходя из этого, можно заключить, что экология в психологическом аспекте, это система бесконфликтного или иными словами конгруэнтного сосуществования и внутреннего мира человека и его взаимодействия с внешней средой. Профессиональная ориентация имеет своей целью выяснения глубинных предрасположенностей человека к той или иной профессиональной деятельностью. В случае если последнее действительно определена правильно и не вступает в конфликт с внутренними, не только ценностями и убеждениями, но и иными, более глубинными предрасположенностями человека. То такой человек обладает большими шансами или иными словами, в большей степени, более эффективно реализовать свой потенциал. Ключевой момент заключается и в том, что внутренний мир человека не растрачивается на поиск «смысла жизни», его предназначения в этом мире и т.п. Про таких людей говорят, что его профессия (работа) является его хобби, и наоборот. |
|
© 2010 |
|