РУБРИКИ

Депрессивные состояния у подростков и их коррекция

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Депрессивные состояния у подростков и их коррекция

Депрессивные состояния у подростков и их коррекция

Астраханский Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

на тему: «Депрессивные состояния у

подростка  и их коррекция»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ст-т гр. 653 ППФ

Мазурова Ю.А.

 

Проверил:

Майсак Н.В.

 



Астрахань, 2004г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Депрессивные состояния как психологический феномен …………...6

1.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности ………………………6

1.2. Характеристика депрессивных состояний у подростков ………………...12

1.2.1    Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний у подростков …….................................................12

1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков ...22

1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков ………………………………………………………...32

Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков………………………………………………………………………..39

2.1. Диагностика депрессивных состояний у подростков ……………………39

2.1.1.Применение опросника CDI («Описание детской депрессии») в изучении депрессивных состояний у подростков ……………………….39

2.1.2.Использование опросника СПА («Социально-психологическая адаптивность») для выявления дезадаптации у подростков …………….42

2.1.3. Применение стандартизированной беседы и теста Люшера для подтверждения состояния депрессии у подростков ……………………..46

2.2. Программа коррекционной работы с депрессивными подростками …………………………………………………………………………………….52

2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками ………..59

Заключение …………………………………………………………...................64

Список литературы ……………………………………………………………..68

Приложение …………………………………………………..............................71

Введение.

 

Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А.,       Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.

К началу третьего тысячелетия на одно из первых мест выходит проблема депрессивных расстройств. По этому поводу во всем мире ведутся обширные и интересные исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения(1998г.) депрессии подвержено от 5 до 15 % всего населения земного шара. По прогнозам американских исследователей к 2010-2030 году депрессия выйдет на первое место по распространенности. Профессор О. П. Вертоградова провела исследование, в котором показала, что в рамках психоневрологического диспансера депрессивные расстройства составляют 1%, при массовом обследовании на промышленном предприятии обнаружилось уже 26%, а среди обратившихся на прием к терапевту в городскую поликлинику доля таких больных составляет 68%. Депрессия настолько распространена, что ее часто называют “болезнью XX века”.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка – один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная  и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения  нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия – депрессивные состояния.

В 60-70 г.г. ХХ столетия подростковая депрессивность упоминалась лишь зарубежными исследователями и только в клиническом смысле (Эйслер, 1958г., Оффер, 1969г., Раттер, 1976г., Ковакс, 1984г.). В 90-е г.г. ХХ века и в начале ХХI века произошли серьезные изменения в исследовании депрессии у подростков. В зарубежной  и отечественной науке наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме со стороны психологии – общей, педагогической, возрастной. Появились фундаментальные теоретические труды, крупномасштабные исследования (Коул, 1991г., Ратерсон и Капалди, 1990г., Ковакс, 1992г., Хейманс, Подольский, 1996г.) Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко (5-6%), но эти состояния опасны по своим последствиям; они осложняют процесс взросления и могут приводит подростков к дезадаптации.

     Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики депрессивных состояний у подростков и нахождение оптимальных способов их коррекции.

Объектом исследования выступают депрессивные состояния у подростков.

Предмет исследования -  процесс коррекции депрессивных состояний у подростков.

Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической  коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.

Гипотеза: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков и способствует профилактике возможной дезадаптации.


В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1.     Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу    по проблеме исследования.

2.     Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом                  возрасте.

3.     Определить оптимальные приемы, методы, пути коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте.

4.     Разработать и апробировать программу коррекции депрессивных состояний в    подростковом возрасте.

База исследования: СОШ № 4 г. Астрахани.

Испытуемые – 62 подростка, 8-9-ых классов.

Методы исследования: опросники CDI («Описание детской депрессии») и СПА («Социально-психологическая адаптивность»), индивидуальная стандартизированная беседа, тест Люшера.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.      Основное содержание работы изложено на 70  страницах.















1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности


Депрессия - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Различаются функциональные состояния депрессии возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. Использование в данной дипломной работе термина "депрессивное состояние" опирается на психологическую составляющую данного понятия. Термин "депрессивное состояние» относится к классу психических состояний, обладая необходимыми для этого психологическими характеристиками (психическое состояние - это понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичного момента).

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие: 1) субъективное переживание отрицательного аффекта; 2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент - патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого - эмоциональные нарушения.

Депрессии всегда реализуются в неразрывном единстве психических и соматических изменений, имеющем определенную динамику на разных этапах развития депрессивных состояний. Более того, в ряде случаев сдвиги в соматической сфере организма могут опережать психопатологическую симптоматику или же выступать на первый план в клинической картине депрессии. С точки зрения психологии, соматические изменения и расстройства возникают вследствие психических нарушений, в том числе и вследствие депрессии. Депрессия как функциональное расстройство возникает в результате определенных психических изменений.

По мнению известного психотерапевта Покрасса Михаила Львовича, депрессия - это проявление и необходимый инструмент осознанной или неосознанной перестройки мотивационной системы ценностей - инструмент выбора, механизм самостроительства или саморазрушения. Депрессия возникает всякий раз, когда человек сталкивается с отсутствием условия, без которого для него невозможно удовлетворение его ценностей, сохранение целости "Я" или самой жизни, невозможно осуществление важной для него активности.[1]

Депрессия, по мнению американского психотерапевта Ш.Трикетт, часто является следствием тревоги.  В состоянии тревоги действия человека ускоряются, а при депрессии - наоборот, замедляются. Депрессия выступает   вынужденным отдыхом организма после тревоги.

Ш.Трикетт подчеркивает, что депрессивное состояние в большей или меньшей степени действует на всего человека, перестраивает всю его структуру – начиная от мыслей, заканчивая его поведением.  Хотя эти изменения могут происходить постепенно, депрессивный человек отличается от того, каким он был до начала депрессии. Возможно даже, что  он становится собственной противоположностью.[2]

Наиболее очевидный и типичный признак депрессии - тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа - не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном "уродстве", "глупости", о своей "бесполезности". Иные взрослые в состоянии депрессии также бывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны. Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятные физические ощущения и боли.

Курпатов А.В. считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Для депрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений. [3]

По мнению Ковалева Е.В., во время депрессии преобладают устойчиво-негативные, безнадежные мысли о будущем и настоящем. Они могут быть смешаны с раздумьями о смерти и самоубийстве. Человек в депрессии чувствует себя одиноким, неполноценным, безнадежным и бесполезным: он пессимистично настроен по отношению почти ко всему.  До 80% всех депрессий протекают с суицидальными тенденциями (мысли о самоубийстве и попытки свести счеты с жизнью).

Кроме того, по мнению Ш.Трикетт, человек в депрессии может испытывать трудности с сосредоточением, вниманием, памятью и принятием решений. Поэтому у людей старшего возраста потеря ориентации, возникающая вследствие депрессии, может быть ошибочно принята за старческое слабоумие и помешательство. И как самое крайнее проявление, возможна непоследовательность и хаотичность мыслей.

Чрезмерная тревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией, чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон. Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.

Кроме того, депрессию может сопровождать потеря интереса к сексу. Для некоторых людей, страдающих депрессией, необходимость половой близости переходит в ненасытный голод, который приводит к постоянной тревоге, что их оставят или отвергнут. Отвращение к себе и обесценивание себя, особенно если оно касается чувства неполноценности по поводу своего тела, может стать средоточием депрессии.

Апатичность и неспособность закончить работу, а также трудности, возникающие при чтении и изучении,- все это симптомы депрессии. М.Голант отмечает, что при депрессии «…каждый вздох может сопровождаться глубокими стонами. Некоторые люди постоянно заливаются слезами или просто находятся на грани потери самообладания, плача по каждому малейшему поводу. Одни сутулятся и еле волочат ноги, другие, наоборот, возбуждены и нервозны. Некоторые, страдающие депрессией, способны функционировать, несмотря на свой недуг, тогда как другие не способны даже выполнять простые повседневные дела, например, одеться, приготовить еду или поесть, помыться или пойти на работу»[4]. Все эти симптомы взаимодействуют друг с другом и накладываются друг на друга, а не действуют в одиночку. Один симптом может приводить к другому, и в итоге человек начинает "скатываться вниз". Справиться с этим в одиночку сложно, помощь специалиста способна помочь человеку в этой ситуации.

Специалистов интересовали не только проявления депрессии, но и ее причины, среди которых А.Лоуэн выделяет такую как преследование нереальных целей. Основными человеческими потребностями, кроме физиологических, являются любовь, самовыражение и свобода.

Преследуя наши иллюзии, мы ставим перед собой нереальные цели, то есть те цеди, достижение которых, по нашему убеждению, сделает нас свободными, и восстановит наше право на самовыражение. и даст нам способность любить. Причем нереальными являются не сами цели, а вознаграждения, которые должны последовать после их достижения. Среди целей, которые многие преследуют, можно выделить следующие: богатство, успех и слава. Никакое количество денег не может обеспечить внутреннего удовлетворения, которое само по себе делает жизнь радостной и ценной. В большинстве случаев стремление приобрести богатство отклоняет энергию от деятельности более творческой, более самовыразительной и ведет к обнищанию духа.

Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни,  потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

Людей можно разделить на две категории: сосредоточенных на внешнем мире и его ценностях и живущих своим внутренним миром. В широком смысле внутренне-ориентированный человек обладает сильным и глубоким чувством самости. В отличии от человека внешнего мира его поведение и взгляды мало подвержены влиянию постоянно меняющихся условий внешнего окружения. Его личность имеет внутреннюю стабильность и порядок, находится на твердом фундаменте самоосознания и самопринятия. Он крепко держится на ногах и знает, на чем он стоит. Все эти качества отсутствуют у человека внешне-ориентированного, который в сильной зависимости от окружающих, особенно в своей эмоциональной сфере. Лишенный поддержки других он впадает в депрессию. Еще одним различием между человеком внутреннего и внешнего мира является то, во что они верят. Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, верит в себя. Человек, сосредоточенный  на внешнем мире, верит в других людей, поэтому он всегда рискует столкнуться с разочарованием.

Итак, при депрессии страдают практически все сферы – эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно – в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость – различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как «утрата интереса и удовольствия».

Лод

Лодол

олроддж

1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте

1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков

Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и старшие классы, - все это требует громадных усилий для психологического приспособления у подростков.

Ученые считают, что вероятность возникновения у подростков депрессии повышают следующие факторы:

·            Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведени).

·             Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

·            Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).

·            Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).

·            Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).

·            Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).

У подростков естественной частью процесса развития являются ролевые переходы. Ролевой переход определяется как проблема в адаптации к жизненным умениям, требующим исполнения новой роли. Изменение роли сопровождает переходы из одной стадии жизни в другую: из детства в период полового созревания, из средней школы в колледж, от роли незамужней девушки к роли жены и т.д.

Для подростков ролевые переходы являются естественной частью процесса их развития (окончание школы, планирование работы или карьеры, романтические отношения). Эти изменения воспринимаются как традиционные, и с ними обычно успешно справляются. Проблемы обычно возникают, если родители не могут принять изменений, сопутствующих переходу (например, желание подростка больше времени проводить с друзьями и меньше – с семьей), или когда подросток не может сам справиться с изменениями. Однако ролевые переходы также могут быть навязаны подростку в результате непредвиденных обстоятельств, как, например, болезнь родителя. Способность подростка справляться с непредвиденными обстоятельствами зависит от предшествующего психологического развития и социальной поддержки в настоящий момент.

Ученые считают, что необходимость изменения исполняемых ролей возникает в результате нескольких причин:

1.ухудшения социальной активности в результате депрессии,

2.психологической и социальной незрелости,

3.проблемы между подростком и родителями,

4.изменений, вызванных неожиданным событием.

Таким образом, депрессия может привести к появлению проблем в ролевом переходе.

Э. Эриксон описал изменения и основные задачи, связанные со стадиями развития подростка и взрослого человека. Естественные для подростка переходы таковы:

1.переход в период полового созревания,

2.сдвиг от групповых отношений к парным,

3.начало сексуальных отношений и проявление желаний,

4.отделение от родителей и семьи для достижения независимости,

5.стремление найти работу, чтобы обеспечивать себя финансами,

6.принятие на себя ответственности за свое будущее, планирование карьеры.[5]

Проблемы, возникающие во время этих переходов, связаны с понижением самооценки, неспособностью оправдать ожидания свои и семьи, растущим давлением и ответственностью, давлением ровесников, направленным поведением, соответствующее группе, неспособностью уйти от зависимости от семьи из-за недостаточной уверенности в себе или нежелания семьи отделяться. Подростки, впадающие в депрессию в последние годы учебы в средней школе, обычно обеспокоены растущим давлением и ответственностью за принятие решений о своем будущем.

Депрессия может привести к искажению восприятия подростком и нормального ролевого перехода. Подросток в таком случае начинает воспринимать  свой переход как потерю или неудачу. Подросток может почувствовать неспособность исполнять новую роль или недовольство ограничениями в ней. Депрессия может усугубить проблему и привести к появлению у подростка постоянного чувства безнадежности, к неспособности приспособиться к новой роли или найти способ изменить ее так, чтобы она лучше соответствовала потребностям подростка. В результате переход влияет на понижение самооценки и появление ощущения неудачи вследствие неспособности успешно исполнять новую роль. Таким образом, проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии.

Непредвиденные или навязанные ролевые переходы включают переход к исполнению роли родителя и изменение семейной роли, сопровождающееся возрастанием или снижением ответственности. Проблемы, которые возникают в результате совершения навязанных переходов, часто возникают из-за чувства подростка, что он перегружен новой ответственностью, связанной семейной структурой, и ощущения неспособности справляться с новым давлением. Неспособность совершить ролевой переход может привести к появлению чувства потери социальной поддержки и трудностям в рассмотрении сопутствующих чувств – грусти, злости, страха и разочарования.

Неспособность вжиться в новую роль из-за неодобрения родителей или внешних обстоятельств может также привести подростка к депрессии.

В отечественной психологии и педагогике традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии подростка (работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной). С первых же дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Установлено, что такие распространенные явления, как дисгармоничные виды семейного воспитания, служат фактором высокого риска разнообразных нарушений общего психического и особенно личностного развития. Показана ведущая роль семейного неблагополучия и неправильного воспитания в формировании неврозов у подростков.

В своем труде по психогенным расстройствам у детей и подростков А.Дюрсен высказывает мнение, что в подростковом возрасте возможно развитие достаточно глубоких депрессивных расстройств, которые подчас мало, чем отличаются от таковых у взрослых. Причиной их развития автор называл, прежде всего, неправильное поведение родителей.[6]

Как показывают многочисленные исследования, депрессивные подростки чаще выходят из семей с высоким уровнем психопатологий или же из неблагополучных семей того или иного вида. Существует множество возможных механизмов, которые могли бы объяснить такую связь. Это и генетические процессы, и экспозиция семейного нарушения, и моделирование негативных родительских стилей и т.д. Генетическую теорию поддерживают факты, свидетельствующие о том, что подростки депрессивных родителей имеют тенденцию показывать те же самые психические нарушения, что и у их родителей.  

       Некоторые исследователи отмечают, что организация структуры семьи помогают эффективно преодолевать или переживать проблемы. В семьях, неблагополучных в отношении межличностных взаимодействий, движение подростка к независимости рассматривается как уход от родителей, что еще более усугубляет отношения в семье, ведет к развитию депрессии. В семьях, где принято избегать внешних взаимодействий, и где устанавливаются сверхлояльные отношения друг к другу, развитие подростковых депрессивных синдромов может быть следствием мифа семейного единства. Депрессивные симптомы могут также появляться вследствие того, что подросток зеркально отражает симптомы родителей, или потому, что подростки в таких семьях часто социально изолированы и одиноки. В этом отношении важно заметить, что двунаправленный эффект также очень вероятен. Например, у депрессивных матерей могут быть трудно управляемые дети, что, в конечном счете, ведет к увеличению депрессии у самих материй, или дети могут действовать таким образом, что провоцируют возникновение тех же проблем и неудач, которые привели к депрессии их матерей. Обнаруженное в одном исследовании тесное временное отношение между материнской и детской депрессией поддерживает идею общих факторов риска. Выявлена связь депрессивных симптомов с количеством конфликтов между подростками и родителями.

Значимые для жизни подростка отношения обычно включают отношения с членами семьи, учителями, лучшими друзьями и лицами, а которым подросток испытывает романтическую привязанность. На качество этих отношений может значительно повлиять депрессия, в то время, как и сами эти отношения, точнее, возникшие в них проблемы, могут привести к депрессии. Например, подросток с депрессией часто сталкивается с межличностными проблемами в отношениях с родителями, братьями или сестрами и друзьями даже после того, как их подавленное настроение было успешно устранение. Конфликты с семьей и друзьями могут также повлиять на развитие депрессивного эпизода.

 Ролевые споры в семье могут возникать, когда родители ожидают, что подросток будет полностью раскрывать им свои чувства и в подробностях рассказывать о своей жизни, в то время как подросток чувствует потребность отделиться от родителей и раскрывает чувства друзьям, а не в семье.  Один из особенно частых межличностных споров, который возникает между подростком и родителями, это конфликт между консервативным родителем и подростком, который старается вести себя сообразно взглядам своего поколения. Межличностные ролевые споры становиться проблемой, если депрессивный эпизод подростка связан с подобным конфликтом.  Типом спора, который, вероятнее всего, приведет к депрессивному эпизоду, является тот, в котором подросток чувствует свою беспомощность в разрешении конфликта, и спор в отношениях предполагает повторяться, способствуя развитию у подростка этого чувства. Так как  подросток чувствует себя непонятым и теряет надежду на взаимное общение, его самооценка падает, что отражается на социальном отстранении.[7]

Развод родителей отражается на спектре отношений в семье. Для детей и подростков самая острая реакция на расставание родителей проявляется в течение первых 6 месяцев или года после развода (Уоллерстейн и Келли, 1980). Первые несколько лет после развода дети в разведенных семьях, независимо от уровня конфликта, проявляют антисоциальное поведение и импульсивное, агрессию, неуступчивость, зависимость, раздражительность. Они испытывают больше трудностей в социальных отношениях, больше проблем в школе. Развод родителей может привести к возникновению у подростка депрессивных состояний. При разводе родителей подростку часто приходиться приспосабливаться к другому типу отношений с ними, особенно с тем из них, кто не является опекуном.  Часто родители, которые периодически общается с подростком, считают, что имеют законное право вмешиваться в занятия своих детей и устанавливать для них правила, даже если находиться далеко. Дети, однако, чувствуют что, если родителя нет, он не имеет права вносить ограничения в их жизнь. Раздражение и злость на родителя, появляющаяся в таких ситуациях, могут также привести к подростковой депрессии и чувству самобеспомощности в создании более продуктивных отношений с родителями. Также часто подросток считает, что он может сохранить отношения родителей, приложить максимум усилий, чтобы они остались вместе, но достигнув желаемого результата, переоценив свои возможности, у подростка приходит разочарование появляются мысли о собственной несостоятельности. Он начинает самоуничижаться, снижается самооценка, а вслед за ней наступает депрессия.

Следует обратить внимание на подростка в системе школьного обучения, на школьную успеваемость, на взаимоотношения с учителями и сверстниками, т.к.  депрессивное состояние у подростков накладывает отпечаток и на эту систему взаимоотношений. С другой стороны, отношения с учителями и сверстниками могут спровоцировать появление данных состояний. Нередко депрессивные состояния у подростков дисфонически окрашены, что может порождать конфликты с учителями и детьми, грубые нарушения дисциплины. Попытки административного воздействия при нарушениях поведения и неуспеваемости только усугубляет состояние депрессивного ребенка, создавая непреодолимые трудности в обучении.

Депрессии у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.

Некоторыми авторами выявлены половые различия, связанные со школьными проблемами и депрессии у детей. Д.А. Коул, исследуя выборку  подростков, обнаружил, что, хотя учителя оценивают девочек как более академически компетентных, чем мальчики, самооценка у девочек не выше, чем самооценка у мальчиков. По сравнению с учительской оценкой девочки были склонны недооценивать свою академическую компетентность, в то время как мальчики имели тенденцию переоценивать ее. Тенденция недооценивать академическую компетентность была значимо связана с самоотчетом по депрессивному опроснику. Д.А.Коул связал свои находки с результатами другого исследования, показавшими, что мальчики стремились связывать академические неудачи с недостатком усилий, а девочки – с недостатком способностей. Следствие из этого автор видит то, что девочки имели набор когнитивных обоснований, который предполагал их к депрессии. Однако нет уверенности в установлении причинности: возможно, депрессия ведет к недооценке академических возможностей. С точки зрения Д.А.Коула, этот факт требует дальнейшего исследования.[8]

Многие исследования показали, что депрессия у подростков ассоциируется с их неудачами в различных типах межперсональных отношений. Депрессия у подростков связана с затруднением в установлении дружеских отношений по мнению некоторых авторов, которые объясняли это следующим образом: или социальное поведение депрессивных подростков негативно влияло на социальное поведение их друзей, или негативный эффект депрессии повлиял на просоциальное поведение, необходимое для развития или установления дружеских отношений. Иная точка зрения была предложена Коулом, который предложил, что социальная компетентность прямо влияет на депрессивные симптомы. В  своем исследовании он обнаружил, что депрессия у мальчиков лучше прогнозируется через ощущения низкой уверенности в себе. У девочек трудности в отношениях со сверстниками могут сыграть определенную роль в развитии депрессивной симптоматики.

 Стрессогенные жизненные события являются одной из самых распространенных причин депрессивных состояний у подростков.

Взаимоотношения между стрессовыми ситуациями, реакцией нашего организма на жизненные трудности и депрессивным расстройством выглядят довольно сложно. В некоторых исследованиях  было показано, что депрессивная молодежь переживала негативные события за год до возникновения депрессивного эпизода. Сильное эмоциональное напряжение может быть вызвано и позитивными событиями, такими, как получение новой хорошей работы или получение премии. Довольно многие из числа тех, кто переживает депрессию, указывают на предшествовавшее заболеванию событие или напряженную ситуацию, которые, возможно, и спровоцировали возникновение болезни. И все же далеко не ясно, вызывают ли депрессию тяжелые события сами по себе. Ведь всем в жизни рано или поздно приходится сталкиваться с болезненными переменами и поворотами судьбы. И у большинства депрессивного расстройства все же не возникает. В то же время оно порой развивается и тогда, когда все в жизни идет нормально, а в некоторых случаях даже вслед за явно положительными переменами: после ухода  из неблагоприятной обстановки в более доброжелательную.

Изучая влияние стрессовых ситуаций на возникновение депрессии, ученые пришли к выводу, что у людей, подвергающихся повторным стрессам, постепенно развиваться чувство беспомощности. Особенности если они не имеют возможности контролировать стрессовую ситуацию. Такая приобретенная беспомощность, как полагают, может вести к депрессии. У людей приобретенная беспомощность принимает форму негативного и пессимистического убеждения относительно своей способности справляться с повседневными задачами в жизни, что основано у них на пережитых стрессовых ситуациях и неудачах в прошлом. Когда люди видят причины своих неудач за пределами их контроля, возможности развития депрессии увеличиваются.

Депрессия может развиваться и в результате лишающих нас возможности управлять своими чувствами тяжелых случайных происшествий. Таким кризисным событием может быть пережитое стихийное бедствие, террористический акт или автоавария по вине водителя другой машины.

И чем тяжелей, переживается такое событие, тем больше вероятность того, что оно приводит к депрессии. Неудивительно поэтому, что смерть члена семьи скорее отразиться на нас и даст начало депрессии, чем ссора с другом.

Люди по-разному реагируют на критическую ситуацию; у одного человека она может вызвать душевное опустошение, у другого – нет.

Психотравмирующие события могут сказываться и на процессе выздоровления при депрессивном расстройстве. Чем труднее складывается у подростка жизнь, тем дольше он будет выздоравливать. Если депрессия началась на почве развода родителей, то тормозить выздоровление могут последующие события в цепи бракоразводного процесса родителей. С другой стороны, скорейшему выздоровлению будут способствовать события, которые делают развод менее болезненным для подростков.

Итак, по мнению большинства ученых (Коул Д.А., Антропов Ю.Ф., Подольский А.И.), депрессия как психоэмоциональное состояние возникает у подростков, в большинстве случаев,  вследствие, экзогенных факторов.


1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков.

Подростковый период – такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком – выполнение его социально-профессиональной функции и функции образования семьи.

Подростковый возраст характеризуется ярким протеканием эмоций, экзальтацией, демонстративностивным поведением, резкой сменой различных состояний (Прихожан А.М., Толстых Н.Н, Фельдштейн Д.И., Кондратьев М.Ю. и др.). Причиной тому могут быть акцентуации характера (Личко А.Е.), среди которых у подростков часто проявляются демонстративная, гипертимная, циклотимная, лабильная. Так, циклотимная и лабильная могут приводить к депрессии, чувству одиночества, незначимости, мыслям о смерти.

Классический депрессивный синдром характеризуется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью, снижением жизненного тонуса, идеями самоуничижения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами. Депрессия у детей и подростков распознаются порой с трудом. Это обусловлено, во-первых, тем, что депрессивная симптоматика наслаивается на психологические особенности возраста и, во-вторых, нередко имеет маскированные формы проявления.

Многоуровневость  и сложность проблемы предполагают как выход за пределы лишь когнитивной сферы подростка, так и учет максимально широкой системы отношений, в которую включена развивающаяся личность (« социальная ситуация развития» по Л.С.Выготскому). В современной психологической науке накоплен банк данных, описывающих особенности влияния тех или иных компонентов социальной ситуации развития и их комбинации на возникновение и развитие депрессивности в подростковом возрасте.

Переход от детства к взрослости обычно подразделяют на несколько этапов в зависимости от изменений, происходящих в жизни ребенка. Почти во всех исследованиях подросткового возраста появляется слово «кризис». Это понятие в своем обыденном значении должно отражать интенсивность психических процессов, волнения и многочисленные трудности, вызывающие беспокойство, как у самих подростков, так и у людей, которые чаще всего с ними общаются. Традиционные психоаналитическая и психологическая  теории предполагают, что все  подростки проходят период депрессии, потому что они переживают конфликты и внутри себя, и в отношениях с окружающими, и это является нормальной стадией развития. Стенли Холл первым дал имя этой концепции – «шторм и стресс». Он был убежден, что все обычные подростки испытывают резкие перепады настроения и самочувствия, но это не указывает на психопатологию. Эти признаки являются частью нормального подросткового развития.

Эмпирические исследования доказали несостоятельность этой точки зрения (Оффер, Раттер). Оффер, исследуя подростковый период, определил подростковое смятение как «значительный срыв в психической структуре подростка, который ведет к нарушению психологического равновесия»[9].

Важной целью психологов является способность отличить «нормальных подростков» от подростков с психическими расстройствами. Исследования Оффера и Раттера подтверждают, что социально отстраненные подростки с резкими перепадами настроения, когнитивными искажениями и конфликтами с ровесниками и семьей вовсе не обязательно являются типичными подростками. Однако некоторые исследователи считают, что развитие в подростковом возрасте протекает бескризисно. Так, Маргарет Мид в 1988 году, изучив взросление детей на островах Самоа, Адмиралтейства, а позже и на Новой Гвинее, нашла, что переход к зрелости не сопровождается в этих обществах каким-либо кризисом или драмой. Подростки Океании не знают жестких сексуальных табу, для них нет проблемы индивидуального самоопределения (профессионального, социального или морального), которое должно быть осуществлено в относительно короткий промежуток времени. Поэтому переходный период здесь не знает внутренней напряженности, типичной для европейской и американской культур.

По мнению знаменитого этнографа Рут Бенедикт, тип перехода от детства к взрослости, в частности, зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и взрослому. Там, где требования более или менее единообразны, развитие протекает плавно и постепенно. В современных развитых обществах нормы поведения детей и взрослых различны и даже противоположны. Детский возраст считается игровым, свободным от ответственности. От ребенка требуют послушания, от взрослого – инициативы и самостоятельности. Контрастность детства и зрелости затрудняет подростку усвоение взрослых ролей, вызывая ряд внешних и внутренних конфликтов.

Изложенные факты позволяют предположить, что подростковый период не является универсальным возрастным феноменом, а во многом определяется социальной ситуацией, в которой происходит развитие. С этой точки зрения можно предполагать, что психологические условия, способствующие или, напротив, препятствующие возникновению депрессивных состояний у современных подростков, будут нести отпечаток своеобразия того культурно-исторического периода, на который пришлось становление их личности.

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Таким образом, разумно диагностировать подростков, поведение и чувства которых выпадают из нормального спектра, так как раннее вмешательство может привести к положительным результатам.

Ученые обращают внимание на проблему диагностики депрессии у подростков: подходит ли использование критериев, свойственных взрослым, для диагностики депрессии у подростков.

        Проблема, с которой сталкиваются при изучении подростковой депрессии, состоит в следующем: подходит ли использование критериев, свойственных взрослым, для диагностики подростков.

Критика применения критериев для взрослых при оценке депрессии у подростков имеет следующее обоснование. Во-первых, мало известно о валидности и надежности применения данных критериев по отношению к подросткам. Во-вторых, эти критерии уделяют мало внимания изменениям детских симптомов в процессе развития индивида.

Не разрешен также вопрос о том, различаются ли специфические подгруппы симптомов депрессии и связанные с ней особенности в зависимости от возрастных групп. Результаты некоторых исследований показали, например, наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом. Частота проявления ощущения безнадежности, психомоторных реакций и иллюзий с возрастом увеличивается, тогда как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации проявляются реже. По контрасту депрессивное настроение, низкая концентрация внимания и суицидальное поведение не имеют значимой связи с возрастом.

Симптомы депрессивных детей и подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей. В связи с этим очень важным для диагностики является выделение симптомов, типичных для возраста и стадии развития. В подростковом периоде отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида.

Исследователи, которые сравнивали депрессию среди подростков и взрослых, пришли к выводу, что, несмотря на небольшие различия в стадиях развития, симптомы остаются теми же. К этим различиям относятся жалобы подростков на повышенную сонливость, временную бессонницу и булимию. Подростки обнаруживают более неустойчивое протекание депрессии, характеризующееся серьезными межличностными проблемами, а также совершают больше суицидальных попыток, чем взрослые в депрессии.

От детства к подростковому возрасту наблюдается переход от основных неполовых симптомов к более внутренним – психологическим или когнитивным. Предполагается, что в отличие от детей подростки глубиной своего отчаяния, чувством безнадежности и склонностью к самоубийству похожи на взрослых.

Подростковую депрессию от взрослой отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты. Несмотря на различия между депрессией у подростков и взрослых, лечение подростков можно проводить с помощью тех видов терапии, которые доказали свою эффективность в лечении депрессии у взрослых.

Основные цели оценки – отнести имеющиеся у подростка проблемы к диагностической категории, оценить присутствие, отсутствие и уровни специфических жалоб, форм поведения, возможностей и умений, точно определить силу проявления симптомов, трансформировать неопределенные жалобы в специфические поведенческие избытки и недостатки, предвидеть будущее поведение в определенных условиях, произвести исследования и проследить за результатом лечения депрессивных расстройств. Однако для выполнения всех этих функций инструментарий, используемый при оценке депрессии, должен быть надежным и валидным. Большинство погрешностей в квалификации депрессии, которые являются результатом разнообразия получаемой клинической информации и диагностических формулировок, могут быть существенно уменьшены с помощью использования ясных, недвусмысленных диагностических критериев в высокоструктурированных планах диагностических бесед. В связи с указанной проблемой ответов требует также и следующие вопросы.

Во-первых, дети и подростки различных возрастов могут по-разному описывать свои эмоции, ощущения и состояния. Основная проблема заключается в том, что любые изменения в оценочных процедурах могут повлиять на результаты и выводы, потому что одни и те же вопросы могут интерпретироваться по-разному в зависимости от возрастной стадии. Более того, для оценки возрастного соответствия детского поведения клинической картине необходимо знать возрастные особенности депрессивной симптоматики. Но для выявления возрастных особенностей депрессивной симптоматики, в свою очередь, необходимо знать возрастные особенности нормального развития.

 Во-вторых, для получения исчерпывающей и точной картины детских и подростковых проблем информацию необходимо собирать из разных источников (родители, близкие родственники, учителя и сверстники).

 К сожалению, уровень согласованности между различными источниками информации о частоте и характере расстройств довольно низок. Несогласованность бывает не только между информацией, полученной от детей и родителей, но также и между данными, полученными от родителей и учителей. Обычно дети сообщают о меньшем количестве и выраженности симптомов, чем их родители. На несогласованность в сообщениях может повлиять тип депрессивных симптомов. Внутренние депрессивные симптомы, такие как чувство вины, более точно сообщаются самими детьми, тогда как внешние, наблюдаемые симптомы, могут быть более надежно переданы другими людьми. В любом случае подростки могут об одних симптомах сообщить, а о других – нет. Родительские сообщения могут зависеть от низкой осведомленности о детском функционировании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.