РУБРИКИ |
Депрессивные состояния у подростков и их коррекция |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Депрессивные состояния у подростков и их коррекция |
14 |
26 |
16 |
28 |
11 |
28 |
11 |
21 |
20 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 |
С.О. |
13 |
121 |
100 |
24 |
15 |
30 |
9 |
31 |
16 |
29 |
12 |
28 |
11 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 |
М.К. |
15 |
139 |
40 |
26 |
7 |
21 |
10 |
18 |
11 |
19 |
8 |
29 |
15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 |
С.А. |
14 |
124 |
87 |
21 |
11 |
26 |
16 |
25 |
9 |
32 |
18 |
30 |
14 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 |
Л.А |
13 |
128 |
80 |
35 |
4 |
27 |
17 |
26 |
3 |
33 |
20 |
31 |
16 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 |
Ю.Н. |
13 |
130 |
48 |
23 |
11 |
21 |
9 |
29 |
7 |
30 |
12 |
35 |
17 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 |
А.Л |
14 |
135 |
43 |
34 |
13 |
35 |
11 |
31 |
15 |
28 |
12 |
24 |
18 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 |
А.Р. |
14 |
127 |
98 |
42 |
16 |
14 |
3 |
34 |
17 |
24 |
11 |
24 |
18 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 |
О.Х. |
14 |
119 |
65 |
32 |
18 |
28 |
6 |
31 |
11 |
25 |
15 |
27 |
11 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 |
М.Л. |
15 |
115 |
110 |
21 |
17 |
28 |
11 |
25 |
6 |
26 |
10 |
22 |
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 |
К.Л. |
14 |
120 |
80 |
23 |
8 |
31 |
19 |
28 |
10 |
28 |
9 |
20 |
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 |
А.А. |
14 |
126 |
86 |
24 |
7 |
35 |
17 |
29 |
12 |
27 |
13 |
21 |
9 |
Для подтверждения данной зависимости, была проведена ранговая корреляция, с применением коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. В приложении № 3 приведена таблица №3, которая была использована при данной статистической проверке данных. Гипотеза о том, что между двумя наборами данных присутствует статистически достоверная зависимость, подтвердилась, т.к. коэффициент корреляции отличен от нуля, и составляет -0,532. Минус перед коэффициентом означает, что между двумя наборами данных существует обратная зависимость: при увеличении одного, повышается, соответственно, второй.
Вычисления производились по следующей формуле:
rsэмп = 1 - 6∑(d2)/N(N2-1), где d – разность между рангами двух наборов данных, N- количество испытуемых.
rsэмп = 1 – 6*60847/238266=-0,532
Так как остальные шкалы опросника СПА: самоприятие, приятие других, доминирование, эмоциональный комфорт, внутренний контроль выделены на основе факторного анализа, то проведение корреляционного анализа на выявление зависимости между CDI и данными шкалами, не столь важно.
Но из таблицы №2 видно, что у испытуемых с низким показателем адаптивности (12 чел.) присутствует тенденция к низкому уровню самоприятия, приятия других; им свойственна ведомость, внешний контроль. Это свидетельствует о дезадаптации, возможно в результате депрессии.
Таким образом, это явление требует пристального внимания психолога, а также будет учтено при разработке программы коррекции депрессивных состояний у подростков.
2.1.3. Применение стандартизированной беседы и теста Люшера для подтверждения состояния депрессии у подростков.
Цели:
1. Получить дополнительные данные о психо-эмоциональном состоянии подростков.
2. Подтвердить результаты диагностического исследования.
3. Убедить подростков в необходимости групповой коррекции данного эмоционального состояния.
Она направлена на выявление у подростков депрессивного настроения, равнодушия к радостям жизни, переживанию горя, отсутствия реакции, бессонницы или гиперсомнии, деперсонализации, чувства чрезмерной вины.
На беседу были приглашены 12 подростков, показавших высокие баллы по депрессии (17-21) и дезадаптации.
Для проведения беседы была разработана анкета с бланком фиксации полученных результатов, который находится в Приложении № 4.
Анализ беседы с двенадцатью подростками представлен ниже, где видно, что 50% испытуемых имеют депрессию, а остальные имеют тенденцию к ее обнаружению.
1. Часто ли ты испытываешь грусть? Часто – 6 испытуемых, редко – 6, никогда – 0.
2. Часто ли тебе хочется плакать? Часто – 5, редко – 6, никогда – 1.
3. Чувствуешь ли ты себя несчастным? Да -12, нет – 0.
4. Как долго это длится? Недавно – 7, давно – 5.
5. Чувствуешь ли ты себя, что просто не можешь так веселиться, как обычно? Часто? Часто – 5, редко – 4, никогда – 3.
6. Возможно, недавно ушел из жизни или уехал кто-то, кто был очень близок тебе? Да – 2, нет – 10.
7. Если тебе грустно, и вдруг происходит что-то хорошее, тебе становиться лучше? Часто – 1, редко -9, никогда – 1.
8. Трудно ли тебе засыпать? Да – 5, нет – 7.
9. Ты спишь больше, чем обычно? Да – 7, нет – 5.
10. Чувствуешь ли ты иногда, словно находишься вне самого себя, наблюдаешь за тем, как ты что-то делаешь или говоришь, но не являешься частью этого? Часто? Часто – 8, редко – 3, никогда – 1.
11. Часто ли ты чувствуешь вину? Часто – 7, редко – 4, никогда – 1.
12. Часто ли ты думаешь о том, что тебе следует быть наказанным? Часто – 4, редко – 5, никогда – 3.
Восьмицветовой тест Люшера
Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния.
Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества данной методики: быстрота тестирования, простота поставленной перед испытуемым задачи, полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой, возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого, результат не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.
Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер.
Основные цвета и их символические значения:
№1 – синий цвет. Символизирует спокойствие, удовольствие, нежность и привязанность.
№2 – зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.
№3 – красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.
№4 – желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, Любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.
Дополнительные цвета и их символические значения.
№5 – фиолетовый, №6 – коричневый, №7 – черный, №0 – серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.
Процедура обследования.
Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной стороной вверх.
Инструкция: « Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами – цветом машины, одежды, которая вам к лицу, косметики и прочим...»
Обработка данных.
В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают «+», вторая пара – приятные цвета – «*», третья пара – безразличные цвета – «=», последняя пара – несимпатичные цвета – «-».
Результаты и интерпретации смотрятся по таблицам по каждой паре цветов.
Интерпретация результатов:
Таблица № 6
№
Фамилии
Пол
Возраст
1
С.Н.
М
14
70365124
2
Р.К.
М
14
6753241
3
Я.Б.
Ж
13
76031524
4
А.Б.
Ж
15
73516204
5
А.С.
М
15
67035124
6
К.С.
Ж
14
75063142
7
С.Я.
Ж
14
50731264
8
Н.И.
Ж
13
57136042
9
С.В.
Ж
13
10267543
10
И.Т.
М
14
67051423
11
С.О.
Ж
14
7615432
12
Д.Х.
М
13
67104253
В таблице № 6 представлены результаты теста Люшера, из которых видно, что все подростки находятся в негативном эмоциональном состоянии, и испытывают стремление к его ликвидации., т.к. считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные – на последних. Также считается, что присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни.
Большинство испытуемых стремиться либо к уединению, либо к спокойствию и разрешению всех проблем. Нуждаются в одобрении, признании и помощи со стороны окружающих. Результаты теста позволяют принять решение о целях и задачах последующей коррекционной работы.
Далее представлены результаты по первому и последнему цвету по всем испытуемым.
+7-4 (С.Н.;Я.Б.;А.Б.) – разочарование и боязнь, что определять какие-либо новые цели не имеет смысла, вызвали тревогу, ощущение пустоты и презрения к самому себе.
+0-1 (Р.К.) – тревога и беспокойное недовольство вызвали напряжение и стресс.
+6-4 (А.С.) – разочарование и страх, что определять новые цели нет смысла, вызывают тревогу. Переживает от недостатка близких и сочувственных отношений, от недопонимания. Пытается найти спасение в стабильной обстановке.
+7-2 (К.С.) – напряжение, вызванное обстоятельствами, которые выше его возможностей и сил, породило ощущение неполноценности.
+5-4 (С.Я.) – упадок жизненных сил сделал непереносимым дальнейший подъем активности. Хочет спастись бегством в иллюзорный мир.
+5-2 (Н.И.) – сильный стресс вызывают недовольство сложившимися обстоятельствами и эмоц.неудовлетворенность.
+1-3 (С.В.); +6-3 (И.Т, Д.Х) – истощение жизненной энергии сделало невыносимым какой-либо дальнейший подъем и какие-либо требования к возможностям. Ощущение бессилия вызывает у него беспокойство и причиняет острую боль.
+0-2 (С.О.) – неудачная попытка упрочить свое положение в соответствии с собственным высоким мнением о своих достоинствах в сочетании с непрерывным усилием «показать себя», не имея к тому достаточных оснований, привели к стрессу.
Итак, из выше приведенных интерпретаций результатов видно, что все испытуемые находятся в негативном эмоциональном состоянии, проявляют тенденцию к его ликвидации, при помощи уединения, спокойной обстановки. Испытывают потребность в близких, доверительных отношениях, порой углубляясь в мир фантазий. Проявляют недовольство собой, испытывают чувство собственной неполноценности.
Следовательно, по результатам беседы и теста Люшера можно сделать вывод о том, что 12 подростков, показавшим высокие баллы по CDI и СПА, действительно испытывают чувство эмоционального дискомфорта, что подтверждает результаты предыдущего диагностического исследования.
В ходе проведения диагностического исследования на предмет выявления депрессивного состояния у 62 подростков в возрасте 13-15 лет были получены следующие результаты: у 3 человек обнаружено состояние депрессии, 9 испытуемых показали маскированную депрессию. С данными подростками в количестве 12 человек было принято решение о проведение коррекции депрессивных состояний.
2.2. Разработка программы коррекционной работы с депрессивными подростками
При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту.
В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности – сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.
В связи с этим принято решение разработать коррекционную программу на основе социально-психологического тренинга и тренинга личностного роста.
Цель коррекции: коррекция депрессивных состояний у подростка.
Задачи коррекции:
1. Устранить симптомы депрессивного состояния.
2. Сформировать навыки саморегуляции.
3. Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
4. Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
5. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
6. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного достижения.
Категория участников: коррекция рассчитана для подростков, лучше, если возраст участников превышает 11-12 лет. Дети младшего возраста еще не вступили в подростковый период поиска себя, и им сложно будет заниматься неактуальными для них темами.
Требования к проведению.
· Состав групп: 10-15 человек;
· Группа должна комплектоваться на добровольной основе;
· Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы;
· Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.
· Место проведения: зал для групповой работы.
· Форма проведения: групповые занятия.
· Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю.
Каждое занятие состоит из трех частей: 1.Вводная часть (разминка). 2.Основная часть (рабочая). 3.Завершение.
Коррекционная работа рассчитана на 10 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 20 часов). Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе. Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на предстоящее занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.
Далее приведен план групповой коррекции депрессивных состояний у подростков. Описание упражнений находится в Приложениях № 5, 6, 7.
План коррекционной программы
Занятие 1. Тема « Знакомство»
Цель: знакомство, сплочение группы, выработка правил, развитие коммуникативных навыков.
«Баранья голова». Цель: в быстрой и непринужденной форме познакомиться, запомнить имена.
«Заключение контракта». Цель: выработать правила группы с помощью мозгового штурма.
«Дигикон». Цель: сплотить группу, развитие навыков общения, социальных навыков.
«Аплодисменты по кругу». Цель: повышение самооценки участников через позитивное подкрепление со стороны сверстников.
Д\З: принести поделки, сделанные своими руками.
Занятие 2. Тема: « В мире людей»
Цель: сплочению группы, повышение коммуникативной грамотности участников, обучение навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
«Рекламный ролик». Цель: развитие навыка эмпатии, сплочение группы, развитие коммуникативных навыков.
«Прогулка доверия». Цель: испытать чувство доверия \недоверия, разрешая себе быть незрячим и ведомым, повысить чувство принадлежности к группе, составить представление о важности доверия в группе.
.«Говорю, что вижу». Цель: развитие безоценочного восприятия.
«Официант, в моем супе муха». Цель: развить навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
«Передача движения по кругу». Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.
Занятие 3. Тема: «В море эмоций»
Цель: расширить знания участников о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного восприятия эмоций, обучить навыкам выражения собственных эмоций и чтение их у других людей.
«Привет». Цель: установление доверительных отношений между членами группы.
«Называем чувства». Цель: обогащение словаря эмоций у участников. «Шурум-бурум». Цель: познакомиться с эмоциями.
«Бумажные мячики (Снежки)». Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения.
Занятие 4. Тема «Мои качества и ценности»
Цель: создать условия для переоценки личностных качеств, ценностей, повышения самооценки, усиления Эго.
«Рассчитайся». Цель: настроится на работу, повысить чувство принадлежности к группе, развить коммуникативные навыки.
«Футболки». Цель: поделиться особенностями своего самовосприятия, определить аспекты личности, которые обычно остаются скрытыми, тренировка навыков эмпатии, по-новому взглянуть на свое собственное поведение, определяя характеристики своей личности. Усилить чувство принадлежности к группе при помощи самораскрытия, увеличить степень принятия себя, выслушивая реакции на свои слова, которые не являются осуждающими и оценочными.
«Драгоценные качества». Цель: подкрепить позитивное восприятие себя, определяя пять сильных черт, которые им в себе нравятся; тренировка навыков эмпатии.
«Система личных ценностей и самооценка». Цель: определить свои личные ценности, изучить свою систему ценностей, улучшить понимание своей самооценки.
Занятие №5. Тема: «В глубине души»
Цель: создать условия для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
«Прогноз погоды». Цель: настроиться на работу, повысить навыки эмпатии, повысить чувство принадлежности к группе.
«Волшебная рука». Цель: повышение самооценки, усиление эго.
«Волшебная лавка». Цель: исследовать свою собственную значимость, определяя свои ценные личные качества.
Занятие 6. Тема «Среди проблем»
Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.
«Сигнал». Цель: приготовиться к последующей работе, повысить чувство принадлежности к группе.
«Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида». Цель: определить свои потери и поделиться ими с группой; обсудить свое прохождение цикла потери и определить стадию, на которой они сейчас, по их мнению, находятся. Получить представление о процессе переживания острого горя, получить представления о подростковых суицидах, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии.
«Я чувствую себя хорошо». Цель: обучение вхождению в ресурсное состояние.
«Спасибо за приятное занятие». Цель: завершение занятия.
Занятие 7. Цель: « Среди проблем». Продолжение
Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.
«Меняющаяся комната». Цель: настроиться на работу.
«Черный шар: идентификация проблемы». Цель: определить и обсудить в группе некоторые личные проблемы; выяснить разницу между проблемами, которые они могут контролировать, и теми, над которыми они не властны.
«Техника двойной колонки». Цель: выработка навыка идентификации необоснованных автоматических мыслей.
«Аукцион». Цель: научить справляться с плохим настроением.
«Спасибо за приятное занятие». Цель: повышение самооценки, завершение занятия.
Занятие 8. Тема: « Наши обиды»
Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности, психологическая коррекция детских обид.
«Будешь! Не буду!». Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности.
«Слова, которые причиняют боль». Цель: уменьшить чувство одиночества и уникальности своих проблем при помощи обсуждения в группе своих болезненных воспоминаний; улучшить представления о себе, «реконструировав» негативные сообщения.
«Копилка обид». Цель: осознать бесплодность накопленных обид, повысить рефлексивность, улучшить представления о себе.
«Вверх по радуге». Цель: обучить вхождению в ресурсное состояние.
Ритуал завершения занятия.
Занятие 9. «Прошлое, будущее, настоящее»
Цель: создать условия, способствующие осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
«Автобиография». Цель: ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам.
«Планирование будущего». Цель: определить планы на будущее, структурировать понятие о жизни, повысить уровень рефлексивности.
Ритуал завершения занятия.
Занятие 10. Тема: «Финал»
Цель: подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.
«Розовый куст». Цель: повышение самооценки, исследовать свою собственную значимость, определяя свои личные качества.
«Чемодан в дорогу». Цель: повышение рефлексивности, исследование собственной значимости.
«Контракт». Цель: осмыслить пережитое в группе и составить контракт с самим собой о планах на будущее.
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Коррекционная работа проводилась на базе СОШ № 4 с двенадцатью подростками.
В ходе работы подростки проявляли активность и заинтересованность.
После всех занятия проводился диагностический замер, с использованием тех же диагностических методик, что и вначале, для того, чтобы выяснить осуществился ли процесс коррекции депрессивных состояний.
В таблице № 7 представлены результаты трех срезов, осуществленных в процессе коррекционной работы по опроснику CDI, из которой видно, что произошли изменения, депрессия не обнаруживается. Для подтверждения данных результатов был использован критерий t-Стьюдента, который основывается на статистической проверке достоверности различия средних показателей по двум наборам данных. Далее приведена формула, по которой осуществлены вычисления:
t = |S2ср.1 – S2ср.2| / √(m21 + m22)
Таблица №7 Результаты трех диагностических срезов по опроснику CDI
№
Фамилии
Пол
Возраст
1-ый замер
2-ой замер
3-ий замер
1
С.Н.
М
14
18
16
12
2
Р.К.
М
14
19
18
10
3
Я.Б.
Ж
13
19
15
4
4
А.Б.
Ж
15
21
18
9
5
А.С
М
15
17
15
11
6
К.С.
Ж
14
19
16
6
7
С.Я.
Ж
14
21
17
4
8
Н.И.
Ж
13
18
17
5
9
С.В.
Ж
13
18
16
2
10
И.Т.
М
14
17
15
9
11
С.О.
Ж
14
21
17
9
12
Д.Х.
М
13
18
14
1
Xср.=19
Xср.=16
Xср.=7
Гипотезы:
Hо: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно отличаются.
H1: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно не отличаются.
1. Замер 1 и замер 2.
S2ср.1 = 1/12 ∑(xк1 – xср.1) 2 = 1/12 * 34 ≈ 2.8
S2ср.2 = 1/12 * 18 = 1.5
m21 = S2ср.1/n1 = 2.8/12 ≈ 0.2
m22 = S2ср.2/n2 = 1.5/12 ≈ 0.125
t = |2.8 – 1.5 | / √0.2 +0.125 = 1.3/0.6 ≈ 0.7
2. Замер 1 и замер 3.
S2ср.1 = 2.8
S2ср.3 = 1/12 * 146 ≈ 12
m21 = 0.2
m23 = 1
t = |2.8 – 12 | / √0.2 +1 = 9.2/1.09 ≈ 8.44
3. Замер 2 и замер 3.
S2ср.2 = 1.5
S2ср.3 = 1/12 * 146 ≈ 12
m22 = 0.125
m23 = 1
t = |1.5 – 12 | / √0.125 +1 = 10.5/0.6 ≈ 9.9
Из таблицы критических значений для критерия t-Стьюдента выяснили, что tкр.(0.05) ≥ 2.07, вследствие чего, выборочные средние величины по первому и по второму замерам статистически достоверно не отличаются, а вот средние величины по второму и третьему замерам, а также по первому и третьему замерам статистически достоверно отличаются.
Следовательно, процесс коррекции был осуществлен, и поставленная цель была достигнута.
На графике №1 показана динамика изменения уровня депрессии по группе. На графике №2 показана динамика изменения уровня адаптивности по группе.
График №1. График №2.
СПА шкала адаптивность
В таблице № 8 представлены результаты трех срезов, осуществленных в процессе коррекционной работы по опроснику СПА, по его шкале адаптивности, из которой видно, что произошли изменения, уровень адаптивности повысился. Для подтверждения данных результатов был использован критерий t-Стьюдента, который основывается на статистической проверке достоверности различия средних показателей по двум наборам данных. Далее приведена формула, по которой осуществлены вычисления:
t = |S2ср.1 – S2ср.2| / √(m21 + m22)
Гипотезы:
Hо: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно отличаются.
H1: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно не отличаются.
Таблица № 8 Результаты трех диагностических срезов по опроснику СПА.
№
Фамилии
Пол
Возраст
1-ый замер
2-ой замер
3-ий замер
а
б
и
а
б
и
а
б
и
1
С.Н.
М
14
90
119
43
100
109
48
120
86
58
2
Р.К.
М
14
96
125
43
105
104
50
115
90
56
3
Я.Б.
Ж
13
100
130
43
110
119
48
124
100
55
4
А.Б.
Ж
15
81
150
35
115
120
49
118
101
54
5
А.С.
М
15
92
110
46
108
111
49
|
© 2010 |
|