РУБРИКИ |
Депрессивные состояния у подростков и их коррекция |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Депрессивные состояния у подростков и их коррекция |
90 |
129 |
41 |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
М.С. |
14 |
М |
10 |
24,5 |
128 |
51 |
72 |
44 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
С.К. |
13 |
Ж |
12 |
37 |
135 |
43 |
76 |
55 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Г.М. |
14 |
М |
4 |
5,5 |
131 |
30 |
81 |
61 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
С.И. |
14 |
М |
6 |
10 |
134 |
40 |
77 |
57 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Г.А. |
13 |
Ж |
8 |
13,5 |
134 |
38 |
78 |
58,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
И.А. |
14 |
М |
10 |
24,5 |
144 |
53 |
73 |
46,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Я.Ю. |
14 |
Ж |
21 |
61 |
91 |
148 |
38 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
И.Н. |
14 |
Ж |
18 |
55 |
86 |
130 |
40 |
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Х.Л. |
13 |
Ж |
14 |
44,5 |
116 |
40 |
74 |
50,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
А.С. |
14 |
М |
10 |
24,5 |
100 |
115 |
47 |
12,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
А.М. |
14 |
Ж |
16 |
51 |
81 |
125 |
39 |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
В.С. |
13 |
Ж |
18 |
55 |
114 |
100 |
53 |
15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 |
Г.С. |
14 |
М |
11 |
33 |
120 |
80 |
60 |
29 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
П.А. |
14 |
М |
10 |
24,5 |
145 |
65 |
69 |
37 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
Т.К. |
15 |
Ж |
13 |
40 |
139 |
49 |
74 |
50,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
Я.М. |
13 |
М |
9 |
16,5 |
119 |
65 |
73 |
46,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 |
С.О. |
13 |
Ж |
4 |
5,5 |
139 |
49 |
74 |
60,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 |
Т.И. |
14 |
М |
17 |
52,5 |
61 |
70 |
47 |
12,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 |
К.С. |
14 |
Ж |
15 |
50 |
122 |
97 |
56 |
19,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
Т.А. |
14 |
Ж |
14 |
44,5 |
119 |
100 |
54 |
16 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 |
А.Д. |
14 |
Ж |
3 |
2 |
126 |
93 |
58 |
24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 |
Д.А. |
15 |
М |
2 |
1 |
131 |
69 |
66 |
35,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 |
О.С. |
14 |
Ж |
21 |
61 |
101 |
130 |
44 |
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 |
Р.Л. |
14 |
Ж |
10 |
24,5 |
126 |
40 |
76 |
55 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
Б.И. |
13 |
М |
10 |
24,5 |
115 |
48 |
71 |
42 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 |
О.К. |
13 |
Ж |
9 |
16,5 |
121 |
87 |
60 |
29 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 |
И.К |
14 |
Ж |
8 |
13,5 |
124 |
92 |
57 |
21,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 |
С.О. |
13 |
Ж |
4 |
5,5 |
121 |
100 |
55 |
17,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 |
М.К. |
15 |
Ж |
10 |
24,5 |
139 |
40 |
78 |
58,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 |
С.А. |
14 |
М |
11 |
33 |
124 |
87 |
59 |
26,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 |
Л.А |
13 |
М |
6 |
10 |
128 |
80 |
62 |
32,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 |
Ю.Н. |
13 |
Ж |
7 |
12 |
130 |
48 |
73 |
46,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 |
А.Л |
14 |
М |
12 |
37 |
135 |
43 |
76 |
55 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 |
А.Р. |
14 |
Ж |
4 |
5,5 |
127 |
98 |
56 |
19,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 |
О.Х. |
14 |
Ж |
9 |
16,5 |
119 |
65 |
65 |
34 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 |
М.Л. |
15 |
Ж |
10 |
24,5 |
115 |
110 |
51 |
14 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 |
К.Л. |
14 |
М |
11 |
33 |
120 |
80 |
60 |
29 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 |
А.А. |
14 |
Ж |
6 |
10 |
126 |
86 |
59 |
26,5 |
Приложение № 4
Бланк индивидуальной стандартизированной беседы.
1. Часто ли ты испытываешь грусть? Часто, редко, никогда
2. Часто ли тебе хочется плакать? Часто, редко, никогда
3. Чувствуешь ли ты себя несчастным? Да, нет.
4. Как долго это длится? Недавно, давно.
5. Чувствуешь ли ты себя, что просто не можешь так веселиться, как обычно? Часто? Часто, редко, никогда.
6. Возможно, недавно ушел из жизни или уехал кто-то, кто был очень близок тебе? Да, нет.
7. Если тебе грустно, и вдруг происходит что-то хорошее, тебе становиться лучше? Часто, редко, никогда.
8. Трудно ли тебе засыпать? Да, нет.
9. Ты спишь больше, чем обычно? Да, нет.
10. Чувствуешь ли ты иногда, словно находишься вне самого себя, наблюдаешь за тем, как ты что-то делаешь или говоришь, но не являешься частью этого? Часто? Часто, редко, никогда.
11. Часто ли ты чувствуешь вину? Часто, редко, никогда.
12. Часто ли ты думаешь о том, что тебе следует быть наказанным? Часто, редко, никогда.
Приложение № 5
Описание упражнений. Упражнения разминки.
«Баранья голова». Цель: в быстрой и непринужденной форме познакомиться, запомнить имена.
Инструкция: « Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В данной группе нам предоставляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всей совместной работы будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
«Рекламный ролик». Цель: развитие навыка эмпатии, сплочение группы, развитие коммуникативных навыков.
Инструкция: - Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара.
Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги.
Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
«Привет». Цель: установление доверительных отношений перед работой.
Инструкция: участникам предлагается поздороваться различными способами. Глазами, локтями, бедрами, носами. Анализ: Какие ощущения возникли? Было ли вам комфортно? Чем вызвано?
«Прогноз погоды». Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение».
«Сигнал». Цель: приготовиться к последующей работе, повысить чувство принадлежности к группе. Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
«Меняющаяся комната». Цель: настроиться на работу. Инструкция: Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате .… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…
«Будешь! Не буду!». Участники встают в пары. Взявшись за руки, играют в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает. «Будешь!» Второй тянут на себя и говорит: «Не буду». Упражнение длиться три минуты, затем ребята меняются ролями. Короткое обсуждение: Чем отличается просьба от требования? Кто как себя чувствован в процессе упражнения?
Приложение № 6
Описание упражнений. Основная часть.
«Заключение контракта». Цель: выработка правил группы с помощью мозгового штурма. Следует записать все выработанные правила на доске или листе ватмана.
1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).
2.Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.
3.Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.
4. Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.
5. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
6. Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях. И др. правила.
«Дигикон». Цель: сплотить группу, развитие навыков общения, социальных навыков.
Порядок действий: В соответствии с замыслом игры участники должны исполнять роли «узников» и «роботов» (то есть тех, кто ведет себя подобно механизмам). На каждую «камеру» с 3-7 «узниками» положено по одному «роботу». Таким образом, из 12 участников можно сформировать 3 «камеры» по 3 «узника» в каждой и к ним 3 «роботов». Снабдите каждого бумагой и карандашом.
1. Разбейте игроков на группы любой численности от 4 до 8 — размеры могут варьировать.
2. В каждой группе попросите одного добровольца сыграть робота. Предложите «роботам» представить, что они являются механическими рабами, которые обязаны повиноваться своим хозяевам. Они могут видеть, слышать, двигаться и реагировать, но не умеют говорить.
3. Сообщите остальным, что они являются «узниками», заключенными в камеры, и поместите каждую группу в угол или возле стены, отгородив ее столами и стульями, чтобы получилась «камера». Расположите «камеры» как можно дальше друг от друга. «Роботы» стоят снаружи, перед камерами своих хозяев, и ждут начала деятельности.
4. Обратите общее внимание на большой дверной ключ, который вы положите у всех на виду.
5. Ознакомьте всех со следующим сценарием. По ходу чтения он покажется сложным, но разъяснения займут всего несколько минут, и управлять игрой будет трудно лишь в первый раз. С каждым последующим разом она будет проходить все легче, и вы даже начнете украшать ее всякими фантастическими подробностями.
Сценарий: Вы все являетесь героями научно-фантастического рассказа. Одни — пришельцы из космоса, а другие — роботы. Земляне заключили всех пришельцев в тюрьму и заперли в камеры. Стража в любой момент может увести их на казнь. Единственная возможность для пришельцев убежать — приказать роботам принести ключ (лежит на виду), который подходит к двери каждой из камер. Но необходимо спешить, потому что неизвестно, кем окажутся пленники в других камерах — друзьями или врагами. Те, кому удастся бежать, могут либо выпустить остальных, либо убить их.
6.Роботы могут заходить куда угодно, кроме камер. До того, как узники смогут воспользоваться услугами своих роботов, им придется создать их «память» и отдать последним ряд команд, которые нужно записать. К сожалению, «память» роботов способна удержать лишь 10 команд, каждая из которых состоит максимум из двух слов. Это единственные звуки, на которые роботы могут реагировать. Более того — команды не могут отдаваться на каком-либо известном языке; они должны состоять из бессмысленных слов: например «зин» — «иди вперед» или «чат» - «иди назад». Это продиктовано тем, что в каждой камере сидят представители различных цивилизаций, у которых нет общего языка, и потому им приходится его изобретать.
7. В каждой камере группа заключенных должна выработать свои условные команды и занести их в «справочные таблицы» соответствующих роботов, чтобы затем им можно было приказать пойти, взять ключ и принести его в камеру. Таким образом, роботы реагируют на ряд заранее определенных команд. Эти команды, когда их усвоят, можно повторять и отдавать в любой последовательности. Однажды сформированную память роботов нельзя изменить.
Когда вы покончите с объяснениями, кратко ответьте на вопросы и убедитесь, что все понимают, что им нужно делать. Затем дайте «узникам» 5 минут на формирование «памяти» «роботов». Каждая «камера» должна обсудить, какие «слова» будут означать команды для «роботов», и записать их вместе с переводом на «нормальный» язык. Вы же продолжаете следить за ходом работы, никоим образом не вмешиваясь и тем, более не встревая со своими предложениями.
8. По истечении 5 минут удалите всех роботов из комнаты. После этого объявите, что стражники сделали в тюрьме кое-какие перестановки, и сдвиньте мебель — например, перетащите стол на середину комнаты и скажите, что это туннель, по которому роботам придется ползти за ключом. Добавьте еще несколько препятствий, чтобы роботам пришлось, например, через что-то перелезать. Если хотите, можете перекладывать ключ с места на место, а если вы играете в «Дигикон» с очень умной группой, то можете позволить себе настоящую «подлость» и положить ключ туда, где «роботам» будет трудно его увидеть. После такого отдельные «узники» придут в полное смятение, поскольку им наверняка и в голову не приходило ввести в «память» роботов слова «ползти» или «перелезать». Успокойте их и посоветуйте «стараться изо всех сил».
9. После того как «пленники» уяснят последовательность действий, которые необходимо выполнить их «роботам», чтобы добыть ключ, пригласите «роботов» подойти к вам, заберите у них «шпаргалки», перемешайте их и снова раздайте так, чтобы ни у одного из них не оказалось в руках первоначального варианта. Это наверняка посеет панику как в рядах «роботов», так и «пленников». Вы же прокомментируйте свои действия тем, что роботы — всего лишь машины, и неважно, чьим командам они подчиняются.
10. Объявите, что теперь «роботы» готовы к действию. В первый момент все игроки будут в замешательстве, но спустя время кто-либо из «узников», а может быть, сразу несколько, начнут выкрикивать команды из своих списков. «Роботы» примутся лихорадочно изучать собственные списки, чтобы выяснить, чьи в них проставлены команды, и что они означают. В конце концов, кто-нибудь из них узнает «свою» команду и отреагирует на нее, что подстегнет других игроков, и начнется гонка. Может подняться страшный шум, на «роботов» посыплются приказы, брань и одобрительные возгласы. В общей суматохе и напряжении играющие могут подзабыть правила, так что сохраняйте бдительность и держите в узде наиболее ретивых игроков. Возможно, вам придется заталкивать людей назад в «камеры», проверять «словари», если у вас возникло подозрение, что «роботы» откликаются более чем на 10 командных слов, и запрещать команды, заставляющие «роботов» нападать друг на друга. При работе с молодежной группой лучше всего предупредить, что если один «робот» дотронется до другого, то оба немедленно «замрут» до тех пор, пока не поступит команда разойтись. Возможно, что непосредственно вам придется подать сигнал об окончании игры, поскольку игроки в пылу борьбы могут не заметить, что один из «роботов» уже захватил ключ, и его команда побеждает, а даже если и заметят, то, часто, войдя в раж, продолжают «направлять» своих «роботов», полагая, что именно трудности по преодолению препятствий — наиболее важная часть игры. Или, наоборот: некоторые игроки могут сдаться задолго до финала, расценив свой «словарь» как никуда не годный. Однако такое решение может быть опрометчивым, поскольку, при наличии творческого подхода, даже очень бедный словарный запас можно использовать самым удивительном образом.
Обсуждение: Что нового узнали? Какие ощущения возникали в процессе упражнения? Менялись ли они? Как можно применить это в жизни?
«Говорю, что вижу». Цель: развитие безоценочного восприятия. Инструкция: Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Описательные высказывания, в отличие от оценочных высказываний, вызывают у партнера общения большее желание понять и изменить свое поведение. К примеру: «Лена – ты неряха» – это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» – описание поведения. Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что вы видите относительно любого из участников. К примеру: «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Информация для ведущего: ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.
«Официант, в моем супе муха». Цель: развить навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться. Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения. Попросите двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру. После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время, и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.
РОЛЬ А. Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.
РОЛЬ Б. Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.
Анализ: 1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп? 2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения? 3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению? 4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: к примеру, одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?
«Называем чувства». Цель: обогащение словаря эмоций у участников. Инструкция: Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства.
Можно проводить это упражнение как соревнование между двумя командами или же, как общегрупповой «мозговой штурм». Результат работы группы – лист ватмана с написанными на нем словами можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова – это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы. Обсуждение: Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?
«Шурум-бурум». Цель: научиться выражать эмоции, познакомиться с эмоциями. Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное им чувство.
«Бумажные мячики (Снежки)». Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Инструкция: - Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
«Волшебная рука». Цель: повышение самооценки, усиление эго.
Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка. Обсуждение: Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.
«Волшебная лавка». Цель: исследовать свою собственную значимость, определяя свои ценные личные качества. Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.
Инструкция: - Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это – старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я – продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.
«Автобиография». Цель: ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. Нас здесь будет интересовать не столько перечень внешних событий как таковых, сколько внутренняя история нашей жизни, исследований тех условий, событий и людей, которые повлияли на нее, и то, как происходило взаимодействие с ними. Для того, чтобы люди, которые, возможно, будут читать вашу биографию, понимали о чем идет речь, следует вкратце остановиться на каких-то существенных внешних событиях вашей жизни, таких как время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, количество братьев и сестер и каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили, и какие природные условия вас окружали. Постарайтесь указать влияние всех этих факторов на ваше развитие, и, вообще, если вы ссылаетесь на какие-то внешние обстоятельства своей жизни, объясните, какое, по вашему мнению, влияние они на вас оказали. Стиль: излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того места в своей жизни, которое по каким-то причинам привлекает их больше всего. Каждый из этих подходов может применяться достаточно успешно. Иногда хорошо их сочетать, набросав вначале общий план основных событий в хронологическом порядке, а потом, останавливаясь подробно на том, что в данный момент больше всего привлекает, а затем, вновь возвращаясь к плану, чтобы проверить, не выпали ли из рассказа какие-то существенные моменты. Пишите так, чтобы вам было легко, даже если при этом ваше изложение будет грешить против грамматических и стилистических правил. Самое важное — начать писать любым способом. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания, и не страшно, если важные вопросы и проблемы проявятся не сразу, но лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.
Списывая свою жизнь, будьте как можно более откровенны и беспристрастны, не пытайтесь подвергать цензуре те места, которые могут, по вашему мнению, представить вас в невыгодном свете. Наоборот, вы почувствуете, что, обращая внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь, вы узнаете немало полезного для себя. Постарайтесь указать, в чем заключаются ваши «больные места». Стремясь достичь наиболее объективной и честной позиции во взгляде на свою жизнь, вы сможете лучше ее осознать и в дальнейшем предпринимать более конструктивные шаги. Если вы обнаружите, что ваша биография оказалась слишком длинной и бессвязной, хорошо вдобавок к ней написать более короткий и четко организованный вариант, который поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы.
Длинный вариант послужит тому, чтобы вы почувствовали себя свободнее и отобрали материал; он важен для вашего внутреннего использования. Короткий вариант поможет рассказать о себе другим и организует ваши собственные мысли. Ваше развитие в целом. Каким человеком вы были в разные периоды своей жизни? Как вы изменились с тех пор? Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя? Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими; чтобы защититься от них? Проиллюстрируйте все это своими рисунками. Опишите любые кризисы развития или поворотные моменты вашей жизни, во время которых происходили изменения в вашем отношении к жизни или уровне осознания. Такие события часто переживаются как «испытание» или «инициация» и могут проходить как кризис или проверка на прочность.
Какие стереотипы вы замечаете в своей жизни? Существуют ли какие-нибудь определенные конфликты, которые повторялись в различных ситуациях? Вынесли ли вы из своего жизненного опыта какие-то уроки? Конкретные вопросы.
Опишите ваши самые ранние воспоминания, и неважно, действительно вы это помните или это плод воображения. Опишите свои повторяющиеся детские сны. Укажите любые травмировавшие вас события, например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д. Как это повлияло на вас? Характер жизни в целом и ее значение. Рассказывая о своей жизни, подумайте, какой, как вам кажется, она отражает архетип? Придумайте миф или сказку о своей жизни. Запишите ее и проиллюстрируйте рисунками, на которых основные действующие лица будут представлены в виде каких-то архетипов. Если бы вам пришлось ее озаглавить, какие бы названия (название) и подзаголовки вы использовали? Принимаете ли вы свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно? В чем, как вы полагаете, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?
«Планирование будущего». Цель: определить планы на будущее, структурировать понятие о жизни, повысить уровень рефлексивности. Инструкция: Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Для начало необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая. В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более менее реальные цели и спрогнозировать реальные события. Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей. Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их. Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей. Определите пути преодоления этих недостатков. Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям. Определите пути преодоления внешних препятствий. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни). С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана. Укажите конкретную дату.
«Розовый куст». Цель: повышение самооценки, исследовать свою собственную значимость, определяя свои личные качества. Инструкция: Введение: «С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был «Золотой цветок", в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций. Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еще более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — развитие от бутона до раскрывшейся розы. Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта жизненная внутренняя сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я». Порядок выполнения:
1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.
2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.
3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые, постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.
4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться, медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.
5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.
6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите, как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.
7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь, спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны.
8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе, что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит…
«Чемодан в дорогу». Цель: повышение рефлексивности, исследование собственной значимости. Группа садится по кругу.
Инструкция: мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.
«Копилка обид». Цель: осознать бесплодность накопленных обид, повысить рефлексивность, улучшить представления о себе.
Участникам предлагается нарисовать копилку и поместить в ней все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: Что с этим делать? Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к себе как об одной из самых плохих привычек. Все решают, что сделать с копилкой. Ведущий предлагает разорвать и сжечь. Проводится ритуал сжигания обид. Обсуждение: Что делать с текущими обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду важно для самого себя, ныне является решением проблемы, равно как и злость и другие агрессивные формы.
«Я чувствую себя хорошо». Цель: обучение вхождению в ресурсное состояние.
Ведущий (задание адресовано каждому члену группы). Назови 5 ситуаций вызывающих ощущение «Я чувствую себя хорошо», воспроизведи их в воображении, запомни чувства, которые при этом возникают, представь, что ты кладешь их в такое место, откуда сможешь достать, когда пожелаешь. Нарисуй, куда ты их положил. Краткое обсуждение.
«Аукцион». Цель: научить справляться с плохим настроением.
По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске. Обсуждение: Какие способы более приемлемы? Какие безопасны? Какие следует выбрать?
«Вверх по радуге». Цель: обучить вхождению в ресурсное состояние.
Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взлетают вверх по радуге, а выдыхая, съезжают вниз. Повторить 2 раза. Упражнение повторяется с открытыми глазами, а количество повторений увеличивается до 7 раз. Обсуждение: Как пользоваться своим ресурсным состоянием? Ведущий должен убедиться, что участники тренинга поняли, что теперь они смогут справляться со своими проблемами с помощью собственных ресурсов.
«Прогулка доверия». Цели: повысить чувство принадлежности к группе, обсуждая результаты групповой работы; составить представление о важности доверия в группе. Материалы. Повязки на глаза — по одной на каждую пару. Участники группы в этом упражнении разбиваются на пары. Если количество участников нечетное, кто-то может работать втроем. Разбиться на пары участники могут по собственному желанию. Но часто партнеров полезно назначать. Группа начинается с общей беседы о доверии. Прогулка с завязанными глазами следует за дискуссией. Каждый партнер, имеет возможность пройтись с завязанными глазами, будучи ведомым, так и сопровождать того, у кого глаза завязаны, будучи, «зрячим» и ведущим. Помещение большого размера идеально подойдет для проведения этого упражнения. «Зрячий» партнер ведет «незрячего» по имеющемуся пространству, в это время он «знакомит» незрячего с теми предметами, которые находятся вокруг него, например, со стульями, партами. По команде ведущего, участники меняются ролями, и партнер. По окончании этого этапа группа возвращается в круг для обсуждения.
Инструкция. Упражнение начинается с беседы о том, что такое доверие. Примерные вопросы: «Что такое доверие?», «Уверенность в том, что вы можете положиться на силу характера или честность кого-либо?», «Хорошо или плохо быть доверчивым?», «Когда не стоит доверять другим?», «Когда стоит доверять другим?». Представьте упражнение, которое вызовет чувства доверия или недоверия (или и то и другое) прямо сейчас. Разбейте участников на пары и каждой выдайте платки, чтобы завязать глаза. Сообщите группе, что у каждого будет возможность побывать как в роли «слепца», так и в роле «зрячего», быть как ведомым, так и поводырем. Тем, кто завязал глаза, предложите, чтобы они проверили, действительно ли они ничего не видят,
потому что зрение разрушит те переживания, которые можно испытать во время этого задания. Предупредите «зрячих», что им следует бережно обращаться со своими подопечными. Позвольте участникам в парах самим решить, кто первым будет завязывать глаза. Понаблюдайте за тем, как будет проходить процесс обсуждения, и вы будете вознаграждены интересными откровениями об их отношениях. Поведение участников в тот момент, когда они распределяют роли между собой, крайне интересно. Когда вы чувствуете, что времени прошло достаточно, дайте команду о смене ролей. Тот, кто был поводырем, теперь будет ведомым. Закончив упражнение, предложите группе вернуться в круг.
Проработайте результаты упражнения, предложив следующие вопросы для обсуждения: что вам понравилось в этом упражнении? чему вы научились?
кем вам больше понравилось быть — поводырем или ведомым?
Адресуйте этот вопрос всем, чтобы каждый по очереди мог на него ответить. Этот вопрос поможет начать дискуссию о зависимости и независимости. Помните о значении ответа каждого участника. Этот вопрос поможет извлечь интересную информацию.
«Слова, которые причиняют боль». Цель: уменьшить чувство одиночества и уникальности своих проблем при помощи обсуждения в группе своих болезненных воспоминаний, улучшить представления о самом себе, «реконструировав» негативные сообщения.
Материалы: бумага и карандаши или ручки, текст релаксации, текст визуализации «Слова, которые причиняют боль». Визуализация в этом упражнении используется для того, чтобы извлечь воспоминания детства, в которых участнику говорили неприятные слова. Эти «слова, которые причиняют боль», после проведения визуализации записываются на бумаге. После краткого объяснения сообщений и внутреннего диалога слова, которые причиняют боль, трансформируются в слова, которые создают позитивное (а не негативное) представление о себе.
Инструкция: «Скажите группе, что события детства во множестве записываются в нашем сознании, так же как звуки записываются на магнитофонную пленку. Эта запись воспроизводится в нашем сознании снова и снова на протяжении всей жизни. Так же как мы запоминаем слова песни, когда слушаем ее достаточно часто, мы запоминаем и высказывания на «пленке нашей памяти». Иногда эти высказывания болезненны для нас. Негативные высказывания могут быть изменены так же, как может быть изменена запись на кассете. Позитивная запись помогает создать позитивное представление о себе. Чтобы придать особое значение этой идее и проиллюстрировать ее, вы можете продемонстрировать с помощью магнитофона на запись и воспроизведение какого-нибудь сообщения. Запишите несколько высказываний и прослушайте их на занятии. Вы можете использовать следующие высказывания: «Ты идиот! Зачем ты это сказал!» «Думаешь, что ты самый умный. Посмотри, что ты наделал». «Ты что, собираешься опозориться перед всей группой!» Затем запишите вместо этих негативных высказываний позитивные, например, такие: «Твои идеи хороши и нужно, чтобы их услышали». «Ты не хуже, чем кто бы то ни 6ыло!» «Просто сделай это! Ты никогда не узнаешь, если не попробуешь!» Далее объявите, что сейчас группе предстоит принять участие в визуализации. Это упражнение поможет участникам группы встретиться с важными событиями детства, которые были записаны в памяти. Объясните, что визуализацию лучше всего проводить в тишине, в спокойной обстановке. Предложите участникам группы устроиться поудобнее на своих стульях или переместиться на пол или на маты, или найти любое место в комнате, где им будет удобно. Приглушите свет, если это возможно, и прочитайте вслух текст релаксации и текст визуализации «Слова, которые причиняют боль». После завершения визуализации предложите группе записать слова, которые приходили им на ум во время упражнения. Затем, начните с кого-нибудь и идите по кругу, прорабатывая эти слова с каждым участником. Когда участники читают свои списки, предлагайте им переделывать свои высказывания таким образом, чтобы они оставались схожими по звучанию, но приобретали позитивный характер. Например, негативное высказывание «Ты эгоист» может быть преобразовано в позитивное высказывание «Ты оптимист». Оптимист — это человек, который уверен в завтрашнем дне, — этот образ гораздо более позитивен. Один мальчик как-то трансформировал высказывание «Ты кончишь в тюрьме» в «Ты побываешь на Луне». Еще один мальчик, увлекающийся музыкой, изменил высказывание «Тебе ничего не светит» на «В твоих песнях жизнь и трепет». А одна пятнадцатилетняя девочка заменила «Как можно быть такой тупой» на «Скоро станешь ты крутой». Бывает, что некоторым участникам тяжело в одиночку изменять свои сообщения. В этом случае предложите группе помочь таким ребятам. Если трудности возникают у большей части группы, то ведущему следует подключиться и оказать помощь самим. Заключение. Заканчивая упражнение, напомните группе, что, то, как мы о себе думаем, влияет на то, как мы себя чувствуем. Последствия минувшей боли могут быть преодолены силой позитивного мышления. Стимулируйте участников к тому, чтобы они использовали эти новые мысли до тех пор, пока они не «запишутся» поверх старых записей. Убедите их выписать свои переделанные высказывания и поместить их в те места, где они чаще всего их видят, например, приклеить их на зеркало в ванной или туалете или на внутренней стороне обложки в записной книжке.
Текст релаксации. Я надеюсь, что все удобно устроились. Если это так, закройте глаза и обратите внимание на свое тело. Дайте себе почувствовать вес тела, покоящегося на стуле (или на полу, на диване, на ковре). (Пауза.) Сейчас я прошу вас подумать о вашем любимом цвете. Вообразите, что этот цвет — это теплый, мягкий свет, похожий на облако, который окутывает ваши ступни и икры. Почувствуйте, как удобно и приятно вашим ногам находиться в этом свете. Представьте, что сеет начал медленно подниматься по ногам вверх; сначала он проплывает по вашим лодыжкам и икрам, а затем — по коленям и бедрам. По мере того как свет движется, ваши ноги расслабляются. (Пауза.) Теперь мягкий свет струится через вашу поясницу. Пока он движется, позвольте себе расслабиться, расплыться по вашему стулу (полу, дивану). (Пауза.) Цветной свет, похожий на облако, продолжает подниматься по телу, вверх по животу, груди и спине. Теперь он окружает ваши плечи и шею, позволяя мышцам полностью расслабиться. Свет стекает вниз по рукам, и по мере того, как вы чувствуете его прикосновение, ваши руки, предплечья, а затем кисти и пальцы становятся мягкими и тяжелыми. (Пауза.) Свет движется. Он распространяется вверх от кончиков пальцев ног. Он движется через живот, спину и грудь и обвивает плачи. (Пауза.) Он скатывается вниз по рукам, через кисти и капает с кончиков пальцев, забирая с собой весь стресс и все напряжение. Теперь свет находится вокруг вашей шеи. Когда он охватывает ваше лицо, мышцы челюсти (Пауза.) и мышцы головы (Пауза.) полностью расслабляются. Мягкий свет перетекает к самой макушке. (Пауза.) Сейчас, его движение закончено; он проходит по ногам, по телу, через плечи, руки, кисти и самые кончики пальцев. Он поднимается вверх вдоль шеи, по волосам к вашей макушке. Окутанные его мягкостью, вы чувствуете себя безопасно и расслабленно.
Текст визуализации «Слова, которые причиняют боль». Мне бы хотелось, чтобы вы представили себя входящим в большие, богато украшенные ворота. Это ворота в ваши детские воспоминания. Толкните эти ворота и прислушайтесь к звуку, с которым они открываются. Проходя ворота, вы слышите стук щеколды за вашей спиной. Вы оказались на тропинке, которая ведет в дом вашего детства. Теперь вы видите этот дом, (Пауза.) вы поднимаетесь по лесенке и смотрите через окно на сцену из вашего детства. (Пауза.) Может быть, это шумная сцена с проявлением гнева, в которой важный для вас человек с ненавистью кричит на вас; это может быть и безмолвная сцена, где присутствует только малыш, не согласившийся с замечанием, доставившим ему большую боль. Что за слова вас так ошеломили? (Длинная пауза.) Возьмите эти слова с собой и покиньте место ваших детских воспоминаний. Вернитесь по тропинке назад к большим и богато украшенным воротам. Пройдите сквозь ворота, услышьте звук щеколды у себя за спиной. Вернитесь в наше время, в нашу комнату, вернитесь к нам.
«Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида». Цель: получить представление о процессе переживания острого горя, получить представление о подростковых суицидах, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии. Материалы: доска. Описание метода. В этом упражнении ведущий выступает как лектор, и информация, которую он дает, обычно является ноной для подростков. В идеале, члены группы принимают активное участие в работе и на всем протяжении занятия их просят поделиться опытом потерь. Предоставляемая модель дает участникам возможность пересмотреть опыт потерь. Инструкция. Попросите членов группы подумать о том времени, когда они чувствовали себя по-настоящему несчастными в течение длительного времени. Но мере того как участники вспоминают, записывайте их ответы на доске. Наиболее часто даются следующие ответы: чья-то смерть, смерть домашнего животного, потеря невинности (путем изнасилования или инцеста), когда я разбил свою машину, когда я потерял работу, когда я провалил алгебру. Объедините эти события общим названием «потери». Объясните, что результатом потери часто является депрессия.
Упомяните, что существуют два типа депрессий. Эндогенная депрессия: вызванная биохимическим состоянием организма; может передаваться по наследству (врожденная); поддается лечению антидепрессантами. Экзогенная депрессия, вызванная ситуацией, пережитой человеком (часто некоторой потерей). Депрессия часто имеет как экзогенные, так и эндогенные черты.
Теперь переходите к модели цикла потери Кюблера-Росса. Нарисуйте на доске скелет модели. Начертите горизонтальную линию и скажите, что жизнь идет вдоль нее. Когда происходит потеря (поставьте крестик на правом конце линии), течение жизни нарушается, и человек начинает выдавать предопределенный цикл реакций (от крестика вниз нарисуйте петлю). Восстановление после потери — болезненный процесс и, тем не менее, этот процесс меняет человека, делает его сильнее и устойчивее (нарисуйте линию, выходящую из петли выше, чем линия, входящая в нее: эта вторая линия символизирует жизнь на более высоком уровне). Попросите участников подумать о потерях, которые они перенесли в своей жизни. Объясните, что это могут быть давние потери, от которых они уже оправились; причины, в силу которых они попали на курс коррекции, еще не пережитые потери. Попросите каждого участника поделиться с группой одной значительной потерей. Пойдите по кругу, чтобы каждый участник получил слово. Выражение уважения и почтения должно подчеркнуть важность этого момента. Ведущий может понижать голос и моделировать торжественность и серьезность. Когда это выполнено, начните представление модели. Частые вопросы участникам включают их в работу, либо предотвращают превращение занятия в монолог. Вопросы не должны быть угрожающими и должны способствовать рассказам о своем опыте. Некоторые полезные вопросы приведены ниже: «Как вы считаете, какая реакция на потерю самая распространенная? Ответ: отрицание, шок, отказ поверить». «Реагировал ли кто-нибудь из вас на свою потерю тем, что отказывался поверить в то, что произошло?», «Следующим шагом в реакции на потерю обычно бывает сделка. Случалось ли такое с вами?», «Как вы думаете, каково основное чувство в период изменений, связанных с потерей? Ответ: гнев». «На кого вы будете сердиться? Ответ: на виновника, на Бога, на себя, на других». Запишите эти ответы на доске, как показано на Модели. Обычно подростки сами приходят к этим ответам, если задала ставится им в подбадривающей манере и дается время на обдумывание реакций. Пройдите различные стадии в подобном стиле, бросая группе вызов и приветствуя самораскрытие и рассказы о своих переживаниях.
Уделите достаточно времени объяснению феномена «пробитого дна» и рассмотрению реакции «отчаяния». Подростки, имевшие по пытки суицида, обычно с готовностью говорят о наличии чувства безнадежности, беспомощности, отчаяния и подавленности.
В этот момент легко рассматривать проблему самоубийства среди подростков. И опять же ваше лучшее действие — задавать вопросы.
«Знаете ли вы кого-то, кто пытался покончить с собой? Как вы думаете, у мальчиков или у девочек попытки самоубийства чаще заканчиваются смертельным исходом? Каковы признаки того, что человек готовится совершить самоубийство? Почему суицид сильнее угрожает подросткам, чем взрослым? Что бы вы сделали, если бы вам показалось, что ваш друг может совершить самоубийство? Что бы вы сделали, если бы ваш друг заставил вас поклясться, что вы никому не выдадите этой тайны? Не забудьте признать ценность этих защитных механизмов, помогающих людям избежать переживания болезненных чувств. Но, вместе с тем объясните эмоциональную цену этих защит; принятию потери может помешать запрет переживать. И выражать сильные чувства, такие как отчаяние.
«Драгоценные качества». Цели: подкрепить позитивное восприятие себя, определяя, пять сильных черт, которые км в себе нравятся; напомнить себе об этих позитивных чертах путем создания символических ювелирных украшений; научиться давать обратную связь. Материалы: бумага и карандаши для составления списков, кожаные ремешки, проволока, струны и другие материалы, подходящие для изготовления браслетов и ожерелий.
«Система личных ценностей и самооценка». Цели: изучить систему ценностей; улучшить понимание особенностей своей самооценки. Формат проведения этого упражнения — управляемая дискуссия, где ведущий выступает в роли учителя.
Ведущий описывает формирование
системы личных ценностей. Группа в режиме мозгового штурма рождает
список ценностей, которые
руководитель затем выписывает на доску.
Изучается рациональность каждой
ценности, перечисленной на доске. Затем обсуждается влияние системы личных ценностей на самооценку. Необходимо поговорить о перестройке системы
ценностей человека. Начните с того, подростки находятся в процессе
формирования и реформирования своих
систем ценностей. Вопросы: «Как мы
развиваем наши этические ценностные системы? Ответ: «Перерабатывая и усваивая
сообщения, полученные нами
от важных для нас людей»;
«Кем могут быть эти люди?»
Ответ: «Родители, родственники, друзья
семьи, учителя, священники, служители
закона, общественные лидеры, сверстники».
Подумайте о ваших собственных ценностях: о
«должен и не должен», о «всегда и
никогда». Например, большинство Членов этой группы, скорее всего, согласятся с тем, что вы высоко цените честность. Большинство из
вас считают: «Я должен быть
честным» - и это является вашей ценностью; «Какие ценности еще существуют? Что ты об этом думаешь (пройдите весь круг, чтобы
каждый участник назвал хотя бы одну ценность.) Записывайте на доске ответ каждого участника. Объясните, что как только человек
определяет что-то как ценное
для себя, ему важно это уважать. Если кто-то изменяет своей ценности, его собственное достоинство
падает в его глазах. Следуйте своей системе ценностей, и вы перестанете
чувствовать се6я
неудачником. Приведите
пример. Скажем, девушка, ценностью которой является. «Не вступать в интимные отношения до заключения
брака, все-таки
занялась любовью со своим приятелем. Чтобы перестать испытывать чувство вины и прочие негативные
ощущения, она должна выбрать одно из следующих действий: прекратить заниматься сексом со своим
парнем; решить, что эта
ценность больше не важна для нее; решить, что занятия сексом до вступления в брак возможны, но только если отношения
действительно серьезные. Организуйте
дискуссию. Вы можете обратиться к одному или
двум членам группы с вопросом о том, какие мысли пришли им в голову по поводу этой ценности. Обычно этот
диалог служит началом оживленной
беседы. Каждый должен получить слово
хотя бы один раз. Прежде чем
разговор зайдет слишком далеко станет очевидным, что большинство подростков хотя бы изредка нарушает свой этический кодекс. Теперь вы можете
рассмотреть, как это нарушение влияет
на самооценку. Нарушение своей системы
ценностей наносит самооценке серьезный
ущерб. Если вы утвердились в одном убеждении, а
затем пошли против него, образ вашего Я в ваших собственных;
глазах подвергается атаке. Вы кажетесь себе слабым, бесхарактерным, «нехорошим, не заслуживающим хорошего
отношения,
нелюбимым и т.» — обо всем этом мы
говорим себе, когда у нас не
получается соответствовать своим ценностям.
Завершите занятие, повторив основы: важная часть деятельности подростка — развитие собственной системы ценностей.
1. Самооценка тесно связана с соответствием личной системе
ценностей.
2. Детские ценности в подростковом возрасте могут переставать быть ценными. По мере того как вы растете, мир для вас перестает делиться только на черное и белое.
3. Проверять и менять ваши ценности с возрастом — естественно и нормально, ценности всегда можно укрепить, удалить или изменить.
«Футболки». Цель: по-новому взглянуть на свое собственное поведение, определяя характеристики своей личности; усилить чувство принадлежности к группе при помощи самораскрытия; увеличить степень принятия себя, выслушивая реакции на свои слова, которые не являются осуждающими иными. Материалы: копия рабочих материалов «Футболки» для каждого участника, цветные маркеры. Участники индивидуально работают с «Футболками». Для хорошей работы необходимы твердые поверхности: столы, пол или книги. На лицевой стороне футболок участники изображают свою личность такой, какой ее видят окружающие; на тыльной стороне они изображают свою личность такой, какой она является для них самих. Каждому по очереди предстоит представить свою работу всей группе. Поощряется обратная связь и вопросы друг другу.
Вы обнаружите, что в вашей группе кто-то обязательно одет футболку. Обратите на нее внимание группы и заметьте, что надпись спереди, несомненно, предназначена для того, чтобы ее дочитали. Подчеркните, что одна сторона «футболок - это «лицо», а другая — «спина». Лицевая сторона предает «социальное Я» участников — ту часть личности, которая выставляется на обозрение окружающих. Им предстоит нарисовать свои «социальные Я» на лицевых сторонах их футболок. Рисунки могут представлять собой картинки, символы, слова или различные комбинации всего этого. Оборотная сторона «футболки» — это «тайное Я» участников, та часть их личности, которая скрыта от остальных людей. Каждый участник нарисует свое «тайное Я» при помощи картинок, символов и слов. Спросите: «Какого цвета, по вашему мнению, может быть печаль? (некоторые люди думают, что печаль серая или черная, для некоторых она зеленая); «Какого цвета может быть гнев, ревность, счастье?» Предложите участникам в течение двадцати минут индивидуально поработать над своими «футболками». Позвольте можете предоставить группе одну-две лишних минуты для подготовки.) Когда время истечет; соберите всех участников и начните им во время выполнения работы сесть в такое место, где они смогут расположиться удобно. По прошествии двадцати минут громко объявите: «Время!», и соберите группу в общий круг для обсуждения их творений. Иногда участники не успевают справиться с работой в срок и могут попросить продлить время. Объясните им, что каждый должен успеть сказать несколько слов о своей «футболке», и поэтому1 временное ограничение необходимо; (впрочем, вы можете предоставить группе одну-две лишних минуты для подготовки.)
Когда время истечет; соберите всех участников и начните обсуждение по кругу. Вначале приветствуйте предоставление им во время выполнения работы сесть в такое место, где они смогут расположиться удобно. По прошествии двадцати минут громко объявите: «Время!», и соберите группу в общий круг для обсуждения их творений. Иногда участники не успевают справиться с работой в срок и могут попросить продлить время. Объясните им, что каждый должен успеть сказать несколько слов о своей «футболке», и поэтому1 временное ограничение необходимо; (впрочем, вы обсуждение по кругу. Вначале приветствуйте предоставление обратной связи тем участникам, которые только что объяснили свои работы. Такие высказывания ведущего, как «Я думаю, ты! Очень хорошо себя знаешь» или «Я не мог себе представить, что в тебе столько гнева, неудивительно, что ты не давно подрался!» создают модель безоценочного принятия отсветов. Остальные участники будут продолжать в том же духе.
«Черный шар: идентификация проблемы». Цели: определить некоторые личные проблемы; выяснить разницу между теми проблемами, которые они могут контролировать, и теми, над которыми они не властны.
Материалы. По одному черному (не надутому) воздушному шарику для каждого участника группы. Таблички, предназначенные для написания имен, для каждого участника. Скотч. Маркеры. Булавки. Описание метода. Участники пишут на карточках свои имена и прикрепляют к ним скотчем булавки. Смысл в прикреплении булавки к карточке с именем (булавка в этом упражнении становится инструментом принятия решения) заключается в том, что таким образом подчеркивается принадлежность участникам принимаемых ими решений.
После этого ведущий читает небольшую лекцию, посвященную идентификации проблем. Все участники говорят о проблемах, с которыми они сталкивались в своей жизни. Ведущий помогает им определить те проблемы, с которыми они: могут справиться, и те, которые им не подвластны. Всем членам группы нужно раздать по одному черному воздушному шарику. Каждый участник надувает свой шар, дуя в него столько раз, сколько проблем он в себе видит. Затем все участники вешают шары себе на шеи и ведущий беседует с каждым из них о возможностях, которыми они обладают, чтобы противостоять своим проблемам. После этой беседы участник может, если захочет, проткнуть свой шарик булавкой с прикрепленной к ней табличкой с именем. Инструкция. Попросите участников сделать для себя таблички с именами. Поощряйте креативность при их изготовлении — пусть табличка отражает особенности участников. Пусть они осторожно прикрепят булавку на лицевую часть своих табличек маленьким кусочком скотча. Раздайте воздушные шарики. Попросите участников задуматься над проблемами, присутствующими в их жизни. Намекните, что это могут быть проблемы с родителями или братьями и сестрами, проблемы со школьными учителями и наставниками, проблемы с друзьями, партнерами и, возможно, даже проблемы с законом. Поговорите о двух типах проблем: о тех, с которыми мы можем что-то сделать, и о тех, с которыми мы ничего поделать не можем. Например, подросток, отличающийся резкими эмоциональными вспышками, может научиться контролировать свое поведение; но ребенок не в силах повлиять на решение родителей о разводе. Нужно научиться различать две эти категории проблем. "Попробуйте добиться примеров от группы, спросив их примерно следующее: «С какими, проблемами из вашей жизни вы можете справиться, а с какими нет?» После этого пойдите по кругу, чтобы участники, отвечая на этот вопрос, определили некоторые свои проблемы.
Если
у них совершенно опускаются руки и им не удается выделить
конкретную проблему из той огромной недифференцированной
массы, с которой они сталкиваются каждый день. Если вы
обнаруживаете такого участника, имеет смысл поработать с ним
над идентификацией проблем отдельно, вне группы. Черные шарики розданы каждому участнику. Предложите им надуть свои шарики так, чтобы
каждый «выдох» в шарик представлял некую
проблему. С каждым дыханием в шарик
вдувается одна проблема. Если определены только одна или две проблемы,
попросите участника вдуть их в шарик
несколько раз, с запасом. Постепенно каждый должен полностью надуть свой шарик, и тогда его нужно привязать на шею. Теперь у каждого есть собственный
черный шар проблем. Скажите участникам, что теперь у
каждого из них есть выбор.
Они могут начать работу над теми проблемами, с которыми могут справиться, и
постараться забыть об остальных,
а могут не делать
ничего. Решение за ними. Если они захотят продолжать таскать у себя на шее черные шары, полные проблем, они могут сделать соответствующий выбор. Но если они решают начать действовать (принять на
себя ответственность за проблемы или
избавиться от них), они могут оторвать
булавку от карточки со своим именем и взорвать
баллон.
Приложение № 7. Описание упражнений. Упражнения-завершения.
«Аплодисменты по кругу». Цель: завершить занятие.
Инструкция: мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
«Передача движения по кругу». Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.
Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз. Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.
«Спасибо за приятное занятие». Цель: завершение занятия.
Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
[1] Покрасс М.Л. Активная депрессия. Добрая сила тоски. Самара, 2001г.
[2] Трикетт Ш. Как победить депрессию и избавиться от тревоги. М.: ЭКСМО, 2002г.
[3] Курпатов А.В. Как избавиться от тревоги, депрессия, раздражительности. СПб, 2002г.
[4] Голант М., Голант С. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. М, 2001г.
[5] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996г.- с.67
[6] Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000 г.- с.316
[7] Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004 г. – с.67
[8] Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004 г. – с.67
[9] Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. М, 2000г.
[10] Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить депрессию.\\ Семья и школа, 1988г., № 8.
[11] Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004г.
[12] Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адптации.\\ Вопросы психологии.
|
© 2010 |
|